Апология Великой Победы. 1941-1945: День Победы. Сталин и Путин
Васецкий Николай Александрович
доктор исторических наук, профессор кафедры социологии международных отношений социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. [email protected]
Сегодня мало кто помнит, что День Победы как всенародный праздник с выходным днём 9 мая в Российской (Советской) цивилизации был учреждён благодаря инициативе Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева. Произошло это в 1965 году. До этой даты День Победы, хотя и считался праздничной датой, но широко и всенародно как великий праздник не отмечался. Формально праздник Дня Победы был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР сразу же после взятия Берлина 8 мая 1945 г. и должен был отмечаться 9 мая каждого года. Праздничная дата была принята без обсуждения двумя палатами Верховного Совета - Советом Союза и Советом национальностей - на ежегодной сессии высшего законодательного органа страны. До сих пор непонятна эта демонстративная будничность и бюрократическая бесцеремонность установления такого важного праздника в жизни Советской цивилизации. Словом, пока рановато говорить о торжестве русского наследия в Великой Победе. Предстоит ещё серьезный путь очищения от завалов прошлого забытья достижений Российской (Восточно-христианской православной) цивилизации и устроения жизни по стандартам современного Домостроя как солидарной и соборной общности, о которой писали русские крупнейшие мыслители.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, День Победы, И.В. Сталин, В.В. Путин
1. Праздничный день
Сегодня мало кто помнит, что День Победы как всенародный праздник с выходным днём 9 мая в Российской (Советской) цивилизации был учреждён благодаря инициативе Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева (1916-1982). Произошло это в 1965 году. До этой даты День Победы, хотя и считался праздничной датой, но широко и всенародно как великий праздник не отмечался.
Формально праздник Дня Победы был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР сразу же после взятия Берлина 8 мая 1945 г. и должен был отмечаться 9 мая каждого года. Праздничная дата была принята без обсуждения двумя палатами Верховного Совета - Советом Союза и Советом национальностей - на ежегодной сессии высшего законодательного органа страны. До сих пор непонятна эта демонстративная будничность и бюрократическая бесцеремонность установления такого важного праздника в жизни Советской цивилизации.
Также как непонятно почему День Победы с первого же года не был объявлен нерабочим днём. Ведь вряд ли по своей значимости он был менее важен, чем скажем 7 ноября (25 октября по старому стилю) как дня Октябрьской революции 1917 года. Более чем странная позиция Сталина, лично внёсшего неоценимый вклад в Великую Победу.
26 июня 1945 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было введено высшее звание в Вооруженных Силах СССР - Генералиссимус Советского Союза. Также без обсуждения на сессии Верховного Совета. Поводом послужила письменная инициатива рабочих и служащих московского завода «Рессора» (кто-нибудь слышал об этом заводе?), поступившая ещё 6 февраля
ц Гп::а 1
1943 г. В аккурат в начале разгрома немцев под Сталинградом.
27 июня 1945 г. звание Генералиссимуса Советского Союза было присвоено товарищу Сталину. И опять-таки при весьма странных процедурных обстоятельствах. Не Указом Президиума Верховного Совета, что логично вытекало из значимости и самого звания как государственного титула и Верховного Совета как высшего органа власти в Советском государстве.
Звание было присвоено по партийной линии согласно предложению Политбюро ЦК ВКП(б) и на основании письменного представления командующих фронтами в Великой Отечественной войне. Побудительный мотив присвоения - в ознаменование исключительных заслуг Сталина в Великой Отечественной войне. Политбюро, а не Верховный Совет также наградило Сталина высшим государственным знаком отличия - орденом Победы и присвоило высшее государственное, а не партийное, звание Героя Советского Союза.
Подчеркнём отдельно, что в правление Сталина партия не выдвигалась на роль самой высшей руководящей силы в обществе. Сталин, хотя и являлся Генеральным секретарём ЦК ВКП(б), эта должность не была уставной и с 1934 по 1953 гг. при выборах секретарей ЦК даже не упоминалась. Главной должностью, которую занимал Сталин, была должность Председателя Совнаркома или правительства Советского государства.
Сталин вообще считал, что партия должна заниматься главным образом идейно-воспитательной работой, образовывать и воспитывать советское население, пропагандировать марксистско-ленинскую идеологию. А управлять страной призваны государственные органы, Верховный Совет и местные советы, правительство, министерства и ведомства. Естественно при участии партии, членами которой были представители высшей государственной иерархии, других общественных организаций - профсоюзов, комсомола.
Вот такие были времена. Вот такие нравы в высшем руководстве страны. В воспоминаниях маршала К.К. Рокоссовского (1896-1968) говорится, что Сталин несколько раз отказывался от присвоения ему звания Генералиссимуса. И согласился только после того как Рокоссовский заметил ему: «Товарищ Сталин, Вы маршал и я маршал. Вы меня наказать не сможете» (1).
После Сталина звание Генералиссимуса не присваивалось больше никому. Были разговоры о том, чтобы сделать генералиссимусами Н.С. Хрущёва, а затем в конце жизни и Л.И. Брежнева. Но всё это так и осталось не более чем досужими разговорами.
В истории же России звание Генералиссимуса было введено Петром 1 и присвоено нескольким его соратникам (Меньшикову и др.). Но из значимых по военным и общепризнанным заслугам Генералиссимусом остался лишь один А.В. Суворов (1730-1800). Он силой русского оружия разгромил лидера Восточно-исламской цивилизации армию Османской империи и положил в копилку Российской цивилизации всю территорию Малороссии.
