Научная статья на тему 'А.Л. Шеффер – архитектор Севастополя (1950-е годы)'

А.Л. Шеффер – архитектор Севастополя (1950-е годы) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
279
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.Л. Шеффер / Севастополь / ар-деко 1950-х годов / архитектурное наследие ХХ века / A.L. Sheffer / Sevastopol / art deco of the 1950’s / heritage of XX century architecture

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Овсянникова Елена Борисовна, Васильев Николай Юрьевич

В публикации освещается ранний творческий период Адольфа Львовича Шеффера, который относится к строительству в Севастополе в 1950-х годах. Выпускник Московского архитектурного института 1950 года, он смог осуществить почти все свои проекты в Севастополе. Начав с декоративного стиля, он смог далее проектировать и в духе модернизма 1960–1980-х годов, когда получил широкую известность. Авторы, из- учив творческое наследие, освещают малоизвестные ранее проекты архитектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Овсянникова Елена Борисовна, Васильев Николай Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A.L. Sheffer – architecture of Sevastopol (the 1950’s)

The article considers the early professional stage of architecture A.L. Sheffer and projects related to the 1950's built in Sevastopol. As a graduate of Moscow architecture institute he was able to develop highly feasible projects for construction. Starting from a decorative style he was moving forward to more modernism thinking of the 1960–1980’s. The article is based on new facts and projects

Текст научной работы на тему «А.Л. Шеффер – архитектор Севастополя (1950-е годы)»

оценки на всесоюзных конкурсах дипломных проектов и в какой-то мере повлияли на архитектуру Киргизии этого периода. Наиболее продуктивным в творческом отношении оказалось обращение архитектора к идее центричного пространства как основы для поиска национальной идентичности в архитектуре, которая дала интересные в художественном отношении результаты в зодчестве Киргизии 30-50-х гг. ХХ века [3] и в какой-то мере не утратила своего значения до сих пор.

Список цитируемой литературы:

1. Белоусов В.Я. О социалистическом расселении в Киргизской АССР / В.Я. Белоусов, Ц.Г. Рысс, В.П. Калмыков. - Москва: Изд. Академии Наук СССР, 1935.

2. Бунин А. Жилище для оседающих кочевников Кирреспубли-ки / А. Бунин // Архитектура СССР. - 1933 - №5 - С. 22-23.

3. Иванова И.Г. Интерпретация культурного наследия народов Кыргызстана в архитектуре 30-50-х годов ХХ века / И.Г. Иванова // Наследие и современность. - 2019. - Т.2. -№4. - С. 32-43.

4. Иванова И.Г. Интерпретация традиционных принципов организации жилой среды народов Кыргызстана в проектах городов Фрунзе и Джала-Абада архитектора В.П. Калмыкова / И.Г. Иванова // Наука, образование и экспериментальное проектирование: тезисы докладов международной научно-практической конференции, 6-10 апреля 2020 г., Московский архитектурный институт. В 2 томах. Том 1 /. - Москва: МАРХИ, 2020. - С. 51-53.

5. Калмыков В. Архитектурно-планировочные проблемы Средней Азии / В. Калмыков // Планировка и строительство городов. -1935. - №2. - С. 27-33.

6. Калмыков В. К вопросу изучения исторической архитектуры Средней Азии / В. Калмыков // Советская архитектура. -1933. - №6. - С. 41-46.

7. Калмыков В. Наш проект / В. Калмыков // Архитектура СССР. - 1933. - №5. - С. 24-27.

8. Косенкова Ю.Л. Особенности градостроительства в союзных республиках / Ю. Косенкова // Советское градостроительство, 1917-1941. В 2-х книгах. Книга 2 / Ю.Л. Косенкова, М.Г. Ме-ерович, С.С. Духанов и др.; Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ); под редакцией Ю.Л. Косенковой. - Москва: Прогресс-Традиция, 2018. - С. 540-541.

9. Курбатов В.В. Архитектура города Фрунзе / В.В. Курбатов, Е.Г. Писарской. - Фрунзе: Кыргызстан, 1978. - С. 20.

