Научная статья на тему 'Application of the logistical approach in quality management systems of production and services in conditions planned and market economy of Russia'

Application of the logistical approach in quality management systems of production and services in conditions planned and market economy of Russia Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ / СКВОЗНОЙ МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОТОК / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / LOGISTICAL APPROACH / THROUGH MATERIAL FLOW / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM OF PRODUCTION AND SERVICES / LOGISTICAL INTEGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ivanov S. V.

The analysis of the basic quality management systems of production and services operated during the Soviet period and functioning in modern Russia, for use of the logistical approach is given in the work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Application of the logistical approach in quality management systems of production and services in conditions planned and market economy of Russia»

С. В. Иванов1

ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ПЛАНОВОЙ И РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Одной из ключевых категорий логистики является понятие сквозного материального потока. Этот поток движется на микроуровне через различные подразделения предприятия или организации, на макроуровне поток идет уже через различные компании [7, 8, 10, 13].

При традиционном подходе объектом управления являются отдельные подразделения организации или отдельные компании. При таком подходе к управлению характеристики потока на выходе (качество, затраты, регулярность, своевременность и надежность поступления продукции (услуг) и др.) могут значительно изменяться. Причиной такой вариабельности является несогласованность работы между подразделениями организации и отдельными компаниями, а также различающиеся интересы и цели.

В отличие от потоков, формируемых человеком в материальном производстве и представляющих собой целенаправленное и упорядоченное движение материи, ее элементов (вещественных, энергетических, информационных), поток времени как поток сведений о времени направлен, но не целенаправлен. Это говорит о том, что мы имеем дело со специфическим потоком, где время не зависит от человека, а человек, напротив, зависит от времени. Такая зависимость человека от времени и делает время ограничением. Время имеет тройственную потоковую природу:

• поток времени (протекающий вне сферы человеческой деятельности);

• поток сведений о времени;

• поток информационного ресурса времени.

Потоки времени и сведений о времени являются не зависящими от человека параметрами материи и расходовать их, или тратить, невозможно. Человек не тратит время, напротив, он в прямом смысле постоянно добывает его посредством восприятия с помощью зрения потока сведений о времени, генерируемого часами, в виде соответствующих - цифр счета- и отложения информации о времени в памяти для использования полученного информационного ресурса времени как меры ограничения, меры длительности процессов производства материальных благ и их распределения по своему усмотрению [15, с. 32, 39].

Специфика логистического подхода к управлению производством заключается в том, что объектом управления на микро- и макроуровнях в этом случае является сквозной материальный поток [4, с. 29], а также сопутствующие ему информационные и финансовые потоки. Предметом управления при логистическом подходе являются перечисленные выше характеристики потока.

Базовым постулатом логистического подхода к управлению является также логистическая интеграция (интегральная концепция логистики), которую можно определить как согласование деятельности между различными звеньями цепи для повышения эффективности работы всей цепи [4, с. 36 - 39; 12, с. 17]. Звеньями такой цепи могут выступать как отдельные подразделения организации, так и сами компании, через которые проходит материальный поток, движущийся от поставщиков материальных ресурсов к конечному потребителю.

Таким образом, жизнедеятельность любой организации, где производятся материальные блага (услуги), представляет собой потоковый процесс, обусловленный взаимодействием трех субстанций материи: вещества, энергии и информации. Каждая из субстанций может быть представлена в виде соответствующего потока только при взаимодействии этих трех компонентов (субстанций) материи. Вид потока определяется тем,

1 Аспирант Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики, e-mail: sergio82@yandex.ru

какая из трех субстанций материи подвергается целенаправленному и упорядоченному воздействию [14, с. 54].

При таком подходе к материальному производству можно получить более стабильные и предсказуемые характеристики качества продукции и услуг. Под уровнем качества продукции (услуг) понимается степень соответствия отличительных свойств продукции или услуги потребностям или ожиданиям потребителя. Притом потоки рождаются не произвольно, а являются следствием определенной организации процессов компании. То есть реорганизация деятельности (процессов), компании приводит к изменению характеристик потоков. В настоящее время в литературе встречается термин -потоковый процесс-, который можно определить как деятельность, рождающую движение продукции и услуг.