Почему празднуем 9 мая, а не 8-го, как в странах западных демократий, ставших участниками второго фронта, открытого только в 1944 г.? Потому что капитуляцию Германии, по поручению Верховного главнокомандующего Вооружёнными силами СССР И.В.Сталина, принял маршал Г.К.Жуков (18961974) в Берлине в ночь с 8 на 9 мая. В СССР акт о безоговорочной капитуляции поверженного противника был объявлен только утром, которое начиналось в стране с 6-часовых новостей.
То, что День Победы особо не афишировался во времена правления Хрущёва понятно. Он не любил вспоминать о своей, мягко говоря, маловыдающейся роли в Великой Отечественной войне. Позорном бегстве с поля боя при отступлении под Харьковом в 1942 г. Из-за тёмной истории с его старшим сыном
2. Почему 9-го, а не 8 мая?
от первого брака Леонидом, лётчиком сбитым немцами и попавшим к ним в плен, где он повёл себя не самым достойным образом. Хрущёв лично просил Сталина вызволить сына из плена. Получил отказ.
В этих военных обстоятельствах политической биографии Хрущёва многие исследователи усматривают одну из главных личных причин из-за которых Хрущёв отважился на доклад о разоблачении культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС в 1956 г. Банальная месть? Споры на сей счёт ведутся между специалистами по истории КПСС и СССР до сих пор.
При Хрущёве дошло до того, что ветераны даже воздерживались носить открыто ордена и медали за боевые заслуги в Великой Отечественной войне. Мои покойные отец и мать, прошедшие войну с первых до последних дней (они поженились в 1945 г. в поверженном Берлине!), имели немало наград. Но не могли их носить достойно. Их высмеивали якобы за честолюбие и самолюбование.
Помню, как в детские годы я играл этими отцовско-материнскими наградами. Хорошо, что не потерял или не отдал какому-нибудь проходимцу. Ведь могли исчезнуть навсегда. И тогда, моя внучка не смогла бы нести эти награды с гордостью русской девочки за героизм её прадедушки и прабабушки на фронтах Великой Отечественной войны в маршах Бессмертного полка уже в наши дни...
Это из эпохи Хрущёва берёт начало современная мода на воровство государственных наград у ветеранов войны. Безнаказанная торговля ими на базарах. Пренебрежение святостью добытых в ратных подвигах отличий. Горько и тяжело сознавать такого рода унижение завоевавших своими жизнями и здоровьем Великую Победу и её наследие.
Так что сегодня мы должны низко поклониться Л.И. Брежневу за то, что он не просто восстановил День Победы, но придал ему подлинно государственный
статус и морально-общественную значимость. Сделал он это не спроста.
3. Л.И. Брежнев (1906-1982)
Брежнев, в отличие от Хрущёва, воевал реально. Его подвиг на Малой земле, это не литературные поллюции стареющего ветерана. В 1943 г. на этом пятачке под Новороссийском Брежнев был несколько раз ранен, в том числе тяжело. Но вместе с рядовым составом отстоял рубеж и своей кровью внёс вклад в победу над фашистами на Северном Кавказе.
Брежнев был участником легендарного парада Победы на Красной площади в июне 1945 г. Звание генерала получил не за паркетную суету, а за действительные боевые заслуги. Может отсюда и проявилась в последующем его старческая слабость к самой процедуре награждения. Простим его за эту слабину.
А от себя добавим, что Брежнева, как государственного и политического деятеля ждёт свой ренессанс. Десятилетка с 1965 по 1975 гг. в его политической карьере отмечена высшими достижениями в истории не только СССР, но и во всей Восточно-христианской православной цивилизации.
Того авторитета на международной арене, того уровня материальной жизни, пусть скромного, без излишеств, но абсолютно безбедного для самого что ни на есть захудалого человечка всей нашей великой страны - СССР, той безопасности и уверенности в завтрашнем дне, которыми до сих пор гордятся все, кто жил во времена Брежнева, той образованности и духовного развития, каких достигли народы бывшего СССР, а не только его элиты, вряд ли они достигнут ещё когда-нибудь, по крайней мере в ближайшем будущем.
Именно при Брежневе был принят и установился незыблемый регламент празднования Дня Победы. Утром - военные парады во многих городах страны и прежде всего в Москве на Красной площади. Поздравительная речь главы государства. Возложение
венков у могилы Неизвестного солдата возле Кремлёвской стены.
Кстати именно при Брежневе и был зажжён вечный огонь у могилы в память о победителях в войне. Праздничные салюты и шествия миллионов людей. К которым никто никого не обязывал и не принуждал. А вечером - традиционное застолье с тихим и скромным поминовением имён павших и пожеланием жизни здравствующим ветеранам.
Хорошая традиция - Бессмертный полк - добавилась уже во времена президентства В.В. Путина - шествие по городам и весям сперва России, а теперь и всего мира, десятков миллионов людей с портретами участников Великой Отечественной войны. У Путина отец воевал, был тяжело ранен. Мать оказалась в блокаде Ленинграда. Моя мать тоже пробыла там 602 дня и ночи. И, по её скупым рассказам, чуть с ума не сошла.
