УДК 323(82)«2003/2015»
https://doi.org/10.24158/pep.2017.11.9
Панфилова Елена Анатольевна
аспирант департамента политологии, преподаватель департамента языковой подготовки Финансового университета при Правительстве РФ
АРГЕНТИНА ЭПОХИ КИРШНЕРИЗМА (2003-2015)
Panfilova Elena Anatolyevna
PhD student, Political Science Department, Lecturer, Language Training Department, Financial University under the Government of the Russian Federation
ARGENTINA IN THE ERA OF KIRCHNERISM (2003-2015)
Аннотация:
В статье рассматривается тема аргентинского «левого поворота», мало исследованная в российской политической науке. Представлен анализ политики Киршнеров в Аргентине. Обсуждается вопрос, считается ли политический режим в Аргентине диктатурой. Автор отвечает, что политика имеет отличительные признаки диктаторских режимов прошедшего столетия и представляет собой гибридный вид диктатуры, который формально соблюдает демократические нормы. Выявлено, что 12 лет эпохи киршнеризма оказали негативное влияние на страну: наблюдалась коррупция среди высокопоставленных чиновников, снижение экономического роста страны, увеличение уровня бедности, а также манипуляция экономическими статистическими данными. Автор приходит к выводу о том, что представителям киршнеризма удалось достичь определенных успехов в некоторых сферах, однако в более поздний период киршне-ризм проявил себя с отрицательной стороны, оставив страну в бедственном состоянии.
Ключевые слова:
Аргентина, «левый поворот», киршнеризм, диктатура, популизм, левые.
Summary:
The study deals with the phenomenon of "left turn" in Argentina that is insufficiently studied in the Russian political science. The paper analyzes the policy of the Kirchner family in Argentina. It discusses whether their political regime is dictatorship. Kirchner's policy demonstrates the dictatorial characteristics and represents a hybrid type of dictatorship which officially follows democratic rules. The research revealed that 12 years of Kirchnerism had a negative impact on the country; the model K led to the corruption among senior government officials, the country's economic decline, the increase in poverty rates, the economic data manipulation. The author concluded that the Kirchners managed to succeed in some areas. However, in a later period, Kirchnerism showed its negative side leaving the country in distress.
Keywords:
Argentina, "left turn", Kirchnerism, dictatorship, populism, left-wing.
Долгие годы в российской литературе не уделялось должного внимания политическим процессам, происходящим в такой стране Латинской Америки, как Аргентина. В связи с этим возникает необходимость более глубокого исследования темы аргентинского «левого поворота» в российской политической науке.
Датой начала «киршнеризма» принято считать 2003 г., когда Нестор Карлос Киршнер выиграл президентские выборы и стал во главе Аргентины. Следует отметить, что «левый поворот» в Аргентине, связанный с именем Нестора Киршнера, ни в коем случае нельзя ставить в один ряд с феноменом «левого поворота» в Венесуэле, Эквадоре и Боливии. Так, в случае с Аргентиной речь идет скорее о «киршнеристком мифе» [1]. «Миф К» представлял Нестора Киршнера пророком, который внедрил «левый поворот в национальную политику» [2]. Так называемый «киршнеризм» привел аргентинское общество к деформации поведения, сформировав невиданную до этого общественно-идеологическую конфронтацию.
Одним из главных слоганов президентской кампании уже нынешнего президента Аргентины, политика правого толка Маурисио Макри был слоган «Мы не хотим быть Венесуэлой». В частности, из уст Маурисио Макри звучало следующее: «Мы не хотим быть Венесуэлой. Мы хотим видеть Аргентину такой страной, в которой каждый может придерживаться своего собственного мнения. Мы не хотим такой Аргентины, какой она была при киршнеризме, где все должны были придерживаться лишь одного мнения. Именно это вы видите в Венесуэле: тот, кто не думает, как Мадуро, считается предателем отечества, его арестовывают или, что еще хуже, убивают. Нам не нужна такая страна, нам нужна страна, в которой мы общаемся и находим точки согласия, где никто не сможет почувствовать себя единоличным хозяином страны и где мы все будем равны перед законом» [3]. Другими словами, он сравнивал модель киршнеризма с политической моделью, процветающей в вышеназванной стране Карибского бассейна. Без преувеличения можно говорить о том, что при условии консервации политической модели К Аргентина вполне могла повторить путь Венесуэлы.
