УДК 004; 656
АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ДЛЯ СИСТЕМ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ПОЛЯРНЫХ РЕГИОНАХ
Н.А. Махутов, М.Ю. Куприков, В. Л. Балановский, Н.М. Куприков
Рассмотрены проблемы создания аппаратно-программных комплексов для систем комплексной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в полярных регионах.
Ключевые слова: комплексная безопасность, деструктивное воздействие, аппаратно-программные комплексы, объекты транспортной инфраструктуры.
Глобальные климатические изменения наиболее сильно проявляются в Арктике, что открывает новые возможности для развития инфраструктуры и судоходства по трассе СМП. Состояние ледяного покрова, температурный режим приземного слоя воздуха и циркуляция атмосферы, в целом, являются ключевыми индикаторами ускоренного изменения арктической системы. Океанографические и метеорологические наблюдения вдоль трассы СМП непрерывно производились в прошлом, однако в настоящее время количество регулярных пунктов наблюдений значительно сократилось.
В связи с уменьшением площади распространения и толщины арктического ледяного покрова, в последние годы критически увеличилась частота возникновения особо опасных погодных явлений и достижения экстремальных значений теми или иными гидрометеорологическими характеристиками (локальные и глубокие циклоны, катастрофические наводнения, штормовые ветра и нагоны, зимние разрушения припая, критические объемы жидких или твердых осадков, зимние оттепели и т.п.).
Понимание происходящих процессов, оценки существующих рисков и надежный прогноз состояния окружающей среды в Арктике является основой для стратегии развития арктической инфраструктуры, разработки ресурсов полезных ископаемых, и социально-экономического развития, в целом. Для решения этих задач необходимо развитие системы мониторинга геофизической и гидрометеорологической обстановки в Арктике, являющихся одними из приоритетных задач Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации.
В последнее время ведущие государства мира осуществляют интенсивное совершенствование и внедрение передовых технологий в области радиоэлектроники и автоматизации, на базе которых создают современные системы и комплексы защиты и охраны государственно важных объектов и, в первую очередь, объектов транспортной инфраструктуры. Такой подход обеспечивает не только компенсацию количественных сокращений со-
221
става сил и средств охранных структур, но и позволяет повысить эффективность решения возложенных на них оперативно-служебных задач по физической защите объектов.
Технические средства с реализацией перспективных информационных технологий должны позволить в короткое время и с минимальными затратами решить задачу освещения обстановки на территории объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) в полярных регионах, в первую очередь, в целях принятия решения руководством всех уровней организации эксплуатирующей объект.
В условиях быстро меняющейся обстановки появляется необходимость оперативно анализа и обработки возрастающих информационных потоков для принятия эффективных решений. Для оперативного упреждения и противодействия деструктивным природным, техногенным факторам и актам незаконного вмешательства системы комплексной безопасности должны формировать на основе сведения об изменениях обстановки и состояния контролируемых объектов перечень управляющих воздействий. Это достигается с помощью повышения оперативности процесса анализа разнородных данных и их интеграции в единую и наглядную форму, отражающую изменения, происходящие в защищаемом объекте и его элементах.
Получить достоверные, а главное своевременные сведения о положении, состоянии и характере несанкционированных действий очень сложная задача в условиях повышенного уровня естественных и искусственных помех. Довольно часто, возникают случаи, при которых вывод из нештатной ситуации, перевод в безопасное состояние защищаемого объекта, который является динамической системой, требует оперативного и своевременного принятия решений, формируемых на основе результатов комплексного анализа поведения, корреляционных свойств совокупности критически важных контролируемых параметров и оценки возможных последствий его аномального функционирования. Существующий порядок сбора данных, их обработки для формирования результатов анализа причин возникновения, развития и исходов катастроф свидетельствует о том, что получение в реальном масштабе времени достаточной совокупности достоверных данных для оперативного выявления причин аномального функционирования и определения его последствий на основе идентификации и прогнозирования происходящих при самоорганизации нештатных ситуаций процессов деградационных изменений свойств элементов инфраструктуры ОТИ в полярных регионах и, следовательно, значений параметров, по которым оценивается состояние динамической системы при существующем методическом, программном и аппаратном обеспечении функционирования средств мониторинга затруднено и, в большинстве случаев, невозможно. Знания особенностей функционирования контролируемых ОТИ в полярных регионах различных типов, содержания требований по
оперативности и форме представления результатов анализа процессов самоорганизации нештатных ситуаций, предъявляемых к системам мониторинга, составляют основу для организации его проведения и интеллектуальной обработки результатов.
