Филология
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (2), с. 187-190
УДК 82.01/09
АРХЕТИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА ВЯЧЕСЛАВА ИВАНОВА © 2014 г. Л.Г. Каяниди
Смоленский госуниверситет [email protected]
Поступила в редакцию 24.04.2014
Рассматриваются основные архетипы, моделирующие художественный мир Вячеслава Иванова. В результате исследования поэтических текстов Иванова были выделены следующие инвариантные схематические образы, которые являются организующими началами его художественного пространства: сфера, крест, анх. Одним из свойств архетипов у Иванова (в отличие от Юнга) становится их архитектоническая направленность.
Ключевые слова: Вячеслав Иванов, мифопоэтика, архетип, миф, художественное пространство.
Понятие «архетип», введенное в научный обиход Карлом Юнгом, одновременно с ним и независимо от него разрабатывалось Вячеславом Ивановым [1, с. 20, 45]. Исследователями неоднократно отмечалось совпадение значений понятия «архетипический образ» у русского символиста и швейцарского психоаналитика [2, с. 120]. Наиболее четкое определение юнгиан-ского понятия принадлежит С.С. Аверинцеву: архетипы - это «изначальные схемы представления, которые ложатся в основу самых сложных художественных структур» [3, с. 118], это инвариантные схемы, содержащиеся в коллективном бессознательном и метафорически выражаемые в тех или иных мифологемах [4, с. 70]. Основными свойствами архетипов являются, стало быть, их инвариантность, импли-цитность и безобразность.
Проблеме архетипов в творчестве Иванова посвящено немало исследований. Они обобщены в серии статей С.Д. Титаренко [5]. Изучение архетипических образов в творчестве Иванова, на наш взгляд, грешит существенным методологическим недостатком: материалом исследования становятся почти исключительно эстетические манифесты и теоретические работы символиста. В связи с этим исследователи обречены довольствоваться архетипами сознания Вячеслава Иванова, оставляя без внимания проблему архетипов его художественного мира. Конечно, можно говорить о том, что архетипы авторского сознания определяют закономерности структуры художественного мира, но однозначное соответствие между структурами сознания и структурами художественного текста остается гипотетическим до установления их тождества. Анализ поэзии Иванова приводит к
заключению, что такое тождество не является обязательным и присутствующие в философской эссеистике Иванова инвариантные образы (Анима, Анимус, Дионис, Аполлон и др.) не исчерпывают арсенал ивановских архетипов. Изучение поэтических текстов Иванова как дополняет этот арсенал, так и корректирует традиционное представление о характере и функциях архетипов в творчестве Иванова.
Наиболее полно архетипы художественного мира Иванова представлены в лироэпических текстах - поэмах «Сон Мелампа» и «Солнцев перстень».
Структура художественного мира Иванова сферична и триадична: она представляет собой три последовательно соединенные друг с другом сферы (эмпирическую, мистическую и метафизическую), каждая из которых имеет трехуровневую структуру (верх, низ и разделяющая их пустота). Эта троичная (или девятеричная) структура может представать в разных образно-символических воплощениях. В поэме «Сон Мелампа» она облекается в мистериально-орфическую символику: в основе бытия лежит мифологическая первотриада «Зевс-Персе-фона-Загрей», а посвящение в эту тайну мироздания происходит в мистической сфере (на ниве Змей-Причин, устремленных к Змиям Неба) [6]. В поэме «Солнцев перстень» универсальная триадно-сферическая структура предстает в образах волшебной сказки: инициация героя совершается в ином царстве, в солнечном тереме, где он созерцает архетипический символ макрокосма - одноглазую рыбу с перстнем в утробе.
Сферическая структура художественного мира Иванова неоднородна. Его части противо-
188
Л.Г. Каяниди
Таблица 1
Эмблематические архетипы: сравнительная характеристика_
Значение «Сон Мелампа» «Солнцев перстень»
Первоединство Зевс(Змей-Отец) Рыбий глаз (Солнце, знак макрокосма)
Разделение, двойственность Персефона(Змея-Мать) Чрево рыбы
Жертва Загрей(Змей-Сын) Солнцев перстень (сердце, знак микрокосма)
поставлены по признаку эксплицитность - им-плицитность. Эмпирическая и мистическая сферы обладают пространственной протяженностью, эксплицируются, разворачиваются вовне, а метафизическая сфера непротяженна, имплицитна, представляет собой как бы всю вселенную в сжатом виде. Это дает основание квалифицировать метафизическую сферу как архетипическую. Структура художественного мира ивановской поэзии имплицируется в виде эмблематических архетипов: двух обвившихся кольцами змей («Сон Мелампа»), одноглазой рыбы с солнцевым перстнем в утробе («Солнцев перстень»).