Показательна реакция Путина в ходе его Большой пресс-конференции 19 декабря 2019 г.: «Я вот на что хотел бы обратить внимание, что хотел бы вспомнить. Ведь это в документах прописано, в их документах, нацистской Германии: часть славянского населения использовать на работах, больщую часть - за Урал, на северные территории. На что это? На вымирание».
И далее, чувствуется сказал от всего сердца, с болью и надеждой на лучшее будущее нашей цивилизации: «Речь шла не просто о сохранении государственности, речь шла о сохранении этноса восточно-славянского. Вот о чём шла речь. Когда ясышу, что, может быть, было бы хорошо Ленинград сдать и так далее, мне хочется сказать: «Вы придурки?! Нет? Вас бы никого не было, кто так сегодня рассуждает!» (2).
Так что, хотя Путин и родился в 1952 г., его смело можно назвать сыном Бессмертного полка Великой Отечественной.
Инициаторами Бессмертного полка выступили томские журналисты Сергей Лапенков, Сергей Колотовкин и Игорь Дмитриев. В Томске был создан Устав Полка. Определены его основополагающие принципы. Путин лично ежегодно
участвует в маршах Бессмертного полка.
В настоящее время Бессмертный полк превратился в международное общественное гражданско-патриотиче-ское движение по сохранению личной памяти о поколении Великой Отечественной войны. Благослови его Бог и не дай ему превратиться в бюрократическое мероприятие государственных чиновников и популистских политиков.
Москве состоялся ежегодный Парад в ознаменование 74-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Скоро состоится Парад-2020, в честь 75-летия Великой Победы. Но нам думается, что вряд будет нарушена Традиция и парад пройдёт не так, как проходил с 1965 года.
Полагаем, что и в 2020 году традиционно Парад откроет рота барабанщиков Московского военного музыкального училища. Маршевым шагом, а это 120 шагов в минуту, ни меньше ни больше, прочеканят по брусчатке Красной площади в составе пеших расчётов офицеры, сержанты и солдаты соединений и воинских частей, слушатели и курсанты военно-учебных заведений, воспитанники суворовских военных и Нахимовских училищ, кадетских корпусов, юнармейцы, представители других силовых ведомств.
В механизированной части Парада Победы-2019 были представлены легендарный танк Т-34, защищённые автомобили «Тайфун», боевые машины пехоты БМВ-3, бронетранспортёры БТР-82А, БТР-МДМ, боевые машины поддержки танков «Терминатор», пусковые установки ракетных комплексов «Яр», зенитные ракетные системы С-400, зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцырь-С1» и другая техника. Готовые к Параду 120 самолетов не пролетели над Красной площадью из-за плохой видимости.
3. Красная площадь. Парад По-беды-2019_
9 мая 2019 г. на Красной площади в
Перед ветеранами, высшим руководством страны и тысячами простых зрителей приехавших со всех концов необъятной Российской и мировых цивилизаций отмаршировали 35 пеших парадных расчётов, проехали 130 единиц современного вооружения и военной техники, отыграл 1000-трубный военный оркестр. Всего участников Парада было свыше 13 тыс.
Сплав молодости и опыта, силы и разума. Единство мужчин и женщин-военнослужащих. Эстетика и неподдельная красота военной выправки и доблести. Торжество натуральной природы человека и военной техники. Как на картинах гениального русского художника
A.А.Дейнеки (1899-1969), воспевавшего в своём творчестве воинскую и спортивную доблесть Советской цивилизации. Словом, всё как всегда.
Но в 2019 г. не обошлось и без некоторой изюминки. На этот раз не в области материальной культуры, а в сферы идейно-политических и можно даже сказать историко-философских новаций. Они прозвучали в традиционной речи президента страны на Красной площади
B.В. Путина.
4. Неразрывность истории России-СССР
Поздравив присутствовавших на Красной площади с Днём Победы, днём нашей гордости и скорби, безграничной благодарности защитникам Отечества, разгромивших нацизм, президент впервые на официальном уровне подчеркнул преемственность между Советской и Российской (Восточно-христианской православной) цивилизациями, выделил их общие цивилизационные ценности и смыслы в борьбе с внешними врагами.
Вот как это выглядело в стенограмме выступления Путина: «В истории нашей страны немало героических свершений, но на особом месте победа над фашизмом, возмездие нацистам за все их бесчинства, за то, что они возомнили себя высшей расой и развязали страшную войну».
И затем - выделил доминанту в своей речи: «Этой обнаглевшей силе покорились многие государства, и безнаказанность застила нацистам глаза. Они думали, что смогут так же, в считанные недели, подмять под себя и Советский Союз - тысячелетнюю историческую Россию. Не вышло!» (2).
Путин в данной речи не воспользовался терминами цивилизационного анализа Великой Победы, которые он неоднократно вводил в свои другие общероссийские и общемировые выступления. Но в речи на Параде Победы-2019 Путин дал ясно понять всем без исключения, что Советский Союз - это продолжатель и естественный субъект неотделимый от тысячелетней исторической России.
Путин, как говорится, свёл берега в течении единой реки - социологии истории России. Напомнил всем сомневающимся, а заодно и фальсификаторам истории России, что она берёт истоки в тысячелетней давности Древнерусской цивилизации, являющейся общим началом для всех этапов развития исторической России, включая и этап Советской цивилизации.
Этим выводом в своей торжественной речи, посвящённой Великой Победе, Путин, как нам представляется, на общегосударственном уровне положил конец бессмысленным спорам о периодизации истории России.