При этом необходимо иметь в виду, что прогнозирование развития обстановки является сложной задачей, поэтому большинство сведений, положенных в основу плана мероприятий по ликвидации последствий воздействий природных и техногенных факторов или актов незаконного вмешательства, могут и будут носить оценочный и предполагаемый характер. Руководство системой безопасности ОТИ в полярных регионах должно быть готово действовать в быстроменяющейся и крайне агрессивной среде, в очень сложной обстановке. Формирование и оперативное представление перечня организационно-технических мероприятий для минимизации последствий из-за возникающих нештатных ситуаций необходимо выполнить до того, как защищаемый объект перейдет в терминальное состояние. Также требует решения проблема обеспечения целевой дистанционной адаптации свойств бортовой (с использованием беспилотных летательных аппаратов и вертолетов) и наземной части аппаратно-программного комплекса при изменении условий функционирования защищаемых ОТИ в полярных регионах.
Информационные технологии реализуются аппаратно- программными комплексами включающими:
системы датчиков или устройств первичного сбора информации (видеокамер и т.п.), устанавливаемых на элементах, подсистемах объектов;
сети (проводные или беспроводные) соединяющие датчики с программными комплексами;
программные комплексы, осуществляющие обобщение, переработку и представление информации о состоянии объекта, выдающие рекомендации, управляющие воздействия, информацию в вышестоящие органы и службы.
Аппаратно-программный комплекс ОТИ в полярных регионах имеет следующую структурную схему рис. 1.
Структура и последовательность выполняемых процедур включает три этапа (рис. 2).
Одним из путей повышения уровня безопасности, повышения надежности функционирования оборудования для исключения аварий и катастроф, приводящих к взрывам, выбросам в атмосферу, разливам нефти и нефтепродуктов применительно к объектам транспортной инфраструктуры в полярных регионах служит разработка специализированного аппаратно-программного комплекса. Он обеспечивающий сбор, автоматизацию обработки результатов мониторинга обстановки на объекте транспортной инфраструктуры в полярных регионах, позволяет сформировать электронный
паспорт объекта, позволяющий оперативно определять факты изменения обстановки, ее «загрязнения», выявлять факты деструктивного воздействия, в том числе и целенаправленного, злонамеренного.
Рис. 1. Структурная схема аппаратно-программного комплекса ОТИ
1 Т J
1.] Ёиод оцонк шачошй кои [рй.шрусми*. параметра* ¿зт р^^огши] СрСДСТ^ КЛНТрЛи! и дллиих нЦ-СИСрШ 1ь| 1! 6А1>- ДАННЫХ С»,. 1.2 Фирмиришил!: фбмцщюшЛ ЫК|ШЦЫ ОЦСНОК сиьи парамстдни! К,. 2.1 Щпшспор иичпшА шишок ШИ1ри.|]ф^Л|и\ IUpj.4i-EfH.7K 11 1 пит и И||| ч ийрии 2.2 Лшяп рщжпшн 1>111.'Н1П| СШТЬ'КГИи н 3.1 ЦБпагртфинс!^» атсЬражснне |№]риг!11аа (щсыхн ситошш ОК к ряде прилжопа. .1.2 Докчмга1 цршаннс » передача результатам.
Ш1Ч1ИЙ ирн ниш« сооппстии. 2-} Фо^икраынш ДДШШ* ДЛ1 рС1уЛкТЯIОВ ШСИСИ Ш [ 1Н1Ш1. 2.4 Фи|иш^оии1к' шших на пр^^-т II > — ■ ы Члип| проюиш |К1у.1Ы91йВ ь
Рис. 2. Графический образ ОТИ в полярных регионах
Аппаратно-программный комплекс позволяет вести единую базу данных мониторинга критических элементов объектов транспортной инфраструктуры в полярных регионах, что позволяет:
- постоянно наращивать номенклатуру параметров мониторинга;
- постоянно добавлять новые объекты, расширяя информационное поле об объектах мониторинга;
- делать просмотр полученных результатов по любым критериям выборки;
- строить динамические модели анализа изменений результатов мониторинга во времени;
- строить аналитические модели, раскрывающие критические объекты, уровень отрицательного влияния которых превышает допустимые нормы;
- формулировать рекомендации к уменьшению влияния вредных факторов на экологию;
- применить новые технологии, в том числе и трехмерные, для отображения всех полученных результатов мониторинга, что даст возможность получать визуальную пространственную информацию о состоянии критических объектов.
