Научная статья на тему 'Аргентинский прецедент: экономический кризис определил новое лидерство'

Аргентинский прецедент: экономический кризис определил новое лидерство Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Аргентина / кризис / президентские выборы / смена парадигмы / восхождение правого популизма / Хавьер Милей / программа реформ / БРИКС. / Argentina / crisis / presidential elections / paradigm shift / rise of right-wing populism / Javier Miley / reform program / BRICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева Наиля Магитовна, Яковлев Петр Павлович

Победа на президентских выборах в Аргентине 19 ноября 2023 г. кандидата правых сил Хавьера Милея в решающей степени явилась результатом глубокого социально-экономического и финансового кризиса и широкого общественного недовольства политикой властей. Правительство перонистов, находившееся у власти с 2019 г., не смогло переломить негативные хозяйственные тренды и не предложило аргентинскому обществу убедительной программы решения накопившихся проблем национального развития. Итоги выборов ясно указали на мощный общественный запрос на новое политическое лидерство, которое в острой избирательной конкуренции было перехвачено правыми силами, выступающими за радикальные перемены во внутренней и внешней политике. Вместе с тем план либертарианских экономических реформ, предложенный Х. Милеем, содержит немало спорных и трудновыполнимых пунктов, являющихся объектом критики. Когда новая власть, не имеющая поддержки в парламенте и обреченная на противостояние с перонистами, после электоральной эйфории столкнется с реальной действительностью, в планы правительства могут быть внесены необходимые коррективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Argentine Precedent: Economic Crisis has Determined New Leadership

The victory of the right-wing candidate Javier Miley in the presidential elections in Argentina on 19 November 2023 was to a decisive extent the result of a deep socio-economic and financial crisis and widespread public discontent with official policies. The Peronist government that had been in power since 2019 had failed to reverse negative economic trends and had not offered Argentine society a convincing program to solve the accumulated problems of national development. The 2023 election results clearly indicated a strong public demand for new political leadership, which, in an intense electoral competition, was intercepted by right-wing forces advocating radical changes in domestic and foreign policy. At the same time, the libertarian economic reform plan proposed by H. Miley contains many controversial and difficult-to-implement points that have been subject to criticism. When, after the electoral euphoria, the new government, which does not have support in parliament and is doomed to confrontation with the Peronists, will face reality, necessary adjustments might be made to its plans.

Текст научной работы на тему «Аргентинский прецедент: экономический кризис определил новое лидерство»

ПЕтР ЯкоВЛЕВ,АРГЕНтИНСкИЙ ПРЕЦЕДЕНт: ЭкоНоМИЧЕСкИЙНАИЛЯ ЯкоВЛЕВАкРИЗИСоПРЕДЕЛИЛ НоВоЕ ЛИДЕРСтВо|38

DOI 10.32726/2411-3417-2023-4-38-54УДК 94(8); 323; 324

НаилЯЯковлева,ПетрЯковлев

Аргентинский прецедент: экономический кризис

определил новое лидерство

Аннотация. Победа на президентских выборах вАргентине 19 ноября 2023г. канди-

дата правых сил Хавьера Милея врешающей степени явилась результатомглубокогосоциально-экономического ифинансового кризиса иширокого общественного недо-

вольства политикой властей. Правительство перонистов, находившееся увластис2019г., не смогло переломить негативные хозяйственные тренды ине предложилоаргентинскому обществу убедительной программы решения накопившихся проблем на-

ционального развития. Итоги выборов ясно указали на мощный общественный запросна новое политическое лидерство, которое вострой избирательной конкуренции былоперехвачено правыми силами, выступающими за радикальные перемены во внутреннейивнешней политике. Вместе стем план либертарианских экономических реформ, пред-

ложенный Х. Милеем, содержит немало спорных итрудновыполнимых пунктов, явля-

ющихся объектом критики. Когда новая власть, не имеющая поддержки впарламентеиобреченная на противостояние сперонистами, после электоральной эйфории столк-

нется среальной действительностью, впланы правительства могут быть внесенынеобходимые коррективы.

Ключевые слова: Аргентина, кризис, президентские выборы, смена парадигмы, восхо-

ждение правого популизма, Хавьер Милей, программа реформ, БРИКС.

От «золотого десятилетия» к «десятилетию застоя»

За первые двадцать лет XXI в. социально-экономическое развитие Аргентины прошло

через несколько различных этапов. Всамом начале столетия страна пережила острей-

ший кризис, который подвел черту под периодом рыночных реформ 1990-хгодов, за-

кончившихся крупнейшим вмировой истории дефолтом по суверенным долгам иразо-

чарованием значительной части аргентинского общества впринципах неолиберальной

экономики. Витоге макроэкономический маятник качнулся впротивоположную от ры-

ночной ортодоксии сторону.

Сведения об авторе: ЯКОВЛЕВА Наиля Магитовна — ведущий научный сотрудникИнститута Латинской Америки РАН, кандидат исторических наук, nel-yakovleva@

yandex.ru.

ЯКОВЛЕВ Петр Павлович — главный научный сотрудник Института Латинской Аме-

рики РАН, доктор экономических наук, petrp.yakovlev@yandex.ru.

ПЕтР ЯкоВЛЕВ,АРГЕНтИНСкИЙ ПРЕЦЕДЕНт: ЭкоНоМИЧЕСкИЙНАИЛЯ ЯкоВЛЕВАкРИЗИСоПРЕДЕЛИЛ НоВоЕ ЛИДЕРСтВо|39

Сердцевиной посткризисной модели развития, взятой на вооружение перонист-

ским правительством Нестора Киршнера (2003–2007гг.) изакрепленной кабинетами

Кристины Фернандес де Киршнер (2007–2015гг.), было усиление ролигосударства

вэкономике, втом числе— путем жесткого регулирования предпринимательской де-

ятельности ипередачи под национальный контроль целого ряда значимых активов,

принадлежащих иностранному капиталу. Одним из самыхгромких таких актов стала

национализация в2012г. главной энергетической корпорации Аргентины— «Repsol

YPF», 51% акций которой принадлежали испанской компании «Repsol» [Яковлева,

Яковлев. Большая…]. Вюридическом плане решение аргентинских властей привело

кдлительной тяжбе Буэнос-Айреса синостранными инвесторами, иесли с «Repsol»

Буэнос-Айресу удалось прийти ксоглашению, то сдругими акционерами конфликт

растянулся надолго. Так, вразгар предвыборной борьбы воктябре 2023г. суд Нью-

Йорка вынес решение впользу международных финансово-инвестиционных компаний

Burford Capital иEton Park, обязав Аргентину выплатить им неподъемную для арген-

тинского бюджета компенсацию вразмере 16 млрд долларов [Argentina apelará...].

