Научная статья на тему 'Административная монополия на земли отгонного животноводства РД'

Административная монополия на земли отгонного животноводства РД Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ МОНОПОЛИЯ / ОТГОННОЕ ЖИВОТНОВОДСТВО / АПК / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / АГРАРНАЯ СФЕРА / ADMINISTRATIVE MONOPOLY / DISTANT-PASTURE LIVESTOCK PRODUCTION / AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX / AGRICULTURE / REPUBLIC OF DAGESTAN / AGRARIAN SPHERE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кадиев Р.К.

В статье рассмотрены вопросы неэффективности административной монополии на земли отгонного животноводства РД. При реализации основных направлений социально-экономического развития Республики Дагестан предложены взвешенный подход при решении проблем обеспечения населения и АПК необходимыми ресурсами, а также теоретическое осмысление и практическое подтверждение ключевых направлений развития аграрного сектора. Кроме того, в статье подчеркнута значимость сельского хозяйства как системообразующего фактора, определяющего состояние всего народного хозяйства и социально-экономического развития региона. В этой связи проведен анализ состава и структуры распределения и наличия ресурсов в сфере АПК и сельского хозяйства в разрезе муниципальных территориальных границ. Особое внимание в статье уделено состоянию аграрной сферы, нерешённым проблемам в этой отрасли народного хозяйства региона и отношению руководства республики к ним в настоящее время. В целом, по итогам проведенного исследования автором предложены меры по эффективному использованию земель отгонного животноводства республики, учитывающие политико-экономическую ситуацию и конфликтные межнациональные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative monopoly for lands of distant-pasture livestock production of RD

The article considers the problems of inefficiency of administrative monopoly for lands of distant-pasture livestock production of the Republic of Dagestan. Realization of the main directions of social and economic development of the Republic of Dagestan requires the balanced approach for the solution of problems of providing population and agrarian and industrial complex with necessary resources. Theoretical judgment and practical confirmation of the key directions of the agrarian sector development are proposed. The article also underlines the importance of agriculture as the backbone factor defining the condition of the whole national economy and social and economic development of the region. In this regard the analysis of structure and structure of distribution and existence of resources in the sphere of agrarian and industrial complex and agriculture in a section of municipal and territorial borders is carried out. Special attention is paid to the condition of the agrarian sphere, unresolved problems in this branch of the region’s national economy and the attitude of the leaders of the republic towards them now. In general, following the results of the conducted research the author proposed measures for effective use of lands of distant-pasture livestock production of the republic considering political and economic situation and tense international relations.

Текст научной работы на тему «Административная монополия на земли отгонного животноводства РД»

УДК 34

DOI: 10.21779/2500-1930-2018-33-3-21-27 Р.К. Кадиев

Административная монополия на земли отгонного животноводства РД

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; kadievl935@mail.ru

В статье рассмотрены вопросы неэффективности административной монополии на земли отгонного животноводства РД. При реализации основных направлений социально-экономического развития Республики Дагестан предложены взвешенный подход при решении проблем обеспечения населения и АПК необходимыми ресурсами, а также теоретическое осмысление и практическое подтверждение ключевых направлений развития аграрного сектора. Кроме того, в статье подчеркнута значимость сельского хозяйства как системообразующего фактора, определяющего состояние всего народного хозяйства и социально-экономического развития региона. В этой связи проведен анализ состава и структуры распределения и наличия ресурсов в сфере АПК и сельского хозяйства в разрезе муниципальных территориальных границ. Особое внимание в статье уделено состоянию аграрной сферы, нерешённым проблемам в этой отрасли народного хозяйства региона и отношению руководства республики к ним в настоящее время. В целом, по итогам проведенного исследования автором предложены меры по эффективному использованию земель отгонного животноводства республики, учитывающие политико-экономическую ситуацию и конфликтные межнациональные отношения.

Ключевые слова: административная монополия, отгонное животноводство, АПК, сельское хозяйство, Республика Дагестан, аграрная сфера.

Возрождение сельского хозяйства Президентом РФ выдвинуто как одно из приоритетных направлений социально-экономического развития общества. Особый акцент на развитие сельского хозяйства объясняется тем, что аграрная среда находится на грани кризиса.

Взвешенное решение проблем обеспечения населения продуктами питания и промышленности сырьём требует теоретического осмысления и практического подтверждения ключевых направлений развития аграрного сектора.

