Л.А. Тихонович DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10033
L.A. Tikhonovich
Архетипы в архитектуре Archetypes in architecture
Ключевые слова: архетип, эстетика Keywords: archetype, aesthetic, architecture.
Аннотация: Базовые архетипы психики можно рассматривать как основные константы, определяющие смысл и функциональное значение архитектурных сооружений. Такой тип анализа задает перспективу в понимании эстетического в архитектуре в ситуации современности.
Abstract: We can consider basic archetypes as the main constants that determine the meaning and functional value of architectural structures. This type of analysis can provide a new understanding of the aesthetic in architecture in a modern situation.
Интерпретация архетипических основ представляется продуктивной с точки зрения понимания современного архитектурного творчества и дизайна, порождаемых в эпоху пост-постмодернизма.
Что такое «архетип»? Философский энциклопедический словарь дает такое определение: архетип (от греч. arche - начало, typos - отпечаток, форма, образец) - прообраз, первоначало, образец [10].
Архитектура как особый тип творческой деятельности соединяет в себе элементы технического, художественного и научного творчества. С одной стороны, она откликается на актуальные вопросы, ставящиеся в современной ситуации, а с другой - апеллирует к базовым основаниям человеческого бытия как культурного.
Для современной культуры характерен плюрализм стилевых решений в архитектуре. Иногда это непротиворечивое соединение, иногда - то, что ведет к противоречиям и явному конфликту. Сейчас мы можем говорить о возникновении «новой эстетики», допускающей сосуществование и взаимопроникновение различных стилевых элементов, до того представляющихся в принципе несовместимыми. Нелинейные теории архитектуры рассматривают содержание архетипов как функциональных узлов. Такой подход позволяет сохранить возможность анализа функционального содержания при трансформации морфологическо-конструктивной основы архитектурного проектирования.
Феномены архетипов имеют вневременной характер, их можно отнести к «вечным». Формально-эстетические классификации возможно и, на наш взгляд, продуктивно, располагать в пространстве основных архетипических координат. Выделение феноменов архетипов архитектуры дает возможность рассматривать все многообразие архитектуры как композиционные инверсии архетипов.
Архетипические основы можно обнаружить практически на любом уровне архитектурного проектирования - от макроуровня планирования городов до микроуровня дизайна интерьеров.
Начнем с города. Архетип города как образа организации мироздания сам по себе ставит вопрос о том, как давно существует наша цивилизация, когда появился режим обитания человечества, который мы опознаем как «свой». Так называемые «протогорода» (Иерихон,
находящийся в Палестине и Чатал-Хююк, оставленный еще в неолите и находящийся на территории нынешней Турции) не дают ответа на этот вопрос. Ибо «архетип (по Юнгу) - нечто, для чего необходимы сотни тысяч лет "повторяющегося человеческого опыта". Иными словами, чтобы возникли эти протогорода, необходимо, чтобы архетип города уже существовал. В стремлении к пониманию архетипа города существуют попытки противопоставлять город/храм - городу/ крепости (см. например, Веташ В. и Семира (Щепанов-ская) Е., 3). Город-храм - "открытый центр, фокусирующий духовную энергию, воплощая подобие земного небесному" - сопоставляется с "восточной моделью", а город-крепость - замкнутый на себя, отгороженный от внешних сил - с "западной"».
В защиту этой гипотезы авторы приводят лингвистический анализ самого слова «город» в разных языках. Связь человека и бога, закрепленная в понятии города как храма, сохраняется в дравидских языках, - многие индийские города имеют в названиях окончание -нагар (Шринагар и др.), что означает одновременно и «город» и «храм». Кхмерское окончание -ват (встречающееся, в частности, в Тайланде) также значит «храм» и «город».
Латинское же слово город - «урбис» (урво - проводить межу) и другие индоевропейские названия города происходят от «понятия укрепления, возвышенного, неприступного места (-бург от берг (берег) - гора), русское «город» от «огораживать» (как и герм. «гартен = огород»)».
