Научная статья на тему 'Архитектор Виктор Мелик-Парсаданов – автор уникальных зданий в послевоенном Севастополе. К 100-летию со дня рождения'

Архитектор Виктор Мелик-Парсаданов – автор уникальных зданий в послевоенном Севастополе. К 100-летию со дня рождения Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
121
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.П. Мелик-Парсаданов / Севастополь / Советская архитектура / послевоенное восстановление / Крым / Melik-Parsadanov / Sevastopol / Soviet architecture / Postwar reconstruction / Crimea

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Овсянникова Елена Борисовна, Васильев Николай Юрьевич

26 июля 2022 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Виктора Мелик-Парсаданова (1922─1991), автора проектов не менее полусотни построенных в Севастополе зданий, а также многих архитектурных объектов в Крыму. Этот выдающийся зодчий был выпускником Архитектурного факультета Индустриального института в Баку, с 1945 года работал в Севастополе в организациях Военморпроект-30 и Горпроект, был главным архитектором этого города и всего Крыма. Без его построек невозможно сегодня представить центральный холм Севастополя и Большую Морскую улицу. Однако имя зодчего очень редко упоминается краеведами и историками. В данной статье авторы пытаются восполнить этот пробел на основе материалов семейного архива Мелик-Парсадановых и Государственного архива г. Севастополь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architect Victor Melik-Parsadanov, the author of unique buildings in post-war Sevastopol. On the 100th anniversary

July 26 marked the 100th anniversary of Viktor Melik-Parsadanov (1922─1991), the author of projects for at least fifty buildings built in Sevastopol, as well as many other architectural objects in the Crimea. This outstanding architect was an alumnus of the Faculty of Architecture of the Industrial Institute in Baku. From 1945 he worked in Sevastopol in the Voenmorproekt-30 and Gorproekt organizations, was the chief architect of this city and the entire Crimea. Today it is impossible to imagine the central hill of Sevastopol and Bolshaya Morskaya Street without his buildings. However, the name of the architect is very rarely mentioned by local historians. In this article, the authors try to fill this gap based on the materials of the Melik-Parsadanov family archive and the State Archive of Sevastopol.

Текст научной работы на тему «Архитектор Виктор Мелик-Парсаданов – автор уникальных зданий в послевоенном Севастополе. К 100-летию со дня рождения»

Architecture and Modern Information Technologies. 2022. №4(61). С. 68-80

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ

Научная статья

УДК/UDC 72.03(477.75-21Севастополь)"195/196":929 DOI : 10.24412/1998-4839-2022-4-68-80

Архитектор Виктор Мелик-Парсаданов - автор уникальных зданий в послевоенном Севастополе. К 100-летию со дня рождения

Елена Борисовна Овсянникова113, Николай Юрьевич Васильев2

1Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия 2Научно-исследовательский университет Московский государственный строительный университет, Москва, Россия 1eb.ovsyannikova@ya.ru, 2nikolai@vassiliev.net

Аннотация. 26 июля 2022 г. исполнилось 100 лет со дня рождения Виктора Мелик-Парсаданова (1922—1991), автора проектов не менее полусотни построенных в Севастополе зданий, а также многих архитектурных объектов в Крыму. Этот выдающийся зодчий был выпускником Архитектурного факультета Индустриального института в Баку, с 1945 года работал в Севастополе в организациях Военморпроект-30 и Горпроект, был главным архитектором этого города и всего Крыма. Без его построек невозможно сегодня представить центральный холм Севастополя и Большую Морскую улицу. Однако имя зодчего очень редко упоминается краеведами и историками. В данной статье авторы пытаются восполнить этот пробел на основе материалов семейного архива Мелик-Парсадановых и Государственного архива г. Севастополь.