В связи с этим в основных направлениях социально-экономического развития Республики Дагестан особое внимание уделено агропромышленному комплексу [1].

Агропромышленный комплекс Республики Дагестан является важнейшей отраслью экономики и занимает особое место в жизнеобеспечении республики. Доля населения, проживающего в сельской местности Дагестана, составляет 60 %, поэтому сельское хозяйство выступает системообразующим фактором, определяющим состояние всего народного хозяйства и социально-экономического развития территории [2]. В агропромышленном комплексе занято 27,2 % работающего населения республики. Среднегодовая численность работников в сельском хозяйстве составляет более 260 тыс. чел., 16 % выпуска продукции народнохозяйственного комплекса приходится на сельское хозяйство [9].

На территории республики функционируют 623 тыс. землепользователей, землевладельцев и собственников земли. Тревожно то, что из-за неналаженности учёта и от-

чётности отсутствует достоверная информация о землепользователях. Условия землепользования не находят отражения в статистической отчетности, не уплачивается земельный налог и не пополняется бюджет республики и муниципальных образований [5].

Общая площадь земель отгонного животноводства составляет 1 509 8 тыс. га.

На территории Каякентского района общая площадь земель отгонного животноводства составляет 15 507 га, Карабудахкентского р-на - 6317 га, Кизлярского р-на -78 331 га, Бабаюртовского р-на - 31 700 га, Кумторкалинского р-на - 125 608 га, в Ко-чубейской зоне - 1 016 037 га.

В Каякентском районе частники пользуют 2408 га земли отгонников и содержат 900 голов КРС (крупного рогатого скота).

В Кизлярском р-не 5163 га земли используется частниками, которые на этих землях не содержат общественный скот и не вносят ни одного рубля в бюджет хозяйства.

На административных границах земель «Кумторкалинский район» расположены земли: Гунибский р-н - 44 565 га, Гергебильский р-н - 3197 га, Шамильский р-н - 7831 га, Хунзахский р-н - 14 627 га, Гумбетовский р-н - 406 га, Буйнакский р-н - 1074 га.

В Кочубейской зоне земли отгонного животноводства составляют 1 016 037 га. В ряде хозяйств («им. Карла Маркса», «Родина», «Коммунист», «Шимихюрский», «им. М. Горького») по существу ликвидировано общественное овцепоголовье, а земли сдают в аренду другим лицам и хозяйствам.

Немаловажное значение имеет анализ использования скотопрогонных трасс. Общая протяжённость всех скотопрогонных трасс Дагестана составляет 3250 км, а их площадь - 1811 тыс. га. Скотопрогонные трассы в пределах Дагестана проложены по 53 маршрутам. Перегон скота подобным способом неэффективен во всех отношениях. Это экстенсивный дедовский метод. При всех других аргументах перегон скота транспортным методом является цивилизованным.

Бывший заместитель Председателя Правительства РД Шарип Шарипов предлагает отказаться от выплат малоэффективных дотаций на овцематок, а высвободившиеся средства направить на программу перевозки овец. Депутат НС Дагестана, председатель совета директоров АО «Дарада-Мурада» Рамазан Мирзаев в газете «Новое дело» от 30.06.2017 пишет: «По имеющимся данным в республике насчитывается 5 млн голов мелкого рогатого скота, что вызывает большие сомнения». Вопросы состояния животноводства, в частности количества овцепоголовья в республике, находятся под контролем Председателя Правительства Республики Дагестан Артёма Здунова.

Артём Здунов в своем выступлении отметил: «Поступает информация, что численность поголовья овец в республике значительно меньше, чем показывает официальная статистика, причём цифры серьёзно разнятся. Необходимо провести инвентаризацию, чтобы понять, сколько овец и коз в республике реально есть» (газета «Дагестанская правда» от 22 февраля 2018 г.).

Как видно из краткой характеристики состояния землепользования в республике с акцентом на земли отгонного животноводства, которые занимают половину земель сельскохозяйственного назначения, земельные ресурсы используются неэффективно [7].

