Научная статья на тему 'АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС «БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД» И ЕГО СИСТЕМА МОНИТОРИНГА БЕЗОПАСНОСТИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ'

АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС «БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД» И ЕГО СИСТЕМА МОНИТОРИНГА БЕЗОПАСНОСТИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
184
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ / АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС «БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД» / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЕДИНАЯ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА / ПОДСИСТЕМА МОНИТОРИНГА

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Белых Л. И., Полей Н. Ю.

Проблема общественной и экологической опасности для населения в городах России, увеличение количества чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера требуют создания автоматизированных информационных систем мониторинга как важной составляющей обеспечения безопасности. Цель работы - обзор создания в Иркутской области аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» и его системы мониторинга общественной безопасности, правопорядка и окружающей среды. Отмечены современные проблемы и приведена статистика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения на территории Иркутской области, показавшие актуальность внедрения современных систем мониторинга безопасности для населения и систем предупреждения. Рассмотрены федеральные и региональные нормативно-правовые документы, планы мероприятий по внедрению и эксплуатации аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в Иркутской области. Указаны этапы создания его инфраструктуры и первые результаты выполнения данной программы. Более детально приведены результаты создания и техническое обеспечение системы мониторинга общественной безопасности, правопорядка и состояния среды обитания городских и природных территорий области. В заключении сделаны критические замечания и даны рекомендации по минимизации существующих проблем внедрения аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории муниципальных образований в Иркутской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Белых Л. И., Полей Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"SAFE CITY" HARDWARE AND SOFTWARE COMPLEX AND ITS SECURITY MONITORING SYSTEM IN IRKUTSK REGION

The problem of public and environmental danger to the population in Russian cities and an increase in the number of natural and man-made emergencies require the development of automated information monitoring systems as an important component of safety insurance. The purpose of the study is to describe the "Safe City" hardware and software complex and its monitoring system used for ensuring public safety in Irkutsk region. Current problems and statistics on emergency situations of natural and man-made origin in Irkutsk region are analyzed. The relevance of the use of modern safety monitoring and warning systems has been proved. Federal and regional regulatory documents, action plans for the implementation of the "Safe City" agribusiness system in Irkutsk region are considered. The stages of infrastructure development and program implementation results are analyzed. The results of the technical support of a system for monitoring public safety and the state of the urban and natural territories of the region are described. Recommendations aimed to solve the existing problems of implementing the "Safe City" agribusiness system in Irkutsk region are provided.

Текст научной работы на тему «АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС «БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД» И ЕГО СИСТЕМА МОНИТОРИНГА БЕЗОПАСНОСТИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ»

9П99'7Г91а117 1 in хх| ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ISSN 2500-1582 (print)

2022;7(2): 117-130 XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY ISSN 2500-1574 (online)

ЭКОЛОГИЯ

Научная статья УДК 614.8

https://doi.org/10.21285/2500-1582-2022-2-117-130

Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» и его система мониторинга безопасности в Иркутской области

Лариса Ивановна Белых1н, Наталия Юрьевна Полей2

12Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия

[email protected]

[email protected]

Аннотация. Проблема общественной и экологической опасности для населения в городах России, увеличение количества чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера требуют создания автоматизированных информационных систем мониторинга как важной составляющей обеспечения безопасности. Цель работы - обзор создания в Иркутской области аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» и его системы мониторинга общественной безопасности, правопорядка и окружающей среды. Отмечены современные проблемы и приведена статистика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения на территории Иркутской области, показавшие актуальность внедрения современных систем мониторинга безопасности для населения и систем предупреждения. Рассмотрены федеральные и региональные нормативно-правовые документы, планы мероприятий по внедрению и эксплуатации аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в Иркутской области. Указаны этапы создания его инфраструктуры и первые результаты выполнения данной программы. Более детально приведены результаты создания и техническое обеспечение системы мониторинга общественной безопасности, правопорядка и состояния среды обитания городских и природных территорий области. В заключении сделаны критические замечания и даны рекомендации по минимизации существующих проблем внедрения аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории муниципальных образований в Иркутской области.

Ключевые слова: Иркутская область, аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», муниципальное образование, единая дежурно-диспетчерская служба, подсистема мониторинга

Для цитирования: Белых Л. И., Полей Н. Ю. Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» и его система мониторинга безопасности в Иркутской области // XXI век. Техносферная безопасность. 2022. Т. 7. № 2. С. 117-130. https://doi.org/10.21285/2500-1582-2022-2-117-130.

ECOLOGY

Original article

"Safe City" hardware and software complex and its security monitoring system in Irkutsk region

Larissa I. Belykh1H, Natalia Yu. Poley2

12Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia

[email protected]

[email protected]

Abstract. The problem of public and environmental danger to the population in Russian cities and an increase in the number of natural and man-made emergencies require the development of automated information monitoring systems as an important component of safety insurance. The purpose of the study is to describe the "Safe City" hardware and software complex and its monitoring system used for ensuring public safety in Irkutsk region. Current problems and statistics on emergency situations of natural and man-made

© Белых Л. И., Полей Н. Ю., 2022

https://tb.istu.edu/jour/index

Я

117 117

Белых Л. И., Полей Н. Ю. Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город»... Belykh L. I., Poley N. Y. "Safe City" hardware and software complex...

origin in Irkutsk region are analyzed. The relevance of the use of modern safety monitoring and warning systems has been proved. Federal and regional regulatory documents, action plans for the implementation of the "Safe City" agribusiness system in Irkutsk region are considered. The stages of infrastructure development and program implementation results are analyzed. The results of the technical support of a system for monitoring public safety and the state of the urban and natural territories of the region are described. Recommendations aimed to solve the existing problems of implementing the "Safe City" agribusiness system in Irkutsk region are provided.