10. Лазаренко П.И. Архитектура Киргизской ССР / П. Лазаренко // Архитектура республик Средней Азии: Сборник статей / Под редакцией Ю.С. Яралова. - Москва: Государственное издательство архитектуры и градостроительства, 1951. - С. 123.

11. Муксинов Р.М. Архитектура города Фрунзе. Традиции и современность / Р.М. Муксинов, Н.С. Храмова. - Бишкек: Издательство Кыргызско-Российского Славянского университета (КРСУ), 2010.

12. Нусов В.Е. Архитектура Киргизии с древнейших времен до наших дней / В. Нусов. - Фрунзе: Кыргызстан, 1971.

13. Петров В.Г. Пишпек исчезающий 1825-1926 / В.Г. Петров. -Бишкек: Литературный Кыргызстан, 2008.

14. Прохорова Н.А. История развития архитектуры Кыргызстана (ХХ - начало XXI вв.) / Н.А. Прохорова. - Бишкек: Издательство Кыргызско-Российского Славянского университета (КРСУ), 2013.

15. Труды киргизской комплексной экспедиции 1932-1933 гг. -Москва: Издательство Академии наук СССР (АН СССР), 1933.

16. Хан-Магомедов С.О. В республиках Средней Азии и Казахстана / Архитектура советского авангарда. В 2 кн. / С.О. Хан-Магомедов. Кн.1: Проблемы формообразования: мастера и течения. - Москва: Стройиздат, 1996 - 708 с. - С. 586-589. - ISBN 5-274-02045-3

17. Хан-Магомедов С.О. Виктор Калмыков / С.О. Хан-Магомедов. - Москва: РИП-холдинг, 2011. - 160 с. - (Творцы авангарда). - ISBN: 978-5-91566-029-7.

Е.Б. Овсянникова, Н.Ю. Васильев DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10025

E.B. Ovsyannikova, N.Yu. Vassiliev

А.Л. Шеффер - архитектор Севастополя (1950-е годы) A.L. Sheffer - architecture of Sevastopol (the 1950s)

Ключевые слова: А.Л. Шеффер, Севастополь, ар-деко 1950-х годов, архитектурное наследие ХХ века. Keywords: A.L. Sheffer, Sevastopol, art deco of the 1950's, heritage of XX century architecture.

Аннотация: В публикации освещается ранний творческий период Адольфа Львовича Шеффера, который относится к строительству в Севастополе в 1950-х годах. Выпускник Московского архитектурного института 1950 года, он смог осуществить почти все свои проекты в Севастополе. Начав с декоративного стиля, он смог далее проектировать и в духе модернизма 1960-1980-х годов, когда получил широкую известность. Авторы, изучив творческое наследие, освещают малоизвестные ранее проекты архитектора.

Abstract: The article considers the early professional stage of architecture A.L. Sheffer and projects related to the 1950's built in Sevastopol. As a graduate of Moscow architecture institute he was able to develop highly feasible projects for construction. Starting from a decorative style he was moving forward to more modernism thinking of the 1960-1980's. The article is based on new facts and projects.

Адольф Львович Шеффер (1924-2020) жил и работал в Севастополе с 1950-го и вплоть до 23 марта 2020 года. Его произведения 1960-1980-х годов хорошо известны горожанам, в отличие от ранних работ, весьма примечательных для понимания творческого пути архитектора в контексте своего времени.

Адольф Шеффер родился в Одессе. Он вспоминал, что с детства его завораживали образы необыкновенных общественных зданий, проектировавшихся в 1930-е годы, - Дворца Советов, выставочных павильонов СССР в Париже и Нью-Йорке. Это заметили родственники, люди высокообразованные, и решили помочь ему

с выбором будущей профессии. «Моя семья, - писал А. Шеффер, - мать Анна Адольфовна Шеффер, моя бабушка - Розалия Гиммельфарб (урожденная Грановская), отец, живший в Москве, - кинорежиссер Мосфильма, большевик с 1922 года, Лев Борисович Шеффер, мой двоюродный дед - Лев Борисович Грановский, профессор педиатрии, одобрительно отнеслись к моему выбору. <...> С этого самого момента все неосознанное любование архитектурой Одессы превратилось в осмысленное и настойчивое ознакомление с новым для меня миром искусства. Я окунулся с головой в чтение журналов по архитектуре (тогдашней "Архитектуры СССР"), изучал историю архитектуры, делал выписки из книг, составлял списки литературы из десятков наименований. Это самообразование, как оказалось, мне очень пригодилось в дальнейшем. Отец из далекой Москвы прислал толстенный том Леона Альберти "О зодчестве", дед из Горького - "Историю архитектуры" Гар-тмана» [10, с. 13].

