Научная статья на тему 'Антропоцентрические модели в англоязычном медиадискурсе'

Антропоцентрические модели в англоязычном медиадискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
193
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / ДИСКУРС / МЕДИАДИСКУРС / КОГНИТИВНАЯ КАРТА / КОНЦЕПТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Денисов Н.В.

В данной статье рассматриваются такие ключевые направления и понятия, как антропоцентризм, дискурс и медиадискурс. Статья также посвящена изучению феноменов концепта и когнитивной карты и различий между данными понятиями. Автор рассматривает, какое влияние англоязычный медиадискурс оказывает на формирование когнитивной карты человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTHROPOCENTRIC MODELS IN THE ENGLISH-SPEAKING MEDIA DISCOURSE

The article deals with such key definitions as anthropocentrism, discourse and media discourse. The article is also devoted to the research of such phenomena as concept and cognitive map and their distinction. The author also examines the influence of English media discourse on forming the cognitive map of a person.

Текст научной работы на тему «Антропоцентрические модели в англоязычном медиадискурсе»

УДК 81.2Англ

Н.В. Денисов *

АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ МЕДИАДИСКУРСЕ

В данной статье рассматриваются такие ключевые направления и понятия, как антропоцентризм, дискурс и медиадискурс. Статья также посвящена изучению феноменов концепта и когнитивной карты и различий между данными понятиями. Автор рассматривает, какое влияние англоязычный медиадискурс оказывает на формирование когнитивной карты человека.

Ключевые слова: антропоцентризм, дискурс, медиадискурс, когнитивная карта, концепт.

В наше время большое внимание уделяется человеческому фактору в языке, антропоцентризму. Лингвисты и исследователи, работающие в рамках других гуманитарных направлений, учитывают это при исследовании текста и дискурса. Важно понимать, что язык находится в тесной связи с человеком, его сознанием, деятельностью. Человек играет главную роль в том, что касается порождения и восприятия речи.

Современная лингвистическая парадигма ориентирована на человека как homo loquens и homo lingualis, что активизирует исследование человеческого фактора в языке и языковой картине мира в целом. Описание тела и души человека, его мыслей и эмоций, вкуса и предпочтений и многого другого из области жизнедеятельности, процесса познания мира и его осмысления позволяет выявить не только образ человека, но и особенности его мировосприятия. Данный подход носит явный отпечаток идиоэтнического понимания бытия и самого человека.

В ряду терминов антропоцентрическая лингвистика, антропологическая лингвистика, человеческий фактор в языке термин антропоцентризм языка восходит к античным философским учениям о человеке. В античной философии человек рассматривался как вершина мироздания. По образному выражению древнегреческого мыслителя Протагора, «человек есть мера всех вещей». Изучение языка с точки зрения антропоцентризма соответствует этой идее, поскольку речь здесь идет о языке человека и о человеке в языке. В языке закрепляется человеческое восприятие мира. Во все времена человек был главной темой философских, физических и метафизических учений. Согласно теории о ноосфере академика В.В. Вернадского, человек — это социальное существо, в котором, как, в микрокосме, сохраняются все свойства и закономерности биологической формы материи, или макрокосма [3, с. 117].

Е.С. Кубрякова относит антропоцентризм к отличительным чертам современной лингвистики.

В процессе интеграции гуманитарных наук изучение человека становится многоаспектным и более полным [5: 197].

Понятие человеческого фактора в языке является достаточно емким и неоднозначным. Антропоцентризм нацелен на изучение перцептивных, эмотивных, ментальных, прагматических и иных модусов отражения человека в языке. Кроме того, национальный язык как система миропонимания народа является той призмой, сквозь которую видят мир и самих себя его представители. «Человеческое присутствие» проявляется на всех уровнях языка в виде концептов и категорий, оценочности и экспрессивности, объективной и субъективной модальности, в формировании интерпретационного поля архетипических смыслов и т. д.

«Человеческое присутствие» особенно ярко проявляется в медиадискурсе. Медиадискурс — достаточно новое явление, представляющее собой связное информационное поле СМИ и распространяющее свое воздействие на различные социальные группы. Мы можем говорить о различных типах понимания медиадискурса, исходя из когнитивных установок адресанта (идеологическая направленность того или иного текста, идеи и отношение, заложенные в нем), характеристик целевой аудитории, лингвистических и экстралингвистических стратегий подачи информации и т. п.

