APPLIED BEHAVIORAL ANALISIS, КАК СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО
СПЕКТРА В РОССИИ
А.В. Городецкая, педагог-тьютор
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха «Начальная общеобразовательная школа № 28» (Россия, г. Балашиха)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-1-2-68-73
Аннотация. В данной работе рассматриваются особенностей применения Applied Behavioral Analisis (АВА) в работе по реабилитации и коррекции поведения ребенка с расстройством аутистического спектра в рамках отечественной системы инклюзивного образования. АВА-терапия является эффективным методом, направленная на психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка с РАС. В статье дается обобщенная характеристика АВА-терапии. Описываются результаты использования данного метода: ускоренная адаптация к социальным условиям, повышение уровня самостоятельности, улучшение способности к обучению.
Ключевые слова: Applied Behavioral Analisis, метод Ловааса, дети с расстройством аутистического спектра, коррекция поведения, реабилитация поведение, инклюзивное образование, социальная адаптация.
Проблемы в поведении детей с расстройством аутистического спектра (РАС) на данном этапе становления отечественного образования становятся все больше актуальными. При реализации инклюзивного образования в России, призванное обеспечить равный доступ к обучению всех групп учащихся, возникают ряд трудностей: специфические особенности социально-психологической адаптации, необходимость дополнительной поддержки и сопровождения учеников с особенностями здоровья и создание эффективной организации взаимодействия как с образовательной средой, так и с его участниками. Данные вопросы организации обучения и социализации детей с РАС в общеобразовательных школах, внедряющие инклюзивные программы, стоят наиболее остро, т.к. успешность их обучения и воспитания напрямую зависит от объема оказываемой им педагогической помощи.
Современное состояние образования в режиме инклюзивности требует внедрения новых способов реабилитации и коррекции поведения детей с РАС. Анализ существующих теорий и практик показывает, что для данной группы детей необходимо разрабатывать и реализовывать особые
модели обучения, которые позволяют в полном объеме реализовать потенциал ребят с РАС [1]. Таким методом выступает Applied Behavioral Analisis терапия (АВА), которая предоставляет возможность модифицировать поведение ребенка с РАС.
Стоит отметить, что в рамках отечественного образования данный метод только приобретает свою популярность. Исследование применения АВА-терапии были обнаружен у Е.С. Тимченко, Л.В. Слепцовой, Е.В. Щербакова,
Т.В. Мусихина и др. Однако большинство исследований направленны на изучение Прикладного анализа поведения в логопедической работе с детьми с РАС [4, 7].
Таким образом, актуальность работы обуславливается наличием потребности внедрения эффективных методов коррекции поведения у детей с РАС. Одним из таких методов выступает АВА-терапия, эффективно применяющаяся в реабилитации детей с РАС с целью формирования у них необходимых навыков поведения и социальной коммуникации. В связи с увеличением диагностирования этого нарушения у детей, необходимо рассмотреть использование метода АВА-терапии для
его популяризации в рамках российского инклюзивного образования.
Целью данной работы выступает изучение характеристик АВА-терапии, выделение ее принципов применения, описание результатов воздействия метода на поведение ребенка с РАС.
Расстройство аутистического спектра -это определенные нарушения в развитии, сопровождающиеся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях, коммуникациях, а также характеризующиеся ограниченным, стереотипным набором поведения и интересов. Термин «спектр» указывает на широкий симптомокомплекс, множественность уровней нарушений, присущих людям с аутистическими расстройствами.
Наиболее распространенной проблемой у детей с РАС является нарушение поведения. К нарушениям поведенческой активности относят повышенную импульсивность, агрессию, аутоагрессию, гиперактивность, стереотипию, избегание общения, игнорирование. Возбудимость, присущая большинству детей с РАС, проявляется в виде сильных истерик, легко возникающих агрессивных реакциях. Кроме того, особенностью поведения ребенка с РАС является неумение создавать эмоциональные отношения со сверстниками, слабый уровень выраженности фантазии, пассивность во время игр, отсутствие прямого зрительного контакта с собеседником [13].
