Научная статья на тему 'АПТЕЧНЫЙ РЫНОК ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ 2020 ГОДА:КОРОНАКРИЗИС И ДИДЖИТАЛ'

АПТЕЧНЫЙ РЫНОК ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ 2020 ГОДА:КОРОНАКРИЗИС И ДИДЖИТАЛ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПТЕЧНЫЙ РЫНОК / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / КОРОНАВИРУС / PHARMACY MARKET / DRUGS / CORONAVIRUS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинина Надежда

Пандемия COVID-19 в 2020 г. нанесла серьезный ущерб мировой экономике, бросив вызов системам здравоохранения, правительствам стран и бизнесу в целом. В частности, аптечной розничной торговле также пришлось в экстренном режиме адаптироваться к новой реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHARMACY MARKET FOR 9 MONTHS 2020: CORONAVIRUS AND DIGITAL

The COVID-19 pandemic in 2020 has wreaked havoc with the global economy, challenging health systems, governments and businesses taken as a whole. In particular, the pharmacy retail trade also had to adapt to a new reality in an emergency mode.

Текст научной работы на тему «АПТЕЧНЫЙ РЫНОК ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ 2020 ГОДА:КОРОНАКРИЗИС И ДИДЖИТАЛ»

ФАРМРЫНОК

14.03.06. Фармакология, клиническая фармакология

14.04.03. Организация фармацевтического дела

doi: 10.21518/1561-5936-2020-10-10-12

Аптечный рынок по итогам 9 месяцев 2020 года: коронакризис и диджитал

Надежда Калинина, «Эр Эм Аналитика»

Пандемия COVID-19 в 2020 г. нанесла серьезный ущерб мировой экономике, бросив вызов системам здравоохранения, правительствам стран и бизнесу в целом. В частности, аптечной розничной торговле также пришлось в экстренном режиме адаптироваться к новой реальности.

Ключевые слова: аптечный рынок, лекарственные препараты, коронавирус

Pharmacy market for 9 months 2020: coronavirus and digital

Nadezhda Kalinina, RM Analytics

The COVID-19 pandemic in 2020 has wreaked havoc with the global economy, challenging health systems, governments and businesses taken as a whole. In particular, the pharmacy retail trade also had to adapt to a new reality in an emergency mode.

Keywords: pharmacy market, drugs, coronavirus

КЛЮЧЕВЫЕ ТРЕНДЫ

Согласно данным 1рУ1Д, объем розничного фармрынка по итогам 9 мес. 2020 г. составил 804,0 млрд руб. (в розничных ценах, без учета БАД). Относительно аналогичного периода прошлого года в текущем году рынок показал прирост реализации в рублях на 5,3%. В натуральных единицах измерения объем продаж ЛП составил 3,4 млрд упаковок, что на 2,3% меньше показателя 9 мес. 2019 г. Однако число упаковок проданных ЛП падает не первый год подряд: за 9 мес. 2019 г.

этот показатель составил 3,5 млрд упаковок, с января по сентябрь 2020 г. включительно объем продаж лекарств в натуральных единицах измерения сократился уже до 3,4 млрд упаковок (рис. 1). Положительной динамике в стоимостном выражении способствовал ряд факторов, оказавших на потребителя заметное влияние: ажиотажный спрос на лекарства, рекомендованные для лечения СОУГО-19, и закупка их впрок, рост продаж дорогостоящих препаратов и общее увеличение цен. По данным 1рУ!Д,

средневзвешенная розничная стоимость одной упаковки в анализируемом периоде значительно выросла: за январь - сентябрь 2020 г. она превысила аналогичный показатель 2019 г. на 7,8% и составила 238,6 руб. Также изменилась структура ценовой сегментации в аптечном ретейле в пользу дорогостоящих ЛП: за девять месяцев потребление лекарств в категории «более 500 руб.» занимают уже 12% рынка в упаковках (рис. 2) и 48,5% - в стоимостном выражении. Доля недорогих препаратов с ценой «менее

