Научная статья на тему 'АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ КУЛЬТУР НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОГО АЗЕРБАЙДЖАНА'

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ КУЛЬТУР НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОГО АЗЕРБАЙДЖАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
183
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА АЗЕРБАЙДЖАНА / КАМЕННЫЙ ВЕК / БРОНЗОВЫЙ ВЕК / ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иманова Матанет Намиг Кызы

Первобытная культура всегда представляла большой интерес для современного человека, так как именно она является основой современной культуры человечества. Необходимость поиска ответов на множество вопросов, связанных с данным периодом культуры, остается актуальной и по сей день. Археологами, культурологами, историками, искусствоведами для изучения культуры эпохи первобытности на территории современного Азербайджана сделано множество открытий и исследований. В данной статье анализируется культура первобытного общества на территории современного Азербайджана, охватывающая период от 1,5 млн лет назад и до конца II тысячелетия до н. э.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHAEOLOGICAL RESEARCH OF PRIMITIVE CULTURES IN THE TERRITORY OF MODERN AZERBAIJAN

Primitive culture has always been of great interest to modern man. The need to find answers too many questions related to this period of culture remains relevant to this day. Archaeologists, culturologists, historians, art historians have made many discoveries and studies to study the culture of the primitive era on the territory of modern Azerbaijan. This article analyzes the culture of the primitive society on the territory of modern Azerbaijan, covering the period from 1.5 million years ago to the end of the 2nd millennium BC.

Текст научной работы на тему «АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ КУЛЬТУР НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОГО АЗЕРБАЙДЖАНА»

УДК 930.85(479.24)

М. Н. Иманова

Археологические исследования первобытных культур на территории современного Азербайджана

Первобытная культура всегда представляла большой интерес для современного человека, так как именно она является основой современной культуры человечества. Необходимость поиска ответов на множество вопросов, связанных с данным периодом культуры, остается актуальной и по сей день. Археологами, культурологами, историками, искусствоведами для изучения культуры эпохи первобытности на территории современного Азербайджана сделано множество открытий и исследований. В данной статье анализируется культура первобытного общества на территории современного Азербайджана, охватывающая период от 1,5 млн лет назад и до конца II тысячелетия до н. э.

Ключевые слова: первобытная культура, культура Азербайджана, каменный век, бронзовый век, железный век

Matanet N. Imanova

Archaeological research of primitive cultures in the territory of modern Azerbaijan

Primitive culture has always been of great interest to modern man. The need to find answers too many questions related to this period of culture remains relevant to this day. Archaeologists, culturologists, historians, art historians have made many discoveries and studies to study the culture of the primitive era on the territory of modern Azerbaijan. This article analyzes the culture of the primitive society on the territory of modern Azerbaijan, covering the period from 1.5 million years ago to the end of the 2nd millennium BC.

Keywords: primitive culture, culture of Azerbaijan, Stone Age, bronze age, iron age DOI 10.30725/2619-0303-2022-4-31-37

«Азербайджан славится как природными ресурсами, так и своим культурным и историческим наследием. На многих участках страны имеется большое количество археологических и исторических памятников и материалов, подтверждающих, что Азербайджан является одной из первых территорий на Евразийском континенте, населенных первобытными людьми. В начале XX века начались археологические исследования на территории Азербайджана» [1, с. 148]. Полученные этнографические материалы и интегративный потенциал культурологического подхода дали возможность изучить образ жизни людей, населявших первобытный Азербайджан [2, с. 158].

Каменный век: палеолит (1,5 млн -12 тыс. лет до н. э.)

В результате проведенных исследований на территории современного Азербайджана было обнаружено более 30 памятников, относящихся к периоду палеолита. Что касается каменного века, то самые значимые археологические откры-

тия - это Азыхская пещера (азерб. - Azlx та^а^О, пещеры Таглар, Дашсалахлы, Газма и Бузеир. Находки, сделанные на данных участках, были отнесены исследователями к олдувайской, ашельской культурам и культуре мустье.