Типологическую общность и инвариантность эмблематических архетипов демонстрирует таблица 1.
Эмблематические архетипы становятся прообразами пространственно-протяженных сфер: их структура повторяет структуру метафизической сферы, которая выступает в качестве их первообраза и порождающей модели. Это повторение является архитектоническим: каждый из иконических элементов архетипа-эмблемы отражается в другой сфере, обретая при этом новый лик, заново оформляясь.
Троичная сферическая организация является универсальной для поэтического мира Иванова: в полном виде она возникает в крупных лиро-эпических текстах, а в усеченном, частичном -в отдельных стихотворениях и циклах.
Архетип сферы у Иванова неотделим от архетипа креста. Связь креста и сферы имеет чисто геометрические основания: сферу можно получить, если концы креста соединить друг с другом, отдельно - по вертикали, отдельно - по горизонтали. Архетип крестообразной сферы восходит к диалогу Платона «Тимей», посвященному формообразованию античного космоса. Платоновский демиург, созидая шарообразный космос, укладывает Мировую душу в виде креста, а пространство распределяет по нему. «Затем, рассекши весь образовавшийся состав [космоса - Л. К.] по длине на две части, он [демиург - Л. К.] сложил обе части крест-накрест наподобие буквы Х и согнул каждую из них в
круг, заставив концы сойтись в точке, противоположной точке их пересечения. После этого он принудил их единообразно и в одном и том же месте двинуться по кругу, причем сделал один из кругов внешним, а другой - внутренним» [7; с. 438].
Платоновско-пифагорейская традиция проявляется в том, что крестом, по существу, является проекция на плоскость архетипического образа Зевса-Змея, обвившегося вокруг лежащей кольцом Змеи-Персефоны, и образа одноглазой рыбы с перстнем внутри (ее глаз образует внешнюю сферу, аналогичную Зевсу, а перстень в утробе -внутреннюю, аналогичную Персефоне).
Круг и крест объединяются в еще одном архетипе художественного мира Иванова - анхе, «египетском кресте, сгахаша1а, сочетающем в себе круг и Т-образное перекрестие двух прямых» [8, с. 14].
Иконическое тождество с анхом обнаруживают загадки, которыми испытывается герой «Солнцева перстня», и стрела с рыбьим глазом, с помощью которой Солнце (как символ макрокосма, Бога) воссоединяется с утраченным солнцевым перстнем (как символом микрокосма, человека).
Загадки коня, который относит героя «Солнцева перстня» к границе мистической сферы, вкупе с отгадками образуют три анха: Три кольца - мои загадки, / Три стрелы - твои разгадки: / Вышли стрелы в три кольца, - / Три добычи у ловца! [9, с. 472] Визуальное сходство египетского креста с кольцом, пронзенным стрелой, подтверждается тем, что три разгадки удивительным образом совпадают с теми значениями, которые вкладывались в этот символ. Смерть, Любовь и Солнце-двойник - это не только ключевые слова, открывающие доступ в мистическую сферу, но и три значения анха. Анх переводится как «жизнь», «процветание», но его прикрепляли к мумиям, и в загробном мире он служил ключом от врат Смерти [9; с. 14]. Анх связан также с мифологемой ночного, подземного Солнца, т.е. Солнца-двойника. Его горизонтальная линия обозначает землю, круг - закатное солнце, а вертикальная линия -
Архетипы художественного мира Вячеслава Иванова
189
Таблица 3
Эмблематические архетипы как прообразы художественного мира («Солнцев перстень»)
Таблица 2
Эмблематические архетипы как прообразы художественного мира _(«Сон Мелампа»)_
Метафизическая, архетипическая сфера Мистическая сфера Эмпирическая сфера
Зевс Пламенная Нива, Вечное Небо Змиев Целей Небо (Гелиос)
Персефона Змеиная Нива Земля (черная дубрава)
Загрей Разделяющая их пустота Разделяющая их пустота
Метафизическая, архетипическая сфера Мистическая сфера Эмпирическая сфера
Рыбий глаз Солнце как персонифицированный герой (золотой двор солнечного терема) Верхнее Солнце
Чрево рыбы Океан Горизонт
Солнцев перстень в утробе рыбы Солнцев перстень как украшение в руках Вечерней Зари (лазоревый двор солнечного терема) Нижнее Солнце, Солнце-двойник, сердце
последний луч, соединяющий небо и землю [10; с. 440].
Анх становится эмблематическим архетипом соединения Солнца и его двойника - сердца, символизируемого солнцевым перстнем, т.е. архетипом соединения макрокосма с микрокосмом, Бога с человеком.
