Раннее Средневековье
© 2011
В. С. Соловьев, С. В. Павлова
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ К ИСТОРИИ АРАБСКОГО ЗАВОЕВАНИЯ ТОХАРИСТАНА
В письменных источниках в общих чертах изложен ход завоевания арабами Тоха -ристана в УП-УШ вв. Однако в них отсутствуют сведения о подчинении ими многих то-харистанских владений. Привлечение материалов, полученных в ходе археологических раскопок, позволяет дополнить и конкретизировать события этого времени и оценить масштабы бедствий, которые обрушились на жителей страны.
Ключевые слова: Средняя Азия, археология, история, культура.
Раннесредневековый Тохаристан являлся одним из государств Средней Азии, в его пределы входили северные районы Афганистана, южные районы Таджикистана и Узбекистана. В первой половине VII в. он состоял из 27 независимых владений, столица государства располагалась на месте древних Бактр — нынешнего селения Балх. Арабское завоевание Тохаристана началось в середине VII в. и длилось около ста лет. Отдельные эпизоды борьбы тохаристанцев за независимость достаточно детально освещены в письменных источниках, например, это касается антиарабского восстания Низек-тархана.1 Вместе с тем в письменных источниках нет сообщений о завоевании арабами многих тохаристанских владений. По этой причине для реконструкции событий, связанных с завоеванием арабами Тохари-стана, большое значение приобретают археологические материалы. Собранные вместе, они позволяют оценить масштабы бедствий, обрушившихся на его жителей во второй половине VII — середине VIII вв.
Одно из тохаристанских владений — Хутталь, судя по сообщениям письменных источников, особенно долго сопротивлялось арабским захватчикам. Б.Я. Ста-виский, опираясь на сообщение буддийского паломника Хуэй Чао, считал, что владение было подчинено ими в 726 г.2 Однако, судя по тому, что арабы вынуждены
Соловьев Виктор Степанович — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. E-mail: tohar.arh@ bk.ru
Павлова Сусанна Владимировна — аспирант кафедры всеобщей истории Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина. E-mail: [email protected]
1 Беляев 1987, 124-130.
2 Fuchs 1939, 455.
были совершить под руководством Асада ибн Абдаллаха новый поход в Хутталь в 737 г., страна к этому времени не была подчинена ими окончательно. Э.Шаванн, основываясь на данных китайских источников, отметил, что в 750 г. упоминается правитель Хутталя Ханаш, который с частью дехкан ушел из страны во время похода на неё Абу-Давуда ибн Ибрахима. В конце концов он прибыл ко двору китайского императора, который в 752 г. пожаловал ему титул ябгу Тохариста-на.3 Косвенно дату завоевания арабами страны в середине VIII в. подтверждают материалы раскопок буддийского монастыря Хишттепа в Ховалингском районе Таджикистана. Самые поздние монеты, найденные здесь, датируются серединой VIII в.4 Именно в это время монастырь был разгромлен арабами, при этом были разбиты скульптуры, украшавшие святилища. Уцелевшие помещения монастыря затем долго использовались местными жителями для жилья.
В это же время было завоевано арабами соседнее с Хутталем владение Вахш. При археологических исследованиях в Вахшской долине, на территории которой располагалось это владение, раскопки проводились на серии раннесредневековых памятников, жизнь на которых прервалась в середине VIII в. Городище Кафирка-ла, расположенное в центре долины, отождествляется со столицей владения, упоминаемой в записках буддийского паломника Сюань Цзана между 635-645 гг.,5 штурмовалось арабами дважды. Оба штурма отмечены пожарами в жилых домах города и дворцовых помещениях на цитадели, разрушениями оборонительных сооружений. После первого штурма и захвата арабами город был отстроен заново в первой четверти VIII в., после второго штурма он был оставлен жителями, и жизнь в нем больше не возродилась. Как показали раскопки, ещё до того, как город был заброшен, жизнь в нем приходит в упадок: мало уделялось внимания его благоустройству, не были восстановлены городской храм и общественное здание в центре города. Начало упадка города датируется фельсом, чеканенным от имени Абдаллаха ибн Хазима (80-90-е гг. VII в.). После арабского завоевания столица области Вахш была перенесена на новое место — в 12 км северо-западнее преж-ней.6
Вторым памятником владения Вахш, подвергнувшимся нападению арабов, был буддийский монастырь Аджинатепа. Следы сильного пожара зафиксированы в зале собраний монахов — здесь сгорели деревянные колонны и кровля. Глиняные скульптуры, украшавшие храмовые и монастырские помещения, были разбиты, пострадала и настенная живопись. После разгрома какое-то время монастырь пустовал, затем уцелевшие его помещения стали использоваться для производственных и хозяйственных нужд. Этот период датируется дирхемами 779-780 гг.7 Как показали раскопки, в середине VIII в. в Вахшской долине жизнь прекратилась на расположенном рядом с Аджинатепа городище Чоргультепа и в замке Нижний Уртабоз.8
В Кобадиане изучались два памятника, где были обнаружены раннесредневековые культурные слои, — городище Калаимир и Безымянное поселение. Ка-
