Онтологическое основание женской ментальности
Мочалов Евгений Владимирович
докт. филос. наук, профессор, завкафедрой философии, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет»,
Емелькина Ирина Владимировна
докт. филос. наук, доцент кафедры философии, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет», г. Саранск
В статье рассматривается женственность как онтологическая норма и основание женской ментальности. Женственность как смысл бытия женщины, её особый образ жизни, воссоздающий и привносящий в культуру единение жизни и любви; конститутивный элемент, образующий основу архетипи-ческой женской ценности. Актуальность рассмотрения обусловлена наличием определенных тенденций в современном обществе, изменяющих антропологический тип женщины, искажающих её сознание и природу.
Ключевые слова: ментальность, женственность, архетипи-ческая женская ценность, любовь, дар, естество, жена, харизма, сердце, жертвенность, аскеза, духовная зрелость, душа, антропологический тип женщины, ядро природы.
со с
А
е со
(О
01
О женщине и «вечно женственном» в русском характере писали многие философы. Постоянно отмечалась природная сила «женского», тема женского в христианстве связывалась с темами творения и эсхаталогии. Особенности женственности, отложившиеся в ментальности, даны нам в языке и слове, созданными в том числе и женщинами.
С природой женщины преимущественно у нас всегда ассоциировались: сочувствие, деликатность, великодушие, добросердечность, терпение, смирение, мудрость, доверие, преданность, послушание. Эти качества - суть женского естества.
Устройство и ведение дома, создание в нём уюта, атмосферы любви - было обязанностью женщины. Не случайно Лука Воино-Ясенецкий в своей работе «О семье» обозначает обязанности матерей как святые. Женщина вносила в семью, культуру, в общество - женственность как образ бытия и способ существования, реализовывала свой дар, свою Харизму. Богослов П. Евдокимов видит цель женщины: «... в том, чтобы быть». «Охранять мир и людей как мать и спасать его как дева, сообщая этому миру душу, свою душу.» [3; с. 178,179].
Сегодня СМИ насаждаются женские образы, связанные с доминированием преимущественно внешнего начала [1].
Женственность, застенчивость, добропорядочность абсолютно не вписывается в современный идеал. Сегодня женщины придают больше значения внешнему, оставляя за скобками внутренний мир, в том числе сердце, духовную работу над ним, возможно потому, что не устроены внутренне. У женщины с развитым внутренним миром, в силу наличия любви и смирения, простоты её сердца, конфликтных состояний не возникает. Внутри у неё - мир, а со всеми людьми и со всем творением - добрые отношения, душа её наполнена радостью [5].
Каждому из нас известно гармоничное совмещение этих двух составляющих, проникнутых внешней и внутренней красотой, источающей духовную мягкость, светящуюся благодатью - образ Богородицы, запечатленный на иконах. Задумчивый взгляд, тихая грусть в образе, улыбка утешения. Лик и состояние образа символизируют победу над горечью боли и отчаянием. Степень неприродной красоты можно соотнести лишь со святостью. Вся она - благородное, чистое и святое материнство, утверждающая возвышенность ду-
ховного мира и красоту души, ангельское служение. И те, кто созерцал её образ, сам преображался.
В соответствии с предположениями экспертов, скромная, чистая женственность русских православных женщин зарождена иконами Бо-жией Матери. А именно иконами Божией Матери «Умиление». Лик на любой из икон Девы Марии задумчив, взгляд обращен вниз. Всё в её образе свидетельствует о цельности, полноте, гармоничности и взаимосвязи внутреннего и внешнего.
Внутренняя упорядоченность, чистота души красит внешний вид женщины. Порядок внутри, приносит и внутреннюю радость. «Божественная радость приходит, когда ты себя отдаешь» [10; с. 286].