Объединяя крест и круг, анх оказывается символом преодоления разделенности мироздания на небесный и земной, божественный и человеческий мир. На это указывают мотивы, которые мы находим в поэме «Солнцев перстень». В виде стрелы с рыбьим глазом (из мистической сферы) анхстановится корнем, из которого вырастает роза - тот же анх, но уже в эмпирической сфере. Герой относит стрелу с рыбьим глазом в эмпирическое пространство, закапывает ее на месте алтаря невидимого храма, который созидают 12 праве дни-ков. Там вырастает роза с ликом Христа, который сквозит, как брачный перстень. Эту розу необходимо поместить в пещеру, в глубь земли, чтобы преисподняя стала раем.
Выводы. 1) Основными архетипами художественного мира Вячеслава Иванова являются сфера, крест и анх. Сфера и крест - архетипические формы пространства в целом и отдельных его частей, анх - прообраз преодоления разделенно-сти мира на самодовлеющие части. 2) Ивановские архетипы носят эмблематический характер и выполняют архитектоническую функцию.
Список литературы
1. Ханзен-Леве А.А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Мифопоэтических символизм начала века. Космическая символика. СПб.: Академический проект, 2003. 816 с.
2. Венцлова Т. Собеседники на пиру: Литературоведческие работы. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 624 с.
3. Аверинцев С.С. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // Вопросы литературы. 1970. № 3. С. 113-199.
4. Аверинцев С.С. Архетипы // София - Логос: Словарь. Киев: Дух и литера, 2006. С. 68-71.
5. Титаренко С.Д. «Фауст нашего века»: мифопо-этика Вячеслава Иванова. СПб.: ИД «Петрополис», 2012. 654 с.
6. Каяниди Л.Г. Пространственная структура поэмы Вячеслава Иванова «Сон Мелампа» // Известия Смоленского государственного университета: Ежеквартальный журнал. 2009. № 3 (7). С. 39-52.
7. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. 654 с.
8. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. Т. 1. М.: Советская энциклопедия, 1980. 648 c.
9. Иванов В.И. Собр. соч.: в 4 т. Т. II. Брюссель: Foyerorientalchretien, 1974. 852 c.
10. Троицкий В.П. Древнеегипетский «анх» в символике поэтических произведений В. Иванова // Вячеслав Иванов. Архивные материалы и исследования. М.: Русские словари, 1999. С. 433-442.
190
ÏÏT. Kamuàn
ARCHETYPESOFVYACHESLAVIVANOV' SARTWORLD L. G.Kayanidi
The main archetypes modelling Vyacheslav Ivanov's art world are examined in the article. Studying the poetical texts of Ivanov we've chosen such invariative schematic images, which are the organizing principles of his art space: sphere, cross, ankh. One of the properties of Ivanov's archetypes (as against Jung) is their architectonic orientation.
Keywords: Vyacheslav Ivanov, mythological poetics, archetype, myth, art space.
References
1. Khanzen-Leve A.A. Russkiy simvolizm. Sistema poeticheskikh motivov. Mifopoeticheskikh simvolizm nachala veka. Kosmicheskaya simvolika. SPb.: Akad-emicheskiy proekt, 2003. 816 s.
2. Ventslova T. Sobesedniki na piru: Litera-turovedcheskie raboty. M.: Novoe literaturnoe obozre-nie, 2012. 624 s.
3. Averintsev S.S. «Analiticheskaya psikhologiya» K.G. Yunga i zakonomernosti tvorcheskoy fantazii // Voprosy literatury. 1970. № 3. S. 113-199.
4. Averintsev S.S. Arkhetipy // Sofiya - Logos: Slovar'. Kiev: Dukh i litera, 2006. S. 68-71.
5. Titarenko S.D. «Faust nashego veka»: mifopoetika Vyacheslava Ivanova. SPb.: ID «Petropolis», 2012. 654 s.
6. Kayanidi L.G. Prostranstvennaya struktura poemy Vyacheslava Ivanova «Son Melampa» // Izvestiya Smo-lenskogo gosudarstvennogo universiteta: Ezhekvartal'nyy zhurnal. 2009. № 3 (7). S. 39-52.
7. Platon. Sobranie sochineniy: v 4 t. T. 3. M.: Mysl', 1994. 654 s.
8. Mify narodov mira. Entsiklopediya: v 2 t. T. 1. M.: Sovetskaya entsiklopediya, 1980. 648 c.
9. Ivanov V.I. Sobr. soch.: v 4 t. T. II. Bryussel': Foyerorientalchretien, 1974. 852 c.
10. Troitskiy V.P. Drevneegipetskiy «ankh» v simvo-like poeticheskikh proizvedeniy V. Ivanova // Vyacheslav Ivanov. Arkhivnye materialy i issledovaniya. M.: Russkie slovari, 1999. S. 433-442.