Научная статья на тему 'Арест как вид наказания в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве'

Арест как вид наказания в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1014
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
арест / лишение свободы / осужденный / срок / наказание / уголовный проступок / гуманизация наказания / строгая изоляция / исполнение и отбывание наказания / специальные приемники / следственный изолятор / гауптвахта. / arrest / imprisonment / convicted person / term / punishment / criminal offense / humanization of punishment / strict isolation / execution and serving of punishment / special receivers / pre-trial detention center / guardhouse

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саматова Гульнара Бахытовна

Актуальность темы представленной статьи определена существующим в настоящее время несовершенством правового регулирования назначения и исполнения наказания в виде ареста в уголовном и уголовно-исполнительном законодательствах Республике Казахстан и внесенными изменениями дополнениями в указанные законодательства относительно ареста как вида наказания за уголовные проступки. В связи с этим возникла необходимость комплексной оценки нормативных правовых положений, связанных с назначением и исполнением наказания в виде ареста и определению правовой сущности указанного наказания, лежащего в основании возникновения правоотношений по факту совершения виновным уголовного проступка. В настоящей статье автором детально проанализированы этапы формирования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства касательно понятия, сроков, условий назначения и исполнения наказания в виде ареста за последние более чем двадцать лет. Изучены новеллы указанных видов законодательства применительно к наказанию в виде ареста, рассмотрены с авторской позиции как положительные, так и отрицательные аспекты изменений и дополнений соответствующих видов законодательства об аресте, имевшие место за последнее время. Автор статьи пришел к выводу, что арест, как новый вид наказания, мало применяемый в настоящее время на практике в силу ряда обстоятельств, требует более детального регламентирования в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве Республики Казахстан. Дальнейшее совершенствование указанных видов законодательства позволит шире использовать данный вид наказания в предупреждении уголовных проступков и приведет к повышению эффективности исправления осужденного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARREST AS A TYPE OF PENALTY IN CRIMINAL AND PENAL ENFORCEMENT LEGISLATION

The relevance of the topic is determined by the current imperfection of the legal regulation of the sentencing and carrying out penalties in the form of arrest in the criminal and penal enforcement legislation of the Republic of Kazakhstan and the amendments made to these laws regarding arrest as a type of penalty for misdemeanors. In this context there is a need for an integrated assessment of regulatory legal provisions relating to the sentencing and carrying out penalties in the form of arrest and the definition of legal essence of this penalty, lying in the basis of relations upon the fact of committing a misdemeanor by the guilty person. In this article, the author analyzes in detail the stages of formation of criminal and penal enforcement legislation regarding the concept, terms, conditions for the sentencing and carrying out penalties in the form of arrest for the last more than twenty years. The author studied the new elements of these types of legislation in relation to penalty in the form of arrest, considered both positive and negative aspects of changes and additions to the relevant types of legislation on arrest that have taken place recently from her point of view. The author came to the conclusion that arrest, as a new type of penalty, which is not used in practice at the present time due to a number of circumstances, requires more detailed regulation in the criminal and penal enforcement legislation of the Republic of Kazakhstan. Further improvement of these types of legislation will make it possible to use this type of penalty more widely in the prevention of misdemeanors and will lead to an increase in the efficiency of correction of the convicted person.

Текст научной работы на тему «Арест как вид наказания в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве»

Цылмыстыц цуцьщ жэне цылмыстыц процесс

ние эксперта является одним из источников доказательств, весовым аргументом в позиции адвоката-защитника. Необходима даль-

нейшая теоретическая и правовая разработка понятия, содержания правовой позиции по делу, раскрытие ее отдельных элементов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Советская энциклопедия, 1968. - 900 с.

2. Кучерена А.Г. Адвокатура: Учебник, -2-е изд.- М.: Юрист, 2006. -751 с.

3. Воскобитова Л.А., Лукьянова И.Н., Михайлова Л.П. Адвокат: навыки профессионального мастерства.- М.: Wolters Kluwer, 2006. - 341 с.

4. Макаров З.В. Согласованность позиций адвоката и его подзащитного. -Вестник Омского университета. - 2008.- №1(14). - С.73-82.

5. Ходилина М.Н. Правовая позиция адвоката-защитника (проблемы формирования и реализации): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М. - 2013. - 22 с.

REFERENCES

1. Ozhegov S.I. Slovar'russkogoyazyka. - M.: Sovetskaya enciklopediya, 1968.-900 s.

2. Kucherena A.G. Advokatura: Uchebnik,-2-e izd.- M.: Yurist.- 2006.- 751 s.

3. Voskobitovа L.A., Luk'yanovа I.N., Mihajlovа L.P. Advokat: navykiprofessional'nogo masterstva.-M.: Wolters Kluwer, 2006. - 341 s.

4. Makarov Z.V. Soglasovannost' pozicij advokata I ego podzashchitnogo. -Vestnik Omskogo universiteta. -2008. -№1(14). -S.73-82.

5. Hodilina M.N. Pravovaya poziciya advokata-zashchitnika ( our em formirovaniya I realizacii): Avtoref. ^^.yunna^.- M. - 2013. - 22 s.

УДК 343.24:343.8(574)

АРЕСТ КАК ВИД НАКАЗАНИЯ В УГОЛОВНОМ И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Саматова Гульнара Бахытовна

Ассоциированный профессор Высшей школы права «Эдшет» Каспийского общественного университета, кандидат юридических наук, доцент, г. Алматы, Республика Казахстан

Ключевые слова: арест, лишение свободы, осужденный, срок, наказание, уголовный проступок, гуманизация наказания, строгая изоляция, исполнение и отбывание наказания, специальные приемники, следственный изолятор, гауптвахта.

Аннотация. Актуальность темы представленной статьи определена существующим в настоящее время несовершенством правового регулирования назначения и исполнения наказания в виде ареста в уголовном и уголовно-исполнительном законодательствах Республике Казахстан и внесенными изменениями дополнениями в указанные законодательства относительно ареста как вида наказания за уголовные проступки. В связи с этим возникла необходимость комплексной оценки нормативных правовых положений, связанных с назначением и исполнением наказания в виде ареста и определению правовой сущности указанного наказания, лежащего в основании возникновения правоотношений по факту совершения виновным уголовного проступка.

В настоящей статье автором детально проанализированы этапы формирования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства касательно понятия, сроков, условий назначения и исполнения наказания в виде ареста за последние более чем двадцать лет. Изучены новеллы указанных видов законодательства применительно к наказанию в виде ареста, рассмотрены с авторской позиции как положительные, так и отрицательные аспекты изменений и дополнений соответствующих видов законодательства об аресте, имевшие место за последнее время.

