Научная статья на тему 'Аренда земли - инструмент регулирования аграрных отношений'

Аренда земли - инструмент регулирования аграрных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FOOD SECURITY / AGRICULTURAL LAND / EFFICIENT AGRICULTURE / AGRICULTURAL POLICY / PRIORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадиев Р.К., Атавов А.Н.

В статье рассматривается правовой статус земель отгонного животноводства. В частности анализируется состояние дел с землепользованием на примере Бабаюртовского района. Приведены основные проблемы, которые стоят перед руководством Республики Дагестан. Подробно изучается вариант выхода из ситуации с определением правового статуса земель отгонного животноводства и их дальнейшего экономически обоснованного использования. Стратегической целью эффективного землепользования является обеспечение продовольственной безопасности страны при одновременном решении социальных вопросов. При рассмотрении вопроса с точки зрения теории и прошлого опыта земельных отношений, сложившейся на данный момент в Республике Дагестан ситуации выясняется, что инструментом дальнейшего развития аграрных отношений является аренда земли. А для этого необходимо формирование всего рыночного механизма, четкое государственное регулирование земельных отношений, рынка земли и соответствующее законодательное закрепление такого регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agricultural tenancy as an instrument of regulation in agrarian sector

The article presents the problem of distant pasture lands’ legal status. In particular, the authors analyze the situation land use in Babayurtovsky region, enumerating major problems that Dagestan authorities face. Some bailout plans defining the legal status of distant pasture lands are thoroughly studied with their further rational use. Provision of natural safety with simultaneous social problems solution is the strategic aims of efficient land use. When analyzing the problem in the context of theoretical grounds and past experience of and matters in the republic of Dagestan, it is proven that agricultural tenancy is the main instrument of agricultural relations. For that purpose, it is necessary to form the uniform market mechanism, accurate state regulation, land market and relevant legislative recognition of this regulation.

Текст научной работы на тему «Аренда земли - инструмент регулирования аграрных отношений»

УДК 34

Б01: 10.21779/2500-1930- 2016-31-4-35-44

Р.К. Кадиев,А.Н. Атавов

Аренда земли - инструмент регулирования аграрных отношений

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; kadievl935@mail.ru, Absik2014@ya.ru

В статье рассматривается правовой статус земель отгонного животноводства. В частности анализируется состояние дел с землепользованием на примере Бабаюртовского района. Приведены основные проблемы, которые стоят перед руководством Республики Дагестан. Подробно изучается вариант выхода из ситуации с определением правового статуса земель отгонного животноводства и их дальнейшего экономически обоснованного использования.

Стратегической целью эффективного землепользования является обеспечение продовольственной безопасности страны при одновременном решении социальных вопросов. При рассмотрении вопроса с точки зрения теории и прошлого опыта земельных отношений, сложившейся на данный момент в Республике Дагестан ситуациивыясняется, что инструментом дальнейшего развития аграрных отношений является аренда земли. А для этого необходимо формирование всего рыночного механизма, четкое государственное регулирование земельных отношений, рынка земли и соответствующее законодательное закрепление такого регулирования.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, сельскохозяйственные земли, эффективный АПК, аграрная политика, приоритетные направления.

Земля, используемая кутанными селениями для сельскохозяйственных нужд, является республиканской собственностью в соответствии с законом Республики Дагестан «О статусе земель отгонного животноводства». За редкими исключениями земля, на которой стоят жилые дома кутанных селений, тоже относится в землям отгонного животноводства. Земли отгонного животноводства могут находиться в аренде у муниципальных унитарных предприятий, подчиняющихся горному району, у СПК, реже - у акционерных обществ, занимающихся сельскохозяйственным производством. Есть также случаи, когда земля арендуется ГУПом республиканского или федерального подчинения, сотрудниками которого при этом являются жители села.

По закону вопрос об аренде земель отгонного животноводства должен решаться исключительно на республиканском уровне. Руководителям кутанных хозяйств на практике для получения в аренду земель отгонного животноводства требуется одобрение главы горного района, к которому относится кутанное поселение: именно глава района, как правило, договаривается о сдаче земли в аренду с республиканским Министерством имущества и земельных отношений. Договора аренды земель отгонного животноводства с Минимущества могут заключаться на срок до 49 лет. Распространенные сроки аренды - 20, 25 лет.

