Научная статья на тему 'Апология авторологии в перспективе музыковедения'

Апология авторологии в перспективе музыковедения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
205
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРОЛОГИЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ АВТОРОЛОГИЯ / AUTHOROLOGY OF MUSIC / СОВРЕМЕННЫЙ КОМПОЗИТОР / MODERN COMPOSER / AUTHOROLOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чепеленко Ксения Олеговна

Проблематика <автора художественного> обширна, многообразна и актуальна, пока существует творчество, искусство и наука. Теоретическое направление отечественной филологической науки об <авторе художественном> стало определяться в 20-е годы прошлого века. Его полемически-заостренное развитие не привело к формированию современной парадигмы автора художественного. Маска, образ, лик, фигура автора таковы некоторые координаты исследования поэтики автора, метафорически представленной в исторической ретроспективе. Современный взгляд на проблему утверждает: автор, главный актор литературной практики, открывает возможность изучения литературного произведения в его целостном единстве. Новый виток развития теории автора связан с теоретическими воззрениями И. Карпова и его авторологической парадигмой. Данная статья посвящена авторологическому дискурсу, разомкнутому в сферу историкотеоретического музыковедения. В качестве объекта исследования выступает авторология как научная область филологии, наука об авторе. Предмет исследования фокусируется на фигуре композитора в свете авторологической парадигмы. Цель работы предполагает выявление ряда авторологических характеристик, участвующих в построении концептуальной модели современного композитора. Осмысляя перспективу авторологического подхода к рассмотрению заявленной проблематики, необходимо отметить: далеко не вся концептуальная основа авторологического дискурса соответствует ракурсу музыкальной авторологии, обозначенному в данном исследовании. Речь идет только о той части теоретических представлений, которая эксплицирует автора художественного в свете высказываний о собственном творчестве, характеризуя его в аспекте литературно-оформленного <авторского слова>. Такой тип интроспективного высказывания <автора музыкального> (композитора) соответствует интенции самопрезентации. Интенция эта пронизывает деятельностное пространство композитора-творца, охватывая многообразие осуществляемых им творческих практик. Данный тезис репрезентирует оригинальную стратегию исследования и его оригинальную смысловую доминанту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Apologia of Authorology in the Long Term of Musicology

Arious Problems of author is very actually in sphere of the humanities today. Concept of author is wildespread in science and art. The literary theory of the author is known as authorology. Authorology (greek author itself, logos a word, the doctrine) is a science concerned with the author of literary and art product considering him as the subject of literary and art activity. Authorology formed as self-contained branch of analytical philology in the last few decades the XX-th centuries. I. Karpov became the founder of this direction. The article is about the problems of authorology discourse opened into the sphere of historical theoretical musicology. This is a new scientific approach to musicology. I can suggest to denote it as musical authorology. The musical authorology is a verbal composer’s say about himself and his creations. The composer’s word can exist in different form. The composer’s word attending in music context is one of displaing aspects of verbal principle in author’s creativity. One more aspect is composer’s word, concerning with such piece of music, but placed outside the music text. The fourth type is an interpretating composer’s word about his music. Author’s self-analysis of his music piece is especially valuable. This field is a composer musicology (A term suggested by T. Naumenco). We can consider an aggregate of these aspects as a modern music authorology, where composer and his verbal utterance about himself and his creations can get a key role.

Текст научной работы на тему «Апология авторологии в перспективе музыковедения»

Литература

1. Асламас А. Священная дубрава: Клавир оперы (рукопись).

2. Васильев А. Чакка: Клавир оперы (рукопись).

3. Васильев Ф. Шывармань: Клавир оперы (рукопись).

4. Гачев Г. Ускоренное развитие литературы: на мат-ле болг. лит. 1-й половины XIX века. - М.: Наука, 1964. -312 с.

5. Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы. - М.: Прогресс, 1979. - 320 с.

6. Жиганов Н. Алтынчеч: Клавир оперы (рукопись).

7. Жиганов Н. Джалиль: Клавир оперы (рукопись).

8. Жиганов Н. Тюляк и Су-Слу: Клавир оперы (рукопись).

9. Иванишин В. Нарспи: Клавир оперы (рукопись).

10. Нигмедзянов М. Татарская народная песня в обработке композиторов. - Казань: Таткнигоиздат, 1964. - 139 с.

11. Пустыльник И. Нарспи: Клавир оперы (рукопись).

12. Салитова Ф. Музыкальные драмы Салиха Сайдашева: Роль жанра в становлении татарской профессиональной музыки. - Казань: Таткнигоиздат, 1988. - 159 с.

13. Сапаев Э. Акпатыр: Клавир оперы (рукопись).

14. Соколов А. Теория стиля. - М.: Искусство, 1968. - 228 с.

15. Хирбю Г. Нарспи: Клавир оперы (рукопись).

References

1. Aslamas A. Sviashchennai dubrava: Klavir opera (rukopis') [The sacred oak grove Aslamas: Piano Opera (manuscript)]. (In Russ.).

2. Vasil'yev A. Chakka: Klavir opery (rukopis) [Chakka: Piano Opera (manuscript)]. (In Russ.).

3. Vasil'yev F. Shyvarman': Klavir opery (rukopis') [Piano Opera (manuscript)]. (In Russ.).

4. Gachev G. Uskorennoe razvitie literatury: na materiale literatury i poloviny XIX veka [Accelerated development of literature: on a material bolg. Litas. 1st half of the XIX century]. Moscow, Nauka Publ., 1964. 312 p. (In Russ.).