Key words: Irkutsk region, hardware and software complex "Safe City", municipal entity, unified duty and dispatch service, monitoring subsystem

For citation: Belykh L. I., Poley N. Yu. "Safe City" hardware and software complex and its security monitoring system in Irkutsk region. XXI vek. Tekhnosfernaya bezopasnost' = XXI century. Technosphere Safety. 2022;7(2):117-130. (In Russ.). https://doi.org/10.21285/2500-1582-2022-2-117-130.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях глобального расширения техносферы [1-4], роста чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера1 [5-8], увеличения социализации и урбанизации населения [9-13] возникают проблемы безопасности жизнедеятельности человека и биосферы. Одним из решений данных проблем является получение оперативного и достоверного знания о состоянии общественной и окружающей среды. Поэтому создаются и развиваются различные методы наблюдений, оценки и прогноза [14-21], относящиеся к системе мониторинга безопасности и являющиеся частью управления общественной, экологической, производственной, пожарной, промышленной, ЧС и др. безопасностью.

В мониторинге безопасности главное заключается в систематическом использовании всей доступной информации для идентификации опасностей и оценки риска возможных негативных событий. Результаты мониторинга необходимы при декларировании безопасности опасных производственных объектов, экспертизе экологической и промышленной безопасности, оценке воздействия хозяйственной деятельности на биосферу.

Для обеспечения безопасности жизнедеятельности, управления техногенными рисками и ЧС в настоящее время в регионах России разрабатывается и внедряется Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (АПК «БГ»)2-4

Концепция предусматривает создание «единого системного подхода к обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания в условиях сохранения высокого уровня рисков техногенного и природного характера». АПК «БГ» в интеграции с информационно-управляющими подсистемами дежурно-диспетчерских служб (ДДС) предназначен для обеспечения мониторинга, оповещения населения и прогнозирования угроз ЧС. Комплекс является территориально распределенным, автоматизированным, информационно-управляющим. Построе-

1О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 г.: гос. доклад [Электронный ресурс] // МЧС России. URL: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/5304 (30.04.2022).

2Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»: распоряжение Правительства Российской Федерации от 3.12.2014 г. № 2446-р [Электронный ресурс] // МЧС России. URL: https://www.mchs. gov.ru/dokumenty/2920 (30.04.22). 3План мероприятий по реализации Концепции построения и развития АПК технических средств «Безопасный город» от 15.06.2016 г. № 2-4-35-64-14 [Электронный ресурс] // МЧС России. URL: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/2919 (30.04.22). 4Методические рекомендации по построению и развитию АПК «Безопасный город» в субъектах РФ от 08.12.2016 г. [Электронный ресурс] // МЧС России. URL: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/2924 (30.04.22).

118

https://tb.istu.edu/jour/index

Белых Л. И., Полей Н. Ю. Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город»... Belykh L. I., Poley N. Y. "Safe City" hardware and software complex...

ние АПК «БГ» формирует муниципальное образование (МО) и городской округ (ГО), а центрами получения информации и принятия решений служат единые де-журно-диспетчерские службы (ЕДДС), которые обеспечиваются органами местного самоуправления.

Цель работы - обзор состояния организации и выполнения мероприятий по созданию, внедрению и эксплуатации АПК «БГ» и его системы мониторинга безопасности в регионах Иркутской области.

Природные и техногенные опасности на территории Иркутской области в значительной степени обусловлены ее индустриальным развитием с базовыми отраслями производства - электротеплоэнергетикой, горно-, нефте- и газодобывающими предприятиями, нефте- и лесохимией, цветной металлургией, сельским хозяйством и другими отраслями промышленности. Производства сосредоточены в крупных городах области - Иркутске, Ангарске, Усолье-Сибирском, Шелехове, Братске, Тайшете и других, на территории которых проживает более половины населения области.

Последние два десятилетия в городах отмечаются различные по масштабу и ущербу ЧС техногенного и природного характера, что позволило отнести Иркутскую область к субъектам 1 класса опасности. В соответствующих постановлениях5, 6 отмечено, что на террито-

5Об утверждении государственной программы Иркутской области «Обеспечение комплексных мер противодействия ЧС природного и техногенного характера, построение и развитие АПК «Безопасный город» на 2014-2020 годы: постановление Правительства Иркутской области от 24.10.2013 г. № 440-пп.

6Об утверждении государственной программы Иркутской области «Обеспечение комплексных мер противодействия ЧС природного и техногенного характера, построение и развитие АПК «Безопасный город» на 2019-2024 годы: постановление Правительства Иркутской области от 6.11.2018 г. № 814-пп.

рии области расположены 55 потенциально опасных объектов, среди которых 38 взрывопожароопасных, в том числе один радиоактивно опасный. В энергетике, в отраслях промышленности и коммунального хозяйства имеется 17 химически-, биологически-, радиактивно-, по-жаро- и взрывоопасных объектов в Братске, Ангарске, Иркутске, Саянске и др. городах.

