Научная статья на тему 'Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) о духе, душе и человеческой жизни'

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) о духе, душе и человеческой жизни Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
624
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЩЕННИК / АРХИЕПИСКОП ЛУКА / ГОСУДАРСТВО / ВЕРА / ДУХ / ДУША / АНТИРЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА / PRIEST / ARCHBISHOP LUKA / STATE / FAITH / SPIRIT / SOUL / ANTI-RELIGIOUS POLICY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Майорова Наталья Сергеевна

Статья посвящена личности архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Жизненный путь святителя изобиловал крутыми поворотами. Обладая незаурядными художественными способностями, он поступил на юридический факультет, но стал не юристом, а медиком. Медицина составляла основу его жизни. На пересылке, в ссылке, в тяжелейших условиях архиепископ Лука продолжал делать операции, изучать и систематизировать полученные данные. Результаты его научно-исследовательской деятельности получили широкое признание в научном мире и в медицинском сообществе. Уникален тот факт, что автором книг в «безбожном» государстве был священнослужитель архиепископ Лука. Сам автор считал это обстоятельство вполне закономерным. Ведь если для него путь служения был не очевиден, то для окружающих будущее священство В.Ф. Войно-Ясенецкого не вызывало сомнений. Приняв сан, он посвятил себя божественному служению. В многочисленных проповедях он поднимал самые разные темы, но главную свою задачу видел в защите церкви. Обладая умом пытливого исследователя, архиепископ Лука не противопоставлял религию и науку. Божественное, Дух Божий он понимал как основу основ, воплощенную в окружающем мире, в одухотворенных растениях и животных и обладающем душой человеке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Archbishop Luka (Valentin Felixovich Voyno-Yasenetsky) on the spirit, soul and human life

The article is devoted to the personality of Archbishop Luka (Valentin Felixovich Voyno-Yasenetsky). The course of the life of this saint abounded with abrupt turns. Nature showered uncommon art abilities on him, he entered law department, but became the physician rather than lawyer. Medicine made a basis of his life. On the road, in exile, in the hardest conditions, Archbishop Luka continued carrying out operations, studying and systematising the obtained data. Results of his research activity gained wide recognition in the scientific world and in medical community. What is unique, is the fact that the one who was the author of books in the "godless" state was a priest Archbishop Luka. The author considered this circumstance quite natural. If for himself, church service life path was not obvious, for people around, future priesthood of Valentin Felixovich Voyno-Yasenetsky did not raise doubts. Having taken the gown, he devoted himself to church service. In numerous sermons, he brought up the most different subjects, but saw protection of church as his main task. Having mind of an inquisitive researcher, Archbishop Luka did not oppose religion and science. Divine, the spirit of God were understood by him as a basis of bases which is embodied in the world around, in spiritualised plants and animals, in the man who possesses soul.

Текст научной работы на тему «Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) о духе, душе и человеческой жизни»

УДК 27-9

Майорова Наталья Сергеевна

кандидат исторических наук, доцент Костромской государственный университет [email protected]

АРХИЕПИСКОП ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ) О ДУХЕ, ДУШЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Статья посвящена личности архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Жизненный путь святителя изобиловал крутыми поворотами. Обладая незаурядными художественными способностями, он поступил на юридический факультет, но стал не юристом, а медиком. Медицина составляла основу его жизни. На пересылке, в ссылке, в тяжелейших условиях архиепископ Лука продолжал делать операции, изучать и систематизировать полученные данные. Результаты его научно-исследовательской деятельности получили широкое признание в научном мире и в медицинском сообществе. Уникален тот факт, что автором книг в «безбожном» государстве был священнослужитель -архиепископ Лука. Сам автор считал это обстоятельство вполне закономерным. Ведь если для него путь служения был не очевиден, то для окружающих будущее священство В. Ф. Войно-Ясенецкого не вызывало сомнений. Приняв сан, он посвятил себя божественному служению. В многочисленных проповедях он поднимал самые разные темы, но главную свою задачу видел в защите церкви. Обладая умом пытливого исследователя, архиепископ Лука не противопоставлял религию и науку. Божественное, Дух Божий он понимал как основу основ, воплощенную в окружающем мире, в одухотворенных растениях и животных и обладающем душой человеке.

Ключевые слова: священник, архиепископ Лука, государство, вера, дух, душа, антирелигиозная политика.

Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) - личность очень неординарная. Двигаясь по прямому пути жизни, он неоднократно принимал решения, которые определяли неожиданные повороты этого пути. В конце жизни, анализируя пройденное и прожитое, за всеми этими поворотами архиепископ Лука видел адресованные ему призывы к служению и чувствовал направлявшую его руку Бога. Унаследовав от отца глубокую религиозность, он не получил религиозного образования. Будучи воспитан в религиозной семье, подолгу находясь в Киево-Печерской Лавре, он не имел мысли о возможности принять священнический сан.

По окончании гимназии молодой человек свою будущую деятельность связывал со служением страждущим людям. Он видел себя учителем народной школы, хотя имел художественные способности, серьезно занимался рисованием и добился на этом поприще значительных результатов. Отучившись год на юридическом факультете, испытывая непреодолимое отвращение к естественным наукам, в 1898 г. он поступил на медицинский факультет Киевского университета. Среди сокурсников В.Ф. Войно-Ясенецкий заслужил репутацию «профессора», но с наукой связывать свою будущность не предполагал. И вновь вопреки всему практикующий хирург стал ученым. Сферой его интересов были регионарная анестезия и гнойная хирургия, а результаты исследований оказались столь серьезны, что их не только признало научное сообщество, но в качестве учебника использовало несколько поколений врачей. Знания и опыт профессор В.Ф. Войно-Ясенец-кий передавал студентам сначала медицинской школы, затем медицинского факультета Туркестанского государственного университета.

В Ташкенте В.Ф. Войно-Ясенецкий был активным мирянином, принимал участие не только

в богослужениях, но и в религиозных собраниях, где выступал с беседами на темы Священного Писания, и на епархиальных съездах духовенства и мирян. После одного из выступлений к В.Ф. Вой-но-Ясенецкому подошел епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский) и произнес слова, которые определили его жизнь: «Доктор, Вам надо быть священником» [2, с. 29]. Именно епископ Иннокентий разглядел в докторе священника и в январе 1921 г. рукоположил его в сан иерея и назначил четвертым священником кафедрального собора в Ташкенте. Отцу Валентину было поручено дело проповеди. Впоследствии уже епископ Лука говорил, что за свою священническую жизнь совершал таинство крещения считанные разы, а проповедь и исповедание имени Христова считал своим призванием от Бога.

В 1920-е гг. священник-философ, как его называли в Ташкенте, неоднократно выступал на антирелигиозных диспутах и одерживал весьма убедительные победы над своими оппонентами. Эти собрания он рассматривал не только как возможность защитить гонимую государством религию, но и как способ нести слово Божие. К беседам на богословские темы, проводившимся обычно в воскресные дни, прибавлялись циклы бесед-лекций, которые содержали критику материализма.

Крайне отрицательно священник В. Ф. Войно-Ясенецкий оценивал обновленческий раскол. Из-за усилившегося влияния обновленцев Ташкентскую кафедру покинул епископ Иннокентий, а отец Валентин в 1923 г. тайно принял монашество с именем Луки и был хиротонисан в епископа с последующим назначением на Туркестанскую кафедру. Вскоре последовал арест и ссылка епископа Луки, положившая начало преследованиям, ограничениям свободы, бытовым неустроенностям и, как бы парадоксально это не выглядело, дальнейшим

© Майорова Н.С., 2018

Вестник КГУ ^ № 4. 2018

33

научным исследованиям. В автобиографии архиепископ Лука укорял себя в том, что врачебная практика, интересы исследователя и проблемы со здоровьем оттеснили на второй план его пастырскую деятельность.

Антирелигиозная политика советского государства базировалась и на тезисе об отмирании религии по мере развития науки, придавая последней значение средства утверждения безрелигиозного мышления. Можно предположить, что против этого тезиса выступал архиепископ Лука. Сам он служил наглядным его опровержением: глубина знаний, убежденность в правоте и твердость в вере. Архиепископ Лука писал: «Вера есть осуществление ожидаемого, т.е. глубокая уверенность в том, что осуществится то, чего мы ждем... Люди науки, люди чуждые религии, с презрением относятся к вере. Они говорят, что нужно помышлять и рассуждать только о том, что доступно нашему исследованию. Они говорят, что бредни пустые - все разговоры о каком-то мире невидимом потустороннем. Но, отрицая веру христианскую, могут ли они сказать, что сами в своей деятельности, направленной на изучение природы, видимого мира, чужды всякой вере? Могут ли они сказать, что вера есть принадлежность только людей религиозных? Нет, не могут, ибо и в своем познании мира, и в своем научном исследовании природы ученые неизбежно допускают веру. У них своя, не религиозная, но тоже вера, ибо они на веру принимают весьма многое из того, что доказать и практически познать они не могут. И всегда, во все периоды развития человечества, в научном мышлении огромное место занимала вера научная» [1, с. 128-130]. Путь науки - изучение видимого материального мира, исследование тайн природы, путь веры - познание мира невидимого.

