Научная статья на тему 'Антропоориентированное образовательное пространство как условие эмоционального благополучия личности'

Антропоориентированное образовательное пространство как условие эмоционального благополучия личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
140
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПООРИЕНТИРОВАННЫЕ И ИМПЕРАТИВНОСЦИЕНТИСТСКИЕ УСТАНОВКИ / АНТРОПООРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ / ФРУСТРАЦИЯ / СТРАХ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Александрова Тамара Ивановна

В данной статье раскрываются особенности влияния антропоориентированных и императивно-сциентистских установок личности преподавателя на эмоциональное благополучие личности ученика, его психологическое здоровье. Показано влияние антропоориентированного образовательного пространства на развитие личности. По итогам проведенного исследования отмечено, что из всего мотивационного комплекса личности учителя именно мотивационно-смысловые установки, обуславливающие личностную направленность отношений с учениками, являются основой формирования у учащихся эмоционального благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антропоориентированное образовательное пространство как условие эмоционального благополучия личности»

УДК 159.923(075)

Александрова Тамара Ивановна

кандидат психологических наук, доцент.

Дальневосточный государственный

гуманитарный университет

[email protected]

Tamara I. Alexandrova

candidate of psychological sciences,

associate professor,

Far East state humanities university

[email protected]

Антропоориентированное образовательное пространство как условие эмоционального благополучия личности

Anthropo-oriented education space as a condition the emotional

well-being of a person

Аннотация. В данной статье раскрываются особенности влияния антро-поориентированных и императивно-сциентистских установок личности преподавателя на эмоциональное благополучие личности ученика, его психологическое здоровье. Показано влияние антропоориентированного образовательного пространства на развитие личности. По итогам проведенного исследования отмечено, что из всего мотивационного комплекса личности учителя именно мотива-ционно-смысловые установки, обуславливающие личностную направленность отношений с учениками, являются основой формирования у учащихся эмоционального благополучия.

Ключевые слова: антропоориентированные и императивно- сциентистские установки, антропоориентированное образовательное пространство, эмоциональное благополучие личности, фрустрация, страх.

Annotation. This article reveals the peculiarities of the influence anthropogeni-cally and imperative-scientific attitudes of the teacher's personality on emotional well-being of the individual student, his psychological health. It shows the influence of intra-peritonealnogo educational environment on personality development. According to the results of the survey indicated that of all the motivational complex personality of the teacher it is motivational and conceptual installation, causing personal orientation relationship with students, provide the basis for students ' emotional well-being.

Keywords: anthropo-orienteds and imperative-scientistics attitudes, anthropo-oriented education space, emotional well-being of a person, frustration, fear.

Современное общество на фоне изменений в экономике и политике, реформирования образования представляется как информационное, как общество информационно-коммуникативных технологий.

Главной ценностью обновленного общества провозглашается информация. В качестве новых, наиболее важных, требований к личности декларируются следующие: умение преобразовывать и модернизировать приобретенные знания в инновационные технологии; иметь мотивацию к обучению на протяжении всей жизни; владеть современными информационными технологиями; уметь работать в коллективе; обладать ценностями, первостепенными для жизни и деятельности в демократическом обществе; обладать навыками и успешно применять их для самостоятельного получения знаний и повышения квалификации; знать и уметь применять методы проведения научных исследований.

Представленные требования к личности педагога, несомненно, важны, но в них просматривается смещение конечной цели образования - знаний на компетентности. Более того, сделан семимильный шаг от Человека.

Все чаще в последнее время исследователи обращаются к проблеме психологической безопасности личности в образовании (Баева И., Вязникова Л., Маралов В., Руденский Е., Ситаров А., и др.). Индикаторами психологической безопасности, на наш взгляд, являются эмоциональное благополучие или эмоциональное неблагополучие личности в образовании. Личности, находящейся в пространстве недоброжелательности, трудно реализоваться в жизни и тем более решать задачи, предъявляемые обществом. Исследования Л.Ф. Вязниковой подтверждают, что «реализация потенциальных возможностей личности осуществима лишь тогда, когда образование становится процессом личностных исканий, поддерживаемых дружественным и заботливым окружением» [2].

