Научная статья на тему 'Антропоморфизм сердца и Herz'

Антропоморфизм сердца и Herz Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
224
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / СТРУКТУРА КОНЦЕПТА / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА / ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА / АНТРОПОМОРФНЫЕ ПРИЗНАКИ / CONCEPT / STRUCTURE OF THE CONCEPT / CONCEPTUAL PICTURE OF THE WORLD / INWARD LIFE OF A PERSON / ANTHROPOMORPHOUS SIGNS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Романенко Татьяна Анатольевна

В статье рассматриваются образные признаки концептов «сердце» и «Herz» как ключевых концептов русской и немецкой концептуальных картин внутреннего мира человека. В структуре исследуемых концептов выявлены антропоморфные признаки в рамках признаков живой природы. Немецкая и русская концептуальные системы характеризуются как общими, так отличительными признаками. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article there are considered figurative signs of Russian concept сердце and German concept Herz as key concepts of Russian and German conceptual pictures of inward person life. In the structure of the investigated concepts there are revealed anthropomorphous signs within the limits of organic nature signs. Russian and German conceptual systems are characterized by both general and distinctive signs.

Текст научной работы на тему «Антропоморфизм сердца и Herz»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 37 (252).

Филология. Искусствоведение. Вып. 61. С. 104-108.

АНТРОПОМОРФИЗМ СЕРДЦА И ИЕЯг

В статье рассматриваются образные признаки концептов «сердце» и «Нег2» как ключевых концептов русской и немецкой концептуальных картин внутреннего мира человека. В структуре исследуемых концептов выявлены антропоморфные признаки в рамках признаков живой природы. Немецкая и русская концептуальные системы характеризуются как общими, так отличительными признаками.

Ключевые слова: концепт, структура концепта, концептуальная картина мира, внутренний мир человека, антропоморфные признаки.

Современная филология характеризуется интенсивным изучением языкового сознания и коммуникативного поведения языковых личностей, относящихся к разным социумам. По замечанию В. В. Колесова, «мы должны понять, что и каким образом когда-то открывали для себя наши предки, восстановить, хотя бы в общих чертах, картину их мира и объяснить себе эти достижения как успех цивилизации и человеческого духа в их национальных формах - потому что любая культура ... рождается и развивается в национальных формах»1. Предприняты исследования концептов сердце и heart 2, концепта Herz3, устойчивых сочетаний с компонентом сердце в английском и немецком языках 4, концепта сердце в русских летописях 5, концепта heart в современном английском языке 6. Актуальность настоящей работы объясняется отсутствием, по нашим данным, комплексного исследования концептов сердце и Herz и системного описания структурных признаков указанных концептов в сопоставительном аспекте. Рассматриваемые концепты являются одними из ключевых концептов национальных культур. В. А. Маслова ключевой концепт культуры определяет как «ядерную единицу картины мира, обладающую экзистенциальной значимостью, как для отдельной языковой личности, так и для общества в целом»7. В данной работе, вслед за М. В. Пименовой, рабочим считается следующее определение ведущего термина: концепт - «это некое представление о фрагменте мира или части такого фрагмента, имеющее сложную структуру, выраженную разными группами признаков, реализуемых разнообразными языковыми способами и средствами. Концептуальный признак объективируется в закрепленной и свободной формах сочетаний соответствующих языковых единиц - репрезентантов концепта»8.

