Научная статья на тему 'Апробируем новые формы повышения качества подготовки квалифицированных специалистов для оперативных подразделений ОВД (на примере белгородского юридического института МВД России)'

Апробируем новые формы повышения качества подготовки квалифицированных специалистов для оперативных подразделений ОВД (на примере белгородского юридического института МВД России) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свистильников А. Б., Шарутенко В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Апробируем новые формы повышения качества подготовки квалифицированных специалистов для оперативных подразделений ОВД (на примере белгородского юридического института МВД России)»

апробируем новые формы повышения качества подготовки квалифицированных специалистов для оперативных подразделений овд

(на примере белгородского юридического института мвд россии) УДК 351.745-057.4

А.Б. СВИСТИЛЬНИКОВ, В.Н. ШАРУТЕНКО,

кандидит юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России)

(Белгородский юридический институт МВД России)

Курс на кардинальную технологическую модернизацию российской экономики как приоритет следующего десятилетия требует как подготовки кадров с новыми компетенциями, так и формирование мощного источника новых идей и технологий в системе высшего образования. Технологическая модернизация требует и нового качества подготовки специалистов. Новые кадры должны быть ориентированы на работу с технологиями завтрашнего дня.

Именно поэтому Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации и руководство МВД России уделяют большое внимание вопросам модернизации образования и совершенствования системы подготовки квалифицированных специалистов.

Так, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев на встрече с членами президиума Ассоциации юристов России, которая состоялась в апреле 2009 г., отметил, что «когда такой не до конца грамотный юрист помогает компании, юридическому лицу, это может создать проблемы самому предприятию, но если такой выпускник оказывается в кресле следователя, адвоката или, что еще страшнее, судьи, это может иметь серьезный негативный эффект для всей нашей

страны».

В целях модернизации системы российского юридического образования, совершенствования контроля и управления качеством образования Президентом Российской Федерации 26 мая 2009 г. был подписан Указ № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации».

Выступая на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, проходившего 13 сентября 2007 года в городе Белгороде, Владимир Владимирович Путин отметил, что «... в системе профобразования закладывается будущее нашей страны. Именно здесь формируются основы ее благополучия и безопасности. Поэтому к модернизации образования - как к стратегической задаче - мы обязаны подойти со всей ответственностью. Нам, прежде всего, нужна современная система образовательных стандартов. Таких, которые ориентированы не только на получение знаний, но и на формирование способности их эффективно применять».

В своей статье «Ставка на человека», опубликованной в «Российской газете» 21 августа 2009 г., Министр внутренних дел генерал армии Р.Г. Нургалиев указал, что

многие действующие сотрудники милиции имеют слабые профессиональные навыки и умения, которые требуются для решения оперативно-служебных задач.

Анализ показывает, что причин этому несколько. Одной из них является высокая текучесть кадров, особенно в оперативных подразделениях органов внутренних дел. Как указано в решении коллегии МВД России от 18 мая 2010 № 1 км, в 2009 году повысились показатели оттока кадров из органов внутренних дел на первом году службы - с 3,1 % до 3,4 %.

В то же время вновь прибывшие сотрудники, преимущественно выпускники образовательных учреждений МВД России, в силу ряда факторов не обладают достаточными навыками оперативно-служебной деятельности. Это проявляется в слабом умении выстраивать доверительные отношения с гражданами и коллегами по работе, быстро ориентироваться в сложных ситуациях, находить оптимальные решения в оперативно-розыскной деятельности. Имеющийся уровень специфических умений и навыков в оперативно-розыскной, оперативно-тактической, боевой и физической подготовке, профессиональной готовности в целом, не позволяет сотруднику оперативных подразделений органов внутренних дел эффективно противостоять преступнику. Вот почему нам представляется важным переосмысление действующей системы подготовки кадров для оперативных подразделений ОВД, определение приемлемых форм и методов повышения профессиональных знаний, умений и навыков, учета их личностных особенностей.

В контексте рассматриваемого подхода представляется, что эффективность подготовки квалифицированных специалистов для оперативных подразделений ОВД в образовательном учреждении МВД России определяется степенью достижения приоритетных целей, поставленных задач, полученных результатов, выраженных в конкретных количественных показателях. Критериями оценки эффективности обучения в вузе являются, в конечном итоге, аккредитационные показатели образовательного учреждения и текущие показатели деятельности по основным направлениям (организационной работе, образовательному процессу, кадровой и воспитательной работе, научно-исследовательской деятельности, служебно-боевой подготовке, тыловому обеспечению), определенным ведомственными нормативными

правовыми актами.