Кроме промышленных опасных объектов на территории Иркутской области расположено 101 гидротехническое сооружение, из которых четыре - гидроэлектростанции: Братская, Иркутская, Усть-Илимская, Мамаканская, что повышает вероятность возникновения зон затопления. Возможны природные опасные явления и процессы: геофизические (землетрясения), метеорологические (ураганные ветра, град), гидрологические (весенние и летние паводки, заторы и зажоры), лесные пожары и другие. Опасность возникновения паводков на территории области и заторов льда обусловлена наличием многоводных рек -Лены, Ангары, Иркута, Нижней Тунгуски. Наибольшую угрозу для населения области представляют транспорт и дорожно-транспортные происшествия (ДТП), число которых за 2020 г. составило 2 751 случаев, в которых погибло 310 человек, а было ранено 3 442 чел.

Пожарная безопасность и минимизация ущерба вследствие пожаров являются важными факторами устойчивого развития Иркутской области. За последние годы происходило в среднем более 3 тыс. пожаров в год. Травмы различной степени тяжести получают около 200 чел. каждый год. Материальные потери составили от 180 до 902 млн руб. в зависимости от года. Динамика различных показателей пожаров, приведенная в табл. 1, выявила увеличение до двух раз количества пожаров и количества сгоревших строений, особенно в 2019 и 2020 гг.1.

https://tb.istu.edu/jour/index

Ш

.119 ,,

Белых Л. И., Полей Н. Ю. Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» . Belykh L. I., Poley N. Y. "Safe City" hardware and software complex...

Количество погибших и травмированных людей в результате пожаров показало тенденцию снижения примерно на 30% за 10 лет, что может быть связано с соблюдением населением требований пожарной безопасности.

Согласно данным Министерства лесного комплекса Иркутской области, в табл. 2 представлены количество и площади лесных пожаров, зарегистри-

рованные на землях лесного фонда в 2011-2020 гг.7

Краткий обзор ситуации с техногенными и природными ЧС в Иркутской области обосновывает актуальность внедрения АПК «БГ», приоритетной задачей которого является создание системы мониторинга и наличия оперативной информационной службы между ведомствами.

Таблица 1. Динамика показателей различных опасностей пожаров на территории Иркутской области Table 1. Dynamics of fire hazards in Irkutsk region

Год Показатель пожаров

количество пожаров, ед. прямой ущерб, млн руб. количество потерянных объектов, ед число травмированных, чел. число погибших, чел.

2011 3730 902,3 1791 238 264

2012 3570 268,2 1454 248 260

2013 3352 439,1 1726 218 245

2014 3344 256,8 1744 250 236

2015 3171 442,3 2131 205 212

2016 3078 180,6 2013 189 173

2017 2971 594,2 3129 214 185

2018 2930 312,2 2608 202 202

2019 7124 340,6 3997 224 196

2020 6995 575,5 3598 170 191

Таблица 2. Динамика показателей лесных пожаров на территории земель лесного фонда Иркутской области

Table 2. Dynamics of forest fires on the lands of the forest fund of the Irkutsk region

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Количество лесных пожаров, усл. ед. 1537 1205 1209 760 1053 912

Общая площадь лесных пожаров, га 395 669,78 743 994,07 952 712,39 313 191,20 1 641 129,50 283 375,82

7Лесные, торфяные пожары на территории земель лесного фонда за 2014-2020 годы по лесничествам Иркутской области. Иркутск: Министерство лесного комплекса Иркутской области, 2020. 9 с.

Щ

12о;

wrn

https://tb.istu.edu/jour/index

Белых Л. И., Полей Н. Ю. Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» . Belykh L. I., Poley N. Y. "Safe City" hardware and software complex .

Нормативно-правовая основа мониторинга безопасности в различных сферах жизнедеятельности отражена во многих законах, кодексах, различных документах, с учетом которых распоряжением Правительства РФ от 3.12.2014 № 2446-р была разработана и утверждена Концепция построения и развития АПК «БГ»2. Концепция предусматривает реализацию «единого системного подхода к обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания в условиях сохранения высокого уровня рисков техногенного и природного характера». Достижение этой цели возможно путем координации деятельности служб, ответственных за решение необходимых задач, посредством внедрения комплексной информационной системы, обеспечивающей мониторинг, прогнозирование, предупреждение и ликвидацию возможных угроз. Главная идея Концепции - объединение комплекса подсистем мониторинга, например, подсистем лесопожар-ного мониторинга, видеонаблюдения, фотовидеофиксации, правил дорожного движения (ПДД), информирования и оповещения, обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и ряда других созданных или планируемых к созданию подсистем в АПК «БГ».

Главным координатором на федеральном уровне по вопросам создания и развития АПК «БГ» является МЧС России, а основным объектом определено муниципальное образование (МО), являющееся городским или сельским поселением, муниципальным районом или городским округом и другими формами образования, в которых собирается и обрабатывается информация, поступившая с подсистем, закладывающих основу для создания интегрированных в единое информационное пространство автоматизированных систем. Деятельность управления в МО связана с профи-

лактикой экстремизма и терроризма; с автомобильными дорогами и безопасностью дорожного движения; с организацией охраны общественного порядка муниципальной полицией; с организацией сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; с созданием условий для обеспечения современных средств системы связи; с предупреждением и ликвидацией последствий ЧС; с организацией и осуществлением мероприятий по гражданской обороне, территориальной защите, защите населения от ЧС природного и техногенного характера; с организацией деятельности аварийно-спасательных формирований; с осуществлением мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных; с обеспечением пожарной безопасности и профилактики, созданием муниципальной пожарной охраны, с осуществлением муниципального лесного контроля и др.

