Научная статья на тему 'Конон: личность и деятельность'

Конон: личность и деятельность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
172
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФИНСКИЙ СТРАТЕГ / КОНОН / КОРИНФСКАЯ ВОЙНА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конон: личность и деятельность»

профессионально. В экспедицию могут ездить люди различных профессий: предприниматели, журналисты, политические деятели и пр., это лишь доказывает то, что экспедиция объединяет людей не как профессия, а как субкультура.

Таким образом, все признаки, присущие субкультурному образованию, можно найти в археологической экспедиции. На основании этого можно говорить о том, что сообщество археологов является субкультурой, возобновляемой из поколения в поколение.

Список литературы

Башарин А.С. Песенный фольклор археологических экспедиций // www.archaeology.ru.

Большой словарь по социологии // www.rusword.com.ua.

Красавцева И.Н. // www.voluntary.ru.

Штомпка П. Социология. М. 2005.

Щепанская. Т.Б. Антропология профессий // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Т.У! №1 (21).

Щепанская. Т.Б Традиции городских субкультур // Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003. // www.poehaly.narod.ru/subcult-f.htm.

Н.В. Разумов, исторический факультет Научный руководитель: канд. ист. наук, доц. В.Р. Гущин

Конон: личность и деятельность

Личность и деятельность Конона не получили должного освещения в российской историографии. Работы, посвященные деятельности Конона, как правило, касаются времени его службы Ахеменидам. Между тем афинский стратег сыграл немаловажную роль сначала на завершающем этапе Пелопоннесской (Декелейская война), а затем Коринфской войн.

Начало деятельности Конона не удается проследить по письменным источникам. Впервые как флотоводец он упоминается Фукидидом (Thuc.VII 31.4.). Дальнейшая биография восстанавливается уже в основном благодаря Ксенофонту. Конон часто упоминается у Павсания. Его труд не только подтверждает основные факты биографии стратега, но и содержит некоторые интересные детали. Особняком стоит биография Конона, написанная Корнелием Непотом. Его работа «О знаменитых иноземных полководцах» носит обзорный характер. Ряду утверждений Непота мы не находим подтверждения в других источниках. К примеру, говорится, что Конон отсутствовал при Эгоспотамах (Nep. Con., 1). Ниже мы скажем об этом сражении, а пока заметим, что участие в этой битве Конона подтверждается Ксенофонтом и Плутархом (Xen. Hell. II, 2; Plut. Lys. XI).

Конон сын Тимофея происходил из Анафилейской филы (Develin, 1989, с. 153). Как военачальник Конон упоминается у Фукидида (Thuc.VII 31.4,5) в связи с событиями, связанными с Сицилийской экспедицией. Он назван военачальником в Навпакте. Его эскадра охраняла морской путь в Сицилию.

Против его 18 кораблей выступил коринфский флот из 25. Афинянин отправился за помощью к военачальникам Демосфену и Эвримедонту, находившимся в Акарнании. Здесь ему было выделено 10 наиболее быстроходных кораблей. Вскоре у города Рин в Ахайе состоялась морская битва. Афинянами командовал Дифил, но Конон, вероятно, тоже участвовал в сражении (VII, 34).

Дальнейшие события биографии Конона мы реконструируем уже по Ксенофонту. В 408 году его выбирают стратегом вместе с Фрасибулом и Алкивиадом (Xen. Hell. I, 4.10). Вскоре афиняне терпят морское поражение от Лисандра. Алкивиада отстраняют, и в 406 году избираются десять новых стратегов, первым из которых назван Конон (Xen. Hell. I, 5. 17). Вскоре он с 20 триерами отправляется на Самос и оттуда с 80 кораблями совершает нападения на спартанцев, избегая сражения. «Его корабли, - отмечает Ксенофрнт,- были очень быстры, так как из целого ряда гребных команд он выбрал наилучших гребцов и составил из них несколько команд» (Xen. Hell. I, 6.16). Хотя спартанец Калликратид, имея двухкратный перевес в кораблях, загонял Конона в гавань Митилены (Xen. Hell. I, 5), Конон не опустил руки. Из-за беспечности караульных две триеры сумели проскочить через блокаду. Одна из триер была захвачена врагами, но другая благополучно достигла Геллеспонта. И вскоре подоспевший афинский флот разбил Калликратида у Аргинусских островов. После возвращения в Афины все стратеги, кроме Конона, были осуждены, и вскоре над ними состоялся знаменитый суд (Xen. Hell. I, 6-7).

Следующим сражением, в котором отличился Конон, были роковые для Афин Эгоспотамы. Атака Лисандра застала врасплох афинян, матросы которых находились на берегу. Лишь Конон смог выступить навстречу спартанцем. Поняв, что бой проигран, афиняне отступили. Конону удалось вскоре пройти по тылам Лисандра в Лампсакской области и бежать на Кипр (Xen. Hell. II, 2). Вероятно, оттуда афинянин отправился ко двору сатрапа Фарнабаза (Nep. Con. 2).

Из фактов его биографии следует заключить, что по взглядам Конон был демократом. Он не пытался вернуться на родину во время тирании тридцати, но отправился в Афины, когда его деятельность могла принести пользу городу, и принял ряд мер для укрепления военной мощи возрожденной демократии.

Когда началась война Персии со Спартой, Фарнабаз отправляет Конона ко двору Артаксеркса с обвинениями против Тиссаферна. Здесь важно отметить один эпизод. Тысяченачальник Тивфраст предупредил афинянина, что во время аудиенции следует падать ниц перед царем царей. Конон посчитал, что это унизит Афины, поэтому передал свое донесение через Тивфраста (Nep. Con., 3). Отсюда видно, что афинянин, находясь в Персии, не считал, что он служит Ахеменидам.

