Научная статья на тему 'Онтологические основания женственности'

Онтологические основания женственности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
329
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСТВЕННОСТЬ / FEMININITY / АРХЕТИПИЧЕСКАЯ ЖЕНСКАЯ ЦЕННОСТЬ / THE ARCHETYPAL FEMININE VALUE / ЛЮБОВЬ / LOVE / ДАР / GIFT / ЕСТЕСТВО / NATURE / ЖЕНА / WIFE / ДЕВА / ХАРИЗМА / CHARISMA / ЛИК / FACE / СЕРДЦЕ / HEART / ЖЕРТВЕННОСТЬ / SACRIFICE / АСКЕЗА / PENANCE / ДУХОВНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / SPIRITUAL MATURITY / ДУША / SOUL / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП ЖЕНЩИНЫ / ANTHROPOLOGICAL TYPE / ЯДРО ПРИРОДЫ / CORE OF NATURE / VIRGIN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Емелькина Ирина Владимировна

В статье рассматриваются онтологические основания женственности. Женственности как смысла бытия женщины, её особого образа жизни, воссоздающего и привносящего в культуру единение жизни и любви; конститутивного элемента, образующего основу архетипической женской ценности. Актуальность рассмотрения обусловлена наличием определенных тенденций в современном обществе, изменяющих антропологический тип женщины, искажающих её природу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ONTOLOGICAL ASPECT OF FEMININITY

The article discusses the aspect of ontology proposal. Offer as Byte meaning women, its particular way of life, recreating and introducing in the dining culture of life and love; the components of the element forming a basis of the archetype of feminine values. The relevance of the niche Bella consideration of certain tendencies in modern society, changing the anthropological type of women that are distorting its nature.

Текст научной работы на тему «Онтологические основания женственности»

УДК 1.14.148.8

ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЖЕНСТВЕННОСТИ

Емелькина Ирина Владимировна

докт. филос. наук, профессор кафедры теории и истории государства и права ЧУ ВО «Мордовский гуманитарный институт», г. Саранск

E-mail: zagirina71 @yandex.ru

THE ONTOLOGICAL ASPECT OF FEMININITY

Irina V. Emelkina

doctor. philos. Sciences, Professor of the chair of theory and history of state

and law of "Mordovia humanitarian Institute", Saransk

E-mail: zagirina71 @yandex.ru

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются онтологические основания женственности. Женственности как смысла бытия женщины, её особого образа жизни, воссоздающего и привносящего в культуру единение жизни и любви; конститутивного элемента, образующего основу архетипической женской ценности. Актуальность рассмотрения обусловлена наличием определенных тенденций в современном обществе, изменяющих антропологический тип женщины, искажающих её природу.

ABSTRACT

The article discusses the aspect of ontology proposal. Offer as Byte meaning women, its particular way of life, recreating and introducing in the dining culture of life and love; the components of the element forming a basis of the archetype of feminine values. The relevance of the niche Bella consideration of certain tendencies in modern society, changing the anthropological type of women that are distorting its nature.

Ключевые слова: женственность, архетипическая женская ценность, любовь, дар, естество, жена, дева, харизма, лик, сердце, жертвенность, аскеза, духовная зрелость, душа, антропологический тип женщины, ядро природы.

Keywords: femininity, the archetypal feminine value, love, gift, nature, wife, virgin, charisma, the face, heart, sacrifice, penance, spiritual maturity, the soul, anthropological type, core of nature.

Каждый получает особый дар, «один такой, другой - иной» (1 Кор. 12,414), поэтому каждый из нас призван отдавать себя в течение всей жизни по-разному: в соответствии с тем даром, который дан нам Богом от природы.

С природой женщины преимущественно у нас всегда ассоциировались: дар сочувствия, деликатности, великодушия, добросердечности, терпения, смирения, мудрости, доверия, преданности, послушания. Эти качества - основа женского естества. Через такие проявления женщина реализует миссию облегчения человеческих страданий и горестей.