В целях реализации Концепции и выработки единых подходов к работе органов государственной власти и местного самоуправления при выполнении комплекса мероприятий по созданию и внедрению АПК «БГ» на федеральном уровне утверждены План мероприятий по их созданию и внедрению3 и методические рекомендации4. В настоящее время во многих субъектах России созданы региональные межведомственные рабочие группы, разработаны планы реализации Концепции, утверждены пилотные МО, согласованы с советом главных конструкторов АПК «БГ» технические задания на его создание. Уже функционируют в режиме постоянной либо опытной эксплуатации опытные участки АПК «БГ» в Республике Алтай, в Архангельской, Вологодской, Курской, Свердловской и Тюменской областях, Ханты-Мансийском автономном округе.

Создание АПК «Безопасный город» в Иркутской области происходило в период 2013-2021 гг. через реализацию государственной программы «Обеспечение комплексных мер противодействия

https://tb.istu.edu/jour/index

Ш

121 121

Белых Л. И., Полей Н. Ю. Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город»... Belykh L. I., Poley N. Y. "Safe City" hardware and software complex...

ЧС природного и техногенного характера, построение и развитие АПК «БГ»5' 6 Межведомственная рабочая группа (МРГ) разработала предложения по реализации Плана по построению (развитию), внедрению и эксплуатации АПК «БГ». Ответственный исполнитель программы - Министерство имущественных отношений (МИО) Иркутской области, на территории которой были определены пять пилотных муниципальных образований, чьи ЕДДС объединили в одно информационное поле и интегрировали в «112». Система АПК «БГ» представляет собой комплекс средств автоматизации (КСА) «Региональной платформы» с подключением ЕДДС Братского, Тайшетского и Киренского районов, КСА «Единого центра оперативного реагирования» г. Братска и Ангарского городского округа (рис. 1).

На первом этапе своего создания Программа предусматривает развитие

различных подсистем мониторинга, в числе которых техническое обеспече-ние8, выполненное АО «Концерн «Автоматика» и введенное в промышленную эксплуатацию в 2021 г. ООО «СибИТ-Проекты» завершило проект (20182021 гг.) по внедрению опытных участков АПК «БГ» на территории пилотных МО Иркутской области (городов Иркутск, Тайшет, Ангарск, Кириенск и Братск).

Для построения и внедрения системы АПК «БГ» на территории Иркутской области в 2019 г. было создано Государственное казенное учреждение Иркутской области «Безопасный регион» (Учреждение)9.

Главной задачей Учреждения служит создание современной системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Иркутской области. В Учреждении есть три центра:

Рис. 1. Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» в муниципальных образованиях Иркутской области

Fig. 1. Hardware-software complex "Safe city" in the municipalities of the Irkutsk region

8Об организации и выполнении мероприятий по построению, развитию и содержанию комплексов средств автоматизации АПК «Безопасный город» на территории Иркутской области: постановление Правительства Иркутской области от 15.12.2016 № 805-пп.

9О создании государственного казенного учреждения Иркутской области «Безопасный регион»: распоряжение Правительства Иркутской области от 24.05.2019 г. № 375-рп.

Щ 122)

wrn

https://tb.istu.edu/jour/index

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Белых Л. И., Полей Н. Ю. Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» . Belykh L. I., Poley N. Y. "Safe City" hardware and software complex .

1. Центр обработки вызовов «Системы 112», осуществляющий функционирование системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по «112» на территории Иркутской области, а также прием, обработку и направление звонков в дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб (ДДС ЭОС).

2. Центр оперативного управления и мониторинга АПК «БГ», осуществляющий контроль за функционированием системы, сбор информации, анализ результатов с подсистем, а также занимающийся организацией экстренного реагирования в случае ЧС на территории Иркутской области.

3. Центр технического и программного сопровождения, занимающийся технической поддержкой, обслуживанием, защитой информации системы АПК «БГ» и «Системы 112».

Единый центр оперативного реагирования (ЕЦОР) является центром сбора и обработки информации системы АПК «БГ» с целью принятия оперативных решений по вопросам обеспечения безопасности среды обитания посредством интеграции в ЕЦОР систем (подсистем) мониторинга, прогнозирования, информирования и оповещения населения, обеспечения принятия решений, управления силами и средствами.

Ядром АПК «БГ» является созданная в области региональная интеграционная платформа (РИП).

Подсистема интеграции данных в АПК «БГ», предназначенная для создания единой информационной среды между органами управления, обеспечивает хранение и маршрутизацию интегрируемых данных, предоставляет сервисы доступа к интегрируемым данным, а также средства доступа к сервисам настройки и поддержки функционирования процессов.

В работе АПК «БГ» сбор информации осуществляется подсистемами мониторинга, рассмотренными в следующей

части. Данные с подсистем сбора информации поступают на сервер для обработки. Сервисы ЕЦОР, РИП - это интерфейс, в котором работает центр оперативного управления и мониторинга, а именно оперативно-дежурная смена АПК «БГ». Данный интерфейс обеспечивает взаимодействие с системами, с которыми настроена интеграция, со структурами, у которых расположены автоматизированные рабочие места (АРМ) АПК «БГ» и населением.

В АПК «БГ», кроме возможности приема и обработки информации от различных автоматизированных подсистем, реализована функция экстренного оповещения населения о ЧС - подсистема комплексного информирования и оповещения (КСИОН).