PHARM MARKET

11

50 руб.» в упаковках уменьшилась на 13% по сравнению с 9 мес. 2019 г. и составила 30,0%. В долевом отношении в топ-10 АТС-групп 2-го уровня в сравнении с аналогичным периодом 2019 г. произошли заметные сдвиги: изменение долей стоимостного объема составило +1,2%. Если сравнить абсолютные значения стоимостных объемов, то можно отметить увеличение продаж практически для всех АТС-групп (8 из 10 АТС-групп 2-го уровня продемонстрировали положительную динамику продаж). Наиболее значимый темп прироста показали группы С09 - «Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему», 101 - «Антибактериальные препараты для системного использования», N02 - «Анальгетики» (прирост продаж каждой из них составил +12% к 9 мес. 2019 г.) и 105 - «Противовирусные препараты для системного применения» (+50%). На долю топ-10 ТН аптечного рынка по итогам 9 мес. 2020 г. пришлось 6,3% в стоимостном выражении. В целом состав рейтинга за 9 мес. 2020 г. изменился незначительно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В рейтинг снова вошел противовирусный препарат Арбидол, продемонстрировавший наибольший прирост продаж в десятке лидеров не только в рублях, но и в упаковках (+208% и 149% соответственно, табл. 2). Также в топ-10 вошел антикоагулянт прямого действия - ЛП Эликвикс, прирост продаж которого составил +208% в рублях и +149% в упаковках. Стоит отметить, что наибольшие темпы роста продаж показали препараты, предназначенные для терапии ОРВИ Арбидол и Ингавирин, а также антисептический раствор для местного применения Мира-мистин, что является результатом спроса на данные средства в связи с пандемией коронавируса в стране.

ДИДЖИТАЛИЗАЦИЯ ФАРМРОЗНИЦЫ

СОУГО-19 стал не только серьезной угрозой 2020 г. и самой обсуждаемой

рисунок 1. Динамика объемов продаж аптечного рынка, 9 мес. 2019 г. 9 мес. 2020 г.

3,45

3,37

763,3

804,0

9 мес. 2019

9 мес. 2020

■ млрд руб. -■■ млрд упак.

Источник: розничный аудит ША

Источник: розничный аудит ША

таблица 1. Топ-10 АТС-групп 2-го уровня аптечного рынка, 9 мес. 2020 г.

Рейтинг АТС-группа 2-го уровня Объем розничных продаж, 9 мес. 2020 г.

9 мес. 2019 г. 9 мес. 2020 г. млрд руб. млн упак.

1 1 С09 - Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему 43,6 142,8

2 2 М01 - Противовоспалительные и противоревматические препараты 39,7 174,5

11 3 105 - Противовирусные препараты для системного применения 32,0 71,8

5 4 В01 - Антикоагулянты 29,1 46,3

6 5 101 - Антибактериальные препараты для системного использования 28,7 144,8

7 6 N02 - Анальгетики 28,0 308,7

4 7 R01 - Назальные препараты 27,2 205,5

3 8 G03 - Половые гормоны и модуляторы половой системы 26,9 26,6

8 9 С05 - Ангиопротекторы 23,0 57,9

10 10 R05 - Препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях 22,4 138,4

Источник: розничный аудит IQVIA 2020;(10) | REMEDIUM

ФАРМРЫНОК

12

темой в СМИ, но и катализатором интенсивных изменений фармацевтической отрасли в целом. С июня законодательно стартовала дистанционная торговля лекарствами, в связи с чем аптечные сети оформляют разрешения на дистанционную торговлю, активно осваивая новую нишу. Пока это касается только продаж безрецептурных препаратов, однако не исключено, что на следующем этапе будет легализована торговля лекарствами по рецепту, как это давно происходит во многих странах мира.