Обязанностью женщины, жены было устройство и ведение дома, создание в нём уюта, атмосферы любви. Не случайно Лука Воино -Ясенецкий в своей работе «О семье» обозначает обязанности матерей как святые. Задача женщины вносить в семью, культуру, в общество - женственность как образ бытия и способ существования, реализовывать свой дар, свою Харизму. Богослов П. Евдокимов видит цель женщины: «... в том, чтобы быть». «Охранять мир и людей как мать и спасать его как дева, сообщая этому миру душу, свою душу.» [3; с. 178,179].

В наше время СМИ насаждаются женские образы, связанные с доминированием преимущественно внешнего начала [1]. К сожалению, внешнее соответствие современным «канонам» не ведет к внутреннему изменению.

В этот контекст абсолютно не вписывается прежний идеал женственной, застенчивой, добропорядочной жены и заботливой матери. Почему сегодня женщины придают больше значения внешнему: одежде, макияжу, маникюру, манерам поведения, оставляя за скобками внутренний мир, в том числе сердце, духовную работу над ним. Возможно потому, что не устроены внутренне. Отсюда многочисленные срывы, неврозы, депрессии, агрессивность и зависть... Тогда как у женщины, имеющей любовь и смирения, простоту сердца, таких состояний не возникает. Внутри у неё - мир, а со всеми людьми и со всем творением - добрые отношения, душа её наполнена радостью [5].

Каждому из нас известно гармоничное совмещение этих двух составляющих в образе Богородицы, которая наделена и внешней и внутренней красотой, источающей духовную мягкость, светящуюся благодатью. Задумчивый взгляд, тихая грусть в образе, улыбка утешения. Её лик и состояние символизи-

руют победу над горечью боли и отчаянием. Степень неприродной красоты можно соотнести лишь со святостью. Вся она - благородное, чистое и святое материнство, утверждающая возвышенность духовного мира и красоту души, ангельское служение. Она - воплощенная молитва. Всё её существо - приношение Богу того, что она имеет. И те, кто созерцал её образ, сам преображался.

Есть предположения, что скромная, чистая женственность русских православных женщин зарождена иконами Божией Матери. А именно иконами Бо-жией Матери «Умиление». Лик на любой из икон Девы Марии задумчив, взгляд обращен вниз. Всё в её образе свидетельствует о цельности, полноте, гармоничности и взаимосвязи внутреннего и внешнего.

Если женщина упорядочена внутренне, чистота её прекрасной души красит и её внешний вид. Когда порядок внутри, приходит и внутренняя радость. «Божественная радость приходит, когда ты себя отдаешь» [10; с. 286].

Назначением женщины является не только способность «быть», но и «отдавать», подтверждением чему является понятие «материнская жертвенная любовь», которая может проявляться не только по отношению к детям, близким, но и просто окружающим людям. Только «материнская любовь» истинная, настоящая, нежная, теплая, а сердце её милующее и широкое. Любовь материнская, являющая собой духовное содержимое сердца, его избыток; излучается глазами, звучит в словах, источается всеми её движениями. Именно любовь, как педагогическое средство в проявлении матери, преображает естество окружающих, расширяет их сердце, делает безграничным их ум. Этот избыток, переполненность Духом. Такая любовь, по мнению Паисия Святогорца, не может оставаться «спрятанной в сердце». А чтобы такая любовь возникла, необходимо, только и всего, убрать себялюбие. В этом состоит суть женского ангельского служения (в соответствии с христианской харизматичной жизнью), исполненной служения «диаконии», в которой нет места господству, власти, превосходству. Жертвенная любовь связана в первую очередь с женской природой, а для того, чтобы она имелась и зарождалась, её необходимо развивать.

