Научная статья на тему 'АПОСТОЛ ПАВЕЛ О ГРЕХЕ ПРОТИВ СЕДЬМОЙ ЗАПОВЕДИ'

АПОСТОЛ ПАВЕЛ О ГРЕХЕ ПРОТИВ СЕДЬМОЙ ЗАПОВЕДИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
224
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АПОСТОЛ ПАВЕЛ О ГРЕХЕ ПРОТИВ СЕДЬМОЙ ЗАПОВЕДИ»

Священник Александр СИРИН, кандидат богословия

Апостол Павел о грехе против седьмой заповеди

Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии.

1 Кор. 6, 20

Во Втором послании к Тимофею апостол Павел пишет: Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 Тим. 3,1-4).

У многих наших современников при чтении данного отрывка возникает ощущение, что это сказано именно о наших временах, поскольку сегодняшнее положение в нравственной сфере в полной мере может быть охарактеризовано латинской пословицей «Quae fuerant vitia, mores sunt» — «Что было пороками, то теперь нравы». В то же время скептически настроенные читатели могут заметить, что на протяжении всей человеческой истории неоднократно наблюдались периоды массового духовного падения людей как в отдельных странах, так и на значительных земных пространствах, объединяющих целые кластеры государств. Это, безусловно, так. Тем не менее темпы и глубина духовной деградации современного общества не могут не вызывать серьезного беспокойства. Еще не

так давно народы объединенной Европы в большинстве своем проголосовали против упоминания в Конституции ЕС о христианских корнях нашей цивилизации, а сейчас на Западе уже вовсю идет строительство богоборческой гедонистической цивилизации, которая в своем законодательстве всячески поощряет распущенность нравов, аборты, эвтаназию и т. п. Неутешительна ситуация и в России, где наряду с процессами возрождения веры также отмечаются и падение нравственности, и распад основного элемента общества — семьи. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, «сегодня в роде нашем «прелюбодейном и грешном» грех блуда распространен настолько, что поражает почти каждого человека. <...> Но к сожалению, абсолютное большинство людей сегодня всячески пытаются оправдать этот грех, представить его как и не грех вовсе, а как одну из моделей поведения современного человека; а обезбоженная массовая псевдокультура поддерживает этот страшный миф и распространяет его, отравляя сознание в первую очередь молодых людей. Мы знаем, что многие сегодня воздвигают хулу и на Церковь — только потому, что она не перестает называть грех грехом, подвергаясь поношениям и в наше, казалось бы, свободное и благополучное время»1. Об этом писал еще апостол Павел: Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь (2 Тим. 3,12-13). В рамках данной статьи не предполагается исследование вопроса о признаках наступления последних дней. Работа посвящена изучению взгляда святого апостола Павла на природу блудной страсти и о должном отношении христианина к греху блуда.

Особенностью русского языка является то, что литературное слово «блуд», как указывается об этом в толковом словаре

1 Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю о блудном сыне в Храме Христа Спасителя 20 февраля 2011 г. // http://www.patriarchia.ru/ аЬДех^1413228.Ьш1.

Даля, заключает в себе двоякий смысл: «незаконное, безбрачное сожитие, любодейство» и «отход от истинной веры, впадение в раскол, в ересь». Об этом же в своей речи упоминал в Неделю о блудном сыне Святейший Патриарх Кирилл: «Слово «блуд», которым именуется грех плотской нечистоты, грех, разрушающий целомудрие человека, в славянском языке означает «заблуждение»; отсюда и «блудить», то есть «плутать, заблуждаться». «Блуд» и «заблуждение» — это слова одного корня»2.

В синодальном переводе посланий апостола Павла слово «блуд» со всеми его производными («блудодействовать, блу-додеяние, блудник, блудница») упоминается 25 раз. Причем в греческом оригинальном тексте посланий слову «блуд» соответствует слово «яорпега», которое в переводе на русский язык означает «греховное безбрачное сожитие, разврат», а не «отход от веры, раскол или ересь». Таким образом, апостол Павел, говоря в своих посланиях о блуде, всегда имел в виду только грех плотской нечистоты.