Назначением женщины является не только способность «быть», но и «отдавать», доказательством чему является материнская любовь, любовь жертвенная, которая может проявляться не только по отношению к детям, близким, но и окружающим людям. Именно «материнская любовь» истинная, настоящая, нежная, теплая, а сердце её милующее и широкое. Она являет собой духовное содержимое сердца, его избыток; излучается глазами, звучит в словах, источается всеми её движениями. Именно любовь, как педагогическое средство в проявлении матери, преображает естество окружающих, расширяет их сердце, делает безграничным их ум... Такая любовь, по мнению Паисия Святогорца, не может оставаться «спрятанной в сердце». А чтобы такая любовь возникла необходимо, только и всего, убрать себялюбие. В этом состоит суть женского ангельского служения (в соответствии с христианской харизматичной жизнью). Жертвенная любовь связана в первую очередь с женской природой, а для того, чтобы она имелась и зарождалась, её необходимо развивать.
П. Святогорец связывает с матерью способность достигать большей любви и жертвенности в сравнении с отцом. Это, на наш взгляд, имеет отношение к природе женщины, силе её сердца. Просто любить кого-то - мало, необходимо учиться любить других больше чем саму себя. «Чтобы быть любимым другим, надлежит до конца отречься от себя» [11, с. 112]. Это особая способность и сила. Если женщина стремиться к этому, она духовно растет, становится зрелой. Только для поверхностных наблюдателей брак -это сладострастие.., тогда как под покровом обыденности таится героизм, связанный с глубокой «непрестанной аскезой» двоих, соединенных рукой Божией, обращенных друг к другу, отрекающихся и существующих друг ради друга.
Любовь, которая заложена в женщине от природы, должна быть реализована, «найти выход», если же этого не происходит, сердце женщины «приходит в негодность». Для мужчины это не так важно, как для женщины, поскольку ему дана физическая выносливость, телесные силы, но такого сердца, как у женщины, у него нет. Л. Во-
ино-Ясенецкий, подчеркивает, что сердце женщины гораздо тоньше, способнее к духовной любви.
Добродетели не возникнут сами собой, поэтому женщина должна вырабатывать их в себе. Н. Свя-тогорец в «Невидимой брани» говорит о необходимости установления и хранения мира внутреннего или «мира в сердце», «духовной теплоты». Пока эти состояния не сделаются постоянными, необходимо напрягать все силы свои.
Потребность в равноправии, отвоеванная женщиной, постепенно превращают её в агрессивную и заставляют соревноваться с мужчиной, приобретать мужеподобные черты. Стандарты современного общества предусматривают, что женщина должна состояться, прежде всего, как профессионал, а уже потом жена. Женщина, утверждаясь в профессии, не видит необходимости развивать свою женскую суть, предпринимая дополнительные усилия. Дети таких женщин лишены любви и нежности, поскольку работа занимает практически всё их время, а на любовь и нежность к детям и близким людям не остается сил. Сейчас женщина зарабатывает себе на жизнь и даже в образе жизни, в любви начинает походить на мужчину. В результате эмоциональный потенциал женщины истощается, а в результате она рискует утратить свою женскую суть.
Резюмируя сказанное, сделаем предварительный вывод: женщине необходимо усиливать женскую природу, своё естество. Чем больше женщина будет углублять в себе женский тип, тем больше будет её способность к усвоению положительного ядра женской природы, которая помогает ей вступить в человеческую общность как духовной личности, женщине, соответствовать онтологической норме.
В современном мире женская любовь и искренность не всегда естественные чувства, иногда они - притворство (доброта с человекоугодием, любовь с корыстью). Эти проявления напрямую связаны с эгоизмом и искусственно культивируемой в обществе необходимостью любить себя. Есть популярное выражение, которое используют не только профессиональные психологи, но и многие девочки, девушки, женщины, да и мужчины: «если не будешь любить себя, тебя никто не полюбит». То есть, чтобы тебя полюбили, необходимо полюбить себя. Вот в чем состоит противоречие: раньше люди учились избавляться от себялюбия и любить других больше чем себя, а сейчас мы учимся любить себя для того, чтобы нас полюбили. И мы видим, что из этого получается - человек, научаясь любить себя, лишается духовного состояния, становится неспособным на любовь к другим людям или допускает возможность такого чувства только по отношению к себе или очень близким людям.