В истории нашего 1150-летнего Отечества недопустимо ни противопоставлять, ни тем более вычёркивать из неё какие бы то ни было периоды и этапы развития. Путин конкретизировал и утвердил историко-философское и идейно-историческое единство исторической ткани России и соответственно -исторического пространства и глубины Российской (Восточно-христианской православной) цивилизации.
5. Цивилизационный суверенитет Российской Федерации
Речь Путина на Красной площади в день Парада Победы-2019 является по нашему мнению развитием социологи-
ческих и международно-правовых положений его Послания Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года.
«Россия не может быть государством, если она не будет суверенной. Некоторые страны могут. Россия - нет» (3).
Эта прозвучавшая в Послании-2019 социально-политическая аксиома характеризует место и роль Российской Федерации в цивилизационной системе координат современного мира.
Содержание и смысл суверенитета для России означает следующее. Российская Федерация либо будет суверенным, значит независимым в международных отношениях и мировой политике государством, либо её как государства не будет вообще.
Мировой порядок складывается так, что Россия не может быть государством, если не отстоит свой суверенитет. Многие страны остаются государствами, переставая быть суверенными. Например, Украина после государственного переворота 2014 года. Свой суверенитет она променяла на антирусскую болтовню и долларовые подачки Международного валютного фонда. И таким образом превратилась в государство внешнего управления «вашингтонским обкомом», как любит выражаться Председатель Компартии Российской Федерации Г.А.Зюганов.
В Послании-2019 Путин чётко и однозначно разъяснил всем что значит для России развиваться как суверенному государству. Это означает:
1) сохранять Россию как страну-цивилизацию, основанную на: а) собственной идентичности; б) многовековых традициях; в) культуре всех народов, населяющих Российскую Федерацию;
2) давать достойные ответы на циви-лизационные вызовы стремительно меняющегося современного мира;
3) развивать арсенал средств для ответов на возникающие вызовы:
а) объединять усилия всех социально-политических сил российского общества;
б) действовать солидарно всему населению страны;
в) консолидировать общество на достижение совместных целей;
г) заинтересовать всех граждан в делах страны;
д) приумножать уверенность в наших силах, возможностях и ресурсах.
По сути, в Послании-2019 была сформулирована концепция единства современного российского общества на основе исторического опыта и традиций развития всей Российской (Восточно-христианской православной) цивилизации.
Современные тенденции свидетельствуют, что цивилизационный суверенитет России, её место и роль в системе мировых цивилизационных координат определяются как минимум тремя ключевыми факторами.
Первый фактор - это благосостояние и благополучие конкретных людей, возможности раскрытия способностей человеческой личности.
Второй фактор - восприимчивость и способность общества и государства реагировать на стремительные технологические и производственные перемены.
Третий фактор - свобода для предпринимательской деятельности и инициативы.
6. Цифры и показатели
Условия прорывного развития невозможно перевести в конкретные цифры и показатели. Они постоянно меняются исходя из внешней и внутренней конъюктуры. Но именно цифры и показатели оказываются базовыми в достижении общего успеха.
По данным МВФ размеры ВВП по ППС (паритету покупательной способности) в миллиардах долларов США составляют: 1) КНР - 23208; 2) США -19485; 3) Индия - 9474; 4) Япония -5443; 5) Германия - 4199; 6) Россия -4016; 7) Индонезия - 3250; 8) Бразилия - 3246; 9) Великобритания - 2925 (4). Маловато по меркам России? (4).
По секторам реального производства (промышленность+сельское хозяйство): 1) КНР - 11070; 2) Индия - 4329; 3) США - 3858; 4) Россия - 1489; 5) Япония - 1333; 6) Германия - 1289 (5).
На душу населения объём ВВП по ППС в России вырос с 2000 тыс. долларов США до 30 тыс. в 2019 г. 30 тыс. долларов. Сопоставим с уровнем показателей стран Южной и Восточной Европы. Хотя проблема бедности для 15 миллионов жителей страны остаётся весьма чувствительной.
За три последних десятилетия динамика мировой экономики растёт исключительно в странах незападных цивилизаций. Доля западных стран в глобальном ВВП по ППС снизилась с 58 до 40 процентов. Доля государств группы в-7, из которой Россия вышла по своей инициативе в 2014 г. по причине воссоединения с Крымом и бессмысленности её пребывания в их числе, упала с 46 до 30 процентов.
Просто поразительно! Такую ситуацию с положением России в мировой экономике даже представить себе было невозможно ещё каких-нибудь лет 10-15 назад, Тем более в лихие 1990-е годы. И не только в России. А и в целом в генеративно-политических центрах незападных цивилизаций - Китае, Индии, Бразилии, Индонезии. Если так и дальше пойдёт, то что же станет с глобализмом и гегемонизмом в мире Западно-христианской цивилизации? С созданным ею после развала СССР од-нополярным мировым устройством?
Ответы на эти и многие другие циви-лизационные вызовы современного мира содержатся в материалах Петербургского экономического мирового форума, состоявшегося в июне 2019 г. При этом отметим, анализируя эти материалы, что Путин уже высказал недовольство тем, как развиваются события в российской экономике после этого форума. И прежде всего - торможение роста благосостояния основной массы населения страны.
7. ПМЭФ-2019
К удивлению всего мира Петербургский международный экономический
форум в считанные годы своего проведения, а начал он свою деятельность с 1997 г., а с 2005 г. в его работе стали принимать участие Путин и руководители многих других государств мира, практически вытеснил по своей значимости с мировой арены известный швейцарский Давос.