Одним из решений является развертывание сети автономных придонных обсерваторий для мониторинга геофизической и гидрометеорологической обстановки на трассе Северного морского пути (СМП). Придонные обсерватории модульного типа будут представлять собой совокупность измерительных приборов, жестко закрепленных на морском дне в районах наиболее интенсивного судоходства на трассе СМП. Предполагаемая автономность работы обсерваторий (в зависимости от элементов питания) превысит один год. Передача информации будет осуществляться либо с помощью гидроакустических сигналов на проходящие мимо суда, либо через спутниковые каналы связи.
Базовая обсерватория будет состоять из датчиков температуры, солености, давления и позволит оценить океанографический режим в данном районе и характер морских приливов. Усовершенствованные версии, дополненные Допплеровскими измерителями течений и сонарами для слежения за ледяным покровом и ветровым волнением, позволят комплексно состояние и режим акватории, необходимые для навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения судоходства на трассе СМП.
Комплекс выполняет обработку и управление средствами контроля различных подсистем безопасности, информационно-управляющих и диагностических систем. Он формирует и отображает результаты оценки соответствия состояния объекта заданным требованиям. При этом обеспечивается:
оценка значений характеристик контролируемых элементов защищаемого объекта в масштабе времени близком к реальному;
формирование и отображение результатов оценки состояния элементов объекта независимо от их типа, количества и физической сущности их параметров;
комплексирование (интеграция) результатов оценки состояния элементов объекта экспертами, а также с помощью диагностических и систем безопасности в различные моменты времени;
определение тенденций и динамичности изменения значений параметров и состояния элементов объекта;
225
нормирование показателей, что делает невозможным использование информации даже в случае ее несанкционированного получения - защита информации.
Состояние ОТИ в полярных регионах в различные моменты времени отражают отклонения показателей функционирования его отдельных систем от нормального уровня - рис. 3. На рисунке представлена одна из форм представления такой информации руководству ОТИ в полярных регионах. Архитектура описываемого аппаратно-программного комплекса позволяет вводить или модернизировать его частями. Центр тяжести работы по созданию системы комплексной безопасности ОТИ в полярных регионах, в случае использования данного комплекса, должен быть смещен от поставки, монтажа и пуско-наладки в сторону опытной эксплуатации, аналитической целенаправленной работы по «интеграции» системы комплексной безопасности в систему управления ОТИ в полярных регионах, который она защищает.
ЭТАЛОННЫИ ОБРАЗ СОСТОЯНИЯ ОК СОСТОЯНИЕ ОК В МОМЕНТЫ 11, ЩШ
Рис. 3. Состояние ОТИ в полярных регионах в различные периоды времени
С помощью комплекса появляется возможность реализовать «человеко-машинную систему комплексной безопасности», в которой производится самодиагностика машинной составляющей, оценивается текущее психо-эмоциональное и соматическое состояние обслуживающего ее персонала. Анализ состояния персонала и характера принимаемых им решений в реальных критических ситуациях и в процессе систематически проводимых учений позволяет осуществлять профотбор, формировать программы по переподготовке и повышению квалификации. Эта работа производится не только в интересах организации эксплуатирующей систему комплексной безопасности, но и организаций эксплуатирующих защищаемый ОТИ в полярных регионах, а также сторонних юридических лиц осуществляющих на законных основаниях деятельность на его территории.
С помощью аппаратно-программного комплекса появляется возможность оперативно определять сходимость и производить уточнение отдельных положений ранее разработанных «оценок уязвимости объектов транспортной инфраструктуры», выработать рекомендации по масштабированию отдельных подсистем безопасности, разработанных в рамках планов обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
Предлагаемый аппаратно-программный комплекс необходимо рассматривать как основу системы активной безопасности (особенно ОТИ нефтегазового комплекса), которая создается для решения проблем защиты ОТИ в полярных регионах не только блокированием. Включение в его структуру подсистем, осуществляющих дозированное (на первом этапе нелетальное) воздействие с помощью акустических, ультразвуковых, электромагнитных излучений, позволяет активно противодействовать деструктивным актам незаконного вмешательства.