Таким образом, справедливо утверждение: подход в системе управления качеством продукции и услуг, в основе которого лежит изменение деятельности компании (или группы компаний), в частности, ее сквозных потоковых процессов, направленный на согласование работы структурных подразделений, можно считать логистическим.

Проблемам качества продукции уделялось внимание с давних пор. Показателен указ Петра I от 11 января 1723 г., принятый в связи с поставкой в армию бракованного оружия [3, с. 52-53]. В указе прописаны меры, направленные на обеспечение качества военной продукции:

1. Меры взыскания работникам, осуществлявших приёмку оружия, а также меры взыскания «хозяину» фабрики, допустившего брак: от «...лишить воскресной чарки сроком на один год» и «... бить нещадно по оголённому месту», до «...бить кнутом и сослать на работу в монастыри».

2. Нормы периодических испытаний оружия: «.два ружья каждый месяц стрелять пока не испортится», а также критерии выборочного отбора оружия для испытания: «Буде сомнение возьмёт, самим проверить и осмотром и стрельбою».

3. Перенос органов военной приёмки ближе к производству: «.оружейной канцелярии из Петербурга переехать в Тулу».

4. Меры по обеспечению социальных нужд работников военной приёмки: «.построить дьякам и подьячим избы не хуже хозяйской были». Притом норма взыскания за невыполнение этих мер значительно выше, чем за брак на производстве, - «живота лишить».

На вопрос, какие из перечисленных мер можно отнести к предметной области логистики, можно с уверенностью сказать, что это - оптимизация расположения органов военной приемки.

Первые попытки реализации системного подхода к обеспечению качества продукции в социалистической системе хозяйствования были предприняты в 1950-е гг. В частности, в 1955 г. на Саратовском авиационном заводе была внедрена система бездефектного изготовления продукции (БИП). Система представляла собой, главным образом, комплекс экономических и воспитательных мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для изготовления продукции без дефектов. Система БИП впервые позволяла количественно оценить качество труда как отдельного работника, так и подразделений предприятия. Для отдельного работника оценка проводилась на основании расчета процента сдачи продукции отделу технического контроля (далее - ОТК) с первого предъявления [11, с. 10]:

А - А

I = -х 100%

А

где П - процент сдачи продукции ОТК с 1-го предъявления работником;

А - сумма всех предъявлений продукции исполнителем в ОТК;

Б - сумма всех отклонений продукции ОТК после обнаружения 1 -го дефекта.

По результатам расчетов проводилось моральное и материальное стимулирование работников [5, с. 47; 6, с. 5, 55-59]. При системе БИП работник впервые в условиях централизованной плановой экономики был материально заинтересован не только в выполнении плана, но и в качестве своей работы. Отметим, что проблема приоритета работы -на план- над работой -за качество- была актуальна на протяжении всего периода плановой экономики. При выполнении и перевыполнении годового плана работники получали премии, так называемую тринадцатую зарплату. Если учесть, что в советское время предприятия функционировали практически при полном отсутствии конкуренции, то можно прийти к парадоксальному заключению: предприятиям было выгодно выпускать продукцию низкого качества. Подобная продукция, прослужив некоторое время, приходила в негодность, и потребитель, который в отсутствие конкуренции не мог - уйти - от производителя, был вынужден покупать новую продукцию. Проблема выполнения плана в ущерб качеству продукции актуальна и сегодня. Нами выполнялись исследования производственной, закупочной, складской и информационной логистики в отечественных компаниях, в процессе которых проводились собеседования с работниками организаций.