5. Djurishin D. Teoriia sravnitelnogo izucheniia literatury [The theory of comparative study of literature]. Moscow, Progress Publ., 1979. 320 p. (In Russ.).

6. Zhiganov N. Altynchech: Klavir opery (rukopis) [Altynchech: Piano Opera (manuscript)]. (In Russ.).

7. Zhiganov N. Dzhalil': Klavir opery (rukopis') [Jalil: Piano Opera (manuscript)]. (In Russ.).

8. Zhiganov N. Tiuliak and Su-slu: Klavir opery (rukopis') [Tyulyakov and Su-Slu: Piano Opera (manuscript)]. (In Russ.).

9. Ivanishin V. Narspi: Klavir opery (rukopis') [Narspi: Piano Opera (manuscript)]. (In Russ.).

10. Nigmedzianov M. Tatarskaia narodnaia pesnia v obrabotke kompositorov [Tatar folk song in the treatment of composers]. Kazan', Tatknigoizdat Publ., 1964. 139 p. (In Russ.).

11. Pystyl'nik I. Narspi: Klavir opery (rukopis') [Narspi: Piano Opera (manuscript)]. (In Russ.).

12. Salitova F. Muzykal'nye dramy Salikha Saidasheva: Rol' zhanra v stanovlenii tatarskoi professional'noi musyki [Musical drama Salih Saidashev: The Role of the genre in the formation of the Tatar professional music]. Kazan', Tatknigoizdat Publ., 1988. 159 p. (In Russ.).

13. Sapaev E. Akpatyr: Klavir opery (rukopis') [Akpatyr: Piano Opera (manuscript)]. (In Russ.).

14. Sokolov A. Teoriia stilia [The theory of style]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1968. 228 p. (In Russ.).

15. Khirbiu G. Narspi: Klavir opery (rukopis') [Narspi: Piano Opera (manuscript)]. (In Russ.).

УДК 78.072

АПОЛОГИЯ АВТОРОЛОГИИ В ПЕРСПЕКТИВЕ МУЗЫКОВЕДЕНИЯ

Чепеленко Ксения Олеговна, кандидат социологических наук, ассистент кафедры философии, гуманитарных наук и психологии, Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского (г. Саратов, РФ). E-mail: [email protected]

Проблематика <автора художественного> обширна, многообразна и актуальна, пока существует творчество, искусство и наука. Теоретическое направление отечественной филологической

науки об <авторе художественном> стало определяться в 20-е годы прошлого века. Его полемически-заостренное развитие не привело к формированию современной парадигмы автора художественного. Маска, образ, лик, фигура автора - таковы некоторые координаты исследования поэтики автора, метафорически представленной в исторической ретроспективе.

Современный взгляд на проблему утверждает: автор, главный актор литературной практики, открывает возможность изучения литературного произведения в его целостном единстве. Новый виток развития теории автора связан с теоретическими воззрениями И. Карпова и его авторологической парадигмой.

Данная статья посвящена авторологическому дискурсу, разомкнутому в сферу историко-теоретического музыковедения. В качестве объекта исследования выступает авторология как научная область филологии, наука об авторе. Предмет исследования фокусируется на фигуре композитора в свете авторологической парадигмы.

Цель работы предполагает выявление ряда авторологических характеристик, участвующих в построении концептуальной модели современного композитора.

Осмысляя перспективу авторологического подхода к рассмотрению заявленной проблематики, необходимо отметить: далеко не вся концептуальная основа авторологического дискурса соответствует ракурсу музыкальной авторологии, обозначенному в данном исследовании. Речь идет только о той части теоретических представлений, которая эксплицирует автора художественного в свете высказываний о собственном творчестве, характеризуя его в аспекте литературно-оформленного <авторского слова>. Такой тип интроспективного высказывания <автора музыкального> (композитора) соответствует интенции самопрезентации.

Интенция эта пронизывает деятельностное пространство композитора-творца, охватывая многообразие осуществляемых им творческих практик. Данный тезис репрезентирует оригинальную стратегию исследования и его оригинальную смысловую доминанту.

Ключевые слова: авторология, музыкальная авторология, современный композитор.

APOLOGIA OF AUTHOROLOGY IN THE LONG TERM OF MUSICOLOGY

Chepelenko Kseniia Olegovna, PhD in Sociology, Assistant of Department of Philosophy, Humanities and Psychology, V. I. Razumovsky Saratov State Medical University (Saratov, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Various Problems of author is very actually in sphere of the humanities today.

Concept of author is wildespread in science and art. The literary theory of the author is known as authorology. Authorology (greek author - itself, logos - a word, the doctrine) - is a science concerned with the author of literary and art product considering him as the subject of literary and art activity.

Authorology formed as self-contained branch of analytical philology in the last few decades the XX-th centuries. I. Karpov became the founder of this direction.

The article is about the problems of authorology discourse opened into the sphere of historical theoretical musicology. This is a new scientific approach to musicology. I can suggest to denote it as musical authorology.

The musical authorology is a verbal composer's say about himself and his creations. The composer's word can exist in different form. The composer's word attending in music context - is one of displaing aspects of verbal principle in author's creativity.