Однако такое разделение, на наш взгляд, не столь однозначно. В основе плана множества городов самых разных цивилизаций лежит мандала - круг с вписанным в него крестом как символом средоточия и связи четырех направлений света, соединившихся в точке центра, связывающей Небо и Землю. Символическая связь между понятиями «поселения», «центром» и «четырьмя странами света» имела широкое распространение не только в Древнем мире и на Востоке. «Древнеегипетский иероглиф, обозначающий "город", представлял собой диск с вписанным в него косым крестом», - отмечает Ирина Смирнова [9, с. 8]. Она отмечает, что так же изображался по-сирийски и военный лагерь. Крестообразный четырехчаст-ный знак - и китайский иероглиф для слова «город».
Аналогичные знаки символизировали также схему Рима и план «лагеря викингов» в Дании.
Мандала как обобщенный принцип построения архитектурных ансамблей, одновременно представляет собой и «психокосмограмму» - религиозно-сакральное видение мира («карты-планы» идеальных городов, «Небесный Иерусалим», «камень Солнца» у ацтеков, «Город Солнца» Кампанеллы), и становится основой планировки реальных городов.
Кроме сакрального смысла, мандала имеет и вторую ипостась - профанную. Ирина Смирнова отмечает, что, наряду с религиозно-сакральным, крестообразное строение городов имело и практическое («все дороги ведут к центру торговли») значение. Показателен и факт, что такой же мандалой, как и город, изображается и военный лагерь. То есть функция защиты, обороны также укоренена в рассматриваемом архетипе.
На древнеегипетский иероглиф, обозначавший город в виде круглого поселения с крестообразным пересечением главных улиц, ссылаются также П. Лаведан и А.В. Бунин [5], предполагая на его основании, что города раннединастического периода первоначально были городами-крепостями округлой формы.
Подобный дуализм мы можем обнаружить и на следующем «уровне» - в таких базовых архетипах, лежащих в основе архитектуры, как архетипы «Дома» и «Храма».
Образ «Дома» коррелирует с представлениями об убежище. Символический ряд, связанный с прокладыванием границ и отделения пространства «внутреннего» от «внешнего», очень длинный. Начиная с осознания пространства «пещеры» как жилища и заканчивая рефлексией на тему, какой «образ человека» имплицитно содержится в проекте того или иного «обиталища».
«Дом» - это одновременно «крепость, которую надо защищать» и мечта о «потерянном рае». Архетип «Дома» лежит в основе, по крайней мере, двух из четырех сюжетов человеческой жизни, описанных Х.Л. Борхесом [2]. Первая история - о городе, который штурмуют и обороняют герои, вторая - о возвращении.
«Храм» также может рассматриваться как «Дом», «Дом Бога». В. Пак обнаруживает сакральный смысл слова «Дом» в звучании наименований храмовых сооружений: «Notre-Dame», «Домский собор», «Domesday», «Domus» и другие [8]. А сами слова «здание», «мироздание», «создатель» напрямую отсылают к процессу «творения».
Не случайно габариты самых разных зданий, включая и крестьянскую избу, компоновались в три яруса. В таком воплощении мы видим одну из моделей мироздания: ад, землю и рай.
За названием каждого элемента той же избы мы можем обнаружить метафизическую основу: «горница», «окно», «крыльцо», «конек».
Антропоморфизм Бога в западной традиции сближает архетипы Дома и Храма. Неслучайно ордерная система греческих храмов становится универсальным языком западной архитектуры.
Но Храм, кроме «дома Бога», еще и место, объединяющее людей (не только сугубо в религиозном смысле),
и пространство экспонирования. В этом смысле представляется возможным говорить об архитектурных особенностях таких культурных и архитектурных объектов, как театр и музей в контексте архетипа Храма.
Представляется весьма продуктивным рассмотрение бытования архитектурных сооружений во времени. История культуры свидетельствует, что неизбежно происходит существенное изменение функционального назначения того или иного здания. Храм, например, в определенной культурной ситуации может становиться складом, Дом - местом храмового действа, а концлагерь и кладбище - музеем. Это направление анализа выходит за рамки данной статьи и требует отдельного исследования.