Ежегодно в Санкт-Петербург съезжаются до 10 тысяч политических деятелей и представителей крупнейших транснациональных компаний из более чем 120 стран мира. Запад и Восток. Север и Юг. Наплевали на американские и западноевропейские санкции против России и других незападных цивилизаций. Объём достигаемых на форуме сделок превышает десятки миллиардов рублей.
Какие ещё нужны доказательства подтверждения с одной стороны циви-лизационного суверенитета России, а с другой - неуклонного роста её авторитета в мировом экономическом и социально-политическом сообществе?
Тезисы выступления президента Путина:
1) за период с 2011 по 2017 гг. рост глобальной экономики составил около 3 процентов. Показатели неплохие. Но могли быть и лучше.
2) несмотря на этот рост мировая экономика находится в системном кризисе;
3) его главная причина в том, что установившаяся после окончания холодной войны доминирующая модель развития, основанная на западной либеральной традиции под названием ев-роатлантической, перестала соответствовать новой архитектуре мировой экономики;
4) координация правил и институтов мирового хозяйства и финансов, получившая название политики «количественного смягчения» кризисных проблем, не решила их по существу, а лишь отодвинула в будущее;
5) мировая торговля перестала быть драйвером или по-русски - двигателем мировой экономики, а новый драйвер в виде суперсовременных технологий
пока ещё только формируется и не заработал в полную силу.
Главный вывод: западно-либеральная модель глобализации, предложенная в конце ХХ века, всё меньше соответствует формирующейся новой экономической реальности и по сути оказывается основным источником кризиса международных экономических отношений (6).
Этот вывод поверг в шок либералов всех мастей и народов. Их пропагандисты тут же поспешили квалифицировать выступление Путина как «второй Мюнхен». Первый произошёл в 2007 г., когда Путин на конференции по безопасности предсказал окончание эры однополяр-ного мира и необходимости перехода к учёту интересов всех участников международных отношений и мировой политики, а не только США и их ближайших сателлитов.
Выходом из сложившейся негативной ситуации в мировой экономике известен и не требует особых усилий для своей реализации. Необходимость считаться со стремительным ростом новых экономик с развивающимися рынками, со своими интересами, своими цивилизационными платформами развития, собственными взглядами на глобализацию и региональные интеграционные процессы.
Однако такая необходимость встречается ведущими странами Западно-христианской цивилизации в штыки. Они не собираются отказываться от заданных ими же самими шаблонов, поставивших их экономики в исключительное положение, дав им фору и громадную ренту, которые и предопределили их лидерство в ХХ1 веке.
Под разговоры о равенстве, свободе торговли, честной и открытой конкуренции Запад перешёл к торговым войнам и санкциям, откровенному экономическому рейдерству или по-русски - захвату чужих активов и предприятий, выкручиванию рук, запугиванию, устрашению и устранению конкурентов способами далёкими от рыночных.
В результате проблемы глобального неравенства только усугубляются как
между странами и регионами, так и внутри самих стран и регионов. По сути со стороны Запада речь идёт о формировании двух несвязанных между собой миров. Один мир получает доступ к самым передовым системам образования, здравоохранения, к современным технологиям. Другой мир не имеет никаких перспектив и шансов даже вырваться из нищеты, а не то, чтобы хоть как-то развиваться.
В качестве реальной платформы современного мирового экономического порядка может быть предложена своего рода хартия развития мировой экономики на принципиально иных основах, включающих такие меры, как:
1) достижение новых договорённостей, не только прописанных на бумаге, но и соблюдаемых на практике;
2) уважение цивилизационного суверенитета как безусловного права каждой страны на собственный путь развития;
3) ответственность за своё и за всеобщее устойчивое развитие;
4) гармонизация национальных интересов взамен навязываемого общего канона;
5) совместное взаимодействия;
6) добропорядочная конкуренция и сотрудничество между цивилизациями и их странами при условии соблюдения собственных моделей развития;
7) открытый диалог и демократичное принятие коллективных решений в мировой политике и международных отношениях.
В общем как это не покажется удивительным, но подобный набор принципов деятельности не является неким открытием для мировой экономики. Это естественно-исторические параметры её развития за последние десятилетия. В разной степени они были характерны даже в период существования так называемой биполярной системы мирового устройства, то есть до развала СССР.
8. Мировой экономический порядок
То, что происходит сегодня - результат бесшабашности западных элит, уверовавших в свою непогрешимость и пользующихся полнейшей безответственностью из-за утраты над ними всякого контроля со стороны мирового сообщества. Очевидно, что такая бесба-шенность в деятельности западных элит долго продолжаться не сможет. Рано или поздно им придётся посчитаться с произошедшими переменами. Вопрос - какими способами, опять с использованием мировой, третьей по счёту во всемирной истории, войны?
9. За русский народ
Цивилизационный социально-политический и экономический анализ Путиным наследия Великой Победы - это не просто дань благодарности победителям их потомков. Это - позиция политика, руководителя одной из великих держав современного мира. Если угодно - идейно-политическая и культурологическая платформа, представляющая вклад в разработку той самой национальной идеи, о которой ведутся ожесточённые споры после развала СССР в 1991 г.