В 1945 году он направился в Москву - готовиться в Московский архитектурный институт. Его родственники сделали все возможное для его образования: «Мой двоюродный дед, Лев Грановский, был необычным человеком. Будучи меньшевиком, в 1917-1918 гг. он отказался от предложения В.И. Ленина занять пост народного

Рис. 1. А.Л. Шеффер в Московском архитектурном институте 1

1 Все фото с натуры и чертежей из архива архитектора

комиссара здравоохранения. Жил в Горьком, что впоследствии, вероятно, спасло ему жизнь. Его жена, старенькая тетушка, переводчица на семи языках, Мария Исаковна, по приезде в Москву для поступления в Архитектурный институт, тепло приняла меня и поселила в дядином рабочем кабинете, где я готовился к экзаменам» [10, с. 36]. Однако далеко не все шло гладко в этой семье. Отец архитектора Лев Борисович Шеффер (1894-1988), прошедший путь от киномеханика до режиссера московской кинофабрики «Совкино» (далее Мосфильм), в 1950 году был репрессирован и выпущен из лагерей в 1954 году, а далее - реабилитирован.

Огромное значение для становления Шеффера как архитектора имели непосредственные контакты в Московском архитектурном институте, ведущем вузе страны, с великими советскими зодчими, о которых он рассказывает так: «Прошли годы. Но я никогда не забуду моих педагогов архитектурной школы Ивана Владиславовича Жолтовского - академика Михаила Павловича Парусни-кова, автора восстановления центра Минска, и Александра Ивановича Зайцева, автора архитектурного оформления автомагистрали Москва-Минск» [10, с. 14].

В 1950 году Шеффер сразу же после получения диплома был распределен в Севастополь. Как он рассказывал сам, ему предлагали иные варианты на Крайнем Севере, но он, одессит, выбрал именно этот южный приморский город. Попав туда, он вспоминал, как впервые увидел новостройки на улице Ленина: «Если бы я тогда знал, что эти два больших дома на площади проектировал мой дипломный руководитель, академик архитектуры Михаил Павлович Парусников, и что я вскоре его встречу здесь в Севастополе по его приезде!»2 [10, с. 5, 7]

Вот его воспоминания об аналогиях, пришедших на ум при виде возрождаемого города: «В центре на тротуарах было почти чисто, но стройка есть стройка, особенно когда камнетесы под самым домом топорами и пилами рубили и пилили из белоснежного инкерманского камня архитектурные детали фасадов, от них то и оставалось много осколков и белоснежной мягкой и нежной пыли. Когда я это увидел, мне показалось, что я попал в Древнюю Элладу, в античную Грецию! Куда-то в Афины или в Селинунт!» [10, с. 9-10].

Надо сказать, что восприятие русскими зодчими всех поколений местного приморского ландшафта было органично связано с античными архитектурными образами. Новый Севастополь виделся им сходным с древнегреческими и древнеримскими городами, тогда как сильно трансформированный ордер, типичный для стилистики ар-деко 1930-х годов, здесь не был принят. Неслучайно Александр Васильевич Арефьев (тогда главный архитектор города), как записано Шеффером, ему

2 Михаил Павлович Парусников (1893-1968), архитектор, учился в Училище живописи, ваяния и зодчества (с 1913 г.) и во Вторых Свободных государственных художественных мастерских (окончил в 1919 году), преподавал во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе и Архитектурно-строительном институте, действительный член Академии архитектуры СССР и Академии наук Белорусской ССР, автор проектов двух жилых домов на ул. Ленина в Севастополе, выдающихся построек в Москве, восстановленном Минске и др.