Между тем дирижистский экономический курс, взятый на вооружение перонист-

скими правительствами, на первоначальном этапе осуществлялся вусловиях благо-

приятной конъюнктуры мировых рынков— высоких цен на аргентинские экспортные

товары (так называемый «сырьевой суперцикл»), что позволило взначительной мере

восстановить производство ипридать импульс хозяйственному развитию. Врезультате

период с2003 по 2012годы, получивший наименование «золотого десятилетия», был

отмечен заметным улучшением практически всех макроэкономических показателей

(табл. 1).

Таблица 1

Аргентина: динамика основных макроэкономических показателей

Показатель20022003–20122013–20222023ВВП (изменение в %)-10,95,70,4-3,3Инвестиции восновной капитал (% ВВП)12,221,815,3–

Экспорт товаров (млрд долл.)25,756,566,669,5Импорт товаров (млрд долл.)9,043,962,571,1Валютные резервы (млрд долл.)10,432,541,335,0ПИИ (млрд долл.)2,27,08,7-

Инфляция загод (%)41,08,748,5180,0Расходы бюджета (% ВВП)21,929,639,740,0Бюджетный результат (% ВВП)-1,9+0,3-5,4-

Налоговая нагрузка (% ВВП)17,826,730,030,0Госдолг (% ВВП)147,268,869,389,5Внешний долг (млрд долл.)156,8138,1227,0276,7Ключевая ставка ЦБ (%)40,715,840,7133,0Минимальная зарплата (долл.)65,3334,7431,1337,1

Источник: составлено авторами на основе данных международной иаргентинской статистики (показа-

тели 2003–2012 и2013–2022гг.— средние загод, 2023г.— оценка)

ПЕтР ЯкоВЛЕВ,АРГЕНтИНСкИЙ ПРЕЦЕДЕНт: ЭкоНоМИЧЕСкИЙНАИЛЯ ЯкоВЛЕВАкРИЗИСоПРЕДЕЛИЛ НоВоЕ ЛИДЕРСтВо|40

В этот период рекордно высокими темпами (в среднем на 5,7% вгод) рос ВВП, зна-

чительно увеличились вложения восновной капитал, возросли объемы товарного

экспорта, оживился приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ), ощутимо попол-

нились валютные резервы Центрального банка (ЦБ), впервые за многиегоды бюджет

стал сводиться спрофицитом. Положительную роль сыграло снижение ключевой став-

ки ЦБ, что облегчило бизнесу доступ ккредитным ресурсам. На этом фоне несколь-

ко сократился внешний игосударственный долг, значительно понизилась инфляция,

радикально повысились доходы большинства аргентинцев (минимальная зарплата

в2012г. достигла 576 долл., превысив показатель 2002г. почти в9 раз).

Можно констатировать, что первое десятилетие XXI в. стало «точкой сборки» арген-

тинской экономики, которая приобрела определенную стрессоустойчивость. Это, вчаст-

ности, показалглобальный кризис 2008–2009гг., который хотя изадел рикошетом Ар-

гентину, но не имел таких разрушительных последствий, как во многих других странахЛатинской Америки [Яковлева. Аргентинская модель…]. Например, вусловиях начав-

шейся мировой рецессии аргентинский ВВП в2009г. упал на 5,9%, но уже в2010г. вы-

рос на 10,1%, ав 2011г.— еще на 6% [PIB de Argentina]. Однако внедрах аргентинскойсоциально-экономической дирижистской модели неотвратимо происходило накопле-

ние проблемного потенциала, который, достигнув своей критической массы на рубеже2020-хгодов, произвел совокупный мультипликативный эффект негативного свойства.

По сути, весь период «десятилетия застоя» (2013–2022гг.) вАргентине стал вре-

менем движения вспять— зримого умножения основных индикаторов, отражающих

процесс нарастания системных макроэкономических ифинансовых рисков. Главное:

резко замедлился рост ВВП (шесть лет из десяти фиксировалось его абсолютное па-

дение); сократились инвестиции восновной капитал, втом числе из-за существенного

увеличения налогов, включая налоги на экспорт; вновь стала раскручиваться инфля-

ционная спираль; критически увечилась долговая нагрузка на экономику. Вчастно-

сти, в2013–2022гг. внешний долг вырос на 78%— со 155,5 до 276,7 млрд долларов

[CEPAL…P. 269].

Важно отметить, что основная часть внешней задолженности приходилась нагосу-

дарственные органы, но примеру властей следовали идругие аргентинские заемщики

(табл. 2).

Таблица 2

Внешний долг Аргентины (начало 2023г.)

ЗаемщикРазмер (млн долл.)Доля в %

Всего276694100,0Государство16069058,1Центральный банк2859810,3Финансовые компании46231,7Нефинансовые компании идомохозяйства8278229,9

Источник: INDEC: Instituto Nacional de Estadística yCensos de la República Argentina.— indec.gob.ar

ПЕтР ЯкоВЛЕВ,АРГЕНтИНСкИЙ ПРЕЦЕДЕНт: ЭкоНоМИЧЕСкИЙНАИЛЯ ЯкоВЛЕВАкРИЗИСоПРЕДЕЛИЛ НоВоЕ ЛИДЕРСтВо|41

В чем коренились причины столь внушительного приращения долгового навеса

над экономикой Аргентины? Во-первых, происходило ухудшение условий ведения

бизнеса: помимо отмеченного роста налогового бремени, усиливалось регулятивное

вмешательствогосударства впроцесс ценообразования. Устанавливался максималь-

ный уровень розничных цен на ряд товаров массового спроса, что снижало стимулы

предпринимателей красширению производства исокращало денежные поступления.

Данное обстоятельство вынуждало компании врастущих масштабах прибегать квну-

тренним ивнешним займам. Сдругой стороны, власти субсидировали поддержание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экономически неоправданных низких цен на транспорт, электроэнергию, горючее. На-

пример, всередине 2010-хгодов природныйгаз для бытового потребления вБуэнос-

Айресе стоил в13 раз дешевле, чем вЧили, ив 25 раз— чем вБразилии [Яковлева,

Яковлев. Аргентина как…С.26]. По имеющимся оценкам, за два десятилетия субсидии

потребителямгаза иэлектроэнергии обошлись аргентинскомугосударству в160 млрд

долларов [Apud]. Это облегчало положение домохозяйств, но вело кнеподкреплен-

ному доходами наращиваниюгосударственных расходов иобразованию бюджетного

дефицита.

Еще один из мультипликаторов финансовых неурядиц— раздутый инизкоэффек-

тивныйгосударственный сектор варгентинской экономике. Достаточно привести такой

факт: впервой половине 2023г. государственные компании всреднем «теряли» 14 млн

долл. вдень (за шесть месяцев— свыше 2,5 млрд долл.), которые также пришлось

компенсировать из бюджета итем самым увеличивать размер его дефицита [Serra].

