Научная статья на тему 'Архиепископ Казанский Владимир Петров, его жизнь и деятельность'

Архиепископ Казанский Владимир Петров, его жизнь и деятельность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
112
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архиепископ Казанский Владимир Петров, его жизнь и деятельность»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

К.В. Харлампович

Архиепископ

Казанский Владимир Петров, его жизнь и деятельность

Опубликовано:

Христианское чтение. 1910. № 7-8. С. 1000-1011.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Архіепископъ Казанскій Владимиръ Петровъ, его жизнь и дѣятельность *).

Миссіонерская дѣятельность.

fOI^A учреждался благовѣщенскій монастырь наЧулыш-манѣ, то предполагалось, что онъ сдѣлается разсадникомъ миссіонеровъ. Архим. Владимиръ и желалъ насе-"([ лить его достойными монахами. Прося еще изъ Пѳтер-^ бурга архіеп. Аркадія олонецкаго объ отпускѣ туда трехъ лицъ изъ его монастырей, онъ писалъ, что ему нужны люди, зна-комые съ порядками общежительными, жизни болѣе чѣмъ незазорной, и которые поступали бы въ его отдаленную обитель съ полною охотою, съ стремленіемъ къ жизни пустынной, не прихотливой нимало и трудолюбивой. Кто изъ монаховъ выражалъ желаніе ѣхать туда—о. Владимиръ сразу же „озадачивалъ невыгодами и неизбѣжными непріятностями 'въ тамошней жизни и дѣятельности“. При такихъ условіяхъ набора желающихъ, благовѣщенскій монастырь никогда не отличался многолюдствомъ и слѣдовательно далеко не могъ служить миссіонерскимъ задачамъ. А условія мѣстности не дали выполниться и другимъ цѣлямъ его учрежденія. Именно предполагалось сдѣлать изъ него мѣсто для отдыха и нравственнаго успокоенія миссіонеровъ, пріютъ для ослабѣвшихъ отъ трудовъ миссіонеровъ-иноковъ, какъ учрежденіе, наконецъ, долженствующее вліять на инородцевъ чиннымъ и благолѣпнымъ богослуженіемъ, училищемъ, больницею и пріютомъ, а также хозяйственными заведеніями. Но кто такъ

*') Продолженіе. См. мартъ.

думалъ, были жестоко обмануты Мальковымъ. Обманутъ былъ и о. Владимиръ, писавшій въ 1864 г. одному лицу о чулышманской долинѣ: „И мѣста и люди (двоѳданцы) оказываются прекрасные: жатва вещественная и духовная многа предстоитъ“. Людей въ дѣйствительности оказалось только 400 душъ,—количество достаточное для одного миссіонера. Да и онѣ’готовы были разбѣжаться, когда узнали, что земля, обрабатываемая ими, теперь не имъ принадлежитъ. Архим. Владимиръ удержалъ ихъ, назначивъ съ души по рублю арендной платы въ пользу монастыря. Инородцы остались, но деньги платили неакуратно. Одинъ изъ нихъ до 1881 г. не внесъ ничего. Мало того. Монастырю нужно было еще помогать имъ выдачей ячменя на сѣмена и на прокормленіе, покупкой лошадей, коровъ, постройкой избъ. А собственное хозяйство шло не блестяще. Родился только ячмень: чулыш-нанская долина, хотя и защищена была высокими горами, но открыта была для сѣверныхъ холодныхъ вѣтровъ. Тѣ же вѣтры, двѣ трети года бушующіе на Телецкомъ озерѣ, единственномъ пути, ведущемъ къ монастырю, затрудняли ему ^сношеніе съ внѣшнимъ міромъ и даже снабженіе предметами первой необходимости.