Ключевые слова: В.П. Мелик-Парсаданов, Севастополь, Советская архитектура, послевоенное восстановление, Крым

Для цитирования: Овсянникова Е.Б. Архитектор Виктор Мелик-Парсаданов - автор уникальных зданий в послевоенном Севастополе. К 100-летию со дня рождения / Е.Б. Овсянникова, Н.Ю. Васильев // Architecture and Modern Information Technologies. 2022. №4(61). С. 68-80. URL: https://marhi.ru/AMIT/2022/4kvart22/PDF/04 ovsyannikova.pdf DOI : 10.24412/1998-4839-2022-4-68-80

ARCHITECTURAL HISTORY AND CRITICISM

Original article

Architect Victor Melik-Parsadanov, the author of unique buildings in post-war Sevastopol. On the 100th anniversary

Elena B. Ovsyannikova113, Nikolay Yu. Vassiliev2

1Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia 2Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, Russia

Abstract. July 26 marked the 100th anniversary of Viktor Melik-Parsadanov (1922—1991), the author of projects for at least fifty buildings built in Sevastopol, as well as many other architectural objects in the Crimea. This outstanding architect was an alumnus of the Faculty of Architecture of the Industrial Institute in Baku. From 1945 he worked in Sevastopol in the Voenmorproekt-30 and Gorproekt organizations, was the chief architect of this city and the entire Crimea. Today it is impossible to imagine the central hill of Sevastopol and Bolshaya Morskaya Street without his buildings. However, the name of the architect is very rarely mentioned by local historians. In this

12 © Овсянникова Е.Б., Васильев Н.Ю., 2022

article, the authors try to fill this gap based on the materials of the Melik-Parsadanov family archive and the State Archive of Sevastopol.

Keywords: Melik-Parsadanov, Sevastopol, Soviet architecture, Postwar reconstruction, Crimea For citation: Ovsyannikova E.B., Vassiliev N.Yu. Architect Victor Melik-Parsadanov, the author of unique buildings in post-war Sevastopol. On the 100th anniversary. Architecture and Modern Information Technologies, 2022, no. 4(61), pp. 68-80. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2022/4kvart22/PDF/04 ovsyannikova.pdf DOI: 10.24412/1998-48392022-4-68-80

Виктор Паруйрович (Павлович) Мелик-Парсаданов (1922-1991) родился в Баку, в семье врача, потомка князей из г. Шуша в Нагорном Карабахе. В 1945 году он, окончив Индустриальный (Политехнический) институт им. М. Азизбекова в Баку, был распределен в Каспийскую флотилию, а далее направлен по его просьбе в Севастополь (рис. 1). Он работал в организации Военморпроект-30, а позднее перешел в гражданскую организацию Горпроект, был главным архитектором Севастополя в 1959-1961 годах и долгое время -главным архитектором Крыма, проектировал ряд санаториев на южном берегу Крыма и другие объекты на юге нашей страны. Мелик-Пасаданов - автор проектов около полусотни построенных в Севастополе зданий и инженерных сооружений. Небезынтересно, что его жена Майя Ильинична Мелик-Парсаданова (Фонберштейн. 1925-2021), также была архитектором, окончила тот же институт в 1949 году, а далее работала в Севастополе, потом в Симферополе. Она автор двух знаковых севастопольских построек - Клуба строителей и жилого дома на ул. Луначарского, 18. Своей лучшей работой она считала Спинальный санаторий им. Н.И. Пирогова в Саках. Ещё при жизни она вместе с дочерями передала авторам данной статьи ряд материалов из семейного архива.

Рис. 1. В.П. Мелик-Парсаданов. Фотография 1950-х гг.

Мелик-Парсаданов создал ряд жилых кварталов, административных зданий и инженерных сооружений, став легендарной личностью в профессиональной среде уже с молодости. Сегодня ясно, что именно он со своими ближайшими коллегами предопределил облик почти всего центрального городского холма - послевоенную застройку улиц Суворова, Советская, Дроздова, Сергеева-Ценского. Алексакиса, Людмилы Павличенко, и других. В числе его построек бывшее Политуправление Черноморского флота (первоначально казармы, их проект часто приписывают одному В.И. Ежову, молодому соавтору Мелик-Парсаданова) (рис. 2).

Рис. 2. Казармы (Политуправление). Перспектива. 1950-е гг.

Малоизвестно, что так называемая «вилла» командующего Черноморского флота с гостевым домом, расположенная у самого Владимирского собора XIX века, исторической доминанты на центральном холме, тоже постройка Мелик-Парсаданова 1950-х годов.