В этом контексте хотелось бы обратить внимание на то, что тексты посланий Апостола различаются между собой частотой встречаемости слова «блуд» в зависимости от того, к кому оно обращено. Например, в послании к евреям апостол Павел хотя и упоминал о блуде трижды, но исключительно с назидательной целью — чтобы напомнить читателям о необходимости соблюдения седьмой заповеди Не прелюбодействуй (Исх. 20,14). В частности, в главе 12 он пишет: ...чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства (Евр. 12,16), а в главе 13: Браку всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр. 13,4). Это объясняется тем, что в общей массе христиане из иудеев ревностно относились к исполнению Божьего закона и в их среде категорически осуждались блуд, прелюбодеяние и

2 Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю о блудном сыне в Храме Христа Спасителя 20 февраля 2011 г.

прочие отклонения в половой сфере, поскольку Ветхий Завет осуждал разврат в любой его форме (см.: Исх. 22,16; Лев. 19, 29; 20,10-21; 21, 9; Втор. 22, 20-30; 23, 2; 23,17-18).

Иное дело — греческие христианские Церкви, которые зародились и формировались в условиях языческого окружения в Коринфе, Фессалониках, Риме и др. Как известно, эти города (особенно Коринф) славились не только половой распущенностью своих граждан, но и распространением враждебных христианству философских течений (стоицизма, эпикурейства) и религиозного плюрализма. В стихах 26-31 главы 1 Послания к римлянам апостол Павел ярко повествует о нравах, царивших в греко-римском обществе: ...женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы (Рим. 1, 26-31).

Поскольку первые христиане из язычников жили в среде, для которой блуд (яорпега), разврат, половая распущенность считались нормой, то многие из них постоянно подвергались искушению вернуться к прежнему образу жизни, и некоторые из христиан не устояли. Поэтому апостол Павел был вынужден не только напоминать им о седьмой заповеди: Бегайте блуда (1 Кор. 6,18) — и увещевать их, призывая к телесной и духовной чистоте (см.: Кол. 3, 5-7; 1 Фес. 4, 3-4), но и строго укорять за терпимое, попустительское отношение к разврату и кровосмесительным связям среди своих (см.: 1 Кор. 5, 2;

Еф. 5, 3; 5, 10-12). Только в Посланиях к Коринфянам апостол упоминает о грехе блуда до 15 раз!

Апостол с горечью осознавал, что его горячая проповедь свободы во Христе (см.: Гал. 5,1) была превратно понята некоторыми христианами и отчасти могла стать оправданием их греха. Ведь еще апостол Петр предупреждал, что во всех его посланиях есть нечто неудобовразумителъное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания (2 Петр. 3, 16).

Вот примерно таким мог быть порядок рассуждений блу-додействующих, но считающих себя христианами:

— апостол Павел проповедовал: ...вы, братия мои, у мерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу. Ибо, когда мы жили по плоти, тогда страсти греховные, обнаруживаемые законом, действовали в членах наших, чтобы приносить плод смерти (Рим. 7,4-5). А что сказано в Ветхом Законе о плотской греховной страсти? Не прелюбодействуй (Исх. 20,14), и этот грех карается смертью (см.: Лев. 20,10). Но закон имеет власть над человеком, пока он жив (Рим. 7,1), и сам Апостол говорит по этому поводу: Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа (Рим. 7, 2-3).

Таким образом, раз христиане умерли для закона, которым были связаны, то они освободились от него, чтобы служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве (ср.: Рим. 7, 6). Теперь они могут не исполнять закон, а не исполняющему закон, не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи

покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха (Рим. 4, 5-8). И с этого момента нет никакого осуждения в грехах тем избранным, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил» от закона греха и смерти (Рим. 8, 1-2), и Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа (Рим. 2,16), Который был предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего (Рим. 4, 25). Христиане уже оправданы и останутся праведными и святыми в глазах Божиих (см.: Рим. 3, 21-26), поскольку Кровью Христа спасены от Его гнева (см.: Рим. 5, 9);

— и наконец, верующие находятся не под законом, но под благодатью (Рим. 6,14), которая спасает: Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел (Еф. 2, 8-9). Апостол проповедовал, что благодать стала преизо-биловать, когда умножился грех, дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим (Рим. 5, 20-21). В таком случае не следовало бы верным оставаться во грехе, чтобы умножилась благодать (см.: Рим. 6,1)?

