Научная статья на тему 'Архетипы Америки и американцев в романе Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины» в историко-культурном процессе'

Архетипы Америки и американцев в романе Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины» в историко-культурном процессе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1056
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКА / АМЕРИКАНЦЫ / ОЛКОТТ / МАЛЕНЬКИЕ ЖЕНЩИНЫ / АРХЕТИП / AMERICANS / LITTLE WOMEN / ARCHETYPE / USA / ALCOTT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Баркова И.А.

В статье через образы главных героинь романа Л.М.Олкотт «Маленькие женщины», их взаимоотношения с другими персонажами и через исторический фон, на котором развивается действие, исследуются особенности архетипов Америки и американцев времён Гражданской войны между Севером и Югом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архетипы Америки и американцев в романе Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины» в историко-культурном процессе»

Баркова И.А. ©

Студент, профиль иностранный язык (английский язык) и второй иностранный язык (немецкий язык), Нижегородский Г осударственный университет им. Н.И. Лобачевского

Арзамасский филиал

АРХЕТИПЫ АМЕРИКИ И АМЕРИКАНЦЕВ В РОМАНЕ ЛУИЗЫ МЭЙ ОЛКОТТ «МАЛЕНЬКИЕ ЖЕНЩИНЫ» В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация

В статье через образы главных героинь романа Л.М.Олкотт «Маленькие женщины» их взаимоотношения с другими персонажами и через исторический фон, на котором развивается действие, исследуются особенности архетипов Америки и американцев времён Гражданской войны между Севером и Югом.

Ключевые слова: Америка, американцы, Олкотт, Маленькие женщины, архетип. Keywords: the USA, the Americans, Alcott, Little women, the archetype.

Литература каждой страны - это её зеркало. Литература отражает культуру, традиции, образ жизни граждан отдельно взятого государства. Каждое литературное произведение, написанное авторами в разные периоды времени, уникально по-своему. Это зависит и от мировоззренческих позиций писателя, и от исторического фона, на котором развивается действие, и от идейно-художественных особенностей произведения. Одним из таких романов, в котором ярко проявляются архетипы Америки и американцев середины 19 века, стало произведение Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины», написанное в 1867-1868 годах.

Эпиграфом к «Маленьким женщинам» стала адаптация Л.М.Олкотт отрывка из произведения английского писателя и проповедника Джона Буньяна «Путешествие Пилигрима в Небесную Страну» (1678). Произведение выбрано не случайно, ведь «Путешествие Пилигрима» - одна из самых широко известных аллегорий, когда либо написанных. Протестанские миссионеры Америки часто переводили эту книгу как вторую после Библии. Отрывок из романа Джона Буньяна о христианской жизни касается его женского персонажа, Милосердия, а не его основного мужского характера, Христианина, что говорит о том, что роман Олкотт будет руководством для молодых девушек. Это еще своеобразная инструкция о том, что будет происходить в романе. И, как мы потом выясняем, фрагменты и герои этого произведения неоднократно встречаются на страницах «Маленьких женщин» и дают возможность автору не только развлекать, но и направлять читателя к своему самосовершенствованию и спасению. Четыре сестры Марч - паломники на пути в Царствие Небесное. Через образы этих героинь, их взаимоотношения с другими персонажами и через исторический фон, на котором развивается действие, мы можем лучше представить и понять особенности архетипов Америки и американцев того времени.

Действие романа Л.М. Олкотт «Маленькие женщины» происходит во время Гражданской войны между Севером и Югом. И хотя Гражданская война оказала менее разрушительное действие на Север, чем на Юг, тем не менее она, как мы убеждаемся, читая произведение, влияет на все части общества, в котором имеет место быть. Война повлияла не только на экономику, политику, привычную жизнь мужчин, но и изменила ход жизни многих женщин.

Термин «Гражданская война» не упоминается в «Маленьких женщинах», но мотив войны постоянно присутствует на страницах произведения. В самом начале романа из разговора сестер Марч мы узнаем о тяжёлых временах, наступивших для этой семьи. «Без

© Баркова И. А., 2015 г.

подарков и Рождество не Рождество», - с этой реплики Джо Марч начинается роман Луизы Мэй Олкотт «Маленькие женщины». Затем Джозефина продолжает: «Нет у нас папы и долго не будет. Она не произнесла: «Быть может, никогда», но каждая из них добавила эти слова про себя, задумавшись об отце, который так далеко от них - там, где сражаются» [1,5]. Со слов Мэг, старшей сестры, мы узнаем, что их «мама считает, что нам не следует тратить деньги на удовольствия, в то время как мужчины несут все тяготы фронтовой жизни. Мы мало чем можем помочь им, но все же способны принести свои маленькие жертвы и должны делать это с радостью» [1,5].

