УДК 008(091) 008:316.42
А. П. Старшова
Архетипическая интерпретация визуальной доминанты Ярославля
Статья является продолжением интегративного подхода к одному из важнейших российских культурных феноменов -историческому провинциальному городу как хранителю памяти. Данный ракурс был реализован в материале 2013 г. «Персонологический подход в исследовании бренда города (на материале конкурса на бренд г. Ярославля 2012 г.), в 2014 г. -в материалах «Стрелка как текст», «Антропоцентризм как визуальная доминанта исторического центра Ярославля». В культурологическом ракурсе мы обращаемся к текстам культуры городского пространства, выявляя их структурно-функциональную значимость. Мы обращаем свое внимание на доминанты, характеризующие исторический центр города Ярославля как центр административной, политической, торговой и культурной жизни; как организацию пространства, влияющую на формирование идентичности горожан, бренда города.
В контексте традиций архетипической интерпретации выделены и проанализированы визуальные доминанты, которые участники конкурса дизайн-проектов по благоустройству площади Богоявления предлагают в своих проектах, проявляя профессиональное видение как архитекторы и реализуя отношение к городу. Мы видим, как создание концепции формирования определенного участка пространства города, опираясь на стереотипы, затрагивает и более глубинные структуры сознания - мифы и архетипы. Архетипическая основа (архетипы пути, горы, воды, зеркала, времени, огня, животных, дома) распознается в абсолютном большинстве анализируемых текстов.
Ключевые слова: архетип, город как текст, городское пространство, архитектурная доминанта, визуализация, контекстуальные связи, семантическая характеристика, идентичность.
А. P. Starshova
The Archetypal Interpretation of the Visual Dominant of Yaroslavl
This article is a continuation of the integrated approach to one of the most important Russian cultural phenomena - the historical provincial city as a guardian of memory. This perspective was realized in the material in 2013 «Personological approach to the study of the city brand (based on competition on the brand of Yaroslavl, 2012), in 2014 - in the materials of «Strelka as text «,» anthropocentrism as the visual dominance of Yaroslavl's historic center. «In a cultural perspective, we refer to the texts of the culture of urban space, revealing their structural and functional significance. We draw your attention to the dominant, characterizing the historical center of the city of Yaroslavl as the center of administrative, political, commercial and cultural life; as an organization of the space, influence the formation of the identity of the citizens, the city brand.
In the context of the tradition of the archetypal interpretation are isolated and analyzed visual dominants which contestants design projects on the improvement of the Epiphany in the area offer their projects, combining not only their professional vision as architects, but also realize their relationship to the city. We see how the creation of the concept of a certain area of the city space, relying on stereotypes, affects the deeper structures of consciousness - the myths and archetypes. The archetypal basis (archetypes path, mountains, water, mirror, time, fire, animals, home) is recognized in the vast majority of the analyzed texts.
Keywords: archetype, a city as a text, urban space, architectural dominant, visualization, communication contextual, semantic characteristic, identity.
Тема статьи нашла свою реализацию на конкретном эмпирическом материале. В августе 2015 г. правлением Городского фонда содействия развитию Ярославля было принято решение о проведении конкурса дизайн-проектов по благоустройству площади Богоявления. Проекты благоустройства одной из главных площадей Ярославля были презентованы в мэрии. 16 проектов - 16 точек зрения - участвовали в итоге в ноябре в конкурсе, отбор победителей 1 тура проводился голосованием.
Позволим себе не акцентировать внимание на истории формирования ансамбля площади Богоявления, на значимости и знаковости данной территории в социокультурном тексте города Яро-
славля, на том, что данный объект территориально входит в зону ЮНЕСКО. Наша задача - в контексте традиций архетипической интерпретации выделить и проанализировать визуальные доминанты, которые участники конкурса предлагают в своих проектах, выражая свое профессиональное видение как архитекторы, реализуя отношение к городу. Имидж территории, по мнению А. П. Панкрухина, - совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков территории, собственного опыта людей и мнений, влияющих на создание определенного образа [5].
В архитектуре различных стран можно найти примеры ансамблевой организации практически
© Старшова А. П., 2017
356
А. П. Старшова
всех уровней городской среды, причем приемы создания ансамблей зачастую неповторимы. При этом архитектурные ансамбли обладают набором постоянных величин, одной из которых является архитектурная доминанта.
Анализируя существующие подходы к выделению и определению «архитектурной доминанты», в первую очередь, укажем визуальную значимость объекта. Коммуникативные возможности визуальной доминанты включают три основных характеристики доминирования: визуально-психологическое, архитектурно-художественное и социально-функциональное. Им соответствуют следующие термины: ориентир, акцент и важный городской объект. Смысловыми связями между выявленными характеристиками выступают смысл, пространство и образ [3].