По итогам проекта по созданию опытного участка АПК «БГ» реализуется процесс объединения данных из различных источников для получения их согласованного представления и передача объединенных данных «пользователям».

Мониторинг общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания в Иркутской области. АПК «БГ» подразумевает формирование единой информационной системы, обеспечивающей комплексное взаимодействие средств автоматизации, региональных, а также муниципальных органов управления и организаций. В рамках реализации госпрограммы в Иркутской области [17, 18] был проведен ряд мероприятий с подключением технического оборудования мониторинга, виды которого кратко изложены ниже.

А. Мониторинг общественной безопасности и правопорядка проводится с помощью автоматизированных подсистем мониторинга:

- подсистема интеллектуального видеонаблюдения имеет 81 комплекс камер, с возможностью распознавания изображений, систематизации и обработки полученных данных, выявления тре-

https://tb.istu.edu/jour/index

Ш

,>123

VbOd/

Белых Л. И., Полей Н. Ю. Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» . Belykh L. I., Poley N. Y. "Safe City" hardware and software complex...

вожных ситуаций с большим количеством людей на территории МО (рис. 2, а);

- подсистема фотовидеофиксации нарушений ПДД предназначена для повышения общего уровня общественной безопасности и автоматической фиксации нарушений. В МО Иркутской области установлен 61 комплекс с возможностью фиксирования нескольких видов правонарушений: превышение скоростного режима, проезд на запрещающий сигнал светофора, непредоставление приоритета пешеходу и др. правонарушения. На рис. 2, b изображен общий вид одной из камер VOCORD Cyclops («Циклоп») подсистемы фотовидеофиксации нарушений ПДД.

Б. Мониторинг и прогнозирование ЧС природного и техногенного характера проводятся следующими подсистемами:

- подсистема комплексного информирования и оповещения (КСИОН) предназначена для информирования населения о событиях, связанных с угрозами безопасности жизнедеятельно-

сти и среды обитания на территориях, подключаемых к АПК «БГ». Имеется 24 комплекса КСИОН, оснащенные рупорными громкоговорителями и усилителем мощности для уличного исполнения;

- подсистема комплексного мониторинга природных ЧС - лесных пожаров (ЛПМ) - состоит их 24 камер системы «Лесной дозор», из которых в Братском, Тайшетском и Ангарском районах установлены соответственно 10, 11 и 3 камеры. Они обеспечивают проведение круглосуточного видеомониторинга лесов в режиме реального времени и возможностью автоматического обнаружения дыма и пламени.

На рис. 3 приведен общий вид комплекса КСИОН, расположенного в наиболее промышленных районах Иркутской области - Братском районе и Ангарском городском округе, а на рис. 4 изображен общий вид подсистемы ЛПМ.

В. Экологический мониторинг состояния среды обитания осуществляется с помощью автоматизированных подсистем мониторинга:

a b

Рис. 2. Подсистема интеллектуального видеонаблюдения (а) и фотовидеофиксации

нарушений правил дорожного движения (b)

Fig. 2. The subsystem of intelligent video surveillance (a) and photo-video recording of traffic violations (b)

Щ

424 ;

H

https://tb.istu.edu/jour/index

Белых Л. И., Полей Н. Ю. Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город»... Belykh L. I., Poley N. Y. "Safe City" hardware and software complex...

Рис. 3. Подсистема комплексного информирования и оповещения, включающая усилитель мощности специализированный УМС-2-500 и рупорный громкоговоритель

УМС-ГР-100 (общий вид)

Fig. 3. The subsystem of complex warning, including the power amplifier UMS-2-500 and the horn loudspeaker UMS-GR-100 (general view)

Рис. 4. Подсистема комплексного мониторинга лесных пожаров (общий вид) Fig. 4. The subsystem of integrated monitoring of forest fires (general view)

- подсистема комплексного мониторинга окружающей среды (КМОС) предназначена для сбора, обработки, прогнозирования угроз природного, техногенного, социального, экологического характера на территории МО. Подсистема КМОС предусматривает 14 точек сбора информации о состоянии объек-

тов среды в следующих населенных пунктах: города Ангарск, Братск, Тайшет и поселки на территории соответствующих районов.

Комплексы КМОС имеются в трех модификациях:

а) пять (5) КМОС с контролем физических параметров - температуры и

https://tb.istu.edu/jour/index

ш

.125,,

Белых Л. И., Полей Н. Ю. Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город»... Belykh L. I., Poley N. Y. "Safe City" hardware and software complex...

влажности воздуха, атмосферного давления, направления и силы ветра, уровня шума и освещенности;

б) три (3) КМОС с датчиком уровня воды и контролем выше приведенных физических параметров;

в) шесть (6) КМОС с датчиками химического мониторинга концентраций диоксида азота (N02), оксида азота (N0), диоксида серы ^02), оксида углерода (СО), а также мощности эквивалентной дозы и контролем выше приведенных физических параметров.

Метеорологический пост с датчиками химического мониторинга работает в составе комплекса мониторинга окружающей среды в круглосуточном режиме, обеспечивает сбор и передачу в программно-аппаратный комплекс метеорологической информации, параметров окружающей среды, уровня концентрации газов, мониторинга радиоактивной обстановки. На рис. 5 изображен внешний вид шкафа термостатированного универсального (ШТУ) КМОС с датчиками химического мониторинга.