Одной из важнейших проблем, возникающих при создании системы комплексной безопасности объекта, занимающего большую территорию или имеющего большую протяженность, является формирование эффективной проводной или беспроводной сети датчиков. При построении беспроводных сетей систем комплексной безопасности наиболее эффективно использование технологии «мобильной децентрализованной широкополосной самоорганизующейся локальной радиосети». К одному радиомодулю такой сети подключается до 5 датчиков, информация от них передается через соседние радиомодули, что позволяет реализовать в системе комплексной безопасности концепцию сетецентрического управления.
Беспроводная телеметрическая сеть («умная пыль») отличается: надежностью, быстротой развертывания, самоорганизацией, масштабируемостью. временем передачи информации, пропускной способностью. Это обеспечивает цифровую пакетную передачу данных, речи, видео в режиме многоскачковой ретрасляции (по цепочке, по множеству альтернативных путей в зависимости от состояния сети), с возможностью режима радиомолчания и пониженного энергопотребления. Топология радиосети может быстро изменяться при движении, произвольном входе и выхо-де(абонентов-датчиков) из сети.
В результате ситуационный центр системы безопасности ОТИ в полярных регионах получает возможность выполнять обработку и управление средствами контроля различных подсистем безопасности, информационно-управляющих и диагностических систем. При этом он формирует и отображает результаты оценки соответствия состояния объекта заданным требованиям, а в результате обеспечиваются:
оценка значений характеристик контролируемых элементов защищаемого ОТИ в полярных регионах в масштабе времени близком к реальному;
формирование и отображение результатов оценки состояния элементов ОТИ в полярных регионах независимо от их типа, количества и физической сущности их параметров;
комплексирование (интеграция) результатов оценки состояния элементов ОТИ в полярных регионах экспертами, а также с помощью диагностических и систем безопасности в различные моменты времени;
определение тенденций и динамичности изменения значений параметров и состояния элементов ОТИ в полярных регионах;
нормирование показателей, делающее невозможным использование информации в случае ее несанкционированного получения.
Реализация дистанционного управления целевой коммутацией информационных потоков и сжатия данных телеконтроля может быть обеспечена на основе использования в базе знаний систем мониторинга специальных управляющих процедур. Такое решение обучаемой системы обработки данных позволяет не только обеспечить сжатие передаваемых между элементами системы мониторинга данных, но и оценивать соответствие, прогнозировать изменения состояния защищаемого объекта, логически формировать рекомендации и команды, необходимые для организации управления оперативным контролем, действиями сил и средств, направленных на минимизацию или недопущение возможного ущерба. Первоочередными направлениями повышения эффективности систем мониторинга ОТИ в полярных регионах являются:
- разработка и использование методов, обеспечивающих для идентификации быстротекущих процессов при самоорганизации чрезвычайных или нештатных ситуаций «скачкообразное» изменение процессов получения и преобразования разнородных данных до требуемого уровня адекватности в реальном масштабе времени моделей;
- обеспечение унификации для всех средств и датчиков процесса формализации и представления знаний об изменениях состояния защищаемого объекта и их последствиях для компактного отображения результатов мониторинга;
- обеспечение защищенности результатов мониторинга от несанкционированного вскрытия.
«Скачкообразное» изменение в реальном масштабе времени уровня адекватности модели преобразования информации обеспечивает сокращение времени оценивания состояния защищаемого объекта и может быть достигнуто использованием адаптивных методов. Эти методы позволяют минимизировать времени или полностью устранить ожидания в очереди на обработку, а также не допускают возникновение информационных конфликтов, как в аппаратно-программных комплексах мониторинга систем безопасности, так и в аппаратно-программных комплексах систем управления самого ОТИ в полярных регионах.
