УДК 101.1:111.27
«АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ» В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 20 ВЕКА (М.ШЕЛЕР, А. ГЕЛЕН, Г. ПЛЕСНЕР)
Елена Петровна Логунова
кандидат педагогических наук, доцент [email protected] Софья Ивановна Килина
студент
Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о становлении в XX веке в Европе философской антропологии. Анализируется значение учений М. Шелера, А. Гелена, Г. Плеснера в данном процессе. Дана характеристика антропологического поворота в философии XX века в соотнесении с философской антропологией.
Ключевые слова: человек, антропологический поворот, философская антропология, М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер.
Стремление философии к познанию целостности человека и выявления того, какое место он занимает в мире, - одна из важных проблем, с которой философы работают достаточно долгое время.
В V в. до н. э. в философии происходит так называемый антропологический поворот - переход от философии природы к философии человека. Отличительной особенностью философского учения в этот период являлось достижение конкретных результатов в таких направлениях деятельности человека, как обучение людей правильно высказывать свои мысли и мнение, участвовать в дебатах, защищать себя в судебных разбирательствах. Также для данного философского направления была характерна выработка рекомендаций о том, к достижению каких целей и какими путями человек должен стремиться в своей жизни [1].
В этот период антропологический поворот связан прежде всего с греческим философом Сократом, который считал, что философия должна помогать человеку быть счастливым. Само же счастье невозможно без высоконравственной жизни, напрямую связанной с познанием человеком самого себя. Сократ делает вывод о том, что философия должна учить не «многознанию», а мудрому и нравственному образу жизни.
Оценку положения человека в XX столетии дал немецкий философ Макс Шелер. Он выразил свою мысль такими словами: «Человек сегодня не знает, что он есть, но он знает, что он этого не знает» [3, с.20]. Это высказывание означает, что человек на протяжении определенного времени должен сам понять и принять свое место и предназначение в этом мире.
Многие философы-классики, в том числе Аристотель, Гегель и Кант, «заключали» волю человека в некие рамки нравственных, идеальных и божественных норм. В XX веке место, которое когда-то принадлежало Идее, Природе и Богу, занял человек, он сам стал видеть себя творцом и ниспровергателем ценностей. Между тем творчество есть не только создание чего-то нового, но и служение тому, что находится выше человека, и смирение перед ним. Сохранение человечества и его дальнейшие развитие продолжится
только в том случае, если общество примет и признает важнейшие ценности -природу, культуру, обычаи и традиции всех существующих народов [4].
В XX веке происходит становление философской антропологии - раздела философии, в котором изучается человек как особый род сущего, уделяется внимание проблемам, которые возникают в жизни человека, его возможностям, а также происходит осмысление того, какое место в мире занимает человек и человеческая деятельность.
Своё начало философская антропология получила в творчестве М. Шелера, а в дальнейшем нашла своё отражение и развитие в философии Г. Плеснера, А. Гелена и других исследователей.
Большой вклад в формирование философской антропологии внесли Д. Вико, Х. Вольф. французские материалисты XVШ века, И. Кант. В частности, И. Кант утверждал, что самый важный в мире предмет, по отношению к которому должны быть приложены познания - это человек. Кант называет человека самым захватывающим и загадочным объектом философского умозрения [2, с.38].
По мнению М. Шелера (1874-1928), главная задача философской антропологии показать, как из структуры человеческого бытия возникают и развиваются все достижения и деяния человека: мифы, язык, наука, идеи, совесть, государство и иное, что характеризует человеческую сущность.
Шелер полагает, что человек есть существо живое, и многие характерные черты показывают родственную связь между людьми и животными. Эта связь настолько велика, что на протяжение долгого времени человек ищет отличительные особенности, чтобы доказать, что он имеет большой ряд отличий от животного. Стремление найти такие различия - один из главных антропологических стимулов. Часто звери избегают каких-либо встреч с человеком, однако они не разделяют себя и нас. Человек же, наоборот, строит границы и отделяет себя от природы, он постоянно ищет какие-либо пути в определении себя и своих планов, он уже не поддаётся инстинктам, а целенаправленно двигается вперед.
Характеризуя вклад М. Шелера в создание и осмысление философской антропологии, отметим два важных положения его учения:
1) в системе "человек-общество" у М. Шелера первое месте занимает именно человек в качестве некоего центра, где пересекаются его разнообразные связи с миром. Истинное персональное бытие человека заключено в любви (как любящее бытие);
2) М. Шелер понимает человека как существо, характерной чертой которого является пересечение в нём двух сфер: «порыва» (это жизненное ядро, все, что представляет собой в жизни природное, органическое начало) и «духа» (это объединение переживаний и разума) [8].
Человека делает человеком, по мнению М. Шелера, качество, которое находится за пределами жизни в самом широком смысле этого слова. Таким качеством является дух. Только дух, в силу своей сверхприродности и происхождения от Бога, «сопротивляется» всему. Иными словами, по М. Шелеру, человек есть духовное существо, связанное с Богом.
Представителем натуралистического, или биологического подхода к изучению человека является один из последователей М.Шелера, видный немецкий философ Арнольд Гелен (1904-1976). Исходным положением философии А.Гелена стало утверждение, что человек - это животное. Его биологическая «неприспособленность» делает его, по причине слабой наделённости инстинктами, существом несовершенным, «ущербным». Таким образом, учитывая и то, что образ жизни и особенности интеллекта детерминированы анатомией, человеческой телесностью, человек не может вести исключительно естественное существование [6].