Конечно, агрегированные данные оденежных потеряхгоспредприятий— это

«средняя температура по больнице», поскольку впринципе нельзя отрицать сущест-

вованиягосударственных компаний, работающих сравнительно эффективно. Но факт

оставался фактом: вАргентине создавался порочный круг постоянной нехватки финан-

совых ресурсов, которая покрывалась правительством за счет новых заимствований,

восновном на международных рынках. Вкачестве институциональных кредиторов ар-

гентинскогогосударства выступали прежде всего многосторонние финансовые органи-

зации ибанки. Втом числе: МВФ, предоставивший на начало 2023г. 45707 млн долл.,

Межамериканский банк развития (МАБР)— 15648 млн, Всемирный банк— 9205млн,

Андская корпорация развития— 3931 млн долл. идругие. Кроме того, свыше 66 млрд

долл. составили заимствования Аргентины участных инвестиционных фондов ифи-

нансовых компаний [La deuda externa…].

Перечисленные факторы, определившие макроэкономическое содержание «десяти-

летия застоя», замедлили динамику аргентинской экономики, ограничили возможно-

сти формирования ресурсов развития новых производственных секторов, обусловили

отставание Аргентины вделе технологической модернизации, вконечном счете— по-

высили степень внутреннего политического напряжения накануне президентских вы-

боров 2023г.

ПЕтР ЯкоВЛЕВ,АРГЕНтИНСкИЙ ПРЕЦЕДЕНт: ЭкоНоМИЧЕСкИЙНАИЛЯ ЯкоВЛЕВАкРИЗИСоПРЕДЕЛИЛ НоВоЕ ЛИДЕРСтВо|42

Накал инюансы избирательной кампании

Борьба за президентский пост вАргентине всегда носит напряженный, анередко

идраматический характер, что во многом объясняется той большой ролью, которую,

всоответствии сконституцией, главагосударства играет во внутренней ивнешней по-

литике. Президент не только вырабатываетгенеральную политическую линию иутвер-

ждает социально-экономическую стратегию, но инепосредственно руководит работой

кабинета министров, направляет дипломатическую деятельность, является верхов-

нымглавнокомандующим. Нынешний электоральный цикл по своему накалу не стал

исключением. Более того, его характеризовал ряд особенностей, усиливших интерес

за рубежом каргентинским выборам.

Во-первых, сюрприз преподнес уже старт избирательной кампании 13 августа, когдапрошли праймериз— так называемые «первичные, открытые, одновременные иобяза-

тельные» выборы (сокращенно по-испански— PASO)1. На них неожиданно для большин-

ства наблюдателей одержал уверенную победу кандидат правойгруппировки «Свободанаступает», депутат парламента Хавьер Милей, получивший 30% голосов, тогда как ны-

нешний министр экономики Серхио Масса, представлявший проправительственное пе-

ронистское объединение «Союз за Родину», набрал 21,4%, апредставитель правоцен-

тристской коалиции «Вместе за перемены», бывший министр безопасности ПатрисияБульрич— 17%. Кроме того, право участвовать впрезидентских выборах получилигу-

бернатор провинции Кордова, перонист Хуан Скиаретти (3,8% голосов) ипредставительлевых сил, депутат парламента Мириам Бергман (1,9%) [Reparto de los votos…], но ихучастие вдальнейшей электоральной борьбе носило декоративный характер.

Во-вторых, впоследниегоды Аргентина, несмотря на внутренние экономические

трудности (а может быть, иблагодаря им) не только подтвердила, но иактивизировала

свою роль заметного игрока на региональном иглобальном уровне. Аргентинская ди-

пломатия деятельно участвует вработе Группы 20, страна стремится нарастить экспорт

аграрной продукции иувеличить свой вклад вобеспечениеглобальной продовольст-

венной безопасности, выступает (когда это ей выгодно) за углубление интеграцион-

ных процессов вЛатинской Америке, приобрела статус стратегического партнера Ки-

тая иРоссии, интенсифицировала взаимодействие сдругимигосударствами-членами

БРИКС [Яковлева, Яковлев. Аргентина— резервный…]. Не случайно на саммите вЮж-

ной Африке в2023г. была удовлетворена заявка Буэнос-Айреса на присоединение

к«пятерке». Врезультате вступление вБРИКС,намеченное на 1января 2024г., также

стало одной из тем предвыборных дебатов.

В-третьих, латиноамериканские эксперты подметили интересный феномен. Впо-

следнее десятилетие приход квласти вАргентине президента определенной полити-

1PASO или праймериз (англ.) стали проводиться с 2011 г. на основании принятого в 2009 г. зако-

на № 26571 «О демократизации политического представительства, прозрачных и честных выбо-

рах». — URL: electoral.gob.ar/nuevo_legislacion/pdf/26571.pdf

ПЕтР ЯкоВЛЕВ,АРГЕНтИНСкИЙ ПРЕЦЕДЕНт: ЭкоНоМИЧЕСкИЙНАИЛЯ ЯкоВЛЕВАкРИЗИСоПРЕДЕЛИЛ НоВоЕ ЛИДЕРСтВо|43

ческой ориентации дает старт аналогичным переменам вдругих латиноамериканских

странах [Fraga]. Отсюда— то пристальное внимание, скоторым вЛатинской Америке

следили за перипетиями предвыборной борьбы вАргентине.

В-четвертых, проанализированные выше кризисные изастойные явления варген-

тинской экономике впериод избирательной кампании приобрели дополнительную

остроту. Это, вчастности, коснулось царящего встране валютного хаоса— наличия

уже втечение длительного времени нескольких обменных курсов. Причем всередине

октября 2023г. при официальном курсе порядка 350 аргентинских песо за доллар США

неофициальная, но реальная стоимость американской валюты перешагнула психоло-

гически чувствительный порог в1000 песо. Ситуацию усугубил ивзрывной рост потре-

бительских цен— годовая инфляция кконцу 2023г. (по прогнозам) должна превысить

180%. По этому печальному показателю Аргентина, по данным МВФ, заняла четвер-

тое место вмире после Венесуэлы (360%), Зимбабве (315%) иСудана (256%) [World

Economic Outlook…]. Витоге страна балансировала награни дефолта ибанкротства,

адоля аргентинцев, живущих вбедности, приблизилась к40%. Эти факторы сделали

экономические вопросы стержнем всех электоральных дебатов, ключевым аспектом

политического лидерства.

Наконец, в2023г. всхватке за президентский пост сошлись пять претендентов, из

которых утрех, согласно результатам опросов, были практически равные шансы на по-

беду. Вбогатой электоральной истории страны, как правило, доминировали две силь-

ные президентские формулы (президент избирается всвязке свице-президентом),

независимо от общего числа заявленных или прошедших через сито PASO формул.

Вэтот раз представителям правящей коалиции противостояли кандидаты от двух оп-

позиционных альянсов, олицетворявшие смену электоральной парадигмы иготовые

дать бой перонистам.

Сложившееся положение дел свидетельствовало онарастающем политическом

размежевании аргентинского общества, фактическом расколе электората по ключе-

вым вопросам дальнейшего национального развития.