П. Святогорец замечает, что мать достигает большей любви и жертвенности в сравнении с отцом. Можно предположить, что это имеет отношение к природе женщины, силе её сердца. Просто любить кого-то - мало, необходимо учиться любить других больше чем себя. «Чтобы быть любимым другим, надлежит до конца отречься от себя» [11, с. 112]. Это особая способность и сила. Если женщина стремиться к этому, она духовно растет, становится зрелой. Только для поверхностных наблюдателей брак - это сладострастие.., тогда как под покровом обыденности таится героизм, связанный с глубокой «непрестанной аскезой» двоих, соединенных рукой Божией, обращенных друг к другу, отрекающихся и существующих друг ради друга.

Любовь, которая заложена в женщине от природы, должна быть реализована, «найти выход», если же этого не происходит, сердце женщины «приходит в негодность». Для мужчины это не так важно, как для женщины, поскольку ему дана физическая выносливость, телесные силы, но такого сердца, как у женщины, у него нет. Л. Воино - Ясенецкий, размышляя о семье, подчеркивает, что сердце женщины гораздо тоньше, способнее к духовной любви.

Поэтому женщина, как создание Божие, должна вырабатывать в себе добродетели: они не возникнут сами собой. Никодим Святогорец в «Невидимой брани» говорит о необходимости установления и хранения мира внутреннего или «мира в сердце», «духовной теплоты». И пока эти состояния не сделаются постоянными, необходимо напрягать все силы свои.

Мы видим в настоящее время, что потребность в равноправии, отвоеванная женщиной, постепенно превращают её в агрессивную и заставляют соревноваться с мужчиной, приобретать мужеподобные черты. В современном обществе утвердился стереотип, что женщина должна состояться, прежде всего, как профессионал, а уже потом жена. Есть выражение, которое часто используется по отношению к женщинам: «замужем за работой». Утверждаясь в профессии, женщине нет необходимости развивать свою женскую суть, предпринимая дополнительные усилия. Дети таких женщин лишены любви и нежности, по-

скольку работа занимает практически всё их время, а на любовь и нежность к детям и близким людям не остается сил. Сейчас женщина зарабатывает себе на жизнь и даже в образе жизни, в проявлении своей любви начинает походить на мужчину. В результате эмоциональный потенциал женщины истощается, из-за чего она рискует утратить свою женскую суть.

Всё сказанное свидетельствует о том, что женщине необходимо усиливать женскую природу, своё естество. Чем больше женщина будет углублять в себе женский тип, тем больше будет её способность к достижению своей собственной истины и к усвоению положительного ядра женской природы, которая помогает ей вступить в человеческую общность как духовной личности, женщине.

В современном мире женская любовь и искренность не всегда естественные чувства, иногда они - притворство (доброта с человекоугодием, любовь с корыстью). Эти проявления напрямую связаны с эгоизмом и искусственно культивируемой в обществе необходимостью любить себя. Есть популярное выражение, которое используют не только профессиональные психологи, но и многие девочки, девушки, женщины, да и мужчины: «если не будешь любить себя, тебя никто не полюбит». То есть, чтобы тебя полюбили, необходимо полюбить себя. Вот в чем состоит противоречие: раньше люди учились избавляться от себялюбия и любить других больше чем себя, а сейчас мы учимся любить себя для того, чтобы нас полюбили. И мы видим, что из этого получается - человек, научаясь любить себя, лишается духовного состояния, становится неспособным на любовь к другим людям или допускает возможность такого чувства только по отношению к себе или очень близким людям.

Углубление собственного типа женщины необходимо для усвоения положительного ядра не только женщины, но и мужчины, а также для более глубокого осознания взаимодополнительности этих двух начал. Женское и мужское начало антиномичны в своей неповторимости, но в порядке Благодати, во Христе они проявляют себя как дополнительные. Таинством брака соединяются

взаимовосполняющие харизмы. Существо мужчины отличается распространенностью вовне; женское - обращенностью к бытию, к своему существу.