One more aspect - is composer's word, concerning with such piece of music, but placed outside the music text. The fourth type is an interpretating composer's word about his music. Author's self-analysis of his music piece is especially valuable. This field is a composer musicology (A term suggested by T. Naumenco). We can consider an aggregate of these aspects as a modern music authorology, where composer and his verbal utterance about himself and his creations can get a key role.

Keywords: Authorology, Authorology of Music, Modern Composer.

Музыкальная авторология (если можно будет в дальнейшем так называть это направление) - междисциплинарного плана терминопо-нятие, предлагается к введению в музыковедческий тезаурус. Молодая отрасль аналитической филологии со своим особенным предметом, тер-миносистемой и научной стратегией - автороло-гия - продолжает наметившуюся в научном дискурсе в конце прошлого века, линию изучения <автора художественного> как субъекта творческой активности. С тех незапамятных пор получило распространение весьма авторитетное суждение: «не произведение, подчиненное канону, а его создатель, центральной категорией поэтики является - не стиль или жанр, а автор» [1, с. 33].

Теория автора не теряет своей актуальности на протяжении длительного периода времени. Общеизвестно, авторское искусство вписано в историю искусств, представленную новоевропейской академической традицией, сложившейся в живописи, скульптуре, литературе, поэзии, музыки, театре. И пока существует авторское искусство, проблема эта будет волновать ученые умы, что, собственно, и подтверждает огромное количество научных дискуссий, исследований в этой сфере. Ни одно из них не обходится без отсылок к трудам таких известных ученых, как М. М. Бахтин [2], В. В. Виноградов [5], А. Б. Есин [8], Б. О. Кор-ман [16], Ю. В. Манн [20], В. В. Прозоров [21], Н. Т. Рымарь [22], В. П. Скобелев [22], И. П. Карпов [12-13].

Можно определенно констатировать: авторо-логическая теория, преодолевая собственные дисциплинарные рамки, выходит в более широкое знаниевое пространство. Мы говорим о музыковедении как о возможной точке приложения авто-рологической концепции и об авторе-композиторе как носителе авторологической интенции и авто-рологической модальности. Верификация этого положения инициирует оригинальную исследовательскую стратегию автора данной публикации.

Как проявляется специфика авторологиче-ского подхода применительно к фигуре автора-композитора - таков ключевой вопрос, смысловой узел развернутой ad hoc рефлексии.

Профессиональный облик современного композитора полифоничен, многопрофилен, Неудивительно поэтому, что в понятие <художественное наследие> наряду с корпусом музыкальных

произведений композитора органично включается литературная составляющая его творчества, в которой большой удельный вес имеют непосредственно авторские высказывания о творчестве, творческом методе, композиторской технике и т. д. Очевидно, что словесная деятельность композитора, только этим содержанием не ограничивается.

Полемические и критические статьи, эссе, обсуждения новых произведений, научные исследования, методологические разработки, учебные пособия, автобиографические заметки... -все перечисленное не охватывает полного объема жанровых направлений, представляющих сферу композиторской словесности.

Одну из существенных сторон композиторского «литературного поведения» (Ю. М. Лот-ман) представляет дискурс композитора о самом себе, что само по себе не ново в музыковедении. Традиционно при изучении творчества композитора практикуется обращение к литературным трудам, авторской информации, отличающейся качеством подлинности, достоверности.

Очевидна обусловленность специфики музыкальной авторологии природой композиторского творчества: музыка словесно невыразима, тем не менее, в творческой работе композитора определяющее значение имеет не только образно-звуковое но и словесно-когнитивное мышление, способное создать некую «понятийную опору музыки» [4].

Известная мысль о том, что композитор может творить без помощи словесного языка, вербальных представлений - нынче нонсенс. Лучший контраргумент этому находим у И. С. Тургенева: «Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках». В отношении современного музыкального искусства, главными координатами которого являются интеллектуализация, литературизация, математизация, мысль русского классика приобретает аксиоматическое звучание.

Амбивалентность словесно-музыкального в структуре композиторской деятельности проявляется в стратегии самопрезентации. Для композиторов во все времена остается актуальной идея самопрезентации, стихия самовыражения, реализуемая в продукте творческой деятельности. Однако, как показывает композиторская практика, одной только музыки для самопрезентации

оказывается не вполне достаточно. Наделенные «геном литературности» (В. И. Мартынов) композиторы стремятся «раскрыться» через вербальные каналы авторского дискурса.

Не будет большим преувеличением сказать, что не только непосредственно результат художественного труда, но и, что весьма существенно, литературно оформленная рефлексия выступают сегодня релевантными формами творческой активности. Иными словами, <автор художественный^ атрибутируемый в контексте собственных произведений благодаря стратегии авторской «представленности», «формам авторского присутствия», получает возможность «быть услышанным», благодаря литературно-оформленным высказываниям.

И то, и другое одинаково важно для ав-торологии, но первая позиция, как известно, изучается в одном из разделов курса анализа музыкальных форм - теории музыкального содержания. Проблемой этой занимаются ведущие музыкальные ученые: В. Н. Холопова [33-37] Л. П. Казанцева [9-11], М. Г. Карпычев [14], А. Ю. Кудряшов [17-19].