В 395 при помощи Конона Родос разрывает союз со Спартой (Paus.VI, 7. 6). А в 394 году в битве при Книде Фарнабаз и Конон разбивают спартанцев (Nep. Con., 3). Многие историки сходятся во мнении, что эта битва положила конец спартанскому морскому господству. Мы склонны полагать, что решающую роль в этой победе сыграло руководство Конона, много лет

воевавшего против Спарты. Фарнабаз был умелым политиком и дипломатом, но не проявил себя значительным полководцем, способным самостоятельно наносить поражения спартанцам. Победа возвратила Афинам их прежних союзников в греческом мире, как некогда Эгоспотамы сделали их союзниками Спарты (Поздеева, 1959, с. 95). На Самосе в святилище Геры была поставлена статуя Конону в честь этой победы (Paus. VI, 3. 16).

При возвращении малоазийских городов Фарнабаз последовал совету Конона не оставлять в них персидские гарнизоны, что было характерно для спартанского господства (Xen. Hell. IV, 8.1, 2). При них в города вводились гарнизоны, а граждане облагались тяжелым налогом (Рунг 1995, с. 118). Затем афинянин и перс отправились уже к берегам Лакедемона. Ими была захвачена колония Спарты Фера, опустошены другие местности (Xen. Hell IV, 8.V).

В условиях Коринфской войны Конон убедил Фарнабаза выделить деньги для восстановления Пирея и Длинных стен. Он аргументировал это тем, что восстановление укреплений сильно ударит по позициям Спарты и упрочит союз Фарнабаза с Афинами. С флотом Фарнабаза Конон сумел подчинить власти Афин ряд островов и городов Ионии (Xen. Hell IV, 8.9). На персидские деньги было ликвидировано одно из последствий Пелопонесской войны -восстановление флота и Длинных стен.

Однако чрезмерное усиление Афин не могло устраивать Персию. И вскоре афиняне лишились субсидий Персии, а Конон был арестован (Xen. Hell IV, 8. 12, 16). Корнелий Непот приводит версию, что афинянину удалось бежать из плена (Nep. Con. 5). Как бы то ни было, дальнейшая судьба выдающегося полководца нам неизвестна, в последующих событиях он участия не принимал. Вскоре был заключен унизительный Анталкидов мир, продиктованный Артаксексом, «словно и не было Персидских войн» (Грант, 1998, с. 201).

Итак, как же нам оценить деятельность нашего героя? Говоря о его сотрудничестве с Персией во время Коринфской войны, заметим, что это не было чем-то из ряда вон выходящим. В ходе войны обе стороны добивались союза с Ахеменидами, сулящим необходимые для войны субсидии. Даже бегство Конона в Персию не было первым в истории. Выдающийся флотоводец Фемистокл окончил свои дни в Азии (Plut. Them. 24-31).

Резюмируем результаты деятельности Конона:

- в битве при Книде сломлена морская сила Спарты;

- восстановлен афинский флот;

- восстановлены Пирей и Длинные стены.

Вероятно, персам пришлось считаться с этими успехами, подтвердив в договоре присоединение к Афинам островов Лемнос, Имброс и Скирос. Исходя из этого, о результатах деятельности Конона можно говорить как об укрепивших положение Афин и подготовивших создание Второго Афинского морского союза.

Список источников

Корнелий Непот. О знаменитых иноземных полководцах. Из книги о римских историках / Пер. с лат. и коммент. Н.Н. Трухиной. М.: МГУ, 1992.

Ксенофонт. Анабасис. Греческая история. М.: «Ладомир», 2003.

Павсаний. Описание Эллады (в 2 т.). / Пер. с древнегреч. С.П. Кондратьева. СПб.: «Алетейя»,1996.

Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2 т. Пер. с древнегреч. / Сост. и прим. М. Томашевской; Ил. Вл. Медведева. М.: Правда, 1987.

Фукидид. История / Пер. Г.А. Стратановского. М.: Ладомир; «АСТ»,

1999.

Список литературы

Грант М. Классическая Греция / Пер. с англ. В. Федяниной. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 1998.

Поздеева И. Внешняя политика Афин 394-386 // ВДИ. 1959. № 1.

Рунг Э.В. Спарта и проблема малоазийских греков // Античный вестник: сб. науч. тр./ Под ред. А.А. Елагиной; Омский университет. Омск, 1995.

Develin R. Athenian Officials 681-321 B.C. Cambridge University Press,

1989.

С.А. Скамьянов, исторический факультет Научный руководитель: канд. ист. наук, доц. А.В. Вертинский

Сравнительно-правовой анализ религиозных и общественных

объединений

Данная работа представляет собой краткий критический анализ Федеральных законов «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ФЗ от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 06.07. 2006)) «О свободе совести и о религиозных объединениях» (принят ГД ФС РФ 19.09.1997)) и «Об общественных объединениях» (ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «Об общественных объединениях» (принят ГД ФС РФ 14.04.200б)).

Актуальность выбранной темы определяется конкретными жизненными обстоятельствами. Возможно, одним из них стала информация о так называемых «пензенских затворниках». Влияние неоднозначного лидера на верующих, свободные толкования конца света - вот лишь некоторые положения, которые вызывают недоумение. Но главным для нас остается вопрос: может ли государство вмешаться в частную жизнь верующих и если да, то где проходит эта грань? Поиски ответов на этот вопрос привели нас к анализу религиозного законодательства. И связано это с теми противоречиями, которые содержит закон. Рассматривая только общие положения указанных выше законов, можно прийти к выводу, что основная проблема содержится в определении понятий. Но обо всем по порядку.

Анализируя нормы международного права можно прийти к выводу, что религиозные объединения выделяются среди прочих общественных институтов. Так, в Международном пакте о гражданских и политических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.