Поведение ребенка с РАС выступает барьером для успешной адаптации, осложняет установление родительского контакта и вызывает трудности при обучении. Необходимость коррекции и предупреждения деваиантного поведения у детей с РАС обуславливается тем, что данное нарушение служит катализатором для других психических или соматических патологических состояний [5]. Поэтому в психолого-педагогической работе необходимо применять методы, направленные на устранение разрушительных форм отклоняющегося поведения
Таким методом выступает АВА-терапия или метод Ловааса. Прикладной анализ поведения (ПАП) - это система коррекции
поведения, разработанная И. Ловаасом для лиц, страдающих РАС. В методологическую основу АВА-терапии легла бихевиористская теория, сущность которой заключается в построении социально успешного поведения по принципу «контроля значимых для пациента стимулов в окружающей среде» [4, с. 64]. И. Ловаас при разработке метода отталкивался от идеи воспитания навыков социального поведения у детей с РАС с помощью системы поощрений и наказаний. Метод Ловааса дает возможность определить фактор и последствия действия, который обуславливает, контролирует, закрепляет и изменяет конечное поведение.
Продуктивность коррекционной работы с использованием метода Ловааса обеспечивается за счет следования определенным принципам. В педагогической работе с детьми, имеющими РАС, необходим индивидуальный подход: для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план ПАП. Кроме того, в рамках реабилитационной программы по методике АВА, свобода и инициативность ребенка ограничена выбором взрослого, педагога. Педагог выстраивает четкую систему поэтапного освоения новых навыков, при этом осваиваемые умения не должны быть связаны друг с другом. Программа для ребенка составляется с учетом потребностей ребенка, его семьи [11, 10].
Данные принципы реализуются в следующих, конкретно обозначенных этапах.
Целями первого этапа являются установление контакта ребенка с новыми условиями, постепенная адаптация, выстраивание эмоционального контакта с ребенком. Выполнение данных целей способствует созданию положительного эмоционального настроя. На первом этапе АВА-терапии к ребенку применяется низкий уровень требований с использованием большого количества поощрений за каждое выполненное задание. Среди поощрений выделяют первичные (еда, напитки, прикосновения, возможность двигаться и т.д.), вторичные (игрунки, игры) и обобщенные (жетоны, медальки). Основные правила данного этапа: учет эмоционального состояния ребенка и создание ком-
фортной, непринужденной обстановки во время занятия [9].
Второй этап сопровождается оценкой начальных навыков ребенка с РАС после определения поведенческой проблемы. Целью данного этапа является, на основе наблюдения и изучения поведения ребёнка, оценить и выработать план обучения или АВА программу.
Одновременно с этим АВА педагог формирует основу для последующей продуктивной коррекционной и обучающей работы. На третьем этапе происходит выбор функциональных целей. Отличительная особенность ПАП выражается в выборе тех целей, которые позволяют ребенку на данный момент жить более качественно.
На четвертом этапе происходит подбор эффективных инструментов. В зависимости от того, каким навыком поведения необходимо обучить ребенка с РАС или нормой коммуникации, подбирается методика АВА-терапии.
Пятый этап направлен на закрепления сформированных навыков. Цель данного этапа побуждать ребенка к самостоятельному использованию сформированных в ходе АВА-терапии навыков. Однако, после проделанных методик, педагогу необходимо проводить регулярно мониторинг эффективности проделанной работы и корректировки поведения ребенка с РАС. Обучение считается пройдённым, если в результате занятий ребёнок начинает усваивать новую информацию за 1-2 повторения [10].
Зухра Измайлова Камар, участница фонда Содействия решению проблем аутизма в России, является популяризатором метода ПАП и занимается адаптацией программ терапии для российской аудитории. Так, для коррекции и реабилитации поведения ребенка с РАС автор предлагает использовать программу «Обучение без ошибок», основанная на бихевиористкой теории Р. Шрамма Данная программа представляет собой обучающую процедуру, которая предполагает определенную инструкцию (дискриминационный стимул) и определенный уровень подсказки с целью вызвать определенный и только пра-
вильный ответ [8]. Отличительной чертой данной программы является широкая система стимулов и подкреплений. Правильный ответ или действие обязательно должны поощряться подкрепляющим стимулом. При этом успех освоения навыков поведения или его коррекции обеспечивается не только за счет подкрепления, но и благодаря поддержки и помощи со стороны взрослых. Например, с помощью данной программы можно обучить ребенка с РАС адекватно реагировать на слова окружающих, выполнять их просьбы. Для этого создается условие пробуждения конкретного поведения, с помощью акцентирования его внимания на определенном предмете, стимуле. Так, ребенка просят подать ложку. При этом педагог применяет жестовую подсказку, указывая на ложку, и повторяет просьбу, но уже без подсказки. Ребенок выполняет действие и получает поощрение. Все неудачные попытки не зачитываются с обязательным комментарием («У тебя почти получилось. Давай попробуем еще»).