Тѣмъ не менѣе архим. Владимиръ, посѣтивъ въ 1866 г. Чулышманъ и найдя въ немъ возведенными уже Мальковымъ новыя постройки, рѣшилъ продолжать дѣло, причемъ, въ виду отсутствія средствъ, послалъ одного монаха по сбору пожертвованій, хотя „сего обычая и не долюбливалъ“. Въ 1868 г. монастырь выгорѣлъ и вновь былъ отстроенъ въ 1870 г. Изъ монастырскихъ строеній о. Владимиромъ воздвигнуты корпусъ для братіи, домъ для школы и больныхъ инородцевъ 1). Миссіонерское значеніе монастыря было очень невелико.' Жившій въ немъ іѳром. Варсонофій крестилъ язычниковъ и совершалъ для нихъ другія требы, но оглашеніемъ ихъ занимался учитель Усть-башкаусской школы, нъ 12 верстахъ отъ монастыря, Яковъ Кумандинъ. Когда въ 1879 г. въ это село былъ назначенъ постоянный миссіо-неРъ, свящ. М. В. Чевалковъ, въ монастырѣ стало еще меньше нужды, и потому въ 1880 году еп. Владимиръ во зымѣдъ намѣреніе перенести его въ Бійскъ, но это не удалось ему (объ этомъ ниже).

') Ср. Сборникъ свѣдѣній о прав. миссіяхъ, II, 397—405.

Больше пользы приносила миссіи женская община, особенно послѣ того, какъ отстраненъ былъ отъ завѣдыванія ею А. Мальковъ и она стала въ нормальныя отношенія къ начальвику миссіи. Первоначально предполагалось устроить общину въ с. Улалѣ, на противоположномъ берегу р. Улалы {при впаденіи въ нее р. Маймы). Здѣсь и были воздвигнуты нѣкоторыя постройки. Но скоро обнаружились неудобства мѣстоположенія монастыря: земля въ самомъ селѣ Улалѣ была малоплодная и неудобная для хлѣбопашества и огородничества, а во вторыхъ многія дѣвы и женщины, искавшія уединенной жизни, смущались близкимъ сосѣдствомъ міра съ его суетой, почему часть ихъ переселилась въ мѣстность Уахту, въ 6 верстахъ отъ Улалы, гдѣ находилась большая часть земли отводимой для общины и притомъ земли плодородной, и пока земля не была утверждена, копали тамъ для себя пещеры или землянки. Таково было положеніе вещей лѣтомл) 1864 г. по письму исправлявшаго должность начальника миссіи, іером. Акакія, который и самъ стоялъ за переносъ общииы на Уахту. Здѣсь на пожертвованія купцовъ А. Ѳ. Морозова и С. П. Петрова и были возведены Мальковымъ церковь, жилья и холодныя постройки (1866). Въ Улалѣ же осталось какъ бы отдѣленіе общины,—тамъ помѣщались дѣтскій пріютъ и школа для дѣвочекъ.

Первыя руководительницы общины были избраны Мальковымъ изъ сестеръ дивѣевскаго монастыря и жизнь ея имѣла быть устроена по уставу арзамасской алексѣевской общины. Правда, на первыхъ порахъ не всѣ пункты этого устава предписывались къ исполненію, а главнѣйшіе. „Главное дѣло, писалъ по этому поводу еп. Виталій (1866), не во множествѣ правилъ, а въ ихъ исполненіи“. Но пока въ общинѣ жилъ Мальковъ и заправлялъ ея дѣлами, иногда при помощи ручной расправы, и монастырскій чинъ плохо исполнялся, и миссіи было мало пользы отъ сестеръ. Цѣлью учрежденія общины было—„помогать миссіи въ христіанскомъ обученіи новообращенныхъ изъ язычества лицъ женскаго пола и въ многоразличныхъ нуждахъ ихъ отъ рожденія и до гроба, въ особенности—принимать въ свое попеченіе больныхъ, безпріютныхъ и сиротъ новокрещѳнныхъ женскаго пола... и вообще содѣйствовать миссіи въ дѣлѣ служенія ея всѣмъ, къ чему она найдетъ насъ потребными“, какъ писали первыя сестры общины. Но вмѣсто того—жа-

лобы миссіонеровъ, что община перехватываетъ неофитовъ, направлявшихся въ Улалу для крещенія, и записываетъ ихъ себѣ въ заслугу... Даже въ концѣ 1866 г. община не организовала еще ни просвѣтительной, ни филантропической помощи населенію,—но было ни училища женскаго, ни пріюта, ни больницы. Правда, въ „Сѣверной почтѣ“ (№ 137) писалось что три сестры общины отправились въ Чѳмальскій станъ гдѣ собрали до 20 ученицъ и нѣсколько больныхъ обязано имъ своимъ выздоровленіемъ *). Но миссіонеры отрицали участіе общины въ чѳмальской благотворительной дѣятельности. Тамъ, писали они, есть одна особа, противъ воли записанная общиной въ число ея сестеръ, но это— сестра милосердія, пріѣхавшая изъ Петербурга на Алтай, еще когда община начиналась, и трудится она независимо отъ общины, не получая отъ нея пособія. Поддерживалъ эту сестру архим. Владимиръ, помогая ей даже изъ своего жалованья 2).