Методика исследования концептов, предложенная М. В. Пименовой 9, заключается в интерпретации значения конструкций, объективирующих те или иные особенности исследуемых концептов; в выявлении характеристик, свойственных многим концептам и определении по этим характеристикам признаков исследуемых концептов. Образы сердца в русской и немецкой концептуальных картинах мира дифференцируются на основе представлений о живой и неживой природе 10. Образные признаки живой природы составляют часть структур концептов сердце и Негг, сформированную следующими группами признаков: вегетативные, зооморфные, витальные, антропоморфные. Антропоморфная часть структур концептов сердце и Негг подразделяется на признаки характера, эмоций, волеизъявления, культуры, занятий и гендерные, социальные, религиозные, ментальные, этические, интерперсональные признаки. Антропоморфизм характеризуется бессознательным восприятием объектов и явлений внешнего и внутреннего мира как живых существ, подобных самому человеку. «Концепты внутреннего мира содержат в своих структурах антропоморфные признаки. Это объясняется существовавшими в культурах русского, английского и немецкого народов воззрений, связанных с тем, что позже стали именовать “внутренним человеком”»11. Рассматриваемые концепты относятся к концептам внутреннего мира и, отличаясь сложной структурой, описывают человека своеобразным микрокосмом, познающим и представляющим мир сквозь призму своей практической и теоретической деятельности. При этом язык не создает ничего нового: «процесс концептуализации макроконцепта ‘внутренний человек’ происходит на базе уже имеющегося запаса знаний и представлений о человеке как о жи-

вом существе»12, т. е. внутренний человек повторяет в определенных своих признаках человека внешнего, телесного. Поскольку в рамках данной статьи невозможно полно представить структуры исследуемых концептов, далее концепты сердце и Herz рассматриваются с точки зрения собственно антропоморфных признаков, которые выявлены на материале конструкций, содержащих языковые репрезентанты концептов сердце и Herz (по 4500 единиц) и объективирующих антропоморфные признаки сравниваемых концептов. Материал собран методом сплошной выборки из классических немецких и русских литературных источников.

Значительная часть примеров концептов сердце и Herz в собранном фактическом материале имеет указание на признак ‘человек’ (...и чуял я у сердца, Как сердце в ней дрожало человечье. Островский; Ich schaue durch die stei-nern harten Rinden Der Menschenhauser und der Menschenherzen... Heine).

У сравниваемых концептов отмечен ряд общих антропоморфных признаков, наполняющих социальную когнитивную модель: ‘собеседник’ (Он так хорошо умеет говорить с женским сердцем! Карамзин; Zu Deinem Herzen sprechen, Beatrice. Schnitzler); ‘пленник’ (.И сердце, пленник зимних вьюг, Вдруг разучилося сжиматься. Фет; ...wer ist es, der das Herz Hilariens fesseln konnte? Goethe); ‘воин’ (Можно сражаться с сердцем долго и упорно, но кто победит его? Карамзин; Mit Ruhe und Uberlegung, mit dem Aktenstudium war es fur heute zu Ende, das Herz war alar-miert... Achleitner); ‘подданный / подчиненный’ (Прими от сердца должну дань. Рылеев; Sie werden unumschrankt uber die Herzen Ihrer Verwandten herrschen. Schiller); ‘владелец / хозяин’ (.Дай сердцу моему иметь, чего желает ... Сумароков; Hatte nicht jedes Herz drun-ten seinen Fruhling gehabt oder erhoffte ihn? Gunther); ‘властитель / повелитель’ (Плачешь ты или хохочешь Не тогда, когда захочешь, Но как сердце то велит. Крылов; Lafit mich darin beharren, solange mir das Herz gebietet. Goethe); ‘побежденный’ (... Сердце дочери пленил ты - И мое ты победил. Фет; Ein jedes Herz, das unten liegt, Von einem scharfen Stahl besiegt Wird eine Ahre kornerschwer. Petzold); ‘соучастник преступления’ (.рука его, вооруженная лютым долгом воина, убивала гордых неприятелей, но сердце его никогда не участвовало в убийстве... Карамзин; Aber ich bitt‘ dich, erin-nere dich, im vorigen Jahr, die Affare zwischen

dem Doktor Billinger und dem Herz - das war

doch genau dasselbe. Schnitzler).