Экономические программы основных претендентов

Экономическая неопределенность иострота хозяйственных проблем, скоторыми

столкнулась Аргентина, атакже неотложный характер мер по выходу из кризиса об-

условили тот факт, что вцентре избирательных программ всех кандидатов находились

предложения финансово-экономического порядка. Рассмотрим программные обеща-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния, данные тремяглавными соперниками.

План, предложенныйС.Массой, включал следующие основные положения:

1.«Расшивку» узких мест всфере внешнеэкономических связей, вчастности—

увеличение валютных поступлений, необходимых для финансирования импор-

та иобслуживаниягосударственного долга, прежде всего задолженности перед

ПЕтР ЯкоВЛЕВ,АРГЕНтИНСкИЙ ПРЕЦЕДЕНт: ЭкоНоМИЧЕСкИЙНАИЛЯ ЯкоВЛЕВАкРИЗИСоПРЕДЕЛИЛ НоВоЕ ЛИДЕРСтВо|44

МВФ. Эта задолженность, заявлял С.Масса, должна быть погашена, чтобы Фонд

больше не вмешивался впроцесс формирования экономической политики Арген-

тины. Достижение этих целей возможно путем наращивания экспорта, впервую

очередь аграрной продукции, энергоносителей илития— этого «нового брилли-

анта варгентинской короне». Аргентина, подчеркивал министр-перонист, может

стать «фабрикой долларов» [El plan de Massa…].

2.Сокращение бюджетного дефицита за счет экономиигосударственных расходов

иувеличения налоговых поступлений. Всвою очередь, рост налогов может быть

достигнут благодаря ускорению экономического роста ирасширению предпри-

нимательской активности.

3.Придание экономическому развитию «инклюзивного характера»— включения

внего максимально широких слоев населения. Здесь ключевой момент состоит

вповышении доходов основного массива аргентинцев, работающих по найму,

чья заработная плата впоследниегоды вбольшинстве случаев существенно со-

кратилась. Выход из этой ситуации С.Масса видел вдостижении договоренно-

стей между профсоюзами иработодателями, вдухе традиционного для перони-

стов взгляда на классовое сотрудничество.

По сути, полная благих пожеланий предвыборная платформа провластного канди-

дата носила, сточки зрения новаций, весьма ограниченный характер ине содержала

никаких прорывных идей опутях выхода из застоя. Ее выполнение обещало аргентин-

цам продолжение нынешнего экономического курса снекоторыми корректировками

ирасчетом на то, что вобозримой перспективе вбольшей мере будет реализован име-

ющийся устраны ресурсный потенциал [Sergio Massa…].

Заметно решительнее выглядели предложенияП. Бульрич. Реперными точками ее

экономической программы стали две магистральные идеи: запрет на ограничение ва-

лютных операций, лишавшее аргентинцев возможности свободно обменивать нацио-

нальные денежные знаки на иностранные, и (как логическое продолжение) введение

встране бимонетарной денежной системы, на практике означающей параллельное

хождение песо идоллара. Другие ее обещания во многом перекликались сзаявле-

ниями С.Массы. Втом числе: урезание (в первыйгод президентства— на 25%) госу-

дарственных дотаций, сокращение числа министерств иведомств (с целью экономии

бюджетных средств), проведение трудовой реформы, концентрация усилийгосударст-

ва на реализации инфраструктурных проектов, максимально важных для расширения

производства энергоресурсов, горнорудного сырья ипромышленных товаров.

Кроме того, П. Бульрич предлагала несколько ограничить полномочия Централь-

ного банка, вчастности, вэмиссии ифинансировании исполнительной власти [10

propuestas…].

Самую радикальную, во многом популистскую программу реформ представилХ.Ми-

лей. Альфой иомегой плана было сведение до абсолютного минимума участияго-

сударства вэкономике. Сэтой целью кандидат-либертарианец предлагал резко

ПЕтР ЯкоВЛЕВ,АРГЕНтИНСкИЙ ПРЕЦЕДЕНт: ЭкоНоМИЧЕСкИЙНАИЛЯ ЯкоВЛЕВАкРИЗИСоПРЕДЕЛИЛ НоВоЕ ЛИДЕРСтВо|45

уменьшить бюджетные расходы, кардинально сократить количество министерств, при-

ватизироватьгосударственные компании; упразднить 90% «лишних» налогов, которые

обеспечивают только 2% ВВП, но существенно затрудняют предпринимательскую дея-

тельность; провести реформу рынка труда стем, чтобы 8млн аргентинцев, работающих

в «теневом секторе», были инкорпорированы вформальную экономику; упразднить

Центральный банк, ответственный, по мнению Х. Милея, за раскручивание инфляци-

онной спирали; передать все без исключения инфраструктурные проекты из веде-

ниягосударства вруки частных компаний; ликвидировать системугосударственного

субсидирования тарифов на электроэнергию идругие услуги, установив для компа-

ний-поставщиков экономически обоснованные цены; отменить все налоги на экспорт

товаров агропромышленного комплекса, создавая тем самым благоприятные условия

для роста производства иувеличения присутствия аргентинской аграрной продукции

на мировых рынках; проводить «открытую политику» всфере внешней торговли, сак-

центом не на участии вмногосторонних объединениях, ана заключении двусторонних

соглашений освободной торговле (по примеру Чили); вместо присоединения кБРИКС

интенсивно развивать связи сгосударствами-лидерами Запада, беря пример стаких

стран, как Австралия, Новая Зеландия, Ирландия. Иглавное: провести долларизацию

аргентинской экономики, заместив национальную валюту долларами США [Cuáles son

las propuestas…].

Нет ничего удивительного, что программа Х. Милея вызвала многочисленные откли-

ки инеоднозначную (в целом ряде случаев— остро критическую) реакцию вАргентине

иза ее пределами. Впервую очередь это коснулось вопроса одолларизации. Вкаче-

стве примера приведем мнение директора департамента Западного полушария МВФ

Родриго Вальдеса. Он заявил, что введение доллара вкачестве национальной ва-

люты требует выполнения многих предварительных условий, включая политические,

ноглавное— стабилизации макроэкономической ситуации ипринятия обоснованного

плана развития, опирающегося на поддержку большинства аргентинского общества

[IMF…]. Но очевидно, что таких условий вАргентине нет.

В свою очередь, эксперты Institute of International Finance (IIF) нарисовали удруча-

ющую картину, ожидающую Аргентину на пути долларизации. Исследование МИФпоказало, что «переход на валюту США» потребует дополнительных вливаний вар-

гентинскую финансовую систему вразмере от 30 до 40 млрд долл., которыми Буэ-

нос-Айрес не располагает. Значит, необходимо будет существенно сократить импорт,

что неизбежно приведет к «стагфляции»— углубит рецессию ивызовет новый витокинфляции. Поэтому, сделали вывод вМИФ, долларизация вАргентине не представ-

ляется перспективной [IIF. LatAmViews…]. Ааналитики влиятельного британскогоделового еженедельника «The Economist» пришли квыводу, что реализация пла-

нов Х. Милея развернет экономическую политику на 180градусов ипревратит странувлабораторию для проведения рискованных хозяйственных экспериментов. Такиекрутые виражи варгентинской истории уже не раз случались и, как правило, закан-

чивались социальными потрясениями ивнутриполитическими кризисами [Argentinaneeds…].