Самым богатым источником материальных образцов культуры ашель в современном Азербайджане является десятис-лойная Азыхская пещера. Данный объект расположен в Ходжавендском районе и представляет собой комплекс из шести пещер общей площадью 800 кв. км. Пер-воисследователем пещеры стал М. М. Гусейнов в 1960 г. [3]. Основной причиной исторической и археологической ценности данного культурного объекта стала находка «азыхского человека», сделанная в 1968 г. Археологи во время раскопок обнаружили часть нижней челюсти, которая принадлежала молодой женщине в возрасте до 22 лет, жившей приблизительно 400 тыс. лет назад [4, с. 3].

Природные условия ущелья Куручай и территории Азыхской пещеры дали воз-

можность первобытному человеку изготавливать орудия труда: природа этой местности богата кварцем, базальтом, кремнием и другими минералами. Так, археологам удалось обнаружить более 300 каменных предметов с 7-10 слоев Азыхской пещеры, среди которых большое количество грубых рубил, каменные топоры, грубые скребки, орудия труда из осколков. Среди находок орудий труда особое место занимают гигантские чопперы весом 4-5 кг, названные гигантолитами. «Куручайская культура, исследованная на основе Азыхской пещеры, берет свое название от реки, протекающей поблизости с пещерой» [5, с. 8]. Река была источником предметов, необходимых для выживания первобытных людей. По предположениям исследователей, большинство инструментов изготавливалось за пределами пещеры, в окрестностях реки, где первобытные жители также занимались охотой и собирательством. Орудия труда, обнаруженные на 7-10-м слоях пещеры, схожи с найденными орудиями на территории Олдувайского ущелья в Восточной Африке. Но на более нижних слоях были обнаружены типологически отличающиеся изделия, что послужило основанием для выделения новой культуры - Куручайской. «В настоящее время, Куручайская культура считается самой древней археологической культурой, обнаруженной на территории бывшего СССР, и является доказательством начала жизни на территории современного Азербайджана более 1, 2 млн лет назад» [6, с. 49].

Культурные ценности, относящиеся к ашельской эпохе, были открыты на 6-м слое Азыхской пещеры. Первыми с 6-го слоя были выявлены примитивные топоры (рубила), появление которых в жизни первобытного человека сыграло большую роль - человек начал охотиться. Также на данном слое исследователи при раскопках обнаружили следы первых костров. По останкам животных специалисты определили, что жители пещеры охотились в основном на медведей и гигантских оленей. На смену раннему ашелю пришел средний ашель, что и подтвердило исследование 5-го слоя пещеры. На данном участке было обнаружено 289 каменных орудий труда, часть нижней челюсти архантропа («азых-ского человека»), множество предметов домашней утвари, следы костров. На этапе среднего ашеля первобытный человек более активно занимался охотой, что дока-

зывают находки останков 45 видов животных и птиц. Охота обеспечивала не только пищей, но и одеждой, материалом для строительства укрытий и жилищ. При исследовании слоев в независимости от этапа эпохи ашель было отмечено, что костры внутри пещеры находились примерно на одинаковых участках в укромных, малодоступных углах между скалами. На подобных участках также были обнаружены черепа пещерных медведей. Данные находки свидетельствуют о зарождении первых религиозных представлений, создании и соблюдении традиций первобытными людьми, о становлении основ духовной культуры.

В сентябре 2013 г. отрядом палеолитической археологической экспедиции во главе с А. А. Зейналовым и С. А. Кулаковым была открыта еще одна ашельская стоянка Гараджа [7, с. 68]. Благодаря данной находке появилась возможность изучения культуры древнейших людей на территории Южного Кавказа. «Впервые для ашеля Кавказа в Азербайджане на местонахождении Гараджа 1 найден настоящий топорик - орудие, которое имеет бесспорные корни в африканском ашеле» [8].

Проведенные исследования показывают, что на смену эпохи ашель пришла эпоха мустье, которая сыграла важную роль в становлении человека. Жители данной эпохи перешли к использованию нового типа орудий труда, так как старые уже не удовлетворяли их потребности. Основными способами добычи пропитания оставались охота и собирательство. Во время археологических раскопок объектов, относящихся к эпохе мустье, были обнаружены захоронения неандертальцев. Это указывает на наличие религиозных представлений и обрядов в первобытном обществе. Большинство обнаруженных фрагментов костей животных было обожжено в кострах, что говорит об активном использовании огня.