Автор статьи пришел к выводу, что арест, как новый вид наказания, мало применяемый в настоящее время на практике в силу ряда обстоятельств, требует более детального

252

Вестник Института законодательства и правовой информации РК

№1 (59) - 2020

регламентирования в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве Республики 5 Казахстан. Дальнейшее совершенствование указанных видов законодательства позволит £ шире использовать данный вид наказания в предупреждении уголовных проступков и приведет к повышению эффективности исправления осужденного.

I

I I I I

I

I I I

4

Р

I

I I I

ЦАМАВДА АЛУ ЦЫЛМЫСТЫЦ ЖЭНЕ ЦЫЛМЫСТЫЦ-АТЦАРУ ЗАЦНАМАСЫНДАГЫ ЖАЗА TYPI РЕТ1НДЕ

Саматова Гульнара Бахытовна

Каспий цогамдыцуниверситетшц «Эдглет» жогары цуцыц мектебшц цауымдастырылган

профессоры, Зац гылымдарыныц кандидаты, Алматы ц., Цазацстан Республикасы

TyMh создер: цамацца алу, бас бостандыгынан айыру, сотталган, мерзiмi, жаза, цылмыстыц терw цылыц, жазаны iзгiлендiру, цатац оцшаулау, жазаны орындау жэне отеу, арнайы цабылдагыштар, тергеу изоляторы, гауптвахта.

Аннотация. ¥сынылган мацаланыц озекттт цазiргi кезде Казацстан Республикасы-ныц цылмыстыц жэне цылмыстыц атцару зацнамасында цамацца алу тYрiндегi жазаны тагайындау мен орындауды цуцыцтыц реттеудщ жеттмегендшмен жэне цылмыстыц терw цылыц Yшiн жаза тYрi реттде цамацца алуга цатысты осы зацнамага енгiзiлген озгертулермен, толыцтырулармен аныцталады. Осыган сэйкес, цамацца алу тYрiндегi жазаны тагайындау жэне орындаумен байланысты нормативтж цуцыцтыц ережелердi ке-шендi багалау жэне ктэлтщ цылмыстыц терw цылыц жасау фактш бойынша цуцыцтыц цатынастардыц пайда болу негiзiнде жатцан, осы жазаныц цуцыцтыц мэнт аныцтау ца-жетттт туындайды.

Бертген мацалада автормен соцгы жиырма жылдан астам уацыт штде цамацца алу тYрiндегi жазаны тагайындау мен орындаудыц тYсiнiгi, мерзiмдерi, шарттарына цатысты цылмыстыц жэне цылмыстыц атцару зацнамасыныц цалыптасу кезецдерi егжей-те-гжейлi талданды. Камацца алу тYрiндегi жаза бойынша зацнаманыц аталган тYрлерiнiц новеллалары зерттелдi, соцгы кезде орын алган цамацца алу туралы зацнаманыц тиiстi тYрлерiне озгертулер мен толыцтырулардыц оц жэне терw аспектiлерi автордыц уста-нымы тургысынан царастырылды.

Мацала авторы цамацца алу бiрцатар мэн-жайларга царай цазiргi тацда тэжiрибеде аз цолданылатын, ^&аца жаза тYрiреттде Казацстан Республикасыныц цылмыстыц жэне цылмыстыц атцару зацнамасында одан эрi егжей-тегжейлi реттеудi цажет етедi деген цорытындыга келедi. Зацнаманыц аталган тYрлерiн одан эрi жетiлдiру цылмыстыц терw цылыцтарды алдын алуда жазаныц осы тYрiн кецтен цолдануга мYмкiндiк бередi жэне сотталган адамды тYзеудiц тшмдшгт арттыруга экеледь

ARREST AS A TYPE OF PENALTY IN CRIMINAL AND PENAL ENFORCEMENT LEGISLATION

Samatova Gulnar

Associate Professor of Adilet Law School, of the Caspian University,

сandidate of Law, Almaty, Republic of Kazakhstan

Keywords: arrest, imprisonment, convicted person, term, punishment, criminal offense, humanization of punishment, strict isolation, execution and serving of punishment, special receivers, pre-trial detention center, guardhouse.

Abstract. The relevance of the topic is determined by the current imperfection of the legal regulation of the sentencing and carrying out penalties in the form of arrest in the criminal and penal enforcement legislation of the Republic of Kazakhstan and the amendments made to these laws regarding arrest as a type ofpenalty for misdemeanors. In this context there is a need for an integrated assessment of regulatory legal provisions relating to the sentencing and carrying out penalties in the form of arrest and the definition of legal essence of this penalty, lying in the basis of relations upon the fact of committing a misdemeanor by the guilty person.

In this article, the author analyzes in detail the stages of formation of criminal and penal enforcement legislation regarding the concept, terms, conditions for the sentencing and carrying out penalties in the form of arrest for the last more than twenty years. The author studied the new

Цылмыстыц цуцьщ жэне цылмыстыц процесс

elements of these types of legislation in relation to penalty in the form of arrest, considered both positive and negative aspects of changes and additions to the relevant types of legislation on arrest that have taken place recently from her point of view.

The author came to the conclusion that arrest, as a new type of penalty, which is not used in practice at the present time due to a number ofcircumstances, requires more detailed regulation in the criminal and penal enforcement legislation of the Republic of Kazakhstan. Further improvement of these types of legislation will make it possible to use this type of penalty more widely in the prevention of misdemeanors and will lead to an increase in the efficiency of correction of the convicted person.

В Казахстане возникновение института наказания в виде ареста стало следствием осуществляемых в начале 90-х годов прошлого столетия экономических и политических преобразований, требующих соответствующей правовой инфраструктуры. В частности, в Постановлении Президента Республики Казахстан от 12 февраля 1994 года № 1569 «О Государственной программе правовой реформы в Республики Казахстан» указывалось, что потребуется внести изменения в систему наказаний: расширить размеры и сферы применения санкций имущественного характера, как более соответствующие рыночным отношениям; установить новые виды наказаний - ограничение свободы и арест (на срок до трех месяцев), исключив такие виды, как общественное порицание и увольнение от должности, условное осуждение, исправительные работы; ограничить число преступлений, за совершение которых предусматривается смертная казнь1.

Несколько позднее, в Указе Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 года № 949 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан» одним из направлений реализации уголовной политики Республики Казахстан определялось создание необходимых условий введения в действие уголовно-правовых норм, предусматривающих такие новые виды наказания, как ограничение свободы, арест, пожизненное лишение свободы2.

