Научная статья на тему 'Археологическое сообщество как субкультура'

Археологическое сообщество как субкультура Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
284
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / СУБКУЛЬТУРА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Археологическое сообщество как субкультура»

Г.И. Радостева, исторический факультет Научный руководитель: ассистент Ю.А Подосёнова Научный консультант: канд. социол. наук, доц. О.В.Лысенко

Археологическое сообщество как субкультура

Человек, который хотя бы раз бывал в археологической экспедиции, не мог не обратить внимания на то, что это общность людей, объединённая не просто общим профессиональным делом, а чем-то большим: образом жизни, традициями, фольклором и т.д. Это достаточно сложная система человеческих взаимоотношений, которая, как нам показалось, имеет богатый материал для изучения её с точки зрения социологии культуры. Самым первым и важным, мы считаем, является необходимость определения той социальной общности, к которой следует отнести сообщество археологов.

То, что археологическая экспедиция является профессиональной социальной группой, - очевидно. И доказывать это нам представляется нецелесообразным. Наиболее интересно, на наш взгляд, было бы рассмотреть это сообщество как субкультуру. Итак, основные задачи, которые стоят перед автором, можно обозначить следующим образом:

- определить, что такое субкультура;

- выяснить, какие признаки отличают данное образование;

- проанализировать, можно ли, согласно этим признакам, описать археологическое сообщество как субкультуру.

Существует множество определений субкультуры. В Большом социологическом словаре мы находим: «субкультура - система ценностей, установок моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры» (www.rusword.com.ua.). М. Брейк утверждает, что субкультура - «особая форма организации людей -автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления ее носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами» (www.voluntary.ru). Пётр Штомпка так характеризует её: «субкультура -особенности образа жизни меньших групп, проживающих в сфере действия более широкой, признанной членами этих групп культуры, имеющей более высокий статус» (Штомпка, 2005, с.269).

Существует и множество других, схожих с этими, определений. Но, так или иначе, ни одно определение не является исчерпывающим и инструментальным. Все они общие, не содержат перечня необходимых элементов субкультуры, через которые можно было бы описать сообщество археологов. Наиболее близким в этом отношении является определение «профессиональной субкультуры», под которой понимается «комплекс традиций: обычного права, стереотипов поведения, особенностей образа жизни, форм повседневного дискурса, символики и атрибутов, -

сложившийся в данной профессиональной среде» (Щепанская, 2003, с.141). Тем не менее, чтобы подробно ознакомиться с субкультурой, необходимо выделить ее признаки.

Начиная рассматривать ту или иную субкультуру, многие исследователи, в первую очередь, останавливаются на профессиональном фольклоре, который относится к знаковому уровню субкультуры. Этому посвящены работы Д.С. Лихачева, Т.Б. Щепанской, А.С. Башарина и др., где они дают подробные определения фольклору профессий, детально изучают его. В общем и целом можно сказать, что профессиональный фольклор включает в себя песни, байки, поверья, приметы, фразы, приобретающие статус крылатых. К вербальным формам также следует отнести арго. К другим знаковым аспектам традиции профессиональных субкультур относят невербальные формы представителей той или иной субкультуры: внешний облик, символика, атрибуты. Вышеперечисленные признаки образуют знаковый уровень признаков субкультуры.

Существует также социально-поведенческий уровень, который включает в себя социальный аспект, представляющий собой структуру межличностных взаимоотношений. Здесь необходимо отметить, что в субкультуре, в отличие от социального института, рассматриваются именно неформальные отношения людей. Кроме того, на этом уровне выделяют поведенческий аспект, который включает в себя обычаи, ритуалы, традиции, нормы и стереотипы поведения представителей той или иной субкультуры. Знаковый и социальный уровни взаимосвязаны между собой. «На знаковом уровне хранятся и транслируются коды социальных систем, поведенческие программы» (www.poehaly.narod.ru/subcult-f.htm). А на социально-поведенческом уровне происходит материализация этих кодов. Итак, в целом можно представить схему признаков субкультуры следующим образом:

1. Знаковый уровень

1.1. Вербальные формы (фольклор, арго).

1.2. Невербальные формы (символика, атрибутика, внешний облик).

2. Социально-поведенческий уровень.