Одним из примеров научных задач фундаментального и прикладного значения, является проблема закисления вод арктических морей, которая является следствием увеличения выбросов углекислого газа в атмосферу, а также локальные выбросы метана с морского дна. Закисление акваторий - одна из наиболее актуальных угроз состоянию арктической экосистемы и биологическому разнообразию в будущем. Также, использование измерителей содержания метана и углекислого газа в районах обсерваторий может быть использовано для подтверждения углеводородных запасов (нефть, газ, газовые гидраты) на шельфах арктических морей вдоль трассы СМП. Таким образом, использование сети обсерваторий не только поспособствует развитию навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения судоходства и оценки экологической обстановки на трассе СМП, но и внесет вклад в комплексное изучение континентального шельфа и его углеводородных ресурсов.
Организовать такую систему можно только с использованием новейших «know-how», вобравших в себя все последние отечественные и зарубежные достижения в области приборостроения, систем глобальной навигации ГЛОНАСС и систем спутниковой связи, научно-методические разработки ведущих отечественных школ в области океанологии, метеорологии и взаимодействия океана и атмосферы.
Обсерватории можно сформировать из как продукции и разработок российских НИИ (НИИ Атолл, НИИ Тайфун, МКБ Компас и др.), так и используя «черные ящики» иностранного производства.
В качестве связующего звена между существующими и разрозненными аппаратными комплексами и предполагаемым к установке в заполярье предлагается использовать информационно-аналитический программный комплекс локального мониторинга объектов окружающей среды (Ай-колобок), совместной разработки ГНЦ Арктический и Антарктический НИИ, НИУ «Московский авиационный институт» и малого инновационного предприятия ООО «Гагаринский старт».
Разработка обсерваторий предполагает использование измерительных приборов отечественного и зарубежного производства, в то время как интеграция оборудования с помощью специально разработанного интегрирующего кластера, разработка соответствующего программного обеспечения и информационно-аналитической платформы будут выполнены командой АйКолобок.
Основные эффекты при интеграции разнородных данных контроля состояния ОТИ в полярных регионах:
1. Обеспечивается унификация и компактность представления результатов оценки состояния ОТИ в полярных регионах по всем видам контроля независимо от количества, типов и физической сущности характеристик, единиц измерения и ведомственной принадлежности средств контроля и управления;
2. Снижается уровень требований по пропускной способности к средствам информационного обмена и уменьшается загрузка линий связи для передачи данных о состоянии и команд управления;
3. Обеспечивается комплексная оценка соответствия состояния ОТИ в полярных регионах установленным нормам при различных видах контроля в масштабе времени, близком к реальному;
4. Обеспечивается повышение точности распознавания состояния и определения причин аномального функционирования элементов ОТИ в полярных регионах, как объекта контроля;
5. Обеспечивается сопряжение существующих и перспективных информационно-управляющих ведомственных систем (ФСБ, МВД, МЧС и т.п.);
6. Минимизируется влияние человеческого фактора на достоверность представляемой информации в процессе формирования результатов контроля.
С самого начала необходимо рассматривать аппаратно-программный комплекс в части решения проблем физзащиты не как основу пассивной системы безопасности, которая осуществляет только блокирование. Включение отдельных элементов дозированного (на первом этапе воздействия нелетального) воздействия с помощью акустических, ультразвуковых, электромагнитных систем позволяют преобразовать ее из пассивной в активную.
Первоначальные планы по мере проведения операции по активному противодействию несанкционированному воздействию могут и должны будут подвергаться существенной корректировке. На практике это означает, что данные обстановки, полученные из различных источников, должны быть переданы на ситуационный пункт управления защищаемого объекта, там восприняты, отображены на карте, проанализированы и на основании этих данных принято решение, уточняющее (или в корне меняющее) задачи по активному нанесению удара с применением нелетального оружия и устранению последствий несанкционированного воздействия. Потом эти же данные обстановки вместе с уточненными задачами должны быть доведены до руководителей охранных подразделений, действующих на территории объекта, МЧС, ФСБ, МВД и т.п. Те, в свою очередь, должны выработать свои решения, довести их до руководителей групп и т.д. План такой операции по определению не может быть разработан заранее. Динамичность изменений обстановки в процессе выполнения плана по ликвидации последствий несанкционированных воздействий является характерной чертой работы всех уровней иерархии ситуационного центра ОТИ в полярных регионах.
