Научная статья на тему 'Архетипы в архитектуре'

Архетипы в архитектуре Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1691
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архетип / эстетика / archetype / aesthetic / architecture

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тихонович Лидия Андреевна

Базовые архетипы психики можно рассматривать как основные константы, определяющие смысл и функциональное значение архитектурных сооружений. Такой тип анализа задает перспективу в понимании эстетического в архитектуре в ситуации современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Archetypes in architecture

We can consider basic archetypes as the main constants that determine the meaning and functional value of architectural structures. This type of analysis can provide a new understanding of the aesthetic in architecture in a modern situation.

Текст научной работы на тему «Архетипы в архитектуре»

Л.А. Тихонович DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10033

L.A. Tikhonovich

Архетипы в архитектуре Archetypes in architecture

Ключевые слова: архетип, эстетика Keywords: archetype, aesthetic, architecture.

Аннотация: Базовые архетипы психики можно рассматривать как основные константы, определяющие смысл и функциональное значение архитектурных сооружений. Такой тип анализа задает перспективу в понимании эстетического в архитектуре в ситуации современности.

Abstract: We can consider basic archetypes as the main constants that determine the meaning and functional value of architectural structures. This type of analysis can provide a new understanding of the aesthetic in architecture in a modern situation.

Интерпретация архетипических основ представляется продуктивной с точки зрения понимания современного архитектурного творчества и дизайна, порождаемых в эпоху пост-постмодернизма.

Что такое «архетип»? Философский энциклопедический словарь дает такое определение: архетип (от греч. arche - начало, typos - отпечаток, форма, образец) - прообраз, первоначало, образец [10].

Архитектура как особый тип творческой деятельности соединяет в себе элементы технического, художественного и научного творчества. С одной стороны, она откликается на актуальные вопросы, ставящиеся в современной ситуации, а с другой - апеллирует к базовым основаниям человеческого бытия как культурного.

Для современной культуры характерен плюрализм стилевых решений в архитектуре. Иногда это непротиворечивое соединение, иногда - то, что ведет к противоречиям и явному конфликту. Сейчас мы можем говорить о возникновении «новой эстетики», допускающей сосуществование и взаимопроникновение различных стилевых элементов, до того представляющихся в принципе несовместимыми. Нелинейные теории архитектуры рассматривают содержание архетипов как функциональных узлов. Такой подход позволяет сохранить возможность анализа функционального содержания при трансформации морфологическо-конструктивной основы архитектурного проектирования.

Феномены архетипов имеют вневременной характер, их можно отнести к «вечным». Формально-эстетические классификации возможно и, на наш взгляд, продуктивно, располагать в пространстве основных архетипических координат. Выделение феноменов архетипов архитектуры дает возможность рассматривать все многообразие архитектуры как композиционные инверсии архетипов.

Архетипические основы можно обнаружить практически на любом уровне архитектурного проектирования - от макроуровня планирования городов до микроуровня дизайна интерьеров.

Начнем с города. Архетип города как образа организации мироздания сам по себе ставит вопрос о том, как давно существует наша цивилизация, когда появился режим обитания человечества, который мы опознаем как «свой». Так называемые «протогорода» (Иерихон,

находящийся в Палестине и Чатал-Хююк, оставленный еще в неолите и находящийся на территории нынешней Турции) не дают ответа на этот вопрос. Ибо «архетип (по Юнгу) - нечто, для чего необходимы сотни тысяч лет "повторяющегося человеческого опыта". Иными словами, чтобы возникли эти протогорода, необходимо, чтобы архетип города уже существовал. В стремлении к пониманию архетипа города существуют попытки противопоставлять город/храм - городу/ крепости (см. например, Веташ В. и Семира (Щепанов-ская) Е., 3). Город-храм - "открытый центр, фокусирующий духовную энергию, воплощая подобие земного небесному" - сопоставляется с "восточной моделью", а город-крепость - замкнутый на себя, отгороженный от внешних сил - с "западной"».

В защиту этой гипотезы авторы приводят лингвистический анализ самого слова «город» в разных языках. Связь человека и бога, закрепленная в понятии города как храма, сохраняется в дравидских языках, - многие индийские города имеют в названиях окончание -нагар (Шринагар и др.), что означает одновременно и «город» и «храм». Кхмерское окончание -ват (встречающееся, в частности, в Тайланде) также значит «храм» и «город».

