Научная статья на тему 'Архетип женственности и целомудрия'

Архетип женственности и целомудрия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
266
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕТИП / МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ / ЖЕНСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНОЕ / ЦЕЛОМУДРИЕ / ХАРИЗМА / АСКЕТИЗМ / ОБРАЗ / ЛЮБОВЬ / СВОБОДА / ТАЙНА ЖЕНСТВЕННОСТИ / ARCHETYPE / METAPHYSICAL FOUNDATION / FEMININITY / SPIRITUAL / CHASTITY / CHARISMA / ASCETICISM / IMAGE / LOVE / FREEDOM / MYSTERY OF FEMININITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мочалов Евгений Владимирович, Емелькина Ирина Владимировна, Фурманова Валентина Павловна

Актуальность статьи определяется необходимостью изучения женского антропологического типа и его оснований в связи активным обсуждением темы женственности, которая является одной из духовных проблем нашего времени. Современная эмансипация ведет к серьезным переменам, поэтому архетип женственности требует изучение аспектов, уже долгое время существующих в христианстве. Авторы пытаются осмыслить предназначение, роль и место женщины в историческом, онтологическом и эсхатологическом контексте. В любой женщине проявляется личность как духовная категория, которая стремится к самосовершенствованию и самоочищению путем свободной и созидательной любви, позволяющей возвыситься над обыденной жизнью и раскрыть основу личности - самое глубокое «я». Это попытка взглянуть на женственность не с точки зрения обязанностей женщины, её общественной пользы, а проникнуть в скрытые глубины, тайну женственности, способствующую осуществлению и целомудренному устроению внутреннего порядка женщины. Ответить на вопрос: как избежать бегства женщины от всякого рода женственности и её разрушения социальной средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ARCHETYPE OF FEMININITY AND CHASTITY

The relevance of the article is determined by the need to study the female anthropological type and its foundations in connection with an active discussion of the topic of femininity, which is one of the spiritual problems of our time. Modern emancipation leads to serious changes, so the archetype of femininity requires the study of aspects that have long existed in Christianity. The authors try to understand the purpose, role and place of women in the historical, ontological and eschatological context. In any woman, the personality manifests itself as a spiritual category that strives for selfimprovement and self-purification through free and creative love, which allows you to rise above everyday life and reveal the basis of the personality - the deepest self. This is an attempt to look at femininity not from the perspective of a woman’s duties, its public use, and to penetrate into hidden depths, the mystery of womanhood, to promote and chaste arrangement of the internal structure of women. Answer the question: how to avoid the flight of women from all kinds of femininity and its destruction by the social environment.

Текст научной работы на тему «Архетип женственности и целомудрия»

Архетип женственности и целомудрия

Мочалов Евгений Владимирович

докт. филос. наук, профессор, завкафедрой философии, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет», mochalov_ev@mail.ru

Емелькина Ирина Владимировна

докт. филос. наук, профессор кафедры философии, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет», zagirina71@yandex.ru

Фурманова Валентина Павловна

докт. пед. наук, профессор кафедры немецкой филологии

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет», vpfurman@mail.ru

Актуальность статьи определяется необходимостью изучения женского антропологического типа и его оснований в связи активным обсуждением темы женственности, которая является одной из духовных проблем нашего времени. Современная эмансипация ведет к серьезным переменам, поэтому архетип женственности требует изучение аспектов, уже долгое время существующих в христианстве. Авторы пытаются осмыслить предназначение, роль и место женщины в историческом, онтологическом и эсхатологическом контексте. В любой женщине проявляется личность как духовная категория, которая стремится к самосовершенствованию и самоочищению путем свободной и созидательной любви, позволяющей возвыситься над обыденной жизнью и раскрыть основу личности - самое глубокое «я». Это попытка взглянуть на женственность не с точки зрения обязанностей женщины, её общественной пользы, а проникнуть в скрытые глубины, тайну женственности, способствующую осуществлению и целомудренному устроению внутреннего порядка женщины. Ответить на вопрос: как избежать бегства женщины от всякого рода женственности и её разрушения социальной средой. Ключевые слова: архетип, метафизическое основание, женственность, духовное, целомудрие, харизма, аскетизм, образ, любовь, свобода, тайна женственности.

