Научная статья на тему 'APPLIED BEHAVIORAL ANALISIS, КАК СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В РОССИИ'

APPLIED BEHAVIORAL ANALISIS, КАК СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
137
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Applied Behavioral Analisis / метод Ловааса / дети с расстройством аутистического спектра / коррекция поведения / реабилитация поведение / инклюзивное образование / социальная адаптация / Applied Behavioral Analysis / Lovaas method / children with autism spectrum disorder / behavior correction / behavior rehabilitation / inclusive education / social adaptation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — А В. Городецкая

В данной работе рассматриваются особенностей применения Applied Behavioral Analisis (АВА) в работе по реабилитации и коррекции поведения ребенка с расстройством аутистического спектра в рамках отечественной системы инклюзивного образования. АВА-терапия является эффективным методом, направленная на психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка с РАС. В статье дается обобщенная характеристика АВА-терапии. Описываются результаты использования данного метода: ускоренная адаптация к социальным условиям, повышение уровня самостоятельности, улучшение способности к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLIED BEHAVIORAL ANALYSIS AS A WAY TO REHABILITATE AND CORRECT THE BEHAVIOR OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS IN RUSSIA

This paper examines the features of Applied Behavioral Analysis (ABA) in the work on rehabilitation and correction of behavior of a child with autism spectrum disorder in the domestic system of inclusive education. ABA therapy is an effective method aimed at psychological and pedagogical correction of the behavior of a child with ASD. The article gives a generalized characteristic of ABA therapy. The results of using this method are described: accelerated adaptation to social conditions, increased level of independence, improved ability to learn.

Текст научной работы на тему «APPLIED BEHAVIORAL ANALISIS, КАК СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В РОССИИ»

APPLIED BEHAVIORAL ANALISIS, КАК СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО

СПЕКТРА В РОССИИ

А.В. Городецкая, педагог-тьютор

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха «Начальная общеобразовательная школа № 28» (Россия, г. Балашиха)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-1-2-68-73

Аннотация. В данной работе рассматриваются особенностей применения Applied Behavioral Analisis (АВА) в работе по реабилитации и коррекции поведения ребенка с расстройством аутистического спектра в рамках отечественной системы инклюзивного образования. АВА-терапия является эффективным методом, направленная на психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка с РАС. В статье дается обобщенная характеристика АВА-терапии. Описываются результаты использования данного метода: ускоренная адаптация к социальным условиям, повышение уровня самостоятельности, улучшение способности к обучению.

Ключевые слова: Applied Behavioral Analisis, метод Ловааса, дети с расстройством аутистического спектра, коррекция поведения, реабилитация поведение, инклюзивное образование, социальная адаптация.

Проблемы в поведении детей с расстройством аутистического спектра (РАС) на данном этапе становления отечественного образования становятся все больше актуальными. При реализации инклюзивного образования в России, призванное обеспечить равный доступ к обучению всех групп учащихся, возникают ряд трудностей: специфические особенности социально-психологической адаптации, необходимость дополнительной поддержки и сопровождения учеников с особенностями здоровья и создание эффективной организации взаимодействия как с образовательной средой, так и с его участниками. Данные вопросы организации обучения и социализации детей с РАС в общеобразовательных школах, внедряющие инклюзивные программы, стоят наиболее остро, т.к. успешность их обучения и воспитания напрямую зависит от объема оказываемой им педагогической помощи.

Современное состояние образования в режиме инклюзивности требует внедрения новых способов реабилитации и коррекции поведения детей с РАС. Анализ существующих теорий и практик показывает, что для данной группы детей необходимо разрабатывать и реализовывать особые

модели обучения, которые позволяют в полном объеме реализовать потенциал ребят с РАС [1]. Таким методом выступает Applied Behavioral Analisis терапия (АВА), которая предоставляет возможность модифицировать поведение ребенка с РАС.

Стоит отметить, что в рамках отечественного образования данный метод только приобретает свою популярность. Исследование применения АВА-терапии были обнаружен у Е.С. Тимченко, Л.В. Слепцовой, Е.В. Щербакова,

Т.В. Мусихина и др. Однако большинство исследований направленны на изучение Прикладного анализа поведения в логопедической работе с детьми с РАС [4, 7].

Таким образом, актуальность работы обуславливается наличием потребности внедрения эффективных методов коррекции поведения у детей с РАС. Одним из таких методов выступает АВА-терапия, эффективно применяющаяся в реабилитации детей с РАС с целью формирования у них необходимых навыков поведения и социальной коммуникации. В связи с увеличением диагностирования этого нарушения у детей, необходимо рассмотреть использование метода АВА-терапии для

его популяризации в рамках российского инклюзивного образования.