Так, на страницах романа появляется мотив Гражданской войны между Севером и Югом. Появляются и детали военного времени. Девочки вместе с их матерью вяжут «голубые армейские носки» (эта деталь упоминается в тексте произведения несколько раз), шьют рубашки для отца. Их мать, миссис Марч, вместе с другими женщинами до вечера готовит «рождественские посылки» на фронт, а затем возвращается домой с «чудесным длинным письмом» от отца девочек, в котором он сообщает, что «считает, что перенесет холодное время года гораздо лучше, чем мы думали» [1,15].

Письмо отца напоминает «маленьким женщинам» - сестрам Марч - быть хорошими, что заставляет их стыдится своих жалоб. Они решают нести своё бремя веселее. Бремя Мэг - ее тщеславие, Джо - ее характер, Бетт - работа по дому, а Эми - ее эгоизм. Марми, их мать, предлагает, чтобы дочери делали вид, будто играют в паломников - это игра детства девочек, в которой они разыгрывают сцены из дидактического романа Джона Буньяна «Путешествие Пилигрима». В этой игре каждая девушка взваливает на свои плечи бремя и пытается проделать свой путь к Небесному городу. Роман Буньяна и игра являются аллегориями христианской жизни. Бремя играет роль реальных жизненных тягот, а Небесный Город - это Рай. Сестры соглашаются попробовать игру снова, но на этот раз практикуя христианские ценности в своей реальной жизни.

С теплотой и одобрением Маргарет говорит об отце, который «отправился на войну капелланом, хотя он уже старше призывного возраста и здоровье у него не такое хорошее, чтобы быть солдатом» [1,15].

А Джо, в свойственной ей манере, добавляет: «как я хотела бы отправиться на войну барабанщиком или vivan... Или медсестрой, чтобы я могла быть рядом с папой и помогать ему». Но так как это невозможно, то Джозефина постарается «стать той «маленькой женщиной», какой он хочет меня видеть, не буду грубой и необузданной и исполню мой долг здесь, дома, вместо того чтобы мечтать оказаться где-нибудь в другом месте» [1,15].

И как думает Джо, это для неё «окажется более трудной задачей, чем встретиться лицом к лицу с одним или двумя мятежниками-южанами» [1,16]. В этот момент нам становится ясно, что мистер Марч воюет на стороне Северян.

Общеупотребительный термин для викторианской эпохи, «маленькие женщины», используется с особенной теплотой в романе. Как мы видим, г-н Марч называет своих дочерей «маленькие женщины» в письме с войны. На поверхности то, что термин указывает на время между возрастом девочки и женщины, каковыми и изображает роман сестёр Марч. Тем не менее, «маленькие» также и уменьшительное слово. Интересно, что Олкотт использует такие слова, хотя она заинтересована в улучшении статуса женщины в целом. Роман также переполнен отсылками к физическому размеру: Джо, например, всегда описывается как большая девочка. У неё крупные ноги, а руки девушки настолько больше, чем у Мег, что растянули последней перчатки. Но Джо и мечтает по-крупному, и на протяжении всей истории она наиболее многообещающая сестра в творческом плане, у девушки самый большой творческий потенциал. Наоборот, Мэг - абсолютно обычная девочка. Благодаря использованию термина «маленькие женщины», Олкотт, может быть, предполагала, что роль женщины в Америке 19 века слишком мала и ограничена для Джо, как, несомненно, это было и для многих женщин того времени.

Война нарушила упорядоченный ход жизни большинства американских семей, в том числе и Марчей. По словам Мег, «с тех пор, как папа ушел в армию и трудности, связанные с войной, выбили нас из колеи, мы многое стали упускать из виду» [1,17]. Мотив войны опять появляется в романе при упоминании об образовании Бетт: «Она занималась дома под руководством отца, и даже теперь, когда он ушел на войну, а мать посвятила всю свою энергию и умение деятельности Общества поддержки армии, Бетт продолжала добросовестно учить уроки и старалась изо всех сил» [1,56].