сказал: «Ну, а молодого человека главный архитектор, то есть мы, командируем исправлять фасады двух ленинградских жилых домов "левинсоновской стилистики" у Первого бастиона Первой обороны» 1 [10, с. 18]. И в этом проявилась желание развернуть декоративную тенденцию в архитектуре СССР, сложившуюся в 1930-е годы, в сторону более целенаправленной ориентации на античное наследие как на основной круг аналогов. И это совпадало с искренним, вовсе не навязанным сверху, желанием зодчих повторять монументальные формы «правильного» античного ордера, чтобы выразить пафос великой победы СССР в Великой Отечественной войне [1].

Рис. 3. А.Л. Шеффер. Конкурсный проект «Доски почета». 1950

Рис. 4. Роддом на ул. Гоголя (не реализован). 1954

Александр Васильевич Арефьев (1912-1979), архитектор, окончил Московский институт инженеров транспорта (1930), был аспирантом Московского архитектурного института, изучал и обмерял архитектурные объекты в Средней Азии, автор застройки поселка нефтяников в Гурьеве, выстроенного во время Великой Отечественной войны, специалист по среднеазиатскому жилищу, в Севастополе был главным архитектором в 1950-1952 годах.

Евгений Адольфович Левинсон (1894-1968), архитектор, учился в Петроградском институте гражданских инженеров (19151916), в Ленинградском высшем художественно-техническом институте (б. Академии художеств) (1924-1927), в 1930-е годы спроектировал для Ленинграда ряд зданий в упрощенном ордере, который казался Арефьеву недостаточно декоративным.

Исходя из этой тенденции, названной впоследствии «послевоенным триумфализмом», свой замысел обновления фасадов Шеффер описал так: «Дома над бухтой -они будут видны с кораблей пришедших в порт! Будут венчать высокий склон Северной бухты... Они будут в моей душе вроде монументального памятника... Почти не стирая, за несколько дней я начертил четыре фасада для каждого из двух домов - в нашем московском архитектурном понимании о красе форм» [10, с. 18].

И далее он описал, как «почти не стирая, за несколько дней я начертил четыре фасада для каждого из двух домов - в нашем московском архитектурном понимании о красе форм. Во-первых, я споловинил количество колонок и сделал их могучими с изящными коринфскими капителями, затем я нагрузил весь фасад массивным, богато насыщенным деталями, карнизом -с антаблементом, с сильными сухариками, несущими выступающие венчающие плиты и гуськи карниза. Это монументальное богатство школы академика Ивана Владиславовича Жолтовского потребовало себе опору в виде крупно и глубоко рустованного первого этажа с львиными маскаронами - почти чистый римский палаццо... Боже, что сделали жильцы с ними за 60 лет! Уму непостижимо!» 2 [10, с. 22]

Шеффер так объяснял подоплеку стилистики, связанной с именем Сталина, в которой работали и москвичи, и ленинградцы, и представители всех иных архитектурных школ: «45-50 годы 20 столетия были в СССР временем не только победившего социализма, но и последовавшей эйфории от Великой Победы, от набирающего темпы восстановления и развития страны и, в частности, в сфере строительства с торжеством советской архитектуры, высоко вознесенной на пьедестал, как теперь ее называют "сталинской архитектурой", - с которой Ему не стыдно было бы вместе со всем советским народом войти в мечту человечества - коммунизм. <...> Но Архитектура могла светлый образ коммунистического будущего уже нарисовать и сейчас, сегодня - зримо, великолепно и даже - помпезно! Это всему народу очень нравилось - и вождем всей этой немыслимой красоты был Он, Вождь всех народов мира! И она, Архитектура, вовсю рисовала и лепила великий образ маленького, но недоступного простым смертным, Богочеловека Планеты Земля. <...> И власти наши выбрали русский ампир, греко-римский вариант, такой же древний как мир, но зато какой величественный, монументальный и великолепный! И уже прижившийся в России! Есть такой - архитектор Иван Владиславович Жолтовский! Вот и назначим его творческим руководителем Московского архитектурного института! <...> А для архитекторов и художников это милое дело - рисовать классические ордера, капители, анфилады и арки, фронтоны и колоннады, искать гармонические пропорции, золотое сече-

2 Речь идет домах на улице Адмирала Макарова в Севастополе. К сожалению, они не числятся объектами культурного наследия, хотя достойны, как и почти все послевоенное наследие Севастополя. А.Л. Шеффер с 1978 года по 2010-й был главным архитектором Севастопольского СКПО («Военморпроекта-30) Черноморского Флота Российской Федерации.