Приведем выдержки из собеседования с мастером участка механического цеха:

- -...Цех работает в одну смену, детали на механообработку поступают из литейного цеха, работающего в три смены. После механообработки часть деталей передается на гальванический участок, другая - на сборку. Главная проблема в том, что из литейного цеха поступают некачественные полуфабрикаты с раковинами и включениями, особенно много некачественных деталей от ночной смены. Причина простая: старые пресс-формы и нарушение технологического процесса. Надо держать заготовку в пресс-форме 5 секунд для ее застывания, а держат 1-2 секунды, чтобы уложиться в норматив по количеству деталей. Их отдел ОТК пропускает такие детали, и приходится их отсеивать нашему цеху, что довольно трудоемко. Притом выявить брак иногда можно только после механообработки, иначе многие раковины и включения не увидишь.

Вот, к примеру, сейчас прошла механическую обработку партия в 500 деталей, из них годными оказались 80.

- И что делают с некачественными деталями? На переплавку?

- Нет, после согласования с начальством, большую часть все равно запускают в -гальванику- и -на сборку-. Далее сборку тестируют на стендовом участке, если там не пройдет испытания, тогда идет в брак.

- И такая ситуация не меняется со временем?

- Я борюсь с этой ситуацией много лет, еще в советское время мне пришлось забраковать большую партию деталей из литейного цеха. В результате их работников оштрафовали. Через несколько дней работники литейного цеха поставили мне синяк под глазом.

Вернемся к системам управления качеством. Принципы системы БИП легли в основу системы бездефектного труда (СБТ), разработанной и внедренной на Львовском заводе телеграфной аппаратуры в начале 1960-х гг. Целью данной системы являлось обеспечение высокого качества продукции в целом и ее высокой надежности. Цель достигалась путем повышения ответственности, морального и материального стимулирования работников предприятия и производственных коллективов за результаты труда. В отличие от системы БИП, касавшейся в основном рабочих, СБТ охватывала работников всех служб предприятия: производственных, технических и коммерческих [16, с. 3]. Размер материального поощрения для подразделений предприятия определялся на основании рассчитанного коэффициента качества труда [16, с. 4-5], причем для вычисления данного коэффициента для производственных подразделений использовалось множество показателей нарушения качества (а не один, как в системе БИП). К таким показателям относились [16, с. 6-7] наличие возврата продукции из ОТК, массовый брак, невыполнение мероприятий по

качеству, претензии и рекламации по качеству по вине цеха от потребителей, нарушение технологической дисциплины и т. д.

Для технических и коммерческих служб предприятия устанавливались свои показатели нарушения качества [16, с. 11-12]: несвоевременное оформление или исправление брака, несвоевременная корректировка технической документации по замечаниям цехов, несвоевременная выдача цехам и отделам технической документации и планов, неритмичная работа цехов по вине работников отдела, нарушение сроков проверки оборудования на технологическую точность и т. д. На каждый показатель нарушения качества устанавливался свой коэффициент снижения, который влиял на общий коэффициент качества труда и размер материального поощрения.

Общим между системами БИП и СБТ было то, что они распространялись в основном на стадию изготовления продукции и устраняли субъективные причины снижения ее качества, т. е. причины, зависящие от рабочего в цехе, а не от неправильной организации деятельности, приводившей к браку. В то же время, согласно литературным источникам [11, с. 13; 17, с. 5-6; 6, с. 13-14] большая часть брака обусловлена несовершенством деятельности, предшествующей процессу производства, и несовершенством технологий. Ошибки, приводящие к браку, могут быть допущены на этапе конструкторских разработок и разработок технологического процесса. Таким образом, системы СБТ и БИП, являвшиеся самыми передовыми в свое время, практически не использовали логистический поход для повышения качества продукции.

В 1957-1958 гг. была разработана и внедрена на машиностроительных предприятиях г. Горького система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых промышленных изделий). Анализ материалов по эксплуатации ряда машин того времени показал, что только пятая часть отказов происходила из-за узлов и деталей, изготовленных с отступлением от чертежа, четыре пятых - из-за конструктивных недостатков и неудачно выбранной технологии [17, с. 6]. Поэтому в данной системе особое внимание уделялось повышению надежности изделий за счет улучшения технологической подготовки производства, а также эффективной организации работы конструкторских и технологических подразделений, призванной выявить их ошибки до запуска новой продукции в производство. При разработке новой продукции создавались опытные образцы деталей, узлов и изделий и проводились их испытания с целью выявления дефектов. По результатам испытаний вносились изменения в конструкцию изделия и технологический процесс его изготовления, изготавливался новый опытный образец и проводились испытания. Подобный цикл повторялся до тех пор, пока не достигался запланированный уровень надежности и ресурса. Только после этого новое изделие запускалось в промышленное производство.

