Научная статья на тему 'АПТЕЧНЫЙ РЕТЕЙЛ В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ. КОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА ПО ИТОГАМ 1-ГО ПОЛУГОДИЯ 2020 ГОДА'

АПТЕЧНЫЙ РЕТЕЙЛ В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ. КОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА ПО ИТОГАМ 1-ГО ПОЛУГОДИЯ 2020 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПТЕЧНЫЙ РЫНОК / РЕЙТИНГ / NIELSEN / КОРОНАВИРУС / ПАНДЕМИЯ / COVID-19 / PHARMACY MARKET / RATING / CORONAVIRUS / PANDEMIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинина Надежда

Эпидемия коронавирусной инфекции, безусловно, стала одной из центральных тем начала года. В первом полугодии2020 г. коммерческий сектор российского фармрынка вырос относительно аналогичного периода прошлого года на5% в рублях, однако в долларовом эквиваленте динамика была намного слабее (-0,5%).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHARMACY RETAIL IN THE AGE OF PANDEMIC

The commercial sector of the Russian pharmaceutical market at the first half year-end 2020. The coronavirus infection epidemic, surely, has become one of the central themes of the beginning of the year. In the first half of 2020, the commercial sector of the Russian pharmaceutical market grew by 5% in terms of roubles as compared to the same period last year, but in dollar terms, the growth rates were much lower (-0.5%).

Текст научной работы на тему «АПТЕЧНЫЙ РЕТЕЙЛ В ЭПОХУ ПАНДЕМИИ. КОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР РОССИЙСКОГО ФАРМРЫНКА ПО ИТОГАМ 1-ГО ПОЛУГОДИЯ 2020 ГОДА»

doi: 10.21518/1561-5936-2020-7-8-12-14

Аптечный ретейл в эпоху пандемии

Коммерческий сектор российского фармрынка по итогам 1-го полугодия 2020 года

Надежда Калинина, аналитик, «Эр Эм Аналитика»

Эпидемия коронавирусной инфекции, безусловно, стала одной из центральных тем начала года. В первом полугодии 2020 г. коммерческий сектор российского фармрынка вырос относительно аналогичного периода прошлого года на 5% в рублях, однако в долларовом эквиваленте динамика была намного слабее (-0,5%).

Ключевые слова: аптечный рынок, рейтинг, Nielsen, коронавирус, пандемия, COVID-19.

Pharmacy retail in the age of pandemic

Nadezhda Kalinina, analyst, RM Analyties Ltd

The commercial sector of the Russian pharmaceutical market at the first half year-end 2020. The coronavirus infection epidemic, surely, has become one of the central themes of the beginning of the year. In the first half of 2020, the commercial sector of the Russian pharmaceutical market grew by 5% in terms of roubles as compared to the same period last year, but in dollar terms, the growth rates were much lower (-0.5%).

Keywords: pharmacy market, rating, Nielsen, coronavirus, pandemic, COVID-19

Согласно данным 1рУ1Л, в 1-м полугодии 2020 г. продолжилось сокращение аптечного сегмента рынка ЛП в натуральном выражении (прирост продаж -2% в упак. к 6 мес. 2019). В национальной валюте, по сравнению с двумя предыдущими аналогичными периодами прошлых лет, темпы роста выросли, объем рынка составил 535,3 млрд руб. в розничных ценах (рис. 1).

Доля продаж ОТС-сегмента в рублях составила 49,1%, что выше показателя аналогичного периода прошлого

года на 8% (рис. 2). И в натуральном объеме потребления распределение долей между ЛП, в зависимости от типа отпуска, также возросло в пользу ОТС-препаратов, в итоге они заняли 64,8% рынка в упаковках, а рецептурные лекарства - 35,2%. Немаловажную роль в этом сыграла эпидемиологическая обстановка в стране. Введенный в регионах России из-за пандемии режим самоизоляции послужил толчком к принятию закона об онлайн-торговле безрецептурными препаратами и его последующему развитию.

По данным Nielsen1, почти половина потребителей предпочитала заказывать препараты в интернете как для самовывоза, так и для курьерской доставки на дом. Также исследование компании Nielsen показало, что на данный момент одним из главных драйверов роста популярности онлайн-продаж лекарств является стремление россиян сэкономить. 83% респондентов сравнивают цены на лекарства в нескольких

1 Публикация исследования. Available at: https//www.

nielsen.com/ru/ru/insights/article/2020/virtualnaya-

apteka-kak-potrebiteli-pokupayut-lekarstva-v-internete/.

PHARM MARKET

13

аптеках перед покупкой, при этом 62% опрошенных Nielsen потребителей считают, что в интернете лекарства стоят дешевле, чем в обычной аптеке, что является мощным стимулом к совершению покупки не только среди молодого поколения, но и среди пожилых людей. По данным IQVIA, по итогам 1-го полугодия 2020 г. средняя розничная цена за упаковку препарата составила 236,2 руб., что на 7% выше аналогичного периода прошлого года.

Объем реализации отечественных лекарственных средств в рублях значительно вырос, темп прироста составил +15%. Однако по-прежнему импортные препараты превалируют в стоимостном объеме рынка -их доля составляет 66,6% (рис. 2). Однако в натуральном показателе спрос на препараты зарубежного производства сократился на 7%, а отечественного - вырос на 2%.

РЕЙТИНГ АТС-ГРУПП

В рейтинге топ-5 ведущих АТС-групп 2-го уровня первые две позиции остались неизменными, а третью строчку теперь занимает группа J05 - «Противовирусные препараты для системного применения», поднявшись сразу на шесть позиций вверх (табл. 1). Также улучшила свою позицию группа J01 - «Антибактериальные препараты для системного

таблица 1. Топ-5 АТС-групп 2-го уровня по объемам продаж в коммерческом секторе российского фармрынка в стоимостном и натуральном выражениях и их приросты (%), 1 пол. 2019 - 1 пол. 2020 г.