ПЕтР ЯкоВЛЕВ,АРГЕНтИНСкИЙ ПРЕЦЕДЕНт: ЭкоНоМИЧЕСкИЙНАИЛЯ ЯкоВЛЕВАкРИЗИСоПРЕДЕЛИЛ НоВоЕ ЛИДЕРСтВо|46

Динамика электорального процесса: аргентинскиегорки снепредсказуемым

результатом

К 22 октября— дате первого тура общенациональных выборов— главная интрига

развернулась вокруг кандидатур тех претендентов, которые имели шансы выйти во

второй тур, назначенный на 19 ноября. Вопрос состоял втом, представители каких из

пяти политических сил, преодолевших барьер первичных выборов, смогут выйти на

первое ивторое место по итогамголосования. Иопять, как ив августе, аргентинцев

ожидали сюрпризы. Во второй тур президентских выборов прошли С.Масса иХ. Милей

(табл. 3), но при этом министр экономики, вопреки прогнозам инесмотря на плачевное

состояние экономики, вышел на первое место.

Таблица 3

Итоги первого тура президентских выборов 22 октября 2023г.

№Кандидаты на постпрезидента ивице—президентаИзбирательный альянсКоличествоизбирателейГолоса,

в %

1Серхио Томас Масса— Агустин РоссиUnión por la Patria(Союз за Родину)

9 64598335,982Хавьер Херальдо Милей— ВикторияВильяруэльLa Libertad Avanza(Свобода наступает)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 88433629,343Патрисия Бульрич—

Луис ПетриJuntos por el Cambio(Вместе за Перемены)

6 26715223,294ХуанСкиаретти— ФлоренсиоРандассоHacemos por nuestro País(Сделаем для нашей страны)

1 7843156,585Мириам Тереса Брегман– Николасдель КаньоFrente de Izquierda ydeTrabajadores - Unidad(Фронт левых силитрудящихся)

7099322,64

Источник: Dirección Nacional Electoral. Elecciones 2023| Generales.— URL: electoral.gob.ar/nuevo/

paginas/btn/actas_esc_generales2023.php

По мнению многих наблюдателей, не последнюю роль всостоявшихся выборах сыг-

рал возраст одержавших промежуточную победу кандидатов на пост президента. Оба

они относительно молоды (С.Массе— 51год, Х. Милею— 53) по сравнению сближай-

шими соперниками— П. Бульрич иХ. Скиаретти.

Социологические источники приводят показательные данные овозрастном иген-

дерном составе избирателей, свидетельствующие отом, что за Милеяголосовала

впервую очередь молодежь1 (табл. 4). Аэто значительная часть избирателей2.

1В 2012 г. в Аргентине был принят закон № 26.774 (Ley de Ciudadanía Argentina N° 26.774), из-

вестный также как «закон о молодом избирателе» (Ley de Voto Joven), в соответствии с которым

право участия в выборах основных органов власти предоставлялось гражданам Аргентины с 16

лет (до этого — с 18 лет).

2В общенациональных выборах в 2023 г. избиратели в возрасте от 16 до 29 лет составили 26,5%

электората, или 9,5 млн человек. (Jóvenes electores. — URL:electoral.gob.ar/nuevo/paginas/datos/

total_electores_2023.php)

ПЕтР ЯкоВЛЕВ,АРГЕНтИНСкИЙ ПРЕЦЕДЕНт: ЭкоНоМИЧЕСкИЙНАИЛЯ ЯкоВЛЕВАкРИЗИСоПРЕДЕЛИЛ НоВоЕ ЛИДЕРСтВо|47

Таблица 4

Возрастной игендерный состав сторонников кандидатов впрезиденты Аргентины(по итогам первого тура)

КандидатСторонники кандидата (доля в %)

16-35 лет35-55 лет56+МужчиныЖенщиныХавьер Милей54,236,629,745,437,8Серхио Масса33,845,839,342,838,0

Источник: CB Consultora opiniόn pública. INFORME ARGENTINA— 23 y24 de octubre 2023- ELECCIONES

BALLOTAGE PRESIDENTE— 1715 CASOS— Líderes en el estudio de la Opinión pública

Вместе стем, как показали результаты последующих социологических опросов,

впромежутке между двумя турами избиратели Х. Милея несколько «повзрослели», так

как косновному ядру его сторонников примкнули избиратели П. Бульрич, занявшей

третье место ивыбывшей из борьбы за президентский пост. Вконце сентября за нее

намеревалась проголосовать половина опрошенных из возрастнойгруппы 56+, часть

которых встала на сторону Х. Милея после заключения между двумя политиками 25 ок-

тября так называемого «частного соглашения осотрудничестве ради перемен» впред-

дверии второго тура выборов (табл. 5).

Таблица 5

Возрастной игендерный состав сторонников кандидатов впрезиденты

Аргентины(накануне второго тура)

КандидатСторонники кандидата (доля в %)

16–35 лет35–55 лет56+МужчиныЖенщиныХавьер Милей44,343,955,252,040,6Серхио Масса43,145,337,838,148,1

Источник: CB Consultora opiniόn pública. INFORME ARGENTINA— 02 a04 de noviembre 2023—

ELECCIONES BALLOTAGE PRESIDENTE— 2471 CASOS— Líderes en el estudio de la Opinión pública.

Подавляющее большинство опросов накануне второго тура предрекало, хоть ис не-

большим отрывом, победу Х. Милея, что лишний раз указывало на стремление арген-

тинского общества кпеременам. Впервую очередь это касалось наиболее молодой

части социума, вбольшинстве своем— мужчин. При этом следует заметить, что моло-

дежь далека от поддержки правоконсервативных идей, характерных для платформы

Милея. Главная проблема молодых людей вусловиях кризиса— невозможность обес-

печить себе исвоим семьям достойное содержание, утверждали специалисты, ана-

лизировавшие неожиданный триумф кандидата правого альянса «Свобода наступает»

[Anatomía del voto…]. Последовавшие события подтвердили существенный вклад мо-

лодой категории избирателей впобеду Х. Милея во втором туре, которая превзошла

все самые смелые прогнозы (табл. 6).

Затянувшийся электоральный марафон завершился 19 ноября 2023г., ипосле под-

счетаголосов избирателей страна узнала имя президента. Им стал Хавьер Милей.

ПЕтР ЯкоВЛЕВ,АРГЕНтИНСкИЙ ПРЕЦЕДЕНт: ЭкоНоМИЧЕСкИЙНАИЛЯ ЯкоВЛЕВАкРИЗИСоПРЕДЕЛИЛ НоВоЕ ЛИДЕРСтВо|48

Таблица 6

Результаты второго тура президентских выборов 19 ноября 2023г.