Еще одним ценным объектом на территории современного Азербайджана, представляющим эпоху мустье, является пещера Таглар, расположенная на левом берегу реки Куручай. Данный археологический памятник начали исследовать в 1963 г. и обнаружили 6 культурных слоев. Только на первом слое археологи обнаружили обломки глиняных сосудов, относящиеся к энеолиту и бронзовому веку. На оставшихся слоях были открыты предметы культуры мустье. Орудия труда, обнаруженные на 2-6-м слоях, отличаются более изящным исполне-

нием, что безусловно связано с эволюционированием первобытного человека. В результате многолетнего изучения пещеры и местности, ученые и специалисты пришли к заключению, что эпоха мустье процветала в данной пещере 90-35 тыс. лет назад.

На смену мустье 35-33 тыс. лет назад приходит верхний палеолит, который привносит свои серьезные изменения в материальную культуру, мировоззрение и образ жизни первобытных людей. Орудия труда из камня и кости, обнаруженные при раскопках, являются более сложными и благородными, большинство из них выполнено с деревянной рукояткой. Среди археологических находок можно отметить крюки, ножи, наконечники, режущие предметы. С этого периода люди начинают делать предметы искусства из камня и костей животных, что свидетельствует о зарождении художественной культуры. Общество верхнего палеолита характеризуется специалистами как матриархальное, что подтверждают находки статуэток с женским силуэтом и изображение женщин на стенах пещер. К сожалению, данный период каменного века в Азербайджане малоизучен, поэтому нет обширных сведений относительно жизни первобытного человека в эпоху верхнего палеолита. Среди исторически значимых объектов можно отметить пещеры Дамджили, Ятаг и Зар. Пещера Дамджили расположена в Газах-ском районе и была открыта в 1953 г. при совместной работе советских археологов М. Гусейнова и С. Н. Замятнина [9].

Создателями культуры раннего ашеля считаются питекантропы.

Раскопки, проведенные в пещере Азых, подтвердили, что первобытный человек сумел раздобыть огонь и сохранить его, используя себе во благо. Наличие огня в жилищах решало сразу ряд проблем: не было сильной зависимости от переменчивых погодных условий; появилось еще одно мощное защитное орудие от диких животных; усовершенствовались орудия труда и т. д. Помимо средства выживания, появление огня совершило мощный сдвиг в умственном развитии человечества. Для поддержания очага, выявления длительности горения первобытному человеку приходилось вести расчеты. Как утверждает Ф. А. Фролов, «в сознании первобытных людей начали формироваться элементарные представления о форме, мерах измерения и счете» [6, с. 58]. Найденные в Азых-

ской пещере 4 черепа медведей являются ярким тому доказательством. Данные объекты были спрятаны в труднодоступных местах пещеры, что говорит об их значимости для жителя первобытного общества. На поверхности черепов острым предметом были высечены 7 параллельных линий и одна косая линия. Предположительно, наш отдаленный предок вел счет дням месяца: 7 дней, 4 недели одного 28-дневного лунного цикла. Иными словами, человек уже 300 тыс. лет назад обладал элементарными навыками счета. Найденные черепа медведей также говорят о желании первобытного жителя скрыть данные предметы от лишних глаз, дали повод задуматься о зарождении тотемизма.

Обнаруженные археологами каменные наконечники копий ученые относят к эпохе мустье. Можно судить о том, что охота имела первостепенное значение для выживания и увеличения количества жителей в коллективе. О коллективном образе жизни говорят обнаруженные могилы неандертальцев, которые первыми начали хоронить умерших соплеменников.

Стоит отметить, что Кавказ был одним из мостов, по которому население первобытной Африки медленно перемещалось на территорию современной Европы. О связи населения южного Кавказа эпохи позднего палеолита с жителями восточной Европы были сделаны предположения по обнаруженному кавказскому обсидиану в Европе и нехарактерным для Кавказской местности красным раковинам морского происхождения [10].

