Научная статья на тему 'Антропоморфные гештальты локуса «Россия» в поэзии начала XX века'

Антропоморфные гештальты локуса «Россия» в поэзии начала XX века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
171
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКУС / ГЕШТАЛЬТ / ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА / РОССИЯ / LOCUS / THE POETRY OF SILVER AGE / RUSSIA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Черенкова Юлия Владимировна

В статье исследованы антропоморфные гештальты локуса «Россия» на материале поэзии начала ХХ века. Выявлена антропоморфность преимущественно «женского» типа. Обозначены традиционные и индивидуальные гештальты, проанализированы способы их лексической экспликации.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article are investigated antropomorph Gestalt of a locus "Russia" on a material of poetry of the beginning of XX century. It is revealed antropomorph mainly "female" type. Traditional and individual Gestalt are designated, ways of their lexical explication are analysed.

Текст научной работы на тему «Антропоморфные гештальты локуса «Россия» в поэзии начала XX века»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 25 (240).

Филология. Искусствоведение. Вып. 58 . С. 164-166.

Ю. В. Черенкова

АНТРОПОМОРФНЫЕ ГЕШТАЛЬТЫЛОКУСА «РОССИЯ.»

В ПОЭЗИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

В статье исследованы антропоморфные гештальты локуса «Россия» на материале поэзии начала ХХ века. Выявлена антропоморфность преимущественно «женского» типа. Обозначены традиционные и индивидуальные гештальты, проанализированы способы их лексической экспликации.

Ключевые слова: локус, гештальт, поэзия Серебряного века, Россия.

В дискурсе русской литературы начала ХХ века, сложного, переломного времени, по-новому осмысливается тема России. В поэтической мысли, претерпевающей изменения, остаются по сути неизменными традиционные модусы национального сознания, но вместе с тем семантическое поле локуса Россия закономерно расширяется благодаря смыслам, рождающимся под влиянием эпохи.

Целью нашего исследования мы поставили анализ локуса «Россия» в русской поэзии начала ХХ века. Особое внимание нами уделяется одному из способов лексической экспликации локуса - антропоморфным гештальтам. Анализируя поэтические фрагменты, мы отметили как традиционные гештальты исследуемого локуса, так и характерные только для данного временного отрезка или для конкретного автора.

Антропоморфные гештальты в поэзии Серебряного века аподиктически тяготеют к «женскому» типу. Это, по мнению современного философа О. Рябова, обусловлено тем, что «русские представляют свою нацию как объединение не сограждан, но родственников, как одну большую семью; Россию же они воспринимают как мать, а не как отца» [1. С. 116]. В лирике этого периода Россия предстает в конкретных образах: женщины, матери, невесты, жены, старухи. Необходимо подчеркнуть, что если определение России посредством «женских» лексем мать, жена, невеста имеет достаточно длительную фольклорную и литературную традицию, то женщина и старуха - единичную фиксацию в текстах начала века:

О, кто ты, родина? Старуха?

Иль властноокая жена?

(Н. Клюев. Александру Блоку) Гештальт старуха может быть реализован с помощью метафорических конструкций и параллелизма, характерного для фольклорных текстов:

Вся закоптелая, несметный груз Годов несущая в спине сутулой, -Она напомнила степную Русь (ковыль да таборы), когда взглянула.

(В. Нарбут. Гадалка) «Феминная» природа гештальтов исследуемого локуса может поддерживаться лишь наименованиями предметов женской одежды либо перечислением действий, традиционно связываемых с женщиной:

Россия, матерь, ты ли это? Ты ли?

Босые ноги, плат по бровь,

Хрустальным лебедем из былей Твоя слеза, ковыль-любовь Плывут по вольной заводине!

(Н. Клюев.

Из цикла «О чем шумят седые кедры»)

И Русь всё так же будет жить,

Плясать и плакать у забора.

(С. Есенин)

Гештальт России-матери в поэзии начала ХХ века нередко эксплицируется с помощью эпитетов, носящих антонимичный характер. Сравним:

О немая, суровая мать!

(А. Белый)

Ласковая ты, Россия, матерь!

(М. Цветаева. В полемике с веком) Достаточно распространена и лексическая самоидентификация, позволяющая воссоздать образ Руси-матери либо Руси-мачехи:

Не в моего ты бога верила,

Россия, родина моя!

Ты как колдунья дали мерила И был как пасынок твой я.

(С. Есенин)

Заливаются иволги в бабьем чепце (Есть свирели в парче, плеск волны

в жемчугах)

Это Русь загрустила о сыне-певце,

О бизоньих вигвамах на вятских лугах.

