Научная статья на тему 'АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ'

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1873
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»

3) Ожидания инвесторов относительно спрэда доходности и его оценка - механизм влияния на рыночную стоимость фирмы;

4) Успешная фирма создает экономическую прибыль не ниже 0;

5) Ключевой параметр в анализе фирмы: -используются в инвестиционном (проектном) анализе; -оценке стоимости фирмы;

-оценке результатов деятельности;

Использованные источники:

1. Valuation. Alastair Matchett. Published by Adkins&Matchett (UK) Limited-trading as Adkins Matchett&Toy. Fourth edition 2013.

2. Лекции Ивашковской И.В по корпоративным финансам.

3. Corporate Finance. Theory and Practice. Second Edition. Pascal Quiry, Maurizio Dallocchio, Yann Le Fur, Antonio Salvi. John Wiley& Sons, Ltd. 2009.

4. RaJan, Zingales, 1995

5. Проскурин В.К. к.э.н. доцент кафедры "Финансовый менеджмент». Оптимальная структура источников финансирования предприятий. Аудит и финансовый анализ 03/2013

Минин Д.А. студент 4-го курса Кредитно-экономический факультет Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Россия, г. Москва

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ В ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ

ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Философию эпохи Возрождения отличал ярко выраженный антропоцентризм. Если в Средневековье человек рассматривался не сам по себе, а только в рамках своих отношений с Богом, то для Возрождения характерно изучение человека в его, так сказать, земном образе жизни. Формально мыслители этой эпохи по-прежнему ставили в центр мироздания Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Человек рассматривался как деятельная творческая личность — будь то в искусстве, политике, технике и т. д. Феодальному аскетизму, авторитету церкви, вере в потусторонний мир противопоставлялись светские интересы и полнокровная земная жизнь. Освобождение от духовных оков привело к необычайному расцвету искусства и литературы, становлению гуманистического мировоззрения.

Другая важная особенность эпохи заключается в формировании новой, пантеистической картины мира. Философы Возрождения тяготеют к отрицанию божественного творения, к отождествлению Бога и природы, своеобразному обожествлению природы и человека.

Обратимся к содержанию гуманистической концепции. В эпоху Возрождения выросло значение умственного труда, умножилось число лиц свободных профессий, появилась светская интеллигенция. Гуманисты, как правило, не были философами-профессионалами; это были представители новой социальной среды — политические деятели, дипломаты, филологи, поэты. Гуманисты сделали новые переводы античных авторов и извлекли из забвения многие их сочинения. Новые переводы враждебно встречались представителями схоластической традиции, поскольку прежние переводы были возведены до уровня не подлежащих обсуждению авторитетов. Ориентируясь на все богатство возрожденной культуры, гуманисты вступили в полемику с культом Аристотеля. В частности, в 1417 г. была найдена поэма Лукреция "О природе вещей"; обнаружены и переведены "Жизнеописания философов" Диогена Лаэртского и др. Никколо Никколи (ок. 1365-1437), один из гуманистов, купец, собиратель антикварных вещей, создал целую библиотеку, содержавшую около 800 рукописей произведений античных авторов.

Гуманисты негативно относились к официальному образованию, пронизанному церковно-схоластическим духом. Характерно, что гуманисты не имели отношения к университетам и не были связаны с интересами церкви. Гуманисты находились в оппозиции к ряду сложившихся в Средневековье концепций. Если в Средневековье в человеке на первое место ставилась душа и культивировалось пренебрежительное отношение к телу, то гуманисты стремились к полной реабилитации телесного начала в человеке. Духовно-телесный человек прекрасен. Если человек есть неразрывное единство души и тела, то не нужно бороться с его телесной, природной стороной и преодолевать греховную природу; наоборот, необходимо развивать телесную сторону человека. Такой подход к человеку антиаскетичен. Неслучайно гуманисты обращаются к возрожденному ими античному эпикуреизму. Гуманисты провозглашали доброту человеческой природы и равенство всех людей, независимо от рождения и принадлежности к тому или иному сословию. В человеке заложены возможности к совершенствованию. Характерно, что если в Средневековье идеализировался смиренный, покорный Богу человек, то гуманисты подчеркивали важную роль человеческой активности и деятельности. С их точки зрения, значимость личности определялась ее собственными заслугами. Важная черта гуманизма — антиклерикализм, критическое отношение к профессиональным служителям католической церкви, особенно к монахам, наиболее многочисленным представителям церкви. Бруни и Браччолини пишут диалоги "Против лицемеров", Валла — "О монашеском обете". В эпоху Возрождения изменяется форма философских произведений. Важным жанром становится диалог, поскольку он дает возможность всестороннего обсуждения проблем.

Гуманистическое движение зародилось во Флоренции. В начале XIV в. город был крупным политическим, торговым, финансовым и культурным центром. В городе со стотысячным населением было около 18 тыс. домов. Около десяти тысяч школьников посещали начальные школы, около тысячи — коммерческие школы и примерно шестьсот — "гимназии" при церкви (такие данные приводил Джованни Виллани), около половины мужского населения могло получить школьное образование.

Во Флоренции родился и долгие годы жил Данте Алигьери (12651321), в произведениях которого ("Божественная комедия", "Пир", "О монархии") гуманисты видели источник своих настроений и идей. Данте подчеркивает, что "из всех проявлений божественной мудрости человек — величайшее чудо". Он выдвигает новую идею — о двоякой роли человека. Человек предназначен к блаженству "вечной", посмертной жизни; но не меньшую ценность представляет его реальная, земная жизнь. Данте говорит, о том, что судьба "благородного человека" не предопределена рождением его в том или ином сословии и должна складываться на основе стремления "к доблести и знанию".