Рейтинг АТС-группа 2-го уровня Объем продаж, 1 пол. 2020 г. Прирост продаж, 1 пол. 2020/1 пол. 2019 гг.,%

1 пол. 2019 г. 1 пол. 2020 г. млрд руб. млн упак. руб. упак.

1 1 С09 - Препараты, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему 29,5 96,8 15% -3%

2 2 М01 - Противовоспалительные и противоревматические препараты 25,9 113,7 4% -2%

9 3 ДО5 - Противовирусные препараты для системного применения 21,4 49,1 44% 25%

5 4 В01 - Антикоагулянты 18,9 30,2 5% -2%

6 5 ДО1 - Антибактериальные препараты для системного использования 18,9 95,4 10% 5%

Источник: розничный аудит IQVIA

2020;(7-8) | REMEDIUM

Источник: розничный аудит IQVIA

рисунок 2. Долевое соотношение объемов продаж ЛП в коммерческом секторе российского фармрынка в детализации на ОТС- и [}х-сегмент, импортные и отечественные ЛП, 1 пол. 2019 - 1 пол. 2020 г., %, руб.

1 пол. 2019 г. 1 пол. 2020 г. 1 пол. 2019 г. 1 пол. 2020 г.

■ Rx-сегмент ■ ОТС-сегмент ■ Импортные ЛП ■ Отечественные ЛП

Источник: розничный аудит IQVIA

14

ФАРМРЫНОК

таблица 2. Топ-5 ТН и корпораций по объемам продаж в коммерческом секторе российского фармрынка в стоимостном и натуральном выражениях и их приросты (%), 1 пол. 2019 - 1 пол. 2020 г.

Рейтинг ТН (корпорация) Объем продаж, 1 пол. 2020 г. Прирост продаж, 1 пол. 2020/1 пол. 2019 г.,%

1 пол. 2019 г. 1 пол. 2020 г. млрд руб. млн упак. руб. упак.

1 1 Ксарелто (Bayer HealthCare) 5,0 1,3 1% -1%

8 2 Ингавирин («Валента») 4,0 5,6 54% 16%

2 3 Детралекс (Servier) 3,6 2,1 -3% -9%

7 4 Мирамистин («Инфамед») 3,6 8,3 34% 16%

77 5 Арбидол («Отисифарм») 3,1 6,5 191% 135%

Источник: розничный аудит IQVIA

использования». Данные изменения в рейтинге объясняются тем, что в период сложной эпидемиологической ситуации в стране оказались более востребованы препараты для лечения осложнений от COVID-19 из всех вышеперечисленных групп.

РЕЙТИНГ ТОРГОВЫХ НАИМЕНОВАНИЙ

Лидером в рейтинге продаж среди топ-5 марок неизменно остается бренд Ксарелто (Bayer HealthCare). Пандемия подогрела интерес к противовирусным препаратам. В условиях существующей эпидемиологической обстановки увеличился спрос на ЛП для терапии ОРВИ. Так, Ингавирин теперь занимает 2-е

место в рейтинге (прирост продаж +54% в руб.), а Арбидол, благодаря росту продаж почти в 3 раза, поднялся с 77-го на 5-е место (табл. 2). Уход рынка в дистанционную торговлю предсказуемо повлек за собой и трансформацию стратегий, каналов продвижения в цифровые формы. Благодаря этому для большинства фармацевтических компаний появление СОУГО-19 способствовало не только росту спроса, но и стало тем самым трамплином, благодаря которому все участника рынка продемонстрировали свою готовность или неготовность выходить в онлайн-ретейл. Делать прогнозы по развитию аптечного ретейла в текущих

условиях - дело неблагодарное и неперспективное. Непрогнозируемые эпидемия СОУШ-19, ослабление рубля внесли свои коррективы и, безусловно, отразились не только на аптечных продажах, но и законодательных инициативах регуляторов, ведь 2020 г. планировался для аптечной розницы совсем иным (введение маркировки, отмена ЕНВД, развитие мар-кетплейсов и агрегаторов и др.). Сейчас главная задача для всех участников рынка - минимизировать убытки от ограничительных карантинных мер, то есть укрепить бизнес в настоящем и подготовить его к встрече с аналогичными « рисками в будущем.

кроме того.

Закупать лекарства по торговым наименованиям будут иначе

30 июня премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление (ПП №965), изменившее процедуру включения лекарственных препаратов в перечень медикаментов, закупать которые медучреждения могут по торговым наименованиям.

Документ размещен на сайте правительства РФ. Теперь вопрос о включении лекарств в этот список и их исключении из него будет обсуждаться более широким кругом специалистов. Заявки будут рассматриваться Межведомственным советом по общественному здоровью при Минздраве России и не менее чем двумя главными внештатными специалистами министерства, специализирующимися на вопросах приме-

нения конкретного препарата. Они, в свою очередь, получат право собирать экспертные мнения от медицинских и фармацевтических сообществ. На заседании совета сможет присутствовать заявитель (производитель или медор-ганизация), а также представители тех организаций, на права которых может повлиять принимаемое решение. Будут учитываться данные фармаконадзора об эффективности и безопасности при

замене препаратов в рамках одного МНН, стандарты медицинской помощи и клинические рекомендации. В правительстве считают, что данные изменения сделают процедуру утверждения перечня более открытой, а пациенты смогут лечиться дома теми же препаратами, которые врачи назначали им в стационаре. Это же правило будет действовать и при переводе больного в другое медучреждение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.