звезды. М.В. Рейшер второй справа. 1954
Из алъбомаЬработ М.В. Рейтера. МАиД УрГАХУ. Ф. 3. On. 1. Ed. хр. 16/32!
The installation and ascent of a five-pointed star to the City Council spire. M.V. Reischer is second from the right. 1954 J *
From the album of works by M. V. Reischer. Museum of Architecture and Design of the Ural State University of Architecture and Art. Coll. 3, aids 1, item'16/32
bib «I*
Ш -
V
к к
DOI: 10.17516/2713-2714-0075 УДК 72
THE ARCHITECT MOSES REISCHER: NEW FACETS OF CREATIVE HERITAGE
Natalia N. Vanchugova
Museum of Architecture and Design of the Ural University of Architecture and Art named after N. S. Alferov Yekaterinburg, Russian Federation
Abstract: In August-September 2022 the Museum of Architecture and Design of the Ural University of Architecture and Art named after N. S. Alferov hosted the exhibition "Architect Moses Reischer". The exhibition was held with participation of a partner - the State Archive of the Sverdlovsk region and was dedicated to the 120th anniversary of the architect. The exposition contained rare photographs of Uralmash Factory's workshops from the 1920s and 1930s, postconstructivism projects, rare examples of author's graphics from the museum's collections, watercolors, wood carvings, photographs, mandolin and other personal items from private collections, which allowed to present the range of interests of the multi-talented architect, an outstanding creative personality of our region. The exhibition allowed us to present a creative path of the architect and teacher in a new perspective. New facets of his work were shown and myths around his name were dispelled.
Keywords: M. V. Reischer; Museum of Architecture and Design; Uralmash; Great Ural; "Pace" Cinema; City Council; "Running Wheel".
Citation: Vanchugova, N.N. (2022). THE ARCHITECT MOSES REISCHER: NEW FACETS OF CREATIVE HERITAGE. IzobraziteV noe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. Т. 1, № 4 (13), pp. 114-125.
H.H. Ваньчугова
Музей архитектуры и дизайна Уральского архитектурно-художественного университета
им. Н. С. Алферова
Екатеринбург, Российская Федерация
АРХИТЕКТОР МОИСЕЙ РЕЙШЕР: НОВЫЕ ГРАНИ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ
Выставка «Архитектор Моисей Рейшер», прошедшая в августе-сентябре 2022 года в Музее архитектуры и дизайна Уральского архитектурно-художественного университета имени Н. С. Алферова при участии партнера - Государственного архива Свердловской области, была посвящена 120-летнему юбилею зодчего. Экспозиция содержала редкие фотографии цехов Уралмашзавода периода 1920-30-х годов, проекты переходного стиля постконструктивизма, раритетные экземпляры авторской графики из фондов музея, акварели, резьбу по дереву, фотографии, му-зыкалъный инструмент (мандолину) и другие личные вещи из частных коллекций, позволившие представить мир интересов разносторонне одаренного архитектора, выдающейся творческой личности Урала. Выставка позволила в новом ракурсе представить творческий путь архитектора и педагога, осветить новые грани его творчества и развеять мифы вокруг имени знаменитого уральца.
Ключевые слова: М. В. Рейшер; Музей архитектуры и дизайна; Уралмаш; Большой Урал; кинотеатр «Темп»; Горсовет; «Бегущее колесо».
На протяжении последних десятилетий существует устойчивый интерес к наследию уральского архитектора Моисея Вениаминовича Рейтера (1902-1980), одного из ярких представителей творческой интеллигенции сложного, во многом полифоничного в социальном и художественном отношении периода истории советской архитектуры. О нем писали исследователи, публицисты и краеведы: С. С. Агеев [1], Е. М. Волков, С. В. Кудрявцев [3], В. Е Звагельская [5, с. 5-9], Г. Н. Елагин [4], Л. Н.Смирнов [7; 8], К. В. Стасюк [9], Е. С. Токменинова [10] и другие. В 2022 году в связи со 120-летним юбилеем имя архитектора М. В. Рейтера снова находится в центре внимания.
Персональная юбилейная выставка, прошедшая в Музее архитектуры и дизайна Уральского государственного архитектурно-художественного университета им. Н.С. Алферова, в ретроспективном показе архитектурных проектов М.В. Рейшера позволила познакомиться с феноменом его творчества. Экспозиция разместилась в одном из исторических залов музея - в помещении бывших кладовых екатеринбургской механической фабрики, памятника промышленной архитектуры XIX века федерального значения. Организаторы выделили три экспозиционных раздела, соответствующие трем основным стилям советской архитектуры XX века, в русле которых развивалось творчество М.В. Рейшера, -конструктивизм, неоклассика и модернизм. При этом внутри раздела, посвященного самому продолжительному по времени периоду советского ампира, определились тематические подразделы: градостроительные проекты, жилые и общественные здания, Горсовет, национальный историзм, малые архитектурные формы. Благодаря эксклюзивному, классическому выставочному пространству разделы, подразделы выставки и исторические этапы деятельности архитектора Моисея Рейшера были размещены в хронологической последовательности в отдельных сегментах зала.
Одним из достижений выставки стало решение об экспонировании оригинальных листов из авторского альбома М.В. Рейшера с фотографиями его проектов - с датами и личными комментариями. Несмотря на небольшой формат фотографий и скромные размеры самих листов, этот альбом стал опорной базой для проведения ряда атрибуций и систематизации проектов.