Отношения между мужчиной и женщиной не односторонние, они взаимны. Взаимоотношения не остаются неизменными, а значит, динамичны. Задача этих взаимоотношений - достичь духовной зрелости, состоятельности. Это отношения, в которых каждый, меняя себя, возрастает.

Уже сегодня, по мнению многих исследователей, необходимо обращаться к библейским истинам, касающимся взаимодополнительности и целостности мужской и женской природы. Если раньше сила мужчины состояла в знании, а женщины - в мягкости, в настоящее время многое из этого изменилось. Очень показательным является случай, когда премудрому Соломону, желая его испытать, привели одинаково одетых мальчиков и девочек, чтобы он отличил одних от других. Соломон отвел детей к источнику и велел им умыться. Наблюдая за ними, он их разделил: «Девочки аккуратно, стыдливо плескали водой в глаза, а мальчики смело плескали воду в лицо и били по ней ладошками» [8; с. 314]. Сегодня мальчика от девочки и мужчину от женщины нередко сложно отличить, в том числе в связи с происходящими процессами маскулинизации женщин и феминизации мужчин не только через визуально воспринимаемое в них, но и через суть их образа жизни, поведение.

Понятие женственности в традиционном, привычном смысле слова сегодня для нас мирян сродни святости. Это, конечно, не сопоставимые, но существенные усилия, которые необходимо прикладывать на протяжении всей жизни представительницам женского пола.

Возможно ли современной женщине достичь состояния «святости духа. Есть ли сегодня в этом необходимость для женщины лично, для общества?

Ответим утвердительно в силу того, что есть опыт определенной духовной традиции как вид трансляции установок, ценностей и т. д. Это так называемый «конститутивный элемент Истории», образующий основу не только исторической ткани [12], но и архетипической женской ценности, ценности матери -

девы [3], ведущей своё начало и развивающейся в свете Православного предания.

Это необходимость для современного общества, воспитывающего в женщине мужеподобные черты, изменяющего её антропологический тип, делающего её по природе идентичной мужчине, тем самым искажающего её, разрушающего её тайну, харизматическое состояние, дарованное женщине. Не случайно профессор Евдокимов высказывает идею - охватить величие и значение монашества с тем, чтобы углубить ценности, присущие браку. Именно в его свете и духе его поучений мы можем глубже понять призвание супругов» [4, с. 117]. Поэтому каждое проявление святости, как сокровенный подвиг, отражается на всем мире. Побуждает переосмыслить отношение к ближним, показывает конкретные ориентиры, приводит к духовному пробуждению и обновлению.

Иоанн Лествичник в «Лествице» пишет: «свет монахов суть ангелы, а свет для всех человеков - монашеское житие». «Дело монаха - стать сосудом Святого Духа» [7; с. 331]. Следовательно, дело мирянина, а значит и женщины, уподобиться монаху. Ведь вся жизнь монаха является жертвой и в этом есть некое совпадение с сутью жертвенной природы женщины. «Отношение к ближнему без жертвенной любви остается пустой ржавой жестяной банкой, кто не имеет в себе любви жертвенной, он - ничто, он равен нулю» [2; с. 25].

Недаром в первохристианские времена язычники восхищенно восклицали: «Какие женщины у христиан!». Женщины-христианки несли в мир целомудрие, милосердие, верность, а красота их души раскрывалась в супружеской нежности и величии материнства [5].

Как говорит Иисус Христос (Мф.7:17), всякое дерево доброе приносит и плоды добрые. И если плод этот сочен и сладок, значит, и породивший его ствол здоров и крепок.

Сегодня, когда в жизни мало примеров для подражания, в стяжании добродетели нам действительно может помочь пример святых. В плане формирования женственности в девочках будет полезно прочтение «Жития святых»,

книг с письмами и дневниковыми записями Александры Федоровны и многих других святоотеческих трудов, способствующих становлению женственности как образу бытия.