Сам механизм такого оформления прав на землю ставит кутанные села в более сложное положение, чем другие населенные пункты Дагестана. Рынок земли пребывает под достаточно жестким административным контролем во всей республике, однако в селах, являющихся муниципальными образованиями того района, на чьей территории они находятся, этот контроль - местный, т. е. ключевую роль в земельных вопросах играет глава района, важное место может занимать и глава села. Это люди, так или иначе прошедшие через выборные процедуры, хорошо известные местным жителям, «свои»

даже для тех, кто по каким-то причинам пребывает с ними в натянутых отношениях. В кутанных же селах вопросы о земле находятся во власти махачкалинских правительственных чиновников, к которым у жителей чаще всего просто нет прямого доступа.

Как видно из данных таблицы 1, земли отгонного животноводства, расположенные на территории Бабаюртовского района, предоставлены 189 хозяйствам 22 муниципальных районов республики. Общая площадь этих земель составляет 221553 га, в том числе сельскохозяйственные угодья - 178616 га, или же 80,6 %. Площадь земель отгонного животноводства занимает 68,1 % от общей площади муниципального района в рамках административных границ. Распределение сельхозугодий по видам наиболее наглядно представлено на рис.1.

пашня; 26,2%

многолетние насаждения; 0,02%

залежь; 0,01%

пастбища; 60,9%

сенокосы; 12,9%

Рис.1. Структура сельскохозяйственных угодий земель отгонного животноводства Бабаюртовского района

Наибольший удельный вес в структуре земель сельскохозяйственного назначения имеют пастбища - 60,9 % (108697 га). На долю пашни и сенокосов приходится, соответственно 26,2 % (46758 га) и 12,9 % (23117 га). Площадь под залежами и многолетними насаждениями составляет 8 и 36 га соответственно. Площадь прочих земель составляет 19,4 %.

Таблица 1

Земли отгонного животноводства по состоянию на 01.01.2012г.

№ п/п Районы, хозяйства Кол-во хозяйств Всего земель, га В том числе Итого сельхозугодий Прочие земли

пашня многол. насажд. залежи сенокосы пастбища

1. Акушинский 18 25014 5940 0 0 3058 12904 21902 3112

2. Ахвахский 6 8510 1802 0 0 1166 4643 7611 899

3. Ботлихский 16 15648 5041 9 0 1228 8009 14287 1361

4. Гумбетовский 11 10732 3329 3 0 2013 4718 10063 669

5. Гунибский 5 6880 1010 0 0 122 3772 4904 1976

6. Кулинский 8 3217 1826 4 8 0 809 2647 570

7. Лакский 21 68415 3506 0 0 1625 37535 42666 25749

8. Рутульский 18 7985 3542 20 0 442 3300 7304 681

9. Шамильский 8 2665 982 0 0 592 937 2511 154

10. Тляратинский 19 22971 3920 0 0 5341 11529 20790 2181

11. Унцукульский 4 2475 552 0 0 816 946 2314 161

12. Цумадинский 12 10141 2017 0 0 2098 4426 8541 1600

13. Чародинский 1 2807 1624 0 0 0 881 2505 302

14. Хунзахский 10 9886 2259 0 0 2415 4604 9278 608

15. Цунтинский 5 6113 1488 0 0 648 3456 5592 521

16. Левашинский 8 3929 2452 0 0 0 691 3143 786

17. Буйнакский 1 254 230 0 0 0 12 242 12

18. Хасавюртовский 3 655 395 0 0 35 197 627 28

19. Казбековский 9 11295 4598 0 0 1221 4165 9984 1311

20 Кизилюртовский 1 1040 46 0 0 297 485 828 212

21. Кумторкалинский 1 300 199 0 0 0 66 265 35

22. Гергебильбский 1 621 0 0 0 0 612 612 9

ВСЕГО 186 221553 46758 36 8 23117 108697 178616 42937

Распределение земель по 22 муниципальным районам наглядно представлено на

рис. 2.