Эту ущербность А. Гелен называет источником активности человека. Таким образом компенсируется исходная биологическая неспециализированность человека. Человек проявляет свою действенность, энергию в области культуры (у животных активность осуществляется в рамках среды их обитания). Именно культура, утверждает А.Гелен, восполняет, возмещает природные недостатки человека.
В целях выживания человек вынужден постоянно функционировать, созидать различные социальные организации, институты, правила, образцы поведения. Большое количество подобных инстинкту стимулов, считает А.Гелен, жизненно детерминируют множественность моральных и правовых норм. А мотивы поведения человека обращаются к биологическим механизмам.
Так, философская антропология А. Гелена показывает, как «биологическая неполноценность» человека обусловливает и самого человека, и его социальное бытие.
Философская антропология немецкого философа Гельмута Плеснера (1920-1985) изначально предполагалась им в качестве строгой науки. Её основой должна быть философия живого и его природных составляющих, а не философия истории и культуры. В связи с этим необходимо отменить деление знания на естественнонаучное и гуманитарное. Базовым положением должно стать включение в понятие «жизнь» социокультурных и природно-органических форм [2].
Философская антропология, утверждает Г.Плеснер, может быть построена только вместе с философской биологией. Соответственно, философ обозначает ряд проблем: взамен отвлечённого субъекта, устремлённого к миру, нужно исследовать «организм» и его «среду»; поставить вопрос о границах этого организма; обозначить уникальное положение человека в космосе, его противоположность природе; определить глубинное, по сравнению с иными живыми существами, определение человека; понимать человека в качестве одной из ступеней органического мира.
В результате соединения и обобщения обширного биологического материала и философских размышлений, Г. Плеснер приходит к выводу, что биология без философии слепа, а человеческая философия без биологии пуста.
Вернёмся к понятию антропологического поворота.
В статье «Антропологический поворот: его смысл и уроки» автор, Смирнов С.А., приходит к выводу, что антропологический поворот предполагает, во-первых, изменение парадигмы в области размышлений о
человеке и, во-вторых, поиски другого языка для развития нового антропологического дискурса. Это указывает на переориентацию базовых линий человеческого бытия, возвращение первоначальных бытийных оснований антропологии и заполнение онтологии человека подлинным антропологическим содержанием [7, с.26].
Смирнов С.А. отмечает: осмысление трудов и вкладов философов, которые являются представителями антропологического поворота, даёт основание утверждать, что фундаментальность этих работ по своему содержанию шире и глубже рамок так называемой философской антропологии. Необходимо разделить проект философской антропологии, который был предложен такими авторами, как М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен и др., и несравненно более значимое и глубокое проявление антропологического поворота в разных направлениях философской, научной, художественной и религиозной мысли и действии ХХ века (В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, братья Бахтины, А. А. Мейер, А. А.Ухтомский, Л. С. Выготский, Д. Чижевский, Б.Яворский, Б. Л. Пастернака, О. Э. Мандельштама, П. А. Флоренский и другие).
Антропологический поворот, который начался в 10-20-е годы ХХ века, и связанный с разработкой новой парадигмы мышления о человеке, науке, философии, о мире в целом, фактически продолжается.
Список литературы:
1. Боженов А.З. Основы философии. Учебное пособие. М.: Фолиант. 2017. 280
2. Гуревич П.С. Философская антропология: учебное пособие. М.: Издательство «Омега-Л», 2010. 607 с.
3. Спектр антропологических учений. М.: Российская Академия Наук, Институт философии, 2006. 215 с.
4. Демина Л.А., Малюкова О.В., Бучило Н.Ф. Философия: Учебник. М.: Проспект. 2020. - 360 с.
5. Ивин А.А., Никитина И.П. Философия науки: Учебное пособие. М.: Проспект. 2020. 352 с.
6. Жаров Л.В., Несмеянов Е.Е. Основы философии: Учебное пособие. -М.: Феникс. 2020. 314 с.
7. Смирнов С.А. Антропологический поворот: его смысл и уроки // Философия и культура. 2017. №2. С.23-35.
8. https://psychoexpert.ru/referat/antropologiya-sokrata/
UDC 101.1:111.27
"ANTHROPOLOGICAL TURN" IN THE WESTERN EUROPEAN PHILOSOPHY OF THE 20TH CENTURY (M. SCHELER, A. GEHLEN, G.
PLESNER)
Elena P. Logunova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
[email protected] Sofya I. Kilina student
Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Abstract. The article deals with the question of the formation of philosophical anthropology in the 20th century in Europe. The significance of the teachings of M. Scheler, A. Gehlen, G. Plesner in this process is analyzed. The characteristic of the anthropological turn in the philosophy of the 20th century is given in relation to philosophical anthropology.
Key words: man, anthropological turn, philosophical anthropology, M. Scheler, A. Gehlen, G. Plesner.
Статья поступила в редакцию 29.03.2022; одобрена после рецензирования 11.04.2022; принята к публикации 12.05.2022. The article was submitted 29.03.2022; approved after reviewing 11.04.2022; accepted for publication 12.05.2022.