Научная статья на тему 'Антропоцентризм: вызовы информационной цивилизации'

Антропоцентризм: вызовы информационной цивилизации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
139
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПАРАДИГМАЛЬНЫЙ СИНТЕЗ / TRANSPARADIGMAL SYNTHESIS / ВИРТУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ / VIRTUAL COMMUNICATIVE PRACTICES / ТЕЗАРУС / ГАБИТУС / HABITUS / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / IDENTIFICATION / THESAURUS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мамедова Наталия Михайловна

Основные направления модификации природы человека под влиянием информационных технологий представлены многофакторной моделью, включающей социокультурные и биопсихологические параметры. Такая тенденция способствует наряду с деконструкцией классического антропоцентризма утверждению идеи ценности человека в новых условиях с учетом изменения его социокультурного и психофизиологического статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anthropocentrism: the challenges of information civilization

The main directions of the modification of human nature under the influence of information technologies are represented by a multi-factor model, which includes socio-cultural and biopsychological parameters. Such a tendency contributes along with the deconstruction of classical anthropocentrism to the assertion of the idea of human value in the new conditions taking into account the change in the socio-cultural and psycho-physiological status of a person.

Текст научной работы на тему «Антропоцентризм: вызовы информационной цивилизации»

Н.М. МАМЕДОВА доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии Российского экономического университета им Г.В. Плеханова*

Антропоцентризм: вызовы информационной цивилизации

Глобальные изменения опыта, пространства и времени культуры вследствие информатизации привели к существенным сдвигам в понимании человека и его места в мире, что поставило идеологию антропоцентризма перед новыми социальными вызовами. Проблемы проектирования будущего человека, связанные с актуальными тенденциями развития человеческого сообщества, приобретают особую значимость. Для формирования современных концептуальных представлений о человеке необходимо ассимилировать теоретико-методологические подходы, накопленные в различных науках. Новый образ человека содержит потенциальные возможности проекции будущего информационного общества.

Транспарадигмальный синтез при изучении человека с целью создания его целостного образа должен преодолеть разрыв между идеей человека как интегральной сущностью и результатами конкретных наук, между которыми по мере накопления знаний возрастает дивергентность. Основу такого синтеза может составить социальная антропология, которая рассматривает человека как системный биосоциокультурный феномен, проявляющий себя в структуре разнообразных социальных практик, социальных коммуникаций, социальных групп, социальных процессов. Информационные, телекоммуникационные технологии пронизывают все сферы общества, превращаясь в основной вид коммуникации, формируют новый тип человека с новым мышлением, новыми навыками, новыми потребностями, новым мировоззрением. Информационная культура преобразует столь же радикально субъективную сторону социальности, как и объективную. С одной стороны, в виртуальном прост-

* Мамедова Наталия Михайловна, e-mail: [email protected]

ранстве стало возможным расширить границы самоопределения, но, с другой стороны, жизнь человека стала более зависимой от инновационных технологий1. Такая тенденция способствует наряду с деконструкцией классического антропоцентризма утверждению идеи ценности человека с учетом изменения его социокультурного и психофизиологического статуса в новых условиях.

Проблема состоит в определении направлений модификации природы человека, которые могут быть представлены многофакторнрй моделью, включающей социокультурные и биопсихологические параметры. Коренным образом меняется характер деятельности человека под влиянием новых технологий. Диалоговая сущность информационных практик, опосредуемых символическими образами, актуализирует проблему понимания, интерпретации. Поскольку информационные потоки наполняют социальное пространство, то интерпретация и трансляция смыслов становятся значимыми формами социальной деятельности. Виртуальные коммуникативные практики предполагают как герменевтическую деятельность по истолкованию информации, так и деятельность, создающую новую ценностно-смысловую реальность. Новые виды деятельности в основном связаны с поиском и обработкой информации. Способность к инновациям, перемене деятельности, переобучению, овладению новыми профессиями определяет социальную успешность2. Сознание и сенсорика также адаптируются к новым условиям деятельности. Происходит фрагментация сознания, отражающая приспособление к бесконечному потоку информации. Скорость восприятия подменяет осмысление информации. Видоизменяется сенсорная система, происходит абсолютизация зрительного образа -визуализация. Наглядность замещает осмысленность.

Одной из самых дискуссионных является проблема продолжения эволюции человека и её сценариев в ракурсе инфо- и технологических инноваций цивилизации, особенно в связи с идеями формирования постчеловека. Проектирование будущего человека не может не учитывать изменение

1 Agibalova E, Barkova E, Ivleva M. Information ecology in structuring socio-cultural space of modern society // Proceedings of the 2017 2rd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities, 2017, р. 1146-1150.

2 Новикова ЕЮ. Системность и синергетика в науке // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования, 2012, № 1, с. 16-24.

его биологической природы, телесности. Телесность предстает как культурная универсалия, поскольку отношение к телу отражает глубинный смысл всех социальных преобразований1. Поэтому вмешательство в геном человека означает не только покорение его природы, но и крушение самой сущности гуманизма, основанного на идее ценности человеческой природы.