Впервые высший руководитель страны не стесняется своей русской эт-ничности. Заявляет о принадлежности к русскому, а не какому-нибудь другому, народу из проживающих в Российской Федерации. Что, разумеется, не даёт ни малейших намёков на недооценку этих народов. Просто Путин, считая себя русским, говорит в первую очередь от лица русского народа. Он - за русский народ, а не против любого другого народа. Представители любого другого народа могут поступать также в отношении своих народов как поступает Путин в отношении русского народа.
Путин ввёл в политический и научный оборот категории русского мира. И активнейшим образом продвигает и развивает позиции этой всемирной социально-этнической и культурологической общности в мировом социуме.
Путин открыто демонстрирует свою православную цивилизационную идентичность. Считает себя православным
русским верующим и не скрывает этого. Что тоже происходит впервые в политической истории нашей страны после Октябрьской революции 1917 года.
Оценка разворота Путина в сторону русского мира, его стремления олицетворять Российскую (Восточно-христианскую православную) цивилизацию, подталкивает многих русских и россиян к сравнению Путина со Сталиным. Что тут можно сказать?
10. О пользе сравнений в социологии истории России
Разумеется, в социологии истории России методам исторических сравнений и исторических аналогий принадлежит одно из самых почётных мест. И мы этими методами всегда будем пользоваться, чего и всем другим исследователям от души желаем. Тем более что сравнивать можно кого-угодно с кем-угодно. От любых сопоставлений всегда выигрывает знание.
Но, как нам представляется, сравнение Путина со Сталиным не выдерживает серьёзной критики. Совершенно разный масштаб личностей.
Несопоставимы времена, в которые страной руководил Сталин с современностью. Абсолютно разные цели и задачи у страны сегодня и тогда. Есть, правда, один внешний побудительный мотив для возможного сопоставления этих политиков.
И Путину в наши дни, и Сталину в военное время свойственно стремление приумножить пассионарность русского народа, утверждать русский суперэтнос в качестве ведущей этнодоминанты в многонациональном мире цивилизаций. Рискуем ошибиться, но скорее всего именно за такое стремление либералы всех мастей и народов ненавидят Сталина, а теперь и Путина, объявляют их исчадием ада и проклинают самыми непотребными эпитетами.
Если не забыли, то такой же разворот в сторону русской проблематики был совершён Сталиным и во времена Советской цивилизации. Хотя Сталин, считавший себя марксистом-ленинцем,
естественно, не пользовался цивилиза-ционной терминологией. Он был приверженцем формационного метода анализа истории и действительности, предложенного К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Русская тема в деятельности Сталина возникает на практике со второй половины Великой Отечественной войны. В аккурат после начала разгрома армии Па-улюса под Сталинградом в январе-феврале 1943 г. Согласны, что переломный момент в Великой Отечественной войне. После него руководители не только в СССР, но и в других странах начали задумываться о послевоенном развитии мирового сообщества.
Какими целями руководствовался Сталин, обратившись к русскому фактору в истории и современности нашей страны, сказать невозможно. Никаких явных признаков таких перспектив в позиции Сталина не просматривалось. Но набор политических решений был налицо.
Напомним ключевые даты сталинского поворота к русской теме в Советской цивилизации. Это: 6 января 1943 г. - восстановление погон для личного состава Красной Армии и 15 февраля -для личного состава Военно-морского флота; 15 мая - роспуск Коммунистического Интернационала как космополитической организации; 4 сентября - восстановление института патриаршества в Русской Православной церкви, приостановленного Петром 1.
Идейно-политическим и философски-историческим венцом начатого разворота стал тост Сталина «За русский народ» 24 июня 1945 г. на приёме в Кремле командующих войсками Красной Армии после первого Парада Победы на Красной площади в Москве. Преемственная связь с этим приёмом прослеживается буквально в лицах.
Дело в том, что тамадой на банкете был соратник Сталина и его личный товарищ, нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов (1890-1986). Сегодня в Государственной думе председателем комитета по науке и образованию является внук Молотова, названный в честь
деда Вячеславом, - Никонов В.А. Вот как тесна талантами история России!
На банкете прозвучал 31 тост, из них 5 заздравных в честь Верховного Главнокомандующего. Сталин взял слово последним. Безусловно он чувствовал себя триумфатором. Ведь прошло всего две недели после разгрома немецкого фашизма. И мог бы повести себя соответственно банкету, оптимистично и самоуверенно. Никто бы его за это даже и не подумал осудить. Авторитет Сталина находился на самом высшем пике в его политической карьере. Но Сталин избрал другой вариант - философско-ис-торический с позиций как он любил говорить диалектического материализма.
Тезисы выступления Сталина даём с некоторой стилистической корректировкой для удобства его современного восприятия и понимания по стенограмме, а не по газетному отчёту в «Правде»:
1) как представитель Советского правительства, - начал Сталин и сразу же отметим, выступил не как Генеральный секретарь ЦК ВПК(б), а как председатель Совнаркома, то есть правительства, - хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа (Бурные, продолжительные аплодисменты, крики «Ура!»);
2) за здоровье русского народа, потому что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза;
3) за здоровье русского народа, потому что он заслужил в этой войне и раньше всей своей историей, звание руководящей силы Советского Союза среди всех народов страны;
4) за здоровье русского народа, потому что он не просто руководящий народ, но и потому что обладает здравым смыслом, общеполитическим здравым смыслом и терпением;
5) советское правительство немало ошибалось, особенно в начале войны в 1941-1942 гг., во время отступления какой-нибудь другой народ мог выразить осуждение и отправить руководство страны в отставку, поставить другое
правительство, которое смогло бы заключить мир с Германией и обеспечить народу покой. Это могло случиться, имейте в виду;
6) но русский народ не пошёл на компромисс с врагом, выразил доверие правительству, которое в первые два года не овладело событиями, не совладало с создавшимся положением. Однако русский народ верил, терпел, выжидал и надеялся, что правительство с событиями всё-таки справится;
7) вот за это доверие правительству, которое русский народ ему оказал, спасибо ему великое! За здоровье русского народа! (Бурные, долго несмолкающие аплодисменты). (6). (См. Наука и жизнь, № 5, май 2019 г.,- электронная версия).