В целях реализации поставленных задач сначала были приняты Уголовный Кодекс Республики Казахстан 1997 года (далее - УК РК 1997 года)3 и Уголовно-исполнительный Кодекс Республики Казахстан 1997 года (далее - УИК РК 1997 года)4.

В уголовном законодательстве Республики Казахстан наказание в виде ареста впервые было предусмотрено УК РК 1997 года. Хотя

для уголовного законодательства ряда стран данный вид наказания не является новым. По данным Л.В. Рябовой названный вид наказания закреплен в Уголовном кодексе Италии 1930 г., КНР 1979 г., Швейцарии 1937 г., Японии 1907 г. и ряда других стран [1, с. 4].

Указанный вид наказания содержался в ст. 46 УК РК 1997 года. В соответствии с ч. 1 ст. 46 УК РК арест состоит в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества на весь срок назначенного наказания. В ч. 2 данной статьи было закреплено, что арест устанавливается на срок от одного месяца до шести месяцев. В случае замены привлечения к общественным работам, исправительных работ или штрафа арестом он может быт назначен на срок менее одного месяца. Ч. 3 устанавливала, что арест не применяется к лицам, не достигшим к моменту вынесения приговора шестнадцати лет, а также беременным женщинам и женщинам, имеющих несовершеннолетних детей. В ч. 4 указанной статьи определялось, что военнослужащим арест отбывается на гауптвахте.

До 2011 года исполнение наказания в виде ареста несколько раз откладывалось.

При введении УК РК 1997 года в законную силу, изначально было определено, что положения настоящего Кодекса о наказаниях в виде привлечения к общественным работам, ограничения свободы, ареста, а также пожизненного лишения свободы вводится в действие после вступления в законную силу Уголовно-исполнительного Кодекса Республики Казахстан по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, не позднее 2003 года. Данное положение было закреплено ст. 4 Закона Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 168-1 »О введении в действие Уголовного кодекса Республики Казахстан»5. В указанную статью вышеназванного Закона 5 мая 2000

1 Постановление Президента Республики Казахстан от 12 февраля 1994 года № 1569 «О Государственной программе правовой реформы в Республики Казахстан» (http://adilet.zan.kz/rus/docs/K940001569_J.

Указ Президента Республики Казахстан от 20 сентября 2002 года № 949 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан» (http://adilet.zan.kz/rus/docs/U020000949J.

3 Уголовный Кодекс Республики. Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 15-16, ст. 211.

4 Уголовно-исполнительный Кодекс Республики Казахстан. Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997, № 24, ст. 337.

5 Закон Республики Казахстан от 16 июля 1997 года № 168-1 «О введении в действие Уголовного кодекса Республики Казахстан». Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 15-16, ст. 212.

Вестник Института законодательства и правовой информации РК

№1 (59) - 2020

I

I I I I I I

I

I I I

I I

I I I

года Законом Республики Казахстан № 47-11 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам борьбы с преступностью» были внесены изменения (п. 4 названного Закона РК), в соответствии с которыми из перечня ранее указанных наказаний были изъяты общественные работы и закреплено, что положения настоящего Кодекса о наказании в виде привлечения к общественным работам вступают в законную силу с 1 января 2000 года6.

Позже, в соответствии с п. 1 Закона Республики Казахстан от 31 декабря 2003 года № 514-11 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам наказания в виде ареста, а также введения в действие пожизненного лишения свободы» срок введения в действие положений УК РК об аресте опять был изменен - вместо 2003 года был установлен 2008 год7.

Далее, в соответствии с п. 4 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 2009 года 228-1У «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего совершенствования системы исполнения уголовных наказаний и уголовно-исполнительной системы» было установлено, что положения УК РК 1997 года о наказании в виде ареста вводятся в действие с 1 января 2010 года8.

Но эти положения так и не вступили в действие, поскольку, на основании пп. 8 п. 1 ст. 1 Закона Республики Казахстан от 18 января 2011 года № 393 - IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий

законности в уголовном процессе» ст. 46 УК РК 1997 года была изложена в новой редакции и была уже посвящена другому виду наказания - содержание на гауптвахте9.

Параллельно такие же изменения относительно даты вступления в законную силу ст. ст. 64 - 67 УИК РК 1997 года, посвященных исполнению такого наказания как арест, вносились в Закон Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года № 209 «О ведении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан»10.

Таким образом, в течении более чем десяти лет в законодательстве Республики Казахстан существовала ситуация, при которой отдельные положения действующих Уголовного и Уголовно-исполнительного Кодексов Республики Казахстан не имели возможности для реализации, применения на практике.

Данная ситуация повторилась в рамках действия Уголовном Кодексе Республики Казахстан 2014 года (далее - УК РК 2014 года)11 и Уголовно-исполнительном Кодексе Республики Казахстан 2014 года (далее - УИК РК 2014 года)12, правда в течении менее длительного периода.

В принятом 3 июля 2014 года УК РК 2014 года аресту как виду наказания посвящена ст. 45, которая определяет, что арест состоит в условиях строгой изоляции от общества на весь срок назначенного наказания (ч. 1). В ч. 2 указанной статьи срок ареста устанавливался на срок от тридцати до девяноста суток. Срок задержания включается в срок ареста. В ч. 3 рассматриваемой статьи перечисляются лица, которым не назначается арест: несовершеннолетним, беременным женщинам, женщинам, имеющих малолетних детей, мужчинам, воспитывающим в одиночку малолетних детей, женщинам в возрасте пятидесяти восьми и свыше лет, муж-

6 Закон 5 мая 2000 года Законом Республики Казахстан № 47-11«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам борьбы с преступностью». Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2000 г., № 6, ст. 141.

7 Закон Республики Казахстан от 31 декабря 2003 года № 514-11 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам наказания в виде ареста, а также введения в действие пожизненного лишения свободы». Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2003 г., № 24, ст. 180.

о

Закон Республики Казахстан от 10 декабря 2009 года 228-IV«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего совершенствования системы исполнения уголовных наказаний и уголовно-исполнительной системы» // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2009 г., № 24, ст. 128.

9 Закон Республики Казахстан от 18 января 2011 года № 393 - IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усиления гарантий законности в уголовном процессе» // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2011 г., № 2, ст. 19.

10 Закон Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года № 209 «О ведении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан»//Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 24, ст. 338.

11 Уголовный Кодекс Республики Казахстан// Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2014 г., № 13-11 ст. 83.

Уголовно-исполнительном Кодексе Республики Казахстан. Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2014 г., № 17, ст. 91.

Цылмыстыц цуцьщ жэне цылмыстыц процесс

чинам в возрасте шестидесяти трех и свыше лет, инвалидам первой и второй группа. В соответствии с ч. 4 данной статьи военнослужащими арест отбывается на гауптвахте.