Нам представляется, что антропоориентированное взаимодействие, обращенное на Человека, синтезирует психологические феномены личности, лежащие в основе чувственных отношений и эмоционального благополучия личности всех участников образовательного пространства. Система образования, являясь основной сферой нашей жизнедеятельности, аккумулирует развитие мотивационно-смысловых установок личности. «Ценностно-смысловые образования личности «конструируются» в образовательном пространстве через совместное проживание ценностей всеми субъектами образования. Происходит овладение способами коммуникативного взаимодействия в системе «Человек-Человек», что во многом определяет стратегию и качество жизни конкретной личности» [1].

Особенно острой, сложной является сегодня проблема безопасности личности в образовании. Потребность в эмоциональном благополучии, комфорте, безусловно, является одной из базовых потребностей любого человека. Неудовлетворенность этой потребности вызывает депривацию в широком смысле слова (не только эмоциональную), которая приводит к деструктивным изменениям личности.

Обеспечение эмоционального благополучия является условием развития тех характеристик личности, на которых акцентирует внимание А. Маслоу: сознание уверенности в своих силах, чувство собственного достоинства, самоуважение, уверенность, вера в себя, осознание своих способностей, сострадание, терпимость по отношению к Другому, искренность в общении, удовлетворенная любознательность. Эмоциональные переживания, с точки зрения Ф. Крюгера, являются изначальным и единственным носителем и мерой целостности, создают единое мироощущение человека.

Разрабатывая идеи эмоционального синтеза, А. Р. Лурия показал, что способствовать эмоциональному благополучию учеников в образовательном пространстве может демократический стиль профессиональной деятельности учителя [4]. Такой стиль, по мнению Мухиной В.С., «отводит учителю и ученикам позицию идентификации - дружественного взаимопонимания, отождествления, подражания» [6]. Механизмы императивного стиля таковы, что в образовательном пространстве учитель отчуждается от ученика.

Несмотря на использование разных понятий, обозначающих связь педагога и ученика в их взаимодействии: эмоциональный синтез (А.Р. Лурия); идентификация (В.С. Мухина); «эффект конгруэнтности» (К. Роджерс) - всеми исследователями подчеркивается значимость эмоционального благополучия в личностном развитии человека познающего.

Важно отметить, что эмоциональное благополучие является условием реализации заложенного в человеке потенциала. Положительный начальный потенциал личности ученика может «заложить» только педагог с позитивными (антро-поориентированными) мотивационно-смысловыми установками. При отрицательной (императивно-сциентистской) установке «возникает вопрос»: «Не сами ли педагоги формируют иной раз неуспешность ученика за счет своего отношения к нему как заведомо неуспешному?». Такой же точки зрения придерживается и В.В. Рубцов, говоря о том, что «школа все чаще сама становится причиной появления целого ряда факторов, ухудшающих условия развития сохранения здоровья детей» [7]. Присутствующий в школе фактор соревновательности ориентирует учеников на высокие показатели.

Доминирование у учителей ориентации на то, чтобы «дать знания» приводит к тому, что отстающих детей осуждают, а взаимодействие с ними в дальнейшем в образовательном пространстве будет строиться по принципу враждебности. У «неуспевающих» школьников стремительно формируются страхи, тревожность, заниженная самооценка, фрустрации. Проявляются «самопораженческие» переживания в ответ на неодобрительные характеристики о собственной личности. Постепенно такие «травмированные» дети привыкают быть «нелюбимыми», «неуспевающими», «неуспешными», со временем привыкают к роли неудачников. При разрушительном воздействии императивно-сциентистской образовательной среды увеличивается риск возникновения психосоматических расстройств, что нарушает дальнейшее естественное развитие личности учащегося.

Особенно трудным, проблематичным для ученика становится взаимодействие с авторитарным педагогом. Неразрешимой проблемой для ученика становится негативное, враждебное, пренебрежительное, скептическое, а, нередко, подавляющее ребенка отношение учителя или несдержанное, грубое, излишне аффективное поведение невоспитанного, невротичного или личностно измененного воспитателя. Авторитарный учитель, безоговорочно считающий знание своего предмета самой главной целью обучения детей, представляет серьезнейшую опасность для психологического здоровья школьников.