Этот последний аргумент предвидел и сам апостол Павел, и потому он написал в Послании к Римлянам: Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак (Рим. 6,14-15).

Когда апостол Павел говорил о свободе: Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства... К свободе призваны вы, братия (Гал. 5, 1-13), то он имел в виду свободу прежде всего от греха, а потом и от Ветхого Закона, предполагавшего единственный путь ко спасению — совершение дел праведности3. Митрополит

3 См.: Никанор (Каменский), еп. Толковый Апостол. Ч. III. СПб., 1904. С. 385. Цит. по: Владимир (Сабодан), митр. Павел, призванный апостол. Киев, 1998. С. 225.

Владимир (Сабодан) замечает по этому поводу: «То, чем для иудеев, по Божию изволению, прежде служил закон Моисеев, для членов утвержденной Христом Церкви служит теперь благодать и вера, действующая любовью (Гал. 5,6). При благодати и вере жить по Моисееву закону нет никакого смысла»4. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (Гал. 3,13).

Мы хорошо знаем, что закон у апостола Павла, по сравнению с благодатью, также и образ жизни, диктуемый Законом, по сравнению с евангельскими заповедями относятся между собой как рабство и свобода (см.: Гал. 5,1) или плоть в отношении духа (см.: Рим. 8,1-4). В таком случае провозглашаемая апостолом Павлом свобода от рабства Закону и греху не может быть поводом к угождению плоти, а только к христианской любви друг к другу (ср.: Гал. 5,13). «Любовь,— говорит святитель Феофан Затворник,— есть исполнение закона, она и указывает должное, и силу дает к исполнению того; она есть исполнительная сила закона, источник, из которого исходит все законное и одно законное»5. Божественная же благодать делает всякого человека, с верою прибегающего ко Спасителю, новым (см.: Еф. 2,14; 4, 24; Гал. 6,15; Кол. 3,10), свободным (см.: 2 Кор. 3,17) творением: Итак, кто во Христе, тот новая тварь (2 Кор. 5, 17), мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф. 2,10; 4, 21-24). Она преображает людей (см.: 2 Кор. 3,18), сообщает им чистоту чувств и мыслей перед лицом Бога (см.: Гал. 5, 22-23; Еф. 4, 29-32), научает, чтобы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего

4 Владимир (Сабодан), митр. Павел, призванный апостол. Киев, 1998. С. 210.

5 Феофан (Говоров) Затворник, сет. Толкование Послания к Римлянам. М., 1890. С. 279. Цит. по: Владимир (Сабодан), митр. Павел, призванный апостол. Киев, 1998. С. 236.

Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (Тит. 2,12-14). «Те же, которые худо пользуются своей свободной волей и противятся благодати, своей нераскаянностью и греховным образом жизни, сами обрекают себя на погибель и духовную смерть, то есть на лишение возможности находиться в общении с Источником вечной жизни»6.

В 1-й главе Послания к Римлянам апостол Павел раскрывает ход отпадения человека от Бога, от истинного бого-ведения и богопочтения к идолопоклонству и (в результате умножения чувственности) в грех блуда и телесную нечистоту (см.: Рим. 1,21-31):

— Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили (Рим. 1,21). «Первая степень нисподения, по толкованию святителя Феофана Затворника, есть богозаб-вение, когда выпадает из сознания пресветлый и предивный лик Божества; Бог забывается,— и помышление о Нем редко вспадает на ум. Вместе с сим охлаждаются и религиозные чувства к Богу, и страх Божий испаряется. Бог превращается в нечто мысленное и перестает заправлять всеми внутренними движениями человека. Сердце уже не славит и не благодарит Бога, хотя язык читает славословия и благодарения»7;

— ...но осуетились в умствованиях своих (Рим. 1, 21). Вторая степень — когда все помышления, все планы и все цели жизни заключены в одном: «...как устроить земное счастие, чувственными услаждаясь благами. Отношение к Богу соблюдается только внешно, дела благочестия исполняются по обычаю, без участия не только сердца, но и мысли»8;

— ...и омрачилось несмысленное их сердце (Рим. 1,21). Это есть третья степень нисподения, когда, по мнению святителя

6 Ливерий Воронов, прот. Догматическое богословие. М., 1994. С. 38.

