Научная статья на тему 'Архитектор Т. Л. Фишель – член Томского Общества любителей художеств (2011 г. )'

Архитектор Т. Л. Фишель – член Томского Общества любителей художеств (2011 г. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
191
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ СИБИРИ / ХХ ВЕК / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Голикова С. П.

Статья посвящена общественной деятельности архитектора Товия Лазаревича Фишеля (1868 – 1914) в качестве члена-учредителя Томского общества любителей художеств. В статье оценивается вклад Т.Л. Фишеля в работу этого просветительского объединения по созданию школы живописи и ваяния и городской картинной галереи в Томске в начале 1910-х годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architect Tovii Fishel is a member of Tomsk Association of Patrons of Arts

The article deals with the social work of an architect Tovii Fishel (1868 – 1914), who was one of the founders and active members of Tomsk Association of Patrons of Arts. The author costs Tovii Fishel’s contribution to such parts of the association’s work as creation of a school of painting and sculpture and foundation of Tomsk Art Gallery in the beginning of 1910s.

Текст научной работы на тему «Архитектор Т. Л. Фишель – член Томского Общества любителей художеств (2011 г. )»

С.П. Голикова, г. Новосибирск

АРХИТЕКТОР Т.Л. ФИШ ЕЛЬ - ЧЛЕН ТОМСКОГО ОБЩЕСТВА ЛЮБИТЕЛЕЙ ХУДОЖЕСТВ (2011 г.)

Томское общество любителей художеств, существовавшее с 1909 по 1919 гг., было одним из самых значительных просветительских кружков в Сибири начала XX в. Стараниями его членов в городе сложилась традиция проведения периодических художественных выставок, поддерживалась работа рисовальных классов, руководителями которых были ученики И.Е. Репина и К.А. Коровина, устраивались лекции и творческие вечера. Большой заслугой ТОЛХ стало формирование устойчивого общественного интереса к изобразительному искусству; к проблемам художественного образования и воспитания.

Общество любителей художеств Томска объединяло художников и архитекторов, педагогов и врачей, ученых и представителей просвещенного купечества. Мера участия учредителей Общества в его последующих делах была различной: для одних — номинальной, для других

- эпизодической, для третьих - последовательной и постоянной. Ни один из архитекторов, вошедших в состав ТОЛХ, не оставался в числе его номинальных с труд ни ко в. Все оии -А.Д. Крячков. В.Ф. Оржешко, К.К. Лыгин, Г1.Ф. Федоровский, Т.Л. Фишель — не только подписали устав Общества, по и представляли свои творческие работы на его выставках, готовили критические обзоры таких экспозиций, преподавали в рисовальных классах, читали публичные лекции по истории архитектуры. Особое место среди этих членов ТОЛХ принадлежит Товию Лазаревичу Фишелю (1868-1914).

Выпускник Императорской Академии художеств, имевший опыт практической работы в Одессе, Т.Л. Фишель в 1905 г. был приглашен на пост городского архитектора Томска. Выборная должность городского архитектора наделяла занимавшего ее человека большими общественными полномочиями и серьезной ответственностью перед горожанами. Личностные качества Товия Лазаревича в полной мере соответствовали тем обязанностям, которые он принял на себя. За семь лет, прожитых в Томске, Фишель стал известным общественным деятелем, заинтересованно решавшим вопросы фадостроительства, заботившимся о возведении новых больничных, училищных и торговых корпусов, а также - активно участвовавшим в работе различных объединений, прямо не связанных с его профессией.

Т.Л. Фишель был одним из основателей Общества любителей художеств и дважды (в 1910 и 1912 гг. [1]) избирался в его правление. Архивные и газетные материалы, относящиеся к 1908-1912 гг., свидетельствуют о непосредственной причастности Товия Лазаревича к самым значительным начинаниям этого объединения. Его публикации в газете «Сибирская жизнь», регулярно освещавшей работу- ТОЛХ, заметно отличаются от статей многих его коллег. Среди них преобладаю! не выставочные рецензии, а подробные, добросовестные отчеты о шагах, предпринимаемых Обществом для решения основных уставных задач. Обстоятельность этих текстов делает их ценными источниками но истории художественной жизни Томска начала XX столетия.

Одним из первых заметных событий в работе ТОЛХ был доклад краеведа и публициста A.B. Адрианова «Орнамент сибирских инородцев», сопровождавшийся просмотром коллекций, собранных им в Минусинском и Ачинском уездах но поручению этно1рафического отдела Русского музея императора Александра III. Выступление Адрианова послужило Фишелю поводом к тому, чтобы привлечь общественное внимание к актуальности одной из программных целей ТОЛХ - «изучению художественного творчества местного населения» [2]. Подчеркивая ценность того «офомного культурною богатства», которое заключено в искусстве народностей Сибири, он выражал убеждение в необходимости планомерного выявления и собирания ею характерных образцов для «широкого развития художественно-промышленных знании в массе» [3]. В результате правление ТОЛХ постановило составить программу постепенного приобретения предметов инородческого быта и заказало копни зарисовок орнаментов, выполненных A.B. Адриановым, в належде положить этим начало томскому художественно-промышленному музею [3]. К сожалению, этой надежде не было суждено осуществиться.