Для повышения качества обучения руководством Белгородского юридического института МВД России (далее института) принят и реализуется ряд управленческих решений. Так, с целью повышения эффективности в образовательной, научной, кадровой и иной деятельности институтом ещё в 2004 г. в инициативном порядке разработана, апробирована, внедрена и успешно функционирует система сплошного мониторинга образовательной и научной деятельности кафедр и профессорско-преподавательского состава.

Критерии оценки учебной и научно-исследовательской работы являются едиными для всего профессорско-преподавательского состава института, однако в целях сравнимости результатов они подразделяются на шесть квалификационных категорий:

• начальники кафедр;

• заместители начальников кафедр;

• профессора;

• доценты;

• старшие преподаватели;

• преподаватели.

Отчет по результатам мониторинга составляется и докладывается на оперативном совещании при начальнике института дважды в год (по результатам семестра и года).

Результаты подсчетов индивидуальных рейтингов сотрудников и рейтинги каждой кафедры доступны всему личному составу института и используются руководителями всех уровней для принятия различных управленческих решений, в том числе направленных на повышение качества подготовки квалифицированных специалистов, что делает рассматриваемую деятельность прозрачной и объективной.

На учебно-методическом сборе руководителей образовательных учреждений МВД России в городе Казани в марте 2007 г. Министр внутренних дел России Р.Г. Нургалиев отметил, что «... сегодня во многих сферах существует критический разрыв между наукой, теорией и практикой правоохранительной деятельности».

Разрешение этой проблемы в институте осуществляется с 2004 г. посредством создания новой формы приобретения правоприменительных навыков и умений и приближения практики к учебному процессу, которое выразилось в создании на базе структурных подразделений УВД по Белгородской области филиалов кафедр, осуществляющих учебную, учебно-мето-

дическую, научно-исследовательскую и учебно-практическую работу по профилю выпускаемых специалистов, а также изучение и внедрение зарубежного опыта противодействия преступности.

Руководители подразделений УВД по Белгородской области (уголовного розыска, следствия, экспертно-криминалистического центра), на базе которых созданы филиалы кафедр, являясь на общественных началах начальниками филиалов, участвуют в учебном процессе института: читают лекции по наиболее сложным темам, проводят семинарские и практические занятия, участвуют в работе государственной аттестационной комиссии, в научно-представительских мероприятиях и т.д.

Привлекаются к работе в филиалах кафедр и другие ведущие специалисты вышеуказанных подразделений УВД, что обеспечивает высокий профессиональный уровень проведения лекционных, семинарских и практических занятий, интеграцию теоретических знаний курсантов и слушателей в их дальнейшую профессиональную деятельность.

Наиболее подготовленные и проявившие склонность к научно-педагогической деятельности сотрудники оперативных подразделений УВД по Белгородской области рекомендуются для выдвижения на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава института, научных сотрудников, а также соискателей адъюнктуры.

В свою очередь, филиалы кафедр помогают институту решать определенные вопросы организационно-технического характера в обеспечении учебного процесса.

Так, в соответствии с Приказом МВД России от 08 июля 2005 года № 543, в целях унификации проектных решений при внедрении автоматизированных дактилоскопических информационных систем (АДИС) федерального, межрегионального и регионального уровней, для создания единого информационно-технологического пространства, а также минимизации временных и финансовых затрат при реализации Программы МВД России «Создание ЕИТКС ОВД» принято решение осуществлять реализацию ее подпрограммы «Создание системы межрегиональных автоматизированных банков данных дактилоскопической информации федеральных округов и федеральной АДИС-ГИЦ, создание сети программно-технических комплексов АДИС регионального уровня» на базе программно-технических решений

АДИС «Папилон».

С целью изучения курсантами возможностей АДИС «Папилон», требований, предъявляемых к обрабатываемым дактилокартам, а также привития курсантам навыков работы с данной системой, в 2008 году, с помощью ЭКЦ УВД по Белгородской области, на базе которого расположен филиал кафедры криминалистики, из компании «Системы Папилон» (г. Миасс) для учебных целей в институт была бесплатно поставлена АДИС «Папилон-7». Преподаватель кафедры криминалистики прошел курс обучения работе с АДИС в ЭКЦ УВД по Белгородской области и уже с 2008 учебного года осуществляется ее использование в учебном процессе института и в работе научных кружков.