Рассмотренные выше технические решения позволяют создавать как временные рубежи охраны ОТИ в полярных регионах, так и масштабировать существующие. Усиленная таким образом инфраструктура позво-
ляет осуществить активное противодействие природным и техногенным факторам, а также надежную охрану и вести эффективную борьбу с актами незаконного вмешательства.
Список литературы
1. Производственные системы с искусственным интеллектом/ Р.А.Алиев [и др.]. М.: Радио и связь, 1990. 264 с.
2. Балановский Л.В., Головин Д.Л., Сарылов О.В. Создание системы электромагнитной безопасности технических систем для аэрокосмических комплексов Российской Федерации// Качество и жизнь. 2010. №4. С. 19 -22.
3. Везенов В.И., Новиков Ю.А. Организация вычислительного процесса в системах сбора измерительной информации// Информационные технологии. 2007. №1. С. 69-73.
4. Каазик Ю.Я. Математический словарь. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2007.
336 с.
5. Малинецкий Г.Г. Математические основы синергетики: Хаос, структуры, вычислительный эксперимент. Изд.5-е. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. 312 с.
6. Острейковский В. А., Швыряев Ю.В. Безопасность атомных станций. Вероятностный анализ. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2008. 352 с.
7. Новейшие методы обработки изображений/ А.А.Потапов, Ю.В.Гуляев, С.А.Никитов, А.А.Пахомов, В.А.Герман. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2008. 496 с.
8. Система автоматизированного контроля состояния потенциально опасных объектов Российской Федерации в интересах обеспечения защиты от техногенных, природных и террористических угроз: пат. 2296421 РФ. МПК H 04 B 7/185, 2007.
9. Способ анализа состояния многопараметрического объекта или процесса: пат. 2138849 РФ. МПК G06F19/00, 1999.
10. Чернышов А.В. Система ввода, обработки и документирования измерительной информации рабочего места контроля бортовой телеметрической аппаратуры// Информационные технологии. 2007. №2. С. 58-60.
Махутов Николай Андреевич, д-р техн. наук, проф., руководитель РГ «Риск и безопасность» при Президенте РАН, член-кор. РАН, kuprikov@,russianpolar.т, Россия, Москва, Российская академия наук,
Куприков Михаил Юрьевич, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой, kupri-kov@russianpolar.т, Россия, Москва, Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет),
Балановский Владимир Леонидович, зам. Председателя комитета Московской торгово-промышленной палаты по комплексной безопасности, президент проблемного отделения ««Комплексная безопасность» Академии проблем качества, действ. член АПК и ВАНКБ, kuprikovarussianpolar.ru, Россия, Москва, Академия проблем качества,
Куприков Никита Михайлович, канд. техн. наук, ст. науч. сотр. Россия, Москва, Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет), Директор, kiiprikovariissianpolar. ru, Россия, Москва, АНО Научно-информационный центр ««Полярная инициатива»
HARDWARE-SOFTWARE COMPLEXES FOR INTEGRATED SECURITY SYSTEMS OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE FACILITIES IN POLAR REGIONS
N.A. Makhutov, M.Y. Kuprikov, V.L. Balanovskiy, N.V. Kuprikov
This article discusses the problems of creating hardware and software systems for complex security systems of transport infrastructure facilities in the polar regions.
Key words: integrated security, destructive impact, hardware-software complexes, transport infrastructure facilities.
Makhutov Nikolay Andreevich, doctor of technical science, professor, the corresponding member RAS, head of the WG "Risk and security" under the President of the RAS, kuprikov@,russianpolar. ru, Russia, Moscow, Russian Academy of Sciences,
Kuprikov Mikhail Yuryevich, doctor of technical sciences, professor, head of Department, kuprikovarussianpolar.ru, Russia, Moscow, Moscow Aviation Institute (National Research University),
Balanovsky Vladimir Leonidovich, Deputy Chairman of the Committee of the Moscow chamber of Commerce and industry on integrated security, the President of the troubled branches of "Comprehensive security" of the Academy of quality problems and actions. member of APK and BANKB, kuprikov@russianpolar.ru, Russia, Moscow, Academy of quality problems,
Kuprikov Nikita Mikhailovich,candidateof technical science, senior researcher, ku-prikovarussianpolar.ru, Russia, Moscow, Moscow aviation university (National research university), director, kuprikov@russianpolar.ru, Russia, Moscow, ANO SRC «Polar initiative»