С течением времени в Аргентине пришло понимание того, что построение успешной левой политической системы требует систематической всесторонней реализации комплексных инновационных мер, в том числе и разумного экономического и политического прогнозирования.
Тем не менее в Аргентине, которая некогда была одной из самых развитых стран региона, произошло резкое понижение основных показателей социально-экономической эффективности, что случилось по вполне понятным причинам: во-первых, чрезмерное вмешательство государства в социально-экономическую сферу; во-вторых, культ личности политического лидера; в-третьих, Аргентина стала страной-фарватером политических интересов правительства популистского толка.
Можно ли назвать киршнеризм диктатурой? Этим вопросом задавались как в самой Аргентине, так и за ее пределами. Стоит отметить, что подобные дискуссии не возникали по отношению к другим левым латиноамериканским правительствам. Встает вопрос: почему же именно левый политический режим Аргентины (и Венесуэлы) был поставлен под сомнение? Чем он отличается от правительства левого толка любой другой латиноамериканской страны: Чили, Уругвая или Эквадора?
Дискуссии о диктаторском характере аргентинского и венесуэльского правительств, которые называли себя «латиноамериканскими левыми», появились лишь по причине того, что правительства только этих двух государств позволяли себе нарушать демократические нормы и ценности. И оба пришли к одному и тому же, став полной противоположностью той модели, которую сами пропагандировали [4].
В то время как аргентинский народ выходил на улицы и открыто заявлял о том, что выступает против «диктатуры Киршнера», другие говорили о том, что называть режим Киршнера диктатурой - слишком смело, по причине того, что нельзя называть диктатурой то, что народ выбрал сам, власть, за которую проголосовали, которая легальна и легитимна, по крайней мере, таковой являлась на момент выборов. Тем не менее стоит отметить, что, когда речь идет о диктаторских режимах, важнее обратить внимание не на то, как тот или иной политик или партия пришли к власти, а каким образом они осуществляют свою политику.
Когда речь идет о диктатуре XXI в., не стоит полноценно сравнивать ее с режимом Сталина в СССР, Гитлера в Германии или Муссолини в Италии. Данные, объективно отражающие аргентинские реалии того времени, не оставляют места сомнениям: диктатура XXI в. - это режим некогда бывшего у власти семейства Киршнеров в Аргентине. Эта политика имеет отличительные признаки диктаторских режимов прошедшего столетия, однако стоит заметить, что все же она представляет собой некий гибридный вид диктатуры, который формально соблюдает демократические нормы. Тем не менее говорить о реальной демократии в этой стране в эпоху семьи Киршнеров было бы ошибкой.
В рамках современной политической мысли возникает вопрос: как же повлияла эра К на социальные, политические и экономические стороны жизни Аргентины и только ли негативные последствия политики Киршнеров мы можем наблюдать?
В 2010 г. был принят закон, который легализовал однополые браки в стране. Аргентина стала первой страной в латиноамериканском регионе, где это было закреплено законодательно. Помимо этого, был взят под контроль вопрос об эксплуатации детского труда. Так, в 2013 г. был принят закон 26.847, согласно которому лицо, экономически использующее детский труд, нарушающее национальные нормы, которые запрещают эксплуатацию детского труда, подлежит тюремному заключению сроком от одного до четырех лет, при условии что этот факт не является основанием для признания лица виновным в более тяжком преступлении [5]. Также в период с 2003 по 2015 г. в Аргентине наблюдалось снижение общего уровня безработицы с 20,4 % до 7,1 % [6] (рис. 1).