Составные части поста имеют уличное исполнение и предназначены для установки на стенах, опорах, столбах. Вид климатического исполнения УХЛ-1 по ГОСТ 15150 «Машины, приборы и другие технические изделия». Температура эксплуатации - от -50°С до +60°С. Относительная влажность воздуха при эксплуатации 40-100%. Атмосферное давление при эксплуатации - от 66 до 106,7 кПа. Устройство ШТУ оснащено вентилятором и обогревателем для поддержания микроклимата, необходимого для функционирования входящего в него оборудования. Подсистема КМОС предусматривает контроль датчиков различных производителей в единое информационное пространство в рамках АПК «БГ» и обеспечивает круглосуточный контроль потенциально опасных объектов. Система принимает и обрабатывает сигналы с сервера мониторинга объектов, автоматически классифицирует их и передает информацию для формирования ситуационной карточки

Рис. 5. Подсистема комплексного мониторинга параметров среды с датчиками химического

мониторинга (общий вид)

Fig. 5. The subsystem for complex monitoring of environmental parameters with sensors

for chemical monitoring (general view)

Щ

wrn

https://tb.istu.edu/jour/index

Белых Л. И., Полей Н. Ю. Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» . Belykh L. I., Poley N. Y. "Safe City" hardware and software complex .

(сценария) в центр оперативного управления и мониторинга АПК «БГ», а после оперативный дежурный АПК должен отправить в программе сигнал в соответствующую экстренную службу.

- подсистема гидрохимического мониторинга (ГХМ) состояния вод оз. Байкал предназначена для выполнения следующих функций:

а) контроль содержания веществ в воде на основе данных, получаемых от установленных постов водно-химического анализа;

б) контроль состояния водной среды на основе данных, получаемых от установленных постов мониторинга состояния водной среды;

в) анализ значений, получаемых параметров и определение угроз, связан-

ных с повышением ПДК веществ в воде.

На рис. 6 изображен общий вид буя, на котором расположено оборудование для ГХМ.

Автоматические устройства подсистемы ГХМ позволяют измерять показатели воды: температуру и проводимость; содержание растворенного кислорода ^2); мутность; окислительно-восстановительный потенциал; содержание углеводородов (^4); водородный показатель наличие элементов, ионов и веществ: аммония ^Н4+); бромида ^г-); кальция (Са2+); хлорида меди (Си2+); фторида йода (I-); нитрата (NO3-); нитрита (NO2-); перхлората ^ЮФ); лития магния (Мд2+); калия (К+); серебра натрия

Рис. 6. Подсистема гидрохимического мониторинга вод оз. Байкал (общий вид) Fig. 6. The subsystem of hydrochemical monitoring of lake waters Baikal (general view)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К настоящему времени планы и программы по созданию АПК «БГ» в Иркутской области частично внедрены, а также запланированы к дальнейшей реализации ряд подсистем, которые сформируют единую информационную среду, обеспечивающую взаимодействие КСА федеральных, региональных и муниципальных органов управления, а также заинтересованных организаций.

Своевременный анализ и проведение

мероприятий по обеспечению общественной безопасности в рамках системы АПК «БГ» показали положительный результат. Однако имеются и недостатки. В частности, отмечается низкая эффективность организации межведомственного взаимодействия органов государственной власти и муниципальных образований. Сформированная на территории области система взаимодействия ЕДДС и ДДС характеризуется недостаточным качеством: с момента по-

https://tb.istu.edu/jour/index

127 ;

Белых Л. И., Полей Н. Ю. Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» . Belykh L. I., Poley N. Y. "Safe City" hardware and software complex...

ступления вызова до оказания помощи пострадавшим при привлечении нескольких экстренных оперативных служб, вследствие проблем с каналами связи, недостаточной обеспеченностью данных служб необходимым квалифицированным персоналом. В настоящее время не организована система приема и передачи информации между службами жизнеобеспечения населения области. Техническое оборудование разных производителей систем автоматизации не позволяет обеспечить должное программное взаимодействие.

Необходимо интеграцию настраивать не только на получение, но и на передачу данных для всех подсистем. Данные, полученные от постов мониторинга состояния окружающей среды и гидрохимического мониторинга уровня загрязнения вод оз. Байкал, остаются на уровне Учреждения и отслеживаются только на предмет аварии. Учреждению необходимо вести учет и создание среднегодо-

вых итогов по измеряемым концентрациям веществ, а также фиксировать количество превышений их нормы. Возможен вариант передачи данных с постов мониторинга окружающей среды и гидрохимического мониторинга вод оз. Байкал в ФГБУ «Иркутское УГМС», который подводит ежегодные итоги и к своим имеющимся постам добавит посты АПК «БГ».

Существенной проблемой в обеспечении обращения населения при происшествиях и ЧС в экстренные оперативные службы с помощью единого номера «112» является отсутствие информирования населения о такой возможности. Актуальными являются пропаганда и реклама обращения в экстренные службы по номеру «112». Главной проблемой, требующей безотлагательного решения, является организация эффективной координации действий межведомственного характера при реагировании на вызовы экстренных служб.

Список источников

1. Demidenko E. S., Dergacheva E. A. Global Human Transformation under Conditions of World Technogenic Development // Responsible Research and Innovation 2016: International Conference. 2016. P. 201-208.