Ст. 45 УК РК 2014 года в соответствии со ст. 467 УК РК 2014 года «О введении настоящего Кодекса в действие и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Казахстан» должна была вводится в действие с 1 января 2017 года. На настоящий день действие ст. 45 УК РК 2014 года приостановлено до 1 января 2022 года (1 января 2020 г. - до 27 декабря 2019 года), за исключением положений, применяемых в отношении военнослужащих и в случаях, предусмотренных пунктом 1) части шестой статьи 41, пунктом 1) части пятой статьи 42 и пунктом 1) части 2-1 статьи 43 настоящего Кодекса (то есть ситуаций, когда штраф, исправительные работы и общественные работы, назначенные осужденным, в силу ряда обстоятельств заменяются арестом), которые применяются с 1 января 2017 года, а в отношении лиц, к которым в качестве дополнительного вида наказания назначено выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства, - с 1 января 2019 года. Указанные даты и ситуации применения ареста как вида наказания были последовательно установлены Законом Республики Казахстан от 18 апреля 2017 года № 58-У1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовно-исполнительного законодательства»)13, включивший в ст. 467 УК РК 2014 года часть 1-1, содержащую упомянутые уточнения по действию ст. 45 УК РК 2014 года, Законом Республики Казахстан от 21 января 2019 года № 217-У1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства»14, а также Законом Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 290-У1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные

акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования процедур реабилитации и банкротства, бюджетного, налогового законодательства и законодательства о железнодорожном транспорте»15.

Таким образом, формальной датой начала применения такого наказания как арест в Республике Казахстан является 1 января 2017 года, то есть ст. 45 УК РК 2014 года вводится в действие спустя два года после вступления в законную силу УК РК 2014 года. Правда, положения ст. 45 УК РК до 1 января 2022 года будут применяться не в полном объеме, а только в случаях, предусмотренных ч. 1-1 ст. 467 УК РК 2014 года.

1 января 2017 года как дата введения в действие главы 15 УИК РК 2014 года, посвященной исполнению наказания в виде ареста, содержится также и в ч. 1 ст. 177 УИК РК 2014.

Уголовное и уголовно-исполнительное законодательство Республики Казахстан за последние годы претерпело существенные изменения по вопросам назначения, исполнения наказания вообще, так и по назначению и порядку исполнения отдельных видов наказания, в частности. Эти изменения можно наглядно изучить на примере назначения и исполнения наказания в виде ареста.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 УК РК 1997 года и ч. 1 ст. 45 УК РК 2014 года арест состоит в условиях строгой изоляции от общества на весь срок назначенного наказания.

Г.Ф. Поленов отмечал, что несмотря на то, что арест является краткосрочным видом наказания, он в силу значительности репрессивности (строгой изоляции от общества) способен оказать большое предупредительное воздействие на лиц, совершающих преступления [2, с. 99].

Срок ареста в соответствии с ч. 2 ст. 45 УК РК 2014 года на настоящее время установлен в пределах десяти и пятидесяти суток. До 12 июля 2018 года этот срок был иным -от тридцати до девяноста суток. Указанные изменения были внесены в УК РК 2014 года Законом Республики Казахстан от 12 июля 2018 года № 180-У1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Закон Республики Казахстан от 18 апреля 2017 года № 58^1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовно-исполнительного законодательства» //Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2017 г., № 8, ст. 16.

14 Закон Республики Казахстан от 21 января 2019 года № 217-У1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления защиты права собственности, арбитража, оптимизации судебной нагрузки и дальнейшей гуманизации уголовного законодательства» // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2019 г., № 2, ст. 6.

15 Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 290^1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования процедурреабили-тации и банкротства, бюджетного, налогового законодательства и законодательства о железнодорожном транспорте» //Казахстанская правда от 30.12.2019 г., № 249.

Вестник Института законодательства и правовой информации РК

№1 (59) - 2020

I

I I I I I I

I

I I

I р

I

I I I

акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и деятельности правоохранительных и специальных государственных органов»16.

В прежнем УК РК 1997 года срок ареста был гораздо больше: от одного месяца до шести месяцев (ч. 2 ст. 46 УК РК).

В соответствии с ч. 5 ст. 45 УК РК 2014 года при замене наказания минимальный срок ареста может быть ниже десяти суток.

Данная ситуация может возникнуть в следующих предусмотренных законодательством случаях:

1. при принудительном исполнении штрафа, назначенного осужденному за уголовный проступок - неуплаченная часть штрафа заменяется арестом из расчета одни сутки ареста за четыре неуплаченных месячных расчетных показателя (п. 1) ч. 6 ст. 41 УК РК 2014 года);

2. в случае возникновения обстоятельств, препятствующих исполнению исправительных работ осужденным (кроме утраты трудоспособности) - они заменяются арестом из расчета одни сутки ареста на четыре не-взысканных месячных расчетных показателя (п. 1) ч. 5 ст. 42 УК РК 2014 года);

3. в случае уклонения осужденного от общественных работ - они заменяются арестом из расчета одни сутки ареста за четыре неотработанных часа общественных работ (п. 1) ч. 2-1 ст. 43 УК РК 2014 года).

Арест в соответствии с ч. 3 ст. 45 УК РК 2014 года не назначается определенной группе лиц. В их число входят:

1. несовершеннолетние;

2. беременные женщины;

3. женщины, имеющие малолетних детей;

4. мужчины, воспитывающие в одиночку малолетних детей;

5. женщины в возрасте пятидесяти восьми и свыше лет;

6. мужчины в возрасте шестидесяти трех и свыше лет;

7. инвалиды первой и второй группы.

Данный список претерпел существенные

изменения по сравнению с УК РК 1997 года, который включал только три категории лиц:

1. лица, не достигшие к моменту вы-

несения приговора шестнадцати лет, позже - лица, не достигшие к моменту вынесения приговора восемнадцати лет в соответствии с изменениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 9 декабря 2004 года №10-Ш «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан и Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам упрощения процедур расследования уголовных дел, декриминализации некоторых составов преступлений и совершенствования законодательства об административных правонарушениях»17;

2. беременные женщины;

3. женщины, имеющих несовершеннолетних детей.

Включение в число лиц, которым не назначается рассматриваемое наказание, несовершеннолетних (изначально - лиц, не достигших шестнадцати лет) оправдано тем, что таким образом предупреждаются негативными последствиям данного наказания по отношению к детям. Строгая изоляция от общества (содержание в запираемых камерах, отсутствие свиданий с родителями или другими близкими людьми), отсутствие общеобразовательного и профессионального обучения, передвижение под конвоем приводит к разрыву положительных социально-э-моциальных связей с родителями, близкими и иными лицами, упущению времени и возможности в плане получения образования, совершенствования психического и физического развития, которые в последующем, после отбытия наказания, либо трудно, либо вообще невосстановимы или невосполнимы.