ние, число Фибоначчи... а за окном хмарь и голодно ... но ты - творец, как в эпоху Возрождения!» [10, с. 22]

И вот один такой новоиспеченный «Палладио», как писал о себе Шеффер, представил свои чертежи главному архитектору города А.В. Арефьеву и тот сказал: «Не ожидал такой быстроты и правильности решения -сразу видать нашу школу, где ставить на листе согласование? <...> Мне тут же доверили разработку проекта жилого дома в самом центре города на улице Маяковского 3 жилого дома [для Центрального конструкторского бюро "Черноморец"], - между новым домом московского видного зодчего Леонида Павлова (здание ЦКБ и почти вся площадь Лазарева - его!) и редакцией "Славы Севастополя" - работы севастопольского архитектора из Ленинграда, блокадника Бориса Митника...1

И здесь опять Шефферу досталась прорисовка фасадов, потому что почти все квартиры в новых домах выполняли на основе типовых проектов, присланных из Москвы или разработанных В.П. Мелик-Парсадановым и другими севастопольскими коллегами.

Надо сказать, что вся застройка центрального городского кольца стала результатом творческого соревнования именитых и молодых зодчих. Получив возможность построить жилой дом на ул. Маяковского, Адольф Львович вычертил развертку всей улицы, чтобы вписать свою постройку среди объектов, возводимых коллегами. Он скорректировал высоту своего здания согласно карнизам окружающих домов, несмотря на сильный уклон улицы, спускающейся к Артиллерийской бухте. И очень гордился соседством с творением уже тогда авторитетного зодчего Л.Н. Павлова (далее - лидера советского модернизма 1960-1970-х годов).

О единодушии в весьма декоративной трактовке облика возрожденного из руин Севастополя Шеффер писал следующее: «В эти славные, трудные пятидесятые годы (я имею ввиду только зодческую работу) наша архитектурная жизнь в Горпроекте била ключом, тогда еженедельно созывался Градостроительный совет, на который представлялись все наши новые, раскрашенные акварелью и китайской тушью подрамники с проектами зданий и этот поток не иссякал... Проекты также привозились из Москвы и Ленинграда и мы, севастополь-цы, знакомились с работами видных столичных мастеров архитектуры и имели право выражать свое мнение наравне с ними! Причем нам, молодым, представлялась возможность выступать первыми перед "словом" корифеев - как на легендарном военном совете в Филях у Кутузова. И еще не зная мнения старших и опытных, мы ныряли в бездну собственных мнений, не боясь ошибиться и впасть в крамолу...» [10, с. 24]

1 Леонид Николаевич Павлов (1909-1990), архитектор, выпускник ВХУТЕИНа (1930), ученик прославленного И.И. Леонидова, автор выстроенных в 1949-1950-х годах в центре Севастополя зданий: ЦКБ «Черноморец» и жилых домов, выходящих на площадь Лазарева (ул. Генерала Петрова, 1, 2; проспект Нахимова, 10, 12, 14) и на улице Б. Морская, 5 и 7.

Главное произведение Б. Митника в Севастополе - Приборостроительный техникум (ул. Гоголя, 14), в настоящее время одно из зданий Севастопольского государственного университета.

Если первые постройки с фасадами Шеффера можно и сейчас увидеть в городе, то в числе совсем не известных его ранних работ был проект, поданный на местный конкурс в 1950 году. Это городская «Доска почета», установленная на площади Нахимова. Он тогда занял второе место и это весьма монументальное сооружение было выстроено по проекту других архитекторов, также выпускников Московского архитектурного института (МАИ) 2. Оно обрамляет поворот Приморского бульвара и имеет выпуклую форму, тогда как Шеффер представил это сооружение как вогнутое, а перед ним, в створе проспекта Нахимова с его парадной архитектурой, в этом месте круто поворачивающего. Здесь он предложил поставить монументальную колонну. Это было вовсе не очевидное, но обусловленное планировочной ситуацией решение.