Усвоение теоретических знаний, формирование умений, навыков, развитие личностных качеств курсантов и слушателей, необходимых для их профессионального развития, на современном этапе развития общества невозможно без предоставления определенной академической свободы обучаемым.

Для реализации данного принципа, в качестве эксперимента, в институте с 2007 г. апробируется система, при которой курсантам и слушателям предоставлена большая свобода и самостоятельность во внеучеб-ное время, с одновременным выдвижением четких требований и созданием механизма их неукоснительного соблюдения. Это выразилось в изменении распорядка дня с целью выделения им большего объема времени для самоподготовки, занятия научной деятельностью, посещения библиотек, расположенных за пределами института, практических подразделений органов внутренних дел и т.д.

Одновременно с этим повышены требования к уровню знаний курсантов и слушателей, для чего разработана и внедрена система ежедневного отслеживания успеваемости каждого курсанта (слушателя) со стороны факультетов и кафедр, выясняются причины получения неудовлетворительных оценок, которые ежедневно докладываются руководству института.

Нормативно закреплено, что «...если обучающийся получил неудовлетворительную оценку, пропустил занятие или слабо усваивает программный материал, он обязан явиться к преподавателю на консультацию.

Полученная неудовлетворительная оценка должна быть исправлена в течение 10 дней с момента получения.

При получении обучаемым трех и более неудовлетворительных оценок, или хотя бы одной не исправленной в установленный срок без уважительных причин, назначается служебная проверка и к обучаемому могут быть применены меры дисциплинарного воздействия за недобросовестное отношение к учебе».

Результатом принятия этого управленческого решения стало значительное снижение количества текущих неудовлетворительных оценок, возросло количество курсантов и слушателей, занимающихся научной деятельностью и участвующих в конкурсах научно-исследовательских работ.

Данным решением для курсантов (слушателей) установлены четкие рамки приемлемого и неприемлемого. Тем самым в системе «институт-курсант» становится больше ясности,конкретности и открытости. Курсант (слушатель), объективно не соответствующий предъявляемым конкретным требованиям (т.е. систематически не выполняющий учебную программу), рассматривается как потенциальный кандидат на исключение из института. Таким образом, слабоуспевающие курсанты и слушатели поставлены в следующие условия: либо они усваивают учебную программу, либо они будут отчислены из института. Условия жесткие, но объективные и справедливые.

В конечном итоге данный управленческий прием ведет к развитию самостоятельности, чувства ответственности и повышению самоорганизации курсантов и слушателей.

Принятием ряда управленческих решений в институте установлена прямая зависимость микросоциального статуса курсанта (слушателя) от степени его положительной активности в образовательной, научной и иных сферах. С увеличением его активности, т.е. отличным усвоением учебной программы, участием в научно-исследовательской деятельности, художественной самодеятельности, спортивной жизни института и т.д., повышается статус конкретного курсанта (слушателя), что приводит к получению им определенных материальных и нематериальных благ.

Так, в 2007 г. разработано, принято «Положение о работе с перспективными в сфере учебной и научной деятельности курсантами, слушателями и студентами Белгородского юридического института МВД России», и в настоящее время проходит апробацию новая для МВД форма повышения качества подготовки специалиста.

Апробируемая форма повышения качества подготовки специалиста, в том числе и для работы в оперативных подразделениях ОВД, направлена на развитие научно-исследовательских, интеллектуальных и творческих способностей одаренных курсантов (слушателей), способных к самостоятельной организации и осуществлению эффективной деятельности. Она устанавливает методику отбора обучаемых, основные принципы и формы работы с ними, систему поощрительных мер и т.д. Базовым принципом, составляющим основу работы с курсантами (слушателями) этой категории, выступает принцип «обучение через науку, наука через обучение».

Из числа перспективных курсантов (слушателей) подбираются кандидаты на присвоение почетного звания «Лучший исследователь БелЮИ МВД России», которое присваивается приказом начальника института.