Христианская церковь именовала святых «небесными людьми» или «земными ангелами». Они образец поучения в законе Господнем, заботе о своей душе, ведении полноценной духовной жизни. В их жизни крылся глубочайший и высочайший образ христианского мышления, любви и жертвенности, но все это было средством к обретению истинного человеческого достоинства, подлинной свободы и обильной благодати Божией, исцеляющей от греха человеческое естество.

Современный мир испытывает потрясения и кризисы, главной причиной всего является духовный кризис и бедственное духовное состояние людей и в том числе представительниц женского пола. Это касается как зрелого поколения, так и подрастающих девочек, девушек, женщин.

Сделав запрос в интернете о женщине, женственности находим многочисленные сайты «Школ женственности», пестрящих полуобнаженными девушками, зазывающими фразами манипулятивного плана: «Пристегиваем кандидата» и объявлениями о тренингах и многочисленными фото авторов методик в разных ракурсах с явно выраженными кокетливыми взглядами. Вот она современная женственность и образ бытия, лицо, которое сложно обозначить как чистое, целомудренное. В стремлении понравиться мужчинам многие девушки создают фривольный визуальный образ (мини-юбка, алая помада), сопровождающийся смелостью, дерзостью, агрессивностью. Тогда как истинная женственность - это мягкость, доброта, иногда слабость, разумное сочетание красоты, качеств матери и хранительницы домашнего очага.

Как наше современное представление о женщине далеко от женственности, вдохновленной иконами. Жизнь женщины в современном обществе пронизана привязанностью к комфорту и удобствам, в результате чего отступает рве-

ние и готовность к жертвенности, смирению, совершенствованию женственности в традиционном православном понимании.

В православной женщине нет своеволия и эгоизма. Существо её связано с ритмами природы, настроено на порядок, который управляет Вселенной. Самоотдача женщины - это та жертва, через которую она отнимает от себя важное и дорогое и отдает другим, - настоящий дар и действительный знак любви. Именно в любви женщина открывает неведомую себя, раскрывается и осуществляется во всей своей полноте, а жизнь её приобретает целостность.

Если мы говорим о соотнесении православной супруги и женщины с Пречистой Девой Марией, ещё одной отличительной её чертой является мир-ность и спокойствие в неожиданностях, невозмутимость, покой смирения как плод зрелости. В такой женщине нет суетливости, торопливости, смущения, легкомыслия. Женственность, если она подлинна, как и православие, по своей сути отличается духовной радостью от того, что она принимает любовь и отдает её.

Современная женщина, к несчастью, как правило, не стремится к жертвенности в силу ожесточения своего сердца против любви, его раздвоения (наличия в сердце добра и зла, уживающихся рядом). Злоупотребление свободой воли настолько глубоко в неё проникло, что она уже не способна измениться, она утратила внутреннюю потребность в любви, закрыла «дверь своего сердца» изнутри.

Женственность в женщине, как создании, её природа, призвание, дар. Этот дар уникален, неповторим и непреложен: «Ибо дары и призвание Божие непреложны» (Рим 11, 29). Образ бытия женщины - женственность нуждается в воспроизведении как вид трансляции установок, ценностей матери-девы, как «конститутивный элемент Истории», образующий основу архетипической женской ценности. Иначе женщина может лишиться этой уникальности.

Только женщина может вносить в культуру женственность как особый образ бытия и незаменимый способ существования, в котором воссоздается

единение бытия и любви, умножается искренность, сердечный смысл, тепло и нежность. Через свою любовь она избрана быть человечной, святой и непорочной.

Подлинная женственность - это её ежедневно-жизненное делание, труд. Труд всежизненный и всебытийный, спасительный для женщины. В противном случае она перестает быть самой собой, женщиной. Созидая своё существо, она осуществляет своё отношение к людям, свой образ бытия. Женственность - это мерило, содержание, смысл бытия женщины и её деятельности, возвращающий её к самой себе, делающий женщину женщиной.

