Научная статья на тему 'Архетипы К. Г. Юнга как экзистенциальные истоки становления и развития сознания'

Архетипы К. Г. Юнга как экзистенциальные истоки становления и развития сознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2051
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕТИП / ПЕРВООБРАЗ / ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ / ЦЕЛОСТНОСТЬ / ИНСТИНКТ / НУМИНОЗНОСТЬ / ЕСТЕСТВЕННОСТЬ / THE ARCHETYPE / THE FIRST IMAGE / INTEGRITY / INSTINCT / SINGULARITY / NATURALNESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Базикян Станислава Александровна

Анализируются уникальные характеристики понятия «архетип», наиболее основательно разработанного швейцарским психоаналитиком К.Г. Юнгом. Раскрывается его витальная функция финально-ориентированное «руководство» бытием человека. Ставится проблема вытеснения и игнорирования архетипа в современном обществе и рассматриваются пагубные, деформирующие последствия этого пренебрежения иррациональным в деле становления и развития личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Archetypes by C.G. Jung as existential sources of forming and developing the consciousness

The article deals with the analysis of unique characteristics for the concept «archetype» thoroughly developed by Swiss psychoanalyst C.G. Jung. The vital function of the concept which is to «manage» an individual's life is revealed. The problem of ousting and ignoring of archetypes in a modern society is raised, and fatal deforming consequences of this neglect of the irrational for the formation and the development of an individual are considered.

Текст научной работы на тему «Архетипы К. Г. Юнга как экзистенциальные истоки становления и развития сознания»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

21

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2011. Вып. 2

УДК 130.3 С.А. Бязикян

АРХЕТИПЫ К.Г. ЮНГА КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ ИСТОКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ

Анализируются уникальные характеристики понятия «архетип», наиболее основательно разработанного швейцарским психоаналитиком К.Г. Юнгом. Раскрывается его витальная функция - финально-ориентированное «руководство» бытием человека. Ставится проблема вытеснения и игнорирования архетипа в современном обществе и рассматриваются пагубные, деформирующие последствия этого пренебрежения иррациональным в деле становления и развития личности.

Ключевые слова: архетип, первообраз, трансценденция, целостность, инстинкт, нуминозность, естественность.

В проблемном пространстве культурологической и философской мысли тема архетипической феноменологии занимает существенное место. Архетип (др. греч. «архе» - начало, принцип и «ти-пос» - образ, отпечаток, форма, идея) - понятие, восходящее к философской традиции поздней античности. «Идеи» Платона, «божественные универсалии» средневековых схоластиков, «априорные формы» И. Канта, «коллективные представления» Л. Леви-Брюля легли в основу современного понятия архетипа. Обстоятельное же изучение этого концепта, рефлексия по поводу его смысла впервые были предприняты в начале XX в. в культурологической концепции швейцарского ученого, основателя аналитической психологии К.Г. Юнга. Позаимствовав у классиков сам термин, Юнг наполняет его несколько иным, экзистенциальным, содержанием, выступающим пояснительным, дополняющим описанием традиционной теории об идеях-универсалиях.

Архетипы у Юнга - это априорные мыслеформы, коренящиеся в инстинктах, а следовательно, имеющие природное происхождение. Подобно тому, как кантовские априорные формы чувственности являются предпосылками восприятия, а логические категории - предпосылками мысли, юнгов-ские «архетипы» являются априорными формами мифологической фантазии. Они составляют всеобщую основу человеческой души, это «остатки жизни предков» - та часть психического содержания, которая не прошла какой-либо сознательной обработки и представляет собой непосредственную психическую данность, существующую предсознательно. Всякому феномену человеческой жизни, по Юнгу, предшествует его идеальный первообраз - архетип, «вечная истина, внутренне присущая человеческой природе» [1. С. 29].

Юнг в своей теории архетипов философски переосмысливает фрейдовское одномерное понятие «либидо» как безликой сексуальной энергии и превращает биологические инстинкты Фрейда в преобразованный коллективным опытом («душу», как называет его Юнг) идеальный образ. При этом именно с помощью такого «окультуренного» инстинкта деятельность человека приобретает специфически человеческую форму. Таким образом, либидо у К.Юнга не ограничивается лишь тем или иным базовым влечением (сексуальный инстинкт, инцест З.Фрейда, стремление к самоутверждению А.Адлера), оно представляет собой нечто результирующее всей цельности психики, это психическая энергия вообще, направляемая и активизируемая множеством разнообразных архетипов. Стоит особо подчеркнуть, что теория либидо Фрейда - это теория о психологии отдельной личности, он рассматривает инцестуозные, сексуальные комплексы как выражение индивидуальных черт личности - это узко индивидуальный опыт личности. У Юнга же архетипические содержания - это типичные, повторяющиеся способы выражения объективных фактов и процессов коллективной психики, а не невротические всплески сомнительных субъективных переживаний вне всякой связи с внешним миром. Именно поэтому они являются праобразами, поскольку испокон веков присущи человечеству вообще: они ассимилируют в себе общечеловеческие проблемы и переживания. Эта связь архетипа с историческим прошлым, с наследием предков имеет непреходящее значение и позволяет определить его как культурный паттерн - образец, объединяющий коллективный опыт прошлого с индивидуальной судьбой каждого индивида. «В коллективном бессознательном индивида история подготавливает себя; и когда архетипы активизируются и выходят на поверхность сразу у многих индивидов, мы оказываемся в гуще истории. Архетипический образ, вызванный к жизни злобой дня, завладевает каждым. Архетипы являются великими движущими силами, реальные события вызывают именно они, а