По мысли Ю. М. Лотмана, человек, погруженный в культурное пространство, неизбежно создает вокруг себя организованную пространственно-временную среду. Пространство существует, наделяется жизненным ритмом в силу взаимной соотнесенности наполняющих его вещей. Человек, находясь в нем, «сканирует» окружающее пространство и «читает» его по вещным знакам. В этом смысле пространство понимается как потенциальный текст [4].
Одно из возможных истолкований категории «архетип» - способ связи образов, переходящих из поколения в поколение. Обратимся к архетипи-ческой интерпретации конкурсных проектов. Кстати, сама идея реконструкции площади - подтверждение актуальности существования архети-пического подхода, «особой значимости космогонических мифов как способа повествования о происхождении и освоении новой вещи, способной преобразовать некую неупорядоченность (хаос) в организованное пространство (космос), причем освоенное и одухотворенное человеком» [2, с. 106].
В социуме из поколения в поколение существуют, передаются «вечные стереотипы» - «архетипы, как одна из психоэмоциональных и когнитивных основ нашей культуры. Отметим, что в искусстве на понимании важности архетипов основан принцип "non finito" - принцип незавершенности, когда произведение домысливается до стереотипов реципиента» [2, с. 68].
Многослойность фона в предоставленных проектах сопровождается и многослойностью смыслов: фон нагружен большим количеством архети-пических образов, которые и будут нами проанализированы в заявленном ракурсе. Сама идея освоения пространства в целом связывается с об-
разом-архетипом пути. Формирование визуальной доминанты архетипа пути конституируется различными типами объектов, как природных, так и артефактуальных. Природные объекты согласуются с архетипом пути (символы: перекресток, перепутье, а также места встреч-расставаний, скамейки). Например, проект с говорящим названием «Место встречи» («Классик стоун»), который занял 2 место в заявленном конкурсе. Визуализацию архетипа пути через образ Стрелки наблюдаем в проекте «Остров-град» (дизайн-бюро «А-Куб»), Почти во всех проектах мы видим сложное наземное покрытие, систему дорожек, подчеркивающую образ пути функционально необходимым для площади графическим рисунком. А А. Ткаченко в своем проекте устанавливает на площади символический артефакт трамвая.
«Из природных объектов, связанных с архети-пическим образом пути, разработанным представляется архетипический образ горы, векторы смысла которого направлены к идеям могущества. Символ технологичности и комфорта» [2, с. 122]. Гора - мировая ось, вертикаль, соединяющая различные сферы бытия; упорядоченность бытия, стремление к совершенству, духовному возвышению, гармонии. «Семиотический инвариант мировой вертикали может предстать в разных вариациях: камень, гора, башня, колонна, арка, лестница, храм, крест... Во всех этих случаях образ наделяется сакральной ценностью и сохраняет за собой статус символа гармонии как проявления упорядоченности бытия, стремления к совершенству» [2, с. 106]. Например, применение лэндфор-мы в виде холма в проекте «Остров-град» (ди-зайн-бюро «А-Куб»). Центром визуального притяжения в проекте А. М. Волкова («Альфапро-ект») является амфитеатр, функционирующий как вертикально организованный зрительный зал для созерцания красот древнего Ярославля. Такое вот современное архитектурное прочтение концепции памяти места.
«Разновидностью архетипа (образа) пути является и архетип лестницы, символизирующий связь между вертикальными уровнями вселенной, эволюцию, духовный рост» [2, с. 123]. В нескольких ярославских проектах материализован образ лестницы, например, в проекте «Архитектурного бюро» (как спуск в подземную часть комплекса), но он не является визуальной доминантой.
А такие семиотические инварианты мировой вертикали, как башня, колонна, арка, столбы, храм, представлены в проектах и выполняют функцию визуальной доминанты ансамбля. Образ
357
Архетапаческая интерпретация визуальной доминанты Ярославля
утраченного когда-то храма визуализирован в проекте Р. Н. Куликова в виде фундамента храма, который планируется использовать как лавочки (в поисках образа автор и предлагает использовать образ храма-корабля), визуальной доминантой пути - мировой вертикали является и стела с образом Рождества Богородицы - символ алтарной части утраченного храма. А в проекте Д. В. Пронина остановочный комплекс решен в форме параболы, что, по мнению автора, связано с образом Святой Троицы. В проектах Д. С. Круглова, А. А. Киселева, К. Е. Тихонова и в проекте О. А. Мазановой тема воссоздания фрагментов фасадов утраченного южного корпуса гостиного двора представлена фрагментами колоннады, балками, арками.