В 1963-1964 гг. на Ярославском моторном заводе была разработана и внедрена система управления качеством продукции НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса). Особенностью системы было циклическое планирование улучшения качества продукции, проведение исследовательских работ и организация производства для достижения, запланированного уровня. Внимание качеству уделялось на протяжении всего жизненного цикла продукции - от планирования и разработки до утилизации (потребления). Система НОРМ на стадии производства включала положения систем БИП и СБТ, на стадии разработки - положения системы КАНАРСПИ. Главным критерием качества продукции был уровень моторесурса изготавливаемых на предприятии двигателей. Моторесурс определялся как количество часов, которые проработал двигатель до первого капитального ремонта [12, с. 3]. При проведении систематического контроля выявлялось фактическое значение моторесурса. Если оно соответствовало запланированному значению, то цель по качеству была достигнута. Далее цикл по повышению моторесурса повторялся: в отработавшем двигателе выявлялись детали, ограничивающие моторесурс [9, с. 30]; планировался новый уровень моторесурса и разрабатывались инженерные решения для его достижения. После изготовления опытных образцов новых двигателей выполнялись исследовательские работы.

Если по результатам этих работ достигался новый уровень моторесурса, то двигатель запускался в производство [9, с. 50-51].

Анализ рассмотренных систем приводит к следующему выводу: в системах БИП и СБТ акцент делался на меры воспитательного и экономического характера, приводящие к снижению брака продукции, при неизменной производственно-логистической деятельности предприятия в целом; в системах КАНАРСПИ и НОРМ сама деятельность внутри предприятий была организована таким образом, чтобы исключить появление некачественной продукции, а это является предпосылкой к применению логистического подхода для повышения качества продукции.

В начале 1970-х гг. различные министерства и ведомства во главе с Госстандартом стали проводить работу по выявлению и исследованию общих принципов и методологии управления качеством продукции. Была создана комплексная система управления качеством продукции (КСУКП). Данная система обеспечила преемственность с предыдущими системами (БИП, СБТ, КАНАРСПИ, НОРМ и др.) и дальнейшее развитие принципов управления качеством продукции. Впервые система КСУКП была внедрена в 1970 Пх гг. на ведущих предприятиях Львовской области [1, с. 4-7]. Ее целью было создание продукции, соответствующей лучшим мировым аналога.. Данная система управления качеством охватывала все стадии жизненного цикла продукции: разработку, производство и потребление (эксплуатацию) [1, с. 10-11]. Кроме того, при создании комплексной системы широко использовалось организационное проектирование, что позволило увязать все сферы деятельности предприятия в области качества и осуществить действительно комплексное управление качеством продукции.

Развитие теории и практики в области качества шло по пути охвата все более широкого круга проблем. Особое внимание уделялось повышению эффективности использования производственных ресурсов. В связи с этим на многих предприятиях Днепропетровской области к началу 1980-х гг. была разработана и внедрена комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов (КСУКП и ЭИР). Данная система включала элементы, которые позволяли управлять не только качеством продукции, но и ресурсами, используемыми при ее производстве. Система была ориентирована на получение максимальных объемов продукции высшей категории качества при рациональном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия [2, с. 4]. Особенностью КСУКП и ЭИР было то, что система на основе совместных стандартов позволила организовать эффективное взаимодействие между организациями □ разработчиками продукции, предприятиями □ изготовителями и потребителями, нацеленное на определение перспектив роста технического уровня продукции и совершенствование производства [2, с. 5].