Сегодня женственность - одна из актуальнейших тем, поскольку современный мир, превознося мужское начало, восхваляет эмансипированность женщины - амазонки. Этим объясняется то, что не только общество становится «безбожным», но и состояние «современной души» женщины демонстрирует поглощенность ложными мифами, опасными заблуждениями, незнанием значения любви. Женщина в таком обществе оказывается лишенной женственности и своего основного предназначения - «оберегать», «охранять» и нести мир... В результате она (женщина) находится в глубоком разладе с самой собой, стоит на распутье между феминизацией и мускулинизацией.

Дополнительным фактором, негативно воздействующим на женский антропологический тип является господство «культуры опошления», что также требует возвращения к архетипической структуре женственности, явленной в Пресвятой Богородице.

Женское начало русских православных женщин - скромность и чистота -это те качества, которые процветали в прежние времена среди христианок. Существует мнение, что оно вдохновлено иконами Божией Матери «Умиление».

Икона «Умиление» - это одна-един-ственная икона, находившаяся в келии Серафима Саровского. Он наряду с исповеданием Иисуса Христа, требовал особого исповедания Божией Матери [1, с. 290]. И не просто так знаменательные слова Пречистой Девы - «Этот нашего рода» -, символизирующие собой особый род устроения и предрасположенности к девственности души, распространялись на святых, старцев, преподобных, относящихся к особому роду Божией Матери, отличавшихся софий-ностью души, изливающейся из Источника Чистоты - Столпа Девства - Пресвятой Богородицы. Род, в котором

остается нечто от "перво-зданной красоты" - осколки раздробившегося первозданного мира, менее других тварей исказившие свой образ.., и первая среди них - Носительница и Средоточие райской чистоты - Приснодева Богородица» [1, с.291].

Лик Девы Марии на любой из икон задумчив, взгляд обращен вниз - Духо-носная и Благодатная личность. Гармоничное совмещение этих двух составляющих в образе Богородицы, у которой была и внешняя и внутренняя красота, источавшая духовную мягкость, светившаяся благодатью, каждому из нас известна.

Если женщина упорядочена внутренне, чистота её прекрасной души красит и её внешний вид. Опыт мудрых людей свидетельствует о том, что матери, жившие до брака в целомудрии, умиротворены, несмотря на то, что обременены множеством хлопот. Что также говорит о взаимозависимости внешнего и внутреннего начал в человеке.

Задумчивый взгляд, тихая грусть в образе, улыбка утешения. Всё в ней символизирует победу над горечью боли и отчаянием. Красоту её лика можно сопоставить лишь с Софией, как красотой, наделенной святостью, чистотой и непорочностью. Вся она - возвышенное, чистое и святое материнство, утверждающая высоту духовного мира и красоту души, глубину внутреннего мира. Её Благодатный образ придает нам в жизни стоическое, бесспорное, целомудренное восприятие духовной личности, а тип становится той точкой отсчета, тем переживанием, с которым соотносится каждое впечатление. «Святость - это христианское религиозно-философское понятие, обозначающее явление в людях и предметах земной жизни Святого Духа. В идее святости выражен христианский идеал человеческого существования на земле» [2, с. 5].Он способствует осознанию красоты духовного мира.

Созерцание этого образа преображает: посредством чувственных знаков он возводит к Прототипу, к тому, что

представляет икона как «точка энергетического излучения», а благодать, почивающая на иконе, освящает изображение. Под воздействием чувственного зрения возникает духовное впечатление, производящее внутреннее движение, побуждающее к созерцанию Божественного.

Архетип Богородицы - ведущий образ для женского начала, образ-путеводитель, вечно присутствующий через его воплощение, отпечаток, возможно, и бессознательный, в душе отдельных женщин. О бессознательности свидетельствует то, что даже маловерующие в минуты своих трудностей и горестей обращаются со словами молитвы или просьбами о духовной поддержке к Богородице, созерцанию её образа. Пресвятая Дева выявляет мысли о женском, их нормативные истины. Каждая, кто смотрит на неё, судит саму себя.

Богородица особая. П. Флоренский о ней говорит: «Она носительница чистоты, Явление Духа Святого, Начало духовной твари... Она сердце Иисусово», «носительница Софии» [1, с. 291], архетип онтологического целомудрия: Церковь именует Пресвятую Деву «очищением всего мира», «неопалимой купиной».