До 1941 годы архиепископ Лука пережил четыре ареста, перед ссылкой в Сибирь в декабре 1937 года он стоически переносил голодовку, но не подписывал обвинительные протоколы.

В годы Великой Отечественной войны архиепископ Лука был направлен в Красноярский госпиталь, где он работал хирургом. «Он не выходил из операционной. Если обычно отделение из 3-4 врачей делало до 700 операций в год, то он один делал в это время до 1000 операций ежегодно» [3, с. 10]. В 1946 году врачу и ученому присудили Сталинскую премию, которая составляла 200 тысяч рублей. В ответном письме к И.В. Сталину врач, ученый и архиепископ просил 130 тысяч от этой суммы забрать назад и употребить эти деньги на помощь сиротам и жертвам фашизма.

Необходимо отметить, что в сложное военное время церковь занималась сбором пожертвований, серьезно помогая государству и поддерживая фонд обороны, активно работал в этом направлении и архиепископ Лука: «Под руководством архиепи-

скопа Тамбовского и Мичуринского Луки в епархии за несколько месяцев 1944 года для нужл фронта было перечислено более 250 тыс. рублей на строительство танковой колонны им. Дмитрия Донского и авиаэскадрильи им. Александра Невского» [5, с. 498].

Развенчание материализма сквозной линией прошло через написанное в 1945-1947 гг. эссе «Дух, душа и тело», носившего апологетический характер и призванного защитить веру от безбожия.

По мнению архиепископа Луки, современная ему наука не имела оснований для отрицания существования духовной энергии, которую церковь считает первичной и рассматривает как «перво-родительницу всех физических форм энергии»: «Энергией любви, излившейся по всеблагой воле Божией. Словом Божиим, дано начало всем другим формам энергии, которые, в свою очередь, породили сперва частицы материи, а потом через них и весь материальный мир. В другом направлении излившаяся любовь Божия создала и весь духовный мир, мир разумных ангельских существ, разум человеческий и весь мир духовных психических явлений» [1, с. 308].

Под духом понимается сфера, где преобладает и владычествует духовная сторона. Душа же сфера, где духовное теснейшим образом сопряжено с телесным и зависит от него. Материальное, телесное осуществлено и оживотворено Божьим Духом [1, с. 337]. Движение представляет собой сущность и основной закон природы. Дух стирает границы между живым и мертвым. Движение в живых организмах возникает, производится и определяется духом жизни, энергией духа: «Духовная энергия, истекающая от Духа Божия, энергия любви движет всей природой и все животворит. Она есть источник жизни, и нет ничего мертвого». Однако движение присуще и неорганической природе и в ней оно «есть проявление жизни, хотя бы в минимальной, мало известной нам форме». Энергией духа проникнуто все мироздание, «но только в высших формах развития (творения) эта энергия достигает значения свободного, самосознающего духа» [1, с. 339].

Дух творит формы, что, с точки зрения архиепископа Луки, очень ярко подтверждают формы человеческого тела, даже на стадии эмбрионального развития. А внешность человека служит отражением его духовной сущности.

Одухотворены растения и животные, им свойственен дух жизни. «Дух растет и изменяется от деятельности сознания». У растений нет души, а «у животных - это объединяемый самосознанием (умом у высших животных) комплекс органических и чувственных восприятий, мыслей и чувств, следов воспоминаний или только (у низших) комплекс органических ощущений. Примитивный дух животных - это только дыхание жизни (у низших). По мере повышения по лествице существ растет

34

Вестник КГУ ^ № 4. 2018

их духовность, и к дыханию жизни присоединяются зачатки ума, воли и чувства» [1, с. 352].

Дух и душа составляют единую сущность, будучи неразделимо соединены при жизни, но степень духовности людей может значительно отличаться. Душа - «совокупность органических и чувственных восприятий, следов воспоминаний, мыслей, чувств и волевых актов, но без обязательного участия в этом комплексе высших проявлений духа, не свойственных животным и некоторым людям». Отличие животных состоит в том, что душа их смертна, как «смертны и те элементы самосознания человека, которые исходят из умершего тела (органические и чувственные восприятия)». Связанные с жизнью духа элементы самосознания бессмертны, как бессмертен и дух. Душа человека по сущности своей выше, поскольку может обладать высшими дарами Святого Духа, «духом страха Божия, духом познания, духом силы и крепости, духом света, духом разумения, духом мудрости. Духом Господним или даром благочестия и вдохновения в высшей степени» [1, с. 352-353]. Дар Святого Духа воплощен и в стремлении приблизиться к Богу, и это свидетельствует о высшей способности души человека.