Г. я; ;, ; : 4*
В первом разделе был представлен ранний этап творчества Рейшера, посвященный советскому авангардному конструктивизму - архитектурному стилю, позволившему в короткие сроки в яркую эпоху советской индустриализации проектировать и возводить экономичную архитектуру. Действуя по принципу «ничего лишнего», сопоставляя геометрические объемы и ровную гладкую поверхность стены, архитекторы-конструктивисты Свердловска достигали высокого уровня гармонии, до сих пор поражающей своим совершенством.
Макет Белой башни, промышленного объекта свердловского конструктивизма, построенной для нового жилого района Уралмаша, по праву открывал экспозицию и являлся организующим композиционным и смысловым центром всей выставки. Знаменитая водонапорная Белая башня (1929-1931) принесла М.В. Рейшеру широкую славу. Моисей Рейшер, проект которого победил в конкурсе, применил свои лучшие идеи, отвечавшие задачам нового времени, предложив использовать железобетон, в то время как другие участники конкурса предлагали традиционные материалы - дерево, кирпич, камень, сталь. На одном из редких фотоснимков выставки была представлена только что возведенная водонапорная башня, стоящая вдали от рабочего поселка УЗТМ в окружении леса с прорубленной к ней просекой - будущим бульваром Культуры. Здесь угадывается градообразующая роль объекта, о чем писали, в частности, исследователи Волков Е. М., Кудрявцев С. В. [3], Смирнов Л. Н. [7,8] и
М. В. Рейшер. Конец 1940-х гг.
Архив наследников архитектора
М. Reischer. Late 1940"s
Archive
of the architect's heirs
Фрагмент выставки «Моисей Рейшер». 2022.
Екатеринбург Фото
Анны Ворошиловой
A fragment of the exhibition "Moses Reischer". 2022. Yekaterinburg Photo
by Anna Voroshilova
другие, как центра транспортной развязки Урал-маша.
Макет башни позволил наглядно продемонстрировать особенности архитектурно-художественного решения объекта. Сложенная из элементарных геометрических объемов - прямоугольных параллелепипедов и внушительных форм цилиндра - башня, согласно принципам конструктивизма, отличается простотой и ясностью пропорций. Квадратные в сечении изящные опоры держат на себе железобетонное кольцо, над которым возвышается основной объем водяного бака. В доминирующих круглых формах водозаборного бака и круглых окнах отразилась идея водоворота - упорядоченного движения воды, ниспадающей водопадом вниз, - и проявилась одна из основных особенностей архитектуры авангардного движения - стремление к образности. Вертикальная лестничная клетка, энергично вынесенная в сторону, создает динамику композиции, одновременно гармонизируя объемы. Несмотря на массивные формы верхней части, Рейшеру удалось достичь впечатления равновесия и парадоксальной устремленности вверх всей центральной конструкции.
С 1974 года Белая башня является объектом культурного наследия федерального значения. Предназначенная для соцгорода Уралмаша, «поселковая», как ее называли в отчетах 1936 года [11, с. 95-98], водонапорная башня явилась подлинным шедевром мирового уровня стиля конструктивизма, стала одним из символов Свердловска периода индустриальной эпохи и прототипом аналогичных проектов в СССР и за рубежом.
На выставке были показаны редкие нерасти-ражированные фотографии цехов Уралмаша, построенные в стиле конструктивизма. Съемка на территории завода и демонстрация снимков долгое время были запрещены. На выставке можно увидеть корпуса отдельных цехов - сталелитейного, чугунолитейного, кузнечно-прес-сового, термического, ремонтно-механического, панорамы центральной заводской площади и зданий производственного комплекса, возведенных в 1927-1933 годах Моисеем Вениаминовичем Рейшером в составе группы молодых архитекторов - Евгении Сергеевны Балакшиной, Виктора Васильевича Безрукова и Иосифа Иоакимовича Робачевского, работавших под руководством главного инженера Уралмаша Владимира Федоровича Фидлера.
Впервые в расширенном тематическом контексте на выставке были представлены жилые, общественные здания и целые кварталы Уралмаша, построенные М.В. Рейшером в 1928-1934 годах.
Одним из интересных объектов стало светлое помещение сад-ясли на Уралмаше , где работницы в рабочее время кормили своих грудных детей. В ходе подготовки выставки стало известно из новой книги С. Агеева «Главный коридор Уралмашзавода» [1], что данное помещение не использовалось как детский сад, а служило местом для кормления грудных детей. Фото этого здания, которое не удавалось найти, обнаружилось в Государственном архиве Свердловской области. Фотография помещения бывшего детского сада-яслей, построенного на ул. Краснознаменная, 5, в 1930-е годы, впервые демонстрировалась
на выставке. Сейчас здание полностью, до неузнаваемости перестроено и практически перестало существовать в своем историческом виде.
Другое известное на Уралмаше здание фабрики-кухни было возведено Моисеем Рейтером в соавторстве с Валерием Павловичем Парамоновым и с немецким и советским архитектором-авангардистом, выпускником знаменитой немецкой архитектурной школы Баухаус (1925-1929), легендарной личностью, волею судьбы занесенной на Урал, - Белой Михайловичем Шефлером.
Именно Рейшер является автором актуальной заводской эмблемы, в которой буквы УЗТМ заключены в горизонтально расположенный овал. «По количеству разнообразных типологических объектов авангардной архитектуры, реализованных в 1920-30-х годах, мало кто из свердловских архитекторов мог с ним сравниться» [7, с. 139].