Кандидаты на постпрезидента ивице—президентаИзбирательныйальянсКоличествоизбирателей, млнГолоса,

в %

Хавьер Херальдо Милей— ВикторияВильярруэльLa Libertad Avanza(Свобода наступает)

14, 555,7Серхио Томас Масса— Агустин РоссиUnión por la Patria(Союз за Родину)

11,544,3

Источник: Reparto de los votos en la segunda vuelta de las elecciones presidenciales de Argentina en 2023,

por candidato.— URL: es.statista.com/estadisticas/1424356/resultados-del-balotaje-en-argentina-2023/.

Новое лидерство, которое сложно признать бесспорным, было обусловлено пла-

чевным состоянием национальной экономики иосознанием большинством электора-

та необходимости перемен. При этом стоит подчеркнуть: несмотря на обилие различ-

ных предвыборных программ ипредложений, часть которых всерьез взбудоражила

не только рядовых избирателей, но иэкспертное сообщество, системного иреально

выполнимого плана выхода из тяжелого экономического кризиса, продолжающегося

не одингод, никем из претендентов, включая победителя, так ине было представлено.

Поэтому после торжеств по случаю инаугурации, назначенных на 10 декабря 2023г.,

новому руководству страны предстоит нелегкая миссия по выработке не только кон-

цептуальных рамок, но иконкретной дорожной карты выхода из тупика. Задача, ска-

жем прямо, не из легких.

Главный внешнеполитический вектор: Аргентина иБРИКС

Помимо решения неотложных экономических проблем исложных внутриполитических

вопросов, ккоторым можно отнести укрепление демократических институтов, иско-

ренение коррупции, обеспечение безопасностиграждан ибизнеса, новый президент

должен будет сосредоточиться на узловых внешнеполитических сюжетах. Речь идет,

среди прочего, овзаимодействии сглавными партнерами— США, КНР иБразилией,

участии впродвижении соглашения Евросоюз-Меркосур, урегулировании проблем

сМВФ. Немаловажно, как вновом контексте сложится судьба российско-аргентинских

отношений, 140-летие которых будет отмечаться в2025г. [Россия иАргентина…].

На первом месте по срочности находится вопрос оприсоединении Аргентины с1 ян-

варя 2024г. кБРИКС,вызвавший острые дискуссии варгентинском истеблишменте.

Казалось бы, тут нет места для сомнений: уже второе десятилетие внешнеэкономи-

ческая повестка Аргентины вращается вокруг отношений сгосударствами-членами

БРИКС [Яковлева. Страны BRICS…]. Традиционным крупнейшим партнером Буэнос-

Айреса остается Бразилия. Вторым торговым контрагентом стал Китай, быстро прев-

ратившийся восновного инвестора варгентинскую экономику. Впоследниегоды

резко возросла значимость Индии как импортера аргентинского продовольствия (то-

варооборот между двумя странами в2003–2022гг. вырос в9 раз). Ощутимо выросла

ПЕтР ЯкоВЛЕВ,АРГЕНтИНСкИЙ ПРЕЦЕДЕНт: ЭкоНоМИЧЕСкИЙНАИЛЯ ЯкоВЛЕВАкРИЗИСоПРЕДЕЛИЛ НоВоЕ ЛИДЕРСтВо|49

ироссийско-аргентинская торговля, хотя ее потенциал далек от реализации (табл. 7).

Только торговый обмен сЮАР «топчется на месте», но удвух стран имеются точки вза-

имопонимания вдругих областях.

Таблица 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Торговля Аргентины сгосударствами БРИКС (млн долл.)

Показатель200320132022ДоляРостВся торговляэкспорт299397596388268100,0%2,9 разаимпорт138517444276163100,0%5,5 разаоборот43790150405164431100,0%3,7 разаБразилияэкспорт4663159491263414,3%2,7 разаимпорт4670191621519019,9%3,3 разаоборот9333351112782416,9%3,0 разаКитайэкспорт2478551279249,0%3,2 разаимпорт721113131585620,8%22 разаоборот3199168252378014,5%7,4 разаИндияэкспорт559108945425,2%8,1 разаимпорт13577717002,2%12,6 разаоборот694186662423,8%9,0 разРоссияэкспорт1997264980,6%2,5 разаимпорт11117212490,3%2,2 разаоборот31024477470,5%2,4 разаЮжная Африкаэкспорт491 (2005)6854600,5%- 0,6%

импорт110 (2005)2431840,2%1,7 разаоборот601 (2005)9286440,4%+0,7%

БРИКСэкспорт8390232762605829,5%3,1 разаимпорт5747332163317943,6%5,8 разаоборот14137564925923736,0%4,2 раза

Источник: ITC. Trade map. Trade statistics for international business development. Bilateral trade between

Latin America and Caribbean and China.— URL: trademap.org/

Значимость для Буэнос-Айреса финансово-экономического взаимодействия с «пя-

теркой» стала очевидной специалистам отнюдь не сегодня. Еще в2014г. аргентинский

экономист Сантьяго Сольда (и не он один) писал, что «БРИКС открывает Аргентине

дверь имногочисленные окна» вмировую экономику иторговлю, поскольку предо-

ПЕтР ЯкоВЛЕВ,АРГЕНтИНСкИЙ ПРЕЦЕДЕНт: ЭкоНоМИЧЕСкИЙНАИЛЯ ЯкоВЛЕВАкРИЗИСоПРЕДЕЛИЛ НоВоЕ ЛИДЕРСтВо|50

ставляет альтернативу традиционным отношениям, ориентированным на США иЗа-

падную Европу. Однако, признавал эксперт, варгентинских политических иделовых

кругах остается немало сторонников прозападного вектора, которыеготовы торпе-

дировать присоединение страны кБРИКС [Solda]. Противники присоединения счита-

ют идею принять приглашение «капризом» президентов-перонистов [Rabanal]. Одним

из таких деятелей, получивших широкую трибуну входе предвыборных дебатов для

артикуляции своих аргументов, направленных против сотрудничества с «коммуниста-

ми»— странами всоставе «пятерки», оказался Х. Милей.

Несмотря на определенное недовольство активным внедрением КНР варген-

тинскую экономику, президент Альберто Фернандес входе визита вПекин воктя-

бре 2023г. (для участия в3-м Форуме высокого уровня по международному сотруд-

ничеству врамках «Пояса ипути»)поблагодарил заприглашение Аргентины войтивБРИКС.Это, по его словам, представляет собой «уникальную возможность открытьновые рынки иконсолидировать уже существующие, стимулировать инвестиционныепотоки, увеличить экспорт ирасширять применение передовых технологий». Крометого, БРИКС,по мнению аргентинского лидера,— это пространство, необходимоедля укрепления повестки дня Глобального Юга[Ministerio...].Используя пребываниевПекине, А. Фернандеспровел переговоры сруководством Китая об углублении дву-

стороннего сотрудничества. Вчастности, договоренности руководства обеих странвключали соглашение, позволяющее Буэнос-Айресу оплачивать значительную частькитайского импорта вюанях, ограничивая тем самым отток дефицитных долларов[Argentina extiende…].