Состояние аграрной сферы, нерешённые проблемы в этой значимой подотрасли народного хозяйства республики не могли оставаться без внимания руководства республики и в прошлом. Можно перечислить множество постановлений, решений, указов законодательных и исполнительных органов. Общественными организациями проводились круглые столы, форумы, чрезвычайные съезды, где обсуждались вопросы земельных отношений сельхозназначения; предложения и рекомендации доводились до руководителей республики, которые в ответ занимались отписками [8].

Однако Дагестан остается единственным субъектом России, где не принята земельная реформа [4]. В чём причина, почему вопрос не решается? В Ставропольском крае земли отгонного животноводства переданы бывшим владельцам этих земель, сельским муниципалитетам, а в Дагестане вопрос застопорился. Почему руководство республики прошлых лет объявило административную монополию на эти земли?

Есть подозрения, что эти земли давно проданы частным лицам; есть хозяева, напрямую связанные с исполнителями этих решений, не исключено, что эти отношения коррупционного характера. В этом случае аграрные отношения переходят из сферы эффективного землепользования в плоскость уголовно-политическую. Это мнение подтверждается и многими другими.

Закон «О статусе земель отгонного животноводства в РД» более чем на 80 % противоречит федеральному земельному законодательству. Фактически закон направлен на формальное предоставление земли преимущественно отдельным группам землепользователей. Принятая Правительством РД в рамках реализации приоритетных проектов Программа земельной реформы не соответствует её громкому названию, не направлена на достижение базовых целей и задач земельной реформы (Амина Абдула-ева, Тимур Мусаев, газета «Дагестанская правда» от 02.03.2018).

Главная цель первых лиц - под видом развития овцеводства в республике земли, арендованные на определённый срок на плоскости навечно закрепить за хозяйствами горных районов, при этом создать на чужих территориях органы управления [4]. Не рейдерский ли это захват? Можно мысленно представить, какова была бы реакция от-гонников, если хозяйственники плоскостной зоны потребовали бы выделить земли на тех же условиях хозяйств горной зоны. Ответ очевиден.

В вопросах земельных отношений противоречий между рядовыми тружениками гор и равнины да и здравомыслящими руководителями подразделений нет. Это злобные интриги незаконно разбогатевшей клановой касты.

Депутат НС Дагестана, председатель совета директоров АО «Дарада-Мурада» Рамазан Мирзаев пишет, что в этом году в республике состоялось два мероприятия, на которых обсуждалась судьба низменных территорий, - сход кумыков и съезд ногайцев. При этом практически все СМИ постарались преподнести эти мероприятия как начало широкомасштабной войны жителей равнины против «завоевателей-горцев», тогда как в самих материалах съездов подобных призывов не было и в помине.

«К примеру, не вижу ничего плохого в том, чтобы равнинными землями распоряжались администрации районов, на территории которых они находятся. По большому счёту для меня как для хозяйственника неважно, кому я буду платить за аренду. Главное, чтобы правила игры не менялись и были прозрачными» (газета «Новое дело», 30.06.2018).

В то же время руководство республики в решении земельных вопросов объявило административную монополию на земли отгонного животноводства. Насколько приемлема монополия на земли сельхозназначения в рыночных условиях? Известно, что с большими ошибками вступаем в рыночные отношения.

Ясно, что рынок создает конкуренцию, а конкуренция порождает монополию.

В области сельскохозяйственных отношений административная монополия приводит к усилению ее господства над другими. Объявленная органами власти республики монополия ставит заслон свободному экономическому развитию отраслей сельского хозяйства и является тормозящим фактором на пути снижения цен на продовольственные товары в силу отсутствия конкуренции [2].

Если бы была ликвидирована монополия на земли отгонного животноводства, то была бы преодолена рабская привязанность к земле у наёмных сельхозработников. Разгосударствление и ликвидация монополии на земли сельхозназначения имеют важное значение не только для уничтожения существующих в республике феодальных и полуфеодальных форм землевладения, но и для освобождения рядовых тружеников села от дани, которую они выплачивают собственникам земли.

Одной из самых сильных мер и специфической конституциональной предпосылкой аграрной антимонопольной политики в республике является равное право на равных условиях пользования землёй с учётом интересов населения гор и равнины [3].

Административная монополия на земли отгонников возникла после распада колхозов и совхозов вследствие действий государственных органов в интересах отдельных категорий населения и отдельных личностей.

Аристотель, закладывая основы экономических воззрений в своем знаменитом труде «Политика», отнёс монополию к одной из практических форм «искусства наживать состояние».