Здесь, мы считаем, уместно обратиться к архетипу обучения и образования в романе «Маленькие женщины». Одним из центральных аспектов в «Маленьких женщинах» выступает обучение четырех сестер и их становление в качестве женщин. Этот процесс сопровождается любящей матерью, которая представляет дочерей в обществе, давая полезные советы. Насколько этот роман отражает реальную жизнь и культурные ценности викторианской эпохи в Америке? Чтобы решить этот вопрос, особое внимание должно быть уделено ценности образования в жизни американки 19-го века. В книге демонстрируется важность работы, с одной стороны, и ведения домашнего хозяйства, с другой, разные характеры с их индивидуальными особенностями, в частности, альтер эго Олкотт - Джо. Образование играет очень важную роль в решении вопроса, потому что оно устанавливает основы каждой отдельной жизни и, возможно, определяет развитие всего общества.

При рассмотрении архетипа образования в «Маленьких женщинах» невозможно не упомянуть о роли миссис Марч. Мать Джо, Мег, Бетт и Эми кажется идеальной на первый взгляд, для сестер она «самая роскошная мать в мире». В отсутствие мужа, который работает в качестве священника на гражданской войне, она несет полную ответственность за семью. Вместе со своими дочерьми Мег и Джо миссис Марч зарабатывает деньги и работает для благотворительной общественной организации. Методы обучения госпожи Марч очень современны: в первую очередь, она любит своих детей и не боится показать это (например, она целует и обнимает дочерей, плачет вместе с ними). Мать уважает каждую девочку и знает их досконально, включая недостатки. Например, она говорит Эми: «Ты довольно тщеславна, моя дорогая» или Джо: «Ты должна следить за своим внутренним врагом». Отношения с детьми миссис Марч не поверхностны, а очень близки. В противоположность тёти Марч, которая даёт девушкам длинные отповеди и поэтому не пользуется у них популярностью, госпожа Марч показывает дочерям сочувствие и никогда не торопит их. Вместо того, чтобы проповедовать, миссис Марч рассказывает девочкам, как будет лучше, и даёт практические советы. Её образование ориентировано на реальность и адаптировано к жизни. Она явно предпочитает ненасилие, как дома, так и в школе: «Я не одобряю телесных наказаний, особенно для девочек». Не всегда характерное для своего времени, образование миссис Марч основано на взаимной любви и сочувствии. Она хочет, чтобы ее дети были счастливыми, уважаемыми «маленькими женщинами», что не означает, что они обязательно должны быть замужем, чтобы достичь этого состояния («...надеюсь, что наши дочери, будь они в браке или одни, будут горды и довольны своею жизнью»). Это мнение является необычным для Америки 19 века, потому что для большинства матерей, особенно для бедных, это была единственная цель, чтобы их дочери вышли замуж, чтобы они могли позаботиться о себе сами.

И снова обратимся к архетипу войны в романе. Мысли о ней звучат в словах миссис Марч, обращённых к дочерям: «Сегодня я кроила синие фланелевые куртки и, работая, все время думала о папе и о том, как одиноки и беспомощны окажемся мы, если с ним что-нибудь случится. Конечно, это было неразумно, но я продолжала думать и волноваться, пока не пришел старик с запиской, по которой он должен был получить одежду. <.. .>

«У вас сын в армии?» - спросила я <.>

«Да, мэм. Было четверо, но двое убиты, один - в плену, а я еду к четвертому, который тяжело ранен и лежит в госпитале в Вашингтоне», - ответил он спокойно.

«Как много вы отдали стране, сэр» <.. .>

«Ни крупицей больше, чем был должен, мэм. Я пошел бы и сам, если б от меня мог быть какой-то прок; а так как я не иду, я отдаю моих мальчиков, и отдаю их, ничего не требуя взамен».

<...> мне стало стыдно за себя. Я отдала стране лишь одного человека и думала, что это много, а он отдал четверых и не жалел об этом» [1,62]. В этом фрагменте и далее, в главе восьмой, в разговоре миссис Марч с дочерью Джо, ярко выражено чувство патриотизма, которое стоит выше всего личного, собственнического и присуще сложившемуся в литературе архетипу американцев как нации: «Но ты сама проводила его в армию, мама, и не плакала, когда он уходил» <.>

«Я отдала самое дорогое стране, которую люблю, и удержусь от слез, пока он вдали от нас. Как могу я жаловаться, когда мы оба просто исполнили свой долг и в конечном счете непременно будем счастливее от этого?» [1,112]

Но война не становится лейтмотивом в романе «Маленькие женщины». Вместо этого Олкотт фокусируется на внутренних проблемах и личных вопросах в жизни сестер Марч. Эта ситуация противоположна тому, что во многих мужских романах того времени архетип войны занимает видное место, а вопросы повседневной жизни не затронуты. Поскольку женщины, как правило, дома заняты чем-то мирским, их рассказы теряются среди мужских, казалось бы, более важных дел. В «Маленьких женщинах» Л.М.Олкотт, наоборот, в центр внимания ставит жизнь женщин, а мужчин отодвигает в сторону.