Одной из причин такой образовательной деятельности может стать отсутствие условий для самовыражения и самореализации.

Как показывает анализ реальной практики, во взаимодействии с проблемными учениками становится заметной подавляющая часть отрицательных проявлений учителя: наказания, выговоры, угрозы, предсказание жалкого будущего, демонстративное проявление недоверия, отсутствие помощи. Учитель как бы способствует повторному неуспеху ученика, создавая эмоционально неблагополучный фон для личностного развития школьника. Как совершенно точно, на наш взгляд, отмечает А. Сокуров, «нельзя быть благодарным тому, что тебя унижает. Это вульгарно».

Позитивные перемены личности ученика в подобном случае практически невозможны, скорее наоборот - могут прогрессировать негативные тенденции в личностном развитии.

В исследовании Зотовой К.А. (Москва) учителям начальных классов было предложено ранжировать детей по двум шкалам: 1) дети, с которыми мне очень трудно (в эмоциональном плане) и 2) дети, с которыми мне очень легко, комфортно. По типу статификации класса учителем были выявлены 3 группы учащихся. Самая большая группа - дети, отношение к которым индифферентное, крайние позиции («очень легко» и «очень трудно») заняли по одному - два ребенка. Автор делает вывод о стремлении педагогов к «экономии эмоций», что, на наш взгляд, является косвенным показателем ориентации педагогов, прежде всего на статусное взаимодействие с учащимися. Такое взаимодействие не может способствовать эмоциональному благополучию школьников.

Недостаточное внимание к потребностям школьников, обезличенный подход к ученикам, к их интересам, запросам, обуславливает появление непонимания, недоверия, противоборства, конфронтации и других психологических явлений в системе «учитель-ученик» что, безусловно, приводит к возникновению эмоционального неблагополучия у детей.

К сожалению, под воздействием императивно-сциентистского образовательного пространства в поведении ученика и в структуре его личности отрицательные эмоции становятся доминантными, психологический облик человека меняется. При доминировании гнева формируется агрессивная, конфликтная личность. При доминировании страха у человека развиваются тревожность, закрытость, застенчивость, боязливость, лживость. При крайних формах эмоционально-

го неблагополучия человек воспринимает все в мрачном свете, у него развивается депрессия, выражающаяся в резко выраженной пассивности, снижении и полном отсутствии интереса к окружающему миру.

У каждого человека складывается индивидуальная система колебания эмоционального благополучия, ощущение себя счастливым или несчастливым. Такого рода колебания Б.И. Додонов называл «эмоциональным маятником». У одних людей эмоциональное самочувствие приближается к полюсу «счастье», у других к полюсу «несчастье». Различие в эмоциональном самочувствии часто наблюдается у людей, объективно находящихся в сходных жизненных условиях. Это означает то, что ощущение себя счастливым или несчастным зависит не только от обстоятельств жизни, но и от потребностей и характера человека, его ценностей и смыслов, особенностей его эмоциональности и личности в целом [3].

Эмоциональное благополучие ученика определяет его психологическое здоровье. Психологическое здоровье органически включено в личность и составляет одну из ее важнейших характеристик. Базисом психологического здоровья является полноценное психологическое развитие личности на всех этапах онтогенеза, включающее гармоничные взаимоотношения между человеком и средой, между различными аспектами человеческого «Я». Является очевидным то, что человек большой период онтогенеза проводит в стенах школы, следовательно, учитель и весь образовательный процесс оказывает огромное, если не сказать основное, влияние на развитие личности, ее социализацию и индивидуализацию.

Опираясь на вышесказанное, психологическое здоровье можно определить как динамическую совокупность эмоционально-психологических свойств, обеспечивающих:

• гармонию различных аспектов внутреннего мира личности, личности и социума;

• полноценное функционирование личности и ее развития в онтогенезе.