Изменения в уголовном законодательстве в отношении перечня лиц, к которым не назначается арест, осуществились в двух направлениях:

1. расширения: в список вошли 1) мужчины, воспитывающие в одиночку малолетних детей, 2) женщины в возрасте пятидесяти восьми и свыше лет, 3) мужчины в возрасте шестидесяти трех и свыше лет, 4) инвалиды первой и второй группы;

2. сужения: вместо женщин, имеющих несовершеннолетних детей, теперь речь идет о женщинах, имеющих малолетних детей.

16 Закон Республики Казахстан от 12 июля 2018 года № 180^1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и деятельности правоохранительных и специальных государственных органов». Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2018 г., № 16, ст. 56.

17 Закон Республики Казахстан от 9 декабря 2004 года № 10-Ш«О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан и Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам упрощения процедур расследования уголовных дел, декриминализации некоторых составов преступлений и совершенствования законодательства об административных правонарушениях» //Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., № 23, ст. 139.

Цылмыстыц цуцыц жэне цылмыстыц процесс

В ч. 4 ст. 45 УК РК 2014 года сохранилось положение о том, что военнослужащими арест отбывается на гауптвахте.

Процесс исполнение наказания в виде ареста в настоящее время регламентируется пятнадцатой главой УИК РК 2014 года. Данная глава в соответствии с ч. 1 ст. 177 УИК РК введена в действие с 1 января 2017 года.

Местами отбывания наказания в виде ареста являются специальные приемники и изолированные участки следственных изоляторов по месту осуждения (п. 1 ст. 83 УИК РК 2014 года) и гауптвахта для военнослужащих (п. 2 ст. 83 УИК РК 2014 года).

Необходимо отметить, что изолированные участки следственных изоляторов в качестве мест отбывания наказания в виде ареста были включены в ст. 83 УИК РК 2014 года в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 апреля 2017 года № 58-У1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовно-исполнительного законодательства»18. До указанного дополнения местами исполнения наказания в виде ареста были только специальные приемники.

В то же время не стоит забывать о том, что в прежнем УИК РК 1997 года местами отбывания наказания в виде ареста изначально определялись арестные дома. Позже они, в соответствии с Законом РК от 10 декабря 2009 года № 228-1У «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего совершенствования системы исполнения уголовных наказаний и уголовно-исполнительной системы»19, были заменены на следственные изоляторы.

В УИК РК 2014 года впервые определены сроки направления осужденных для отбывания наказания в виде ареста - со дня вступления приговора в законную силу (ч. 1 ст. 84), а в отношении осужденных военнослужащих - в течении трех дней со дня получения распоряжения суда об исполнении приговора, вступившего в законную силу (ч. 2 ст. 84).

Особенности порядка исполнения наказания в виде ареста нашли свое отражение в

ст. 85 УИК РК. Меньшая часть из этих особенностей была уже известна прежнему уголовно-исполнительному законодательству Республики Казахстан. Например, то, что осужденные к аресту содержатся в условиях строгой изоляции в камерах (ч. 1). Но здесь необходимо уточнить то, что в редакции ч.

1 ст. 64 УИК РК 1997 г. после изменений от 10 декабря 2009 года вид камер был конкретизирован: запираемые общие камеры20. До этого такой конкретизации не было, хотя содержание осужденных в запираемых общих камерах подразумевалась. Это было обусловлено тем, что в первоначальной редакции ч.

2 ст. 64 УИК РК 1997 года было установлено, что на осужденных (к аресту) распространяются условия содержания, установленные настоящим Кодексом для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в условиях общего режима в тюрьме. Ст. 127 УИК РК 1997 года рассматриваемой редакции определяла, что осужденные к лишению свободы содержатся в тюрьмах в запираемых общих камерах (ч. 1).

Также, как и ранее, в местах отбывания наказания в виде ареста раздельно содержатся мужчины, женщины и лица, ранее отбывавшие наказание в учреждениях и имеющие судимость. В первоначальной редакции ч. 1 ст. 64 УИК РК 1997 г. перечень данных лиц включал так же и несовершеннолетних, которые в дальнейшем были исключены.

Но большинство особенностей порядка отбывания наказания в виде ареста для действующего уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан являются новыми:

1. Отдельно от здоровых раздельно содержатся больные разными инфекционными заболеваниями (ч. 1 ст. 85 УИК РК 2014 года);

2. Изолированно от других осужденных содержатся осужденные - бывшие работники судов, правоохранительных и специальных государственных органов, лица уполномоченными на осуществление контроля и надзора за поведением осужденных (ч. 1 ст. 85 УИК РК 2014 года);

3. При госпитализации осужденного в лечебное учреждение организации здраво-

18

Закон Республики Казахстан от 18 апреля 2017 года № 58^1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовно-исполнительного законодательства» //Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2017 г., № 8, ст. 16.

19ЗаконРКот10декабря2009года№228-^«Овнесенииизмененийидополненийвнекоторыезаконодательные актыРеспубликиКазахстанповопросамдальнейшегосовершенствованиясистемыисполненияуголовныхнаказа-ний иуголовно-исполнительной системы»//Ведомости Парламента РеспубликиКазахстан, 2009г., № 24, ст. 128..

20 Закон РК от 10 декабря 2009 года № 228-1У «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего совершенствования системы исполнения уголовных наказаний и уголовно-исполнительной системы» // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2009 г., № 24, ст. 128.

Вестник Института законодательства и правовой информации РК

№1 (59) - 2020

I

I I I I I I

I

I I I

I I

I I I

охранения выставляется конвой для обеспечения его охраны (ч. 1 ст. 85 УИК РК 2014 года);

4. Осужденные военнослужащие содержатся раздельно в зависимости от состава (офицеры, военнослужащие сержантского, старшинского и рядового составов) и отдельно от военнослужащих, содержащихся на гауптвахте по иным основаниям (ч. 3 ст. 85 УИК РК 2014 года).

5. Питанием осужденные к аресту обеспечиваются по нормам осужденных к лишению свободы.

Питанием военнослужащие, осужденные к аресту, обеспечивается по нормам, установленными уполномоченными органами в сфере уголовно-исполнительной деятельности, национальной безопасности, обороны Республики Казахстан по согласованию с центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию (ч. 2 ст. 85 УИК РК 2014 года).