Данная особенность системы напоминает одно из ключевых понятий в логистике -логистическую интеграцию, являющуюся базисом логистического подхода. Как отмечалось, данное понятие определяется как согласование деятельности между различными звеньями цепи для повышения эффективности работы всей цепи. В нашем случае звеньями такой цепи являются организации □ разработчики, предприятия □ изготовители и потребители продукции.

В конце 1980-х гг. была разработана саратовская система обеспечения технического уровня и качества продукции (СОТУ и КП), ориентированная на стабильность качества производимой продукции, удовлетворяющей запросам потребителей. Особенностью системы была организация сквозного управления качеством продукции на всех стадиях ее жизненного цикла за счет согласования деятельности различных предприятий [11, с. 18].

В целом, советские системы управления качеством представляли собой комплекс организационных, технических, экономических и воспитательных мероприятий, направленных на повышение качества продукции.

С переходом к рыночной экономике в начале 1990-х гг. исчезла планово-административная система управления народным хозяйством, на российских рынках возникла конкуренция товаропроизводителей. Отечественные предприятия на себе ощутили

требования мирового сообщества к качеству продукции и услуг. Но работы по выпуску продукции высокого качества на большинстве отечественных предприятиях не были в то время приоритетными.

Однако ситуация меняется: сегодня отечественные компании, следуя общемировой тенденции, провозгласили принципы стандартов ISO (International Standardization Organisation) 90001 в качестве основополагающих при создании современных систем управления качеством продукции и услуг. Большинство принципов советских систем управления качеством продукции совпадают с принципами ISO 9000. Но есть ключевое отличие: советские системы не были ориентированы на потребителя, хотя советский опыт управления является хорошей базой для освоения стандартов ISO серии 9000.

Большинство базовых принципов [11, с. 67 - 74], вошедших в эту серию стандартов, на основании которых строятся современные системы управления качеством, можно разделить на три группы: социально □ психологические, организационные и принципы, включающие в себя составляющие первых двух групп.

Социально-психологические принципы призваны воздействовать на сотрудников компании в целях улучшения качества продукции и услуг за счет создания хороших условий труда, морального стимулирования и формирования благоприятного психологического климата. К таким принципам можно отнести лидерство руководителя и вовлечение персонала.

Деятельность компании, в том числе функционирование системы менеджмента качества, станет значительно эффективней, если руководители возьмут на себя функции лидера. Начальник □ лидер становится для персонала учителем, советчиком и помощником, а не надзирателем. Если интересы персонала будут соответствовать интересам компании, то сотрудники будут вовлечены в ее деятельность и реализуют свои способности в полном объеме.

Организационные принципы направлены на создание современных форм организации деятельности компании, обеспечивающих повышение качества продукции (услуг). К этим принципам можно отнести процессный подход и системный подход к управлению. Смысл процессного подхода в том, что компания может достичь более высокого и стабильного качества продукции (услуг), если рассматривать ее деятельность в виде взаимосвязанных процессов. Объектом управления, через воздействие на который достигается более высокий уровень качества, являются процессы компании. Организация и систематизация процессов компании осуществляются не по принципу удобства для производителя, а по принципу ориентации на потребителя.

Суть системного подхода к управлению заключается в том, что деятельность организации представляется в виде системы согласованных и взаимодействующих процессов. Такая система строится и увязывается с миссией компании, ее стратегическими целями и задачами, решаемыми в рамках обеспечения высокого уровня качества. В стандартах этой серии есть также принципы, которые можно отнести одновременно к организационным и социальной психологическим.

Например, принцип постоянного улучшения гласит, что для сохранения конкурентоспособности компании в течение длительного времени необходимо непрерывное совершенствование. Это совершенствование лежит в двух областях: улучшение личных качеств сотрудников, их знаний и умений и улучшение деятельности компании за счет перестройки ее процессов. Второй подобный принцип - ориентация на потребителя. Его суть в том, что для достижения долгосрочного успеха компании необходимо определить потребности потенциального клиента, понять его неосознанные желания (психологическая

1 Отечественными аналогами являются государственные стандарты Российской Федерации: ГОСТ Р ИСО 9000-2008 -Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь-ГОСТ Р ИСО 9001-2008 -Системы менеджмента качества. Требования , ГОСТ Р. ИСО 9004 -2008 -Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.