Мифологические свойства преодоления про-странственно-временной замкнутости достигаются преломлением через зеркальные п стеклянные поверхности. Размывание четкости форм делает плавными переходы и подчеркивает одухотворенность пространства невидимым присутствием аннмы - архетипа женскости, выраженной в закругленных формах [2, с. 92]. Пример такого воплощения мы отмечаем в проекте «Место встречи» («Кремнев Ателье»). Архетип зеркала - это идеальный двойник, в котором наше сознание ищет наслаждение... Образ стекла как одной из ипостасей архетипа зеркала также символизирует идею одновременно закрытости и открытости. «Стекло в высшей степени воплощает в себе фундаментальную двойственность "среды" - одновременно близость и дистантность, интимность и отказ от нее, сообщительность и несообщительность» [1]. Весомое наполнение проектов Зеркальными и стеклянными поверхностями - пример визуализации архетипа неба. Вода- первородная стихия, порождающая и преображающая, источник жизни, оживления, очищающий элемент, чистота, амбивалентность начала и конца мира. Архетипический образ воды визуализирован в виде фонтана в форме капли воды (проект объединения «А-Куб»),
Образы животных также обладают большой притягательной силой. «Образы флоры и фауны становятся для человека символами утраченной соотнесенности с природой, с натуральностью и естественностью живого мира..., на чем стоит печать ""природное™ , ассоциируется с лучшим по качеству, более безопасным для здоровья» [2, с. 61]. Отмечаем, что вещь через возвращение себе природности получает положительные коннотации в глазах реципиента. Несомненно, в рамках той или иной культуры за образом животного за-358
креплен устойчивый набор ассоциаций, архетипи-ческих значений. В проекте Д. С. Круглова, А. А. Киселева, К. Е. Тихонова (кстати, этот проект - победитель 1 этапа голосования) скульптурное изображение Красного коня является визуальной доминантой площади. Цитирую из пояснительной записки авторов проекта: «Конь символизирует интеллект, мудрость, свет, динамическую силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Конь - это символ верности и в то же время - неукротимой свободы, бесстрашия, воинской доблести и славы. Красный - как синоним красоты». А дальше забавно... «Конь может стать завершающим звеном в истории об основании Ярославля. Медведь есть, Ярослав есть, а вот его верного коня нет». От себя добавим, что красный цвет связан с архетипом огня, а огонь «символизирует бесконечную подвижность формы и непостоянство. Будучи силой, способной разрушить любые формы, но вместе с тем принести обновление, огонь становится символом преобразования и обновления» [2, с. 114].
Природность как атрибут пространства функционально соотносится с древностью как проявлением архетипа времена, поскольку возвращает человека к «естественному», «подлинному». В нескольких проектах в качестве доминанты использован образ часов. Часы - символ текучести времени, изменчивости, бренности бытия, цикличности течения времени. В проекте М. Ю. Жданова «Место встречи» и в проекте А. Чувилина часы символизируют ритм города; часы дают ориентир во времени и организуют его, как маяк. В проекте «Кремнев-Ателье» лавки выполнены в форме песочных часов. Цитирую пояснительную записку к проекту «Место встречи»: «Площадь "встречает" гостей при въезде в исторический центр города, она является удобным местом для назначений встреч горожан. Ярославль -торговый город на Волге - причал и гавань для кораблей и людей. Центральная площадь с "Мачтами" и "Парусами". Создается метафора и образуется взаимосвязь: течение реки и течение времени, потоки людей и движение транспорта».
Следующий «блок» архетипических ассоциаций связан с обращением авторов к собственным национальным традициям, с актуализацией системы национальных ценностей и культурных констант и стереотипов, что «имеет целью воздействовать в основном на сферу бессознательного, тем самым максимально облегчив процесс декодирования. Погружение в "свою" этнокультурную среду всегда вызывает ассоциации возвращения в собственное прошлое» [2, с. 97-98]. В качестве
А. П. Старшова
имплицитных средств актуализации русской темы могут выступать визуальные знаки. Эти средства при их распознавании «запускают» ассоциативный механизм, вызывающий в памяти реципиента некую культурную реалию. Средством воплощения может стать и целостный образ, репрезентирующий национальные архетипы. Примерами такого подхода могут служить проект «Остров-град», визуализированный в образе Стрелки, рубленого города; проект «Город счастья», основанный на образе жар-птицы; проект «Островок зелени», доминантой которого является образ царевны-лягушки.
Национальная мифологема дома как символа защищенности, тепла и комфорта, дающего силу связи с предками, реализована, например, в проекте О. А. Мазановой «Старый Ярославль», в синтаксис которого включена витрина археологических раскопок; в проекте С. А. Дукельского, который реализует идею историко-архитектурного музея под открытым небом.