Целью данной работы выступает изучение характеристик АВА-терапии, выделение ее принципов применения, описание результатов воздействия метода на поведение ребенка с РАС.

Расстройство аутистического спектра -это определенные нарушения в развитии, сопровождающиеся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях, коммуникациях, а также характеризующиеся ограниченным, стереотипным набором поведения и интересов. Термин «спектр» указывает на широкий симптомокомплекс, множественность уровней нарушений, присущих людям с аутистическими расстройствами.

Наиболее распространенной проблемой у детей с РАС является нарушение поведения. К нарушениям поведенческой активности относят повышенную импульсивность, агрессию, аутоагрессию, гиперактивность, стереотипию, избегание общения, игнорирование. Возбудимость, присущая большинству детей с РАС, проявляется в виде сильных истерик, легко возникающих агрессивных реакциях. Кроме того, особенностью поведения ребенка с РАС является неумение создавать эмоциональные отношения со сверстниками, слабый уровень выраженности фантазии, пассивность во время игр, отсутствие прямого зрительного контакта с собеседником [13].

Поведение ребенка с РАС выступает барьером для успешной адаптации, осложняет установление родительского контакта и вызывает трудности при обучении. Необходимость коррекции и предупреждения деваиантного поведения у детей с РАС обуславливается тем, что данное нарушение служит катализатором для других психических или соматических патологических состояний [5]. Поэтому в психолого-педагогической работе необходимо применять методы, направленные на устранение разрушительных форм отклоняющегося поведения

Таким методом выступает АВА-терапия или метод Ловааса. Прикладной анализ поведения (ПАП) - это система коррекции

поведения, разработанная И. Ловаасом для лиц, страдающих РАС. В методологическую основу АВА-терапии легла бихевиористская теория, сущность которой заключается в построении социально успешного поведения по принципу «контроля значимых для пациента стимулов в окружающей среде» [4, с. 64]. И. Ловаас при разработке метода отталкивался от идеи воспитания навыков социального поведения у детей с РАС с помощью системы поощрений и наказаний. Метод Ловааса дает возможность определить фактор и последствия действия, который обуславливает, контролирует, закрепляет и изменяет конечное поведение.

Продуктивность коррекционной работы с использованием метода Ловааса обеспечивается за счет следования определенным принципам. В педагогической работе с детьми, имеющими РАС, необходим индивидуальный подход: для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план ПАП. Кроме того, в рамках реабилитационной программы по методике АВА, свобода и инициативность ребенка ограничена выбором взрослого, педагога. Педагог выстраивает четкую систему поэтапного освоения новых навыков, при этом осваиваемые умения не должны быть связаны друг с другом. Программа для ребенка составляется с учетом потребностей ребенка, его семьи [11, 10].

Данные принципы реализуются в следующих, конкретно обозначенных этапах.

Целями первого этапа являются установление контакта ребенка с новыми условиями, постепенная адаптация, выстраивание эмоционального контакта с ребенком. Выполнение данных целей способствует созданию положительного эмоционального настроя. На первом этапе АВА-терапии к ребенку применяется низкий уровень требований с использованием большого количества поощрений за каждое выполненное задание. Среди поощрений выделяют первичные (еда, напитки, прикосновения, возможность двигаться и т.д.), вторичные (игрунки, игры) и обобщенные (жетоны, медальки). Основные правила данного этапа: учет эмоционального состояния ребенка и создание ком-

фортной, непринужденной обстановки во время занятия [9].

Второй этап сопровождается оценкой начальных навыков ребенка с РАС после определения поведенческой проблемы. Целью данного этапа является, на основе наблюдения и изучения поведения ребёнка, оценить и выработать план обучения или АВА программу.

Одновременно с этим АВА педагог формирует основу для последующей продуктивной коррекционной и обучающей работы. На третьем этапе происходит выбор функциональных целей. Отличительная особенность ПАП выражается в выборе тех целей, которые позволяют ребенку на данный момент жить более качественно.

На четвертом этапе происходит подбор эффективных инструментов. В зависимости от того, каким навыком поведения необходимо обучить ребенка с РАС или нормой коммуникации, подбирается методика АВА-терапии.

Пятый этап направлен на закрепления сформированных навыков. Цель данного этапа побуждать ребенка к самостоятельному использованию сформированных в ходе АВА-терапии навыков. Однако, после проделанных методик, педагогу необходимо проводить регулярно мониторинг эффективности проделанной работы и корректировки поведения ребенка с РАС. Обучение считается пройдённым, если в результате занятий ребёнок начинает усваивать новую информацию за 1-2 повторения [10].