7 Феофан (Говоров) Затворник, сет. Толкование на Послание к Римлянам. Ст. 21 //http://predanie.rU/lib/book/read/67823/#tocl6.

8 Там же.

Феофана Затворника, «совесть заглушается, страх Божий отходит, и помышление о Боге не занимает; вместе с этим и здравые истины о Боге забываются и темнеют, равно скрываются истинные понятия и о самом человеке, о значении его и целях его»9;

— называя себя мудрыми, обезумели (Рим. 1, 22). Комментируя 22-й стих, святитель Феофан Затворник приводит слова Экумения: «...мудрыми они считали себя, полагая, что их самих достанет на все». Четвертая степень ниспадения — это развитие самохвальства и самонадеянности, утверждение мнения, что все в жизни зависит только от самого себя, от своих разума и умения10.

Таким образом, на первых этапах падения на место первобытного райского послушания Богу было поставлено человеком горделивое превозношение своей личностью, на место безраздельной любви к Богу — любовь к самому себе, на место духовно-нравственных стремлений — ниспадение в мир земных интересов, на место райского блаженства, духовного по преимуществу — блаженство земное с предпочтительным услаждением земными радостями;

— и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся (Рим. 1, 23).

Крайняя степень ниспадения — это идолопоклонство. «Вместо живого Бога истинного стали богом почитать истуканы человеков и других тварей»11. Свой вывод святитель Феофан Затворник подтверждает также ссылкой на Оригена и Экумения: «У Оригена, в объяснении явления идолопоклонства, говорится, что язычники в суетности своих помышлений, ища образов для Бога, потеряли истинного Бога. И Экумений

9 Феофан (Говоров) Затворник, сет. Толкование на Послание к Римлянам. Ст. 21...

10 Там же. Ст. 22.

11 Там же. Ст. 23.

выражает нечто подобное, когда говорит, что язычники заблудились, потому что взыскали в очертании некоем представить необъятного и в образах телесных бестелесного»12.

И наконец, потеря и извращение веры в Бога неизбежно приводит к извращению должного характера жизни (см.: Рим. 1, 25) и утрате добрых нравов сначала в виде предания постыдной, безудержной чувственности (см.: Рим. 1, 24; 1, 26-27), а затем преумножением всякой неправды (см.: Рим. 1, 28-31). В слове Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю о блудном сыне эта же мысль звучит следующим образом: «В результате заблуждения, потери жизненных ориентиров, разрушения системы нравственных ценностей человек начинает пренебрежительно относиться к своему телу и, вступая в нечистые отношения с другими, наносит своему телу мистический вред»13.

«Ход ниспадения от Бога,— пишет святитель Феофан Затворник,— один и тот же и ныне, как тогда. Разность в том, что тогда совсем без Бога остаться не могли, а ныне на это смело дерзают. Состояние тех из живущих ныне, которые долго живут в богозабвении, не имея Бога ни в мысли, ни в чувстве, такое же, как оно всегда было и будет. Без того, чтоб не приходила мысль о Боге и не требовала решения, обойтись нельзя. Наши смело решают: нет Бога. Они правы в том отношении, что нет Его в их мыслях и чувствах и что не умеют они видеть Его в дивных делах Его. Но кто может согласиться, что их решение соответствует действительности? Сказать: нет Бога — не большее ли есть безумие, чем сказать камню: ты мой Бог?!»14.

Итак, по мнению апостола Павла, основная причина впадения человека в блудный грех коренится прежде всего

12 Там же.

13 Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю о блудном сыне в Храме Христа Спасителя 20 февраля 2011 г.

14 Феофан (Говоров) Затворник, сет. Толкование на Послание к Римлянам. Ст. 23...