Второй раздел выставки, самый значительный по объему, посвящен периоду неоклассицизма, стиля, в котором Моисей Рейшер проявил себя не менее ярко, чем в конструктивизме. В 1932 году, за год до пуска УЗТМ, эстетический вектор развития советского искусства резко поменял направление в сторону провозглашенного курса на социалистический реализм. Перед советскими архитекторами встал вопрос: в чем же состоит означенный реализм в архитектуре? До наших архитекторов сквозь железный занавес проникали идеи из международной архитектурной практики, в которой естественному течению творческой мысли не было препятствий. Рейшер не оказался в стороне от поисков и экспериментов, пережив переходный период - от конструктивизма к неоклассике, создав объекты в так называемом стиле «постконструктивизм», или международном стиле «ар-деко». На прошедшей выставке впервые были экспонированы отдельные работы, по большей части из числа нереализованных проектов, иллюстрирующих это редкое синтетическое явление.
Таков проект дома с универмагом в районе УЗТМ, созданный совместно с П.В. Оранским в 1934 году: формы дома отличаются смелым сопоставлением брутальных и изящных объемов. У-образная в плане композиция выразительного в пластическом отношении здания отвечала отведенному участку с лучевидным направлением улиц. Акцентом стал угловой фасад со встроенной полуротондой, опирающейся на тонкие колонны у входа, прямой цитатой уходящей в легендарное прошлое Белой башни. По замыслу авторов,
U
Белая башня (архитектор М.В. Рейшер). Начало 1930-х гг. Екатеринбург
Архив наследников архитектора
The White Tower (architect M.V. Reischer). Early 1930's.
Yekaterinburg
Archive
of the architect's heirs
здание с внутренней и наружной подсветкой, с витражным остеклением массивными неоклассическими портиками с плоскими пилястрами, вероятно, облицованными полированным природным камнем, должно было представлять собой фееричное зрелище.
Другим примером принципов, близких к международному ар-деко, может служить проект
Скульптурное оформление здания гостиницы «Большой Урал» в Свердловске (архитектор М.В. Рейшер). 1946. Бумага, пастель. 22,7x29,3 МАиД УрГАХУ Ф. 3. On. 1. Ed. хр. 17/25
The sculptural design of the "Great Ural" hotel's building in Sverdlovsk (architect M. V. Reischer). 1946. Paper, pastel 22,7x29,3
Museum of Architecture and Design of the Ural State University of Architecture and Art. Coll. 3, aids 1, item 17/25
Проект жилого дома с универмагом в УЗТМ (архитекторы М.В. Рейшер, П.В. Оранский). 1934
Из альбома работ М.В. Рейтера. МАиД УрГАХУ. Ф. 3. On. 1. Ед. хр. 16/5
The project of the residential building with a department store in the Ural Heavy Machinery Factory (architects M.V. Reischer, P.V. Oransky). 1934
Prom the album of works by M. V. Reischer. Museum of Architecture and Design of the Ural State University of Architecture and Art. Coll. 3, aids 1, item 16/5
главного корпуса автодорожного техникума, над которым Рейшер размышлял в 1936 году. Центральный вход, отмеченный асимметричным, энергично выдвинутым вперед портиком, увенчанным высоким плоским фронтоном, отличается особым стильным шиком композиции и внешней отделки.
Третий из представленных на выставке проектов, на наш взгляд, вписывающийся в данный контекст, - Дом юстиции, построенный в стиле конструктивизма в 1932 году архитектором Сергеем Ефимовичем Захаровым на улице Малышева, 26, проект которого Рейшер пересматривал с позиций постконструктивизма. Новые формы здания должны были во многом перекликаться с домом-универмагом: в центре здания использован узнаваемый башнеобразный цилиндрический объем, в отделке применены смелые сопоставления брутальных и изящных объемов, классицистических и конструктивистских форм, прочного полированного природного камня и хрупких широких стеклянных витражей на основе суровых бетонных конструкций. В довершении образа Рейшер предлагал над центральным портиком установить строгие обелиски и увенчать выступающий башнеобразный объем круглым куполом и высоким тонким шпилем.
Однако в советской архитектуре стала поощряться более определенная ориентация на традиционное классическое наследие, отвечавшее официально провозглашенным принципам реализма. М.В. Рейшер, как и другие архитекторы его времени, погружается в поиск форм новой сталинской архитектуры, декорирует фасады бывших конструктивистских объектов в новом стиле, участвует в частых творческих конкурсах.
Выставка позволила наглядно и последовательно познакомиться с проектами Рейшера раз-
ных лет, показав, что в его разноплановых неоклассических проектах прослеживается вполне определенный личный авторский почерк, сформировавшийся на основе опыта авангардной архитектуры первых десятилетий советской власти. Архитектурный талант Рейшера ярко проявлялся в проектировании функциональных основ, что позволяло ему создавать каркасы будущих объектов, обогащаемых потом любыми внешними формами.
Так, в 1936-40-х годах изначально конструктивистский фасад пятиэтажной гостиницы (ныне жилой многоквартирный дом) по ул. Физкультурников, 30, по замыслу Моисея Рейшера обрел высокие вертикальные балконы с колоннами и полуциркульными арками в духе средиземноморской архитектуры. В декоре была применена композитная ордерная система с актуальным советским декором и атрибутикой профессий1.
Авторству Рейшера принадлежат многие дома на центральных городских улицах. Во второй половине 1930-х годов начинается застройка проспекта Ленина от улицы Восточной до главного корпуса Уральского политехнического института. Одним из первых домов, положивших начало формированию эспланады, стало общежитие автодорожного техникума на пр. Ленина, 91, представленное на выставке в оригинальном чертеже 1936 года и фотографиях.