Пречистая Дева Мария - Матерь Бо-жия, Матерь всех христиан, милостивая и любвеобильная Ходатаица и Заступн-ница, утешающая скорбящих, исцеляющая недужных, укрепляющая малодушных. От мала до велика, живущих на земле имеют мать в лице Царицы Небесной: дорогую, святую, крепко любящую и нежно заботливую, трогательно пекущуюся о каждом с колыбели и до последнего дня жизни. Ее милость распространяется не только на людей безупречной жизни, но и на тех, кто погряз в своих грехах, на людей с нечистой совестью, беззаконных. Неспроста Церковь в своих молитвах и песнопениях обращается к Богоматери, уповая на Ее неизреченное милосердие и человеколюбие, давая этим самым пример нам, чтобы мы в своих скорбях, нуждах

ц Гп::а 1

всегда прибегали под покров всемощ-ной и милосердной своей Небесной Матери и получали помощь.

Только чистые душой близки к Божественной святыне, Богоматерь особенно благоволит к чистым душам. Господь еще через пророка Исаию говорил: Измыйтеся, и чисти будите, отымите лукавства от душ ваших (Ис. 1, 16). Господь через Пророка повелевает каждому измывать скверны своего сердца и приобретать чистоту души (явление Бо-жией Матери было не кому иному, а только невинной и чистой по душе девятилетней отроковице).

Сама Дева Мария с рождения отличалась беспримерным благочестием, целомудрием тела и духа, величайшей во всем скромностью: в одеянии, в обращении, во взорах, в речах. Благопристойно одевалась, украшая себя добрыми делами.

Была непохожа на других необыкновенным смирением: везде старалась быть последней, не требовала к Себе знаков почитания и похвал, жила в безвестности, снискивая Себе пропитание трудами рук Своих, выделялась и совершенной преданностью воле Отца Небесного. С великодушием принимая все, что воле Божией угодно было послать Ей в Ее жизни, с безропотной покорностью переносила все скорби и несчастья; мужественно, твердо выдержала ниспосланное Ей испытание.

«Харизма чистоты», материнское целомудрие противостоят поражениям и извращениям человеческой онтологии. Материнское целомудрие Пресвятой Девы выражает Божественное Человеколюбие. В предании образ девственности и онтологической чистоты сопоставляется с Пресвятой Девой. Пресвятая Дева на иконе Вознесения показывается как «сердце земной Церкви», как «чистота и Дух святости», «интуиция красоты», имманентно свойственные женскому началу, которые могут быть выражены через «чистую Благодать женской природы».

Богородица для каждой женщины -образ (архетип). В этом образе женщина видит себя, судит и творит саму себя в соответствии с ней, как основанием, отражающим, словно в чистом зеркале, образ женщины в его первородной красоте и неповрежденной целостности. Она позволяет увидеть потенциальную святость, возможную полноту нашей собственной личности. Каждой из нас она являет себя в единстве глубинной внутренней и внешней красоты. Она - воплощение идеала в устроении души и сердца женщины.

Поэтому по мере возрастания физического, духовного, перед любой из женщин стоит задача - настроить свою природу согласно первоначальной Божественной идее, - работать в направлении отказа от эгоизма, эгоцентризма, от страстного стремления к тому, что стало собственностью ее индивидуальности. Это то, что позволяет поддерживать единство и цельность женщины -духовной личности. Найти саму себя и опору для того, чтобы образовать себя как любящее существо через отношения, которые созидаются посредством творческого акта любви. Приносить радость окружающим нас, дарить атмосферу любви, способствуя тем самым развитию их духовной жизни.

Самоутверждение явилось коренным злом женской природы, а потребность поставить себя над близкими и ближними, стала возрастать и приобретать нетерпимые формы. В связи с этим усугубилась самозамкнутость индивидуумов, стали искажаться дары, данные женщине от природы, которые использовались во вред себе. Результатом стали - незрелость самосознания, проявляющаяся в виде гордыни, стремления к самовозрастанию, нежелания создавать семью, грубости, жесткости, авторитарности, агрессии. Следствие всего этого - современный мир, в котором преобладают разъединенность, противоположение, напряженность в отношениях, как между отдельными людьми, так и социальными группами и народами, так и женщиной и мужчиной.

Для того, чтобы в любой женщине, как в духовной личности, было все на своем месте, было благообразным, способствовало восстановлению того естества, которое прирождено нам от сотворения; любой из представительниц женского пола необходимо приближать себя к образу Богородицы. Образ Богородицы содействует не только восстановлению сил её души, самоустроению и блюдению себя, но и вхождению в то «царство небесное», которое внутри нас есть.