Проблемы земли и землепользования в Дагестане - это проблемы не сегодняшнего дня. Они возникали при царской власти.

«На Северном Кавказе для решения земельного вопроса в 60-е годы XIX в. были учреждены Терская, Закатальская, Сухумская сословно-поземельные комиссии. Проводником политики земельной реформы на Северном Кавказе был граф М.Т. Лорис-Меликов. Поземельная реформа в Осетии, Кабарде и в других регионах решалась по-разному» [4].

Иначе обстояло дело в Дагестане. «Здесь правительство не решилось объявить земли казёнными, учитывая специфические условия Дагестана, напряжённость в отношениях между сословиями, о чём с тревогой сообщал Главнокомандующий кавказской армией в письмах к Военному министру от 14 мая 1869 г.» (Далгат Э.М. Крестьянство Дагестана на рубеже Х1Х-ХХ вв.. - Махачкала: Типография Даг. научного центра РАН, 2000. - 288 с.).

Царская Россия, которая вела на Кавказе колониальную политику, считалась с местными особенностями сословно-земельных отношений. На сегодняшний день в условиях демократии на конституционной основе в XXI в. руководство республики не проявляет политической воли (проблема действительно приобрела политический характер) в решении земельных проблем, не ущемляя интересы и отгонников, и коренных жителей равнинных районов.

Необходимо регулирование земельных отношений, поэтому представители общественности обращались к руководству республики и высшим федеральным органам власти с конкретными предложениями, которые по сей день остаются без объективного решения.

«...В условиях Дагестана земельные отношения «стоят» на трёх вулканах (даже не на сваях, а именно вулканах): первый вулкан - это социальный, второй - экономический, третий - политический. И если что-то пойдёт не так, то может детонировать любой, не исключено, что и все три, причём единовременно» (Мухтар Магомедгаджиев. Земля должна работать // «Дагестанская правда», 19.09.2012).

Учитывая политико-экономическую ситуацию и остроконфликтные межнациональные отношения во владении и пользовании землями отгонного животноводства в Республике Дагестан, необходимо:

- снять административную монополию на земли отгонного животноводства и вернуть их районным муниципальным образованиям, на территории которых они находятся, с последующей передачей их сельским муниципалитетам;

- для сезонного выпаса овцепоголовья горных районов на плоскости заключить взаимовыгодные договоры аренды этих земель между арендаторами (хозяйством горных районов) и арендодателями (хозяйства, на территории которых находятся эти земли);

- чётко обозначить границы незаконно построенных сельских поселений, которые находятся на землях отгонного животноводства;

- провести инвентаризацию земель отгонников на предмет эффективности их использования и обеспечения кормоёмкости пастбищ;

- провести инвентаризацию численности овцепоголовья;

- управление и распоряжение землями отгонного животноводства осуществлять местными администрациями муниципальных образований, на территории которых они находятся;

- для медицинского обслуживания населения, обучения детей из этих поселений и решения других социально-экономических проблем прикрепить их к близрасположен-ным стационарным медицинским учреждениям, школам и другим местным структурам, обеспечив местные муниципальные образования транспортными средствами и дополнительными финансами за счёт республиканского бюджета;

- жителям равнины, в особенности кумыкам, при тенденции превращения их в национальное меньшинство на своих этнических территориях, угрозе потери самобытности как этноса, требовать принятия конституционно-правовых мер по защите их прав и интересов.

Литература

1. Алиева З.Б. Государственное регулирование АПК РД: современное положение, проблемы и перспективы развития. - Махачкала: ГАОУ ВПО «Дагестанский государственный институт народного хозяйства», 2007. - 337 с.

2. Алиева З.Б. Государственная агропродовольственная политика: теория, методология, современные направления. - Махачкала: Издательство: Издательский дом «Эпоха», 2010. - 416 с.

3. Алклычев А.М. Аграрная политика Республики Дагестан и проблемы землепользования // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2017. - № 11 (85). - С. 15-23.

4. Бучаев А.Г. Землепользование и особенности земельной реформы в Республике Дагестан // Казанская наука. - 2012. - № 1. - С. 56-59.

5. Гаджиев К. Земли отгонного животноводства как фактор развития муниципальных образований в отдельных субъектах Российской Федерации // Самоуправление. - 2011. - № 11. - С. 22-23.