2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Рисунок 1 - Показатели безработицы в Аргентине в период с 2003 по 2015 г. [7]
Если говорить об иных достижениях киршнеризма, стоит отметить увеличение выплат малообеспеченным группам населения. Помимо этого, семье Киршнеров удалось привлечь в политические круги аргентинскую молодежь, которая в течение многих десятилетий была деполити-зирована. Именно молодежь стала одним из столпов данного режима. Так, сын Нестора и Кристины Фернандес Киршнер Максимо Киршнер возглавил одну из самых влиятельных молодежных группировок страны Ла Кампора ^а Сатрога). В рамках межгосударственных отношений
5,5
0
также были достигнуты определенные успехи: Аргентина стала одной из стран, которая активно способствовала созданию такой крупной региональной организации, как Унасур, кроме того, благоприятствовала оптимизации миграционных потоков по плану El Plan Patria Grande, который был запущен Нестором Киршнером в 2006 г. в рамках латиноамериканской организации МЕРКОСУР. Только за первые четыре года своего существования в этой программе приняли участие более 420 000 латиноамериканцев [8].
Если говорить о неудачах киршнеризма, то одним из первых в списке значится феномен, который в самой Аргентине получил название «трещина» («la grieta») - разлом идеологического характера, который сигнализировал о крайней поляризации аргентинского общества и разделил Аргентину на киршнеристов и антикиршнеристов. Среди явных фиаско киршнеризма также можно отметить неуспех экономической политики. В первую очередь это стало отголоском мирового экономического кризиса 2008 г. Общемировое падение цен на сырье и товары (в частности, в аргентинском контексте речь идет о падении цен на сою и мясо) и увеличение внешнего долга страны только усложнили и без того непростое экономическое положение Аргентины. Запредельно высокая инфляция, которая в 2014 г. достигла 40 % и представляла собой одну из самых больших цифр не только в латиноамериканском регионе, но и во всем мире, привела к увеличению общего уровня бедности в стране. По неофициальным данным, в эпоху киршнеризма общий уровень бедности достиг 29 %. Официальный Буэнос-Айрес, конечно же, этого не признавал и говорил, что число граждан, находящихся за чертой бедности, составляло лишь 5 %. Именно такого рода несоответствия реальной ситуации и официальных данных со стороны государства вызвали большое количество вопросов, в том числе и у МВФ, который 1 февраля 2013 г. был вынужден вынести так называемый вотум недоверия по отношению к Аргентине - по причине того, что подвергал сомнению макроэкономические статистические данные, предоставляемые властями страны, а также за «неисполнение Аргентиной обязательств перед МВФ, которые прописаны в уставе организации» [9].
Помимо этого, семейство Киршнеров не раз подвергалось обвинениям в коррупции. Так, за 12 лет властвования личное имущество семьи увеличилось более чем на 1000 % [10].
Другие государственные чиновники, занимавшие самые высокие должности, были обвинены в коррупции, а некоторые даже подвергнуты реальному тюремному заключению. Например, экс-министр экономики Аргентины Фелиса Мисели была осуждена на 4 года за попытку нецелевого расходования государственных средств: в 2007 г. в ванной комнате ее служебного кабинета были найдены два пакета с деньгами общей суммой около 50 тыс. долларов [11]. Другой аргентинский высокопоставленный чиновник, бывший министром транспорта в 2003-2009 гг., был осужден на полтора года по обвинению во взятке. Также имел место судебный процесс по делу экс-министра окружающей среды, которому было предъявлено обвинение в мошеннических действиях. В общем, правительство эпохи киршнеризма по праву считается самым коррупционным за всю историю Аргентины. Некоторые дела семьи Киршнеров расследуются до сих пор.
В основе аргентинской экономики всегда находилось богатое и развитое аграрное производство. Однако интервенционистская политика правительства Киршнер сильно изменила ситуацию в данном секторе. Ограничения на экспорт мяса, применяемые правительством с целью снижения внутренних цен, имели противоположный эффект, в связи с чем знаменитое на весь мир аргентинское мясо стало рекордно дорогим для местного населения и наблюдался резкий спад потребления мяса внутри страны. Кроме того, Аргентина потеряла свое место в качестве одного из региональных лидеров по экспорту мяса. По некоторым данным, в период с 2003 по 2014 г. в Аргентине было потеряно около 3 млн голов крупного рогатого скота.