В воспроизведённых тезисах содержатся практически всё выступление, за исключением небольших повторов и лёгкой редакции для современного восприятия текста. К тексту можно добавить лишь два маленьких комментария.
Первый. Сталин впервые в СССР объединил два народа - советский с русским. Даже поставил в центр советского народа русский народ, назвав его руководящим народом Советского Союза. Или как принято в социологии мировых цивилизаций, выделил русский народ в качестве ядра советского народа и как этнодоминанты Советской (Восточно-христианской православной) цивилизации.
Второй комментарий. Сталин вычленил главные черты русского народного характера: здравый смысл, терпение, выдержку, доверие руководству страной, бескомпромиссность в борьбе с внешним врагом.
Эти черты русского народа всегда помогали ему в трудные годины жизни. Без них русские вряд ли стали бы одним из величайших в мире суперэтносов. Не смогли бы сплотить вокруг себя десятки других народов в могучую цивилизаци-онную общность.
Кто знает, как пошло бы развитие Советской цивилизации в дальнейшем, с учётом безоговорочного признания её русской этнодоминанты, если бы не
вмешались антирусские силы всегда присутствовавшие в ВКП(б) и советском руководстве.
11. «Русская песня» Сталина
«Русская песня» Сталина оборвалась на полуслове с января 1948 г., когда было инициировано Ленинградское дело. За которым последовали «дело врачей» после смерти А.А.Жданова (август 1948 г.), борьба с космополитизмом после создания в 1949 г. государства Израиль.
Торжества по случаю 70-летия со дня рождения Сталина (декабрь 1949 г.) уже снова проходили под сурдинку о пролетарском интернационализме и дружбе всех советских народов. Статья Сталина «Марксизм и вопросы языкознания» (1950) была выдержана в марксистско-ленинской тональности. Попытки Сталина отыграться на Х1Х съезде партии (октябрь 1952 г.) мало что дали.
Хотя накануне съезда в газете «Правда» была опубликована статья Сталина «Экономические проблемы социализма». Впоследствии она стала основой последней теоретической работы Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» (декабрь 1952 г.).
В этих работах Сталин фактически повторил ключевые положения политэкономии социализма и стратегии социалистической индустриализации и коллективизации СССР середины 1930-х годов. Не отказываясь от курса на построение коммунизма, Сталин призывал к эволюционному методу экономических реформ. Объявлял закон стоимости главным для этапа социалистического строительства. Признавая возможность прямого продуктообмена, предупреждал о преждевременности отмены товарно-денежных отношений и финансовых институтов.
Центральным политическим элементом «разбольшевизации» страны могло стать, но не стало, изъятие из названия партии термина «большевики». ВКП(б) была переименована в
КПСС. Правда, переименование обосновывалось не продолжением утверждения национальных традиций социализации партии и общества в целом, начатого в период индустриализации и коллективизации страны, а как раз наоборот - их интернационализацией.
Естественно, что после репрессий против «русской партии» Вознесенского-Попкова-Кузнецова ни о каком русском народе как об этнодоминанте Советской цивилизации уже никто даже не заикался. Снова в ход пошли подзабытые клише времён Октябрьской революции о мировом пролетариате, всемирной классовой борьбе, загнивании мирового капитализма, торжестве марксизма-ленинизма как вечно живого учения трудящихся всего мира и др.
Честно говоря, очень и очень жаль, что из-за политических дрязг и непрестанной внутрипартийной борьбы за власть был упущен всемирно-исторический шанс, представившийся для Советской цивилизации в результате Великой Победы, окончательно утвердится на рельсах естественно-исторического развития Восточно-христианской православной цивилизации.
12. В наши дни
Вот и в наши дни поворот к русской теме может стать кратковременной вспышкой одного из русских руководителей страны, но не долгожданной стратегией развития России как страны-цивилизации во всей полноте проявившей себя ещё во времена царствования Александра III (1845-1894). Либеральный, а значит в основе своей антирусский реванш, постоянно маячит на горизонте и выскакивает как чёрт из табакерки в самых разнообразных формах.
То в виде унижения Русской православной церкви. Протесты либеральной общественности в лице ряда этнических групп против передачи РПЦ Исаа-киевского собора в Санкт-Петербурге. Демонстрации той же части либерально-этнической общественности с неприятием строительства православного храма на месте ипатьевского дома,
где была расстреляна семья Николая II. То в инициировании всяческих нарушений прав человека, вроде «дела журналиста Голунова». Это последние примеры. А вообще этих примеров хоть отбавляй.