составляющая) и учесть эти потребности и желания на стадии разработки новой продукции или услуги. На стадии производства и эксплуатации продукции (или при оказании услуги) важно мобилизовать все возможности компании для максимального удовлетворения желаний клиента (организационная составляющая).

Рассмотрев данную классификацию, можно утверждать, что принципы второй и третьей групп в большей или меньшей степени предполагают изменение деятельности Теоретические проблемы экономики организации, приводящее к изменению характеристик потоковых процессов. Главными среди них являются процессный и системный подходы к управлению, а также постоянное улучшение (непрерывное совершенствование) деятельности. Таким образом, большинство принципов, лежащих в основе стандартов ISO, предполагают изменение и согласование процессов подразделений компании, а значит, использование логистического подхода.

Список литературы

1. Абрамян, Э. С. Комплексная система управления качеством продукции / Э. С. Абрамян [и др.]. - Киев: Техшка, 1976. - 200 с.

2. Амирджанянц, Ф. А. Комплексная система управления качеством продукции и эффективным использованием ресурсов (КС УКП и ЭИР): рекомендации по разработке и внедрению/Ф. А. Амирджанянц [и др.]. - Днепропетровск: Промшь, 1980. - 78 с.

3. Белобрагин, В. Я. Современные проблемы территориального управления эффективностью производства и качеством продукции в условиях становления рынка/ В. Я. Белобрагин. - М.: Изд-во стандартов, 1994. - 140 с.

4. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник / А. М. Гаджинский. - 18-е изд., перераб. и доп. -М.: Издат. торговая корпорация -Дашков и Ко, 2009. - 484 с.

5. Густов, Ю. А. Бездефектное изготовление продукции и сдача ее ОТК с первого предъявления/ Ю. А. Густов, В. Н. Кулешов; Центральный научно□ исследовательский институт информации и технико-экономических исследований по лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности. - М.: Б.и., 1969. - 51 с.

6. Даниленко, Ю. А. Бездефектное изготовление продукции (передовой опыт)/ Ю. А. Даниленко, Е. Т. Удовиченко; Украинский научно □ исследовательский институт научно-технической информации и технико-экономических исследований. - Киев: Б.и., 1966 - 72 с.

7. Долгов, А. П. Макрологистические аспекты современного этапа глобализации экономических процессов / А. П. Долгов // Экономическое возрождение России. - 2006. - № 4(10). -С. 36-45.

8. Долгов, А. П. Макрологистические аспекты современного этапа глобализации экономических процессов/ А. П. Долгов // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 1(11). -С. 23-32.

9. Долецкий, В. А. Научная организация работ по увеличению моторесурса двигателей. Опыт работы Ярославского ордена Ленина моторного завода / В. А. Долецкий, Г. И. Кожанов, И. С. Шапиро; Центр научно-технической информации и пропаганды. -Ярославль, 1969. - 140 с.

10. Жаворонков, Е. П. Ресурсный фактор и логистика в строительстве / Е. П. Жаворонков //Экономическое возрождение России. - 2006. - № 1(7). - С. 42-48.

11. Канне, М. М. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: учебник для вузов М. М. Канне [и др.]; под ред. М. М. Канне. - СПб.: Питер, 2009. - 560 с.

12. Основы логистики: учеб. пособие/ под ред. Л. Б. Миротина, В. И. Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 200 с.

13. Сидоров, И. И. Логистическая модель процессов производства материальных благ и их распределения - основа новой экономической теории и теории управления/ И. И. Сидоров /Экономическое возрождение России. - 2006. - № 1(7). -С. 35-41.

14. Сидоров, И. И. Логистическая модель процессов производства материальных благ и их распределения - основа новой экономической теории и теории управления / И. И. Сидоров /Экономическое возрождение России. - 2006. - № 2(8). - С. 52-56.