Что же касается второй компоненты - то она остается, пока что, вне сферы интересов большинства исследователей и потому обладает в данном случае особой притягательной силой. В данном аспекте показательно направление, разрабатываемое И. Г. Умной [25-31]. Музыкальный ученый исследует поэтику творчества С. М. Слонимского в свете взаимоотражения вербального-невербального начал.

В исследовательский фокус данной работы попадает анализ авторологической информации, адресантом которой выступает композитор. Согласно сложившимся канонам, авторологическая интенция приоритетным признает <слово> самого автора. В узком значении лексема <слово> означает элемент художественной, поэтической речи, в широком - речевую конструкцию, высказывание. Такое представление о <слове> выдержано в духе П. А. Флоренского: «Когда по-русски мы говорим <слово>, то имеем в виду и целую речь, и отдельное предложение, и каждую отдельную часть речи. <...> Греческое слово Хоуо^ опять-таки имеет значение и речи, и отдельной фразы, и отдельного слова, в узком смысле» [32, с. 207]. Разномасштабные форматы авторского вербального «самовыражения» -

от отдельных реплик до развернутых высказываний, включая научные статьи, монографии и диссертационные исследования, - подходят под определение <слово> по П. А. Флоренскому.

Композиторы, метафорически интерпретируя понятие <слово>, находят ему разнообразное применение, используя в названии научной статьи, как это сделано у А. Шнитке в его «Слове о Прокофьеве» [3], или применительно к музыкальному сочинению. Речь идет о цикле из пяти произведений «Слово для духовых и ударных» (1975) А. Вустина.

Музыкальная авторология как вербально-словесной форма объективации деятельности композитора проблематизирует то, как автор/композитор в своей интеллектуально-художественной практике осуществляет интенцию само-интерепретации, самопрезентации, апеллируя к <слову>. В аксиологическом измерении первостепенное значение приобретает эстетическая информация, исходящая от автора и воплощающая его творческую рефлексию.

<Слово> композитора коммуникативно заряжено; оно направлено адресату, в лице которого автор, как правило, надеется встретить своего слушателя. <Слово> композитора, вызванное к жизни его музыкой, наделено объясняющими, комментирующими, интерпретирующими функциями. Таким оно предстает, локализуясь в программных названиях, посвящениях, авторских эпиграфах и авторских аннотациях.

Имманентно музыкальный модус композиторской авторологии, по сравнению с литературным его прототипом, более смещен в сторону теоретизирования, затрагивающего вопросы описания авторских систем, композиционных принципов, звуковой организации музыкальной ткани и т. д. Аналогичные технические проблемы существуют в литературоведении, но так сложилось, что их решением занимаются по преимуществу исключительно специалисты: филологи, лингвисты, переводчики.

В авторских ремарках, адресованных исполнителям, находит применение функция служебного <слова>. «Склонное» к теоретизированию <слово> композитора, авторская самоаналитика, автотеория представляет собой сферу научного авторского дискурса, ориентированного на рецепцию профессионалами. Таким образом, автороло-гическая интенция, эксплицированная в совокуп-

ности своих видовых форм, обращена к агентам, взаимодействующим в пространстве музыкального искусства.

Исследовательскую ситуацию в музыкальной науке сегодня характеризует повышенный интерес к анализу индивидуализированных композиционных структур, звуковых систем, неординарных форм фиксации авторской текста, названных Э. В. Денисовым «графическим кодированием музыкальной информации совокупностями избранных символов» [6, с. 112]. Без участия композитора разобраться в подобных «тонкостях» не представляется возможным. Скорее всего, именно поэтому автокомментирование можно считать авторологическим жанром номер один.

Крупной формой авторологического высказывания выступает автомонография. Своеобразным автопутеводителем по творчеству является книга В. А. Сильвестрова «Дождаться музыки» [23]. В автомонографии В. Екимовского -пожалуй, единственном такого формата труде композитора о самом себе, автор «настолько детально и досконально изложил свои взгляды и воззрения, настолько точно осветил проблемы своей композиционной технологии, содержания и формы, настолько ясно показал суть своей музыкальной философии, что, казалось, раз и навсегда закрыл для музыковедов вопросы собственного творчества, вопросы аналитических исследований и глубокомысленных обобщений» [7].

Специального рассмотрения заслуживают книги В. И. Мартынова, для исследовательской оптики которого «характерно стремление видеть музыку в слиянии с внемузыкальным началом» (см. [15, с. 42]). В его литературно-философских произведениях авторологические «мысли» вплетены в широчайший культурный контекст эпохи.

Производность музыкальной авторологии от литературоведческого прототипа обусловливает общность жанровых форм. Оба крыла авторо-логической теории объединяет жанровая тематика словотворчества, фокусируемого вокруг фигуры

автора (в нашем случае композитор). Этому соответствуют художественно-публицистические моножанры: автобиографическая, эпистолярная, мемуарная проза, дневники.

Диалог, интервью в различных своих разновидностях и вариантах (радио-теле-интернет) представляет «устную» разговорную форму авторологического дискурса, безотносительно того, кем являются его участники, писатели, композиторы или живописцы.

Не стремясь к панорамному охвату поставленной проблемы, остановимся в качестве некоторого промежуточного итога на нескольких наиболее существенных теоретических положениях, которые могли бы в дальнейшем быть проработаны более обстоятельно:

- авторология как результирующая взаимодействия художественного, публицистического и биографического начал творчества, как аспект диалога музыкального-внемузыкального в контексте творчества;

- взаимоотражение музыки и слова в пространстве авторологического высказывания;

- двойная вербально-невербальная автопрезентация как генеральная интенция музыкальной авторологии;

- жанровая спецификация музыкального ав-торологического дискурса;

- адресат музыкального авторологического дискурса;

- обогащение методологического аппарата музыковедения посредством авторологических стратегий.