Переходъ женской общины въ непосредственное завѣдываніе архим. Владимира (1870) повлекъ за собой повышеніе чисто миссіонерской ея дѣятельности. Въ 1870 г. отчетъ отмѣчаетъ участіе въ дѣлѣ миссіи еще трехъ лицъ женскаго пола: 1) монахини, 2) сестры милосердія и 3) новокрещенной инородки. Въ 1876 г. „изъ сестеръ общины ближайшимъ образомъ служили миссіи четверо, однѣ уходомъ за больными, другія обученіемъ дѣтей“. Была еще одна сторона въ дѣятельности общины, обращенная непосредственно къ религіознымъ потребностямъ инородцевъ. Это—приготовленіе иконъ. О введеніи иконописанія въ общинѣ думалъ архим. Владимиръ, находясь еще въ Петербургѣ, откуда онъ посылалъ иконы въ забайкальскую миссію, по заказу еп. Веніамина. Вѣроятно, по его внушенію и Мальковъ подумы- * Э

') Ор. „Миссіонерское общество“, выи. I (1866), 64; записки М. О., Н1, 28, up.

Э Тутъ работала пѣкая Анастасія Семеновна Лызлова изъ Петербурга, вдова священника, потерявшая кромѣ мужа—двухъ сыновей. Она явилась въ Немалъ до открытія общины и жила еще въ 1868 г., какъ видно изъ записной книжки о. Владимира, въ которой помѣчено, что въ іюнѣ онъ распорядился выдать ей изъ своего жалованья 30 р.. Кромѣ Лызловой, въ то время служили миссіи еще двѣ жепіципы, не принадлежавшія къ женской общинѣ: въ Улалѣ послушница Евд. Варламіева и въ Апуѣ инородка Евд. Воксарина.

валъ о томъ же: когда онъ въ 1865 г. былъ въ понѳтаевской общинѣ, то осмотрѣлъ иконописную мастерскую и велъ съ сестрами рѣчь о наученіи иконописанію алтайскихъ калмычекъ. Уѣзжая на Алтай, о. Владимиръ пріобрѣлъ матеріалы для приготовленія на мѣстѣ метахромотипныхъ иконъ, и въ первый же годъ одна изъ сестеръ улалинской общины приготовила до 500 иконъ. Собственно иконописная мастерская была учреждена въ общинѣ въ 1870 г., къ которому относятся извѣстія въ письмахъ о какихъ-то „ребятѳнкахъ“, „иллюминовавшихъ“ подъ руководствомъ матери Ольги бумажные образки, и о 30 слишкомъ написанныхъ иконахъ. Эта же монахиня Ольга, настоятельница общины, съ двумя сестрами исправила и возобновила иконостасъ для чопош-ской церкви 1). Къ 1875 г. относится сообщеніе о томъ, что община принимаетъ заказы на изготовленіе походныхъ церквей (скнадной иконостасъ, складной престолъ съ жертвенникомъ и иконы). Дѣло это настолько развилось, что сдѣлалось даже источникомъ доходовъ для общины 2). Другими источниками были: огородничество, вышиваніе и свѣчной заводъ, открытый при обіцинѣ въ 1870 г. архим. Владимиромъ для снабженія восковыми свѣчами миссіонерскихъ и ближайшикъ приходсвихъ церквей 3). Впослѣдствіи община стала поставлять свои свѣчи во многія церкви томской епархіи.