Углубление собственного типа женщины необходимо для усвоения положительного ядра не только женщины, но и мужчины, а также для более глубокого осознания взаимодополнительности этих двух начал. Женское и мужское начало анти-номичны в своей неповторимости, но в порядке
П т
Т
со с
А
е
со ^
0
сч
со
01
Благодати они проявляют себя как дополнительные. Таинством брака соединяются взаимо-восполняющие харизмы. Существо мужчины отличается распространенностью вовне; женское -обращенностью к бытию, к своему существу.
Отношения между мужчиной и женщиной не односторонние, они взаимны. Взаимоотношения не остаются неизменными, а значит, динамичны. Задача этих взаимоотношений - достичь духовной зрелости, состоятельности. Это отношения, в которых каждый, меняя себя, возрастает.
Уже сегодня, по мнению многих исследователей, необходимо обращаться к библейским истинам, касающимся взаимодополнительности и целостности мужской и женской природы. Если раньше сила мужчины состояла в знании, а женщины - в мягкости, в настоящее время многое из этого изменилось. Очень показательным является пример «Соломонова решения» в дифференциации женского и мужского начал (Соломону, желая его испытать, привели одинаково одетых мальчиков и девочек, чтобы он отличил одних от других. Соломон отвел детей к источнику и велел им умыться). Только наблюдая за ними, он их разделил: «Девочки аккуратно, стыдливо плескали водой в глаза, а мальчики смело плескали воду в лицо и били по ней ладошками» [8; с. 314]. Сегодня, в связи с происходящими процессами маскулинизации женщин и феминизации мужчин, не только через визуально воспринимаемое в них, но и через суть их образа жизни, поведение, мужчину от женщины нередко сложно отличить.
Женственность есть опыт определенной духовной традиции как вид трансляции установок, ценностей и т. д. Это так называемый «конститутивный элемент Истории», образующий основу не только исторической ткани [12], но и архети-пической женской ценности, ценности матери-девы [3], ведущей своё начало и развивающейся в свете Православного предания.
Женственность необходима современному обществу, воспитывающему в женщине мужеподобные черты, изменяющему её антропологический тип, делающего её по природе идентичной мужчине, тем самым искажающего её, разрушающего её тайну, харизматическое состояние, дарованное женщине. Профессор Евдо-
кимов высказывает идею - охватить величие и значение монашества с тем, чтобы углубить ценности, присущие браку. Именно в его свете и духе его поучений мы можем глубже понять призвание супругов» [4, с. 117]. Он побуждает переосмыслить отношение к ближним, показывает конкретные ориентиры, приводит к духовному пробуждению и обновлению.
Иоанн Лествичник в «Лествице» пишет: «свет монахов суть ангелы, а свет для всех человеков - монашеское житие». «Дело монаха - стать сосудом Святого Духа» [7; с. 331]. Следовательно, дело мирянина, а значит и женщины, уподобиться монаху. Ведь вся жизнь монаха является жертвой и в этом есть некое совпадение с сутью
жертвенной природы женщины. «Отношение к ближнему без жертвенной любви остается пустой ржавой жестяной банкой, кто не имеет в себе любви жертвенной, он - ничто, он равен нулю» [2; с. 25].
Женщины-христианки несли в мир целомудрие, милосердие, верность, а красота их души раскрывалась в супружеской нежности и величии материнства. Поэтому в первохристианские времена язычники восхищенно восклицали: «Какие женщины у христиан!». Примером образцового материнства была Мария - мать С. Радонежского [5; с. 16].
Сегодня, когда в жизни мало примеров для подражания в плане формирования женственности в девочках будет полезно прочтение «Жития святых», книг с письмами и дневниковыми записями Александры Федоровны и многих других святоотеческих трудов, способствующих становлению женственности как образу бытия. В стяжании добродетели нам действительно может помочь пример святых.