3 Chavannes 1903, 216.
4 Довутов 2004, 369-373; Муллокандов 1990, 12-19.
5 Beal 1981, 295-296.
6 Литвинский, Соловьев 1985, 27-42; Соловьев 1997, 28; 1999, 172-180.
7 Литвинский, Зеймаль 1971; Litvinskij, Zeimal 2003, 17-18.
8 Зеймаль 1961, 143-152; 1962, 35-47; Зеймаль, Соловьев 1983, 138-157.
лаимир отождествляется со столицей владения, во время раскопок выяснилось, что жизнь на её цитадели прервалась в середине VIII в. и возобновилась лишь в позднем средневековье.9 Раскопками на Безымянном поселении вскрыто два помещения и узкий переулок между ними. Жизнь в них прекратилась в результате сильного пожара, случившегося, судя по монетам, в конце VII — первой половине VIII в. В пожаре сгорел весь запас пшеницы.10 К раннему средневековью относится и окончание жизни на многослойном городище Тахти Кубод, расположенном на месте переправы через Амударью.
Видимо, на границе владений Шумана и Кобадиана располагался небольшой город, известный сейчас как городище Калаи Кафирниган. Оно состоит из двух частей — цитадели и шахристана. На территории шахристана раскопано несколько жилых домов, буддийский храм и зороастрийское святилище, предшествующее по времени ему, а затем приспособленное для жилья. В середине VIII в. буддийский храм был разрушен, скульптуры, находящиеся в нем, разбиты, настенная живопись попорчена острым предметом. В бывшем зороастрийском святилище обнаружены следы сильного пожара, во время которого сгорели деревянные колонны, перекрытие, входная дверь в главном помещении и перекрытие в коридоре-вестибюле. В жилых домах найдены беспорядочно разбросанные керамические сосуды, другие бытовые предметы, годные для употребления. Жизнь в городе после этого не возродилась.11
В долине Сурхандарьи, где в раннем средневековье располагались тохари-станские владения Термез, Гуфтан, Чаганиан, раскопана серия замков, большая часть которых погибла во время арабского завоевания. Скорее всего, это произошло в 676 г., во время похода в Термез наместника Хорасана Саида ибн Усмана. Замки представляли собой отдельно стоящие донжоны на платформах высотой 3-6 м. Одним их них был замок Балалыктепа. Л. И. Альбаум, изучавший его, отметил, что обитатели замка покинули его вскоре после окончания строительства в результате того, что их «постигло какое-то бедствие, возможно, связанное с войной». В одном из залов, украшенном великолепной настенной живописью, был разведен костер, в результате чего она покрылась слоем копоти, вернувшиеся в замок его обитатели пытались безуспешно её очистить. Во время ремонта зал был заложен сырцовым кирпичом, и на его месте образовалась платформа, на которой возвели легкую деревянную постройку. Окончательная гибель замка относится
к последней четверти VII в., она, видимо, связана с арабским завоеванием реги-
12
она.12
Следы сильного пожара зафиксированы в замке Джумалактепа, во время ко -торого сгорели деревянные колонны и перекрытие парадного зала, дверные полотнища, детали декоративного убранства, состоящего из резного дерева и настенной живописи. Были разграблены и разрушены хранилища, примыкавшие к парадному залу, и летние помещения второго этажа. Разрушения в замке были столь сильными, что при его восстановлении некоторые помещения пришлось за-бутовать, а на их месте возвести новые — при этом планировка замка значитель-
9 Денисов 1985, 147-163.