В 1938-1939 годах архитектор декорирует фасад конструктивистского каркаса гостиницы «Большой Урал», построенной в 1930-х годах архитекторами Сергеем Ефимовичем Захаровым и Владимиром Ивановичем Смирновым. В оформлении «Большого Урала» прослеживается одна из примечательных авторских черт Рейтера-реконструктора - умение тактично работать с историческим наследием советской авангардной архитектуры. Рейшер не перекрывает сплошным декором старые стены, оставляя большие участки отрытыми. Ограниченное количество архитектурных элементов, лепного декора с советской атрибутикой и рельефных композиций в рамах с фасадными картинами - жанровыми сценами на тему труда - оказалось наиболее выразительным и созвучным искусству социалистического реализма. В музейной коллекции, представленной на прошедшей выставке, хранится авторский пастельный эскиз, выполненный на тонированной бумаге, с изображением фрагмента будущего убранства фасада гостиницы «Большой Урал». Угловая композиция позволила представить пер-
спективу оформления открытой летней террасы с балюстрадой, вазоном на первом плане и скульптурой колхозницы. На рустованной плоскости стены видна часть рельефной композиции, заключенной в раму.
Отдельным направлением, в котором ярко проявил себя архитектор начиная с 1939 года, стал национальный историзм, впервые представленный широкому зрителю на выставке оригинальными авторскими проектами и фотокопиями, исполненный по мотивам русского деревянного зодчества. Поскольку реабилитация историзма включала разные формы, поощрялось использование цитат из модерна конца XIX века.
В предвоенное время в ландшафтной архитектуре СССР были востребованы легкие деревянные павильоны по образу и подобию столичной выставки - ВДНХ, возводимые практически во всех центральных садах и парках многих городов. Свердловск не был исключением. В павильонном формате смелее шли эксперименты при создании эмоционально открытых объектов, призванных украсить зоны отдыха простых советских людей, бытовые будни которых в целом были еще очень далеки от комфорта. И архитектор Моисей Рей-шер, с присущей ему эмоциональностью, активно участвовал в таких эффектных проектах.
В 1939 году он разрабатывает и строит в содружестве с Александром Николаевичем Стель-мащуком и Петром Андреевичем Селецким здание бильярдной из бруса для Центрального парка культуры и отдыха Свердловска. Самостоятельно осуществляет другие малые архитектурные формы - легкие, изящные деревянные павильоны, беседки, торговые киоски в стиле русского дере-
вянного узорочья, призванные формировать летнюю парковую среду для отдыха. На фоне небольших построек камерного характера выделялся по размаху представленный на юбилейной выставке большой проект аллеи каскадов воды с каменными постройками и спуском с горки к реке Исети. Расположенная по единой осевой линии многоступенчатая неоклассическая композиция, напоминающая архитектуру курортных городов, так и не была воплощена в жизнь.
Украшением выставки стал проект лыжной станции ЦПКиО им. Маяковского (М.В. Рейшер, Г.М. Меси лов). На сохранившемся фото - живописная зимняя картинка: под широкой, выдвинутой вперед двухскатной крышей с обходной галереей, резным балконом, фигурными перилами, окнами с наличниками и ставнями изображены просторные бревенчатые хоромы в духе древнерусской теремной архитектуры. Конек крыши увенчан стилизованным цветком и вымпелом. Стилистика акварельного рисунка имеет историческую ретроспекцию, базируясь на графике русского художника И.Я. Билибина.
С 1944 по 1947 год, в военный и послевоенный период М.В. Рейшер обращается к проектированию известных жителям Екатеринбурга деревянных двухквартирных домов мансардного типа в неорусском стиле с цитированием узорной деревянной архитектуры XVII века. Дома, отстроенные для работников Государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, сохранились на улице Большакова. Авторские акварельные отмывки представляют проекты брусчатых, сборных коттеджей, окрашенных в оптимистичный светло-красный, коралловый цвет.
Проект выставочных павильонов и аллеи каскадов, ЦПКиО им. Маяковского в Свердловске. ППМ Свердсовета (архитекторы М.В. Рейшер, П. Селецкий). 1939. Бумага, картон, карандаш, тушь, акварель, кисть. 44,3x117 МАиДУрГАХУ. Ф. 3. On. 1. Ed. хр. 17/41
The project of the exhibition pavilions and the avenue of cascades, the Central Park named after Mayakovsky in Sverdlovsk. PPM of the Sverdsovet (architects M.V. Reischer, P. Seletsky). 1939. Paper, cardboard, pencil, ink, watercolor, brush. 44,3x117
Museum of Architecture and Design of the Ural State University of Architecture and Art. Coll. 3, aids 1, item 17/41
►Проект лыжной станции ЦПКиО им. Маяковского в г. Свердловске (архитектор М. В. Рейшер, исполнитель Г.М. Месилов). 1939.
16,7x29,9 МАиДУрГАХУ. Ф. 3. On. 1. Ед. хр. 16/14
The project of the Mayakovsky Central Park ski station in Sverdlovsk (architect M. V. Reischer, performer G.M. Mesilov). 1939.