Надо признать выдающимся по своим архитектурным качествам здание Отдела гидрографии Черноморского флота, выстроенное также близ Владимирского собора и памятника Ленину на центральном холме, открытого в 1957 году (скульптор П.И. Бондаренко, архитекторы Г.В. Щуко и С.Я. Туровский). Это послевоенная реконструкция по проекту Мелик-Парсаданова объекта 1930-х годов (к сожалению, он в настоящее время превращается в руину, хотя имеет огромный потенциал для актуального использования) (рис. 3).

Рис. 3. Здание Отдела гидрографии Черноморского флота. Проект реконструкции. Перспектива. 1949 г.

В числе лучших построек Мелик-Парсаданова импозантный жилой дом, расположенный напротив церкви Петра и Павла XIX века (рис. 4). Благодаря нарядной лоджии с коринфскими колоннами это здание, обрамляющее угол квартала, до сих пор выглядит не хуже исторического храма. Ордерное решение, конечно, восходит не к ранней греческой классике, а к Ренессансу, но определенная визуальная рифмовка двух построек здесь очевидна.

Рис. 4. Дом на площади у церкви Петра и Павла. 1952 г.

Одной из самых привлекательных его построек можно назвать также расположенный поблизости от площади у церкви Петра и Павла большой жилой дом с магазинами, выходящий на улицу Сергеева-Ценского. Он состоит из ряда корпусов и обрамляет с южной стороны большой квартал (дома по ул. Суворова, 29-31; ул. Советской, 34) (рис. 5). Сложный силуэт дома со стороны моря, с выступающими над венчающим карнизом фронтончиками, обусловлен желанием зодчих, работавших после войны в городе, придать живописность панораме, открывающейся на центральный холм с моря [1].

Рис. 5. Проект жилых кварталов на улицах Суворова и Советской. Вид фасадов с улицы Суворова. 1952 г. (дом с башней, показанный слева, не был построен)

В огромном списке построек архитектора и казармы, и морские причалы, и многие иные типы сооружений. Мало кто в Севастополе знает, что ему принадлежит авторство группы домов на улице Гоголя (дома 22, 22а, 24, 26), а также большой казармы (теперь здания административного здания ЧФ, ул. Гоголя, 37) (рис. 6). Он же проектировал жилые дома близ Малахова кургана (ул. Героев Севастополя, 58, ул. Николая Островского, 69).

Рис. 6. Казарма (административное здание) на ул. Гоголя, 37

Мелик-Парсаданов руководил также строительством Драматического театра им. А.В. Луначарского по проекту тяжело заболевшего Валентина Пелевина (1913-1958)2. Молодому зодчему доверили неслучайно это ответственное дело, потому что его дипломный проект, ряд чертежей которого сохранился, был посвящён именно театру [2]. За авторский надзор на строительстве севастопольского театра зодчий получил почётную грамоту в 1957 году.

Киевский архитектор В.И. Ежов, начинавший свой творческий путь в Севастополе, писал: «Определенное влияние на моё творческое образование во время работы в Севастополе оказал мой старший товарищ и друг Виктор Павлович Мелик-Парсаданов, - Когда мы в 1949 году приехали в Севастополь, он уже успел к этому времени восстановить и построить крупный жилой комплекс. Он был в гуще всех архитектурно-строительных событий не только в Севастополе, но и по всей базе Черноморского флота (мы работали в Военморпроекте и проектировали различные гражданские, промышленные и военные объекты в Севастополе, Ялте, Феодосии, Евпатории, Туапсе и других городах Причерноморья).

Виктор был человеком, одарённым самой природой, имел идеальный музыкальный слух и мог воспроизвести практически любое классическое произведение, хорошо рисовал, играл в шахматы, был ярым футбольным болельщиком, обладал прекрасной памятью. <...>

Я был благодарен судьбе, что попал в его архитектурную бригаду. За четыре года тесного творческого содружества (в дальнейшем в наш авторский коллектив вошел Юрий Фердман) мы запроектировали и построили ряд крупных жилых и административных зданий и

2 Эта роль обычно приписывается Юрию Траутману, главному архитектору Севастополя в 19451948 годах, на самом деле переведённому в разрушенный землетрясением 1948 года Ашхабад к моменту начала возведения здания театра в Севастополе [5].