2. Dergacheva E. A. Modern Globalization in the Context of Interconnected Ecological-Economic Changes // Smart and Innovations in Design for Control of Technological Processes and Objects: Economy and Production. International Scientific Conference "Far East Con" Springer Nature, Switzerland AG. 2018. Vol. 139. P.129-135. https://doi. org/10.1007/978-3-030-18553-4_17.

3. Попкова Н. В. Формирование глобальной техносферы: этапы и перспективы // Век глобализации. 2019. № 2 (30). С. 61-73.

4. Demidenko E. S., Dergacheva E. A. Biotechno-logical Processes in the Changing Evolution of Life on the Planet Earth // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020. Vol. 753. Iss. 5. P. 052066. https://doi.org/10.1088/1757-89 9X/753/5/052066

5. Labaka L., Hernantes J., Sarriegi J. M. Resilience framework for Critical Infrastructures: An Empirical

Study in a Nuclear Plant // Reliability Engineering and System Safety. 2015. Vol. 141. P. 92-105.

6. Рыбаков А. В., Назаров А. А., Мартинович Н. В. Параметрический метод определения комплексного показателя защищенности от техногенной чрезвычайной ситуации на территории ЗАТО // Сибирский пожарноспасательный вестник. 2020. № 2. C. 72-79.

7. Литвинов Д. О., Урбинов О. С. Защита от чрезвычайных ситуаций за рубежом // Молодой ученый. 2020. № 49.1 (339.1). С. 14-15.

8. Артюхин В.В., Морозова О.А. Крупномасштабные чрезвычайные ситуации. Понятие и статистическая повторяемость // Технологии гражданской безопасности. 2021. Т. 18. № 1 (67). С. 8-15.

9. Dumbaugh E., Li. W. Designing for the Safety of Pedestrians, Cyclists, and Motorists in Urban Environments // Journal of the American Planning Association. 2011. Vol. 77 (1). P. 69-88.

10. Zhu Y. In situ urbanization in China: Processes, contributing factors, and policy implications' Background. 2014. Paper World Migration Report 2015: Migrantsand Cities: New Partnerships to Manage Mobility.

Щ 128)

wrn

https://tb.istu.edu/jour/index

Белых Л. И., Полей Н. Ю. Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город»... Belykh L. I., Poley N. Y. "Safe City" hardware and software complex...

11. McCarney P. The evolution of global city indicators and ISO 37120: The first international standard on city indicators // Statistical Journal of the International Association for Official Statistics. 2015. 31 (1). Р. 103-110.

12. Clos J. Towards a new urban agenda, in Governing Urban Futures. Urban Age, LSE Cities. London, 2014.

13. Гирусов Э.В. Научно-экологические основы формирования здорового города // Научный вестник гуманитарного социального института. 2017. № 6. С. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Шишкин И.Н., Скугарев А.А. Использование геоинформационных технологий для мониторинга и оценки последствий чрезвычайных ситуаций // Доклады Томского Государственного университета систем управления и радиоэлектроники. 2014. № 2 (32). С. 276-280.

15. Jiang Jia, Gao Zhe, Shen Huanhuan, Wang Changsheng. Research on «The Fire Warning Program of Cotton Warehousing Based on loT Technology // International Journal of Engineering Business Management. 2017. Vol. 18. №. 2. Р. 121124.

16. Duraivel A. V., Beniel W., Nayagam A. Arul, Kijral R. C. An loT based Fire Alarm and Authentication System for Workhouse using Raspberry Pi 3 // International Journal of Emerging Technology in

Computer (IJETCSE). 2018. Т. 25.

17. Метус А. М. Актуальные задачи комплексного оценивания природно-техногенной безопасности территории // Молодой ученый. 2015. № 11 (91). С. 89-92. URL: https://moluch.ru/archive/91/19496/ (28.05.2022).

18. Рыбаков А. В. О разработке модели мониторинга состояния системы комплексной безопасности закрытого административно-территориального образования // Сибирский пожарно-спаса-тельный вестник. 2019. № 4.C.65-69.

19. Качанов С. А., Попов А. П. О месте аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в концепции «Умный город» // Технологии гражданской безопасности. 2019. Т. 16. № 3 (61). C. 4-9.

20. Назаров А. А., Мартинович Н. В., Мельник А. А. Определение комплексного показателя защищенности на основе исследования системы защиты населения и территории от техногенных рисков // Проблемы управления рисками в Техносфере. 2020. № 2 (54). С. 94-103.

21. Назаров А. А. Подходы к выбору рациональных параметров элементов системы мониторинга чрезвычайных ситуаций техногенного характера при построении комплексной системы безопасности жизнедеятельности населения // Тех-носферная безопасность. 2021. Т. 30. № 1 (30). C.123-132.

References

1. Demidenko E. S., Dergacheva E. A. Global Human Transformation under Conditions of World Technogenic Development. Responsible Research and Innovation 2016: International Conference. 2016. P. 201-208.

2. Dergacheva E. A. Modern Globalization in the Context of Interconnected Ecological-Economic Changes. Smart and Innovations in Design for Control of Technological Processes and Objects: Economy and Production. International Scientific Conference "Far East Con" Springer Nature, Switzerland AG. 2018. Vol. 139. P.129-135. https://doi.org/10.10 07/978-3-030-18553-4_17.

3. Popkova N. V. Formation of the global techno-sphere: stages and prospects. Vek globalizacii. 2019;2(30):61-73. (In Russ.).