Важное значение в применение программы «Обучение без ошибок» имеют подсказки, которые побуждают ребенка с РАС к правильному действию. Подсказки могут выступать в следующих формах: физические («рука в руке»), имитации движения, жестовые подсказки, словесные, частичные. В процессе использования АВА-терапии по работе с поведением ребенка с РАС необходим фединг- постепенное уменьшение количество подсказок [9].
Помимо «Обучения без ошибок» существуют другие программы, направленные на коррекцию и реабилитацию поведения ребенка с РАС в которых задействуются невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, название предметов, действий. Среди АВА-терапии простого уровня такими программами выступают «Покажи, как ты...», ответы на вопросы «Что?», «Кто?», «Где?», «Когда?», «Как?», употребление «да» и «нет», и других. Среди более сложных программ - «Скажи, что будет, если..» (предугадывает исход действия), «Расскажи историю», «Делай как (имя сверстни-
ка)», «Позови (имя сверстника) играть» [11].
Перечисленные программы могут быть использованы как эффективный инструмент модернизации поведения и обучения социальных навыков.
Стоит отметить важность участия в коррекционной программе родителей детей с РАС. Родителям необходимо воспитывать ребенка на основе поведенческих принципов обучения и способствовать его закреплению и обобщению всех навыков, которые он выучил в программе. В свою очередь, детям дошкольного возраста с РАС независимо от уровня развития навыков, рекомендуется специальное обучение, т.к. в домашней обстановке у них нет возможности освоить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе и общение с разными людьми [2].
Грамотное использование методов АВА-терапии в работе по коррекции и реабилитации нарушений поведения у ребенка с РАС приводит к следующим изменениям:
- Ребенок с РАС учится правильному поведению при переходе от одной жизненной ситуации к другой без проявления ярких эмоциональных состояний. Такое изменение даёт возможность ребенку быть более самостоятельным.
- Улучшается способность к обучению. Согласно исследованиям, подавляющее большинство детей, прошедших обучение ABA, имеют возможность более успешно учиться в общеобразовательных школах с детьми без особенностей развития [6].
- Ребенок с РАС осваивает необходимые навыки для жизнедеятельности и усваивает основы социальной коммуникации: ребенок учится общаться без конфликтов, усваивает важные понятия и определения, учится самостоятельно исследовать мир и приобретает навыки самообслуживания.
- При реализации соответствующих АВА программ происходит снижение частоты, длительности и силы нежелательных, агрессивных реакций. Коррекция агрессивного поведения, снятие других нежелательных форм поведения позволяет
ребенку сосредоточиться на учебных занятиях. Кроме того, освоенные навыки позволяют ребенку с РАС заменить нежелательные формы поведения на желательные.
В российской дефектологии ряд специалистов считают, что АВА-терапию нельзя считать основным, базовым подходом коррекции и реабилитации нарушений в поведении детей с РАС. С их точки зрения, такие поведенческие методики выступают как основное средство абилита-ции и являются вспомогательными для реабилитации [3]. При этом, ПАП остается единственным подходом с доказанной эффективностью при оказании помощи детям с РАС.
Барьером для распространения метода Ловааса в российской системе образования в рамках инклюзии является недостаточное количество специалистов в общеобразовательных школах, которые могли бы оказывать комплексную поддержку детям с нарушениями развития. По этой причине дети с РАС часто не получают необходимой коррекционной помощи. Кроме того, компетенций педагогов, работающих в системе инклюзивного образования, может не хватать для реализации АВА-терапии [1]. Трудность применения ПАП связана с его особенностями: интеграция индивидуального подхода в общеобразовательную школу представляется сложным процессом, т.к. за каждым ребенком с РАС должен быть закреплен один специалист, реализующий АВА-терапию.