Примечательно, что проект Шеффера вызвал спор между старшими коллегами - Арефьевым и его заместителем В.М. Артюховым (представителем ленинградской школы), которые, еще не зная, кто автор, приписали его ленинградцу, а потом удивлялись, что Шеффер учился в МАИ. И этот эпизод, подробно описанный самим архитектором, говорит о мнимости конкуренции между зодчими разных школ, потому что все они работали в очень сходных формах [10, с. 27].

Если же сегодня подсчитать, сколько построек в Севастополе ленинградцев и москвичей, не говоря о выпускниках бакинской и иных школ, то будет проблематично назвать одного лидера. Все они работали в едином духе, воспевая Великую победу.

Не все ранние проекты Шеффера были реализованы. Так, с 1954 года он разработал чертежи жилого дома Горздравотдела и роддома на улице Гоголя, зданий для Пожарной команды, а также - жилого дома из двух корпусов на Корабельной стороне и жилую застройку Корабельного спуска и Лабораторного шоссе. Эти проекты не публиковались, как вообще все графические материалы по реальным постройкам. И во всех случаях зодчий искал внешне выразительные приемы декоративной архитектурной пластики.

Понимая исторические формы, Шеффер неслучайно получил возможность заниматься реставрацией и реконструкцией целого ряда памятников архитектуры, разрушенных во время войны. Таков памятник Затопленным кораблям, ставший эмблемой Горпроекта. Об этом монументе, частично пострадавшем во время войны, Шеффер написал целую исследовательскую работу [10, с. 61-63].

Он реставрировал также мостик в Приморском парке и «Башню ветров» (вентиляционную шахту сгоревшей Морской библиотеки), занимался реставрацией обелиска на Сапун-горе, и многими другими мемориальными объектами, возведенными в 1900-е годы в память

2 А.Л. Шеффер писал, что авторами этого реализованного проекты были его соученики А. Ларионовой и Д. Меншикова, хотя с ним в 1950 году МАИ окончили В.М. Ларионова и Б.П. Мен-шиков. См.: Архитектурные школы Москвы. Педагоги и выпускники. 1918-1999 / Автор-составитель Л.И. Иванова-Веэн. М.: Ладья, 1999. - С. 69.

0 событиях Первой обороны города в ходе Русско-турецкой войны 1854-1855 годов, но далее утраченными.

Особое место занимает проведенная им реконструкция здания Института физических методов лечения им. И.М. Сеченова (1914), ставшего Дворцом пионеров в середине 1960-х годов [10, с. 94-101]. Интерьерам этого Дворца Шеффер в 1964-1966 годах придал подчеркнуто публичный характер, сделав обширный театральный и спортивный залы в здании, имеющем скромные габариты. Для этого он полностью переделал систему прежних перекрытий, тем не менее сохранив наиболее ценные исторические архитектурные элементы.

Шеффер был ведущим автором и новых мемориальных сооружений Севастополя. Большинство таких его проектов реализовано вместе со скульптором и близким другом Шеффера С.А. Чижом. Они расположены на Кладбище коммунаров и во многих иных местах города.

Когда к концу 1950-х годов на смену ретроспективной архитектуре пришел модернизм (интернациональный стиль), Шеффер стал и первым послевоенным модернистом Севастополя, автором проекта главного здания Центрального рынка (Пассажа), достойного отдельного рассказа. Дело в том, что он не согласился исполнять рабочие чертежи по типовому проекту, превратив это здание в уникальное по своему решению.

К числу самых известных произведений Шеффера и скульптора С.А. Чижа относится шестидесятиметровый «Обелиск Славы городу-герою» (открыт в 1977 году, получил название в народе «Штык и парус»). Характерно, что зодчий и здесь сильно изменил эскиз киевских авторов на окончательной стадии проектирования и строительства 1.

Творчеству Шеффера принадлежит и Триумфальная арка на въезде в город со стороны Сапун-горы, возведенная к двухсотлетию города, отпразднованного в 1983 году.