В данном контексте заявления Х. Милея об отказе присоединиться кБРИКС выглядят

по меньшей мере непродуманными.Взаимодействие Аргентины сэтим объединением

достигло такого уровня, что любые попытки повернуть его вспять чреваты крайне не-

гативными последствиями для Буэнос-Айреса. Другими словами, выступления против

связей с «пятеркой» входят впротиворечие со здравым смыслом игрозят обрушить

важные опоры аргентинской экономики.

Сценарии будущего: зоны роста иузлы напряжения

Вместе стем следует признать, что пакет предложений кандидата-либертарианца

затронул многие болевые точки (узлы напряжения) социально-экономического разви-

тия не только Аргентины, но исоседних стран Латинской Америки ицелого рядагосу-

дарств других мировых регионов. Вначале третьего десятилетия XXI в. аргентинское

общество вплотную подошло к «моменту истины», когда политический класс, бизнес-

сообщество, исторически сильные здесь профсоюзы ив целом активная часть соци-

ума должны определиться, каким образом страна будет выходить из застоя икакую

траекторию дальнейшего социально-экономического развития, какую модель роста

она выберет. Такой оценки придерживаются многие аргентинские имеждународные

эксперты [Cachanosky].

ПЕтР ЯкоВЛЕВ,АРГЕНтИНСкИЙ ПРЕЦЕДЕНт: ЭкоНоМИЧЕСкИЙНАИЛЯ ЯкоВЛЕВАкРИЗИСоПРЕДЕЛИЛ НоВоЕ ЛИДЕРСтВо|51

По существу, страна находится на развилке: следовать ли прежним курсом при опо-

ре на низкоэффективный вцеломгосударственный сектор исохранении избыточных

регулятивных механизмов или встать на путь активного расширения имеющихся зон

экономического роста, проведения нередко рискованных структурных преобразова-

ний, неизбежно включающих приватизацию ключевыхгоскорпораций иослабление

влияния «политической касты»— закостенелой верхушки аргентинского общества.

Эту развилку четко обозначили предвыборные заявления кандидатов впрезиденты,

поставив рядового аргентинского избирателя перед сложным диалектическим выбо-

ром.

Поддержка С.Массы означала продолжение, возможно, снекоторыми изменения-

ми непринципиального характера, социально-экономического курса, результаты ко-

торого мало кого удовлетворяли. Перспективы вэтой парадигме рисовались вполне

привычные, не обещавшие «резких движений» икрутых перемен, подобных тем, какие

имели место в1990-егоды, когда вАргентине осуществлялись рыночные реформы не-

олиберального толка [Яковлев. Аргентинская экономика…].

Следование за Х. Милеем, предлагающим «петь мимо нот», написанныхглавной по-

литической силой влице Хустисиалистской (перонистской) партии, подвергает тради-

ционный аргентинский истеблишмент— влиятельных руководителейгоскорпораций,

хозяев крупнейших агропромышленных холдингов, верхушку банковского сектора,

лидеров ведущих профсоюзов— риску лишиться своих привилегий. Х. Милей рису-

етгосударственный сектор экономики Аргентины неким насквозь коррумпированным

«бермудским треугольником». Но вокруг этой экономической «черной дыры», вкото-

рую «провалились» миллиарды песогосударственных средств, прочно осели итысячи

частных компаний, получающие субсидии ипринимающие участие вразбазаривании

бюджетных ресурсов.

Надо заметить, что вопрос остепени участиягосударства вэкономике далеко не од-

нозначен. Далеко не все приватизированные компании продемонстрировали высокую

рентабельность и— главное— выполнили свою макроэкономическую миссию по рас-

ширению зон развития. Пример— положение дел на железнодорожном транспорте.

После передачи в1990-егоды этой отрасли вчастные руки многие железнодорожные

линии перестали обслуживаться, что создало транспортные проблемы вряде райо-

нов страны. Потребовалась частичная ренационализация отрасли. Как впоследствии

засвидетельствовал доклад экспертов МАБР, те сегменты железнодорожной сети, ко-

торые перешли под контрольгосударства, находились влучшем состоянии, чем прива-

тизированные участки [Lammens].

Другой пример— из области энергетики. Благодаря эксплуатации крупнейшего

месторождения «Vaca Muerta» («Дохлая корова»), гдеглавным оператором выступа-

етгоскомпания YPF, истроительству новогогазопровода идругих инфраструктурных

объектов Аргентина уже в2024г. может превратиться из нетто-импортера внетто-экс-

портера энергетических товаров (в 2022г. энергетический внешнеторговый баланс был

ПЕтР ЯкоВЛЕВ,АРГЕНтИНСкИЙ ПРЕЦЕДЕНт: ЭкоНоМИЧЕСкИЙНАИЛЯ ЯкоВЛЕВАкРИЗИСоПРЕДЕЛИЛ НоВоЕ ЛИДЕРСтВо|52

отрицательным, ав 2024г. должен стать положительным) [En Argentina…]. Интенсив-

ное освоение «Vaca Muerta» инового месторождения неконвенциональных углеводо-

родов «Palermo Aike» обещает существенно нарастить производство иэкспорт энерго-

носителей, закрепить энергетический сектор вкачестве одной из перспективных зон

развития [Ciruzi].

Разумеется, приведенные позитивные примеры не отменяют того общего вывода,

что вцелом аргентинская экономика нуждается вглубоком структурном переформати-

ровании, втом числе— вослаблениигосударственно-бюрократического давления на

производственную сферу. Рано или поздно эта ненормальная «аргентинская экономи-

ческая нормальность» должна уступить место другой, более эффективной хозяйствен-

ной диспозиции. Но процесс будет тяжелым имедленным. Водночасье не исчезнут ни

имеющиеся узлы напряжения, ни традиционные ингибиторы роста: всесильная бюро-

кратия, коррумпированные профсоюзы, привыкшие кполучению правительственных

субсидийгосударственные ичастные компании.

В результате происходивших впоследние десятилетия процессов Аргентина оказа-

лась всвоего рода тактическом цугцванге. Каждое резкое движение влюбом направ-

лении может ухудшить ее ибез того шаткое положение. Но ив отсутствии движения,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вявно затянувшемся застое таятся немалые риски. Если давно назревшие экономи-

ческие перемены не инициирует правящий класс, они происходят вынужденно имо-

гут принять нежелательную для него направленность, аименно— подрубить столпы,

на которых зиждется нынешняя политическая исоциально-экономическая система

Аргентины. Вкакой степени решение этой дилеммы зависит от нового лидера, полу-

чившего мандат народного доверия, исможет ли Х. Милей, не имеющий поддержки

впарламенте иобреченный на противостояние сперонистами, встать на позиции пра-

гматизма иосуществить необходимые иисторически неизбежные общественные из-

менения, покажет ближайшее будущее.