Зухра Измайлова Камар, участница фонда Содействия решению проблем аутизма в России, является популяризатором метода ПАП и занимается адаптацией программ терапии для российской аудитории. Так, для коррекции и реабилитации поведения ребенка с РАС автор предлагает использовать программу «Обучение без ошибок», основанная на бихевиористкой теории Р. Шрамма Данная программа представляет собой обучающую процедуру, которая предполагает определенную инструкцию (дискриминационный стимул) и определенный уровень подсказки с целью вызвать определенный и только пра-

вильный ответ [8]. Отличительной чертой данной программы является широкая система стимулов и подкреплений. Правильный ответ или действие обязательно должны поощряться подкрепляющим стимулом. При этом успех освоения навыков поведения или его коррекции обеспечивается не только за счет подкрепления, но и благодаря поддержки и помощи со стороны взрослых. Например, с помощью данной программы можно обучить ребенка с РАС адекватно реагировать на слова окружающих, выполнять их просьбы. Для этого создается условие пробуждения конкретного поведения, с помощью акцентирования его внимания на определенном предмете, стимуле. Так, ребенка просят подать ложку. При этом педагог применяет жестовую подсказку, указывая на ложку, и повторяет просьбу, но уже без подсказки. Ребенок выполняет действие и получает поощрение. Все неудачные попытки не зачитываются с обязательным комментарием («У тебя почти получилось. Давай попробуем еще»).

Важное значение в применение программы «Обучение без ошибок» имеют подсказки, которые побуждают ребенка с РАС к правильному действию. Подсказки могут выступать в следующих формах: физические («рука в руке»), имитации движения, жестовые подсказки, словесные, частичные. В процессе использования АВА-терапии по работе с поведением ребенка с РАС необходим фединг- постепенное уменьшение количество подсказок [9].

Помимо «Обучения без ошибок» существуют другие программы, направленные на коррекцию и реабилитацию поведения ребенка с РАС в которых задействуются невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, название предметов, действий. Среди АВА-терапии простого уровня такими программами выступают «Покажи, как ты...», ответы на вопросы «Что?», «Кто?», «Где?», «Когда?», «Как?», употребление «да» и «нет», и других. Среди более сложных программ - «Скажи, что будет, если..» (предугадывает исход действия), «Расскажи историю», «Делай как (имя сверстни-

ка)», «Позови (имя сверстника) играть» [11].

Перечисленные программы могут быть использованы как эффективный инструмент модернизации поведения и обучения социальных навыков.

Стоит отметить важность участия в коррекционной программе родителей детей с РАС. Родителям необходимо воспитывать ребенка на основе поведенческих принципов обучения и способствовать его закреплению и обобщению всех навыков, которые он выучил в программе. В свою очередь, детям дошкольного возраста с РАС независимо от уровня развития навыков, рекомендуется специальное обучение, т.к. в домашней обстановке у них нет возможности освоить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе и общение с разными людьми [2].

Грамотное использование методов АВА-терапии в работе по коррекции и реабилитации нарушений поведения у ребенка с РАС приводит к следующим изменениям:

- Ребенок с РАС учится правильному поведению при переходе от одной жизненной ситуации к другой без проявления ярких эмоциональных состояний. Такое изменение даёт возможность ребенку быть более самостоятельным.

- Улучшается способность к обучению. Согласно исследованиям, подавляющее большинство детей, прошедших обучение ABA, имеют возможность более успешно учиться в общеобразовательных школах с детьми без особенностей развития [6].

- Ребенок с РАС осваивает необходимые навыки для жизнедеятельности и усваивает основы социальной коммуникации: ребенок учится общаться без конфликтов, усваивает важные понятия и определения, учится самостоятельно исследовать мир и приобретает навыки самообслуживания.

- При реализации соответствующих АВА программ происходит снижение частоты, длительности и силы нежелательных, агрессивных реакций. Коррекция агрессивного поведения, снятие других нежелательных форм поведения позволяет

ребенку сосредоточиться на учебных занятиях. Кроме того, освоенные навыки позволяют ребенку с РАС заменить нежелательные формы поведения на желательные.

В российской дефектологии ряд специалистов считают, что АВА-терапию нельзя считать основным, базовым подходом коррекции и реабилитации нарушений в поведении детей с РАС. С их точки зрения, такие поведенческие методики выступают как основное средство абилита-ции и являются вспомогательными для реабилитации [3]. При этом, ПАП остается единственным подходом с доказанной эффективностью при оказании помощи детям с РАС.

Барьером для распространения метода Ловааса в российской системе образования в рамках инклюзии является недостаточное количество специалистов в общеобразовательных школах, которые могли бы оказывать комплексную поддержку детям с нарушениями развития. По этой причине дети с РАС часто не получают необходимой коррекционной помощи. Кроме того, компетенций педагогов, работающих в системе инклюзивного образования, может не хватать для реализации АВА-терапии [1]. Трудность применения ПАП связана с его особенностями: интеграция индивидуального подхода в общеобразовательную школу представляется сложным процессом, т.к. за каждым ребенком с РАС должен быть закреплен один специалист, реализующий АВА-терапию.