Тексты СМИ служат средством формирования и изменения ментальной модели мира в сознании адресата, то есть носят воздействующий характер. Важно отметить, что адресатом в настоящее время является не отдельная личность, а определенные социальные группы, члены которых имеют сходные социокультурные характеристики. Модель мира, существующая в коллективном сознании, имеет регулятивный характер, во многом определяя поведение различных социальных групп.

Процесс коммуникации в СМИ определяется особенностями исторического периода и социальным устройством общества; в то же время он при-

* © Денисов Н.В., 2017

Денисов Никита Вячеславович (slash99@mail.ru), кафедра английской филологии, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

S2 Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология

Том 23 № 1.1 2017

зван формировать общественные структуры, представляя систему ценностей отдельных социальных групп и выражая отношения между этими группами. Многие события общественной жизни считаются значимыми только при условии освещения в СМИ. Медиадискурс сегодня не только отражает особенности массового сознания, но и организует его за счет формирования социально значимых смыслов.

В данной статье будет рассмотрен такой элемент когнитивной карты человека, как здоровье. Когнитивные карты относятся к тому же классу систем представления знаний, что и концепты. Рассмотрим различия между понятиями «концепт» и «когнитивная карта». Когнитивная карта, на наш взгляд, — это один из частных случаев реализации концепта, поскольку концепт является более широким понятием. Концепт — это идея, включающая абстрактные, конкретно-ассоциативные и эмоционально-оценочные признаки, а также спрессованную историю понятия [7, с. 412]. Мы полагаем, что когнитивная карта — это картина определенного объекта действительности (в данном случае — человека), которая создается в результате активных действий в информационном пространстве; когнитивная карта определяет местоположение отдельных воспринимаемых объектов и их характеристик в системе знаний человека и обладает субъективным характером, поскольку формируется в основномпод воздействием такого участника медиадискурса, как журналист.

Рассмотрим, каким образом англоязычный ме-диадискурс влияет на формирование и трансформацию когнитивной карты человека, специфика языкового представления которой находит свое отражение в медиадискурсе.

В анализируемой статье из журнала «The Atlantic» под заголовком «The Finnish Town That Went on a Diet» на первый план выходит такая особенность человека, как его здоровье. В данном случае здоровье как элемент когнитивной карты распадается на такие составляющие, как здоровый образ жизни, история здравоохранения, заболевания. Речь в статье идет о большом проценте мужчин среднего возраста в Финляндии, которые становятся жертвами сердечных приступов и болезней сердца (In a far eastern province of Finland middle-aged men were dropping dead of heart attacks at the highest known rates in the world). В статье говорится, что до 1972 года медицина в Финляндии была направлена на борьбу с инфекционными заболеваниями (Untilthen, public-health officials focused on infectious disease like flu epidemic sandpolio). Однако затем все силы были брошены на решение проблемы, связанной с сердечными приступами. После проведения медицинских исследований было выявлено, что частота сердечных приступов напрямую зависит от места проживания человека и его питания. Люди, живущие на юге, употребляют гораздо меньше мяса, поэтому процент сердечных приступов в таких стра-

нах минимален. Чем севернее страна, тем большее количество мяса употребляется в среднем человеком (The farther north the men lived, the more animal products they consumed and the more heart attacks they suffered). В Финляндии процент сердечных приступов очень высок. Однако автор данной статьи указывает на то, что большое количество употребляемого мяса не является единственной причиной заболеваний сердца. Среди других причин называются большое содержание масла в пище, которую употребляют финны, высокая жирность этой пищи, а также курение. К 1972 году более половины мужчин в Финляндии страдали от этой вредной привычки (BBy 1972, more than half of all men smoked).

Рассмотрим, как элемент когнитивной карты человека «здоровье» отражается в исследуемой статье на лексическом уровне. Для выполнения данной задачи необходимо выделить лексические единицы, которые автор статьи использует для описания болезней человека и причин возникновения болезней.

В исследуемой статье были выявлены лексические единицы, номинирующие различные заболевания. Можно выделить как словосочетания, обозначающие определенные болезни (heart attack, heart disease, flu, polio, tuberculosis), так и словосочетания, обозначающие определенный тип болезней без конкретизации (infectious disease), которые часто встречаются в тексте статьи. Можно сделать вывод о том, что автор данной статьи акцентирует внимание читателя на заболеваниях, которым подвержены молодые люди в Финляндии.