Но самая непреступная цитадель отечественных русофобов либералов -экономическая модель развития страны по лекалам МВФ и Всемирного банка. Путин никак не решается на её демонтаж. За четверть века торжества в России экономического либерализма отечественную экономику капитально засосала та самая мировая евроатлантиче-ская модель, которую так убедительно и с таким русским смаком раскритиковал Путин в выступлении на пленарном заседании ПМЭФ-2019.
Выбраться из-под её действия не так-то просто. Многие на этом до Путина «ломали зубы». Тому же Сталину уход из-под воздействия мировой экономической системы капитализма дался крайне тяжело и с огромными жертвами. А может и стал причиной его смерти в марте 1953 г. Обстоятельства кончины вождя до сих пор не прояснены до конца и вызывают массу вопросов.
Словом, пока рановато говорить о торжестве русского наследия в Великой Победе. Предстоит ещё серьезный путь очищения от завалов прошлого забытья достижений Российской (Восточно-христианской православной) цивилизации и устроения жизни по стандартам современного Домостроя как солидарной и соборной общности, о которой писали русские крупнейшие мыслители.
Такие, как например Д.И. Менделеев (1834-1907) в замечательной книге-пророчестве «К познанию России», Н.Я. Данилевский (1822-1885) - в «России и Европе», К.Н. Леонтьев (1931-1891) - в «Ви-зантизме и славянстве», И.А. Ильин (1883-19540 - «Наших задачах» и др. (7).
Кстати все эти и многие другие труды президенту Путину хорошо известны. Они им не просто прочитаны, но внимательнейшим образом проработаны. Иначе он бы постоянно не ссылался на эти и другие работы в своих
ключевых политических выступлениях и речах. И этот аспект в политическом багаже президента также напоминает всем эрудицию Сталина, прочитывавшего в день по 500 страниц социально-политических текстов.
Литература
1. Гуслерев Е.Н. Сталин в жизни. Систематизированный свод воспоминаний современников, документов эпохи, версий историков. М.ОЛМА-ПРЕСС Звёздный мир, 2003, с 518. Генералиссимус Советского Союза, - Wikipedia.org.ru, 05.01.2020.
2. Владимир Путин: «Идеология возможна только одна - патриотизм», -«Завтра», 19.12.2019.
3. Парад Победы на Красной площади. Выступление В.В.Путина на Параде Победы 9 мая 2019 года, -Kremlin.ru|events. 10.05.2019.
3. Россия была и будет суверенным, независимым государством, - Завтра, 20.02.2019.
4. Завтра, 23.02.2019.
6. Владимир Путин выступил на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума, -Kremlin.ru|events, 07.06.2019.
7. Менделеев Д.И. К познанию России. М. Айрис-пресс, 2002.
8. Данилевский Н.Я. Россия и Европа, М, Алгоритм, 2016.
9. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство, М. Изд-во Дар, 2005.
10. Ильин И.А. Наши задачи // Собрание сочинений в десяти томах. М. «Русская книга», 1993, Т. 2, книга 1.
Apology of the Great Victory. 1941-1945:
Victory Day. Stalin and Putin Vasetskiy N.A.
Moscow State University M.V. Lomonosov Today, few people remember that Victory Day as a nationwide holiday with a day off on May 9 in Russian (Soviet) civilization was established thanks to the initiative of the Secretary General of the Central Committee of the CPSU L.I. Brezhnev. It happened in 1965. Until this date, Victory Day, although it was considered a holiday date, was not widely and popularly celebrated as a great
holiday. Formally, the Victory Day holiday was established by Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR immediately after the capture of Berlin on May 8, 1945 and was to be celebrated on May 9 of each year. The festive date was adopted without discussion by the two chambers of the Supreme Council - the Council of the Union and the Council of Nationalities - at the annual session of the country's highest legislative body. This demonstrative routine and bureaucratic arrogance of the establishment of such an important holiday in the life of Soviet civilization is still incomprehensible. In a word, it's too early to talk about the triumph of the Russian heritage in the Great Victory. There is still a serious way to clear from the rubble of the past oblivion of the achievements of the Russian (East Christian Orthodox) civilization and to arrange life according to the standards of modern Domostroi as a solidarity and conciliar community, about which Russian leading thinkers wrote. Keywords: World War II, Victory Day, I.V. Stalin,
V.V. Putin References
1. Guslerev E.N. Stalin in life. A systematic set
of memoirs of contemporaries, documents of the era, versions of historians. M. OLMA-PRESS Star world, 2003, p. 518. Generalissimo of the Soviet Union, -Wikipedia.org.ru, 01/05/2020.
2. Vladimir Putin: "Only one ideology is possible
- patriotism", - "Tomorrow", 12/19/2019.
3. Victory Parade on Red Square. Speech by
Vladimir Putin at the Victory Parade on May 9, 2019, Kremlin.ru | events. 05/10/2019.
3. Russia was and will be a sovereign, independent state, - Tomorrow, 02/20/2019.
4. Tomorrow, 02/23/2019.
6. Vladimir Putin spoke at the plenary meeting
of the St. Petersburg International Economic Forum, - Kremlin.ru | events, 07/07/2019.
7. Mendeleev D.I. To the knowledge of Russia.
M. Iris Press, 2002.
8. Danilevsky N.Ya. Russia and Europe, M, Algorithm, 2016.
9. Leontyev K.N. Byzantism and Slavism, M.
Publishing House Dar, 2005.
10. Ilyin I.A. Our tasks // Collected works in ten volumes. M. "Russian Book", 1993, T. 2, book 1.