Итак, победа на президентских выборах 2003 г. Нестора Киршнера для многих стала неожиданностью. Повсеместно стали возникать вопросы о том, будет ли его администрация успешной. Несмотря на эти опасения, Киршнеру удалось организовать свое собственное политическое течение, ставшее известным под названием «киршнеризм», политику которого продолжила и его жена Кристина Фернандес Киршнер.
В целом представителям киршнеризма удалось достичь определенных успехов в различных сферах, которые не получали должного внимания со стороны представителей властей ранее. Однако в свой более поздний период киршнеризм проявил себя с отрицательной стороны. Во-первых, Нестор Киршнер сосредоточил в своих руках значительную часть власти, изменял правила игры в погоне за реализацией собственных интересов. Манипулирование статистическими показателями инфляции - хороший пример того, как представители киршнеризма злоупотребляли своей властью во избежание критики по отношению к своей экономической политике. Так, правительство предоставляло недостоверные данные по уровню инфляции в стране, опубликованные Национальным статистическим институтом, которые смутили иностранных инвесторов и, соответственно, оказали непосредственное влияние на другие, связанные с ними экономические показатели, такие как уровень бедности и ВВП. Представители киршнеризма также об-
винялись в коррупции и злоупотреблении властью. Однако, сталкиваясь с ограничениями, политика Киршнеров становилась все более популистской. В заключение стоит отметить, что важно учитывать тот факт, что крайняя степень политической автономии и плюрализма была основным двигателем киршнеризма.
Ссылки:
1. Слинько А.А. Постнеолиберальный тренд в аргентинской внутренней и внешней политике [Электронный ресурс] // Политические изменения в Латинской Америке. 2015. URL: http://ir.vsu.ru/periodicals/pdf/latin_politics/2015_1.pdf (дата обращения: 28.11.2017).
2. Rasgos y perspectivas de la nueva izquierda en America del Sur: Partidos politicos y movimientos socials / comp. Arturo Fernandez. Rosario, 2013.
3. Mauricio Macri: «No queremos un país como Venezuela, donde al que no piensa como Nicolás Maduro lo matan» [Электронный ресурс]. URL: https://www.clarin.com/politica/mauricio-macri-queremos-pais-venezuela-piensa-nicolas-ma-duro-matan_0_BJkGkl_Pb.html (дата обращения: 17.10.2017).
4. Iglesias Fernando A. 2016. La década sakeada // Buenos Aires: Margen del mundo. 520 p.
5. Información Legislativa. Ministerio de Justicia y Derechos Humanos. Presidencia de la Nación [Электронный ресурс]. URL: http://servicios.infoleg.gob.ar/infolegInternet/anexos/210000-214999/210491/norma.htm (дата обращения: 18.10.2017).
6. Instituto Nacional de Estadística y Censos. INDEC [Электронный ресурс]. URL: http://www.indec.gob.ar/ (дата обращения: 18.10.2017).
7. El País digital. La evolución de la tasa desempleo entre 2003 y 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://elpaisdig-ital.com.ar/contenido/evolucin-de-la-tasa-desempleo-2003—2016/1220 (дата обращения: 18.10.2017).
8. Estadísticas del Plan Patria Grande. Dirección Nacional de Migraciones [Электронный ресурс]. URL: http://www.migra-ciones.gov.ar/pdf_varios/estadisticas/Patria_Grande.pdf (дата обращения: 18.10.2017).
9. Fondo Monetario Internacional. Comunicado de Prensa: Declaración del Directorio Ejecutivo del FMI sobre Argentina [Электронный ресурс]. URL: http://www.imf.org/es/news/articles/2015/09/14/01/49/pr1333 (дата обращения: 18.10.2017).
10. Ruiz I., Jastreblansky M. El crecimiento de la fortuna de los Kirchner: de 7 a 100 millones [Электронный ресурс] // La Nación. 2015. 08 diciembre. URL: http://www.lanacion.com.ar/1852228-el-crecimiento-de-la-fortuna-de-los-kirchner-de-7-a-100-millones (дата обращения 19.10.2017).
11. BBC. Русская служба. Экс-министр финансов Аргентины осуждена на 4 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.bbc.com/russian/rolling_news/2012/12/121227_rn_argentina_minister_prison (дата обращения: 19.10.2017).