Литература

Россия иАргентина на траектории взаимного сближения (к 130-летию российско-аргентин-

ских дипломатических отношений). Отв. редактор П.П. Яковлев. М. 2015.

Яковлев П.П.Аргентинская экономика перед вызовами модернизации. М. 2008.

Яковлева Н.М., Яковлев П.П.Аргентина как стратегический партнер России. М. 2017.

Яковлева Н.М., Яковлев П.П.Аргентина— резервный участникгруппы БРИКС? // Свободная

мысль. 2015. № 4 (1652). С.32–47.

Яковлева Н.М., Яковлев П.П.Большая нефтяная игра. Причины ипоследствия национализа-

ции компании YPF // Латинская Америка. 2012. № 12. С.27–42.

Яковлева Н.М.Аргентинская модель посткризисного развития // Мировая экономика име-

ждународные отношения. 2014. № 2. С.67–76.

Яковлева Н.М.Страны BRICS иАргентина: потенциал взаимодействия. Навстречу саммиту

вБразилии // Латинская Америка. 2019.№4. С.5–19.10 propuestas económicas de Bullrich, Massa yMilei si llegan ala presidencia. 25.08.2023.—

ПЕтР ЯкоВЛЕВ,АРГЕНтИНСкИЙ ПРЕЦЕДЕНт: ЭкоНоМИЧЕСкИЙНАИЛЯ ЯкоВЛЕВАкРИЗИСоПРЕДЕЛИЛ НоВоЕ ЛИДЕРСтВо|53

URL: perfil.com/noticias/economia/10-propuestas-economicas-de-bullrich-massa-y-milei-si-

llegan-a-ser-presidente.phtml (date of access 12.10.2023).

Anatomía del voto joven que llevó aMilei al triunfo en las Primarias // Perfil. Buenos Aires.

18.08.2023.

Apud E.Energía: hay que Volver ala realidad // La Naciόn, Buenos Aires. 21.10.2023.

Argentina apelará fallo dictado por la Justicia de Estados Unidos sobre expropiaciόn de YPF//

América Economía. 12.10.2023.— URL: americaeconomia.com/negocios-e-industrias/

argentina-apelara-fallo-dictadado-por-la-justicia-de-estados-unidos-sobre (date of access

21.10.2023).

Argentina extiende acuerdo con China para cubrir importaciones en yuanes por US$ 6.500 millones//

América Economía. 18.10.2023.— URL: americaeconomia.com/economia-y-mercados/

argentina-extiende-acuerdo-con-china-para-cubrir-importaciones-en-yuanes-por-us (date of

access 26.10.2023).

Argentina needs to default, not dollarize // The Economist. 07.09.2023.— URL: economist.com/

finance-and-economics/2023/09/07/argentina-needs-to-default-not-dollarise (date of access

10.10.2023).

Cachanosky I.Cuatro ejes fundamentales para el prόximo gobierno // La Naciόn. 13.10.2023.

CEPAL. Estudio Econόmico de América Latina yel Caribe, 2023. Santiago: Naciones Unidas. 2023.

Ciruzi C.YPF, CGC begin drilling at Argentina’s Palermo Aike // Oil & Gas Journal. 21.09.2023.—

URL: ogj.com/drilling-production/drilling-operations/article/14299250/drilling-begins-at-

argentinas-palermo-aike (date of access 15.10.2023).

Cuáles son las propuestas económicas de Milei, Bullrich yMassa // Ámbito. 12.10.2023.

Fraga R.El impacto regional de Javier Milei // Nueva Mayoría Argentina. 27.09-3.10.2023.—

URL: nuevamayoria.com/2023/09/27/el-impacto-regional-de-javier-milei/ (date of access

29.10.2023).

IMF. Western Hemisphere Department Press Briefing. 13.10.2023.— URL: imf.org/en/News/

Articles/2023/10/13/tr101323-western-hemisphere-department-press-briefing (date of access

25.10.2023).

IIF. LatAm Views: Is Dollarization Viable for Argentina? 11.10.2023.— URL: iif.com (date of access

18.10.2023).

El plan de Massa para convertir aArgentina en una “fábrica de dόlares” y “exportar trabajo

argentino”// El Economista. Buenos Aires. 30.07.2022.

En Argentina, el sector energético ya suma un 11% de las exportaciones totales // América

Economía. 12.09.2023.— URL: americaeconomia.com/negocios-e-industrias/en-argentina-el-

sector-energetico-ya-suma-un-11-de-las-exportaciones-totales (date of access 11.10.2023).

La deuda externa total Argentina se ubicό en 276 mil millones de dόlares afinales del 2022 //

Página/12. Buenos Aires. 29.03.2023.

Lammens M.El tren, eje central del desarrollo de la Argentina // Ámbito. 19.10.2023.

Ministerio de relaciones exteriores, cоmercio internacional yculto Argentina. Información para la

Prensa N°:522/23. 17 de octubre de 2023.— URL: cancilleria.gob.ar/es/actualidad/noticias/el-

presidente-se-reunio-con-dilma-rousseff-par... (date of access 28.10.2023).

PIB de Argentina // Datosmacro.– URL: datosmacro.expansion.com/pib/argentina (date of access

13.11.2023).

Rabanal R.BRICS: Argentina yel capricho de entrar aun club de parias - Por Rubén Rabanal //

ПЕтР ЯкоВЛЕВ,АРГЕНтИНСкИЙ ПРЕЦЕДЕНт: ЭкоНоМИЧЕСкИЙНАИЛЯ ЯкоВЛЕВАкРИЗИСоПРЕДЕЛИЛ НоВоЕ ЛИДЕРСтВо|54

MDZ online. 25.08.2023.— URL: mdzol.com/politica/2023/8/25/brics-argentina-el-capricho-

de-entrar-un-club-de-parias-363... (date of access 20.10.2023).

Reparto de los votos en las elecciones primarias (PASO) de Argentina en 2023, por candidato //

Statista.— URL: es.statista.com/estadisticas/1405438/resultado-oficial-de-las-elecciones-

primarias-paso-de-a... (date of access 29.09.2023).

Sergio Massa, ministro ycandidato presidencial: ¿cuál es el balance de su gestiόn yque propone

para levantar la economía argentina? // Ámbito. Buenos Aires. 02.10.2023.

Serra L.Déficit ygasto // La Naciόn. 17.10.2023.

Solda S.El BRICS abre una puerta ynumerosas ventanas para la Argentina //Aiera. 24.08.2023.—

URL: aiera.org (date of access 30.09.2023).

World Economic Outlook: Navigating Global Divergences. Washington, DC. 2023. P. 38–39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.