Латинское же слово город - «урбис» (урво - проводить межу) и другие индоевропейские названия города происходят от «понятия укрепления, возвышенного, неприступного места (-бург от берг (берег) - гора), русское «город» от «огораживать» (как и герм. «гартен = огород»)».

Однако такое разделение, на наш взгляд, не столь однозначно. В основе плана множества городов самых разных цивилизаций лежит мандала - круг с вписанным в него крестом как символом средоточия и связи четырех направлений света, соединившихся в точке центра, связывающей Небо и Землю. Символическая связь между понятиями «поселения», «центром» и «четырьмя странами света» имела широкое распространение не только в Древнем мире и на Востоке. «Древнеегипетский иероглиф, обозначающий "город", представлял собой диск с вписанным в него косым крестом», - отмечает Ирина Смирнова [9, с. 8]. Она отмечает, что так же изображался по-сирийски и военный лагерь. Крестообразный четырехчаст-ный знак - и китайский иероглиф для слова «город».

Аналогичные знаки символизировали также схему Рима и план «лагеря викингов» в Дании.

Мандала как обобщенный принцип построения архитектурных ансамблей, одновременно представляет собой и «психокосмограмму» - религиозно-сакральное видение мира («карты-планы» идеальных городов, «Небесный Иерусалим», «камень Солнца» у ацтеков, «Город Солнца» Кампанеллы), и становится основой планировки реальных городов.

Кроме сакрального смысла, мандала имеет и вторую ипостась - профанную. Ирина Смирнова отмечает, что, наряду с религиозно-сакральным, крестообразное строение городов имело и практическое («все дороги ведут к центру торговли») значение. Показателен и факт, что такой же мандалой, как и город, изображается и военный лагерь. То есть функция защиты, обороны также укоренена в рассматриваемом архетипе.

На древнеегипетский иероглиф, обозначавший город в виде круглого поселения с крестообразным пересечением главных улиц, ссылаются также П. Лаведан и А.В. Бунин [5], предполагая на его основании, что города раннединастического периода первоначально были городами-крепостями округлой формы.

Подобный дуализм мы можем обнаружить и на следующем «уровне» - в таких базовых архетипах, лежащих в основе архитектуры, как архетипы «Дома» и «Храма».

Образ «Дома» коррелирует с представлениями об убежище. Символический ряд, связанный с прокладыванием границ и отделения пространства «внутреннего» от «внешнего», очень длинный. Начиная с осознания пространства «пещеры» как жилища и заканчивая рефлексией на тему, какой «образ человека» имплицитно содержится в проекте того или иного «обиталища».

«Дом» - это одновременно «крепость, которую надо защищать» и мечта о «потерянном рае». Архетип «Дома» лежит в основе, по крайней мере, двух из четырех сюжетов человеческой жизни, описанных Х.Л. Борхесом [2]. Первая история - о городе, который штурмуют и обороняют герои, вторая - о возвращении.

«Храм» также может рассматриваться как «Дом», «Дом Бога». В. Пак обнаруживает сакральный смысл слова «Дом» в звучании наименований храмовых сооружений: «Notre-Dame», «Домский собор», «Domesday», «Domus» и другие [8]. А сами слова «здание», «мироздание», «создатель» напрямую отсылают к процессу «творения».

Не случайно габариты самых разных зданий, включая и крестьянскую избу, компоновались в три яруса. В таком воплощении мы видим одну из моделей мироздания: ад, землю и рай.

За названием каждого элемента той же избы мы можем обнаружить метафизическую основу: «горница», «окно», «крыльцо», «конек».

Антропоморфизм Бога в западной традиции сближает архетипы Дома и Храма. Неслучайно ордерная система греческих храмов становится универсальным языком западной архитектуры.

Но Храм, кроме «дома Бога», еще и место, объединяющее людей (не только сугубо в религиозном смысле),

и пространство экспонирования. В этом смысле представляется возможным говорить об архитектурных особенностях таких культурных и архитектурных объектов, как театр и музей в контексте архетипа Храма.