Это образ, благодаря которому спасется святая сущность человека через уподобление. Это не модель, а образ, направляющий к той реальной жизни, которая позволяет через это основание приобрести не только своеобразие, «самость», свободу, но и «надстроить» себя над этим основанием. Женщина, в зависимости от произволения и своих усилий, может раскрыть в себе её черты и образ Божий и уподобиться ей, совершенствуясь в добродетели. Созерцая в себе образ Божий и, стремясь к воспроизведению образа Богородицы, женщина может приобрести правильное представление о женственности. Это требует действий и волевых усилий со стороны женщины.

Особое значение здесь приобретает аскетизм как планомерное и сознательное укрепление в христианской добродетели с целью достижения религиозно-нравственного совершенствования. Идеальный облик и идеальная личность как образ Божий и проблеск вечного достоинства личности открывается в преображенной личности. Через самоуглубление достигается коренная добродетель - «цельность души», «целомудрие», «простота», позволяющая быть кроткой, незлобливой, чистой. В результате каждая из нас есть «подобие Её Образа» и потенциальный «отпечаток Премудрости», усматривая которую в себе, мы постигаем себя, изменяем себя и взираем, в соответствии с ней, на других.

Подобное видение других - это такое состояние существа, когда мы «постигаем другого» через свое существо, «прозреваем его глубины» и обнаруживаем ту его красоту, которая открывается нам благодаря чувству чистой любви, свету, показывающему нам другого человека. Воспринимаем в нем только прекрасное и удивительное, которое и делает его изумительным и неповторимым: красоту видит любящий.

Способности человеческого духа -разум, свобода, творчество - отражают образ и подобие Божие как целостность человека, как объективное основание, взывающее к подобию субъективному, личному. Сотворенность по образу ведет к существованию по образу. Не случайно отцы восточной церкви утверждали, что духовный человек - это сотворенный по образу Божьему человек, для которого естественна сверхъестественность. В тайне женщины также усматривается отпечаток Несказанного, носящего образ Божий. Поэтому женщина через создание своего существа, построение себя в земной жизни осуществляет своё особое отношение к людям, себе самой. Завершающим акцентом в творении её личности будет дар Благодати, благодаря которому она обретёт своё «я» в процессе самоперерастания, направленности к Божественному.

Недаром слово «потерянность» характеризует ту степень нравственного падения женщин, которая символизирует потерянность для человека самого себя, своей души и себя для других. Главной причиной подобного состояния является «не-познанность» и «не-устро-енность» личности. Познавая себя, мы открываем самое наше глубокое «я» -основу личности и единственности -дар.

Частью природы женщины в нашем представлении всегда были: дар сочувствия, деликатности, великодушия, добросердечности, терпения, смирения, мудрости, доверия, преданности, послушания. Эти качества - основа женского

естества. В таком облике женщина становилась похожей на посланца Христа, реализующего миссию облегчения человеческих страданий и горестей.

Образ Богородицы постулирует восстановление первоначальной женственности как состояния целостности. Он символизирует собой процесс перехода ограниченного «я» в полное «я». Женщина в жизни достигает того, чем она является по своей сути (образа, архетипа) через проникновение к центру человеческой целостности - личному подсознательному, подавление в себе архаичного животного и устремленность к духовному. В процессе самоуглубления и «преображения» открывается её идеальный облик, идеальное выражение женственности в её первородном состоянии.

Это представление о так называемом узком и прямом пути в жизни (Мф 7:14, ср. Деян 2:8; 2 Петр 2:15), «пути мира» (Лк: 1:19), «пути Истины» (2 Петр. 2:2)...Это такой внутренний мир и духовная жизнь, которые символизируют собой духовную устроенность человека, его ориентированность на те нормы бытия, которые даны ему Истиной. Это состояние отличает личность крепостью духовной, простотой, цельностью, органическим единством, непосредственностью, открытостью. Среди которых первостепенные - простота, цельность и целомудрие.

Аскетика, обосновывая духовную жизнь, использует образ семи женщин -Веры, Воздержания, Простоты, Невинности, Скромности, Знания, Любови,-поддерживающих башню, каждая последующая из которых является дочерью предыдущей.