В соответствии со ст. 86 УИК РК 2014 года осужденному к наказанию в виде ареста, помимо общих прав и обязанностей (ст. ст. 10 и 11 УИК РК 2014 года), предоставляются следующие права:

1. один раз в месяц получать и отправлять за свой счет письма (до принятия Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 292-1У «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности»21 были предусмотрены также и телеграммы);

2. получать денежные переводы;

3. ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на контрольных счетах наличности временного размещения денег, в размере до одного месячного расчетного показателя;

4. один раз в месяц получать посылки, передачи, бандероли, содержащие предметы первой необходимости и одежды по сезону.

Также больные осужденные и инвалиды вправе получать посылки и передачи с лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения в количестве и ассортименте, определенными медицинским заключением;

5. на свидания с адвокатом без ограничений их количества, продолжительности и в

условиях, обеспечивающих их конфиденциальность;

6. на ежедневную прогулку продолжительностью не менее полутора часов;

7. на телефонный разговор с супругом (супругой), близкими родственниками за счет личных средств в случаях смерти или тяжелой болезни супруга (супруги), близкого родственника, угрожавшей жизни больного, стихийного бедствия, причинившего значительный материальный ущерб его семье и иных исключительных обстоятельствах личного характера;

8. на краткосрочные выезды на срок не более семи суток, не считая времени, необходимого для проезда (не свыше пяти суток), в связи со смертью или тяжелой болезнью супруга (супруги), близкого родственника, угрожавшей жизни больного, стихийным бедствием, причинившим значительный материальный ущерб его семье.

В указанной статье, наряду с общими для всех осужденных правами и обязанностями, предусмотренными ст. ст. 10 и 11 УИК РК, предусмотрены специальные права для лиц, осужденных к аресту. Необходимо отметить, что условия отбывания наказания в виде ареста, определенные в ст. 86 УИК РК 2014 года, существенно отличаются от предыдущего уголовно-исполнительного законодательства. Б.К. Шнарбаев и А.Е.Ми-занбаев отмечают, что законодатель отказался от репрессивного подхода к исполнению наказания в виде ареста, который имел место ранее в юридической теории и практике. Гуманный подход к отбыванию наказания в условиях строгой изоляции нашел отражение в специальных правах для осужденных к аресту [3, с. 329].

В частности, получение посылок, передачи, бандероли, содержащих предметы первой необходимости и одежды по сезону теперь возможны один раз в месяц (пп. 4) ч. 2 ст. 86 УИК РК 2014 года), в то время как ранее, хотя их получение и было предусмотрено, но их периодичность не оговаривалась.

Далее, законодатель в новом УИК РК вернулся к размеру до одного месячного расчетного показателя для ежемесячных расходов осужденного на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости из средств, имеющиеся на контрольных счетах наличности временного размещения денег (пп. 3) ч. 2 ст. 86 УИК РК 2014 года). Такой размер был предусмотрен также и в первой

21

Закон Республики Казахстан от 27 декабря 2019 года № 292-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и усиления защиты прав личности» // Казахстанская правда от 31.12.2019 г., № 250.

Цылмыстыц цуцыц жэне цылмыстыц процесс

редакции УИК РК 1997 года. Но не стоит забывать о том, что указанный размер в соответствии с ранее упомянутым Законом РК от 10 декабря 2009 года был увеличен до трех месячных расчетных показателей22. Соответственно, ныне действующий размер ежемесячных расходов на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости является проявлением ужесточения условий отбывания рассматриваемого наказания. И есть необходимость, на наш взгляд, в целях дальнейшей гуманизации рассмотреть возможность увеличения данного показателя до трех месячных расчетных показателей, как было ранее.

Положительной оценки заслуживает тот факт, что в УИК РК 2014 года была увеличена минимальная продолжительность прогулок, осужденных к аресту: с одного часа до полутора часов (пп. 6) ч. 2 ст. 86 УИК РК 2014 года). УИК РК 1997 года предусматривал также продолжительность прогулок не менее полутора часов, но исключительно для несовершеннолетних.

Кроме того, в ныне действующем законодательстве были конкретизированы исключительные обстоятельства личного характера, при наличии которых может быть разрешен телефонный разговор осужденного с супругом (супругой), близкими родственниками (пп. 7) ч. 2 ст. 86 УИК РК 2014 года). Это позволит единообразно применять закон, а также избежать фактов злоупотребления должностными полномочиями соответствующими сотрудниками мест исполнения наказания в виде ареста.

Свидетельством дальнейшей гуманизации уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан является и то, что в УИК РК 2014 года впервые осуждённым, отбывающим арест, были предоставлены такие права, как:

1. один раз в месяц получать и отправлять за свой счет письма и телеграммы (пп. 1) ч. 2 ст. 86 УИК РК 2014 года);

2. получать денежные переводы (пп. 2) ч. 2 ст. 86 УИК РК 2014 года);

3. на краткосрочные выезды на срок не более семи суток, не считая времени, необходимого для проезда (не свыше пяти суток), в связи со смертью или тяжелой болезнью супруга (супруги), близкого родственника,

угрожавшей жизни больного, стихийным бедствием, причинившим значительный материальный ущерб его семье (пп. 8) ч. 2 ст. 86 УИК РК 2014 года).

Новеллами УИК РК являются положения ст. 87, которая впервые определила особенности правового положения осужденных военнослужащих, отбывающих наказание в виде ареста:

1. время отбывания наказания в виде ареста не засчитывается в общий срок воинской службы и выслугу лет на присвоение очередного воинского звания (ч. 1);

2. в этот период военнослужащий не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания, назначен на вышестоящую должность, переведен на новое место службы или уволен с воинской службы, за исключением случаев признания негодным к службе по состоянию здоровья (ч. 2);

3. также осужденным военнослужащий в указанный период не выплачивается денежное довольствие (ч. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенный нами теоретический правовой анализ ранее действовавшего и действующего казахстанского уголовного и уголовно-исполнительного законодательства и существующего научного толкования правовых категорий в сфере применения наказания в виде ареста позволяет обозначить следующие основные выводы.

Несмотря на существенные положительные изменения в определении, порядке и условиях исполнения наказания в виде ареста в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве Республики Казахстан, на наш взгляд, имеются в них еще отдельные пробелы и противоречия, нуждающиеся в скорейшем их восполнении и устранении в целях реализации принципов справедливости и законности.

Во-первых, хотелось бы обратить внимание на минимально присутствие труда при исполнении наказания в виде ареста. В п. 71 Правил внутреннего распорядка и порядка содержания осужденных на гауптвахте органов военной полиции Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, утверждённых приказом Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 25 сентября 2014 года № 31923, указывается, что осужденные

22

Закон РК от 10 декабря 2009 года № 228-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего совершенствования системы исполнения уголовных наказаний и уголовно-исполнительной системы» // Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2009 г., № 24, ст. 128.