2.1. Социальный аспект (структуру межличностных взаимоотношений).

2.2. Поведенческий аспект (особые черты поведения людей, нормы, обычаи, традиции).

Присущи ли данные черты участникам археологической экспедиции? Не вызывает сомнения, что в археологической среде существует свой фольклор. Изучением этого фольклора уже занимается не один исследователь (Башарин, Поздеева). Большое место в экспедициях занимают песни (можно ли вспомнить хоть одну экспедицию, в которой бы они не пелись?). При этом, по словам исследователя А.С. Башарина, круг общеархеологических песен невелик (около десятка текстов). Примерно столько же песен, общих для одного региона. Основная же масса археологических песен, как отмечает тот же исследователь, локальные -

известные, как правило, лишь в одной, максимум в двух-трех экспедициях. Отдельно следует упомянуть об «археологических» байках. Главным эпическим героем можно назвать «чёрного археолога». Также в каждой экспедиции присутствует свой сленг. Докажем это на примере КАЭЭ ПГПУ: «отвальный дятел» - человек, убирающий отвал, «залипуха» -слипшаяся каша, «жп» - железный предмет, «тикеташка» - этикетка под находку, «порнография» - вещь, не являющаяся артефактом, и пр. Таким образом, можно говорить о существовании археологического фольклора и арго.

Обратимся к следующему признаку знакового уровня - невербальным формам, - который включает в себя внешний облик, символику, атрибутику. Относительно внешнего облика необходимо заметить, что отличительной чертой археологов является борода (в силу известных причин). В большинстве своем археологи предпочитают удобную для поля одежду: камуфляж, энцефалитные костюмы. Кроме того, у некоторых археологов существуют вещи-«летописи» (например, штормовка с указанием на ней археологических сезонов и мест раскопок, в которых побывал тот или иной археолог).

К атрибутам археолога можно отнести: лопату (это особый атрибут, которому археолог придает большое значение), пенку для сидения, которая в разных экспедициях имеет различные названия (этот атрибут на самом деле более функционален, чем кажется на первый взгляд: пенка не только спасает от холода и сырости, но и имеет применение практически на все случаи жизни), нож (так же многофункционален). Кроме того, у многих археологов есть амулеты.

Символика также имеет место быть в сообществе археологов. У некоторых экспедиций имеется своя эмблема. Например, у КАЭЭ ПГПУ -это голова лося. К символике также относится гимн экспедиции (который, как правило, исполняется стоя), печать (которая используется во время обряда посвящения). Таким образом, признаки субкультуры на знаковом уровне, которые проявляются в вербальных и невербальных формах, присутствуют в сообществе археологов.

Обратимся к социально-поведенческому уровню и первому социальному аспекту, в рамках которого рассматриваются межличностные связи и структура сообществ. Здесь необходимо сказать о той формальной и неформальной иерархии, которая складывается в системе человеческих отношений в экспедиции. Относительно первой из них нам представляется возможным выделить три основные составляющие иерархической лестницы археологической экспедиции (на примере КАЭЭ ПГПУ).

Начальство - человек, возглавляющий экспедицию, и люди, к нему приближённые. Руководят ходом полевой работы, отвечают за безопасность членов экспедиции, составляют отчёт о проделанной работе.

МНСы, или среднее звено. Исполняют роль начальства на раскопе, ведут полевую документацию: составляют планы, отмечают находки, ведут полевые дневники. Подотчётны начальству.

Рабочая сила - «люди с лопатой». Выполняют непосредственную роль археолога: снимают дёрн, понижаются мелкими зачистками, вскрывают погребения или ямы и т.д. Подотчётны МНСу и начальству.

Интересно то, что в разных экспедициях эти социальные роли могут изменяться. Например, в одной экспедиции человек является МНСом, в другой - этот же человек - рабочая сила, и наоборот. Относительно неформальной иерархии (которая и является основанием выделения субкультуры), необходимо отметить, что она выделяется на основании престижа. Престиж археолога складывается из нескольких составляющих. На первом месте среди них стоит количество полевых сезонов. Кроме того, сюда можно отнести: уважение старшим поколением археологов, наличие каких-либо «подвигов». На основании этого можно выделить следующие «страты»: «бывалые» - люди, имеющие за спиной наибольшее количество сезонов, уважаемые большинством членов экспедиции. Они не обязательно возглавляют экспедицию или являются МНСами, однако их мнение имеет большое значение для членов археологической экспедиции. «Новички» -люди, находящиеся в экспедиции впервые. На раскопе им доверяют наименее ответственную работу, над ними по-доброму подшучивают: отправляют за какой-нибудь «нужной» вещью, которой на самом деле не существует, или её нет в лагере. Между «бывалыми» и «новичками» находится переходное звено. По мере опыта, они могут быть приближенными к первой или второй категории.