Въ женской улалинской общинѣ архим. Владимиромъ кромѣ свѣчного завода выстроены: корпусъ для общей трапезы съ двухъэтажными келліями для сестеръ и кухнею и корпусъ для гостинницы. Вообще архим. Владимиръ былъ большой строитель и эта сторона его дѣятельности нашла себѣ мѣсто въ его послужномъ спискѣ, гдѣ обозначено болѣе 30 жилыхъ зданій и свыше 28 церквей и молитвенныхъ домовъ, выстроенныхъ „личными его заботами или по его * 327

*) Сборникъ свѣдѣній о православныхъ миссіяхъ, II (1872), 314, 315,

327, 328.

-) Впослѣдствіи, новый начальникъ миссіи еп. Макарій для улучшенія иконоішеанія въ женскомъ монастырѣ отправилъ двухъ сестеръ въ серафимо-понетаевскій монастырь (1884).

Приборы для завода были куплены архим. Владимиромъ въ Москвѣ. Тамъ же по его указанію знакомились съ производствомъ свѣчъ мать Ольга съ послушницей, изъявившія желаніе перейти на Алтай. (Сборникъ свѣдѣній, И, 319).

указаніямъ и поощренію *). Это значитъ, что онъ самъ составлялъ планы и чертежи, а въ Улалѣ самъ же руководилъ рабочими. Очевидцы разсказывали И. И. Ястребову, что „нерѣдко армимандритъ, проведя за рисунками цѣлую ночь, является утромъ на постройку, сдѣлаетъ неооходимыя распоряженія и присядетъ отдохнуть на стружкахъ. Но оезсон-ная ночь возьметъ свое; архимандритъ склони іся головой на стружки и уснетъ крѣпкимъ сномъ. А рабочіе, чтобы не жгло его" солнце, со всѣхъ сторонъ обложатъ его стружками словно одѣяломъ“... При архитектурномъ талантѣ и практической смѣткѣ архим. Владимира, построенныя имъ хозяйственнымъ образомъ зданія отличались и прочностью и удобствомъ. „Подъ его руководствомъ выработалось нѣсколько мастеровъ—строителей и плотниковъ. Одинъ изъ нихъ, А. А. Борзенковъ, считается вч> настоящее время главнымъ подрядчикомъ при постройкѣ церквей и иконостасовъ въ бійскомъ округѣ Томской губерніи“ 2).

Всего больше трудовъ и заботъ стоило архим. Владимиру построеніе новой церкви въ Улалѣ взамѣнъ сгорѣвшей въ 1872 г. (въ ночь на 5 января) старой. Новому храму центральнаго пункта миссіи онъ хотѣлъ дать такой видъ, который соотвѣтствовалъ бы вполнѣ его значенію не только для религіозной жизни новокрещенныхъ, но даже „и для самихъ некрещѳнныхъ, самою внѣшностью благолѣпнаго храма Божія возводимыхъ къ мысли о красотѣ и величіи истиннаго Бога и истинной вѣры“. Церковь, во имя Всемилостиваго Спаса, самыми размѣрами должна была говорить о Христѣ: по числу лѣтъ земной Его жизни ей дана длина, а колокольнѣ вышина въ ЗЗѴг арш.: ширина 17 арш. По своимъ внутреннимъ изображеніямъ она должна была быть полной, систематически изложенной священной книгой, наглядно но-учащеи богомольцевъ домостроительству спасенія нашего вообще, православно-русскаге въ частности, алтайскаго спе-

*) Перечень ихъ, хотя не полный, у И. И. Ястребова (155. 156). Вотъ полный списокъ церквей и молитвенныхъ домовъ: въ с. Улалѣ—2, въ женскомъ монастырѣ—2, въ с. Александровскомъ, Чемалѣ, Чоношѣ, * анжурекѣ, Мыютѣ, Шебалиной, Урсулѣ, Усть-Анзасѣ, Сайдыгѣ, Тура-іанѣ, Кебеэеки, Усть-Башкоусѣ, Салгандѣ, Каинчѣ, Чергѣ, Ыныргѣ, bJIJV Абаѣ, Тюдралѣ, Кошогачѣ, Канскомъ, Ильинскомъ, Катандѣ, Коксѣ, аа Бійскомъ подворьѣ и на Чуѣ.

) И. И. Ястребовъ, 157. 410. Ср. Воспоминанія свящ. В. Ландышева ъ «Прав. Благовѣстникѣ“, 1900, № 21 (247).