23

Правила внутреннего распорядка и порядка содержания осужденных на гауптвахте органов военной полиции Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, утверждённых приказом Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 25 сентября 2014 года № 319: http://adilet. zan.kz/rus/docs/V14KN009842.

Вестник Института законодательства и правовой информации РК

№1 (59) - 2020

I

I I I I I I

I

I I

I р

I

I I I

военнослужащие привлекаются к выполнению работ по хозяйственному обслуживанию гауптвахты продолжительностью не более двух часов в неделю. В главе 7 Правил внутреннего распорядка и содержания осужденных на гауптвахте органов военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан, утвержденных приказом Министра обороны Республики Казахстан от 20 июля 2017 года № 367, оговорена возможность привлечения военнослужащих к выполнению работ по хозяйственному обслуживанию гауптвахты, проведению уборки камер и других помещений гауптвахты в порядке очередности согласно графику дежурства, а также благоустройства территории гауптвахты24. В п. 34 Правил организации деятельности и внутреннего распорядка специальных учреждений, осуществляющих исполнение наказания в виде ареста, утвержденных Приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 26 июля 2017 года № 50425, указано, что дежурный по камере следит за чистотой в камере, подметает и моет пол в камере, производит уборку камерного санузла, прогулочного двора по окончании прогулки. Но в последних двух документа не указан максимальный предел длительности таких работ в неделю. В главе 15 УИК РК 2014 года нет вообще никакого положения о привлечении к труду лиц, осужденных к аресту. Хотя в ст. 65 УИК РК 1997 года было указание о том, что администрация мест исполнения наказания в виде ареста вправе привлекать осужденных к выполнению работ по хозяйственному обслуживанию помещений мест, предназначенных для отбывания наказания в виде ареста, без оплаты продолжительностью не более четырех часов в неделю. Возможность привлечения осужденных к аресту к оплачиваемому труду также не предусмотрена в указанной главе УИК РК 2014 года.

Необходимость труда (как в виде оплачиваемого труда, так и в виде работ по благоустройству и улучшению условий проживания в местах) при исполнении наказания в виде ареста обусловлена, на наш взгляд, тем, что труд является составной частью исправления осужденного. Во-первых, это основано на самом понятии исправлении осужденного, то есть формирование у осужденного право-послушного поведения, позитивного отно-

шения к личности, обществ, труду, нормам, правилам и этике поведения в обществе (пп. 10) ст. 3 УИК РК). Во-вторых, общественно полезный труд является одним из основных средств исправления осужденного (пп. 4) ч. 1 ст. 7 УИК РК). Важность исправления, осужденного обусловлена тем, что это одна из целей наказания (ч. 2 ст. 39 ст. УК РК 2014 года). В-третьих, основной обязанностью осужденных является добросовестное отношение к труду (пп. 7) ч. 1 ст. 11 УИК РК). Отсутствие труда при отбывании наказания осужденного к аресту вызывает недоумение также и в связи с тем, что даже осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в камерах, трудятся в специально оборудованных рабочих камерах или на территории изолированных локальных участков производственной зоны (ч. Ч. 1 и 4 ст. 149 УИК РК).

На наш взгляд, было бы целесообразно предусмотреть в главе 15 УИК РК 2014 года возможность привлечения осужденных к аресту к выполнению работ по хозяйственному обслуживанию помещений мест, предназначенных для отбывания наказания в виде ареста, без оплаты продолжительностью не более двух часов в неделю.

Во-вторых, в новом УИК РК 2014 года не нашли отражение меры поощрения и взыскания, применяемых к осужденным к аресту, и соответственно порядок их применения. Хотя в УИК РК 1997 года такая норма была - ст. 66. На наш взгляд, целесообразно перенять опыт предыдущего казахстанского законодательства по этому вопросу, внеся в него определенные изменения с учетом действующих условий отбывания наказания в виде ареста. В частности, список ранее предусмотренных в УИК РК 1997 года мер поощрения, включавший благодарность, досрочное снятие ранее наложенного взыскания, разрешение на телефонный разговор, необходимо, на наш взгляд, расширить за счет включения в указанный список разрешения дополнительного расходования денег в сумме до одного месячного расчетного показателя на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости в праздничные дни. Такой список мер поощрения уже практикуется в ранее указанных Правилах внутреннего распорядка и порядка содержания осужденных на гауптвахте органов военной полиции Комитета национальной безопасно-

24

Правила внутреннего распорядка и содержания осужденных на гауптвахте органов военной полиции Вооруженных Сил Республики Казахстан, утвержденных приказом Министра обороны Республики Казахстан от 20 июля 2017 года № 367 //http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1700015525.

25 Правила организации деятельности и внутреннего распорядка специальных учреждений, осуществляющих исполнение наказания в виде ареста, утвержденных Приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 26 июля 2017 года № 504 //http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1700015551.

Цылмыстыц цуцыц жэне цылмыстыц процесс

сти Республики Казахстан (п. 111)26.

Список мер взыскания предлагаем сохранить прежним: выговор и водворение в карцер. Но максимальный срок по последнему взысканию необходимо, на наш взгляд, снизить с десяти до пяти суток с учетом того, что в настоящее время максимальный срок ареста снижен с девяносто суток до пятидесяти суток.

В связи с рассмотрением вопроса о мерах поощрения и взыскания, применяемых к осужденным к аресту, считаем неприемлемым ссылку в ранее указанных Правилах организации деятельности и внутреннего распорядка специальных учреждений, осуществляющих исполнение наказания в виде ареста (п.п. 68 и 71)27 на ст. ст. 128 и 131 УИК РК 2014 года в связи с тем, что в указанных статьях регламентируются меры поощрения и взыскания, а также порядок их применения к осужденным к другому виду наказания -лишению свободы.

В-третьих, в УИК РК 2014 года не регламентирован порядок передвижения осуждённых к аресту по территории мест исполнения наказания. Только в ч. 1 ст. 85 данного Кодекса имеется положение о том, что в случае направления осужденного на госпитализацию в лечебные учреждения организации здравоохранения выставляется конвой для обеспечения его охраны. Кроме того, в п. 31 ранее упомянутых Правилах организации деятельности и внутреннего распорядка специальных учреждений, осуществляющих исполнение наказания в виде ареста, есть положения о конвое в отношении осужденных, в соответствии с которым передвижение осужденных по территории специального приемника или следственного изолятора осуществляется только под конвоем. Считаем необходимым именно в УИК РК 2014 года введение нормы, предусматривающую обязанность осужденных к аресту передвигаться по территории мест отбывания наказания в виде ареста только под конвоем, а не ограничиваться наличием соответствующего положения в подзаконном акте.