Рутульский 3,6%

Лакский 30,9%

Кулинский 1,4%

Гунибскнй 3,1%

Шамильский 1,2%

Тляратинский

Унцукульский

Гумбетовский 4,8%

Ботлихскнн 7,1%

Ахвахский 3,8%

Цумадинский

4,6%

Чародинский

1,3% Хушахский

4,5%

Цунтинский

2,8%

Левашинский 1,8% Буйнакский 0,1% Хасавюртовский

0,3% Казбековский

5,1% Кизилюрговский

0,4% Кумторкалинский 0,1% Гергебильский 0,3% Акушинский 11,3%

Рис. 2. Удельный вес хозяйств муниципальных образований в структуре всех зе-

мель отгонного животноводства Бабаюртовского района

Как видно из рисунка, 52,6 % отгонных земель Бабаюртовского района закреплены за 58 хозяйствами трех муниципальных образований: Лакского - 30,9 %, Аку-шинского - 11,3 % и Тляратинского - 10,4 % районов. В среднем по этим районам на одно хозяйство приходится по 2007 га земли. Остальные 128 хозяйств сосредоточены на площади 105133 га, или 47,4 %, где в среднем на 1хозяйство приходится 821,3 га.

В целом по зоне отгонного животноводства Бабаюртовского района на одно хозяйство приходится 1191,15 га земель, в том числе сельскохозяйственных - 960,3 га.

На отгонных землях Бабаюртовского района выращивают люцерну, рис, бахчевые, зерновые.

Пашня либо полностью обрабатывается сельхозпредприятием, либо частично передается в пользование местным жителям. Чаще всего эта передача никак документально не оформляется. В Бабаюртовском районе распространена ситуация, когда пашню сдают местному населению под зерновые, а также посадку бахчевых культур. Эта сдачасезонная, так как посадка бахчевых там чередуется с посадкой кормовых культур, которые разводят сельхозпредприятия. Опрошенные нами жители сообщали, что годовая плата сельхозпредприятию за гектар составляет от 250 до 5000 руб. тогда как официальная арендная плата, утвержденная постановлением Правительства Республики Дагестан, за последние три года составляет 11,7 руб. за один гектар земли. До 2008 года официальная арендная плата за один га на отгонных землях составляла 81-82 рубля. Землепользователи отгонных земель перечисляют средства на счет Министерства имущественных и земельных отношений Республики Дагестан.

Во многих случаях местные жители пашню не используют из-за затрудненности ее обработки. Одна из причин такой ситуации - недостаток воды, которая в советское время распределялась между селениями равнинного района и кутанными селениями, а сейчас эта система распределения разрушена, «водные» отношения между отгонниками и коренными жителями неурегулированы. Недостаток воды может приводить и к фактическому прекращению деятельности сельхозпредприятий, арендующих земли отгонного животноводства.

У ряда сельхозпредприятий, работающих на пашне, существуетпроблема сбыта производимой продукции. Ее решение они видят в развитии связей со своими горными районами.

В Бабаюртовской зоне отгонного животноводства по состоянию на 01.01.2011 г. не используется 18009 га пашни, что составляет 38,5 % от общей площади пашни данной зоны.

Во исполнение постановления Правительства Республики Дагестан от 4 августа 2006 г. № 157 «О серьезных недостатках в соблюдении земельного законодательства на территории Республики Дагестан» Министерством сельского хозяйства Республики Дагестан и Управлением Роснедвижимости по РД начата процедура по принудительному прекращению прав на земельные участки, используемые с нарушением земельного законодательства.

Всего на данный момент подвергнуты процедуре принудительного прекращения права на земельные участки 25 хозяйств 12 районов на общей площади 26250 га.

Что касается пастбищ, существенной особенностью нынешних кутанных хозяйств является то, что стада на них находятся круглый год. Система, действовавшая в советское время, когда скот на лето обязательно перегоняли в горы, после распада СССР стремительно пришла в упадок. Основной результат этого - перегрузка пастбищ, эксплуатируемых теперь круглогодично.

В Бабаюртовской зоне отгонного животноводства на зимовку в 2014-2015 гг. было размещено 175716 голов мелкого рогатого скота и 59604 головы крупного рогатого скота (таблица 2). Самое большое поголовье овец и коз содержат хозяйства Гумбе-товского (12260 голов) и Хунзахского (11350 голов) районов. Что касается крупного рогатого скота, тут лидируют хозяйства Ботлихского района - 1187 голов. Нагрузка на функционирующие зимние пастбища здесь составляет 3-4 условные головы овец на гектар при норме 1 голова.

Таблица2

Размещение скота на зимовку в Бабаюртовской зоне отгонного животноводства

в 2014-2015 гг.