Рассмотрим поведенческий аспект. Далеко не каждый человек рискнёт неделями жить в палатке, питаться пищей, приготовленной на костре, копать землю, расчищать кости и делать многое другое, чем занимается археолог. На основании этого можно выделить некоторые черты поведения, присущие представителям данного сообщества: выносливость, неприхотливость (не путать с неряшливостью), терпение, романтика, интерес к древностям и любовь к природе.

И, наконец, обычаи, традиции. Безусловно, эти признаки присущи археологической экспедиции. Первая и главная традиция - обряд посвящения. Он является неотъемлемой частью любой экспедиции, где есть новички. Кроме того, в каждой экспедиции существуют свои собственные традиции. Например, к обычаям КАЭЭ можно отнести:

Установление идола;

Посиделки у костра;

Победный залп лопатами;

Назначение дежурства;

«Рыцарские» турниры;

Приготовление особого напитка - «кердыка».

В Курганской экспедиции существует традиция - «Бабий бунт», когда вся прекрасная половина экспедиции устраивает себе выходной и не является на раскоп.

Хотелось бы особо подчеркнуть то обстоятельство, что экспедиция объединят людей, не обязательно занимающихся археологией

профессионально. В экспедицию могут ездить люди различных профессий: предприниматели, журналисты, политические деятели и пр., это лишь доказывает то, что экспедиция объединяет людей не как профессия, а как субкультура.

Таким образом, все признаки, присущие субкультурному образованию, можно найти в археологической экспедиции. На основании этого можно говорить о том, что сообщество археологов является субкультурой, возобновляемой из поколения в поколение.

Список литературы

Башарин А.С. Песенный фольклор археологических экспедиций // www.archaeology.ru.

Большой словарь по социологии // www.rusword.com.ua.

Красавцева И.Н. // www.voluntary.ru.

Штомпка П. Социология. М. 2005.

Щепанская. Т.Б. Антропология профессий // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Т.У! №1 (21).

Щепанская. Т.Б Традиции городских субкультур // Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003. // www.poehaly.narod.ru/subcult-f.htm.

Н.В. Разумов, исторический факультет Научный руководитель: канд. ист. наук, доц. В.Р. Гущин

Конон: личность и деятельность

Личность и деятельность Конона не получили должного освещения в российской историографии. Работы, посвященные деятельности Конона, как правило, касаются времени его службы Ахеменидам. Между тем афинский стратег сыграл немаловажную роль сначала на завершающем этапе Пелопоннесской (Декелейская война), а затем Коринфской войн.

Начало деятельности Конона не удается проследить по письменным источникам. Впервые как флотоводец он упоминается Фукидидом (Thuc.VII 31.4.). Дальнейшая биография восстанавливается уже в основном благодаря Ксенофонту. Конон часто упоминается у Павсания. Его труд не только подтверждает основные факты биографии стратега, но и содержит некоторые интересные детали. Особняком стоит биография Конона, написанная Корнелием Непотом. Его работа «О знаменитых иноземных полководцах» носит обзорный характер. Ряду утверждений Непота мы не находим подтверждения в других источниках. К примеру, говорится, что Конон отсутствовал при Эгоспотамах (Nep. Con., 1). Ниже мы скажем об этом сражении, а пока заметим, что участие в этой битве Конона подтверждается Ксенофонтом и Плутархом (Xen. Hell. II, 2; Plut. Lys. XI).

Конон сын Тимофея происходил из Анафилейской филы (Develin, 1989, с. 153). Как военачальник Конон упоминается у Фукидида (Thuc.VII 31.4,5) в связи с событиями, связанными с Сицилийской экспедицией. Он назван военачальником в Навпакте. Его эскадра охраняла морской путь в Сицилию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.