Представляется весьма продуктивным рассмотрение бытования архитектурных сооружений во времени. История культуры свидетельствует, что неизбежно происходит существенное изменение функционального назначения того или иного здания. Храм, например, в определенной культурной ситуации может становиться складом, Дом - местом храмового действа, а концлагерь и кладбище - музеем. Это направление анализа выходит за рамки данной статьи и требует отдельного исследования.

Еще одна тема, которую хотелось бы отметить в этой работе - воздействие архитектурного сооружения на человека. В этой связи интересным представляется исследование терапевтического влияния пространства и осознанное проектирование архитектурных сооружений как мест трансформации человека.

О возможности лечебного эффекта архитектуры размышлял Кристофер Дэй [4]. Он убежден в том, что Дом, который способен излечивать, снимать стресс, нуждается в особых характеристиках.

Одна их таких характеристик - верная пропорция приватности. Дэй рассматривает пространство всего дома и отдельных его частей с точки зрения перехода из «внешнего» во «внутреннее». В этом смысле большое значение уделяется, например, саду, клуатуре, коридору, создающим «важное ощущение пресечения порога». Дэй отмечает, что в некоторых культурах существует долгая серия «буферных» пороговых переживаний: квартал, улочка, двор, лестница, дом. Путь от шумного, имперсонального и общественного к спокойному, персональному, приватному символизирует переход в убежище и одновременно постепенную трансформацию, своеобразное очищение от «наносного» перед погружением в «подлинное».

Далее Кристофер Дэй пишет: «Подлинный портал в виде темного и низкого туннеля, выводящего на свет с обоих концов, имеет все признаки и порогового перехода от внешнего мира к интерьеру и первой ступени важного ритуала». Он рассуждает и о защитной функции жилища: «Защитное чрево спальной комнаты не менее важно - можно ли рождаться утром наново в чем-то, вроде спичечного коробка?»

Именно архетипические сюжеты позволяют понимать/проектировать дом в контексте терапевтического воздействия.

В заключение приведем два примера домов, при проектировании которых архитекторы сознательно закладывали идею трансформации.

Первый - Дом White U («Дом для прощания»), созданный Тойо Ито (Токио, Япония). Этот дом был спроектирован в 1876 году для сестры Ито, чей муж тогда умер после длительной борьбы с болезнью. Жизненное пространство было специально организовано для семьи (Ито и две дочки), переживающей утрату. В доме два длинных коридора, один из которых ведет к детской,

другой - от кухни и ванной к главной спальне. Коридоры без окон, чтобы движение к комнатам воспринималось как движение к свету. Окончания коридоров темные. Основной источник света - выход во внутренний сад (символическую точку встречи семьи в центре изгиба). В 1997 году здание, выполнившее свою задачу, было снесено. Спустя 21 год скорбь от потери утихла, семья переехала на новое место и рассталась с прошлым [7].

Второй пример - Casa de Retiro Espiritual («Дом для духовного уединения»), спроектированный Эмилио Ам-базом (Севилья, Испания). Архитектор большое внимание уделяет архетипическим сюжетам, подчеркивает, что именно они - основа его проектов. «Придумывание сказок - центральный момент в моем творчестве, а не обычное художественное оформление, - комментирует Амбаз. - Ведь в подтексте любой сказки заложен определенный ритуал, а именно на ритуалах и строятся многие мои проекты» [1]. Этот дом в 2005 году стал темой специальной выставки в МоМА. Он вызвал огромное количество различных интерпретаций, тем самым подтверждая, что автор попал в символически-архетипиче-ское пространство. Треугольник лестниц, восходящих в небо (причем, с внутренней стороны стен), вода, спадающая сверху вниз, пространство отражений, пещера. «Главное в моем творчестве - придать архитектурную форму таким первостепенным событиям в жизни человека, как рождение, любовь и смерть», - говорит Амбаз.

Архетипическое понимание социально-экологических, пространственно-символических и других элементов среды человеческого обитания может быть вполне продуктивным в современной ситуации.