Ментальную когнитивную модель наполняют следующие общие антропоморфные признаки исследуемых концептов: ‘искатель’ (Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. Карамзин; Denn ein Herz, das sucht, fuhlt wohl, dafi ihm etwas mangle... Goethe); ‘ученик / воспитанник’ (Не вы ли Мне песни первые внушили, Мне светлый указали путь, И сердце биться научили? Языков; Ich kenne Dein tapferes Herz und Deinen Glauben an mich, beide sind stark genug, um jeder Prufung standzuhalten. Landsberger).

Ряд общих для сердца и Herz антропоморфных признаков относится к физической когнитивной модели: ‘путник / спутник’ (Но добродетели противится мой нрав, И сердцу моему к ней вижу путь я трудный. Сумароков; Gebrochene Herzen kommen nur in den Buchern vor... Suttner); ‘родитель’ (Сердце мое будет тебе отцом и матерью. Карамзин; Dahingemordet sind all deine Hoffnungen, Die tdndelnden Kinder des Herzens... Heine); ‘жилец’ (.Подружка есть, так сердце дома. Островский; Und in dem Magdlein wohnt ein Herzchen klein... Heine).

Антропоморфизм сердца проявляется в целом ряде признаков, не свойственных Herz. Большинство из них относится к социальной когнитивной модели: ‘узник’ (Театральные девки имеют отменное дарование и искусство содержать сердца в своих оковах. Крылов); ‘наследник’ (.когда бледнея убегают все пустые страхи глупых приличий и сердце гордо и смело вступает в свои права... Жадовская); ‘няня’ (А сердце в эту ночь, как няня, к детской ласке Неравнодушное, раздуло огонек И на ушко тебе рассказывает сказки... Полонский); ‘мучитель’ (.погибни, сердце то, Которое меня терзает ни за что. Сумароков); ‘преступник’ (.Не знай лютой сея страсти: Ей горят сердца преступны, А ты будь всегда ей враг. Радищев); ‘судья’ (Сердце мое их оправдает, опираяся на доводах рассудка... Радищев); ‘противник’ (Я мог видеть, как она несколько месяцев истощала все силы свои в неравном бою рассудка против сердца. Ростопчина); ‘враг’ (Я не люблю сердец холодных: Они враги родной стране... Рылеев); ‘даритель’ (.Всесильные ему дар сердца предпочтут. Дмитриев); ‘исполнитель’ (.сколь тяжко сердцу моему исполнять державную волю обычая. Радищев); ‘кормилец’ (В ком