Общий объем онлайн-продаж или бронирования продукции аптечного ассортимента в России по итогам первых двух кварталов 2020 г. оценивается в 63,8 млрд руб., более половины которых (73%) от этой суммы приходится на игроков, входящих в топ-15 на розничном фар-мрынке1. По данным компании RNC Pharma, объем онлайн-продаж аптечного ассортимента первых 15 компаний за первое полугодие 2020 г. составил 46,75 млрд руб. Аналитики включили в рейтинг только организации,

1 Режим доступа: https://rncph.ru/news/13_10_2020_1.

таблица 2. Топ-10 ТН аптечного рынка, 9 мес. 2020 г.

Рейтинг ТН (корпорация) Объем продаж, 9 мес. 2020 г.

9 мес. 2019 г. 9 мес. 2020 г. млрд руб. млн упак.

1 1 Ксарелто (Bayer Healthcare) 7,71 2,14

9 2 Ингавирин («Валента») 6,13 8,64

2 3 Детралекс (Servier) 5,63 3,26

6 4 Мирамистин («Инфамед») 5,05 11,71

84 5 Арбидол («Отисифарм») 4,62 9,93

11 6 Эликвикс (Pfizer) 4,44 2,21

5 7 Кардиомагнил (Stada) 4,37 17,37

3 8 Мексидол («Фармасофт») 4,32 9,32

8 9 Пенталгин («Отисифарм») 4,25 22,75

4 10 Актовегин (Takeda) 3,76 3,70

Источник: розничный аудит IQVIA

у которых в качестве базового ассортимента представлена лекарственная продукция и которые могут рассматриваться именно в качестве представителей фармацевтической розницы2. Однако вопросы доставки лекарств на законодательном уровне

2 В рейтинг не включены www.ozon.ru и www.zdravcity.ru.

так и остаются нерешенными. Воспользуется ли рынок возможностями существующих операторов доставки - покажет время. В любом случае сервисы по поиску и бронированию, доставка лекарств - ближайшие планы в новых реалиях фармацевтического рознич- ^ ного рынка.

кроме того...

В России появился орган централизованного лекарственного обеспечения

В России зарегистрировано федеральное казенное учреждение «Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан». Соответствующее распоряжение правительства №2798-р подписал 28 октября 2020 г. глава каб-мина РФ Михаил Мишустин. Центр будет заниматься закупками медикаментов в рамках федеральных программ, в частности препаратов для лечения пациентов

с орфанными и онкологическими заболеваниями, ВИЧ и туберкулезом, а также вакцин, входящих в национальный календарь прививок. Организация будет также вести мониторинг закупок лекарств и прогнозировать потребности в медикаментах в регионах. Это поможет предотвращать возможные перебои с поставками препаратов и заранее создавать необходимый резерв.

На сегодняшний день закупку ЛП осуществляет Департамент лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий МЗ РФ. Закупки распределяются между федеральным

и региональными бюджетами в зависимости от нозологии, для наиболее затратных нозологий ЛП закупаются централизовано, государство предпочитает закупать препараты, произведенные в РФ, а политика ценообразования направлена на последовательное снижение цен. Эксперты фармотрасли постоянно критикуют эту систему, отмечая ее несовершенства: из-за низкой начальной максимальной цены контракта систематически происходят срывы госзакупок, не достигается достаточный охват пациентов, закупаются дешевые и не всегда качественные аналоги, недостаточно опера-

тивное реагирование на сбои в поставках.

Вопрос создания нового учреждения по централизации лекарственного обеспечения волнует отрасль давно, отметил исполнительный директор ассоциации инновационных фармком-паний «Инфарма» Вадим Кукава в ходе пресс-конференции, посвященной этому событию. Передачу функций закупки от Минздрава к казенному учреждению он назвал абсолютно правильным шагом. В то же время эксперт предостерег от одномоментного перевода всех нозологий под ответственность нового ФКУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.