Таким образом, особенности поведения детей с РАС, требующие коррекционной и реабилитирующей работы, обуславливают необходимость в применении эффективных методов работы в общеобразовательных учреждениях. Таким методом, который модернизирует коммуникацию и социальные действия ребенка с РАС, выступает АВА-терапия (ПАП) или метод Лова-аса.

ПАП, как основной подход коррекции и реабилитации, положительно влияет на формирование навыков, необходимых для социальной адаптации и развития коммуникации детей с расстройствами аутисти-ческого спектра. Кроме того, использова-

ние программ АВА-терапии повышает ре- Несмотря на выявленные достоинства

зультативность учебной деятельности ре- метода АВА, в России он остается мало бенка с РАС. Соблюдение этапов построе- распространённым. Проблема организации ния работы АВА-терапии и возможность коррекционно-реабилитирующей работы с своевременной актуализации коррекцион- детьми с РАС в России является актуальной программы определяет эффективность ной и требует дальнейших исследований. метода Ловааса с детьми с РАС.

Библиографический список

1. Абдуллаева Н.И., Инкина Ю.М., Курбангалиева Ю.Ю. Особенности вхождения детей с расстройствами аутистического спектра в школьное пространство // Гуманитарные науки. - 2019. - № 1. - С. 100-104.

2. Бакушева В.Ю. Коррекционно-воспитательная работа с аутичными детьми. - М.: Лотос, 2004. - 154 с.

3. Либлинг М.М. Десять аргументов против АВА - терапии // Дефектология. - 2014. -№ 2. - С. 3-13.

4. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 176 с.

5. Портнова А.А., Сединкина Э.Е. Нарушения поведения у детей с расстройством аути-стического спектра // Социальная и клиническая психиатрия. - 2021. - № 4. - С. 99-101.

6. Ситникова Е.А., Абакумова Е.А. Метод АВА-терапии в социализации детей с РАС // Воспитание как стратегический национальный приоритет: материалы конференции. Екатеринбург, 15-16 апреля 2021 года. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2021. - С. 381-387.

7. Тимченко Е.С., Слепцова Л.В. Применение методов прикладного анализа поведения в работе логопеда с аутичными детьми // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 73 (1). - С. 279-282.

8. Шрамм Р. Детский аутизм и АВА: АВА (Applied Behavior Analisis): терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения. - Екатеринбург: Рима Паблишинг, 2013. - 208 с.

9. Шрамм Р. Мотивация и подкрепление: Практическое применение методов прикладного анализа поведения и анализа вербального поведения (АВА/VB). - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2021. - 608 с.

10. Щекодина Е.В. Якубова Ф.Р. АВА-терапия в коррекционной работе с детьми с РАС // Достижения науки и образования. - 2022. - №4 (84). - С. 18-20.

11. Щербакова Е.В. Применение методов АВА-терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими РДА и РАС // Подготовка и деятельность педагога-психолога на основе требований профессионального стандарта: материалы конференции. Чебоксары, 2017. -Чебоксары: «Издательский дом «Среда», 2017. - С. 157-160.

12. Robert F. Gulick, Thomas P.Kitchen Effective Instruction for Children with Autism. Dr. Gertrude A. Barber National Institute, 2007. - 342 p.

13. Steenfeldt-Kristensen C., Jones C.A., Richards C. The prevalence of self-injurious behaviour in autism: A meta-analytic study // J. Autism Develop. Dis. - 2020. - Vol. 50, № 11. -P. 3857-3873.

APPLIED BEHAVIORAL ANALYSIS AS A WAY TO REHABILITATE AND CORRECT THE BEHAVIOR OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM

DISORDERS IN RUSSIA

A.V. Gorodetskaya, teacher-tutor

Municipal Autonomous Educational Institution of the Balashikha city district "Primary Secondary School № 28" (Russia, Balashikha)

Abstract. This paper examines the features of Applied Behavioral Analysis (ABA) in the work on rehabilitation and correction of behavior of a child with autism spectrum disorder in the domestic system of inclusive education. ABA therapy is an effective method aimed at psychological and pedagogical correction of the behavior of a child with ASD. The article gives a generalized characteristic of ABA therapy. The results of using this method are described: accelerated adaptation to social conditions, increased level of independence, improved ability to learn.

Keywords: Applied Behavioral Analysis, Lovaas method, children with autism spectrum disorder, behavior correction, behavior rehabilitation, inclusive education, social adaptation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.