в забвении Бога из-за неумеренной гордости и самомнения. В 6-й главе Первого послания к Коринфянам Апостол показывает, что в свою очередь и грех блуда, и небрежное, неуважительное отношение к собственному телу делают неизбежным разлучение христианина с Богом. С этой целью он приводит целый ряд аргументов:

— стать христианином для апостола Павла означало вступить в личное единение с Иисусом Христом, которое невидимым образом через веру запечатлевается Святым Духом, а видимым образом символизируется и скрепляется крещением. Во Втором послании к Коринфянам он так выражает эту мысль: Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши (2 Кор. 1, 21-22). «А если Дух Его, коего вы восприняли в себя чрез крещение, дарами Своими, вселится в вас, то Он оживотворит и смертное тело ваше, ради живущаго Духа Его в вас»15. Поэтому Апостол обращается к христианам Коринфской Церкви (как, впрочем, и ко всем) с укором: Разве не знаете, что... соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6, 15-17). Когда в христианине живет Дух Божий, то Сам Бог мира освящает его во всей полноте, и его дух, и душа, и тело во всей целости сохранятся без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (см.: 1 Фес. 5, 23). А если христианин Духа Христова не имеет, тот и не Его (ср.: Рим. 7, 9).

Христианин не может иметь помышления плотские, которые — смерть, а только помышления духовные, которые жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога (Рим. 7, 6-7). Плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы (Гал. 5,17).

15 Ефрем Сирин, преп. Толкование на послания божественного Павла. Т. 7. К Римлянам. Гл. 8. ТСЛ., 1995. С. 34.

Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют (Гал. 5, 19-21). В этом стихе Апостол также использует слово яорпега («блуд, безбрачные отношения, разврат»). Таким образом, христиане, творящие блуд (живущие по плоти), Богу угодить не могут (Рим. 7, 8), и через грех блуда происходит вражда, разлучение с Богом и смерть (см.: Рим. 7, 13);

— еще один аргумент апостола Павла против блуда кроется в его риторическом вопросе: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?(1 Кор. 6,19). Этот же вопрос звучит и в главе 3 Первого послания к Коринфянам, что подчеркивает чрезвычайную важность поднимаемой темы: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы (1 Кор. 3, 16-17). Когда Апостол говорит о наказании Бога за разорение храма (святилища), то он имеет в виду те поступки, которые классифицировались в Ветхом Завете как осквернение святилища: участие в языческих ритуалах и оргиях (см.: Левит, 18; 20) и пренебрежение законом о ритуальной нечистоте (см.: Левит 15, 31). За то, что ты осквернил святилище Мое всеми мерзостями твоими и всеми гнусностями твоими, Я умалю тебя, и не пожалеет око Мое, и Я не помилую тебя (Иез. 5, 11). Святитель Феофан Затворник дает такое толкование на стих 19 (1 Кор. 6): «Храм Духа Святаго — телеса ваша: не оскверняйте же их нечистыми похотьми и срамными делами, духа же вашего нечистыми помыслами и пожеланиями, чтобы не отогнать

Духа Божия чистейшего. Ибо, как дым пчел, так эти нечистоты отгоняют Духа»16.

Таким образом, христианин, творящий блуд, оскверняет собственное тело, которое суть Храм Божий, и своей нечистотой отгоняет Духа Святого, что неизбежно влечет за собой разлучение с Богом;

— в полемике с коринфянами апостол Павел приводит бытовавший у них девиз: Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое — и тут же добавляет: Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела (1 Кор. 6,13).

Коринфяне, говоря о «чреве» и «пище», по-видимому, имели в виду присущую падшей человеческой природе страстность — необходимость удовлетворять физиологические потребности: утолять голод пищей, утолять половой аппетит и пр. То есть удовлетворение блудного желания для них было так же естественно, как и поглощение пищи. И неважно, как при этом поступает со своим физическим телом человек (например, объедается или прибегает к услугам женщин легкого поведения, что было в порядке вещей в Коринфе),— и чрево, и пища бренны, и однажды Господь уничтожит и то и другое. Поэтому станем в свое удовольствие есть и пить, ибо завтра умрем\ (1 Кор. 15, 32).