Христианская церковь именовала святых «небесными людьми» или «земными ангелами». Они образец поучения в законе Господнем, заботе о своей душе, ведении полноценной духовной жизни. В их жизни крылся глубочайший и высочайший образ христианского мышления, любви и жертвенности, но все это было средством к обретению истинного человеческого достоинства, подлинной свободы и обильной благодати.
Современный мир испытывает потрясения и кризисы, главной причиной всего является духовный кризис и бедственное духовное состояние людей и том числе представительниц женского пола. Это касается как зрелого поколения, так и подрастающих девочек, девушек, женщин.
Сделав запрос в интернете о женщине, женственности находим многочисленные сайты «Школ женственности», пестрящих полуобнаженными девушками, зазывающими фразами мани-пулятивного плана. Вот она современная женственность и образ бытия, лицо, которое сложно обозначить как чистое, целомудренное. Истинная женственность - это мягкость, доброта, иногда слабость, разумное сочетание красоты, качеств матери и хранительницы домашнего очага; реалии современности противопоставляют ей дерзость, агрессивность...
Как наше современное представление о женщине далеко от женственности, вдохновленной иконами. Жизнь женщины в современном обществе пронизана привязанностью к комфорту и удобствам, в результате чего отступает рвение и готовность к жертвенности, смирению, совершенствованию женственности в традиционном понимании.
Самоотдача женщины - это та жертва, через которую она отнимает от себя важное и дорогое и отдает другим, - настоящий дар и действительный знак любви. Именно в любви женщина открывает неведомую себя, раскрывается и осуществляется во всей своей полноте, а жизнь её приобретает
целостность. В такой женщине нет суетливости, торопливости, смущения, легкомыслия. Женственность, если она подлинна, как и православие, по своей сути отличается духовной радостью от того, что она принимает любовь и отдает её. Ещё одной отличительной её чертой является мирность и спокойствие в неожиданностях, невозмутимость, покой смирения как плод зрелости.
Злоупотребление свободой воли настолько глубоко в проникло в природу современной женщины, что ей уже трудно измениться: она утратила внутреннюю потребность в любви, закрыла «дверь своего сердца» изнутри.
Образ бытия женщины - женственность нуждается в воспроизведении как вид трансляции установок, ценностей, как «конститутивный элемент Истории», образующий основу архетипиче-ской женской природы. Иначе женщина может лишиться этой уникальности.
Только женщина может вносить в культуру женственность как особый образ бытия и незаменимый способ существования, в котором воссоздается единение бытия и любви, умножается искренность, сердечный смысл, тепло и нежность.
Женственность - это онтологическое основание женской ментальности. Онтологически-бытийная и свободно-жизненная суть женщины. Это её ежедневно-жизненное делание, труд. Труд всежизненный и всебытийный, спасительный для женщины. В противном случае она перестает быть самой собой, женщиной. Созидая своё существо, она осуществляет своё отношение к людям, свой образ бытия. Женственность -это мерило, содержание, смысл бытия женщины и её деятельности, возвращающий её к самой себе.
Литература
1. Гордова Т.В., Правкин С.А. Социально-философская оценка изменения образа жизни человека под влиянием Всемирной паутины// Интернет как реальность . Сборник докладов III-ей Международной научно-практической конференции. Под редакцией А.М. Грибкова, Л.А. Ви-ликотской. 2017. С. 64-67.
2. Дионис Макрис Юродивый Иоанн. - Монастырь Каракалл, Святая Гора, Афон, 2013. - 160 с.
3. Евдокимов П. Женщина и спасение мира: о благодатных дарах мужчины и женщины. - Мн.: Лучи Софии, 2009. - 272 с.
4. Евдокимов П.Н. Таинство любви. - М.: «Лепта», 2008. - 336 с.
5. Емелькина И.В. Кирилл и Мария Радонежские как образец реализации обязанности родителей по воспитанию детей // Мир науки и образования. - № 2 (6). - 2016 - С. 16 [Электронный ресурс] URL: http://www.mgirm.ru/World_of_science_and_educati on/2016/2(6)/Emelkina.pdf (дата обращения 29.01.2018 г.).