Как и социальное бытие существование человека в новой реальности крайне противоречиво2, балансирует на грани виртуального и реального. Перенос социальных практик в виртуальную реальность приучает человека решать нестандартные задачи в необычных условиях, он овладевает в процессе их решения и общения в новой коммуникативной среде множеством новых функций и социальных ролей. Поэтому изменяются также процессы идентификации. Традиционные идентификационные механизмы утрачивают свою значимость. Идентичность определяется различными символическими системами, которые заменяют однозначную определенность традиции.

Самоидентификация индивида в информатизирующемся обществе более не зависит от внешних референтов3, влиявших ранее на стиль жизни, жизненный путь (авторитет предков, клана, родственные связи, традиции). Самоопределение «Я» осуществляется через рефлексивное использование широкого символического контекста. Сам процесс организации сетевых сообществ превращается в разновидность социальной практики, которая задает как тезаурус (определенный код, язык общения), так и габитус (повторяющиеся модели взаимодействий в повторяющихся условиях)4. Это создает неограниченные возможности для самовыражения,

1 Mamedova N.M., Gavrish V.D., Skatershchikova A.V., Fomina A.S. Sports in social practice universe of modern civilization // Theory and Practice of Physical Culture, 2018, № 1, с. 5.

2 Гавриш В.Д. Философско-методологические основы анализа социально-экономических ситуаций // Фундаментальные исследования в естественнонаучной сфере и социально-экономическое развитие Белгородской области. 2013, с. 258-275.

3 Железнякова С.И. Проблема изучения коммуникативных стратегий молодежи // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку, 2016, № 1(13), с. 24-28.

4 Мамедова Н.М. Коммуникативный дискурс современности / Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 4-х частях. 2017, с. 94-95.

свободного выбора идентичности. Однако сам человек, попадая в полную зависимость от информационных технологий и ресурсов, превращается в оцифрованную единицу сети, которая диктует свои правила, нормы. Таким образом, свобода может оказаться мнимой, ловушкой для новых форм несвободы и зависимостей.

Поскольку человек все более зависим от цифровых технологий (в профессиональной и приватной сферах), постепенно заменяющих реальные социальные контакты симуля-тивными практиками, постольку виртуальная среда постепенно превращается в первичную экзистенциальную среду. «Человек общественный» модифицируется, все более превращаясь в «человека информационного». Информационный способ существования изменяет его бытие и в реальном социальном пространстве1. Под влиянием кибер-среды изменяется целиком способ жизнедеятельности. Идентичность зависит от количества информации, которую человек способен воспринять, а также от принадлежности к виртуальным сообществам в большей степени, чем к реальным, поскольку информационно-коммуникативное пространство превращается в значимую среду существования.

Эпоха тотальной информатизации, радикально изменяющая как социальное бытие, так и деятельность, психофизиологические характеристики, мироощущение и мировоззрение человека, неизбежно изменит и ценностно-смысловую основу культуры. Выработка норм и ценностей информационной цивилизации, которые отражали бы потребности гармонизации отношений личности и социума - это главная проблема техногенного общества. Решение этой проблемы предполагает включение антропологического измерения наряду с технологическим и социальным в число фундаментальных характеристик информационного общества.

Трудно прогнозировать в деталях, какая иерархия ценностей будет в информационном обществе. Можно предположить, что человек будущего будет обладать свободой выбора как в способах выражения собственной индивидуальности, так и в обретении разнообразных идентичностей. Умножаются контексты взаимодействия, коммуникативные со-

1 Мамедова Н.М. Информационное общество: новая онтология социального / Актуальные проблемы контекстуального анализа ситуационно-регионального многообразия социального развития России в XXI веке. 2017, с. 36-40.

общества, возрастает вероятность формирования многомерной личности с «плавающей», неопределенной идентичностью. Таким образом, процессы тотальной информатизации создают новую субъективность. Амбивалентный характер влияния мультимедиа на социально-психологический статус личности затрудняет построение моделей, прогнозирующих влияние современного техногенного общества на человека.1 Технологии будущего будут основываться (как и любые новации) на балансе между созиданием и разрушением и создадут много ситуаций социального риска в раз-новекторном развитии человека и цивилизации.

Мамедова Н.М. Антропоцентризм: вызовы информационной цивилизации. Основные направления модификации природы человека под влиянием информационных технологий представлены многофакторной моделью, включающей социокультурные и биопсихологические параметры. Такая тенденция способствует наряду с деконструкцией классического антропоцентризма утверждению идеи ценности человека в новых условиях с учетом изменения его социокультурного и психофизиологического статуса.

Ключевые слова: транспарадигмальный синтез, виртуальные коммуникативные практики, тезарус, габитус, идентификация.

Mamedova N.M. Anthropocentrism: the challenges of information civilization. The main directions of the modification of human nature under the influence of information technologies are represented by a multi-factor model, which includes socio-cultural and biopsy-chological parameters. Such a tendency contributes along with the deconstruction of classical anthropocentrism to the assertion of the idea of human value in the new conditions taking into account the change in the socio-cultural and psycho-physiological status of a person.

Keywords: transparadigmal synthesis, virtual communicative practices, thesaurus, habitus, identification

1 Скатерщикова А.В. Современный индивидуализм и потеря социальных связей // Социальная антропология: интеграция наук. Сб. научных статей по итогам Международной научной конференции. Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова. 2017, с. 140-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.