Как междисциплинарная теория, концепция автора «открыта» всем направлениям гуманитарных исследований, будь то искусствознание, социология, культурология, эстетика философия или филология. Обозначенный в данной работе круг вопросов, связанный с проблематизацией музыкальной авторологии, эксплицирует ее значительный исследовательский потенциал.

Литература

1. Аверинцев С. С., Андреев М. Л., Гаспаров М. Л., Гринцер П. А., Михайлов А. В. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания: сб. ст. -М.: Наследие, 1994. - С. 33-38.

2. Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.

3. Беседы с Альфредом Шнитке / сост., авт. вступ. ст. А. В. Ивашкин. - М.: Культура, 1994. - 304 с.: ил.

4. Бурьянек И. К историческому развитию теории музыкального мышления [Электронный ресурс] // Театр. б-ка. - 2013. - URL: М1р://НЬ^кагр.сот/2013/01/31/бурьянек-и-к-историческому-развитию (дата обращения: 19.06.2015).

5. Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. - М.: Гослитиздат, 1961. - 614 с.

6. Денисов Э. В. Стабильные и мобильные элементы музыкальной формы и их взаимодействие // Денисов Э. В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. - М.: Советский композитор, 1986. -С. 112-136.

7. Виктор Екимовский [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ekimovsky.ru/

8. Есин Б. А. Литературоведение. Культурология: избр. тр. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 352 с.

9. Казанцева Л. П. Музыкальное содержание в контексте культуры: учеб. пособие. - Астрахань: Волга, 2009. -360 с.

10. Казанцева Л. П. Содержание музыкального произведения в контексте музыкальной жизни: лекции по курсу «Теория музыкального содержания». - Астрахань: АГК, 2004. - 127 с.

11. Казанцева Л. Тема как категория музыкального содержания // Музык. акад. - 2002. - № 1. - С. 131-139.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Карпов И. П. Авторология русской литературы (И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, A. M. Ремизов). - Йошкар-Ола: Марево, 2003. - 448 с.

13. Карпов И. П. Словарь авторологических терминов (учеб.-метод. вариант): кн. для учителей, студентов, преподавателей, аспирантов. - Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2012. - 212 с.

14. Карпычев М. Г. Теоретические проблемы содержания музыки. - Новосибирск, 1997. - 68 с.

15. Катунян М. Параллельное время Владимира Мартынова // Музыка из бывшего СССР. - М., 1996. - Вып 2. -С. 41-74.

16. Корман Б. О. Итоги и перспективы изучения проблемы автора // Страницы истории русской литературы. -М.: Наука, 1971. - С. 199-207.

17. Кудряшов А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII-XX веков: учеб. пособие. - СПб.: Лань, 2006. - 432 с.

18. Кудряшов А. Ю. К уточнению научно-категориального аппарата теории музыкального содержания // Семантика музыкального языка: мат-лы науч. междунар. конф. 27-28 февр. 2002 года / РАМ им. Гнесиных. - М., 2004. - С. 112-117.

19. Кудряшов А. Ю. Теория музыкального содержания. - СПб.: Планета Музыки, 2010. - 432 с.

20. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. - М.: Худож. лит., 1988. - 412 с.

21. Прозоров В. В. Автор // Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, С. Н. Бройтман и др.; под ред. Л. В. Чернец. - М.: Высш. шк., Академия, 1999. - 556 с.

22. Рымарь Н. Т., Скобелев В. П. Теория автора и проблема художественной деятельности. - Воронеж: Логос-Траст, 1994. - 264 с.

23. Сильвестров В. А. Дождаться музыки. Лекции-беседы. По мат-лам встреч, организованных Сергеем Пилютиковым. - Киев: Дух i лггера, 2010. - 368 с.

24. Сорокина Н. В., Романистика Л. М. Леонова: структурно-типологическая парадигма: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Тамбов, 2006. - 52 с.

25. Умнова И. Г. К проблеме осмысления сочинений С. М. Слонимского сквозь призму музыкально-литературного творчества // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2011. - № 4(10), ч. 1. - С. 178-181.

26. Умнова И. Г. Литературное творчество композитора Сергея Слонимского: моногр. - Кемерово: КемГУКИ, 2010. - 188 с.

27. Умнова И. Г. Явление литературоцентризма в музыкальном искусстве ХХ века // Мир науки, культуры, образования: междунар. науч. журн. - Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2008. - № 5 (12) . - С. 129-134.

28. Умнова И. Г. Литературное творчество композиторов // Вестн. Москов. ун-та: Сер. 9, Филология. - М.: Изд-во МГУ им. Ломоносова, 2008. - № 6. - С. 101-110.

29. Умнова И. Г. К проблеме изучения музыкальных текстов композитора в контексте его вербальных текстов // Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении: сб. науч. ст.: в 2 ч. / Кемеров. гос. ун-т культуры и искусств; ред. кол.: Е. Л. Кудрина (гл. ред.), А. В. Шунков, Л. Ю. Егле, сост. и отв. ред. И. Г. Умнова. -Кемерово: КемГУКИ, 2014. - Ч. 1. - С. 157-164.