Мезолит и неолит (13 тыс. - 6 тыс. лет до н. э.)

Первые культурные памятники эпох мезолита и неолита на территории современного Азербайджана были обнаружены в пещере Джамджылы, Газахского района. Также богатые материалы эпохи мезолита были открыты специалистами на территориях гор Беюкдаш и Кичикдаш археологического заповедника Гобустан. В результате раскопок были обнаружены лагеря жителей эпохи мезолит, расположенные преимущественно под или между скалами. На скалах жилищ встречаются изображения людей и животных, сцены из повседневной жизни наших предков. Орудия труда и охоты были изготовлены в основном из кремния, костей животных и частично из известняка. Однако в окрестностях Гобу-стана нет залежей кремния. Отсюда можно

предположить, что кремний добывался первобытным человеком из конгломератов, выбросов грязевых вулканов или же доставлялся с соседних территорий.

Основными видами деятельности жителей мезолита являлись охота, рыболовство и собирательство. На одной из скал горы Кичикдаш в заповеднике Гобустан запечатлена сцена охоты с применением ловушки. Также на скалах имеются изображения сцен охоты мужчин и женщин на диких оленей с применением лука и стрел. В период мезолита на территории современного Азербайджана появились рыболовные сети и крюки, деревянные весла. На наскальных рисунках Гобустана сохранились изображения лодок с символом солнца на носовой части, рыб и рыболовных снастей.

В результате проведенных раскопок и исследований на территории современного Азербайджана есть возможность сделать вывод о том, что жители мезолита и неолита уделяли немаловажное значение искусству и творчеству, т. е. художественной культуре. Так, на территории лагеря Фируз было обнаружено массовое захоронение. Вместе с останками археологи обнаружили предметы быта, каменные бусы, амулеты с клыками дикого кабана, каменные иглы для плетения рыболовных сетей. Эпоха неолита отмечается зарождением скотоводства и земледелия (производящего хозяйства), появлением глиняных предметов утвари. Материалы, относящиеся к данному периоду, были обнаружены на нижних слоях стоянок в районах Агстафа, Газах и Нахичеване в лагере Кюльтепе [11; 12].

По петроглифам Гобустана, на которых отражается роль женщины в эпохи мезолита и неолита, можно сделать вывод о матриархальном обществе того периода. Так же как в предыдущие эпохи, значимость женщины-матери в жизни племени была высокой. Она являлась не только хранительницей быта и очага, давала жизнь и продолжала род, но обладала такими же правами и возможностями, что и мужчина. На скалах изображены сцены охоты с участием женщин, при раскопках были обнаружены в большом количестве статуэтки представительниц женского пола, из чего можно сделать вывод, что род велся по материнской линии.

Энеолит или медный век (6 тыс. - сер. 4 тыс. до н. э.)

В эпоху энеолита на территории современного Азербайджана кочевые племена

стали вести оседлую форму жизни. Земле-дельчество и скотоводство приняли более широкие масштабы: выращивались определенные сорта зерновых культур, изготавливались орудия труда для посадки и сбора урожая, в племенах разводились основные виды домашних животных.

Изучение эпохи энеолита в Азербайджане началось с раскопок поселения Кюльтепе в Нахичеване в 50-х гг. XX в. [13, с. 136]. Раскопки в Агдамском районе на территориях поселений Чалагантепе, Иланлитепе и Лейлатепе, в поселении Аликомектепе Джалилабадскгого района в селении Муган также внесли весомый вклад в изучение культуры этого периода [14].