2011. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

не индивидуальные размышления или практические соображения» [2. С. 56]. Поэтому каждый мог бы сказать, что историю можно легко сконструировать по его собственному бессознательному, так же как и по существующим текстам. У каждого архетипа есть исторические аспекты и без знания истории невозможно разобраться и правильно интерпретировать происходящие в современности события. Без «сотрудничества» филогенетического опыта предков и индивидуальной истории не возможно формирование целостной личности.

Возобновляющаяся действенность архетипа, его способность формулирования, пробуждения душевных переживаний определяется его уникальными характеристиками.

Динамичность. Архетип - это, прежде всего, поведенческий паттерн. Его образы, идеи побуждают к определенно-прочувствованному действию, обдуманному поведению. Понятие архетипа тесно связано с понятием инстинкта. Юнг сравнивает архетипы с биологическим понятием «паттернов» - объединением сенсорных стимулов как принадлежащих одному классу объектов и стереотипных реакций. В ракурсе теории архетипов определение «паттерн» приобретает новое звучание - это преобразованные сознательной эволюцией человеческого вида инстинкты-стимулы, превратившиеся из чисто животной биологической программы поведения в типичный лишь для человека регулятор психической жизни.

Психика животных неотделима от их поведения, под которым этологи понимают всю совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной активности животного, направленную на установление жизненно необходимых связей организма со средой. На начальной стадии развития общества выживание человеческой особи, как всякого природного существа, обеспечивается исключительно врожденными, чисто животными, а следовательно, адекватно отражающими окружающий мир реакциями на биологически значимые компоненты среды.

Деятельность сознания покоится на фундаменте инстинкта, из которого он и черпает как свои движущие силы, так и основные формы своих представлений, совершенно так же, как это можно наблюдать у всех остальных живых существ. Не стоит забывать, что первый период первобытнообщинного строя — время существования группы людей на уровне стада (антропосоциогенез) - это пред-сознательное, «животное» состояние. Примитив здесь ведом лишь бессознательными влечениями, имеющими силу тотального принуждения, их единственная функция - сохранение первозданного единства, гармонии организма со средой обитания. Антропоид живет в бессознательном мире чувств и эмоций, здесь еще нет разлада, противостояния, все упорядочено. Но независимо от бесспорных положительных характеристик (естественности, адекватности окружающей среде, неприятия и незнания обмана) инстинкт - это наиболее архаичный и консервативный элемент как в животном, так и в человеке.

Обыкновенный, «примитивный» человек не есть «Самость» в юнговском понимании - он является «массой», частицей мира-Космоса, поскольку первично растворен в коллективе до такой степени, что даже не осознает свое собственное эго. Поэтому с незапамятных времен он нуждается в преобразующих мистериях, которые были призваны ввергнуть его в нечто иное и избавить его от животной коллективной психики. Человек не так хорошо приспособлен к окружающей среде, как животное, но взамен этого обладает перспективой значительно более высокого развития сознания благодаря огромной тяге к познанию.

Архетип как раз и является той материнской почвой, из которой вырастают мышление и чувство как рациональные функции, «облагородившие» слепой инстинкт. «Способность структурировать информацию, использовать образные формы ее накопления, хранения и трансляции позволила человеку соединить несоединимое в природе — действие и мышление, порядок и своеволие, отбросить адаптивные дефекты организованности, основанной на беспрекословном инстинкте, и “своевольного ума”, ведущего к “анархии”, совместить их отдельные преимущества» [3. С. 240]. Архетип - это одухотворенный инстинкт, принявший человеческие формы и «вобравший в себя» ведущую энергетическую функцию инстинкта - призыв, побуждение к мгновенному и веками апробированному действию.