Таким образом, особенности поведения детей с РАС, требующие коррекционной и реабилитирующей работы, обуславливают необходимость в применении эффективных методов работы в общеобразовательных учреждениях. Таким методом, который модернизирует коммуникацию и социальные действия ребенка с РАС, выступает АВА-терапия (ПАП) или метод Лова-аса.
ПАП, как основной подход коррекции и реабилитации, положительно влияет на формирование навыков, необходимых для социальной адаптации и развития коммуникации детей с расстройствами аутисти-ческого спектра. Кроме того, использова-
ние программ АВА-терапии повышает ре- Несмотря на выявленные достоинства
зультативность учебной деятельности ре- метода АВА, в России он остается мало бенка с РАС. Соблюдение этапов построе- распространённым. Проблема организации ния работы АВА-терапии и возможность коррекционно-реабилитирующей работы с своевременной актуализации коррекцион- детьми с РАС в России является актуальной программы определяет эффективность ной и требует дальнейших исследований. метода Ловааса с детьми с РАС.
Библиографический список
1. Абдуллаева Н.И., Инкина Ю.М., Курбангалиева Ю.Ю. Особенности вхождения детей с расстройствами аутистического спектра в школьное пространство // Гуманитарные науки. - 2019. - № 1. - С. 100-104.
2. Бакушева В.Ю. Коррекционно-воспитательная работа с аутичными детьми. - М.: Лотос, 2004. - 154 с.
3. Либлинг М.М. Десять аргументов против АВА - терапии // Дефектология. - 2014. -№ 2. - С. 3-13.
4. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 176 с.
5. Портнова А.А., Сединкина Э.Е. Нарушения поведения у детей с расстройством аути-стического спектра // Социальная и клиническая психиатрия. - 2021. - № 4. - С. 99-101.
6. Ситникова Е.А., Абакумова Е.А. Метод АВА-терапии в социализации детей с РАС // Воспитание как стратегический национальный приоритет: материалы конференции. Екатеринбург, 15-16 апреля 2021 года. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2021. - С. 381-387.
7. Тимченко Е.С., Слепцова Л.В. Применение методов прикладного анализа поведения в работе логопеда с аутичными детьми // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 73 (1). - С. 279-282.
8. Шрамм Р. Детский аутизм и АВА: АВА (Applied Behavior Analisis): терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения. - Екатеринбург: Рима Паблишинг, 2013. - 208 с.
9. Шрамм Р. Мотивация и подкрепление: Практическое применение методов прикладного анализа поведения и анализа вербального поведения (АВА/VB). - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2021. - 608 с.
10. Щекодина Е.В. Якубова Ф.Р. АВА-терапия в коррекционной работе с детьми с РАС // Достижения науки и образования. - 2022. - №4 (84). - С. 18-20.
11. Щербакова Е.В. Применение методов АВА-терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими РДА и РАС // Подготовка и деятельность педагога-психолога на основе требований профессионального стандарта: материалы конференции. Чебоксары, 2017. -Чебоксары: «Издательский дом «Среда», 2017. - С. 157-160.
12. Robert F. Gulick, Thomas P.Kitchen Effective Instruction for Children with Autism. Dr. Gertrude A. Barber National Institute, 2007. - 342 p.
13. Steenfeldt-Kristensen C., Jones C.A., Richards C. The prevalence of self-injurious behaviour in autism: A meta-analytic study // J. Autism Develop. Dis. - 2020. - Vol. 50, № 11. -P. 3857-3873.
APPLIED BEHAVIORAL ANALYSIS AS A WAY TO REHABILITATE AND CORRECT THE BEHAVIOR OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM
DISORDERS IN RUSSIA
A.V. Gorodetskaya, teacher-tutor
Municipal Autonomous Educational Institution of the Balashikha city district "Primary Secondary School № 28" (Russia, Balashikha)
Abstract. This paper examines the features of Applied Behavioral Analysis (ABA) in the work on rehabilitation and correction of behavior of a child with autism spectrum disorder in the domestic system of inclusive education. ABA therapy is an effective method aimed at psychological and pedagogical correction of the behavior of a child with ASD. The article gives a generalized characteristic of ABA therapy. The results of using this method are described: accelerated adaptation to social conditions, increased level of independence, improved ability to learn.
Keywords: Applied Behavioral Analysis, Lovaas method, children with autism spectrum disorder, behavior correction, behavior rehabilitation, inclusive education, social adaptation.