Таким образом, психологическое здоровье - это, прежде всего, гармония в

отношениях человека с самим собой, другими людьми, и одним из главных ее составляющих, безусловно, является эмоциональное благополучие человека. В системе определенных жизненных ситуаций, межличностных отношений, в онтогенезе, как результат наиболее часто повторяющихся эмоциональных состояний, формируются эмоциональные свойства личности. Примером может служить деятельность ученика в классе. Если при выполнении классной работы ученик потерпел неудачу, не справился с заданием или частично выполнил упражнения, то его неуспех может вызвать личностные переживания и отрицательные эмоции. Как поведет себя учитель в данной ситуации? Если педагог - антропоориентированная личность, то он поддержит ученика, терпеливо и бережно, проявив эмпатию, поможет ребенку исправить ошибки или наводящими вопросами выведет ученика к принятию самостоятельного верного решения (это «высший пилотаж» мастерства учителя), то эмоции переживания пройдут для ребенка бесследно, без «рубцов» в его памяти и останутся обычным эпизодом учебной деятельности. Но если учи-

тель имеет императивно-сциентистскую мотивационно-смысловую установку личности, то при неудаче ученика такой педагог может стыдить ученика, упрекать его, называть лентяем и бездарем. В таком негуманизированном образовательном поле у ребенка может развиться состояние фрустрации. Такое состояние крайне опасно для психологического здоровья и эмоционального благополучия растущей и развивающейся личности

«Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаяньем, беспокойством. Фрустрации возникают в ситуациях конфликта, когда, например, удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые преграды. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности». Такая трактовка вышеупомянутого состояния приводится в Большом психологическом словаре.

Одним из индикаторов эмоционального благополучия является тревожность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния внутреннего беспокойства.

Наиболее опасным эмоциональным состоянием, рождающимся в эмоционально неблагополучном образовательном пространстве, является страх, он может выступать как общее неопределенное немотивированное состояние повышенной тревожности. Страх, как базовая эмоция человека, сигнализирует о состоянии опасности. И эта опасность может исходить от учителя, которого учащийся субъективно воспринимает как источник опасности, угрозы. В зависимости от интенсивности страх переживается как предчувствие, неуверенность, полная незащищенность.

Из всего мотивационного комплекса личности учителя, на наш взгляд, именно мотивационно-смысловые установки, обуславливающие личностную направленность отношений с учениками, являются основой формирования у учащихся эмоционального благополучия. Учителю, обладающему антропоориенти-рованными мотивационно-смысловыми установками, производными характеристиками которых являются эмпатия, толерантность, аутентичность и рефлексия, несомненно, принадлежит ведущая роль в обеспечении эмоционального благополучия личности учащихся в образовательном пространстве.

Литература:

1. Александрова Т.И. Мотивационно-смысловые установки личности педагога и их влияние на эмоциональное благополучие личности учащихся: дис. на соискание степени канд. психолог. наук: 19.00.13. М., 2006.

2. Вязникова Л.Ф. Проблема личности в образовательном процессе. М., Издательство «Спутник +», 2012, - С. 18.

3. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. Политиздат. 1977.

4. Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. Научная автобиография. М.,1982.

5. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. Пер. с англ. М.: Смысл, 1999.

6. Мухина В.С. Феноменология бытия и развития личности. М.: Воронеж. 1995.

7. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.

Literature:

1 Alexandrovа T.I. Motivational and semantic orientations of the personality of the teacher and their impact on the emotional well-being of individual students: Thesis. for the degree of PhD. psychologist. Sciences: 19.00.13. M., 2006.

2 Viaznikova LF The problem of personality in the educational process. M., Publisher ""Satellite + "", 2012. - Р. 18.

3 BIDodonov Emotion as a value .; Politizdat. 1977.

4 AR Luria Stages of the traversed path. Scientific autobiography. M., 1982.

5 Maslow A. New frontiers of human nature. Per. Translated from English. M.: Meaning, 1999.

6 V. Mukhina The phenomenology of being and personal development. M., Voronezh. 1995.

7 Rubtsov VV Organization and development of joint action in children in the learning process. M., 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.