Признанным родоначальником гуманизма в Италии был поэт и философ Франческо Петрарка (1304-1374). Он пропагандировал древнюю культуру, собирал и исследовал старые рукописи и памятники культуры. Для произведений Петрарки типичны мотивы индивидуализма, восхищения природой, воспевания земной любви. Эти черты особенно ярко выражены в книге стихов, посвященных его возлюбленной Лауре. Петрарка считает, что теология, богопознание — вообще не дело людей. Он отвергает схоластическую ученость как "болтовню диалектиков", совершенно бесполезную для человека. Не следует упражняться в диалектике, в схоластической учености; нужно обратиться к проблемам человека. "Что пользы знать природу зверей, птиц, рыб и змей и либо игнорировать, либо не заботиться о знании природы человека". Кто мы, откуда и куда идем? Петрарка выдвигает на первый план моральную философию. Его взгляды означали разрыв с традицией официальной философии. Начиная с Петрарки, со второй половины XIV в. формируется тенденция уделять большое внимание латинской и греческой культуре и признавать античную культуру образцом для культурной деятельности.

Сильное влияние на формирование гуманизма оказал Джованни Боккаччо (1313-1375). В "Декамероне" он нападает на дворянство, выступает в защиту республики, прославляет пытливый разум и остроумие, кипучую энергию и полнокровную жизнь горожанина нового типа. Боккаччо высмеивает продажное, лживое и развратное духовенство, особенно монахов.

Видный гуманист Лоренцо Валла (1407-1457) стал одним из основоположников научной критики текстов, использования филологического метода понимания священных книг. Валла враждебно

относится к схоластической метафизике. Он восхваляет эпикуреизм, утверждая, что стремление к удовольствию есть требование природы, а потому безнравственных наслаждений не существует. Валла обосновывает полноценность жизни человека; духовная жизнь невозможна без телесного благополучия, всесторонней деятельности человеческих чувств. Однажды он даже выразил сожаление, что у человека только пять, а не пятьдесят или даже не пятьсот чувств. Наслаждение как "удовольствие души и тела" есть высшее благо. В 1440 г. Валла опубликовал трактат "Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина". Применив разработанные гуманистами методы филологической и исторической критики источников, он доказал, что эти источники фальшивы и служат юридическим обоснованием претензий папства на светскую власть.

Основные черты философии гуманизма

• Критика схоластической философии.

• Изменение стиля и содержания философствования.

• Переводы и комментарии к античным текстам, популярное их изложение на национальных языках.

• Эстетизация и морализация как отличительные черты философствования.

Таким образом, эпоха Возрождения была одним из самых выдающихся периодов в истории человеческой культуры. Его представители принимали полноценное участие в формировании и развитии мировой философии. Современную философскую культуру нельзя представить без тех элементов, которые принесла нам та эпоха. Мыслители этого периода были многосторонними личностями, наделенными яркими талантами и огромной энергией. Возрождение подарило нам прекрасное гуманистическое мировоззрение, которое способно делать людей добрее и справедливее, а человеческую жизнь разумней и прекрасней. Гуманисты подчеркнули ценность человеческой личности, независимость ее достоинства от происхождения и родовитости, способность человека к постоянному совершенствованию и уверенность в его безграничных способностях Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из творческих задач людей эпохи Ренессанса. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен богом. У них возникает пристальный интерес к визуальному восприятию, расцветает живопись и другие пространственные искусства. Именно они, обладающие пространственными закономерностями, позволяют более точно и верно увидеть и запечатлеть божественную красоту.

Использованные источники:

1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М., 2001. - Глава 3.

2. Философия: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М., 2001. - Раздел II, глава 4.

3. История философии: учебник для высших учебных заведений / отв. ред. В. П. Кохановский, В. П. Яковлев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на/Д, 2004

Минин Д.А. студент 4-го курса Кредитно-экономический факультет Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Россия, г. Москва ВОЗМОЖНОСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ТЕКУЩИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

УСЛОВИЯХ

Малый и средний бизнес является одним из наиболее важных элементов рыночной экономики, который играет весомую роль в экономическом росте страны, обеспечивает занятость населения, и участвует в создании валового национального продукта. Компании малого и среднего бизнеса предоставляют товары и услуги для удовлетворения потребностей населения, определяют экспортный потенциал страны, а также участвуют в формировании налоговых и неналоговых доходов страны, необходимых для реализации социальной, научно-технической, экономической политики государства.

С учетом напряженной макроэкономической ситуации в 2014 г. в виду введения санкций, оттока большинства капиталов с российского рынка МСП сталкивается со следующими проблемами:

1. В России доля малого и среднего бизнеса в ВВП значительно ниже, чем в развитых странах. К примеру, в 2013 г. в соответствии со статистикой The Market Guide вклад МСП в ВВП в России составил 22%, в то время, как в США 55%, в Великобритании 53%, в Китае 60%, Франции 62%, Японии 50 % и т.д. С учетом, что статистика за 2013 г., по итогам 2014 г. данные могут быть значительно хуже.

2. Компании, ориентированные на импорт, не выдерживают конкуренции при текущем курсе валют.

3. Недостаточное финансирование МСП или его отсутствие, особенно в социально-значимых проектах, имеющих большое социальное или научно-техническое значение, а не коммерческое. В связи с оттоком капитала и ухудшения инвестиционного климата МСП не может рассчитывать на сильную поддержку частных инвесторов на ближайшие годы.

4. Сложность привлечения кредитов коммерческих банков. Доступ на внешний рынок в связи с санкциями ограничен, а на внутреннем рынке ставки по кредитам слишком высоки в связи с поднятием ключевой ставки ЦБ до 17%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.