4. Demidenko E. S., Dergacheva E. A. Biotechno-logical Processes in the Changing Evolution of Life on the Planet Earth. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2020;753(5):052066. https://doi.org/10.1088/1757-899X/753/5/052066.

5. Labaka L., Hernantes J., Sarriegi J. M. Resilience framework for Critical Infrastructures: An Empirical Study in a Nuclear Plant. Reliability Engineering and System Safety. 2015;141:92-105.

6. Rybakov A. V., Nazarov A. A., Martinovich N. V. Parametric method for determining the complex in-

dicator of protection from a man-made emergency situation on the territory of BUT. Sibirskij pozharno-spasatel'nyj vestnik = Siberian Fire and Rescue Bulletin. 2020;2:72-79. (In Russ.).

7. Litvinov D. O., Urbinov O. S. Protection from emergencies abroad. Molodoj uchenyj = Young scientist. 2020;49.1(339.1);14-15. (In Russ.).

8. Artyukhin V.V., Morozova O.A. Large-scale emergencies. Concept and statistical repeatability. Civil security technologies. 2021;18(67):8-15. (In Russ.).

9. Dumbaugh E., Li. W. Designing for the Safety of Pedestrians, Cyclists, and Motorists in Urban Environments. Journal of the American Planning Association. 2011 ;77(1):69-88.

10. Zhu Y. In situ urbanization in China: Processes, contributing factors, and policy implications' Background. 2014. Paper World Migration Report 2015. Migrantsand Cities: New Partnerships to Manage Mobility.

11. McCarney P. The evolution of global city indicators and ISO 37120: The first international standard on city indicators. Statistical Journal of the International Association for Official Statistics. 2015;31 (1):103-110.

12. Clos J. Towards a new urban agenda, in Gov-

https://tb.istu.edu/jour/index

m

.129..

Белых Л. И., Полей Н. Ю. Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» . Belykh L. I., Poley N. Y. "Safe City" hardware and software complex...

erning Urban Futures. Urban Age, LSE Cities, London. 2014.

13. Girusov E. V. Scientific and ecological foundations of the formation of a healthy city. Nauchnyj vestnik gumanitarnogo social'nogo instituta. 2017;6:6. (In Russ.).

14. Shishkin I. N., Skugarev A. A. Using GIS technologies for monitoring and evaluating the effects of emergencies. Doklady Tomskogo Gosudarstven-nogo universiteta sistem upravlenija i radiojelektro-niki = Proceedings of the TUSUR University. 2014;2(32):276-280. (In Russ.).

15. Jiang Jia, Gao Zhe, Shen Huanhuan, Wang Changsheng. Research on «The Fire Warning Program of Cotton Warehousing Based on IoT Technology". International Journal of Engineering Business Management. 2017;18(2):121-124.

16. Duraivel A. V., Beniel W., Nayagam A. Arul, Kijral R. C. An IoT based Fire Alarm and Authentication System for Workhouse using Raspberry Pi 3. International Journal of Emerging Technology in Computer (IJETCSE). 2018;25.

17. Metus A. M. Actual tasks of complex assessment of natural and technogenic safety of the territory. Molodoj uchenyj = Young scientist.

Информация об авторах

Л. И. Белых,

доктор химических наук,

доцент кафедры промышленной экологии

и безопасности жизнедеятельности,

Иркутский национальный исследовательский

технический университет,

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, Россия,

https://orcid.org/0000-0002-2990-0059

Н. Ю. Полей,

магистр,

Иркутский национальный исследовательский

технический университет,

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, Россия

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Поступила в редакцию 22.03.2022. Одобрена после рецензирования 16.05.2022. Принята к публикации 30.05.2022.

2015;11(91):89-92. (In Russ.).

18. Rybakov A. V. On the development of a model for monitoring the state of the integrated security system of a closed administrative-territorial entity. Sibirskij pozharnospasatel'nyj vestnik = Siberian Fire and Rescue Bulletin. 2019;4:65-69. (In Russ.).

19. Kachanov S. A., Popov A. P. On the place of the hardware and software complex "Safe City" in the concept of "Smart city". Tehnologii grazhdanskoj bezopasnosti = Technologies of civil security. 2019;16(3):4-9. (In Russ.).

20. Nazarov A. A., Martinovich N. V., Melnik A. A. Determination of a complex indicator of security based on the study of the system of protection of the population and territory from technogenic risks. Problemy upravlenija riskami v Tehnosfere = Problems of risk management in the technosphere. 2020;2(54):94-103. (In Russ.).

21. Nazarov A. A. Approaches to the selection of rational parameters of elements of the monitoring system of man-made emergencies in the construction of a comprehensive system of life safety of the population. Tehnosfernaja bezopasnost' = Technosphere safety. 2021 ;30(1):123-132. (In Russ.).

Information about the authors

Larissa I. Belykh,

Dr. Sci. (Chem.), Professor, Associate Professor of Industrial Ecology and Life Safety Department, Irkutsk National Research Technical University,

83 Lermontov St., 664074 Irkutsk, Russia, https://orcid.org/0000-0002-2990-0059

Natalia Yu. Poley,

Master's degree student,

Irkutsk National Research

Technical University,

83 Lermontov St., 664074 Irkutsk, Russia

Contribution of the author's

All authors contributed equally to this article.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests.

All authors have read and approved the final manuscript.

The article was submitted 22.03.2022. Approved after reviewing 16.05.2022. Accepted for publication 30.05.2022.

Ш

130 :

https://tb.istu.edu/jour/index

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.