6. Иоанн Лествичник. Лествица. Сергиев-Посад, 1908. Слово 26, п.31.С. 181.
7. Паисий Святогорец. Духовное пробуждение.
- М.: «Святая гора», 2002. - 367 с.
8. Паисий Святогорец. С болью и любовью о современном человеке. - М.: «Святая гора», 2010.
- 429 с.
9. Паисий Святогорец. Семейная жизнь. - М.: «Святая гора», 2009. - 325 с.
10. Паисий Святогорец. Страсти и добродетели. - М.: «Святая гора», 2009. - 334 с.
11. Святой Порфирий Кавсокаливит. Слова о воспитании детей. - М.: Никея, 2015. - 36 с.
12. Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции. М.: Парад, 2005. - 448 с.(14с.).
13. Эмилиан (Вафидис).Трезвенная жизнь и аскетические правила. - М.: Изд-во Александро-Невского Новотихвинского женского монастыря, 2016. - 576 с.
14. Перцев В.В. Почему Россия не Америка? // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013. № S3. С. 3096-3100
The ontological basis of the female mentality Mochalov E.V., Emelkina I.V.
Mordovian state University
The article considers femininity as an ontological norm and the basis of female mentality. Femininity as the meaning of being a woman, her special way of life, recreating and bringing into the culture the unity of life and love; constitutional element, forming the basis of the archetypal female values. The relevance of the study is due to the presence of certain trends in modern society, changing the anthropological type of woman, distorting her consciousness and nature. Keywords: mentality, femininity, archetypal female value, love, gift, nature, wife, charisma, heart, sacrifice, asceticism, spiritual maturity, soul, anthropological type of woman, the core of nature. References
1. Gordova T. V., Pravin S. A. Socio-philosophical evaluation of the
lifestyle changes under the influence/ world wide web/ Internet as reality . The collection of reports of III International scientific-practical conference. Edited by M. A. Gribkov, L. A. Velikotsky. 2017. S. 64-67.
2. Dionis Makris Fool John. - The Monastery Of Karakal, The Holy
Mountain, Athos, 2013. - 160 p.
3. P. Evdokimov Woman and the salvation of the world: on the
grace-filled gifts of men and women. - Meganewton. Rays Of Sofia, 2009. - 272.
4. Evdokimov P. N. The mystery of love. - M.: "Contribution", 2008.
- 336 p.
5. Emelkina I. V. Cyril and Maria Radonezhskii as a sample imple-
mentation of the obligations of parents on education of children // World of science and education. - No. 2 (6). - 2016 - p. 16 [Electronic resource] URL:
http://www.mgirm.ru/World_of_science_and_education/2016/2( 6)/Emelkina.pdf (accessed 29.01.2018).
6. John Of The Ladder. The ladder. Sergiev-Posad, 1908. Word
26, p. 31.S. 181.
7. Paisios Of The Holy Mountain. Spiritual awakening. - M.: "the
Holy mountain", 2002. - 367 p
8. Paisios Of The Holy Mountain. With pain and love for contempo-
rary man. - M.: "the Holy mountain", 2010. - 429 p.
9. Paisios Of The Holy Mountain. Family life. - M.: "the Holy moun-
tain", 2009. - 325 p.
10. Paisios Of The Holy Mountain. Passion and virtue. - M.: "the Holy mountain", 2009. - 334 p.
11. Saint Porphyrios Kavsokalyvia. Words about parenting. - M.: Nikaia, 2015. - 36 p.
12. Horuzhiy S. S. Experiments of the Russian spiritual tradition. Moscow: Parad, 2005. - 448 S.(14s.).
13. Emilian (Vafides).Temperance life and ascetic rules. - M.: Publishing house of St. Alexander Nevsky Novotikhvinsky convent, 2016. - 576.
14. Pertsev V.V. Why is Russia not America? // Scientific and methodological electronic journal Concept. 2013. No. S3. S. 3096-3100
n m
Т