16,7x29,9
Museum of Architecture and Design of the Ural State University of Architecture and Art. Coll. 3, aids 1, item 16/14
Конкурсный проект сельского клуба на 150 человек (архитектор М.В. Рей-шер). 1948. Бумага, картон, карандаш, тушь, акварель, кисть. 32x47,5 МАиД УрГАХУ. Ф. 3. On. 1. Ed. хр. 17/18-1
The competitive project of the rural club for 150 people (architect
M.V. Reischer). 1948. Paper, cardboard, pencil, ink, watercolor, brush. 32x47,5
Museum of Architecture and Design of the Ural State University of Architecture and Art. Coll. 3, aids 1, item 17/18-1
До середины 1950-х годов Моисей Рейшер продолжает увлеченно обращаться к полюбившемуся стилю национального историзма. Так, в 1948 году он разрабатывает конкурсный проект типового сельского клуба на 150 человек, представленный на прошедшей выставке. В основе архитектурно-планировочного решения здания клуба лежит традиционная крестово-купольная система, на средокрестии четверика которой установлен фонарь - восьмигранная ротонда с высоким шатровым куполом, увенчанным пятиконечной звездой, реминисценцией башен Московского Кремля. Как представляется, инженерное обращение к византийско-русской строительной схеме «восьмерик на четверике» было основано на профессиональной уверенности в прочности испытанного в веках принципа строительства крупных сооружений. Архитектурные «одежды» фасадов клуба у Рейшера трактованы свободно, центр фланкирован двумя колоннами-пьедесталами для скульптур колхозников, являющихся по сути продолжением колонн. Раскраска этого смелого, в художественном смысле эклектичного проекта исполнена довольно ярко: шатер, звезда и крыша - красного цвета.
На выставке можно было встретить аналогичные авторские композиционные приемы, фрагментарно отраженные не только в деревянной, но и в каменной архитектуре. Например, такие же пристенные колонны-пьедесталы со статуями школьников Рейшер установил на фасаде школы № 65 на ул. К. Маркса, с участием лепной пластики с учебной атрибутикой2.
Другим примером использования отдельно стоящих колонн является кинотеатр «Темп» на
Уралмаше. Здание перекрыто низкой двускатной крышей, источником формообразования которой является древнерусская теремная архитектура русского модерна. Портал гладкого фасада был раскрепован центральным углублением и фланкирован при входе двумя декоративными колоннами с высокими капителями. Изначально построенный в 1932 году по проекту П. Оранского, кинотеатр был реконструирован М.В. Рейше-ром в 1943 году3.
Особое значение прошедшей выставки состоит в том, что, знакомясь с творчеством Моисея Рейшера, можно было получить последовательное представление о ходе развития советского стиля ампир. Среди показательных проектов -Дворец культуры на 716 мест типового характера довоенного и военного периода. Сталинский неоклассицизм здесь развернут в полной мере, отвечая требованиям развитых, укрупненных форм тоталитарной архитектуры. Центр фасада фланкирован помпезным, четырехколонным, выступающим вперед портиком. Массивный тимпан фронтона прорезан высокой полуциркульной аркой, отделанной изнутри кессонами. Силуэт здания подчеркнут установленными на крыше аллегорическими статуями, на углах ската крыши - строгими «римскими» обелисками.
В архитектуре Моисея Рейшера сталинского периода такие заметные акценты, как угловые башни и встроенные ротонды, становятся устойчивым лейтмотивом, узнаваемой «рейшеровской формой».
Так, в конце 1940 - начале 1950-х годов совместно с архитектором Иваном Алексеевичем Юговым Рейшер создает еще один социально
важный объект - больницу № 23 Куйбышевского района. Эльмашевская больница отличается изящной угловой ротондой бокового корпуса с гармоничным декором и стройной колоннадой ионического ордера трехчетвертных колонн. Чистая архитектура неоклассики этого масштабного архитектурного объекта, созданного в духе загородной усадебной архитектуры XIX века, отразила накопленный опыт создания ансамблевых проектов.
Существует миф, что Моисей Рейшер является автором декоративного убранства здания Свердловского городского Совета народных депутатов. Задачей организаторов было внесение уточнений к бытующей версии.
В 1944 году среди ведущих архитекторов города был объявлен творческий конкурс на реконструкцию ранее построенного в стиле конструктивизма здания Горсовета. Рейшер принял участие в этом ответственном конкурсе. Его проект Горсовета, экспонировавшийся на выставке, представляет главное здание Свердловска в горизонтальных приземистых пропорциях с дорической колоннадой. Центр здания выделен горизонтальным фронтоном, с угловыми скульптурами на карнизе и барельефами на тему труда. Наиболее выразительны фасадные углы здания, по замыслу автора, облицованные укрупненными гранитными блоками со скошенными гранями - бриллиантовым рустом, что придавало зданию вид крепости. Рейшер предлагал проект Горсовета в брутальных формах, образ которого был, скорее всего, навеян древнерусскими и неороманскими мотивами. Удивительно смелое для своего времени высказывание, по понятным причинам, не получило одобрения свыше.
В конкурсе победил проект архитектора Георгия Александровича Голубева, по замыслу которого предполагалось декорирование фасада Горсовета элементами коринфской ордерной системы. Центральный ризалит увенчан высокой и стройной круглой двухъярусной башней с часами-курантами, золоченым шпилем, на пике которого сияла красная пятиконечная звезда. Работы по воплощению проекта реконструкции Горсовета были начаты Г.А. Голубевым, но на долю М.В. Рейшера пришлось их завершение.
Из воспоминаний Моисея Рейшера (рукопись «Изгибы памяти и досадные провалы ее» [5] демонстрировалась на выставке) становится известно, как он, по личной просьбе Георгия Александровича, который к тому времени был болен,
вел авторский надзор за отделочными работами новых фасадов здания. После смерти Г.А. Голубева в 1949 году Рейшер возглавил детальную разработку рабочих чертежей башни, надзор за ее строительством. Внутренняя отделка «ратуши» была исполнена по личным рисункам и эскизам Моисея Рейшера. В 1954 году уже по его рабочим чертежам была построена центральная трехъярусная башня с курантами и звездой. Работы шли с 1953 по 1956 годы.