Душа человека теснейшим образом связывалась с сердцем. В некоторых языках для их обозначения использовались одни термины. В понимании архиепископа Луки сердце - орган высшего познания. Вопреки мнению интеллектуалистов, не мозг, а именно сердце - орган чувств, орган мысли, указывающий и раскрывающий субъективное состояние человека, орган духовного восприятия, орган, который «совершенствует и исправляет Бог, как центр нашей духовной жизни и Богопознания»: «Мы познаем Бога по проявлениям его. Мы познаем Его по проявлениям силы и могущества Его, по действиям Его на сердца наши. По действиям Бо-жиим, по излияниям на нас силы Божией, по благодати Божией, которую мы ощущаем в сердцах наших... Вера недоказуема. Много, много было споров, много было попыток доказать, что Бог существует и что Бога нет. Но никто на продолжении всей истории человечества не мог доказать ни того, ни другого. Бога можно воспринимать только чистым сердцем. Да не смущается сердце ваше всеми нападками на веру от разума и науки... Вера - это наша величайшая драгоценность, величайшая из всех ценностей человеческих» [1, с. 131]. Только сердцем человек способен ощущать Бога. Сердцем человек молится и великой формой молитвы является безмолвный вопль к Богу.

В тексте Священного писания о сердце упоминается почти на каждой страницы. Мысли подлежат глубокой и окончательной обработке в сердце. Мысли формируют чувства, именно поэтому сердце способно передать всю гамму чувств и эмоций, оно служит хранилищем добра и зла, совести, ис-

точником воли. Сердце определяет поведение человека и выбор им жизненного пути.

Вера в силу своей иррациональности находит пристанище не в уме, а в сердце. В притче о сеятеле Иисус говорил, что «семя слова Божия сеется в сердце человека и хранится им, если оно чисто, или похищается из него дьяволом, если оно не умеет и не достойно хранить его» [1, с. 316]. Однако сердце «само обладает удивительной, важнейшей способностью получать из мира духовного экзогенные, нисколько не адекватные органам чувств, ощущения самого высшего порядка. И эти ощущения из сердца передаются уму, в мозг и в огромной степени определяют, направляют и изменяют все психические процессы, в уме и духе происходящие» [1, с. 321]. Следовательно, именно сердце рождает мысли, служащие материалом для мыслительной деятельности мозга, и потому является вторым органом восприятия познания и мысли. Исследования академика И.П. Павлова доказали, что мозговая кора анализирует не чувства, а ощущения. И, «если мозг нельзя считать органом чувства, то это в огромной мере подтверждает учение Священного Писания о сердце как органе чувств вообще, и в особенности высших чувств» [1, с. 330].

Человеку свойственно смешивать понятия мозг и ум, но дух не равнозначен уму, который есть выражение и проявление духа. «Кроме обычных раздражений, адекватных нашим органам чувств, наш мозг и сердце могут воспринимать гораздо более важные раздражения, исходящие из мозга и сердца других людей, животных и всей окружающей нас природы и, что важнее всего, из неведомого нам трансцендентального мира» [1, с. 333]. И судьба человека, и «все направление жизни всегда определяется благодатным воздействием Святого Духа, творящего в нем все доброе и чистое. И никогда не бывает тщетной надежда на Бога. Только бы был человек достойным того, чтобы обитал в Нем Святой Дух, чтобы стал он храмом для Него» [4, с. 289].

Дух извне входит в человека, имеющего душу. Дух может существовать отдельно от тела. Но именно дух «властвует над плотью, дух неизмеримо сильнее плоти, все происходящее в теле нашем направляется духом, живущим в нас. Духом все проникнуто, все живет, все направляется. От духа зависят все функции тела, он руководит нашей внутренней жизнью: он дает направление мыслям, чувствам, желаниям и стремлениям» [4, с. 288]. Следовательно, сердце и есть вместилище духа.