Обращение к прошлому может служить примером моделирующего фактора создания визуальной доминанты и продиктовано многими причинами. «Во-первых, достаточно лишь пунктирно обозначить доминантные моменты, чтобы сознание реципиента восполнило картину до целого и активизировало весь шлейф культурных ассоциаций, включая эмоционально-оценочные коннотации, которые, как правило, будучи связаны с ностальгическим планом, имеют позитивный смысл. Во-вторых, история статусно принадлежит к "высокой" культуре, и обращение к ней может придать формирующемуся тексту городского пространства значительность, убедительность» [2, с. 153]. Отмечаем, что «смещение пространства и времени в план прошлого - одна из черт постмодернистской эстетики - осуществляется путем погружения объекта в атмосферу другой эпохи и путем стилизации под артефакт старины» [2, с. 154].
Мы видим, как создание концепции формирования определенного участка пространства города, опираясь на стереотипы, затрагивает и более глубинные структуры сознания - мифы и архетипы. Архетипическая основа распознается в абсолютном большинстве анализируемых текстов. Таким образом, архетипические образы в полной мере отражают системообразующие элементы бренда Ярославля - «древнего города, устремленного в будущее» (слоган 1000-летия) [7], его природный ландшафт и «духовный» облик. Авторы тонко почувствовали глубинную архетипичность этих образов и творчески переосмыслили их в своих проектах.
Библиографический список
1. Бодрийар, Ж. Система вещей [Текст]/ Ж. Бодрийар ; пер. с фр., сопр. ст. С. Зенкина. - М., 2001.-223 с.
2. Ежова, Е. Н. Пространство и время в медиаре-кламой картине мира [Текст] : монография/ Е. Н. Ежова. - М. : Илекса; Ставрополь: Изд-во Ставропольского государственного университета, 2009. -176 с.
3. Лопатин, H. Е. Архитектурная доминанта: обобщение знаний и формирование теории проектирования [Электронный ресурс] / H. Е. Лопатин. - Режим доступа: http://archvuz.ru/2009_2/4 (Проверено: 8.02.17)
4. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек - текст - семиосфера - история [Текст] / Ю. М. Лотман. - М. : Языки русской культуры, 1999. -447 с.
5. Панкрухин, А. П. Маркетинг территорий [Текст] / А. П. Панкрухин. - СПб. : Питер, 2006.
6. Старшова, А. П. Антропоцентризм визуальной доминанты исторического центра Ярославля [Текст] / А. П. Старшова // Ярославский педагогический вестник. - 2015. -№ 6. - С. 355-359.
7. Степанов, В. Н. Имиджмейкинг современного города через ивенты: к 1000-летию города Ярославля [Текст] / В. Н. Степанов // IDO-science. - Москва. -2010. - № 1. - Октябрь. - С. 34-40.
Bibliograficheskij spisok
1. Bodrijar, Zh. Sistema veshhej [Tekst] / Zh. Bodri-jar ; per. с fr., sopr. st. S. Zenkina. - M., 2001. - 223 s.
2. Ezhova, E. N. Prostranstvo i vremja v medi-areklamoj kartine mira [Tekst]: monografija/ E. N. Ezhova. - M. : Ileksa; Stavropol': Izd-vo Stav-ropol'skogo gosudarstvennogo universiteta, 2009. - 176 s.
3. Lopatin, N. E. Arhitekturnaj a dominanta: obob-shhenie znanij i formirovanie teorii proektirovanij a [Jel-ektronnyj resurs] / N. E. Lopatin. - Rezhim dostupa: http://archvuz.ni/2009_2/4 (Provereno: 8.02.17)
4. Lotman, Ju. M. Vnutri mysljashhih mirov: Chelo vek- tekst- semiosfera - istorija [Tekst]/ Ju. M. Lotman. - M. : Jazyki russkoj kul'tury, 1999. -447 S.
5. Pankruhin, A. P. Marketing territorij [Tekst] / A. P. Pankruhin. - SPb. : Piter, 2006.
6. Starshova, A. P. Antropocentrizm vizual'noj domi-nanty istoricheskogo centra Jaroslavlja [Tekst] / A. P. Starshova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -2015.-№ 6.-S. 355-359.
7. Stepanov, V N. Imidzhmejking sovremennogo go-roda cherez iventy: k 1000-letiju goroda Jaroslavlja [Tekst] / V N. Stepanov // IDO-science. - Moskva. -2010,- № 1. - Oktjabr'. - S. 34-40.
Архетипическая интерпретация визуальной доминанты Ярославля 359