Однако апостол Павел категорически не принимает аналогию между поглощением пищи и блудом, потому что он отрицает равнозначность чрева и тела. Это становится ясным из следующих рассуждений. Так, святитель Феофан Затворник пишет: «...если просто принимать брашна в значении пищи, а чрево в значении приемника съестного, то следующие за сим слова [Бог уничтожит и то и другое.—А. С.] лучше принимать как пророчество о состоянии в будущем веке: Бог же и сие и сия упразднит,— как бы так: но они оба по воскресении будут упразднены, как не нужные; ибо тогда Бог преложит нас

16 Феофан (Говоров) Затворник, сет. Толкование на Первое послание к Коринфянам //http://ni-ka.com.ua/index.php?lev=korinfena

в нетление, так что ни в пище не будет нужды, ни в приемнике съестного — чреве»17. Тело же христианина — это собственность Бога: вы не свои (то есть принадлежите Богу через Христа) (1 Кор. 6, 19), которое в момент воскресения (см.: 1 Кор. 6, 14) преобразится и будет сообразно славному Телу Христа (см.: Флп. 3, 21). Христиане больше не принадлежат себе, потому что куплены (см.: 1 Кор. 6, 20). И куплены дорогою ценою! Не тленным серебром или золотом искуплены... от суетной жизни, преданной (нам) от отцов, Но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца (1 Пет. 1, 18-19). Поэтому каждый христианин обязан в святости и благочестии хранить свое тело, дорогой ценой искупленное из рабства греху, ибо, по словам святителя Иоанна Златоуста, он уже не имеет власти над плотью для удовлетворения порочных пожеланий, а имеет эту власть только для исполнения заповедей Божиих18. Апостол Павел предупреждает христиан, чтобы они не предавались безудержному утолению порочных страстей, ибо ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6,9-10). Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела (1 Кор. 6, 13);

— В16-м стихе главы 6-й Первого послания к Коринфянам апостол Павел приводит еще один аргумент: Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть (1 Кор. 6,16), ссылаясь при этом на слова Творца: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2, 24). По этому поводу святитель Феофан Затворник пишет: «"Прилепившись друг к другу, два уже не могут быть двумя, но оба делаются единым" (святой

17 Там же.

18 Цит. по: Лопухин А.П. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Кн. 3. Т. 11. Первое послание к Коринфянам. Репринт. Стокгольм, 1987. С. 46.

Златоуст). Долженствующий быть одно со Христом, отторгается от Христа и делается одно с блудницею. По какому закону? — По закону первоначального учреждения брака. Но ведь и брачный делается одно с женою, почему же не укоряется? Брачные оба прибывают в порядке воли Божией и Христовой, оба Христовы. Блудница же не Христова есть, а служительница сатаны. Сочетающийся с нею по действию хотя похож на брачных, но по силе противоположен им, и тело свое и себя отторгает он от Христа и чрез сочетание с блудницею ввергает себя в область, противную Ему, сатанинскую»19.

Мы знаем, что падение царя Соломона началось с того момента, как стала ослабляться его преданность Богу и он стал соединяться в безбрачном союзе с чужестранками: И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам; к ним прилепился Соломон любовью. И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его. Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его (3 Цар. 11,1-4). На этом примере со всей очевидностью показано, что опасность блуда состоит в том, что при совокуплении с блудницей разрушается соединение верующего человека с Господом. При этом устанавливается новый, порочный союз, приводящий к осквернению и поруганию Храма Божия: «...тело и душа блудника делаются непроницаемо мрачными и источают невыносимый смрад, хотя «плотские этого не видят и не ощущают; это видят и ощущают люди духовные и ангелы»»20. Дальнейшее взаимопроникнове-

19 Феофан (Говоров) Затворник, сет. Толкование на Первое послание к Коринфянам...

20 Там же.

ние человека и Бога становится невозможным, «ибо мрачному и смрадному нельзя уже быть едино с Господом»21, и человек ниспадает в пропасть греха;

— а вот еще один аргумент апостола Павла против блудной страсти: всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6, 18). На этот стих имеется множество толкований. Блаженный Феофилакт, в частности, пишет: «Блудник грешит против собственного тела в том отношении, что смешивается не по желанию произвести детей, как при совокуплении с законною женою, но напрасно портит его излиянием семени и тем обессиливает его... Блудник грешит против женщины, с которою смешивается, так как она становится через это его телом, почему если смешивается с нею незаконно, то грешит против нее»22.

Святитель Феофан Затворник толкует этот стих следующим образом: «...от блуда все тело становится нечистым; оно сквернится так, как бы упадало в грязный сосуд, наполненный нечистотами. Потому и у нас есть такой обычай, что после дел корыстолюбия и мщения никто не заботится омыться, но прямо возвращается домой, а после любодеяния идут омыться, как бы всецело сделавшись нечистыми: так совесть стыдится по преимуществу этого греха!»23.