Этому объекту, расположенному в центре города, на выставке было отведено одно из центральных мест. Участие М.В. Рейшера по завершению работ реконструкции центрального здания города характеризует его как специалиста, отлично сочетавшего в себе знания и опыт архитектора, инженера-строителя и художника-декоратора.
Одновременно с проектом декорации Горсовета шла работа над реконструкцией центральной городской Площади имени 1905 года. На одном из рисунков представлена перспектива площади. Над проектом центра города, по смелому размаху приближавшегося к своему прототипу - Северной столице, Рейшер работал в соавторстве с Ангелиной Дмитриевной Максимовой. Рейшер,
Проект больницы Куйбышевского района, поликлиника на 300 посетителей в смену. Фасад по ул. Старых Большевиков. Свердгорпроект (архитекторы М.В. Рейшер, И.А. Югов). 1949. Бумага, картон, карандаш, тушь, акварель, кисть. 39,9x78,5 МАиД УрГАХУ. Ф. 3. On. 1. Ed. хр. 17/44
The project of the Kuibyshev district hospital, polyclinic for 300 visitors per shift. Facade on the Old Bolsheviks street. Sverdgorproekt (architects M. V^ Reischer, I.A. Yugov). 1949. Paper, cardboard, pencil, ink, watercolor, brush. 39,9x 78,5
Museum of Architecture and Design of the Ural State University of Architecture and Art. Coll. 3, aids 1, item 17/44
Проект реконструкции. Дом советов в г. Свердловске (архитектор М.В. Рейшер). 1944.
Из альбома работ М.В. Рейшера. МАиД УрГАХУ.
Ф. 3. On. 1. Ед. хр. 16/14
A reconstruction project. The House of Soviets in Sverdlovsk (architect M. V. Reischer). 1944.
From the album of works by M. V. Reischer. Museum of Architecture and Design of the Ural State University of Architecture and Art. Coll. 3, aids 1, item 16/14
оставаясь по духу архитектором-экспериментатором, в трудное военное время рисует картину будущего города-мечты. Его художественное видение прекрасного города простиралось в переосмысленном архитектурном наследии античности и разных форм неоклассицизма как продолжении академической архитектуры XIX века.
Работая в разных жанрах и направлениях, архитектор Моисей Рейшер был, по сути, архитектором-универсалом. Поскольку Рейшер много работал над малыми архитектурными формами, музей счел необходимым отвести этому виду его творчества достойное место в экспозиции. По его замыслам были отлиты городские чугунные ограды бульвара по пр. Ленина, мостов через реку Исеть по ул. Челюскинцев и по ул. Малышева. Основным сегментом орнамента решеток стал мотив «бегущее колесо», утвердившийся в образном сознании горожан как один из узнаваемых городских мотивов.
М.В. Рейшер уделял внимание подобным малым архитектурным формам, благодаря которым послевоенный Свердловск обретал индивидуальные, во многом романтические черты, особый шик регионального центра.
Выставку посетили многие любители и знатоки истории города, среди которых был и краевед с Уралмаша П.В. Шлыков. В беседах с ними проявлялись новые исторические подробности4.
В 1943 году на Площади 1905 года М.В. Рейшер, в рамках ее реконструкции, задумывал создание триумфальной арки «Урал в Отечественной войне», позднее построенной в дереве и временно послужившей Доской почета. Фотография проекта арки впервые экспонировалась на выставке.
В 1944 году были созданы варианты проекта обелиска для «Мемориала на Военном кладбище в г. Свердловске» в память воинам, погибшим в госпиталях от ран во время Великой Отечественной войны. Позднее, по словам П.В. Шлыкова, этот памятник был установлен на Михайловском кладбище, где был похоронен брат Моисея Нисон. Позднее, при главном архитекторе города Г.И. Бе-лянкине, памятник был заменен на ныне существующий мемориал.
Моисей Рейшер разрабатывал также проект другого памятника - «Монумент партизанам Гражданской войны». Оба памятника приземистые, носят камерный характер, отличаются брутальными формами - сложены из крупных каменных блоков, выполнены в неоклассическом стиле с советскими атрибутами.
По окончании войны в 1946 году Рейшер, в связи с приказом наркома танковой промышленности В.А. Малышева, создает проект памятника самоходной артиллерийской установке САУ-100, выпускавшейся на Уралмаше во время Великой Отечественной войны. Он был установлен в центре площади на заводской территории. Композиция монумента отличается от многих подобных своими динамичными формами. По замыслу Рейшера, танк на постаменте формы огромной скалы символически олицетворяет могучий Урал с его природными ресурсами - он словно выходит из самой земли. Постамент был отлит из чугуна в чугунолитейном цехе Уралмашзавода.
Многогранность таланта архитектора позволяла генерировать отвечающие курсу развития отечественной архитектуры смелые новаторские идеи, применяя индивидуальные приемы. В составе выставки зритель имел возможность познакомиться с оригинальными проектами Моисея Рейшера, известными в городе жилыми домами, построенными в 1950-е годы. Часто при создании домов на центральных перекрестках архитектор применял в качестве доминирующих элементов украшения угловых фасадов башни и встроенные ротонды с высокими фронтонами. Это заметные в городе дома на центральных улицах города -Свердлова, Малышева, проспекте Ленина. Самым запоминаемым для жителей стал угловой дом на Верх-Исетском бульваре, 18, выделяющийся акцентированным аттиковым этажом, увенчанным декоративной вазой в нише крупного разорванного фронтона. Для своего времени эти многоэтажные (в 5-6 этажей) дома отличались качественным исполнением и повышенным уровнем комфортности. За свою многолетнюю творческую жизнь архитектор М.В. Рейшер создал целый ряд значительных зданий, являющихся украшением Свердловска (Екатеринбурга), снискавших ему уважение и признание среди архитекторов и общественности города.