30. Умнова И. Г. Вербальная и невербальная составляющие в музыкальном тексте современных композиторов // Музыкальное искусство и наука в ХХ1 веке: история, теория, исполнительство, педагогика: сб. науч. ст. по мат-лам Междунар. научн. конф., посвящ. 45-летию Астрахан. гос. консерватории / гл. ред. Л. В. Сав-

вина, ред.-сост. В. О. Петров. - Астрахань: ГАОУ АО ДПО «Астраханский ин-т повышения квалификации и переподготовки», 2014. - С. 103-107.

31. Умнова И. Г. Поэтика Сергея Слонимского: к проблеме взаимосвязи музыкального и литературного творчества. - СПб., 2012. - 39 с.

32. Флоренский П. А. Мысль и язык // Флоренский П. А. Соч. - М., 1990. - Т. 2: У водоразделов мысли. - С. 207.

33. Холопова В. Музыка как вид искусств. - СПб.: Планета музыки, 2014. - 320 с.

34. Холопова В. Музыкальное содержание: зов культуры - наука - педагогика // Музык. акад. - 2001. - № 2. -С. 34-41.

35. Холопова В. Н. Теория музыкального содержания [Электронный ресурс]: прогр.-конспект. - 2009. - 24 с. -URL: http://www.kholopova.ru/publ rus.html (дата обращения: 15.12.2014).

36. Холопова В. Специальное и неспециальное музыкальное содержание. - М.: ПРЕСТ, 2002. - 32 с.

37. Холопова В. Н. Три стороны музыкального содержания // Музыкальное содержание: Наука и педагогика: мат-лы I Всерос. науч.-практ. конф. / МГК им. П. И. Чайковского. - М.; Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. - С. 55-76.

References

1. Averintsev S.S., Andreev M.L., Gasparov M.L., Grintser P.A., Mikhailov A.B. Kategorii poetiki v smene literaturnykh epokh [Categories of poetics in changing of literary epochs]. Istoricheskaiapoetika. Literaturnye epokhi i tipy khudozhestvennogo soznaniia: Sbornik statei [The Historical poetics. Literary epoches and types of artistic consciousness. Proc.]. Moscow, Legacy Publ., 1994. 33 p. (In Russ.).

2. Bakhtin M.M. Avtor i geroi: K filosofskim osnovam gumanitarnykh nauk [Author and hero: To philosophical bases of humanities]. St. Petersburg, Alphabet Publ., 2000. 336 p. (In Russ.).

3. Besedy s Al'fredom Shnitke [Conversations with Alfred Shnitke]. Compiler, author of introductory article A.V. Ivashkin. Moscow, Kultura Publ., 1994. (In Russ.).

4. Bur'ianek I. K istoricheskomu razvitiiu teorii muzykal'nogo myshleniia [The historical development of the theory of musical thinking]. Teatral'naia biblioteka [Theatre library]. (In Russ.). Available at: http://lib.vkarp.com/2013/01/31/ (accessed 19.06.2015).

5. Vinogradov V.V. Problema avtorstva i teoriia stilei [The Problem of authorship and theory styles]. Moscow, Thin. lit., 1961. 614 p. (In Russ.).

6. Denisov E.V. Stabil'nye i mobil'nye elementy muzykal'noi formy i ikh vzaimodeistvie [Stable and mobile elements of musical form and their interaction]. Denisov E.V. Sovremennaia muzyka i problemy evoliutsii kompozitorskoi tekhniki [Modern music and the evolution of the composition technique]. Moscow, Soviet composer Publ., 1986, pp. 112-136 p. (In Russ.).

7. Viktor Ekimovskii. (In Russ.). Available at: http://www.ekimovsky.ru/.

8. Esin B.A. Literaturovedenie. Kul'turologiia: izbr. trudy [Literary Studies. Cultural Studies: FAV. works]. Moscow, Flint Publ.; Science Publ., 2003. 352 p. (In Russ.).

9. Kazantseva L.P. Muzykal'noe soderzhanie v kontekste kul'tury: ucheb. posobie [Musical content in the context of culture: Training tutorial]. Astrakhan', Volga Publ., 2009. 360 p. (In Russ.).

10. Kazantseva L.P. Soderzhanie muzykal'nogo proizvedeniia v kontekste muzykal'noi zhizni: lektsii po kursu "Teoriia muzykal'nogo soderzhaniia" [Fundamentals of music content: a Training tutorial]. Astrakhan, 2004, 127 p. (In Russ.).

11. Kazantseva L. Tema kak kategoriia muzykal'nogo soderzhaniia [Theme as a category of musical content]. Muzykal'naia akademiia [MusicAcademy], 2002, no. 1, pp. 131-139. (In Russ.).

12. Karpov I.P. Avtorologiia russkoi literatury (I.A. Bunin, L.N. Andreev, A.M. Remizov): monografiia [Astrologia of Russian literature. (I.A. Bunin, L.N. Andreev, A.M. Remizov): Monograph]. Yoshkar-Ola, 2003. (In Russ.).

13. Karpov I.P. Slovar' avtorologicheskikh terminov (uchebno-metodicheskii variant) [Dictionary of Autorological Terms]. Yoshkar-OlaMari State University Publ., 2004. 212 p. (In Russ.).