Не случайно русские богословы XIX - XX вв. развивали тему личности в новом виде, рассуждая не о свойствах «природы» человека, а об образе личностного Бога. Т. Шпидлик отмечает, что «. заслуга русского богословия и философии XIX - XX вв. состоит в том, что они сумели осуществить такой подход, не впадая при этом в индивидуа-

лизм и не сливаясь с мистическими и тоталитарными течениями [3, с. 9]. Нельзя не согласиться с его утверждением о том, что Xристианство «.религия человеческой личности, религия персонали-стическая и антропологическая. В ней человек впервые находит самого себя, находит приют и опору для того, что образует его несказанное существо...»[3, с.10].

Первенство в раскрытии своей природы принадлежит личности и связывает её с тайной Святой Троицы: Отец, Сын, Святой Дух осуществляют своё абсолютное единство в одной природе и образуют её.

Совершая творческие самобытные акты, возрастая, личность достигает единения. Превосходит саму себя, становится тем, что она есть - духовной категорией, связанной с Богом, отвечает на «призыв», обращенный к нам.

Любовь, свобода реализуются в процессе становления личности, в созидающих человеческих отношениях, универсализирующих её. Свобода - неотъемлемый элемент отношений, она созидает и преобразует их. Надо уметь всецело отдать себя любви, стать по-настоящему свободным, уподобиться Xристу, стать «обоженным», постоянно совершенствоваться. Нравственный порядок предполагает постоянное обновление и творчество, способность раскрыть в себе божественный замысел, достичь религиозной полноты и всеце-лости. В этом выражается осуществление тайны соединения божественного и человеческого. Человек, совершенствуя себя в нравственном смысле, трансформирует общество и существование в целом.

Женщина, силой собственного участия раскрывает не только себя; своей любовью в действии она реализует все виды женственности, которые утаены в недрах её души. Любовь женщины есть загадка, также как и женщина есть тайна. Она не перестает удивлять всех вокруг свойствами своей души - оберегать, защищать, отдавать..., «рождать Бога в опустошенных душах», поскольку

каждая из представительниц женского пола в первую очередь мать и все виды женственности охвачены архетипом "Магна матер"» (лат.) [4, с.49]. Она, как и мужчина, создана по образу Божьему, но обладает материнским инстинктом. В контексте богословского содержания материнство Пресвятой Девы воспринимается как «образ Божественного Отцовства» и трактуется как «религиозная категория человеческой жизни» [4, с. 50].

Способность к любви Богом вложена в любого человека: ещё не научившись говорить, каждый из нас уже способен любить. Любовь связывает мужчину и женщину, детей и родителей, всех нас со Христом, а через него со всем «коллективно-бессознательным, универсальным опытом Церкви. Она не только способность, вложенная в каждого из нас, но и главная движущая сила, «идентификация».

Женщине (женской части души) свойственна специфическая чувствительность к чистой духовности в силу большей склонности к эмоциональному. В проявлении любви она является источником любви. Любовь оживляет женщину, выводит её из состояния потенциальности, наполняет дарами, Светом абсолютного ведения. Поэтому женщина в нашем представлении - воплощенная любовь, которая не покидает её даже в минуты отдыха и покоя, проявляется ко всем и в особенности к несчастным.

Именно она позволяет «носить немощи» слабых, «душу свою положить за други своя», «быть всем вся», а не себе угождати, заботиться о собственных нуждах и удобствах. Это не обычное состояние христианского делания, а возможный результат длительной и кропотливой работы женщины над своим внутренним миром, над победой своих эгоистических наклонностей в устремленности к возвышению истинного человека и служению другому. Оно обусловлено внутренней жизнью души, которая не может замыкаться сама в себе: творит

внешнюю атмосферу, порождает чувства и отношения само из себя и вокруг себя.

Основным свойством любви является активность. Про женщину можно сказать, что женственна та, у которой сердце милосердно. Сердце которой расширено, вмещает и воспламеняется любовью всех живых существ. Дума её очищена, потому что другого видит чистым и совершенным.

Милосердие и любовь - это её сильная сторона. Сторона, которую человеку показал первым Бог (Бог человеколюбец). Любовь, которая превосходит нас, изменяет и потрясает. Любовь, которая переходит эмпирические рамки, становится общением в духовном, мета-антропологическом плане. В этой преисполненности любовью вся тайна женственности и вся сила её. Евдокимов, цитирует Ницше, обращающегося в своих строках к женщинам: «Ваша честь заключается в вашей любви: всегда любить горячее, чем вас любят, быть всегда первыми в любви...»[4, с.110].