Третьим разделом выставки стал показ проектов, созданных после 1953 года в стиле советского модернизма. Среди них выделяется работа над концертным залом Государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, расположенным в самом центре города, работа над проектом которого Рейшером была начата еще в 1946 году. Сохранились два разностилевых варианта концертного зала. Согласно первому, пристраиваемый корпус консерватории должен был стилистически соответствовать расположенной рядом историче-
ской части - первому каменному зданию города, памятнику архитектуры классицизма ХУШ-Х1Х веков, бывшей канцелярии Главного управления Уральских горных заводов. Со своей задачей архитектор М.В. Рейшер справился блестяще. По его проекту фасад концертного зала был украшен стройной протяженной колоннадой коринфского ордера. Однако строительство затянулось. Переход к советскому модернизму для архитектора, прошедшего основательную школу советского авангарда, не был трагичным. В 1950-х годах Моисей Рейшер создает второй вариант концертного зала - без «арх. излишеств», с внутренним двориком-атриумом, создающим необходимую паузу между шумом центральной улицы и гармоничным царством музыки. Полукруглый эркер вестибюля, сплошное витражное остекление, гладкие стены соответствовали новым стилистическим задачам.
Во многих своих проектах архитектор выступал как художник-романтик. Та правда искусства и тот реализм новой жизни, что требовалось отразить, были во многом ориентированы на перспективу, как мечта о светлом и прекрасном будущем. Главное, что отличало искусство Моисея Рейшера, - это искренность, с которой он совершал поиски и открытия в области стилевых направлений, будь то конструктивизм, ампир эпохи Иосифа Сталина или новый советский модернизм времен Никиты Хрущева.
На выставке отдельной темой показа стали личные вещи и документы из фондов музея и частных коллекций, размещенные в витринах. Предметный ряд значительно обогатил представление об архитекторе Рейшере, мире его увлечений. Многие из показанных вещей, например мандолина, на которой он играл, были представлены впервые. Среди раритетов выставки посетители могли познакомиться с эпистолярным и стихотворным творчеством Моисея Рейшера.
В 1960-х годах М.В. Рейшер участвовал в подготовке архитектурных кадров, щедро передавая свой бесценный опыт, руководя курсовыми и дипломными проектами в Свердловском архитектурном техникуме и на строительном факультете Уральского политехнического института, о чем говорят общие фотографии, на которых он в числе преподавателей. М.В. Рейшер занимался общественной деятельностью в выборных должностях Свердловского отделения Союза архитекторов СССР: на редком фото он запечатлен среди делегатов съезда Союза архитекторов.
Существующий миф о том, что Моисей Рейшер - это архитектор-конструктивист, построивший только Белую башню, развенчивался полновесным показом его творческой деятельности. Главное открытие выставки - это выявление личности Рейшера в комплексном, многоаспектном представлении как истинного представителя старой архитектурной школы, сочетавшего в себе знания и умения в области строительства жилых, общественных, промышленных, ландшафтных объектов, а также как декоратора интерьеров и изготовителя мебели. Кроме того, Моисей Рейшер раскрывается как автор прозы и стихов, музыкант, декоратор предметов быта в народном стиле, рисовальщик-акварелист и автор миниатюрной резьбы по бересте и дереву.
Архитектор с мировым именем, он прожил долгую жизнь, много работал, и его творчество -это иллюстрация всех ведущих основных стилей и направлений отечественной архитектуры XX века. Находясь в общем контексте развития пред-
военной и послевоенной советской архитектуры, Моисей Рейшер стремился создать новую среду обитания, вдохновляющую на труд и праздник, на обновление жизни.
Примечания
1. Этот дом стоит на современной улице Николая Никонова, но за ним как за объектом культурного наследия регионального значения оставлен его исторический адрес - Физкультурников, 30. Паспорт дома: ул. Физкультурников, 30. - URL: https : //рг awdom. г u/dom. php ?hm=fizkulturnikov%20 419575_30 (дата обращения 31.09.2022).
2. В 1948 году школе № 65 было присвоено имя летчика Героя Советского Союза Бориса Константиновича Опрокиднева, выпускника этой школы.
Проект ограды бульваров улицы Ленина. Свердгор-проект (архитектор М.В. Рейшер, исполнитель Пашкевич). 1950. Бумага, картон, карандаш, тушь, акварель, кисть. 39,2x80,5 МАиД УрГАХУ. Ф. 14. On. 1. Ed. хр. 43/14
The project of the fence for the Lenin Street boulevards. Sverdgorproekt (architect M. V. Reischer, performer Pashkevich). 1950. Paper, cardboard, pencil, ink, watercolor, brush. 39,2x80,5
Museum of Architecture and Design of the Ural State University of Architecture and Art. Coll. 14, aids 1, item 43/14
3. В 1956 году кинотеатр стал звуковым, а через десять лет — широкоформатным. До появления киноконцертного зала «Космос» именно «Темп» считался лучшим кинотеатром в городе. Кинотеатр «Темп» был снесен в 2018 году.
4. По утверждению екатеринбургского краеведа Петра Васильевича Шлыкова, отливку решетки производили на Свердловском заводе коммунального машиностроения, ныне не действующем предпри-
Литература
1. Агеев, С.С., Бриль, Ю.Г. Неизвестный Уралмаш. - Екатеринбург : Уральское литературное агентство, 2003. - 500 с. : ил.
2. Агеев, С., Реймер, А. Главный коридор Уралмашза-вода. - Екатеринбург : TATLIN, 2022. - 184 с.