(Н. Клюев)

ХХ век открывает и новые ипостаси локуса «Россия». Так, именно в поэзии Серебряного века появляется антропоморфный гештальт России-невесты:

Но не страшен, невеста, Россия,

Голос каменных песен твоих!

(А. Блок. Новая Америка) Поэзия начала века открывает и образ Рос-сии-жены, либо давая прямое наименование (жена), либо апеллируя с помощью сравнений к именам собственным, вызывающим в сознании образ жены:

О Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!

(А. Блок. На поле Куликовом)

Это, Игорь, - Русь через моря Плачет Ярославной.

(М. Цветаева)

Анализ женских антропоморфных гештальтов поэзии начала века выявил также случаи мифологической персонификации локуса «Россия», которая выливается в «два непохожих образа - России-ведьмы, колдуньи и Рос-сии-Христа, Мессии». «Первый образ, - пишет учёный, - пронизывает всю лирику А. Блока...» [2. с. 5]. Интересно, что подобные гештальты можно найти и в творчестве Н. Гумилёва, Н. Клюева, С. Есенина О Русь, волшебница суровая,

Повсюду ты своё возьмёшь.

(Н. Гумилёв. Старые усадьбы) Если Н. Гумилёв использует прямое наименование волшебница, уточняя его эпитетом суровая, дающим образу негативную оценку, то С. Есенин и Н. Клюев прибегают к метафорическим конструкциям, рождающим почти демонические образы России:

Там нищий колодовый гроб С останками Руси великой.

(Н. Клюев. Ленин)

Тогда не знал я Чёрных дел России.

(С. Есенин. Мой путь) Последние примеры явно отсылают нас к гоголевскому образу Панночки-Руси, что вообще характерно для поэзии начала века. Этот образ появляется также в творчестве П. Орешина, С. Клычкова, С. Есенина, последний нередко использует лексемы, создающие атмосферу сна-смерти:

И дремлет Русь в тоске своей весёлой, Вцепивши руки в жёлтый крутосклон.

(С. Есенин. Голубень)

Хорошо ивняком при дороге Сторожить задремавшую Русь.

(С. Есенин)

С мифологическим образом России-ведь-мы, колдуньи пересекается и сказочный образ России - Снежной Королевы, закономерно продиктованный как климатическими особенностями страны, так и мироощущением человека начала века, переживающего трагические перемены на родине:

И небо, и земля всё те же,

Всё в те же воды я гляжусь,

Но вздох твой ледовитый реже, Ложноклассическая Русь.

(С. Есенин)

Возникает сложный образ - некий симбиоз андерсеновской Снежной Королевы, подсказанный эпитетом ледовитый, и всё той же гоголевской Панночки-покойницы, реализуемый с помощью лексем вздох, реже.

Демоническое развитие образа России достигает своего апогея у А. Ахматовой; Россия уже не просто ведьма, а некое кровожадное существо сродни западноевропейским вампирам: Любит, любит кровушку Русская земля.

(А. Ахматова)

Идея мессианской роли России в мире, а также восприятие революции рождает в поэзии начала ХХ века христианские гештальты исследуемого локуса. Так, В. Ю. Прокофьевой обнаружен «женский вариант» библейской персонификации в творчестве С. Есенина» [2. С. 7].

В поэзии М. Цветаевой эти же причины порождают образ России - христианской мученицы, принесшей себя в жертву миру:

Ирыщет ветер, рыщет по степи:

- Россия - Мученица - С миром - спи!

(М. Цветаева)

Таким образом, исследуя антропоморфные гештальты локуса «Россия», мы пришли к следующим выводам:

1. Русская поэзия ХХ века представляет как традиционные для русской литературы антропоморфные гештальты, так и новые, свойственные только данному периоду, причем распространена антропоморфность «женского» типа.

2. Наиболее распространёнными антропоморфными гештальтами являются Россия-мать, жена, невеста.

3. Мифологическая и фольклорная традиции приводят к появлению таких гештальтов, как Россия-волшебница, ведьма, колдунья, покойница, Снежная Королева.

4. Библейские мотивы способствуют рождению гештальта России- Мессии, Присноде-вы, христианской мученицы.

5. Антропоморфные гештальты в большинстве случаев эксплицируются посредством метафор, сравнений и эпитетов.

Список литературы

1. Рябов, О. В. «Mother Russia» : гендерный аспект образа России в западной историософии // Обществ. науки и современность. 2000. № 4.

2. Прокофьева, В. Ю. Русский поэтический локус в его лексическом представлении : на материале поэзии «серебряного века» : монография. СПб : Р1ПУ, 2004. 154 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.