ціально. Въ числѣ иконъ были изображенія свв. Кирилла и Меѳодія, Владимира Равноапостольнаго, Леонтія Ростовскаго, Петра Царевича, Стефана Пермскаго, Гурія Казанскаго, Димитрія Ростовскаго, Иннокентія Иркутскаго... Предполагалъ о. Владимиръ устроить и придѣлъ въ честь послѣдняго, какъ „проповѣдника вѣры въ языцѣхъ монгольскихъ“. Другой придѣлъ предполагался въ честь Филарета Милостиваго, во вниманіе къ доброхотному участію въ миссіи алтайской милостивыхъ братій изъ всей Россіи. Имѣлось также въ виду, что оба носителя именъ этихъ святыхъ, митрополиты московскіе Филаретъ (f 1867) и Иннокентій сдѣлали очень много для блага миссіи. Но за недостаткомъ средствъ придѣлы не были устроены *). ,.Нужда съ одной стороны въ просторной и возможно помѣстительной церкви, при необходимости соблюсти, при небольшихъ средствахъ, возможную экономію, удаленность отъ ученыхъ техниковъ по строительной части и состоятельныхъ строителей подрядчиковъ, вынудили начальника миссіи симъ дѣломъ заняться самому, пользуясь мѣстними мастеровымя и руководя ими лично“. Отмѣчая въ отчетѣ эту сторону своей дѣятельности, архим. Владимиръ умолчалъ о другой—о сборѣ ймъ пожертвованій на постройку храма. Тотчасъ послѣ пожара онъ обратился ко всѣмъ алтайскимъ миссіонерамъ съ просьбой оказать посильное содѣйствіе ему въ постройкѣ новаго храма, взамѣнъ бывшаго духовнымъ центромъ миссіи, и, выяснивъ всѣмъ и каждому въ предѣлахъ отдѣленія положеніе дѣла, пригласить всѣхъ къ пожертвованіямъ. „Главное здѣсь, конечно, не въ размѣрахъ жертвы, а въ дружномъ усердіи и числѣ жертвователей“. О сборѣ пособій онъ просилъ извѣщать помѣсячно, „дабы, писалъ онъ, и я въ свою очередь сими извѣстіями могъ возбуждать и возгрѣвать духъ усердія въ дальнихъ братіяхъ благотворителяхъ“. Этихъ благотворителей архим. Владимиръ привлекъ и частными письмами'ш статьей въ Л1» 8 „Домашней Бесѣды“. По послѣдней статьѣ поступили пожертвованія отъ епископовъ Ѳеогноста астраханскаго, Павла кишиневскаго, отъ священниковъ и мірянъ изъ Ейска, Таганрога, Москвы. Москва всѣхъ больше помогла. Совѣтъ Мпссіонѳр-

’) Впрочемъ на средства м. Иннокентія, Н. Д. Лаврова и др. благотворителей устроена была Иннокентіевская церковь въ мезонинѣ дома начальника миссіи („Сборникъ свѣдѣній о прав. миссіяхъ“, II,. 321).

скаго Общества, отпустивъ 1000 р. изъ имѣвшихся въ его распоряженіи на подобные предметы, ассигновалъ и еще 1500 р., 500 р. пожертвовалъ м. Иннокентій. Прот. Н. Д. Лавровъ пожертвовалъ колоколъ въ 20 и. „даръ Москвы Алтаю“. Другой колоколъ —въ 62 пуда—слитъ въ Москвѣ же на средства, собранныя на Алтаѣ попеченіемъ о. Владимира. Эти немногія данныя изъ Отчета Алтайской миссіи за 1875 г. и переписки архим. Владимира достаточно характеризуютъ степень его заботливости и умѣніе собирать пожертвованія на миссію. Не малая часть этихъ пожертвованій сдѣлана знакомыми его и родными, по его письменнымъ просьбамъ. Далеко не всѣ они вошли въ отчеты по миссіи, какъ впрочемъ не попали туда и болѣе крупныя пожертвованія отъ учрежденій, напр., 527 р. 67 к., полученные отъ кіевскаго комитета Миссіонерскаго общества ‘), 1058 р. 233/* к.—отъ воронежскаго комитета (1875) 2).