Сестры Марч пытаются найти счастье в повседневной деятельности, мечтах и заботе друг о друге, но когда героини не участвуют в какой-либо продуктивной работе, они, в конечном итоге, чувствуют себя виноватыми и раскаиваются. Когда сестры ведут себя эгоистично, наряжаясь, пренебрегают делами или мстят, девушки, в конечном итоге, несчастны. «Удивительно, к какому странному и неудобному положению дел привел этот процесс «отдыха и наслаждения покоем». Казалось, что дни становятся все длиннее и длиннее, необычно разнообразной была как погода, так и настроение участников эксперимента, и дух беспокойства овладел всеми, а как говорится, дьявол всегда найдет чем занять праздные руки» [1,152]. Так, например, «в самый разгар «наслаждения покоем» Мег занялась кое-каким шитьем и тогда, найдя, что время тянется мучительно медленно, принялась кромсать ножницами и портить свои платья в попытке переделать их a la Моффат», а Джо «читала до тех пор, пока у нее не отказали глаза и ее не затошнило от книг. Она стала такой суетливой и раздражительной, что умудрилась поссориться даже с добродушным Лори» [1,152]. Девушки находят настоящее счастье только когда работают. Так, в итоге эксперимента миссис Марч говорит дочерям, что «все же лучше иметь некоторые обязанности и жить не только для себя, но и для других» [1,161]. Ей вторит Джо: «Безделье и развлечения - невыгодное занятие» [1,161]. Миссис Марч преподносит своим дочерям нравственный урок: «Работа благотворна, и ее хватит на всех; она помогает уберечься от скуки и зла, она полезна для здоровья тела и духа, она дает нам чувство силы и независимости больше, чем деньги или элегантность». И далее: «Отведите себе часы для работы и для отдыха, сделайте каждый день и полезным и приятным и, хорошо используя время, докажите тем самым, что понимаете его ценность. Тогда юность будет прекрасна, старость принесет мало сожалений о прошлом и жизнь окажется красивой и счастливой, несмотря на бедность» [1,163].

Роман демонстрирует важность пуританской трудовой этики, которая диктует, что работать - это святое дело. Такое отношение к работе, в соответствии с учением трансценденталистов, на котором Олкотт выросла, процветало в Новой Англии, где жило много пуритан и где происходит действие произведения. Автор «Маленьких женщин», в конечном счете, рекомендует работать не ради материальных благ, но, скорее, ради выражения внутреннего добра и творчества через труд.

Архетип работы как особенности американского образа жизни противопоставлен в романе отношению англичан к труду как к тяжелой повинности, не свойственной

аристократам. Когда мисс Кейт, английская гостья Лори, узнает, что Мег не ходит в школу и работает гувернанткой, она реагирует в свойственной английским аристократам манере: «О, неужели? - сказала мисс Кейт, но прозвучало это так, как если бы она воскликнула: «Боже мой, какой ужас!»» [1,183]. На что мистер Брук, учитель Лори, поддерживая своих соотечественниц, отмечает: «В Америке девушки любят независимость не меньше, чем их доблестные предки, и мы восхищаемся нашими соотечественницами и уважаем их, если они сами зарабатывают себе на жизнь» [1,183]. В отличие от европейцев, многие представители среднего класса американцев в то время, не возражали против своего скромного происхождения и не жаждали титулов или других поверхностных атрибутов богатства. Эти американцы хотели только того, чего они заслужили, и считали, что то, что они заработали, зависит от того, как усердно они трудились.