Кроме того, в институте принято «Положение о внутривузовских конкурсах по соисканию грантов на проведение научных исследований курсантами и (или) студентами БелЮИ МВД России» и организована работа по освоению внутривузовских грантов. Гранты являются формой поддержки исследований, проводимых курсантами (слушателями) по приоритетным направлениям борьбы с преступностью (в том числе рассматривается оперативно-розыскной аспект), определяемых директивами МВД России. На проведение данных конкурсов из внебюджетных средств ежегодно выделяется 30 тысяч рублей, которые распределяются среди победителей.

Вышеуказанные и аналогичные формы стимулирования курсантов (слушателей) позволяют активнее вовлекать их в научно-исследовательскую деятельность, и в целом повышают качество подготавливаемых специалистов.

Таким образом, принцип современного менеджмента «Создай себя сам» находит свое практическое выражение при обучении курсантов (слушателей) в институте.

В кадровой работе с профессорско-преподавательским составом основополагающим при принятии управленческих решений является оптимальное сочетание двух принципов: «найти кадры» и «сделать кадры».

Примером реализации первого принципа и преподавания дисциплин, имеющих практическую направленность, является назначение на должности преподавателей,

научных сотрудников и т.д. - сотрудников практических подразделений УВД, имеющих обширные знания и богатый опыт работы, склонных к преподавательской и научной деятельности.

Проводимые такими сотрудниками научные исследования имеют, как правило, практическую направленность, что способствует их эффективному внедрению.

Выражением принципа «сделать кадры» является постоянная непрерывная работа по совершенствованию педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава, посредством организации стажировок в качестве дублеров руководителей в различных оперативных и иных подразделениях УВД по Белгородской области, использованию в учебном процессе электронных обучающих программ и мультимедийных технологий и т.п.

Наиболее талантливые и способные молодые преподаватели направляются на учебу в адъюнктуру, а также активно проводят диссертационные исследования в форме соискательства без отрыва от выполнения основных должностных обязанностей. Институтом им оказывается всемерная поддержка, благодаря чему остепененность в институте постоянно растет и в настоящее время составляет 65,8%. По некоторым кафедрам она достигла 100%.

С целью повышения общей культуры курсантов (слушателей), развития их творческих способностей в институте реализуется проект «Культура», в рамках которого создан и успешно работает Университет культуры. Его соучредителями являются Белгородский Государственный академический драматический театр им. М.С. Щепкина, Государственный институт культуры и Белгородское государственное музыкальное училище им. С.А. Дегтярева. На факультативных занятиях курсанты обучаются бальным и современным танцам, сервировке стола, этикету, знакомятся с основами искусствоведения, произведениями литературы, живописи, музыки, изучают традиции и народное творчество Белгородчины.

По окончании 2-х годичного курса обуче-

ния со слушателями университета культуры проводятся зачетные занятия с обязательной защитой бального танца, проверкой знаний теоретического курса, правил поведения в общественных местах, практических навыков по сервировке стола. При университете созданы и успешно работают 8 коллективов художественной самодеятельности, в которых курсанты реализуют свои творческие возможности.

Подготовка квалифицированных специалистов для оперативных подразделений ОВД невозможна без закрепления всех реализуемых идей современными локальными нормативно-правовыми актами. В институте отлажена реальная, а не формальная коллегиальность при разработке и принятии решений этой категории. Значительная часть принимаемых управленческих решений, имеющих принципиальный характер, а также правоустанавливающие документы, регулирующие различные направления деятельности института, обсуждаются и принимаются на заседаниях ученого совета и оперативных совещаниях при начальнике института.

Принимаемые управленческие решения зачастую требуют привлечения определенных ресурсов и (или) материальных затрат. Большинство этих решений финансируется институтом из собственных внебюджетных средств, получаемых от ведения внебюджетной образовательной и иной приносящей доход деятельности, на основе принципов целесообразности, разумности и экономичности.

В завершение хотелось бы подчеркнуть, что подготовка квалифицированных, отвечающих современным требованиям специалистов для оперативных подразделений ОВД задача решаемая, и как она будет выполняться, зависит от множества факторов, в том числе и от инициативы образовательных учреждений. Представляется, что в комплексе, обмениваясь имеющимся в каждом из образовательных учреждений передовым опытом подготовки квалифицированных специалистов, мы успешно решим задачу качественного совершенствования всех элементов ведомственной системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.