Значительную часть пожертвованій на алтайскую миссію архим. Владимиръ употреблялъ на нужды новокрещенныхч>. Въ первый годъ его управленія миссіей на этотъ предметъ было израсходовано 3518 р. 52 к. изъ 14959 р. 89 к. Взгляда» его на этотъ вопросъ выраженъ пмл» въ „Объяснительной запискѣ“ (1868 г.): „Устройство и улучшеніе матеріальнаго быта новокрещенныхъ есть второстепенный предметъ, въ ряду другихъ болѣе прямыхъ предметовъ дѣятельности миссіонерской,—есть только побочное средство, ведущее къ достиженію главной дѣли—распространенію христіанской вѣры между инородцами, средство, обусловливаемое мѣстными обстоятельствами“ (34) z). Въ бумагахъ арх. Владимира сохранился черновой листокъ, на которомъ набросанъ перечень мѣръ касательно устройства быта новокрещенныхъ, о какихъ онъ хотѣлъ писать оберъ-прокурору св. синода: 1) „о безполезности дарить новокрещенныхъ кафтанами; лучше бы

4 Анита бытія моего“, е*п. Порфирія, ѴШ. 281. 232.

"і Конечно, это не значитъ, что эти и подобныя пожертвованія утаива-лись... Въ (.-иирпикѣ, изданномъ по случаю 25-лѣтія ЗІрав. Мис-с. общества, приведенія цифры пожертвованіи, поступившихъ въ алтайскую миссію изъ 22 епархіальныхъ комитетовъ въ 1870—1894- г.г.) (стр. 133).

') См. въ Отчетѣ объ алтайской миссіи за 1875 г. стр. 42—48, гді. <-р.\им. Владимиръ, защищаясь отъ обвиненій въ томъ, что алтайская -иссія благотворитъ инородцамъ и заботится о поднятіи ихъ матеріаль-}аіо благостоянія, о развитіи среди нихъ культуры,— излагаетъ нрипци-ш<ільныя свои воззрѣнія на эти предметы.

65

а) не притѣснять, б) дѣлать, по возможности, начальниками земскими изъ новокрещенныхъ, а язычниковъ не дѣлать, особливо, гдѣ между населеніемъ есть христіане; в) сумму, употребляемую на кафтаны, препроводить начальникамъ миссій для покупки новокрещеннымъ земледѣльческихъ орудій, рабочаго скота, постройки домовъ, лекарстиа, книгъ и т. н. предметовъ, какъ средствъ къ возвышенію и улучшенію З'мственнаго, нравственнаго и гражданскаго уровня. 2) О пе-перечисленіи крещеныхъ инородцевъ въ званіе осѣдлыхъ крестьянъ и о льготахъ (см. первый проектъ Ландышева 1856)-'. Эта записка, относящаяся къ 1865-—6 г.г., свидѣтельствуетъ какъ о томь, что архим. Владимиръ при самомъ вступленіи своемъ въ должность думали объ устройствѣ внѣшняго быта новокрещенныхъ, такъ и о томъ, что и по атому вопросу онъ примыкалъ къ традиціямъ алтайской миссіи и къ взглядамъ своихъ предшественниковъ, идя только далѣе ихъ.

Прежде всего архим. Владимиръ сдѣлалъ фактической ту трехлѣтнюю льготу отъ податей, которая была установлена для новокрещенныхъ инородцевъ закономъ 182в г., но въ которой часто отказывали имъ чиновники, тянувшіе иногда дѣло объ ихъ освобожденіи лѣтъ по двѣнадцати. О. Владимиръ выдавалъ новокрещенному особый билетъ, удостовѣряющій право его на, льготу и предъявляемый имъ сборщикамъ податей. Затѣмъ при самомъ крещеніи бѣдные инородцы получали отъ миссіи бѣлье, необходимую одежду, нѣсколько мѣръ ячменя на пропитаніе, иногда лошадь, корову, необходимыя земледѣльческія орудія и сѣмена на первоначальный посѣвъ. Эти пособія были явленіемъ столь частымъ 1), что на Алтаѣ утвердилось даже убѣжденіе, чт© миссіонеры должны давать каждому крещеному 25 р. жалованія, также лошадь, корову, соху, борону и пр. Иные же домогались матеріальной помощи и послѣ того, какъ были уже однажды поставлены миссіей на ноги. Для предотвращенія необоснованныхъ домогательствъ со стороны лѣнтяевъ и людей недостойныхъ пособій должны были служитъ учрежденныя архим. Владимиромъ „новокрещенскія приходскія по-печительства, которыя, состоя изъ лучшихъ новокрещенныхъ, собирали бы свѣдѣнія объ истинно нуждающихся инород-

х) И. И. Ястребовъ, 166—168. Ср. отчетъ за 1877 г., 14, 15.