География и природно-климатические условия страны давали возможность поселенцам постепенно переходить к оседлому образу жизни и заниматься скотоводством, земледельчеством и ремеслами. При раскопках памятников, относящихся к эпохе энеолита, было обнаружено множество инструментов для обработки земли, посадки с.-х. культур и сбора урожая. Так, в Чалагантепе в развалинах амбаров археологи обнаружили обугленные зерна пшеницы и ячменя. Выявление на Гянджя-Газахской равнине при исследовании поселений земледельцев большого количества мотыг, сделанных преимущественно из рогов оленя и костей других животных, говорит о процветании земледельчества в эпоху энеолита. Зерно хранилось в крупных глиняных кувшинах в амбарах, построенных рядом с жилищами. По выявленным останкам животных можно говорить о том, что жители энеолита активно занимались скотоводством и одомашниванием диких животных. По остеологическим материалам, обнаруженным в Чалагантепе, можно утверждать, что самыми распространенными были представители семейства бычьих, баранов и свиных. Останки одомашненных лошадей были обнаружены только в Аликомектепе. По мнению ученых, именно с данного участка страны в эпоху энеолита пошло распространение коневодства.

Говоря о ремесленном производстве, можно отметить появление методов скручивания и полировки при изготовлении инструментов. Также жители эпохи энеолита занимались плетением корзин и других предметов, необходимых в быту. С ростом числа населения, увеличением жителей в каждом племени появилась необходимость в производстве большего количества пред-

метов домашней утвари. Гончарные печи были обнаружены в I Кюльтепе, Шомутепе, Иланлитепе и некоторых других поселениях. Обнаруженные изделия были довольно примитивными, с грубой обработкой. Благодаря найденным в Гаргалартепе, Али-комектепе и Гёйтепе медным изделиям можно говорить о том, что житель эпохи энеолита был знаком с металлом и умел с ним работать.

Изменения в общественной жизни привели к появлению новых традиций и обычаев в племенных общинах. Жители земледельческих племен энеолита хоронили умерших рядом с жилищами, оборачивая их в рогожу. В могилах археологами были обнаружены украшения, которые возможно при жизни носил погребенный, орудия труда и предметы домашней утвари. Таким образом, можно говорить о сформировавшемся представлении о загробной жизни. Говоря о верованиях населения Азербайджана эпохи энеолита, стоит отметить археологические находки в Аликомектепе и Чалагантепе. На данных участках исследователи обнаружили развалины, похожие на места для поклонения. Одна из стен данных сооружений была выбелена и украшена узорами, нанесенными красками. Найденные в ямах обугленные камни одинакового размера и формы, говорят о соблюдении некого ритуала.

Бронзовый век (вторая половина 4 тыс. - конец 2 тыс. до н. э.)

На смену энеолиту в середине IV тысячелетия до н. э. приходит бронзовый век. В Азербайджане данный период первобытного общества изучен на основе материалов, найденных на территории рек Кура и Аракс. Следы Кура-Аракской культуры были обнаружены в I Кюльтепе (Нахичевань), Ба-бадервише (Газах), Гобустане, Мингечеви-ре, Гаракопектепе и Гунештепе (Физули) и др. [15].

В бронзовом веке ведущей деятельностью населения являлось земледелие. Археологи отмечают, что в данный период жители Азербайджана перестали делать мотыги из костей животных и дерева, активно использовали металл. Для хранения зерновых культур сооружались амбары и колодцеобразные хранилища с вымощенным камнем дном. 22 подобных колодца были обнаружены при раскопках в селении Бабадервиш (Газахский район).

Начиная с раннего бронзового века на территории Кавказа распространяются

клинки и ножи с двухсторонними лезвиями. О распространении ткачества в Кура-Аракскую культуру говорят найденные в большом количестве на всей территории страны веретена, пятки у которых были изготовлены из костей крупнорогатого скота, реже из глины и камня. В Яныгтепе археологами были обнаружены остатки обработанной кожи, а также кожаные изделия одежды.

В раннюю бронзу ослабевает роль женщины в жизни племени. На первое место выходит мужчина, как защитник и добытчик (формируется патриархат). Мужская сила почитается и ценится так же, как и огонь. Глав племен хоронят с особым почетом, сооружая над могилами курганы. Стоит отметить, что, начиная с ранней бронзы, население Азербайджана хоронит умерших соплеменников вдали от жилых домов на специально отведенных участках. В курганах бронзового века было выявлено множество предметов быта, украшения, продукты в виде сосудов с зерновыми культурами. Данные находки свидетельствуют о вере жителями в загробную жизнь. Специалистами было установлено, что в некоторых районах Азербайджана умершие подвергались кремации.