В-четвертых, в ст. 84 УИК РК 2014 года в качестве основания исполнения наказания

в виде ареста предусмотрен только вступивший в законную силу приговор суда. На наш взгляд, этого недостаточно. В число оснований исполнения наказания в виде ареста необходимо также включить и вступившие в законную силу постановление суда в случае замены таких видов наказания как штраф, исправительные работы и общественные работы на арест в соответствии с п. 1) ч. 6 ст. 41, п. 1) ч. 5 ст. 42 и п. 1) ч. 2-1 ст. 43 УК РК.

В-пятых, в соответствии с пп. 5) ч. 2 ст. 86 УИК РК 2014 года, осужденные к аресту имеют право на свидания только с адвокатом без ограничения их количества, продолжительности и в условиях, обеспечивающих их конфиденциальность. В нарушении данной нормы, в п.п. 95 - 104 Правил внутреннего распорядка и порядка содержания осужденных на гауптвахте органов военной полиции Комитета национальной безопасности Республики Казахстан28 содержатся положения о проведении свиданий осужденных военнослужащих с адвокатами, родственниками и иными лицами. В частности, указано, что о сужденным военно служащим предо став -ляются краткосрочные свидания продолжительностью два часа (п. 95), например, с лицами, не являющимися родственниками осужденного военнослужащего (п. 96), супругом (супругой), родственниками (п. 97), свидания предоставляются в порядке общей очереди (п. 98) и др. Считаем необходимым приведение указанного подзаконного акта с УИК РК 2014 года посредством исключения большей части положений п.п. 95 - 104 указанных Правил, за исключение положений о предоставлении военнослужащему свиданий с адвокатом, а также мер безопасности при проведении свиданий.

Изложенные положения могут быть использованы в процессе совершенствования уголовного и уголовно-исполнительного законодательства Республики Казахстан, касающихся вопросов правовой регламентации назначения и исполнения такого вида наказания как арест в целях предупреждения уголовных проступков, повышению эффективности исправления осужденного и др.

26

Правила внутреннего распорядка и порядка содержания осужденных на гауптвахте органов военной полиции Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, утверждённых приказом Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 25 сентября 2014 года № 319 // http://adilet. zan.kz/rus/docs/V14KN009842.

27

Правила организации деятельности и внутреннего распорядка специальных учреждений, осуществляющих исполнение наказания в виде ареста, утвержденных Приказом Министра внутренних дел Республики

Казахстан от 26 июля 2017 года № 504 // http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1700015551.

28

Правила внутреннего распорядка и порядка содержания осужденных на гауптвахте органов военной полиции Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, утверждённых приказом Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 25 сентября 2014 года № 319 // http://adilet. zan.kz/rus/docs/V14KN009842

Вестник Института законодательства и правовой информации РК

№1 (59) - 2020

I

I I

I

I I I

I i I

i

I p

I

I i I

Уголовное право и уголовный процесс ЛИТЕРАТУРА

1. Рябова Л.В. Арест как вид уголовного наказания: Уголовно-правовые и уголовно-исполнительные аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005. - 177 с.

2. Поленов Г.Ф. Уголовное право Республики Казахстан. Общая часть: Учебное пособие. - Ал-маты: «ЮРИСТ», 1999. - 184 с.

3. Шнарбаев Б.К., Мизанбаев А.Е. Уголовно-исполнительное право Республики Казахстан. Учебник. - Костанай: Костанайский филиал ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», 2017. - 512 с.

REFERENCES

1. Rjabova L.V. Arest kak vid ugolovnogo nakazanija: Ugolovno-pravovye i ugolovno-ispolnitel'nye aspekty: Dis. ... kand. jurid. Nauk. Stavropol', 2005. - 177 s.

2. Polenov G.F. Ugolovnoe arvo Respubliki Kazahstan. Obshhaja chast': Uchebnoe posobie. -Almaty: «JuRIST», 1999. - 184 s.

3. Shnarbaev B.K., Mizanbaev A.E. Ugolovno-ispolnitel'noe arvo Respubliki Kazahstan. Uchebnik. - Kostanaj: Kostanajskij filial FGBOU VO «Cheljabinskij gosudarstvennyj universitet», 2017. - 512 s.

УДК 342

КОНЦЕПЦИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ СФЕРЫ

Уварова-Патенко Наталья Витальевна

Ассоциированный профессор Высшей школы права «Эдтет» Каспийского общественного университета кандидат юридических наук, доктор PhD по специальности Финансы, г. Алматы, Республика Казахстан

Уваров Виталий Николаевич

Профессор Евразийской юридической академии им. Д.А. Кунаева доктор юридических наук, г. Алматы, Республика Казахстан

Ключевые слова: правоохранительная функция государства, правоохранительная система, управление, государственный орган, компетенция правоохранительных органов, уголовно-правовая сфера, уголовно-правовая политика.

Аннотация. Уголовно-правовая сфера в совокупности сущностных свойств, организационного компонента и внешней юридической форме закрепления выступает ключевым звеном механизма реализации правоохранительной функции государства. Результаты исследования позволяют решить дискуссионный вопрос о том, какие государственные органы могут быть отнесены к разряду правоохранительных органов. Наряду с этим дается понятие уголовного права в широком смысле, раскрывается единая природа административной и уголовной ответственности юридических лиц (репрессивный тип ответственности).

Исследование имеет теоретическое и практическое значение. Теоретическое связано с формированием концепции уголовно-правовой сферы, практическое - с разработкой рекомендаций по модернизации управления в правоохранительной сфере, по мониторингу организационных рисков и их снижению в работе правоохранительных органов.

В рамках исследования применялись общенаучные и специальные методы познания (нормативный, сравнительно-правовой, теоретический анализ и обобщение), системный и функциональный подходы.

На основе проведенного исследования сделаны следующие выводы: 1) уголовно-правовая сфера представляет собой сложное социально-правовое явление, включающее три уровня своей характеристики, которые органически взаимосвязаны между собой и в своем единстве дают целостное представление об уголовно-правовой сфере как концептуальной основе уголовного права в широком понимании; 2) в содержательном аспекте уголовно-правовую сферу можно определить как совокупность ее сущностных свойств (целей, принципов, уголовно-правовой политики, уголовно-правовых отношений, уголовной правосубъектности физических и юридических лиц и т.д.), организационного компонента - органов правоохранительной инфраструктуры и внешнюю - юридическую форму закрепления данной сферы - уголовного права в широком понимании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.