Таблица 1

Сопоставление антропоморфных признаков концептов сердце и Herz

Концепты сердце Herz

Признаки Кол-во примеров % Кол-во примеров %

‘Человек’: 37 14,3% 63 40,5%

‘верующий’ 1 0,4% 0 0%

‘владелец / хозяин’ 12 4,6% 9 5,9%

‘властитель / повелитель’ 9 3,5% 5 3,2%

‘воин’ 28 10,7% 3 1,9%

‘враг’ 1 0,4% 0 0%

‘даритель’ 1 0,4% 0 0%

‘жилец’ 3 1,2% 1 0,6%

‘жрец’ 1 0,4% 0 0%

‘искатель’ 3 1,2% 5 3,2%

‘исполнитель’ 1 0,4% 0 0%

‘кормилец’ 1 0,4% 0 0%

‘лидер’ 1 0,4% 0 0%

‘мучитель’ 2 0,8% 0 0%

‘наследник’ 3 1,2% 0 0%

‘наставник / учитель’ 3 1,2% 0 0%

‘невиновное существо’ 0 0% 3 1,9%

‘няня’ 3 1,2% 0 0%

‘обидчик’ 1 0,4% 0 0%

‘опекун’ 1 0,4% 0 0%

‘пленник’ 26 9,9% 15 9,7%

‘победитель’ 0 0% 3 1,9%

‘побежденный’ 2 0,8% 5 3,2%

‘ подданный/подчиненный ’ 20 7,6% 3 1,9%

‘покупатель’ 1 0,4% 0 0%

‘правитель’ 1 0,4% 0 0%

‘преследователь ’ 1 0,4% 0 0%

‘преступник’ 2 0,8% 0 0%

‘проводник’ 0 0% 1 0,6%

‘проповедник’ 0 0% 1 0,6%

‘пророк’ 9 3,5% 0 0%

‘противник’ 2 0,8% 0 0%

‘путник/спутник’ 27 10,3% 5 3,2%

‘родитель’ 4 1,5% 1 0,6%

‘свидетель’ 0 0% 1 0,6%

‘сирота’ 1 0,4% 0 0%

‘собеседник’ 41 15,8% 25 16,1%

‘советник’ 0 0% 1 0,6%

‘соучастник преступления’ 1 0,4% 1 0,6%

‘судья’ 2 0,8% 0 0%

‘узник’ 3 1,2% 0 0%

‘участник’ 0 0% 2 1,3%

‘ученик / воспитанник’ 4 1,5% 3 1,9%

Всего: 259 100% 156 100%

сердце так сотворено, Что дружбы, ни любви не чувствует оно И ненависть одну ко всем питает... Крылов); ‘лидер’ (.чтоб лететь туда, куда влекло его сердце, где его ждало другое. Гончаров); ‘обидчик’ (.какая польза в том, Что ты, обиженный и сердцем и умом, Богат лишь прадедов и предков образами?.. Дмитриев); ‘опекун’ (Теряла я единственное сердце, которое откликнулось бы мне и на краю света, следило бы за мной всюду с бескорыстною любовью. Жадовская); ‘покупатель’ (Мы хотим дорого стоить женскому сердцу... Ростопчина); ‘правитель’ (Витийство все его в том только состояло, Что сердце завсегда словами управляло. Дмитриев); ‘преследователь’ (.я невольно ускорила шаги, как будто желая бежать от своего собственного сердца... Жадовская).

Отмечены специфичные для сердца признаки, наполняющие религиозную когнитивную модель: ‘верующий’ (.сердце мое оставалось без кумира, и я был одинок... Ростопчина), ‘жрец’ (.вы оцените ее, когда узнаете, какие жертвы могло приносить двадцатилетнее сердце... Ростопчина); ментальную когнитивную модель: ‘пророк’ (То были дни моей весны, И было у меня пророком Мечтательное сердце... Полонский), ‘наставник / учитель’ (Природа мне букварь, а сердце мой учитель. Дмитриев) и единичный признак, относящийся к физической когнитивной модели: ‘сирота’ (.тогда только свинцовая рука тоски отлегает от сиротевшего сердца. Ростопчина).

Немецкий концепт Herz отличается набором своих антропоморфных признаков, не актуальных для сердца. Большая часть из них относится к социальной когнитивной модели: ‘невиновное существо’ (Die Unschuld Eures Herzens macht Euch zum Propheten... Novalis), ‘победитель’ (.noch will ich glauben, dafi Dein treues Herz die ungluckliche Leidenschaft besiegen wird, die Dich fortrifi im jйhen Taumel! Hoffmann), ‘участник’ (Endlich eine schone Seele, ein teil-nehmendes Herz gefunden! Hoffmann), ‘проводник’ (Mein Herz ist der beste Cicerone und e^hlt mir uberall die Geschichten... Heine), ‘свидетель’ (. und in mir schlug das Herz als ein Zeuge der Liebe, die ich untergegangen wйhnte. Arnim), ‘советник’ (Ich flehte zu meinem Gott, auch hier mich zu warnen, zu hindern, zu leiten, und da mich hierauf mein Herz nicht abmahn-te... Goethe). Herz объективируется единичным примером, демонстрирующим религиозную когнитивную модель: ‘проповедник’ (Stirb

mein Hirn, doch du, Herz, bleibe leben! ...Knete dein Leid mit fremden Leid zusammen, Wenn es der Nachste nicht zu sagen wagt, Predige du das gluhendste Verdammen! Petzold).