10 Соловьев 1987, 165-171.
11 Литвинский 1979, 156-187; 1980, 120-146; 1982, 108-135; Ьйутзку 1981, 35-66.
12 Альбаум 1960, 140-153.
но изменилась. Не было восстановлено и декоративное убранство замка.13 Жизнь в нем продолжалась до XI в. В замке Кучуктепа при раскопках было выделено два строительных периода. Первый период закончился пожаром. Второй период характеризуется тем, что помещения замка на обоих этажах не убирались, в них обнаружены слои мусора.14
Чаганиан активно включился в борьбу с арабами сразу же после их вторжения в Хорасан. Известно об участии чаганианцев в антиарабском восстании 652 г., что послужило причиной первого похода завоевателей в Тохаристан. Захват Чаганиа-на арабами подтверждают результаты раскопок замка Кулялтепе и находка в нем острака с арабской надписью, который позволил судить о том, что замок мог прекратить свое существование в начале VIII в.15
В ходе военных действий, проходивших в долине Сурхандарьи во время арабского завоевания, пострадало и крупное городское поселение, известное как городище Хосияттепа. Культурный слой IV строительного периода, датируемый второй половиной VII — серединой VIII в., характеризует время запустения города, в раскопанных помещениях обнаружен мусор, перемешанный с золой. Видимо, горожане были вынуждены покинуть свое жилье во время захвата города арабами. Некоторое его возрождение началось в первой четверти IX в. К этому периоду относится аббасидский фельс, чеканенный от имени Мухаммада-ал-Амина (809-813 гг.), и черепок с арабской надписью.16
Поселение Шуробкурган располагалось у переправы через Амударью, возникло оно здесь в начале VII в. и быстро увеличивалось в размерах. В середине VIII в. площадь его достигла максимума — 20 га. В это же время многие жилые дома были заброшены, поселение значительно уменьшается в размерах. Создается впечатление, что оно было захвачено арабами, а жители его переселены в другое место. Некоторое возрождение поселения произошло в конце VIII — первой половине IX в., но обживаемая площадь в это время не превышала 5 га. Оба этих периода в истории памятника датируются арабскими фельсами.17
Как показали материалы раскопок раннесредневековых памятников Тохари-стана, все они в разной степени пострадали во время арабского завоевания. Некоторые из них были заброшены, и их оплывшие руины постепенно превратились в холмы разной величины, жизнь в других памятниках продолжалась, но уже в меньших объемах и не была столь комфортной, как раньше. Новый подъем экономики Тохаристана начался в IX в., он сопровождался значительными изменениями в материальной и духовной культуре его населения, вызванными включением страны в состав Омейядского, а затем Аббасидского халифата, утверждением ислама. В X в. возникли и получили развитие новые мегаполисы, которые стали центрами ремесел, денежного обращения и торговли в регионах. Поэтому в IX в. опустели некоторые уцелевшие во время арабского завоевания городские и сельские поселения, а их жители переселились в эти мегаполисы или их округи.
13 Нильсен 1966, 140-153.
14 Аннаев 1988, 24-28, 45-46.
15 Ртвеладзе 1982, 34.
16 Аннаев 1988, 30, 47-48.
17 Болелов 1987, 31-33; 2004, 10-62; Соловьев 2004, 76-115; 2006, 128-136; Шейко 2007, 215223.
ЛИТЕРАТУРА
Альбаум Л. И. 1960: Балалык-тепе. К истории материальной культуры и искусства То -харистана. Ташкент.
Аннаев Т.Д. 1988: Раннесредневековые поселения Северного Тохаристана. Ташкент.
Беляев В. И. (пер.) 1987: История ат-Табари. Ташкент.
Болелов С. Б. 1987: Раннесредневековый жилой дом на юге Узбекистана // Архитектура и строительство Узбекистана. 6, 31-33.
Болелов С. Б. 2004: Археологические исследования на городище Шуробкурган в 1982 году (К истории материальной культуры Северного Тохаристана в эпоху раннего средневековья) // МТЭ. Археологические исследования Шуробкургана. Вып. 4, 10-62.