пахъ И удѣляли бы отъ себя и изъ суммъ, выдаваемыхъ „мъ миссіей, пожертвованія и* бѣднѣйшихъ“. Планъ такихъ поиечительствъ или братствъ существовалъ у о. Владимира, какъ мы видѣли, уже въ 1865 г., но первое попечительство, улалинское, было открыто только въ 1877 г. Послѣ 1880 г. •было основано еще нѣсколько попечптельствъ. „Практика понечительетвъ показала, что лучше давать пособія заимообразно:— новокрещеные болѣе дорожатъ такимъ пособіемъ, разсчѳтяиво и благоразумно употребляютъ его и честно выплачиваютъ долгъ“.

Кромѣ матеріальной помощи новокрещѳнымъ, попечительства оказывали и нравственное на нихъ вліяніе, подавая примѣръ братской взаимопомощи и способствуя искорененію пьянства, лѣности и другихъ пороковъ *). Затѣмъ въ 1876 г. подготовлено было по мысли гѳн.-губернатора заи. Сибири Н. Г. Казнакова учрежденіе товарищества ссудо-сберегательнаго 2).

Цѣлямъ благотворительности служили также дѣтскій пріютъ для сиротъ, открытый о. Владимиромъ въ Улалѣ въ 1875 г., и центральная миссіонерская больница съ аптекой— тамъ же. О потребности алтайскихъ инородцевъ въ медицинской помощи и о желательности совмѣщенія ея съ проповѣдію христіанскаго ученія писалъ еще основатель миссіи, приснопамятный архим. Макарій 3), который самъ же и ле-чилъ больныхъ, преимущественно гомеопатіей. При нрот. Ландышѳвѣ миссіонеры тоже сами занимались леченіемъ тѣлесныхъ немощей алтайцевъ. При архим. Владимирѣ завелись на Алтаѣ и фельдшера. Такимъ былъ въ \ 866 г. Д. Воиновъ, разъѣжавшій по разнымъ мѣстностямъ миссіи. Въ АО'“ г. служилъ въ миссіи лекарь Васильевъ, для котораго „по неоднократному настоянію“ нрот. Н. Д. Лаврова, Совѣтъ Мнсс. общества назначилъ опредѣленный окладъ. Тогда же тоі ь же Лавровъ совѣтовалъ архим. Владимиру учредить

) Эго не значитъ, конечно, что алтайская миссія безъ разбору бла-1 опюри.іа всѣмъ. Напротивъ, „всѣ вообще благотворенія новокрещенымъ сна совершала съ величайшею осторожностію и умнымъ разсчетомъ, чтобы мѣсто пользы не дѣлать вреда самимъ нонокреіценымъ“ (Дом. бесѣда, ^CS,^ УЮ; ср. Отчетъ объ алтайской миссіи за 1875 г., 22).

') Отчетъ. 1876, 5. 6.

65*

больницу, для чего пожертвовалъ 1681 рубль. Она п была, устроена въ 1876 г. (зданіе въ 21/з этажа). Еще раньше трудами миссіонеровъ было введено на Алтаѣ оспопрививаніе, и уже въ 1870 г. Отчетъ объ алтайской миссіи свидѣтельствовалъ, что за это дѣло взялись нѣкоторые новокрещеные, къ которымъ стали обращаться и некрещеные (14).