Список литературы:

1. Гордова Т.В., Правкин С.А. Социально-философская оценка изменения образа жизни человека под влиянием Всемирной паутины// Интернет как реальность . Сборник докладов III-ей Международной научно-практической конференции. Под редакцией А.М. Грибкова, Л.А. Виликотской. 2017. С. 64-67.

2. Дионис Макрис Юродивый Иоанн. - Монастырь Каракалл, Святая Гора, Афон, 2013. - 160 с.

3. Евдокимов П. Женщина и спасение мира: о благодатных дарах мужчины и женщины. - Мн.: Лучи Софии, 2009. - 272 с.

4. Евдокимов П.Н. Таинство любви. - М.: «Лепта», 2008. - 336 с.

5. Загороднова И.В. Воспитание и традиция: отечественный опыт вхождения в социализацию. - Саранск: Изд-во Морд. гос. ун-та, 2005. - 135 с.

6. Иоанн Лествичник. Лествица. Сергиев-Посад, 1908. Слово 26, п.31.С.

181.

7. Паисий Святогорец. Духовное пробуждение. - М.: «Святая гора», 2002. - 367 с.

8. Паисий Святогорец. С болью и любовью о современном человеке. - М.: «Святая гора», 2010. - 429 с.

9. Паисий Святогорец. Семейная жизнь. - М.: «Святая гора», 2009. - 325

с.

10. Паисий Святогорец. Страсти и добродетели. - М.: «Святая гора», 2009. - 334 с.

11. Святой Порфирий Кавсокаливит. Слова о воспитании детей. - М.: Ни-кея, 2015. - 36 с.

12. Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции. М.: Парад, 2005. - 448 с.(14с.).

13. Эмилиан (Вафидис).Трезвенная жизнь и аскетические правила. - М.: Изд-во Александро-Невского Новотихвинского женского монастыря, 2016. -576 с.

References:

1. Gordova T. V., Pravin S. A. Socio-philosophical evaluation of the lifestyle changes under the influence/ world wide web/ Internet as reality . The collection of reports of III International scientific-practical conference. Edited by M. A. Gribkov, L. A. Velikotsky. 2017. S. 64-67.

2. Dionis Makris Fool John. - The Monastery Of Karakal, The Holy Mountain, Athos, 2013. - 160 p.

3. P. Evdokimov Woman and the salvation of the world: on the grace-filled gifts of men and women. - Meganewton. Rays Of Sofia, 2009. - 272.

4. Evdokimov P. N. The mystery of love. - M.: "Contribution", 2008. - 336 p.

5. Zagorodnov I. V. Education and tradition: the domestic experience of entering into socialization. - Saransk: Publishing Mord. state University, 2005. - 135 p.

6. John Of The Ladder. The ladder. Sergiev-Posad, 1908. Word 26, p. 31.S.

181.

7. Paisios Of The Holy Mountain. Spiritual awakening. - M.: "the Holy mountain", 2002. - 367 p

8. Paisios Of The Holy Mountain. With pain and love for contemporary man. -M.: "the Holy mountain", 2010. - 429 p.

Mnp HayKH h o6pa3oeaHHH. 2018. № 1(13)

9. Paisios Of The Holy Mountain. Family life. - M.: "the Holy mountain", 2009. - 325 p.

10. Paisios Of The Holy Mountain. Passion and virtue. - M.: "the Holy mountain", 2009. - 334 p.

11. Saint Porphyrios Kavsokalyvia. Words about parenting. - M.: Nikaia, 2015. - 36 p.

12. Horuzhiy S. S. Experiments of the Russian spiritual tradition. Moscow: Parad, 2005. - 448 S.(14s.).

13. Emilian (Vafides).Temperance life and ascetic rules. - M.: Publishing house of St. Alexander Nevsky Novotikhvinsky convent, 2016. - 576.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.