6. Кадиев Р.К., Атавов А.Н. Аренда земли - инструмент регулирования аграрных отношений // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 3: Общественные науки. - 2016. - Т. 31, вып. 4. - С. 35-44.

7. Кадиев Р.К., Шогенов Б.А., Гаджиев Н.Г. Организационно-экономические и правовые основы использования земель отгонного животноводства // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 6 (309). - С. 37-45.

8. Магомедов А.М. Проблемы развития сельскохозяйственных организаций Рес-

публики Дагестан // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. -Т. 12, № 4 (337). - С. 69-79.

9. Сайпуллаев М.А., Магомедова Р.М., Бексолтанов Х.Б. Состояние развития отдельных отраслей агропромышленного комплекса Дагестана накануне перестройки // Экономическая история. - 2017. - № 3 (38). - С. 78-85.

10. Султанов Г.С., Гимбатов Ш.М. Современный опыт и направления социально-экономического развития сельских территорий // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 47. - С. 49-55.

References

1. Aliyeva Z.B. State regulation of agrarian and industrial complex of RD: modern situation, problems and prospects of development. - Makhachkala: Publishing house: GAOU VPO "Dagestan State Institute of the National Economy", 2007. - 337 p.

2. Aliyeva Z.B. State agrofood policy: theory, methodology, modern directions. - Makhachkala: Publishing house: Epokha publishing house, 2010. 416 p.

3. Alklychev A.M. Agrarian policy of the Republic of Dagestan and problem of land use // Regional problems of transformation of economy. 2017. № 11 (85). P. 15-23.

4. Buchayev A.G. Land use and features of a land reform in the Republic of Dagestan // The Kazan science. 2012. № 1. P. 56-59.

5. Gadzhiyev K. The earth of distant-pasture livestock production as a factor of development of municipal units in certain territorial subjects of the Russian Federation // Self-government. 2011. № 11. P. 22-23.

6. Kadiyev R.K., Atavov A.N. Land lease - the instrument of regulation of the agrarian relations // The Bulletin of the Dagestan State University. Series 3: Social sciences. 2016. T. 31, № 4. P. 35-44.

7. Kadiyev R.K., Shogenov B.A., Gadzhiyev N.G. Organizational and economic and legal bases of use of lands of distant-pasture livestock production // Economic analysis: theory and practice. 2013. № 6 (309). P. 37-45.

8. Magomedov A.M. Problems of development of the agricultural organizations of the Republic of Dagestan // National interests: priorities and safety. 2016. T. 12. № 4 (337). P. 69-79.

9. Saypullayev M.A., Magomedov R.M., Beksoltanov H.B. A condition of development of the separate industries of agro-industrial complex of Dagestan on the eve of reorganization // Economic history. 2017. № 3 (38). P. 78-85.

10. Sultans G. S., Gimbatov Sh.M. Modern experience and directions of social and economic development of rural territories // Regional economy: theory and practice. 2013. № 47. P. 49-55.

Поступила в редакцию 22 октября 2018 г.

UDC 34

DOI: 10.21779/2500-1930-2018-33-3-21-27

Administrative monopoly for lands of distant-pasture livestock production of RD

R.K. Kadiev

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a; kadievl935@mail.ru

The article considers the problems of inefficiency of administrative monopoly for lands of distant-pasture livestock production of the Republic of Dagestan. Realization of the main directions of social and economic development of the Republic of Dagestan requires the balanced approach for the solution of problems of providing population and agrarian and industrial complex with necessary resources. Theoretical judgment and practical confirmation of the key directions of the agrarian sector development are proposed. The article also underlines the importance of agriculture as the backbone factor defining the condition of the whole national economy and social and economic development of the region. In this regard the analysis of structure and structure of distribution and existence of resources in the sphere of agrarian and industrial complex and agriculture in a section of municipal and territorial borders is carried out. Special attention is paid to the condition of the agrarian sphere, unresolved problems in this branch of the region's national economy and the attitude of the leaders of the republic towards them now. In general, following the results of the conducted research the author proposed measures for effective use of lands of distant-pasture livestock production of the republic considering political and economic situation and tense international relations.

Keywords: administrative monopoly, distant-pasture livestock production, agrarian and industrial complex, agriculture, Republic of Dagestan, agrarian sphere.

Received 22 October, 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.