Из отношения к труду как к богоугодному делу вытекает уважение к людям труда, независимо от их положения в обществе. Особенно идиллично изображены отношения между семьёй Марч и их единственной служанкой Ханной Браун. «Ханна жила в семье со времени рождения Мег и считалась скорее другом, чем служанкой» [1,20]. Ханна с благоговением рассказывает девочкам о милосердии и сострадании их матери к ближнему, что «не было на свете другой такой женщины, что так раздаривала бы еду да питье, одежду да дрова» [1,20]. Служанка готовит еду, стирает, гладит, поддерживает в доме чистоту и порядок, провожает старших девочек Мег и Джо на званые вечера, встречает их. Девочки обращаются к ней уважительно, и Ханна желает им только добра и из лучших побуждений рассказывает одному из слуг мистера Лоуренса, соседа семьи Марч, о скудном завтраке девочек, и богатый сосед присылает им в честь праздника угощение. Ханна может поворчать на девочек, открыто показать своё недовольство: «Ханна ходила мрачнее тучи, так как поздно ложиться спать было не в ее привычках»

[1.48] . Служанка заботится о Мег и Джо как о родных, она «никогда не забывала испечь пирожки, ведь погода была холодной и ветреной, путь неблизким, а бедняжки не получали второго завтрака там, где работали, и редко возвращались домой раньше двух»

[1.49] . Ханна Браун разделяет восторг семьи Марч от полученного Бетт подарка мистера Лоуренса, ведь она «всегда разделяла все семейные радости и горести» [1,88].

И если в доме Марчей только одна служанка, Ханна, и к ней относятся как к члену семьи, то, например, в доме мистера Лоуренса «полдюжины слуг». Именно слуг, а не членов семьи. И они недобросовестно относятся к своим обязанностям. Так, например, несмотря на такое количество прислуги, комната Лори, внука мистера Лоуренса, «отнюдь не опрятная», и Лори сам пытается прибраться в ней к приходу Джо [1,68]. Слуги ограничены в возможности передвигаться по дому в любое время. Например, они не появляются в гостиной особняка после девяти часов.

Если в доме Марчей, где культивируется труд, девочки одеваются сами или помогают друг другу, то в доме Моффатов к каждой юной леди приставлена своя горничная. Одна из них, Гортензия, вместе с мисс Беллой превращает Мег в «настоящую красавицу» [1,123], которая больше походит на размалёванную куклу, чем вызывает притворные восторги и насмешки гувернантки. Совсем другое в доме Марчей. Миссис Марч при поддержке Ханны преподносит девочкам нравственный урок и вскоре сестры убеждаются в правоте любимой поговорки Ханны: «Хозяйство - это вам не шутка» [1,153].

Автор романа «Маленькие женщины» прилагает большие усилия, чтобы преподать урок о том, как важно быть настоящими. Чтобы это разъяснить, Олкотт противопоставляет Марчам более зажиточных молодых женщин, таких как Эми Моффат и Салли Гардинер. Трансценденталисты подчеркивают важность уделения большего внимания внутреннему духовному «Я», чем временным, земным вещам, таким, как богатство и красивая внешность, и Олкотт исследует эту философию в «Маленьких женщинах». Например, Мэг и Эми постоянно борются с тщеславием, и в конечном итоге

преодолевают его. Сестры Марч узнают, что чтобы быть счастливыми, нужно жить по средствам, а не тосковать по бессмысленным богатствам.

Немаловажное место в изображении Америки и жизни американцев занимает архетип дома. Нужно заметить, что дом семейства Марч находится в неустановленном северном городе Америки. Л.М.Олкотт уже в первой главе показывает несколько деталей этого жилища: «В гостиной весело потрескивал огонь. Это была уютная старая комната; правда, ковёр был выцветшим, а мебель очень простой, но зато на стенах висело несколько хороших картин, стенной шкаф заполнен книгами, на подоконниках цвели хризантемы и маленькие розочки, и всё кругом дышало домашним уютом и покоем» [1,9].

Марчи живут экономно, потому что глава семьи - отец девочек - перенёс финансовые неудачи, пытаясь помочь другу. Члены этой семьи часто собираются вокруг камина в зимние месяцы, ведут душевные беседы. Здесь чтут семейные традиции. Уютный дом Марчей контрастирует с жильём немецких иммигрантов Хаммелей, которым миссис Марч и её дочери отдают пищу на Рождество: «И вот - жалкая голая комната с выбитыми стёклами, без огня, лохмотья на постели», голодные дети, «скорчившиеся от холода под одним старым одеялом» [1,23]. В доме Хаммелей нет ни тепла, ни пищи, тем не менее миссис Марч, её дочери и служанка Ханна, покидая это жилище, «оставили за собой тепло и уют» [1,23]. Архетип дома включает в себя не только здание, его интерьер, но более всего - взаимоотношения между людьми. Так, Бетт Марч вспоминает слова Мег, которой приходится работать гувернанткой в богатом доме Кингов: «Мы гораздо счастливее, чем дети Кингов, несмотря на всё их богатство, потому что они только и делают, что ссорятся да дерутся» [1,7]. Нет душевного тепла и в доме богатой одинокой и эгоистичной родственницы Марчей, у которой работает компаньонкой Джо. Отличная большая библиотека «после смерти дяди Марча была предоставлена в распоряжение пыли и пауков» [1,53]. И эта «тёмная пыльная комната с бюстами, взирающими с высоких книжных шкафов, удобные кресла, глобусы и, самое главное, целые залежи книг, в которых можно было рыться сколько угодно, превращали библиотеку в настоящий рай в глазах Джо» [1,53].