комплексов, активно участвовали во всех объявляемых конкурсах на застройку центра, отдельных площадей и объектов города.

Оставив солидный след в проектной практике и восстановлении Севастополя, В.П. Мелик-Парсаданов с семьёй переехал в Симферополь и возглавил архитектурно-планировочное управление Крымской области. Работая на ответственном посту начальника АПУ -главного архитектора Крыма - уделял большую часть времени организационно-управленческим вопросам, он по-прежнему был душой окружавшего его коллектива, и вместе со своей супругой-архитектором Майей Ильиничной продолжал работать на авторскими объектами, никогда не оставляя реальной практики» [2, с. 192-193].

Мы хотим напомнить о малоизвестных фактах творческой биографии Мелик-Парсаданова, который вместе с Юрием Фердманом и Валентином Артюховым, отвечавшим за генеральный план Севастополя, решил создать на центральном холме целый музейный комплекс. После войны было решено разместить в жилом доме, заново выстроенном по проекту Фердмана на месте развалин прежней застройки, Художественный музей (Музей им. М.П. Крошицкого, во время войны эвакуированный). Непосредственно от дома с предполагавшимся музеем, Владимирского собора (усыпальницы российским адмиралов) и памятника Ленину Мелик-Парсаданов запроектировал сквер, направленный к северной части центрального холма, обрамлённый рядами деревьев, композиционно объединивший весь разнохарактерный ансамбль (сквер сохранился до сих пор).

При поддержке Мелик-Парсаданова, возглавлявшего архитектурную мастерскую Горпроекта в 1957-1964 годах, Б.В. Калинковым был выполнен ряд вариантов нереализованного проекта реконструкции Владимирского собора под Музей двух оборон Севастополя (1957-1964). Судя по всему, иначе этот храм, доминирующий на центральном холме, было нелегко сохранить (рис. 7).

Рис. 7. Генеральный план центрального холма с Владимирским собором-усыпальницей российских адмиралов

На чертежах сохранившегося генерального плана этого места можно видеть и спроектированные Мелик-Парсадановым с Ежовым казармы (позднее Политуправление), и данный музей в соборе с пристроенными к нему новыми помещениями, и намеченное благоустройство этой территории, а также - реконструированное Мелик-Парсадановым здание Отдела гидрографии Черноморского флота, выстроенные по его проектам виллу и гостевой дом главнокомандующего ЧФ, а также жилой дом, где предполагался музей по

проекту Ю.Д. Фердмана и намеченное по его же проекту административное здание Черноморского флота (оно не было построено). Важно, что большую полукруглую нишу этого объекта украшала бы «Башня Ветров»3 . Это говорит о большом внимании к историческому контексту, сегодня не воспринимающемуся зачастую как часть проектировавшегося архитектурного ансамбля.

Наиболее известен в городе Мелик-Парсаданов как автор проекта большого квартала на Большой Морской улице (дома 10, 14, 16, 18) и Одесской улице (дома 19, 23, 25) (рис. 8). Это была одна из его первых масштабных работ, доведённых до реализации, включая интерьеры магазинов, расположенных в нижних этажах представительных жилых зданий.

в) г)

Рис. 8. Жилой квартал. Вид со стороны Большой Морской и Одесской улиц. 1949-1950 гг.: а) фото от лестницы у кинотеатра «Победа», фото 1950-х гг.; б) вход в магазин во время строительства; в) вид южной части квартала; г) вид жилого дома по ул. Одесской

Этот жилой квартал (по старой нумерации № 26) расположен напротив кинотеатра «Победа», по чётной стороне улицы. Центральная ось его композиции направлена на аналогичную ось кинотеатра. Как рассказал архитектор в письмах 1945-1949 гг. своей жене М.И. Мелик-Парсадановой, его работа шла в период поиска общего принципа массовой

3 Вентиляционная шахта, решённая в стиле «а ля грек», уцелевшая после пожара, уничтожившего Морскую библиотеку XIX века и отреставрированная А.Л. Шеффером [6].