Перейдем к анализу лексических единиц, называющих причины данных заболеваний. В данной статье употребляются такие лексические единицы, как diet, smoking, tobacco, consumption of animal products. При помощи данных единиц автор статьи устанавливает причинно-следственную связь между такими составляющими когнитивной карты человека, как «образ жизни» и «здоровье человека». В создаваемой посредством текста статьи когнитивной карте данные составляющие выдвигаются на первый план при помощи выявленных языковых единиц.

Проанализировав лексические единицы, относящиеся к элементу «здоровье» когнитивной карты человека, можно сделать вывод, что лексических единиц, описывающих различные заболевания, гораздо больше (75 %), чем лексических единиц, обозначающих причины заболеваний (25 %). На наш взгляд, это обусловлено тем, что целью автора данной статьи является привлечение внимания читателей к заболеваниям, с которыми сталкиваются жители Финляндии, а также указание на причины подобных заболеваний и способы их лечения.

Рассмотрим статью из журнала «Newsweek», в которой на первый план также выходит такой элемент когнитивной карты человека, как «здоро-

вье». Речь в ней идет о молодых гражданах Саудовской Аравии, сталкивающихся с тремя основными проблемами: урбанизацией, недостатком образования и подверженностью влиянию Запада (urbanisation, lack of education and Westernisation could be to blame). Молодые люди в основном едят фастфуд, мало двигаются и постоянно пользуются своими гаджетами. Автор статьи выдвигает на первый план такую составляющую когнитивной карты человека, как «образ жизни». Чтобы описать нынешнее состояние современной молодежи, журналист применяет термин electronic potatoes и объясняет, чем он отличается от словосочетания couch potatoes (Young people's addiction to smart phones and social media has turned them into electronic potatoes, today's version of the couch potato but no longer confined to one room as with television). Помимо этого, молодые люди в возрасте от 20 до 40 лет совсем не занимаются спортом.

Результатом вышеперечисленных процессов является то, что большая часть молодых людей в Саудовской Аравии на данный момент страдает от множества различных заболеваний. Автор статьи перечисляет названия болезней, от которых страдает большое количество молодых людей. Так, было определено, что среди опрошенных 25 % страдают диабетом, 34 % — от повышенного кровяного давления, 25 % опрошенных курят, 27 % опрошенных страдают от лишнего веса или ожирения и у 19 % опрошенных была выявлена дис-липидемия (слишком большой уровень липидов в крови). Кроме этого, 86 % процентов молодых людей совершенно не занимаются физическими упражнениями (The study revealed that out of those who took part — 55 % of whom were women — a staggering 25 % had diabetes, 34 % had hypertension, 25 % were smokers, 27 % were obese, 19 % had dyslipide-mia — abnormally high levels of lipids in the blood — and 86 % did not do physical exercise).

Необходимо рассмотреть, каким образом элемент «здоровье» когнитивной карты человека реализуется в исследуемой статье на лексическом уровне. Для достижения данной цели необходимо выделить лексические единицы, которые автор статьи использует для описания тела человека, его болезней и причин заболеваний.

В исследуемой статье были выявлены лексические единицы, номинирующие органы человека. В частности, в данной категории можно выделить слово heart (сердце), которое встречается в статье неоднократно. Это свидетельствует о том, что автор данной статьи делает основной упор на проблемы здоровья, связанные с сердцем. Об этом говорит и само название статьи «One in Four Young Saudis at Risk of Heart Attack». В данной статье встречается большое количество лексических единиц, обозначающих различные заболевания, например, heart attack, heart disease, atherosclerosis, obesity, diabetes, hypertension, dyslipidemia. Рас-

смотрим лексические единицы, называющие причины этих заболеваний. Необходимо выделить такие лексические единицы, как unhealthy lifestyle, urbanisation, lack of éducation, Westernisation, fast food, do not exercise, smoking, addiction to smartphones and social media, zero intention of being physically active.