Нуминозность, экстатичность при активации. Архетип обладает магической, суггестивной, принуждающей силой воздействия из-за его неуязвимости для критического разума. Архетип можно только игнорировать, но нельзя отбросить аргументами. В качестве доказательства того, что подлинным фактором, ответственным за формирование идей, является не человеческий интеллект, но некая внеположенная сознанию инстанция, К. Юнг в «Ответе Иову» приводит наглядный пример завораживающего эффекта догмата о «Пресвятой Троице»: «единственная причина и основание догмата -

Архетипы К.Г. Юнга как экзистенциальные истоки. ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

_____________23

2011. Вып. 2

появление христианской “вести”, вызвавшей психическую революцию в человеке Запада. По свидетельству Евангелий и в особенности Посланий Апостола Павла, то была весть о действительном и истинном появлении Богочеловека в человеческой повседневности, сопровождаемом всевозможными достойными Сына Божия чудесными знамениями. Каким бы темным ни представлялось историческое ядро этого явления современному человеку, нуждающемуся в большей фактической точности, можно с уверенностью утверждать, что его грандиозные психические эффекты, не ослабевавшие долгие столетия, возникли не на пустом месте. Евангельским текстам есть что сказать о психологических реакциях цивилизованного мира того времени. Эти реакции и высказывания получили продолжение в истории догмата, где они все еще понимались в качестве действий Святого Духа» [4. С. 48].

К. Юнг связывал это ощущение святости, божественности с коллективным присутствием «ну-мена» (от лат. numen - божественная воля, власть, сила божества), когда вещь или человек наделяются высшей ценностью, начинают «оживать», что было характерно для первобытного сознания. В цивилизованном же обществе, богатом на события и потрясения, не только предметный мир, но и идеи наделяются нуминозной силой, обретают самостоятельность, становятся субъектами, антропоморфи-зируются, производя феномен одержимости. В экстраординарных обстоятельствах нумен проецируется на объект или субъект.

Трансцендентность. Архетип изначально находится в бессознательном и только вторично может стать осознанным и придать содержаниям бессознательного твердоочерченные формы. Осознанность - необходимое условие для проявления архетипом своих живительных функций. Это не столько интеллектуальное понимание архетипа как автономного визави, сколько его восприятие через переживание единичной личностью. Архетипическая трансценденция - это «осуществление изначальной, заложенной в эмбриональном зародыше, личности во всех ее аспектах» [4. С. 239]. Подобное достижение целостности, переход архетипа в сознание К.Г. Юнг назвал индивидуацией, становлением Самости - восхождение человека от единичного одиночества к многоголосой вечности, возвышение личной судьбы до судьбы человечества, но через индивидуальное самосовершенствование. Тем самым архетип высвобождает в нас индивидуальное через типичное - те инстинктивные, спасительные силы, которые помогали человечеству избавляться от опасностей. Через архетип человек связан корнями с природой, естественностью. Необходимо лишь найти правильное, разумное соответствие между прогрессом и традицией.

Уникальные характеристики архетипа позволяют нам сделать вывод о его витальной функции: финально-ориентированное (телеологическое) «руководство» бытием человека. Архетип раскрывает смысл жизни индивида как раз через коллективный опыт. Он представляет собой выражение психологической саморегуляции индивида, показывает все то, чем человек в принципе может стать. Поскольку архетип непредставим для разумного истолкования, а значит, обречена и всякая попытка его наглядного представления, потому он зачастую вытесняется, подавляется. Будучи отчужден в бессознательное, архетип становится наваждением, роком, вызывает деформирующее, опустошительное изменение личности. Как раз в силу эскалации подобных процессов неврозы и психозы являются целиком закономерным побочным «продуктом» современной социально-политической обстановки, преступно отрицающей и игнорирующей все иррациональное, не поддающееся контролю и учету. Стремительный технический прогресс привел индустриальное население к утрате своих природных корней. В результате нарастает бессознательный конфликт между личными реминисценциями и господствующей общемировой тенденцией. В то же время архетип берет на себя «руководство» по восстановлению априорной целостности бытия. При правильном истолковании архетип превращается в провидческое предостережение, единственно способное восстановить душевное равновесие человека, коллектива и всего общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Юнг К.Г. Собр. соч. Ответ Иову / пер. с нем. М.: Канон, 1995. 352 с. (История психологии в памятниках).

2. Юнг К.Г. Аналитическая психология: ее теория и практика. Тевистокские лекции. Киев: Синто, 1995.

3. Момджян К. Введение в социальную философию: учеб. пособие. М.: Высш. шк.; КД «Университет», 1997.

448 с.

4. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы / пер. с нем. Т.А. Ребеко. М.: Академический Проект, 2009. 303 с.

Поступила в редакцию 20.05.11

2011. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

S.A. Bazikyan

Archetypes by C.G. Jung as existential sources of forming and developing the consciousness

The article deals with the analysis of unique characteristics for the concept «archetype» thoroughly developed by Swiss psychoanalyst C.G. Jung. The vital function of the concept which is to «manage» an individual's life is revealed. The problem of ousting and ignoring of archetypes in a modern society is raised, and fatal deforming consequences of this neglect of the irrational for the formation and the development of an individual are considered.

Keywords: The archetype, the first image, integrity, instinct, singularity, naturalness.

Базикян Станислава Александровна, аспирант Bazikyan S.A., postgraduate student

Новгородский государственный университет Novgorod State University

им. Ярослава Мудрого 173003, Russia, Veliky Novgorod,

173003, Россия, г. В. Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, 41 ul. B. St.-Petersburgskaya, 41

E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.