При изготовлении глиняных изделий использовалось гончарное колесо. Широко применялась молотильная доска при обработке собранного урожая. В позднюю бронзу отличия в роде деятельности племен в зависимости от региона страны стали более широкими. К примеру, население горных местностей достигло большего успеха в металлургическом производстве.

Эпоха поздней бронзы - раннего железа на территории современного Азербайджана характеризуется Ходжалы-Кеда-бекской, Нахичеванской, Талыш-Муганской культурами [16]. Данный период особенен началом деструктуризации первобытнообщинного строя, усилением социального неравенства среди населения.

Так, в одном из исследованных курганов на территории Тертерского района было обнаружено захоронение вождя племени. Вместе с ним было погребено большое количество украшений из благородных металлов, предметы домашней утвари и орудия труда, останки людей, предположительно слуг, крупнорогатого скота и лошадей. В поздний бронзовый ранний -железный века торговые отношения между племенами стали более тесными. Также ак-

тивно развивалась торговля с соседними государствами. Выявленные при раскопках в курганах Ходжалы, Дошанлы золотые украшения, являются творением мастеров из Передней Азии.

Таким образом, можно отметить, что современная территория Азербайджанской Республики богата памятниками культуры эпохи первобытности. Начиная с первобытной эпохи, точнее говоря, с периодов мезолита и неолита, на территории современного Азербайджана наблюдается многообразие культур, развитые связи со многими регионами Евразии, скрещивание миграционных потоков. Учеными сделано множество открытий и исследований при изучении данного периода истории и культуры, благодаря чему удалось сформировать представление о мировоззрении, образе жизни и культурных достижениях населения местности.

Список литературы

1. Иманова М. Н. К. Генезис культуры Азербайджана: сравнительно-сопоставительный аспект // Культура и цивилизация. 2021. Т. 11, № 4А. С. 146-154.

2. Зыкин А. В., Арефьев М. А., Бондарев А. В. Интегративный потенциал культурологического подхода в изучении этноязыковых процессов в Южной Сибири // Культура и цивилизация. 2020. Т. 10, № 3А. С. 157-168.

3. Гусейнов М. М. Ранние стадии заселения человека в пещере Азых // Ученые записки Азербайджанского государственного университета им. С. М. Кирова. Серия истории и философии. 1979. № 4. С. 70-72.

4. Гусейнов М. М. Древний Палеолит Азербайджана: (по материалам пещерных стоянок). Баку: ТекНур, 2010. 220 с.

5. Шахгусейнова С. А. Археологические исследования как основные источники изучения культуры региона (на материале Азербайджана) // Региональные социогуманитарные исследования. История и современность: материалы междунар. науч.-практ. конф., 25-26 янв. 2012 г. Пенза; Прага; Семей, 2012. С. 6-11.

6. Azerbaycan tarixi Yeddi cildde. I cild (En qedimden - b. e. III esri). Baki: Elm, 2007. 560 s.

7. Зейналов А. А., Кулаков С. А. От Куручайской культуры к субкатегории каменных орудий Га-раджи // Методы изучения каменных артефактов: материалы междунар. конф. Санкт-Петербург, 2015. С. 65-71.

8. Алиев А. В Азербайджане открыт новый ашельский памятник // Vesti.az. 2014. 7 марта. URL:

https://vesti.az/news/195427#ad-image-0 (дата обращения: 7.02.2022).

9. Замятнин С. Н. Разведка по каменному веку в Азербайджане осенью 1953 г. // Труды Института истории Академии наук Азербайджанской ССР. Баку,1958. Т. 13. С. 5-17.

10. Эсакиа К. М. Обсидиан-основное сырье для орудийных комплексов древнеземледельческих культур Кавказа // Археология Евразийских степей.

2020. № 3. С. 266-268.

11. Абибуллаев О. А. Энеолит и бронза на территории Нахичеванской АССР. Баку: Элм, 1982. 316 с.

12. Мусеибли Н. Новые данные по неолиту Азербайджана // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2009. № 3. С. 81-84.