застройки центральных улиц. Даже когда уже были сделаны фундаменты этих домов, ещё не были ясны ни их этажность, ни особенности отделки фасадов. На эту тему была большая профессиональная дискуссия с участием знаменитого зодчего Л.М. Полякова, а также Ю.А. Траутмана, но победителем в ней вышел Мелик-Парсаданов, быстро исполнивший множество эскизов разных вариантов этажности и уличных фасадов данной застройки [4].

Весь созданный им квартал представляет собой террасы, спускающиеся к Одесской улице, с лестницами и балюстрадами (до войны здесь был овраг, его засыпали, устроив Комсомольский парк). В центре квартала был поставлен четырехэтажный, так называемый «адмиральский» дом. Его название не случайно, что понятно, если посмотреть планы этажей с огромными и весьма необычными для своего времени квартирами. Они с трансформируемым пространством гостиных и выходами на глубокие лоджии. В их планировке можно видеть реализацию мечты о комфорте жилища будущего, противопоставленной конструктивистским утопиям 1920-х годов об обобществлении быта, спальных кабинах, коллективной системе питания и воспитания детей. Так изменилась к послевоенному времени не только наружная архитектура, но внутренняя структура домов для советской элиты. Жизнь людей в СССР к тому моменту отчасти ушла от уравниловки. Жилые дома стали отражать социальные привилегии начальства в сравнении с рядовыми гражданами. Со стороны Большой Морской ул. здесь устроен двор с фонтаном перед центральным «адмиральским» корпусом, отделённый от проезжей части оградой, напоминающей знаменитую решётку Летнего сада в Санкт-Петербурге, украшенную столбами с вазами4.

Характерно, что архитектура домов этого квартала выразительна не только с восточной стороны (Большой Морской улицы), но и с западной стороны, с Одесской улицы, где дома украшены глубокими лоджиями с уникальными по интерпретации коринфскими колоннами, которые особенно любил И.В. Жолтовский, самый авторитетный советский зодчий, работавший в ретроспективном стиле с дореволюционных времён. Отсылка к таким известным аналогам не снижает качество уникальной архитектурной композиции квартала, признанного в своё время коллегами как достойного награды и ставшего примером по организации массовой застройки всего центрального кольца5.

Намного меньше сегодня на слуху симферопольские постройки Мелик-Парсаданова, хотя он создал, начиная с 1960-х годов, ряд интерьеров общественных зданий и новый симферопольский аэровокзал, единственные воздушные ворота в Крым. Проектировал он и въезд в Симферополь с автобусными остановками, и многие иные, не построенные во многих случаях объекты, ориентируясь на модные теперь модернистские формы, также, как и раньше артистически им прорисованные. Сохранились авторские чертежи и эскизы Мелик-Парсаданова санаториев и пансионатов на Южном берегу Крыма - «Северная Двина» и «Дубна» в Алуште, «Судак» в Судаке (реализованы были наиболее упрощённые варианты этих проектов) (рис. 9).

Стоит сказать также и ещё об одной, далеко не очевидной стороне деятельности этого выдающегося зодчего. Подписавшись под статьёй Валентина Артюхова «Типовой проект не икона», критически направленной на курс индустриального строительства эпохи «хрущевской оттепели», мало подходящей для сложного севастопольского рельефа, Мелик-Парсаданов с 1960-х годов пытался провести в жизнь своеобразные решения

4 В ходе благоустройства улицы в 2019-2020 гг. эти опоры изуродованы металлическими накладкам, а «адмиральский» дом обезображен жителями. Так, на балконе уличного фасада устроена жаровня с высокой трубой.

5 См.: Послевоенный город глазами архитектора. Письма Виктора Мелик-Парсаданова к жене Майе. 1945-1949. Публикация Е.Б. Овсянниковой // Севастопольские известия. Газета Законодательного

собрания Севастополь. 26 января 2019 г., № 3 (2004). - С. 11; № 5 (2006). 9 февраля 2019 г.; № 6 (2007). 16 февраля 2019 г.; № 7 (2008). 22 февраля 2019 г.; № 8 (2009). 2 марта 2019 г.; № 9 (2010).