Проанализировав лексические единицы, относящиеся к такому элементу когнитивной карты человека, как «здоровье», можно сделать вывод о том, что лексических единиц, номинирующих заболевания и их причины, больше, чем лексических единиц, относящихся к телу человека. Целью автора данной статьи являлось привлечение внимания к заболеваниям, с которыми сталкивается современная молодежь_ и причинам этих проблем. Различие между двумя статьями в языковом выражении элемента «здоровье» когнитивной карты человека заключается в том, что в первой статье внимание читателя акцентируется на заболеваниях, а во второй статье встречаются слова и словосочетания, которые не только описывают различные болезни, но и указывают на их причины.

В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что в рамках медиадискурса на первый план выходит такая составляющая ко гни -тивной карты человека, как здоровье. При этом в данной составляющей основным компонентом является информация о различных заболеваниях. Необходимо отметить, что журналист, создавая когнитивную карту человека, не просто выдвигает на первый план здоровье, но и упоминает о причинах такого выдвижения (неправильный образ жизни, питание), которые приводят к изменениям в социальной жизни общества и впоследствии конструированию особой когнитивной карты в рамках медиадискурса.

Библиографический список

1. Бенвенист Э. О субъективности в языке // Общая лингвистика. М.,1974. 322 с.

2. Ван Дейк Т.А. К определению дискурса. Teun Van Dijk. Ideology: A Multidisciplinary Approach. London: Sage, 1998.

3. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. М.: Наука, 1994.

4. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. М., 1990. 107 с.

5. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во II половине ХХ века // Язык и наука конца ХХ века. М.: РГГУ, 1995. 420 с.

6. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. 182с.

7. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академический проект, 2001. 590 с.

8. Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса. Проблемы речевого воздействия. М., 2006. 133 с.

84 Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология

Том 23 № 1.1 2017

9. Stubbs M. Discourse Analysis: the Sociolinguistic Analysis of Natural Language. Oxford, 1983.

References

1. Benveniste E. O sub"ektivnosti v iazyke [On subjectivity in language]. In: Obshchaia lingvistika [General linguistics]. М., 1974, 322 p. [in Russian].

2. Van Dijk T.A. K opredeleniiu diskursa [On the definition of discourse]. In: Teun Van Dijk. Ideology: A Multidisciplinary Approach. London: Sage, 1998 [in English]

3. Vernadsky V.I. Zhivoe veshchestvo i biosfera [Live substance and biosphere]. М.: Nauka, 1994 [in Russian].

4. Kolshansky G.V. Ob"ektivnaia kartina mira v poznanii i iazyke [Objective view of the world in cognition and Language]. М., 1990, 107 p. [in Russian].

5. Kubryakova E.S. Evoliutsiia lingvisticheskikh idei vo II polovine XX veka [Evolution of linguistic ideas in the second half of the XX century]. In: Iazyk i nauka kontsa XX veka [Language and science of the end of the XX century]. М.: RGGU, 1995, 420 p. [in Russian].

6. Lingvisticheskii entsiklopedicheskii slovar [Linguistic encyclopedic dictionary]. М.: Sovetskaia entsiklopediia, 1990, 182 p. [in Russian].

7. Stepanov Yu.S. Konstanty: Slovar russkoi kul'tury: Izd. 2-e, ispr. i dop. [Constants: Dictionary of the Russian culture: 2nd edition, revised and enlarged]. М.: Akademicheskii proekt, 2001, 590 p. [in Russian].

8. Chernyavskaya V.E. Diskurs vlasti i vlast' diskursa. Problemy rechevogo vozdeistviia [Discourse of power and power of discourse. Problems of speech influence]. М., 2006, 133 p. [in Russian].

9. Stubbs M. Discourse Analysis: the Sociolinguistic Analysis of Natural Language. Oxford, 1983 [in English].

N.V. Denisov*

ANTHROPOCENTRIC MODELS IN THE ENGLISH-SPEAKING MEDIA DISCOURSE

The article deals with such key definitions as anthropocentrism, discourse and media discourse. The article is also devoted to the research of such phenomena as concept and cognitive map and their distinction. The author also examines the influence of English media discourse on forming the cognitive map of a person.

Key words: anthropocentrism, discourse, media discourse, cognitive map, concept.

Статья поступила в редакцию 07/IV/2017. The article received 07/IV/2017.

* Denisov Nikita Vyacheslavovich (slash99@mail.ru), Department of English Philology, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.