13. Бахшалиев В. Б. Новые материалы неолита и энеолита из Нахчывана // Российская археология. 2015. № 2. С. 136-145.

14. Нариманов И. Г., Азимов М. С. Энеолитиче-ское поселение Чалагантепе. Баку: Элм, 1985. 11 с.

15. Наджафов М. Н. Некоторые результаты исследований памятников эпохи бронзы на территории Гянджа-Казахского региона // Актуальная археология: археологические открытия и современные методы исследования: тез. науч. конф. молодых ученых Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, 2013. С. 88-89.

16. Кириченко Д. А., Наджафов Ш. Н. Новые находки каменных навершений булав Ходжа-лы-Кедабекской культуры из Азербайджана // Parabellum Novum: военно-исторический журнал.

2021. № 15 (48). С. 5-23.

References

1. Imanova M. N. The genesis of Azerbaijani culture in a comparative aspect. Culture and Gvilization. 2021. 11 (4А), 147-155 (in Russ.).

2. Zykin A. V., Aref'ev M. A., Bondarev A. V. The integrative potential of the culturological approach in the study of ethnolinguistic processes in Southern Siberia. Culture and Gvilization. 2020. 10 (3А), 157168 (in Russ.).

3. Huseynov M. M. Early stages of human settlement in the Azykh cave. Scientific notes of the S. M. Kirov's Azerbaijan State University. Series History and Philosophy. 1979. 4, 70-72 (in Russ.).

4. Huseynov M. M. The lower paleolithic of Azerbaijan: (following the materials of the site caves). Baku: TekNur, 2010. 220 (in Russ.).

5. Shahguseynova S. A. Archaeological research as the main sources of studying the culture of the region (on the material of Azerbaijan). Regional socio-humanitarian research. History and Modernity: proc. of the Intern. sci.-practical conf. Penza; Prague; Semey, 2012. 6-11 (in Russ.).

6. Azerbaycan tarixi Yeddi cildde. I cild (En qedimden - b. e. III esri). Baki: Elm, 2007. 560.

7. Zeynalov A. A., Kulakov S. A. From the Kuruchai culture to the sub-category of stone tools of Garaji. Methods of studying stone artifacts: materials of the Intern. conf. Saint-Petersburg, 2015. 65-71 (in Russ.).

8. Aliev A. A new Acheulean monument has been opened in Azerbaijan. Vesti.az. 2014. Mar. 7. URL: https://vesti.az/news/195427#ad-image-0 (accessed: Febr.7.2022) (in Russ.).

9. Zamyatnin S. N. Stone Age exploration in Azerbaijan in the autumn of 1953. Proceedings of the Institute of History of the Academy of Sciences of the Azerbaijan SSR. Baku, 1958. 13, 5-17 (in Russ.).

10. Esakia K. M. Obsidian-the main raw material for the gun complexes of ancient agricultural cultures of the Caucasus. Archeology of the Eurasian steppes. 2020. 3, 266-268 (in Russ.).

11. Abibullaev O. A. Eneolite and bronze on the territory of the Nakhichevan ASSR. Baku: Elm, 1982. 316 (in Russ.).

12. Museibli N. New data on the Neolithic of Azerajan. Bulletin of the Institute of History, Archeology and Ethnography. 2009. 3, 81-84 (in Russ.).

13. Bakhshaliev V. B. New materials of the Neolithic and Eneolithic from Nakhchivan. Russian Archeology. 2015. 2, 136-145 (in Russ.).

14. Narimanov I. G. Chalagantepe Eneolithic settlement. Baku: Elm, 1985. 11 (in Russ.).

15. Najafov M. N. Some results of research of Bronze Age monuments in the territory of the Ganja-Kazakh region. Actual archeology: archaeological discoveries and modern research methods: abst. sci. conf. young scientists of Saint-Petersburg. Saint-Petersburg, 2013. 88-89 (in Russ.).

16. Kirichenko D. A., Najafov Sh. N. New finds of stone tops of clubs of the Khojaly-Kedabek culture from Azerbaijan. Parabellum Novum: military-historical journal. 2021. 15 (48), 5-23 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.