Следовательно, образ Богоматери, открывает нам позитивную ценность целомудрия и женственности.

Внешний образ и описания свидетельствуют о наделённости её целомудренной духовной структурой, следовательно, стремление соответствовать её образу способствует внутреннему и внешнему преображению.

Образ Благодатный придает нам в жизни стоическое, бесспорное, целомудренное восприятие духовной личности, а её тип становится точкой отсчета.

Богородица для каждой женщины -образ (Архетип женственности). В этом образе женщина видит себя, творит, оценивает саму себя в соответствии с ней, как основанием. Она - воплощение идеала устроения души и сердца женщины. Стремясь к воспроизведению образа Богородицы, женщина может приобрести правильное представление о женственности, о значении любви, сути супружеского единства. Каждая женщина через уподобление «Её Образу»

становится «отпечатком Премудрости». Также как каждый верующий христианин является «носителем Xриста», женщина несет в себе образ Богородицы. Её свобода и образ действий в образе действий Богородицы обретают возможность развернуться в своей полноте. Богородица способна восстановить целостность женского естества через образ (Архетип) подлинно женского существа.

Она своим образом способствует восстановлению первозданной природы женщины, её целостности. Образ Богородицы постулирует восстановление первоначальной женственности как состояния целостности. В процессе самоуглубления и «преображения» открывается её идеальный облик, выражение женственности в её первородном состоянии. Женщина через её образ преодолевает в себе «дурную женственность». Благодаря образу Богородицы образ жизни женщины приобретает свою меру, мерило, канон женственного существования.

Женщина, силой собственного участия, своей любовью в действии раскрывает не только себя, но и рядом находящихся с ней; в том числе все виды женственности. Для этого ей необходимо осуществить полный переворот в своём устремлении, метаморфозу второго рождения в женственности в современном мире.

Литература

1. Флоренский П. Столп и утверждение истины: опыт православной теодицеи. - М.: АСТ, 2005- 633 с.

2. Перевезенцев С.В. Святорусское царство. История русской святости. -М.: Общество развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел»,2018. - 360 с.

3. Шпидлик Т. Русская идея: новое видение человека. [Электронный ресурс] // Послание Президента России Федеральному Собранию - Режим до-сту-

паURL:http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_99072/9fa2a21 b9d67d1f

497d57386a6db6c1f6b97f514/ (дата обращения: 23.09.2019 г.).

4. Евдокимов П. Таинство любви.

Тайна супружества в свете православного Предания. - М.: Лепта, 2008. - 336 с.

The archetype of femininity and chastity

Mochalov E.V., Emelkina I.V., Furmanova V.P.

Mordovian state University

The relevance of the article is determined by the need to study the female anthropological type and its foundations in connection with an active discussion of the topic of femininity, which is one of the spiritual problems of our time. Modern emancipation leads to serious changes, so the archetype of femininity requires the study of aspects that have long existed in Christianity. The authors try to understand the purpose, role and place of women in the historical, ontological and eschatological context.

In any woman, the personality manifests itself as a spiritual category that strives for self-improvement and self-purification through free and creative love, which allows you to rise above everyday life and reveal the basis of the personality - the deepest self.

This is an attempt to look at femininity not from the perspective of a woman's duties, its public use, and to penetrate into hidden depths, the mystery of womanhood, to promote and chaste arrangement of the internal structure of women. Answer the question: how to avoid the flight of women from all kinds of femininity and its destruction by the social environment.

Keywords: archetype, metaphysical Foundation, femininity, spiritual, chastity, charisma, asceticism, image, love, freedom, mystery of femininity.

References:

1.P. Florensky, the Pillar and ground of the truth: experience of Orthodox theodicy. - Moscow: AST, 2005-633 p.

2.Perevezentsev S. V. the Holy Russian Kingdom. History of Russian Holiness. -Moscow: Society for the development of Russian historical education "Double-headed eagle", 2018.- 360 p.

3.Spidlik So the Russian idea: a new vision of man. [Electronic resource] // Message of the President of Russia to the Federal Assembly-access mode URL: http://www.consultant.ru/document/cons_d oc_LAW_99072/9fa2a21b9d67d1 f497d573 86a6db6c1f6b97f514/ (accessed

23.09.2019).

4. Evdokimov, P. the Sacrament of love. The mystery of marriage in the light of Orthodox Tradition. - Moscow: Lepta, 2008. - 336 PP.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.