7 марта 2019 г.; № 10 (2011). 16 марта 2019 г.; № 11 (2012). 23 марта 2019 г. С электронной версией. http://sevzakon.ru/view/pressa/gazeta/

массовых жилых зданий. Он считал необходимым отказаться от стереотипов даже в непростой обстановке навязанного сверху применения типовых проектов.

Рис. 9. Санаторий «Северная Двина». Вариант фасада. 1960-е гг.

Если по прежним публикациям работ Мелик-Парсаданова может сложиться мнение, что он был, главным образом, выдающимся мастером компоновки помпезных фасадов, то на самом деле его понимание зодчества как искусства было намного глубже и вовсе не ограничивалось ретроспективным стилем. Ещё в 1949 году он разработал типовые секции жилых домов с применением внутреннего железобетонного каркаса специально для Севастополя. И речь шла о типично южном массовом жилище, которое хорошо знал архитектор, т.е. об особом пространственном решении квартир и домов, а не только их фасадов. Мелик-Парсаданов многие дома сам проектировал с этими своими типовыми секциями. В числе таких секций были торцевые, угловые элементы и в виде башен. Тем самым он предлагал бороться за разнообразие массовой застройки, когда по всей стране строились «черемушки».

Сохранились и примеры разработок Мелик-Парсаданова для Крыма и Севастополя (для отдела типологии Крымниипроекта, нереализованные). Это прежде всего - дома террасного типа, которые и сегодня напрашивается строить в горной части Крыма с его сложным рельефом; а также - малоэтажные и разные многоэтажные дома, включая дома-башни от 9-ти до 16 этажей. Такое разнообразие массовой жилой застройки остаётся актуальным и сегодня (рис. 10).

• ВАРИАНТНОСТЬ, ЖИЛЫМ ОБРАЗОВАНИЙ ИЗ ЕАЭООЫЛ И ПРОИЗВОДНЫМ ТИПОВЫМ СЕКЦИЙ И СИСТЕМ БЛОКИРОВКИ ЭЛЕМЕНТОВ КОМПЛЕКСНОЙ ССГИИ ЮСН»

• лигв^лда сухггемл слсииготи« • поосгсттппя систоия блокировки • • пгострлпстоеппля систгмл слокиговг\и«

а)

б)

в)

г)

Рис. 10. Нереализованные предложения по застройке участков на Южном берегу Крыма с учётом сложного рельефа: а) варианты блокировки секций; б) пример расстановки домов на сложном рельефе; в) схема планировки и структуры блокировки террасных домов; г) фасад и разрез домов террасного типа. Семейный архив Мелик-Парсадановых

Кроме того, он собрал огромную библиотеку едва ли не всех советских изданий по архитектуре, посвящённых зарубежным и отечественным городам, и, конечно, его родному Баку, а также Еревану, Киеву, Минску, Москве, Ленинграду и др. Его профессиональная эрудиция была безгранична, поэтому его успешные проекты соответствовали лучшим примерам мировой архитектурной практики (рис. 11).

Итак, талантливый зодчий из Баку смог сделать очень много в ходе послевоенной реконструкции Севастополя, что требует современной адекватной оценки, т.к. история архитектуры этого периода ещё фактически не написана. Во время его руководства архитектурной деятельностью в Крыму в 1960-е годы был выстроен знаменитый пионерский лагерь «Артек», удачно вписавшейся в уникальный ландшафт несмотря на применение типовых сборных железобетонных элементов (рук. авторского коллектива А.Т. Полянский). Были заново отстроены многочисленные ведомственные и профсоюзные

здравницы, модернистская архитектура, многих из которых до сих пор не выглядит устаревшей.

Рис. 11. Карикатура на В.П. Мелик-Парсаданова

В заключение надо отметить, что о выдающемся зодчем Викторе Мелик-Парсаданове невозможно рассказать все, что заслуживает внимания. Его наследие огромно и достойно большой монографии, как и персональной выставки, в которой может быть отражена важнейшая часть истории послевоенного Севастополя и всего Крыма.

Источники иллюстраций

Рис. 1-3, 5, 8 (а,б), 9 10 (а-г), 11. Семейный архив Мелик-Парсадановых.