По словам архиепископа, в духе человеческом навеки отпечатлеваются все наши психофизические акты. «Для проявления духа нет никаких норм времени, не нужна никакая последовательность и причинная связь воспроизведения в памяти пережитого, необходимая для функций мозга. Дух сразу обнимает все и мгновенно воспроизводит все в его целостности» [1, с. 386]. Дух осуществляет

сложные интеллектуальные операции, проходящие мимо человеческого сознания. Архиепископ Лука вслед за некоторыми европейскими учеными считал, что сознание может забыть и стереть воспоминания, в то время как память не забывает ничего. Этим он объяснял и феномен в мгновение ока пролетевшей перед глазами человеческой жизни в ярких красках и с такими подробностями, запечатлеть которые мозг человека не в силах: «Бессознательное бодрствует».

Дух человека бессмертен, поскольку он - дыхание Духа Божия. Бог дает человеку возможность бесконечного совершенствования духа, для чего и «необходимо вечное бессмертное существование духа и бесконечность ряда форм его совершенства». Однако автор высказал сомнения в том, чтобы «закон бесконечного совершенствования духа в приближении к совершенству Бога был дан только людям, а не всему мирозданию, не всему миру духовных существ, ибо и они сотворены в различных степенях совершенства, далеко превосходящих малое совершенство духа человеческого» [1, с. 398]. Таким образом, дух можно рассматривать как сумму души и части ее, находящейся за пределами человеческого сознания. «В духе отпечатлеваются, его формируют, в нем сохраняются все акты души и тела. Под их формирующим влиянием развивается жизнь духа и его направленность в сторону добра или зла. Жизнь мозга и сердца и необходимая для них совокупная, чудно скоординированная жизнь всех органов тела нужны только для формирования духа и прекращаются, когда его формирование закончено, или вполне определилось его направление». В бессмертном человеческом духе продолжается вечная жизнь и бесконечное развитие к добру или злу и после смерти тела. Блаженство праведников следует рассматривать как беспредельное развитие в сторону добра и Божественной любви, а муки грешников как мучение, вызванное отчуждением от Бога и отравой зла и ненависти [1, с. 401]. Так дух человека свободен, а чувственная душа подчинена законам причинности, сочетающим свободу и необходимость.

В самые сложные времена, несмотря на аресты и ссылки архиепископ Лука находил в себе силы для проповеди и заботы о ближних. Велика его роль в сохранении и возрождении духовно-

нравственных ценностей. Представленные нами размышления архиепископа и их анализ приводят к выводу о том, что Валентин Феликсович Вой-но-Ясенецкий был человеком, опередившим свое время. Еще в 30-е годы XX века он пришел к мысли о возможном единстве науки и веры, об их непротиворечивом сосуществовании. Огромнейшей его заслугой являются не только спасенные жизни пациентов, но и спасенные души простых людей и научной интеллигенции.

Библиографический список

1. Архиепископ Лука Дух, душа и тело. - М.: ТЕРРА, 2008. - 496 с.

2. Архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) Я полюбил страдание... Автобиография. - М.: Изд-во им. Святителя Игнатия Ставропольского, 1999. - 206 с.

3. Котельников Г.П., Бурлина Е.Я. Праведник века Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий -Епископ Лука // Вопросы культурологии. - 2008. -№ 5. - С. 9-11.

4. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) / сост. Е.И. Круглова. - М.: Благовест, 2012. - 352 с.

5. Худобородов А.Л., Яшина М.А. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) накануне и во время Великой Отечественной войны (некоторые дискуссионные вопросы) // Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в судьбах народов и регионов. - Казань, 2015. - С. 495-499.

References

1. Arhiepiskop Luka Duh, dusha i telo. - M.: TERRA, 2008. - 496 s.

2. Arhiep. Luka (Vojno-YAseneckij) YA polyubil stradanie... Avtobiografiya. - M.: Izd-vo im. Svyatitelya Ignatiya Stavropol'skogo, 1999. - 206 s.

3. Kotel'nikov G.P., Burlina E.YA. Pravednik veka Valentin Feliksovich Vojno-YAseneckij - Episkop Luka // Voprosy kul'turologii. - 2008. - №5. - S. 9-11.

4. Svyatitel' Luka (Vojno-YAseneckij) / sost. E.I. Kruglova. - M.: Blagovest, 2012. - 352 s.

5. Hudoborodov A.L., YAshina M.A. Arhiepiskop Luka (Vojno-YAseneckij) nakanune i vo vremya Velikoj Otechestvennoj vojny (nekotorye diskussionnye voprosy) // Velikaya Otechestvennaya vojna 1941-1945 gg. v sud'bah narodov i regionov. -Kazan', 2015. - S. 495-499.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.