В 1911 г Общество любителей художеств предприняло настойчивую попытку преобразовать городские рисовальные классы в школу живописи и ваяния при методической и практической помощи Петербургской Академии художеств. Согласно этому замыслу, обучение в школе должно было вестись в головном, фигурном и натурном классах, которые с 1914 г. дополнились бы скульптурной мастерской. 11рсдусматривалось преподавание рисунка, живописи, скульптуры, пластической анатомии, перспективы, техники великих мастеров, химии живописи, основ реставрации, русской истории и истории искусства. Т.Л. Фишель, в юности учившийся в Одесской рисовальной школе Общества изящных искусств, активно включился в обсуждение вопроса о создании такого учебного заведения, существенно отличавшегося от всех ранее существовавших в Томске любительских художественных студий. Рассказывая на страницах «Сибирской жизни» о переговорах правления Общества с Академией художеств и о дискуссиях в городской думе, участником которых он был. Товий Лазаревич сообщал сведения об учениках успешно работавших рисовальных классов, излагал программу развития предполагаемой школы живописи и ваяния, говорил о необходимости создания школьной библиотеки, набора гипсовых моделей, художественно-этнографических коллекций, а также

- стипендиального фонда для нуждающихся студентов [4]. По мнению Фишеля, в открытии художественной школы, дающей добротное профессиональное образование, должны быть заинтересованы не только томичи. «Хочу думать, - писал он, - что Барнаул, Бийск, Омск, Новониколаевск и другие города, общее! венные и частные лица придут на помощь, чтобы достойно оборудовать школу» [4].

К сожалению, и этот проект Общества любителей художеств не был воплощен в жизнь. Сохранившиеся в фондах Государственного архива Томской области протоколы заседаний городской думы и финансовой комиссии за 1911, 1913 и 1915 гг., часть официальной переписки правления ТОЛХ с Академией художеств, опубликованная в газете «Сибирская жизнь», достаточно подробно воспроизводят обстоятельства безуспешной борьбы Общества за создание школы. Открытие школы живописи и ваяния было невозможным без денежной поддержки от Академии художеств. Совет Академии согласился оказать помощь томской школе при условии, что местные власти предоставят училищу бесплатное помещение и назначат постоянную субсидию. Томская городская дума в 1911 г. приняла решение выделить предполагаемой школе ежегодное пособие в 1 ООО рублей. Но добиться обещанного помещения для школы члены ТОЛХ не смогли. По этой причине Общество лишилось надежды на помощь от Академии художеств; постановление думы об ежегодной тысячерублевой субсидии также никогда не было приведено в действие. Деятельность ТОЛХ в сфере художественного образования вынужденно ограничилась обеспечением работы рисовальных классов, в которых в разные годы занималось от 25 до 144 человек.

Тогда же, в 1911 г.. по предложению Т.Л. Фишеля н другого члена ТОЛХ. Н.Ф. Селиванова, в томской городской думе обсуждался вопрос о создании общедоступной картинной галереи. «Фишель, записано в журнале заседаний думы, - напоминая о том. как без всякой помощи, постепенной инициативой одного человека создалась Третьяковская галерея, и повторяя о той великой культурной роли, которую окажет художество на воспитание сибирского общества, находит необходимым приступить к осуществлению этой идейной задачи в Томске

— столице Сибири. Такая галерея, являясь известным мерилом оценки сибирских художников, будет тем легче организована, что каждый художник из принципа будет заинтересован хотя бы за пониженную цену продать свою картину городу, лишь бы быть предпочтенным городским жюри» [5]. По плану Фишеля и его единомышленников, городские власти должны были сформировать специальный денежный фонд Томской картинной галереи, средства которого предполагалось использовать для приобретения произведений на периодических выставках Общества, приуроченных к рождественским праздникам. Отбор экспонатов будущего музея осуществлялся бы особой комиссией, в состав которой приглашались и художники, Предвидя ограниченность новой бюджетной статьи, члены ТОЛХ считали во зможным не расходовать ее незамедлительно, ожидая постепенных накоплений и покупая на первых порах не более одной картины в год. Для хранения создаваемой коллекции предлагалось отвести отдельные аудитории в Доме науки. В итоге дискуссии финансовая комиссия постановила ассигновать по

смете 1911 г. 200 рублей для организации картинной галереи, но юродская дума не утвердила это решение - и замысел участников ТОЛХ вновь остался нереализованным.

Просветительские идеи Г.Л. Фишеля, высказанные им в качестве члена правления Томского общества любителей художсств, как и вся работа этого объединения, служат характерным примером того огромного различия между поставленными задачами и реальными результатами, которое обычно становится уделом общественной группы, лишенной систематической государственной поддержки. И в то же время это обстоятельство нс умаляет заслуги человека, искренне, по мере сил, стремившегося к развитию художественной среды в том городе, где он трудился, и видевшего в этом прежде всего нравственную цель. Эта деятельность служила росту общественного внимания к искусству, готовила почву для создания Сибирской народной художественной академии и картинной галереи при ней в мае 1918 г., становилась частью истории духовной культуры края.

Литература

1. Сибирская жизнь. - 1910. - 20 января (№ 15). - С. 3; Сибирская жизнь. - 1912.-7 апреля (№78).-С.З.

2. Устав Томского общества любителем художеств. - Томск, 1909. - С. 1.

3. Сибирская жизнь. - 1909. - 3 декабря (№ 262). - С. 3.

4. Сибирская жизнь. - 1911. - 20 декабря (№ 280). - С. 5.

5. ГАТО. Ф. 127. Оп. 1. Д. 2960. Л. 241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.