Рис. 4, 7. Городской архив г. Севастополь.

Рис. 6. Фото Е.Б. Овсянниковой, 2019.

Рис. 8в. Фото Н.Ю. Васильева, 2017.

Рис. 8г. Фото Н.Ю. Васильева, 2018.

Список источников

1. Военные строители Черноморского флота. Историческая хроника. Севастополь: АХТИАР, 1997. 286 с.

2. Ежов В.И. Полвека глазами архитектора. Киев: НИИТИАГ; КНУСА, 2001. 301 с.

3. Крикун Е.В. 13 Крымских архитекторов. Очерки о коллегах. Симферополь: Таврида, 2005. 184 с.

4. Васильев Н.Ю. Послевоенная архитектура центра Севастополя / Н.Ю. Васильев, Е.Б. Овсянникова // Architecture and Modern Information Technologies. 2018. №4(45). С. 135-144. URL: http://marhi.ru/AMIT/2018/4kvart18/08 vasilev/index.php

5. Овсянникова Е.Б. Севастополь - целостность ансамбля / Е.Б. Овсянникова, Н.Ю. Васильев // Проект Байкал, 2020, № 17/64, с. 64-72. URL: https://doi.org/10.7480/projectbaikal.64.1635

6. Шеффер А.Л. Время вспомнить о былом. Воспоминания севастопольского архитектора о жизни и творчестве в минувшие 1940-2016 годы. Севастополь: НПЦ ЭКОСИ-гидрофизика, 2016. 272 с.

References

1. Veselov P. Voennye stmitelya Chernomorskogo flota. Istoricheskaya khmnika [Military builders of the Black Sea Army. Historical chronicle]. Sevastopol, Akhtiyar, 1997, 286 p.

2. Ezhov V. Polveka glazami arkhitektora [Half a century through the eyes of an architect]. Kiev, NII TIAT KNUSA, 2001, 301 p.

3. Krikun E.V. 13 Krymskikh arkhitektorov. Ocherki o kollegakh [13 Crimean Architects. Essays on colleagues]. Simferopol', Tavrida, 2005, 184 p.

4. Vassiliev N., Ovsyannikova E. Sevastopol Centre Postwar Architecture. Architecture and Modern Information Technologies, 2018, no. 4(45), pp. 135-144. Available at: http://marhi.ru/eng/AMIT/2018/4kvart18/08 vasilev/index.php

5. Ovsyannikova E., Vassiliev N. Sevastopol: Tselostnost Ansamblya [Sevastopol: the integrity of the ensemble]. Project Baikal, 2020, no. 17(64), pp. 64-72. Available at: https://doi.org/10.7480/projectbaikal.64.1635

6. Sheffer A.L. Vremja vspomnit' o bylom. Vospominanija sevastopol'skogo arhitektora o zhizni i tvorchestve v minuvshie 1940-2016 gody [Time to remember the past. Memoirs of a Sevastopol architect about life and work in the past 1940-2016]. Sevastopol, 2016, 272 p.

ОБ АВТОРАХ

Овсянникова Елена Борисовна

Кандидат архитектуры, профессор кафедры «Советская и современная зарубежная архитектура», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия; научный сотрудник, Севастопольский государственный университет, Севастополь, Россия eb.ovsyannikova@gmail.com

Васильев Николай Юрьевич

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Основы архитектуры и художественных коммуникаций», Московский государственный строительный университет, Москва, Россия; профессор кафедры «Архитектура», Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова, Москва, Россия n.vassiliev@docomomo.ru

ABOUT THE AUTHORS Ovsyannikova Elena B.

PhD in Architecture, Professor of the Department «Soviet and Foreign Modern Architecture», Moscow Architectural Institute (State Academy), Moscow, Russia; Senior Research Officer, Sevastopol State University, Sevastopol, Russia eb.ovsyannikova@ua.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vassiliev Nikolay Yu.

PhD in History of Arts, Associate Professor of the Department «Architecture and Artistic Communications Foundations», Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, Russia; Professor of the Department «Architecture», Moscow State Academic Art Institute named after V.I. Surikov, Moscow, Russia n.vassiliev@docomomo.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.