14. Karpychev M.G. Teoreticheskie problemy soderzhaniia muzyki [Theoretical problems of music content]. Novosibirsk, 1997. 68 p. (In Russ.).

15. Katunian M. Parallel'noe vremia Vladimira Martynova [Parallel time of Vladimir Martynov]. Muzyka iz byvshego SSSR [Music from the former USSR]. Moscow, 1996, iss. 2, pp. 41-74. (In Russ.).

16. Korman B.O. Itogi i perspektivy izucheniia problemy avtora [Results and Prospects of Studying the Problem of the Author]. Stranitsy istorii russkoi literatury [Pages of history of Russian literature]. Moscow, Science Publ., 1971, pp. 199-207. (In Russ.).

17. Kudriashov A.Iu. Teoriia muzykal'nogo soderzhaniia. Khudozhestvennye idei evropeiskoi muzyki XVII-XX veka [The Theory of Musical Content. Artistic Ideas of European Music of the XVII-XX centuries]. St. Petersburg, DOE Publ., 2006. 432 p. (In Russ.).

18. Kudriashov A.Iu. K utochneniiu nauchno-kategorial'nogo apparata teorii muzykal'nogo soderzhaniia [To clarify scientific and categorical apparatus of the theory of musical content]. Semantika muzykal'nogo iazyka: materialy nauchnoi mezhdunarodnoi konferentsii 27-28 fevralia 2002 goda [Semantics of the musical language: proceedings of the international conference on 27-28 February 2002]. Moscow, Gnesiny Russian Academy of Music Publ., 2004, pp. 112-117. (In Russ.).

19. Kudriashov A.Iu. Teoriia muzykal'nogo soderzhaniia [Theory of music maintenance]. St. Petersburg, Planeta muzyki Publ., 2010. 432 p. (In Russ.).

20. Mann Iu.V. Poetika Gogolia [Gogol's Poetics]. Moscow, Thin. lit. Publ., 1988. 412 p. (In Russ.).

21. Prozorov V.V. Avtor [Author]. Chernets L.V., Khalizev V.E., Broitman S.N. i dr. Vvedenie v literaturovedenie. Literaturnoe proizvedenie: osnovnye poniatiia i terminy: ucheb. posobie [Introduction to Literary Studies. Literary Work: Key Concepts and Terms: training manual]. Moscow, Higher school, Academy Publ., 1999, pp. 11-20. (In Russ.).

22. Rymar' N.T., Skobelev V.P. Teoriia avtora i problema khudozhestvennoi deiatel'nosti [The Theory of the author and the Problem of Artistic Activity]. Voronezh, Logos-Trust Publ., 1994. 264 p. (In Russ.).

23. Sil'vestrov V.A. Dozhdat'sia muzyki. Lektsii-besedy. Po materialam vstrech, organizovannykh Sergeem Piliutikovym [To Wait for Music. Conversational lectures. According to the materials of the meetings organized by Sergei Pilottown]. Kiev, Dukh i litera Publ., 2010. 368 p. (In Russ.).

24. Sorokina N.V. Romanistika L.M. Leonova: strukturno-tipologicheskaia paradigma: avtoref. dis. dr. filologicheskikh nauk [Novels by L.M. Leonov: structural-typological paradigm: author diss Dr. of Philology]. Tambov, 2006. 52 p. (In Russ.).

25. Umnova I.G. K probleme osmysleniia sochinenii S.M. Slonimskogo skvoz' prizmu muzykal'no-literaturnogo tvorchestva [To the problem of S. M. Slonimskii's compositions comprehension through the prism of musical-literary creativity]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul'turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and law Sciences, Culturology and art of History. The theory and practice]. Tambov, 2011, no 4(10), ch. 1, pp. 178-181. (In Russ.)

26. Umnova I.G. Literaturnoe tvorchestvo kompozitora Sergeia Slonimskogo: monografiia [Literary cheativity of composer Sergei Slonimsky: Monograph]. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture and Arts, 2010. 188 p. (In Russ.)

27. Umnova I.G. Iavlenie literaturotsentrizma v muzykal'nom iskusstve XX veka [The phenomen of literature centrism in music art of 20th century]. Mir nauki, kul 'tury, obrazovaniia: Mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal [World of science, culture and education: International scientific journal]. Gorno-Altaisk, Gorno-Altaisk State University Publ., 2008, no 5 (12), pp. 129-134. (In Russ.).

28. Umnova I.G. Literaturnoe tvorchestvo kompozitorov [Literary creativity of composers]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 9. Filologiia. Moscow, Lomonosov Moscow State University Publ., 2008, no 6, pp. 101-110. (In Russ.).

29. Umnova I.G. K probleme izucheniia muzykal'nykh tekstov kompozitora v kontekste ego verbal'nykh tekstov. Muzykal'naia kul'tura v teoreticheskom i prikladnom izmerenii: Sbornik nauchnykh statei: v 2 chastiakh [Musical culture in theoretical and applied dimension. Proc.]. Ed.: E.L. Kudrina, A.V. Shunkov, L.Iu. Egle, I.G. Umnova. Kemerovo, Kemerovo State University of Culture and Arts, 2014, part 1, pp. 157-164.