Святитель Феофан Затворник приводит и другие мнения, но общего нет до сих пор: «...одни говорят: другие грехи хотя членами тела совершаются как орудиями, но самый грех вне тела есть, в блуде же самый грех в теле. Иные говорят: другие грехи одним каким членом совершаются, который и сквернят, а блуд все тело сквернит. Иные еще: потому в свое

21 Там же.

22 Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Первое послание к Коринфянам. Толкование на послания св. апостола Павла. М., 1993. С. 138-139.

23 Феофан (Говоров) Затворник, сет. Толкование на первое послание к Коринфянам...

тело согрешает олудяи, что его истощает, часть его отторгает и бросает несмысленно»24.

В зарубежной литературе также ведутся горячие споры. Протестантский исследователь Брюс Фиск пишет: «Деструктивность других грехов проявляется в разных сферах — физической (самоубийство, чревоугодие), общественной (сплетни, разжигание розни), духовной (идолопоклонство), но, с точки зрения Павла, сексуальный грех, ввиду его теснейшей связи с телом человека, производит такое осквернение тела, которому нет аналогов»25. По мнению другого протестантского исследователя Грегори Дж. Локвуда, такую трактовку косвенно подтверждает пагубное действие болезней, передаваемых половым путем26. Но тут можно возразить, что и другие грехи могут способствовать развитию тяжких, смертельных заболеваний: например, чревоугодие приводит к сахарному диабету и ишемической болезни сердца, а грех винопития — к алкоголизму и т. д.

Возможно, что апостол Павел сам пояснил смысл этого стиха, говоря: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! (1 Кор. 6,15). Тела верующих составляют единое тело Самого Господа нашего Иисуса Христа, являясь при этом членами Христовыми: И вы — тело Христово, а порознь — члены (1 Кор. 12,27) и как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены (Рим. 12, 4-5). Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1 Кор. 12, 13). Христос же

24 Феофан (Говоров) Затворник, сет. Толкование на первое послание к Коринфянам...

25 Цит. по: Грегори Дж. Локвуд. Комментарий на первое послание к Коринфянам. Евангелическое Лютеранское Служение / Перев. с англ. А. Зубцова. М., 2006. С. 109.

26 Там же.

поставлен выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1, 22-23).

Во всех этих стихах апостол Павел, говоря и о теле верующего, и о Теле Христовом, использует одно и то же греческое слово сюца. Апостол Павел рассуждает: Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно (1 Кор. 12, 14-18). Членов много, а тело одно (1 Кор. 12, 20).

Христианин, совокупляющийся с блудницей, становится с нею одно тело, в результате чего он мгновенно, автоматически отпадает от собственного тела, которое суть тело Христово. Ни один грех не производит подобного действия, оставаясь, по слову апостола Павла, как бы вне тела (ср.: 1 Кор. 6, 16).

Отпадение от тела Христова наносит непоправимый ущерб: И разве может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны ? (1 Кор. 12,20-21). Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор. 12, 22-26).

Возможно, руководствуясь именно этими соображениями, Апостол и восклицает: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа,

чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! (1 Кор. 6,15). И далее Апостол призывает христиан: Бегайте блуда (1 Кор. 6,18) [как телесного, так и духовного] и прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6, 20).

В данной статье были рассмотрены основные аргументы из посланий святого апостола Павла против блудной страсти. Грех блуда всегда приносит человеку только большое разочарование. В современном мире эта страсть претендует на то, что она дает будто бы чувство настоящей жизни, но на самом деле это — путь к смерти. И по мысли апостола Павла, тело каждого христианина является храмом Божиим, поэтому главная, высшая цель тела верующего человека, согласно Апостолу, в том, чтобы через него прославлять Бога. Христиане призваны учиться жизни чистой, непорочной, не потворствовать своим прихотям, не оправдывать себя и не оскорблять Бога своим легкомысленным отношением ко многим соблазнам мира.

Действительно, уже в своем теле мы можем и должны воздать славу и благодарность его Создателю — Богу, славу, состоящую в достойном и святом употребления отданного нам в пользование этого дара Божия. В этом и заключено наше спасение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.