Денисов Е. 1985: Раскопки в Дангаринском и Кобадианском районах // АРТ. Вып. XIX. (1979 г.), 147-163.
Довутов Д.Д. 2004: Монетные находки в Таджикистане в 1988 г. // АРТ. Вып. XXIX, 369-377.
Зеймаль Т. И. 1961: Разведывательные работы в Вахшской долине в 1959 г. // АРТ Вып. VII (1959 г.), 143-152.
Зеймаль Т. И. 1962: Археологические работы в Вахшской долине в 1960 г. // АРТ Вып. VIII (1960 г.), 35-47.
Зеймаль Т. И., Соловьев В. С. 1983: Работы Уртабозского отряда // АРТ. Вып. XVII (1977 г.), 138-157.
Литвинский Б. А. 1979: Калаи Кафирниган (раскопки 1974 г.) // АРТ. Вып. XIV, 156187.
Литвинский Б. А. 1980: Калаи Кафирниган (раскопки 1975 г.) // АРТ. Вып. XVI. Душанбе, 120-146.
Литвинский Б. А. 1982: Калаи Кафирниган (раскопки 1976 г.) // АРТ. Вып. XVI (1976 г.), 106-135;
Литвинский Б. А., Зеймаль Т. И. 1971: Аджинатепа. М.
Литвинский Б. А. , Соловьев В. С. 1985: Средневековая культура Тохаристана (в свете раскопок в Вахшской долине). М.
Муллокандов М. 1990: Раннесредневековый буддийский монастырь Хишттепа а Хо -валингском районе Таджикистана // Информационный бюллетень МАИКЦА . Вып. 17, 12-20.
Нильсен В. А. 1966: Становление феодальной архитектуры Средней Азии (V-VIII вв.). Ташкент.
Ртвеладзе Э. В. 1982: Новые материалы из Чаганиана (к проблеме происхождения среднеазиатских центических мавзолеев) // Архитектура и строительство Узбекистана. 6, 33-35.
Соловьев В. С. 1987: Работы в Бешкентской долине в 1980 г. // Археологические работы в Таджикистане. Вып. XX. (1980 г.), 165-171.
Соловьев В. С. 1997: Северный Тохаристан в раннем средневековье. Елец.
Соловьев В. С. 1999: Раннесредневековый город Тохаристана по материалам раскопок Кафыркалы) // РА. 2, 172-180.
Соловьев В. С. 2004: Раскопки второго домовладения // МТЭ. Археологические исследования Шуробкургана. Вып. 4, 76-116.
Соловьев В. С. 2006: Археологическое изучение Шуробкургана // РА. 3, 128-136.
Шейко К. А. 2007: К изучению шахристана Шуробкургана // Трансоксиана — Маве-раннахр, 215-223.
Beal S. 1981(reprint): Buddhist records the western World. Dehli.
Chavannes E. 1903: Dokuments sur le Tou — Kiue (turcs). Recueilles et commentes par Ed. Chavannes. St-Petersburg (Сборник трудов Орхонской экспедиции. 6).
Fuchs W. 1939: Huei-ch’aos Pilgerreise durch Nordwest — Indien und Zentral — Asien, um 726 / Sitzungberiche der Preusischen Akademic der Wissenschaften. 1938. Philosophisch — historische Klasse. Berlin.
Litvinskij B.A. 1981: Kalai-Kafirnigan. Problems in the Religion and Art of early medieval Tokharistan // East and West. Vol. 31, 61, 1/4, 35-66.
Litvinskij B.A and Zeimal T. I. 2003: The bouddhist monastery of Ajinatepa. Tajikistan. Roma.
ARCHEOLOGICAL DATA AND HISTORY OF ARAB CONQUEST
OF TOCHARISTAN
V. S. Solovyov, S. V. Pavlova
Written sources outline Arab Conquest of Tocharistan in the 7th — 8th centuries without giving any information concerning Arab seizing Tocharian property. Material obtained in the course of archeological excavations allows making additions to the events of the time, detailing them, and estimating the extent of the disaster that hit the country.
Key words: Central Asia, archeology, history, culture.