Даря новокрещеныхъ алтайцевъ земледѣльческими орудіями, лошадьми, коровами и т. п., миссія имѣла въ виду двѣ цѣли—поставивъ кочевыхъ инородцевъ въ условія земледѣльческаго быта, тѣмъ сямымъ поднять ихъ матеріальное благосостояніе, а во-вторыхъ—отрѣшивъ отъ привычекъ прежней кочевой жизни и языческихъ воспоминаній и связей, сдѣлать ихъ болѣе устойчивыми въ христіанскихъ понятіяхъ и навыкахъ. Конечно, этотъ переходъ отъ кочевой жизни къ осѣдлой для дикаря былъ очень труденъ, даже когда ему миссія строила или покупала избу. По наблюденію Н. М. Ядринцева, „органическая потребность воздуха и привычка передвиженія не позволяютъ алтайцу примириться съ избой. Отъ этого новокрещеные не могутъ сразу жить въ избахъ; даже даваемыя имъ избы отъ миссіи запущены и грязныі{ 5). Понималъ это и архим. Владимиръ и потому не торопилъ новокрещеныхъ къ переходу отъ одной формы жизни къ другой. Вотъ что мы читаемъ въ его „Запискахъ алтайскаго миссіонера“. Въ Чопошѣ „у новокрещенныхъ (въ 1866 г.) почти у всякой семьи былъ свой домт>, пріобрѣтенный отъ переселенныхъ отсюда первыхъ домохозяевъ (раскольниковъ); а нѣкоторые изъ новокрещенныхъ устроили себѣ осьми-угольныя теплыя юрты—-бревенчатые лѣтники: все-дескать нѣсколько ближе къ прежнему, хотя и не по прежнему. За такой, переходный отъ кочевого къ осѣдлому, планъ житья новокрещеныхъ нельзя судить строго. Вѣковыя, унаслѣдованныя привычки въ короткое время оставлены быть не могутъ. А если онѣ не имѣютъ въ себѣ чего-либо положи-тезьно—дурного, то насильственно поступать съ ними, ломать ихъ—было бы неблагоразумно. Взять, напр., одно то, что алтайскій кочевникъ, какъ житель юрты, привыкъ видѣть среди своего жилища постоянно тлѣющій огонекъ, нужный ому для постоянныхъ, самыхъ разнообразныхъ потребностей; жена его, принявши христіанство, при всемъ своемъ

Г|) „Сибирскіе инородцы“, 1891 г., 90.

желаніи, не можетъ вдругъ сдѣлаться хозяйкою и стряпухою на русскій манеръ, отчасти потому, что она не знаетъ нужныхъ къ тому пріемовъ, отчасти по непривычкѣ. Поэтому, всякую новокрѳщеную семью ставить во всѣ условія русскаго быта вдругъ, такъ сказать, по абсолютному указу, опытъ не дозволяетъ, 2^отя, само собою разумѣется, на отцахъ миссіонерахъ лежитъ долгъ всячески заботиться объ этомъ, принимать должныя мѣры къ скорѣйшему переходу новокрещеныхъ отъ условій и обстановокъ кочевого быта къ таковымъ же быта осѣдлаго. А бревенчатый лѣтникъ, съ одной стороны, теплѣе, прочнѣе и опрятнѣе всякой берестяной юрты; жилище неподвижное4' и этимъ самымъ приближающееся къ качествамъ русскаго дома, съ другой, по внутреннему своему расположенію, лѣтникъ- сходенъ съ юртою: дорогой для недавняго кочевника огонекъ можетъ такъ же, какъ и въ юртѣ, постоянно мелькать среди лѣтника и дѣлать возможнымъ приготовленіе кушанья въ такихъ же сосудахъ и тѣмъ же, привычнымъ, способомъ, какъ ими это прежде дѣлалось въ юртѣ. Затѣмъ, дальнѣйшая жизнь мало-по-малу убѣдитъ хозяевъ лѣтника въ полномъ преимуществѣ и не великой мудрости жить въ домѣ—по русски. Въ такомъ случаѣ, бывшій кочевникъ не убѣжитъ изъ дому въ юрту, или не поставитъ у себя на дворѣ около дома юрту для своего жительства, предоставляя жить и распоряжаться въ домѣ телятамъ, какъ это иногда случалось“ 1) *).

К. Харламповичъ.

) Домашняя бесѣда, 1868, 287. 288. Ср. Сборн. свѣдѣній о прав. миссіяхъ, II, 352—354.

Продолженіе слѣдуетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.