3. Волков, Е.М., Кудрявцев, C.B. Водонапорная башня федерального значения // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2016. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/vodonapornaya-bashnya-federalnogo-znacheniya (дата обращения 31.03.2022).
4. Елагин, Г.Н. Жизнь посвящаю городу. - Екатеринбург : TATLIN, 2011. - 312 с.
5. Звагельская, В. Е. Неоклассицизм советской эпохи в памятниках архитектуры Свердловской области. -Екатеринбург : РОО НИИМК, 2011. - 160 с. : ил.
6. МАиД УрГАХУ Ф. 5. On. 1. Ед. хр. 47/23.
7. Смирнов, Л.Н. Авангардная архитектура Екатеринбурга и городов Урала в творчестве западносибирских зодчих : монография. - Екатеринбург : Архи-тектон, 2018. - 190 с. : ил.
8. Смирнов, Л.Н. Конструктивизм в памятниках Свердловской области. - Екатеринбург : РОО НИИМК, 2008.- 160 е.; ил.
9. Стасюк, К.В. Проблема стилевого многообразия в творчестве Моисея Рейшера: от конструктивизма к неоклассике, от вариаций неорусского стиля к архитектуре хрущевского минимализма // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2019» / отв. ред. И.А. Алешковский, A.B. Андриянов, Е.А. Антипов. - Москва : МАКС Пресс, 2019. - URL: https://olymp.msu.ru/archive/ Lomonosov_2019/data/section_14_15913.htm (дата обращения 31.03.2022).
10. Токменинова, Л.И. Моисей Вениаминович Рейшер. - URL: http://semantic.uraic.ru/post/postbrowse. aspx?ol=10770&q=true&f=p (дата обращения 06.04.2022).
11. Хомич, К. К. Уральский завод тяжелого машиностроения. 1928-1933. - Свердловск : Уральское областное государственное издательство, 1938. - С. 95-98.
References
1. Ageev S. S., Bril Yu. G. Neizvestny'j Uralmash [The unknown Uralmash]. Yekaterinburg, Ural' skoe literaturnoe agentstvo, 2003, 500 p.
2. Ageev S., Reymer A. Glavny'j koridor Uralmashzavoda [The Uralmash Factory's main corridor]. Yekaterinburg, TATLIN, 2022, 184 p.
3. Volkov E. M., Kudryavcev S. V. Vodonapornaya bashnya federal'nogo znacheniya [Federal water tower]. Akademicheskij vestnik UralNIIproekt RAASN, 2016, available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ vodonapornaya-bashnya-federalnogo-znacheniya (accessed 31.03.2022).
4. Elagin G. N. Zhizn' posvyashhayu gorodu [I dedicate my life to the city], Yekaterinburg, TATLIN, 2011, 312 p.
5. Zvagelskaya V. E. Neoklassicizm sovetskoj e'poxi v pamyatnikax arxitektury' Sverdlovskoj oblasti [Soviet epoch neoclassicism in the architectural monuments of the Sverdlovsk region], Yekaterinburg, ROO NIIMK, 2011,160 P-
6. Museum of Architecture and Design of the Ural University of Architecture and Art. Coll. 5, aids 1, item 47/23.
7. Smirnov L. N. Avangardnaya arxitektura Ekaterinburga i gorodov Urala v tvorchestve zapadnosibirskix zodchix: monografiya [Avant-garde architecture of Yekaterinburg and the Ural towns in the western Siberian architects' work]. Yekaterinburg, Arxitekton, 2018,190 p.
8. Smirnov L. N. Konstruktivizm v pamyatnikax Sverdlovskoj oblasti [Constructivism in the Sverdlovsk region monuments]. Yekaterinburg, ROO NIIMK, 2008, 160 p
9. Stasyuk К. V. Problema stilevogo mnogoobraziya v tvorchestve Moiseya Rejshera: ot konstruktivizma k neoklassike, ot variacij neorusskogo stilya k arxitekture xrushhevskogo minimalizma [The stylistic pluralism problem in Moses Reischer's works: from constructivism to neoclassics,fromneo-Russianstylevariation to "Khrushchev minimalism" architecture]. Materialy' Mezhdunarodnogo molodezhnogo nauchnogo foruma «Lomonosov-2019». Ex. ed. I. A. Aleshkovsky, A. V. Andriyanov, E. A. Antipov. Moscow, MAKS Press, 2019, available at: https://olymp. msu.ru/archive/Lomonosov_2019/data/section_14_15913. htm (accessed 31.03.2022).
10. TokmeninovaL.LMoisej VeniaminovichRejsher [Moses Veniaminovich Reischer], available at: http://semantic.uraic. ru/post/postbrowse.aspx?ol=10770&q=true&f=p (accessed 06.04.2022).
11. Khomich К. K. Ural'skij zavod tyazhelogo mashinostroeniya. 1928-1933 [Ural Heavy Machinery Factory. 1928-1933]. Sverdlovsk, Ural'skoe oblastnoe gosudarstvennoe izdatel'stvo, 1938, pp. 95-98.
Об авторе
Ваньчугова Наталья Николаевна - магистр искусствоведения, член Всероссийской ассоциации искусствоведов (с 1999 г.), Музей архитектуры и дизайна Уральского архитектурно-художественного университета им. Н.С. Алферова (Екатеринбург), хранитель музейных предметов.
E-mail: [email protected] Vanchugova Natalia Nikolaevna
Master of Arts, member of the All-Russian Association of Art Historians and Critics (since 1999), Museum of Architecture and D esign of the Ural University of Architecture and Art named after N. S. Alferov (Yekaterinburg), curator of museum objects.