Отождествление сердца и Herz с человеком основывается не на визуальном подобии, а на схожести действий и состояний, проявляющихся в физическом, ментальном, религиозном или социальном проявлении.

Данные таблицы 1 представляют многофункциональность антропоморфизма концептов сердце и Herz, у которых выявлены разнообразные общие и отличительные признаки.

Численные показатели таблицы 1 говорят о превышении в полтора раза количества антропоморфных примеров концепта сердце над соответствующим количеством примеров концепта Herz (259 против 156).

Самыми многочисленными у сердца и Herz оказались примеры с признаками ‘человек’ (14,3% и 40,5% соответственно), ‘собеседник’ (15,8% и 16,1% соответственно), ‘пленник’ (9,9% и 9,7% соответственно) и ‘владелец / хозяин’ (4,6% и 5,9% соответственно).

У концепта сердце актуальны также признаки ‘воин’ (10,7%), ‘путник / спутник’ (10,3%) и ‘подданный / подчиненный’ (7,6%).

Обращает на себя внимание такая особенность: у исследуемых концептов очень отличается набор антропоморфных признаков, но актуальные признаки совпадают в объективации обоих концептов. Это позволяет говорить

0 сходстве социального устройства сравниваемых культур.

В заключение следует отметить, что исследуемые концепты имеют в целом как общие, так и отличительные антропоморфные признаки, которые достаточно ярко и многообразно представлены в русской и немецкой концептуальных системах.

Примечания

1 Колесов, В. В. Древняя Русь : наследие в слове : мир человека. СПб. : Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2000. 326 с. С. 8.

2 См.: Пименова, М. В. Концепт сердце : образ, понятие, символ : монография. Кемерово : КемГУ, 2007. 500 с.

3 См.: Пименов, Е. А. Концепт сердце и некоторые народные представления о сердце // Труды по когнитивной лингвистике : сб. науч. ст. / отв. ред. М. В. Пименова. Кемерово : КемГУ,

2008. С. 83-92.

4 См.: Романова, Е. А. Устойчивые сочетания с компонентом сердце в английском и немецком языках : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Петропавловск-Камчатский, 2007.

5 См.: Кондратьева, О. Н. Концепты внутреннего мира в русских летописях : на примере концептов душа, сердце, ум : автореф. дис. . канд. филол. наук. Екатеринбург, 2004.

6 См.: Соловьева, Е. А. Концепты mind, heart, soul в современном английском языке : авто-реф. дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2005.

7 Маслова, В. А. Лингвокультурология : учеб. пособие. М. : Академия, 2001. С. 51.

8 Пименова, М. В. Введение в концептуальные исследования : учеб. пособие / М. В. Пименова, О. Н. Кондратьева. Кемерово : КемГУ, 2009. С. 73.

9 См.: Пименова, М. В. Концепт сердце : образ, понятие, символ : монография. Кемерово : КемГУ, 2007. 500 с. С. 14-17.

10 См.: Романенко, Т. А. Признаки ‘стихий’ и ‘вещества’ концептов сердце и Herz // Ментальность и изменяющийся мир : коллект. моногр. к 75-летию проф. В. В. Колесова / отв. ред. М. В. Пименова. Севастополь : Рибэст, 2009. С. 207-222.

11 Попова, З. Д. Введение в когнитивную лингвистику : учеб. пособие / З. Д. Попова, И. А. Стернин, В. И. Карасик, А. А. Кретов, О. О. Борискина, Е. А. Пименов, М. В. Пименова; отв. ред. М. В. Пименова. Кемерово : КемГУ,

2009. С. 85.

12 Пименова, М. В. Душа и дух: особенности концептуализации. Кемерово : Графика, 2004. С. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.