№ п/п Район и хозяйства СХП МРС, голов Итого КРС, голов МРС населения, содержащ. в личных подворьях КРС

Частн. по-гол., поголовье, со-держащ. совм. с СХП СХП Итого населения, со-держащ. в личных подворьях

1. Акушинский - - - 250 250 2970 601

2. Ахвахский - - - 404 404 7210 380

3. Ботлихский 3780 2453 6233 1187 1187 29757 12952

4. Гумбетовский 7230 5030 12260 574 574 19190 3686

5. Гунибский - - - - - - -

6. Кулинский - - - 290 290 1295 624

7. Лакский 3440 4350 7790 754 754 21400 3368

8. Рутульский - - - 567 567 10550 3441

9. Шамильский - - - 595 595 1800 528

10. Тляратинский 270 150 420 110 110 17270 16947

11. Унцукульский 100 - 100 180 180 470 1085

12. Цумадинский 1775 965 2740 835 835 9070 3308

13. Чародинский - - - 385 385 2750 820

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Хунзахский 8100 3250 11350 420 420 2600 870

15. Цунтинский 350 300 650 85 85 5300 2695

16. Левашинский - - - 410 410 1376 388

17. Буйнакский - - - - - 130 68.

18. Хасавюртовский

19. Казбековский - - - 255 255 525 262

20. Кизилюртовский

21. Кумторкалинский - - - - - 510 280

22. Гергебильский - - - - - - -

Итого по зоне: 25045 16498 41543 7301 7301 134173 52303

При этом процессы деградации пастбищ опережают темпы работ по их восстановлению, и эта тенденция приобретает разрушительный характер. Причинами такого положения являются естественная деградация земель зимних пастбищ, крайне недостаточное и

запоздалое финансирование мероприятий по улучшению кормовых угодий, разобщенность усилий сельскохозяйственных, лесохозяйственных, землеустроительных и природоохранных органов по преодолению этих проблем, а также воздействие человеческого фактора, т. е. оставление на зимних пастбищах на лето большого количества скота.

Согласно земельному законодательству Республики Дагестан, с 15 мая по 15 октября зимние пастбища необходимо освобождать.

Тот факт, что скот не убирают на зиму с равнинных пастбищ, признают и дагестанские власти. По данным Минсельхоза Дагестана, на отгонных пастбищах Бабаюртовского района ежегодно остается более 2300 голов крупного и более 3500 голов мелкого рогатого скота.

Вместе с тем в определенном виде отгонная система все же существует, но она не ведет к полному освобождению пастбищ на лето. В ряде кутанных хозяйств к постоянно находящемуся там скоту в зимний сезон прибавляется скот жителей гор, для выпаса которого за плату нанимают «своих» отгонников. Так обстоит дело, в частности, в хозяйствах Лакского района, расположенных на востоке Бабаюртовского района.

Когда на отгонных пастбищах пасется частный скот жителей кутанного селения, жители компенсируют земельный налог хозяйству-арендатору. Его суммой плата за пользование пастбищами и ограничивается.

Некоторые главы хозяйств жалуются на то, что с трудом вводили систему, при которой население должно вносить арендную плату. Глава хозяйства в кутанном селе, где около 200 хозяйств, признается, что плату начали вносить только в 2011 году, и вносит ее около половины хозяйств. Если же сельхозпредприятие по тем или иным причинам прекратило свою работу, то жители кутанного села могут стихийно пользоваться пастбищами, выгоняя на них свой скот.

Вопрос об аренде земель населением возникает далеко не во всех кутанных селах. Среди них немало таких, в которых проживают всего 2-4 семьи, фактически единолично пользующиеся отгонными землями, некогда закрепленными за их селом. В основном это кутаны, на которые в советское время не было активной миграции населения.

Нередки случаи, когда на сельхозпредприятиях, за которыми юридически закреплены земли, нет никакого производства, и несколько семей пользуются этими землями без уплаты каких-либо налогов.

Уполномоченным органом исполнительной власти по заключению договоров аренды на земли отгонного животноводства является Министерство земельных и имущественных отношений Республики Дагестан.

Предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (земли отгонного животноводства), находящихся в собственности Республики Дагестан, сельхозтоваропроизводителям осуществляется Министерством в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- Законом Республики Дагестан от 9 октября 1996 года № 18 «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» (принят Народным Собранием Республики Дагестан от 26 сентября 1996 г.) ст. 6, ст.8;

- Земельным кодексом Российской Федерации;

- Налоговым кодексом Российской Федерации;

- Законом Республики Дагестан «О земле» от 29 декабря 2003 г. № 45 (принят Народным Собранием Республики Дагестан от 25 декабря 2003 г.) ст.8, ст. 10, ст. 14 п. 1, ст. 19, ст.27, ст.31 п.1, ст.73-77;

- Законом Республики Дагестан «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан» от 29 декабря 2003 г. № 46 (принят Народным Собранием

Республики Дагестан от 25 декабря 2003 г.) ст. 4 п. 1; п. 2, ст. 7, ст. 8, ст. 10 п. 1, ст. 11, ст. 12 п. 1;п. 2; п. 3;

Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 11 июня 2009 г. № 176 «Вопросы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Дагестан».

Методики расчета арендной платы за землю устанавливаются в соответствии с региональным законодательством иотличаются друг от друга прежде всего набором параметров и характеристик, учитываемых при определении ценности земельных участков.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от 27 декабря 2011 г. № 510 утверждены удельные показатели кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения и результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения и признано утратившим силу постановление Правительства Республики Дагестан от 29 октября 2007 г. № 294 «Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения и удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам и группам земель в Республике Дагестан».

Размер арендной платы за земельные участки рассчитывается по следующей формуле:

АП = БхСзн,

где АП - размер арендной платы;

Б - площадь арендуемого земельного участка, га;

СЗН - ставка земельного налога.

В среднем базовая ставка земельного налога по Бабаюртовскому району составляет 11,52 руб. за один га, т. е. 0,05 % от удельного показателя кадастровой стоимости земель (СЗН = 0,05 % х 23024). Средняя кадастровая стоимость земель по району составляет 2,3024 руб./кв.м, минимальная - 0,4040 руб./кв.м и максимальная - 3,9858 руб./кв.м.

Таблица 3

Годовая арендная плата за земли отгонного животноводства

№ п/п Районы, хозяйства Всего земель, га в т.ч.: сельхоз. угодья Размер арендной платы, тыс. руб.

1. Акушинский 25014 21902 288161,28

2. Ахвахский 8510 7611 98035,20

3. Ботлихский 15648 14287 180264,96

4. Гумбетовский 10732 10063 123632,64

5. Гунибский 6880 4904 79257,60

6. Кулинский 3217 2647 37059,84

7. Лакский 68415 42666 788140,80

8. Рутульский 7985 7304 91987,20

9. Шамильский 2665 2511 30700,80

10. Тляратинский 22971 20790 264625,92

11. Унцукульский 2475 2314 28512,00

12. Цумадинский 10141 8541 116824,32

13. Чародинский 2807 2505 32336,64

14. Хунзахский 9886 9278 113886,72

15. Цунтинский 6113 5592 70421,76

16. Левашинский 3929 3143 45262,08

17. Буйнакский 254 242 2926,08

18. Хасавюртовский 655 627 7545,60

19. Казбековский 11295 9984 130118,40

20. Кизилюртовский 1040 828 11980,80

21. Кумторкалинский 300 265 3456,00

22. Гергебильский 621 612 7153,92

ВСЕГО 221553 178616 2552290,56

Хозяйства 22 муниципальных районов, пользующиеся отгонными землями в административных границах Бабаюртовского района, должнывыплачиватьс1 января2012 года арендную плату в размере2552,29 млн.руб. в год (табл.3).

Размер арендной платы изменяется арендодателем ежегодно путем корректировки индекса инфляции на текущий финансовый год в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. В этом случае исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании дополнительных соглашений к договору.

Размер арендной платы пересматривается также в случае перевода земельного участка из одной категории земель в другую или при изменении разрешенного использования земельного участка при условии изменения порядка определения арендной платы, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан.

До настоящего времени остались непереоформленными на право собственности или аренды в соответствии с законодательством ранее возникшие права на земельные участки.

Причинами несвоевременного переоформления землепользователями прав на земельные участки, расположенные на отгонных пастбищах, по-прежнему остаются пассивное отношение глав отдельных администраций муниципальных районов и сельских поселений к данному вопросу и неоказание помощи в своевременной подготовке необходимой документации.