30. Umnova I.G. Verbal'naia i neverbal'naia sostavliaiushchie v muzykal'nom tekste sovremennykh kompozitorov [Verbal and non-verbal components in the music text of modern composers]. Muzykal'noe iskusstvo i nauka v XX veke: istoriia, teoriia, ispolnitel 'stvo, pedagogika: sbornik nauchnykh statei po materialam Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, posviashchennoi 45-letiiu Astrakhanskoi gosudarstvennoi konservatorii [Music and science in the twenty-first century: history, theory, interpretation, pedagogy Collection of scientific articles on materials of the International scientific. the conference, devoted to the 45 anniversary of the Astrakhan state Conservatory]. Ed. L.V Savvina, V.O. Petrov. Astrakhan, Astrakhan Institute of training and retraining Publ., 2014, pp. 103-107. (In Russ.).

31. Umnova I.G. Poetika Sergeia Slonimskogo: k probleme vzaimosviazi muzykal'nogo i literaturnogo tvorchestva [The poetics of Sergei Slonimsky: the problem of the relationship of musical and literary creativity]. St. Petersburg, 2012. 39 p.

32. Florenskii P.A. Mysl' i iazyk [Thought and language]. Florenskii P.A. Works. Vol. 2. The watersheds of thought. Moscow, 1990. 207 p. (In Russ.).

33. Kholopova V. Muzyka kak vid iskusstva [Music as an art form]. St. Petersburg, Planeta muzyki Publ., 2014. 320 p. (In Russ.).

34. Kholopova V. Muzykal'noe soderzhanie: zov kul'tury - nauka - pedagogika [Musical Content: Call of Culture -Science - Pedagogy]. Music Academy, 2001, no. 2, pp. 34-41. (In Russ.).

35. Kholopova V.N. Teoriia muzykal'nogo soderzhaniia: programma-konspekt [Theory of musical content: program-abstract], 2009. 24 p. (In Russ.). Available at: http://www.kholopova.ru/publ rus.html (accessed 15.12.2014).

36. Kholopova V. Spetsial'noe i nespetsial'noe muzykal'noe soderzhanie [Special and non-special Musical Content].

Moskow, PREST Publ., 2002. 32 p. (In Russ.). 3l. Kholopova V.N. Tri storony muzykal'nogo soderzhaniia [Three Sides of the Musical Content]. Muzykal'noe soderzhanie: Nauka i pedagogika: Materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. [Musical Content: Science and education: Materials of I all-Russia. Science-Practical. Conf.]. Moscow, Ufa, Ufa State Institute of Arts Publ., 2002, pp. 55-l6. (In Russ.).

УДК 786.2

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ В ФОРТЕПИАННОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Л. Н. САНЖИЕВОЙ

Цыбикова-Данзын Инесса Александровна, кандидат искусствоведения, доцент, доцент кафедры истории, теории музыки и общего фортепиано Института музыки, Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств (г. Улан-Удэ, РФ). E-mail: [email protected]

В статье проанализированы фортепианные произведения бурятского композитора Л. Н. Санжие-вой с целью выявления средств и приёмов музыкальной выразительности, какими создаётся национальное своеобразие музыки. Характеризуя творческий путь композитора, автор статьи отмечает, что Л. Н. Санжиева еще со студенческих лет и до настоящего времени, постоянно обращается к сочинению в сфере фортепианных жанров. Для анализа выбраны различные жанровые разновидности фортепианного жанра - пятичастная сюита «Бурятские танцы», пьеса «Настроение», фортепианный ансамбль «Степные напевы» и «Вариации» для двух фортепиано. Анализ осуществлен по традиционному плану - мелос, структура совокупности мелодических линий и фактуры сопровождения, с акцентированием на национально окрашенных средствах и приёмах музыкальной выразительности. В заключении автор отмечает, что Л. Н. Санжиева обогатила жанровый круг музыки Бурятии в сфере фортепиано, написав ансамбли для двух инструментов; композитор хорошо чувствует специфику изложения для фортепиано и является по складу своего мышления национальным композитором. Это складывается в умении Л. Н. Санжиевой, не подражая фольклорному мелосу, находить свои мелодические образы как близкие узкообъемным бурятским народным напевам, так и в широкой интервалике в стиле композиторской песни Бурятии. Эти свои мелодии композитор сопровождает фактурой разнообразного склада, логично используя и тонально-функциональную аккордику, и вертикали нетерцового строения (чаще кварто-квинтового), находит и соответствующую трактовку традиционных форм. Фортепианные сочинения Л. Н. Санжиевой являются ценным вкладом в музыкальное творчество Бурятии.

Ключевые слова: пентатонический лад, кварто-квинтовая аккордика, сюита, вариации, фортепианная пьеса.

NATIONAL FEATURES IN THE CREATIVE PIANO WORK OF L. N. SANZHIEVA

Tsybikova-Danzyn Inessa Alexandrovna, PhD in Art History, Associate Professor, Associate Professor of Department of History, Music Theory and General Music of Piano Institute, East-Siberian State Academy of Culture and Arts (Ulan-Ude, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The piano pieces of the Buryat composer L. N. Sanzhieva have been analyzed to reveal the means and techniques of music expression that create the national originality of music. Briefly describing the creative career of this composer, the author stresses that beginning from her student years to the present L. N. Sanzhieva has constantly been composing the piano pieces. A variety of piano genre pieces: five-part suite "Buryat dances," composition "Mood," piano ensemble "Steppe melodies" and "Variations" for two pianos have been chosen

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.