Что такое современный город? Какие архетипы мы можем обнаружить в нынешнем градостроительстве? Какие архетипические сюжеты актуальны и адекватны современному образу человека во всей совокупности его отношений с окружающей средой, его местом в мире и космосе?

Одна из удачных попыток подобного рода, на наш

взгляд, осуществляется в таком направлении в архитектуре и градостроительстве, как биоморфизм. Это может

стать темой дальнейших исследований.

Список цитируемой литературы:

1. Белоголовский В. Архитектура как мистический акт воображения. Визит к Эмилио Амбасу / В. Белоголовский. - Текст: электронный // www.archi.ru: [официальный сайт]. - URL: https://archi.ru/press/world/21974/arhitektura-kak-misticheskii-akt-voobrazheniya-vizit-k-emilio-ambasu (дата обращения: 12.04.2020).

2. Борхес Х. Четыре цикла / Хорхе Луис Борхес. - Санкт-Петербург: Северо-Запад, 1992.

3. Веташ В. и Семира (Щепановская) Е. Архетип города (Западная и Восточная модель) / Виталий Веташ и Семира (Щепановская Е.М). - Текст: электронный / astrolingva.ru: [сайт]. - URL: https://astrolingua.ru/PHILOS/gorod.htm (дата обращения: 15.04.2020).

4. Древний Египет / ROMAN LEONIDOV ARCHITECTS: [официальный сайт]. - URL: https://leonidov.com/history-egypt (дата обращения: 09.04.2020). - Текст: электронный.

5. Дэй К. Места, где обитает душа: (Архитектура и среда как лечеб. средство): Учеб. пособие / Кристофер Дэй;перевод с англ, предисл. В. Глазычева. - Москва: Ладья: Акад. гор. среды, 1994. - 271 с.: ил. - (Архитектура). - ISBN 5-7068-0011-3.

6. Нельсон Дж. Проблемы Дизайна / Джордж Нельсон; пер. Д.Э. Куниной и Д.В. Сильвестрова; под ред. и с предисл. К.М. Кантора. - Москва: Искусство, 1971. - 207 с.

7. Павлов А. "Белая U" - дом без окон от Тойо Ито / А. Павлов. - Текст: электронный / www.architime.ru: [официальный сайт]. - URL: https://www.architime.ru/specarch/toyo_ito_u/ white_u.htm#1.jpg (дата обращения: 09.04.2020).

8. Пак В.А. Введение в спецкурс по современной архитектуре и дизайну: Учеб. пособие / В.А. Пак. - Великий Новгород: Новгород. гос. ун-т, 2002. - 79 с.

9. Смирнова И. Тайная история креста: все о древнем мистическом символе человечества / И.М. Смирнова. - Москва: Эксмо, 2006. - 313 с.: ил. - ISBN 5-699-17114-2.

10. Философия: энцикл. словарь / под ред. А.А. Ивина. - Москва: Гардарики, 2006. - 1072 с. - (Enciclopaedia). - ISBN 5-82970050-6.

11. Юнг К.Г. Архетип и символ / Карл Густав Юнг; предисл. А.М. Руткевича. - Москва: Ренессанс, 1991. - 297 с. - (Страницы мировой философии). - ISBN 5-7664-0462-Х.

Т.В. Василёва DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10034

T.V. Vasilyova

Смысловое наполнение терминов «семантика», «язык», «семиотика» в лингвистике и архитектуре

Conceptual content of terms "semantics", "language", "semiotics" in linguistics and architecture

Ключевые слова: язык, знаковая теория, семантика, семиотика, архитектурная форма. Keywords: language, sign theory, semantics, semiotics, architectural form.

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые вопросы теории знаков с точки зрения лингвистики и архитектуры и проводится краткий анализ трех семиотических сфер. Некоторые лингвистические термины - такие, как «язык» и «семантика» - широко применяются теоретиками архитектуры. В статье обсуждается вопрос, насколько обоснованно используются одинаковые термины и понятия в междисциплинарных научных исследованиях. Abstract: The article deals with some issues on the sign theory in Linguistics and Architecture. The brief analysis of three semiotic spheres is done. Some linguistics terms - such as language and semantics - are widely used be architecture theorists. The article raises the question of how valid the use of similar terms in interdisciplinary research is.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.