Проводимые органами исполнительной власти Республики Дагестан и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти контрольные проверки по выявлению и устранению нарушений земельного законодательства являются неэффективными, в связи с чем количество нарушений земельного законодательства продолжает расти. При этом особую тревогу вызывает нецелевое использование земель отгонного животноводства.

Литература

1. Гаджиев Н.Г., Кадиев Р.К., Шогенов Б.А. Организационно-экономические и правовые основы использования земель отгонного животноводства // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 6 (309). - С. 37-45.

2. Кадиев Р.К. Основные направления эффективного землепользования // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 47. - С. 12-18.

3. Дохолян С.В., Умавов Ю.Д. Методы интегральной оценки ресурсного потенциала сельского хозяйства // Сегодня и завтра российской экономики. - 2013. - № 62. - С. 104106.

4. Казиханов A.M. Теоретические аспекты эффективности маркетинга в АПК // Вопросы структуризации экономики. - 2012. - № 2. - С. 127-129.

5. Аллахвердиев А.И. Методологические особенности формирования эффективно- го механизма экономических взаимоотношений в условиях кооперации АПК // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 12-4 (41-4). - С. 191-195.

6. Алиев Б.Х., Алимирзоева М.Г. Социально-экономические параметры российских регионов и перспективы перехода к устойчивому развитию // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - № 25. - С. 41-45.

7. Камилова З.М., Султанов Г. С. Особенности кооперации и интеграции в АПК региона // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 5-2. - С. 358-362.

8. Махмудов Х.М., Идрисов Ш.А. О кластерных преобразованиях в локальных формах АПК // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 12-1 (41-1). - С. 591- 598.

9. Мирзабалаева Ф.И. Социальные последствия экономического кризиса в депрессивном регионе // Уровень жизни населения регионов России. - 2010. - № 9. - С. 71-78.

10. Набиев Р.А., Молчанова О.В., Локтева Т.Ф. Статистическое моделирование урожайности и эффективности сельскохозяйственного производства: монография. - Астрахань, 2012.

11. Созаева Т.Х., Мамбетова Ф.А., Макитова Л.И. Формирование механизма регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве Российской Федерации // Экономика сельского хозяйства России. - 2014. - № 12. - С. 20-26.

12. ЧаяновА.В. Основные идеи кооперации. - М., 1997. - 350 с.

13. Югай А. Землепользование в аграрной сфере // АПК: экономика и управление. -2005. - № 11.

14. Закон Республики Дагестан «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» от 9 октября 1996 года № 18 ст. 6, ст. 8.

15.Закон Республики Дагестан «О земле»№ 45, 2003 г., ст.8, ст.10, ст.14 п. 1, ст. 19, ст.27, ст.31 п.1, ст.73-74.

16.Закон Республики Дагестан «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан»,№ 46, 2003г., ст.4 п.1; п.2, ст.7, ст.8, ст.10 п.1, ст. 11, ст. 12 пп.1-3.

17. Постановление Правительства Республики Дагестан «О серьезных недостатках в соблюдении земельного законодательства на территории Республики Дагестан» от 4 августа 2006 г. № 157.

18. Постановление Правительства Республики Дагестан «Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения и удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам и группам земель в Республике Дагестан» от 29 октября 2007 г. № 294.

19. Постановление Правительства Республики Дагестан «Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения и результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан» от 27 декабря 2011 г. № 510.

Поступила в редакцию 30 октября 2016 г.

UDC 34

DOI: 10.21779/2500-1930- 2016-31-4-35-44

Agricultural tenancy as an instrument of regulation in agrarian sector.

R.K.Kadiyev, A.N.Atavov

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiyev st., 43a; ka-dievl935@mail.ru, absik2014@ya.ru

The article presents the problem of distant pasture lands' legal status. In particular, the authors analyze the situation land use in Babayurtovsky region, enumerating major problems that Dagestan authorities face. Some bailout plans defining the legal status of distant pasture lands are thoroughly studied with their further rational use.

Provision of natural safety with simultaneous social problems solution is the strategic aims of efficient land use. When analyzing the problem in the context of theoretical grounds and past experience of and matters in the republic of Dagestan, it is proven that agricultural tenancy is the main instrument of agricultural relations. For that purpose, it is necessary to form the uniform market mechanism, accurate state regulation, land market and relevant legislative recognition of this regulation.

Keywords: food security, agricultural land, efficient agriculture, agricultural policy, priorities.

Received 30October, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.