15. Сидоров, И. И. О парадоксе экономии времени, или О парадоксе экономической науки/ И. И. Сидоров // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 1(15). - С. 29-40.75

16. Система бездефектного труда на Львовском заводе телеграфной аппаратуры. Серия V. Обмен опытом /ЦНИИТЭстроймаш. - М., 1972. - 25 с.

17. Система обеспечения высокого качества, надежности и ресурса с первых промышленных изделий. Система КАНАРСПИ: Сб. для служебного пользования. - Б. м.,

1965 - 40 с.

The list of the literature

1. Abrahamian E. S. Integrated quality management system/ Abrahamian E. S. [etc.]. -Kiev: Tehnika, 1976. - 200 p.

2. Amirdzhanyants F. A. Integrated quality management system and efficient use of resources (COP UKP and EIR). Recommendations for the development and implementation/ F. A. Amirdzhanyants [etc.]. - Dnepropetrovsk: Promin, 1980. - 78 p.

3. Belobragin V. Y. Modern problems of territorial administration, production efficiency and product quality in terms of market formation/ V. Y. Belobragin. - M.: Publishing House of Standards, 1994. - 140 p.

4. Hadjinsky A. M. Logistics: textbook / A. M. Hadjinsky. - 18Dth edition, Revised and enlarged. -M.: Publishing and Trading Corporation -Dashkov and Co-, 2009. - 484 p.

5. Gustov U. A. Defect □ free product manufacturing and delivery of its first presentation of the TCI/ U. A. Gustov, V. N. Kuleshov. Central Research Institute of Information and feasibility studies on the timber, pulp and paper and woodworking industries. - M.: B.I, 1969. - 51 p.

6. Danilenko U. A., Udovichenko E. T. DefectDfree manufacturing of products (best practices)/U. A. Danilenko, E. T. Udovichenko. Ukrainian Scientific Research Institute for Scientific and Technical Information and Technical-Economic Research (UkrNIINTI). - Kiev: BI,

1966 - 72 p.

7. Dolgov A. P. Makrologisticheskie aspects of the current stage of globalization of economic processes / A. P. Dolgov // Economic revival of Russia. - 2006. - № 4 (10). - P. 36-45.

8. Dolgov A. P., Makrologisticheskie aspects of the current stage of globalization of economic processes/ A. P. Dolgov // Economic revival of Russia. - 2007. - № 1 (11). - P. 23-32.

9. Doletsky V. A. Scientific organization works to increase moto engines. Experience of the Yaroslavl Motor Plant Order of Lenin/ V. A. Doletsky, G. I. Kozhanov, I. S. Shapiro. Center of Scientific and Technical Information and Propaganda.

10. Zhavoronkov E. P. Resource factors and logistics in construction / E. P. Zhavoronkov //Economic revival of Russia. - 2006. - № 1 (7). - P. 42-48.

11. Cannes M. M. Systems, methods and tools of quality management: Textbook for higher education / M. M. Cannes [etc.]; edited by M. M. Cannes. - SPb.: Peter, 2009. - 560 p.

12. Fundamentals of Logistics: training manual/ Ed. L. B. Mirotin, V. I. Sergeev. - M.: INFRAM, 2000. - 200 p.

13. Sidorov I. I. Logistic model of the processes of production of material goods and their distribution □ the basis of a new economic theory and control theory/ I. I. Sidorov // Economic revival of Russia. - 2006. - № 1 (7). - P. 35-41.

14. Sidorov I. I. Logistic model of the processes of production of material goods and their distribution - the basis of a new economic theory and control theory/ I. I. Sidorov // Economic revival of Russia. - 2006. - № 2 (8). - P. 52-56.

15. Sidorov I. I. On the paradox of time, or the paradox of economics / I. I. Sidorov // Economic revival of Russia. - 2008. - № 1 (15). - P. 29-40.

16. The system of defect□ free labor in the Lviv plant of telegraph apparatus. Series V. Exchange of experiences. TsNIITE stroymash. - M., 1972. - 25 p.

17. System to ensure high quality, reliability and service life with the first industrial products. System KANARSPI: collected for official use. - B. M., 1965 - 40 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.