Все это говорит о том, что Шеффер работал вовсе не только по приказу начальства, но всегда в свое удовольствие, о чем писал сам. Он был признан при жизни, что далеко не часто случается, отвечал на запросы

1 Авторский коллектив официально был опубликован в составе: М.Т. Катернога, И.Г. Шамсединов, Е.П. Вересов, А.Л. Шеффер; скульпторы И.В. Макогон, С.А. Чиж) [1, с. 255-256; 3, с. 139, 169; 5].

своего времени, успешно работая в разной стилистике, не противопоставляя одну другой, но критикуя бездумный принцип типизации архитектурных решений в масштабе всей страны. Такому гибкому, но принципиальному подходу к своей профессии его учили в московской архитектурной школе, успешно готовившей своих выпускников во все времена.

Список цитируемой литературы:

1. Архитектура сталинской эпохи: опыт исторического осмысления / Российская акад. архитектуры и строит. наук, Науч.-исслед. ин-т теории и истории архитектуры и градостроительства; сост. и отв. ред. Ю.Л. Косенкова. - Москва: НИИТИАГ РААСН, cop. 2010. - 490 с.: ил. - ISBN 978-5-484-01138-4.

2. Баглей А.И. Город-герой Севастополь / А.И. Баглей, В.М. Артюхов. - Москва: Стройиздат, 1975. - 206 с.

3. Васильев Н.Ю. Архитектор В.М. Артюхов и его роль в формировании послевоенного облика Севастополя / Н.Ю. Васильев, Е.Б. Овсянникова // Architecture and Modern Information Technologies. - 2019. - №2 (47). - С. 28-42.

4. Васильев Н.Ю. Архитектура Севастополя / Н.Ю. Васильев, Е.Б. Овсянникова. - Текст: электронный // Севастопольские известия: Газета Законодательного собрания г. Севастополь. -№ 38 (1988), 29 сентября 2018 г. - С. 9. - URL: http://sevzakon. ru/view/pressa/gazeta/oktyabr_20181/n_38_1987-_subbota/ (дата обращения: 15.04.2020).

5. Васильев Н.Ю. Архитектура Севастополя. Старейший зодчий нашего города. Адольф Львович Вспоминает... / Н.Ю. Васильев, Е.Б. Овсянникова // Севастопольские известия: Газета Законодательного собрания г. Севастополь. - № 4 (2056), 1 февраля 2020 г. - С. 10-11; № 5 (2057), 8 февраля 2020 г. - С. 11; № 6 (2058), 15 февраля 2020 г. - С. 11; № 7 (2059), 22 февраля 2020 г. - С. 11; № 8 (2060), 29 февраля 2020 г. - С. 11; № 9 (2061), 7 марта 2020 г. - С. 11; № 10 (2062), 14 марта 2020 г. - С. 11; № 12 (2064), 28 марта 2020 г. - С. 3, 11.

6. Васильев Н.Ю. Послевоенная архитектура центра Севастополя / Н.Ю. Васильев, Е.Б. Овсянникова // Architecture and Modern Information Technologies. - 2018. - №4(45). - С. 135-144.

7. Веникеев Е.В. Архитектура Севастополя / Е.В. Веникеев. - Симферополь: Таврия, 1983. - 208 с.

8. Военные строители Черноморского флота. Историческая хроника / Под ред. П. Веселова. - Севастополь: Ахтияр, 1998. -288 с.

9. Ежов В. Полвека глазами архитектора / В. Ежов. - Киев: НИИ ТИАТ КНУСА, 2001. - 304 с. - ISBN. 966-7452-37-9.

10. Шеффер А.Л. Время вспомнить о былом / А.Л. Шеффер. - Севастополь: ООО НПЦ «ЭКОСИ-гидрофизика», 2016. - 272 с.

11. Щенков А.С. Реконструкция исторических городов: учебное пособие. В 2 ч. / А.С. Щенков; Московский архитектурный институт (гос. академия). - Москва: Памятники исторической мысли, 2013. - 420 с.: ил. - ISBN 978-5-88451-315-0.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.