Еще одна тема, которую хотелось бы отметить в этой работе - воздействие архитектурного сооружения на человека. В этой связи интересным представляется исследование терапевтического влияния пространства и осознанное проектирование архитектурных сооружений как мест трансформации человека.
О возможности лечебного эффекта архитектуры размышлял Кристофер Дэй [4]. Он убежден в том, что Дом, который способен излечивать, снимать стресс, нуждается в особых характеристиках.
Одна их таких характеристик - верная пропорция приватности. Дэй рассматривает пространство всего дома и отдельных его частей с точки зрения перехода из «внешнего» во «внутреннее». В этом смысле большое значение уделяется, например, саду, клуатуре, коридору, создающим «важное ощущение пресечения порога». Дэй отмечает, что в некоторых культурах существует долгая серия «буферных» пороговых переживаний: квартал, улочка, двор, лестница, дом. Путь от шумного, имперсонального и общественного к спокойному, персональному, приватному символизирует переход в убежище и одновременно постепенную трансформацию, своеобразное очищение от «наносного» перед погружением в «подлинное».
Далее Кристофер Дэй пишет: «Подлинный портал в виде темного и низкого туннеля, выводящего на свет с обоих концов, имеет все признаки и порогового перехода от внешнего мира к интерьеру и первой ступени важного ритуала». Он рассуждает и о защитной функции жилища: «Защитное чрево спальной комнаты не менее важно - можно ли рождаться утром наново в чем-то, вроде спичечного коробка?»
Именно архетипические сюжеты позволяют понимать/проектировать дом в контексте терапевтического воздействия.
В заключение приведем два примера домов, при проектировании которых архитекторы сознательно закладывали идею трансформации.
Первый - Дом White U («Дом для прощания»), созданный Тойо Ито (Токио, Япония). Этот дом был спроектирован в 1876 году для сестры Ито, чей муж тогда умер после длительной борьбы с болезнью. Жизненное пространство было специально организовано для семьи (Ито и две дочки), переживающей утрату. В доме два длинных коридора, один из которых ведет к детской,
другой - от кухни и ванной к главной спальне. Коридоры без окон, чтобы движение к комнатам воспринималось как движение к свету. Окончания коридоров темные. Основной источник света - выход во внутренний сад (символическую точку встречи семьи в центре изгиба). В 1997 году здание, выполнившее свою задачу, было снесено. Спустя 21 год скорбь от потери утихла, семья переехала на новое место и рассталась с прошлым [7].
Второй пример - Casa de Retiro Espiritual («Дом для духовного уединения»), спроектированный Эмилио Ам-базом (Севилья, Испания). Архитектор большое внимание уделяет архетипическим сюжетам, подчеркивает, что именно они - основа его проектов. «Придумывание сказок - центральный момент в моем творчестве, а не обычное художественное оформление, - комментирует Амбаз. - Ведь в подтексте любой сказки заложен определенный ритуал, а именно на ритуалах и строятся многие мои проекты» [1]. Этот дом в 2005 году стал темой специальной выставки в МоМА. Он вызвал огромное количество различных интерпретаций, тем самым подтверждая, что автор попал в символически-архетипиче-ское пространство. Треугольник лестниц, восходящих в небо (причем, с внутренней стороны стен), вода, спадающая сверху вниз, пространство отражений, пещера. «Главное в моем творчестве - придать архитектурную форму таким первостепенным событиям в жизни человека, как рождение, любовь и смерть», - говорит Амбаз.
Архетипическое понимание социально-экологических, пространственно-символических и других элементов среды человеческого обитания может быть вполне продуктивным в современной ситуации.
Что такое современный город? Какие архетипы мы можем обнаружить в нынешнем градостроительстве? Какие архетипические сюжеты актуальны и адекватны современному образу человека во всей совокупности его отношений с окружающей средой, его местом в мире и космосе?