Олкотт неоднократно доказывает в романе, что главное - это духовная связь между членами семьи. Сопоставляя дом Марчей и особняк мистера Лоуренса, автор доказывает, что богатство духовное важнее богатства материального. Дом Марчей «старый, потемневший от времени, который в зимнюю пору, когда побеги плюща не закрывали его стен, а под окнами не было цветов, казался голым и запущенным. По другую сторону изгороди располагался величественный каменный особняк, где всё - от большого каретного сарая и ухоженных газонов до оранжереи и видневшихся между богатыми занавесями в окнах красивых предметов обстановки - говорило о всевозможных удобствах и роскоши. И все же этот великолепный дом выглядел унылым и безжизненным: на лужайках не резвились дети, не улыбалось в окне материнское лицо и очень мало людей, кроме старого мистера Лоуренса и его внука, входило в дом и выходило из него. Для Джо <...> этот прекрасный особняк был чем-то вроде заколдованного дворца, полного сокровищ и источников наслаждений, которыми никто не пользовался» [1,65]. Но, познакомившись поближе с мистером Лоуренсом и его внуком, Лори, сначала Джо, а затем и вся её семья узнает, что Лоуренсы не «тупые и чопорные люди», и вскоре особняк за изгородью становится для Бетт и её сестёр «прекрасным дворцом» [1,80].

Г оворя об архетипе американцев в «Маленьких женщинах», нужно отметить, что в нём ставятся вопросы касательно обоснованности гендерных стереотипов, как мужского, так и женского пола. Джо, порой, не хочет быть обычной женщиной. В своих желаниях и действиях она расстраивает типичные гендерные ожидания американцев. Джо хочет зарабатывать себе на жизнь, что, в то время, являлось обязанностью условно зарезервированной лишь для мужчин. Кроме того, девушка надевает опалённое платье на вечеринку - доказательство того, что она не уважает светское общество, качество, которое

американцы девятнадцатого века культивирует в женщинах. Точно так же бывают случаи, когда Лори не хочет вести себя как стереотипный мужчина-американец того времени. Он хочет заниматься музыкой, в то время это была чисто женская стезя, а не бизнесом, что было очень по-мужски. Даже его прозвище, Лори, которое юноша использует вместо своего гораздо более мужественного имени Теодор, говорит о его женственных склонностях. Олкотт уважает Джо и Лори в их отказе воплотить гендерные стереотипы, хотя они и встречают множество препятствий.

Интересную связь с персонажами в романе «Маленькие женщины» имеет архетип музыки. Для девочек Марч чем более музыкально развита сестра, тем более она женственна в традиционном американском плане. Мама все время поет девушкам, и она воплощает в себе идеал ответственной и хозяйственной матери. Бетт также очень музыкальна и крайне пассивна. Напротив, Эми обладает дурным голосом, а Джо поёт хуже всех; обе девушки являются независимыми и не мирятся с ограничениями, распространяющимися на американских женщин. Интересно, что Лори также любит музыку и хочет быть профессиональным музыкантом, но этот интерес делает героя плохо приспособленным к роли, ожидаемой от него, как от мужчины в американском обществе.

Таким образом, несмотря на всю простоту истории о метафорическом путешествии четырёх девочек с детства до совершеннолетия, роман Л.М.Олкотт «Маленькие женщины» при детальном рассмотрении оказывается многогранным произведением, раскрывающим на своей литературной основе архетипы Америки и американцев середины 19 века и показывающим, что рассматриваемый нами объект исследования не однороден и включает в себя очень многие аспекты жизни страны и её граждан.

Литература

1. Олкотт, Л.М. Маленькие женщины: пер. с англ./Л.М.Олкотт. - Москва: Глобулус, 2002. - 306.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.