Одна из удачных попыток подобного рода, на наш
взгляд, осуществляется в таком направлении в архитектуре и градостроительстве, как биоморфизм. Это может
стать темой дальнейших исследований.
Список цитируемой литературы:
1. Белоголовский В. Архитектура как мистический акт воображения. Визит к Эмилио Амбасу / В. Белоголовский. - Текст: электронный // www.archi.ru: [официальный сайт]. - URL: https://archi.ru/press/world/21974/arhitektura-kak-misticheskii-akt-voobrazheniya-vizit-k-emilio-ambasu (дата обращения: 12.04.2020).
2. Борхес Х. Четыре цикла / Хорхе Луис Борхес. - Санкт-Петербург: Северо-Запад, 1992.
3. Веташ В. и Семира (Щепановская) Е. Архетип города (Западная и Восточная модель) / Виталий Веташ и Семира (Щепановская Е.М). - Текст: электронный / astrolingva.ru: [сайт]. - URL: https://astrolingua.ru/PHILOS/gorod.htm (дата обращения: 15.04.2020).
4. Древний Египет / ROMAN LEONIDOV ARCHITECTS: [официальный сайт]. - URL: https://leonidov.com/history-egypt (дата обращения: 09.04.2020). - Текст: электронный.
5. Дэй К. Места, где обитает душа: (Архитектура и среда как лечеб. средство): Учеб. пособие / Кристофер Дэй;перевод с англ, предисл. В. Глазычева. - Москва: Ладья: Акад. гор. среды, 1994. - 271 с.: ил. - (Архитектура). - ISBN 5-7068-0011-3.
6. Нельсон Дж. Проблемы Дизайна / Джордж Нельсон; пер. Д.Э. Куниной и Д.В. Сильвестрова; под ред. и с предисл. К.М. Кантора. - Москва: Искусство, 1971. - 207 с.
7. Павлов А. "Белая U" - дом без окон от Тойо Ито / А. Павлов. - Текст: электронный / www.architime.ru: [официальный сайт]. - URL: https://www.architime.ru/specarch/toyo_ito_u/ white_u.htm#1.jpg (дата обращения: 09.04.2020).
8. Пак В.А. Введение в спецкурс по современной архитектуре и дизайну: Учеб. пособие / В.А. Пак. - Великий Новгород: Новгород. гос. ун-т, 2002. - 79 с.
9. Смирнова И. Тайная история креста: все о древнем мистическом символе человечества / И.М. Смирнова. - Москва: Эксмо, 2006. - 313 с.: ил. - ISBN 5-699-17114-2.
10. Философия: энцикл. словарь / под ред. А.А. Ивина. - Москва: Гардарики, 2006. - 1072 с. - (Enciclopaedia). - ISBN 5-82970050-6.
11. Юнг К.Г. Архетип и символ / Карл Густав Юнг; предисл. А.М. Руткевича. - Москва: Ренессанс, 1991. - 297 с. - (Страницы мировой философии). - ISBN 5-7664-0462-Х.
Т.В. Василёва DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10034
T.V. Vasilyova
Смысловое наполнение терминов «семантика», «язык», «семиотика» в лингвистике и архитектуре
Conceptual content of terms "semantics", "language", "semiotics" in linguistics and architecture
Ключевые слова: язык, знаковая теория, семантика, семиотика, архитектурная форма. Keywords: language, sign theory, semantics, semiotics, architectural form.
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые вопросы теории знаков с точки зрения лингвистики и архитектуры и проводится краткий анализ трех семиотических сфер. Некоторые лингвистические термины - такие, как «язык» и «семантика» - широко применяются теоретиками архитектуры. В статье обсуждается вопрос, насколько обоснованно используются одинаковые термины и понятия в междисциплинарных научных исследованиях. Abstract: The article deals with some issues on the sign theory in Linguistics and Architecture. The brief analysis of three semiotic spheres is done. Some linguistics terms - such as language and semantics - are widely used be architecture theorists. The article raises the question of how valid the use of similar terms in interdisciplinary research is.