Научная статья на тему 'Антропологический подход: современная педагогическая теория и опыт применения (в контексте исследований А. Е. Фирсовой, Н. М. Борытко)'

Антропологический подход: современная педагогическая теория и опыт применения (в контексте исследований А. Е. Фирсовой, Н. М. Борытко) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2950
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАЦИЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО / СИСТЕМНОГО И ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА / ANTHROPOLOGIC APPROACH / INTEGRATION OF THE ANTHROPOLOGIC / SYSTEM AND VALUE APPROACHES / PEDAGOGIC THEORY / INNOVATIVE EDUCATIONAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рындак Валентина Григорьевна

Определяется роль и место антропологического подхода в инновационной образовательной практике в историческом контексте, и в современной реальности; пути разрешения противоречий; методологическая и методическая системы продуктивности его применения; подчеркивается универсальность совокупности принципов (интегративность, рефлексивность, целостность) и (непрерывность образования, гуманитарность, социокультурное соответствие), отражающих требование строить образование сообразно законам окружающей ребенка природной и социальной среды и его природы; органическое единство истории и современности, ретроспективы и перспективы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is determined the role and place of the anthropologic approach in the innovative educational experience in the historic context and in the modern reality; ways of contradictions resolution; methodological and methodical systems of its productivity. There is emphasized the universal character of the principles of integrity, reflexivity, completeness and continuity of education, humanities character, sociocultural correspondence, that reflect the requirement to build education in accordance with the laws of the child’s natural and social environment and the origins; the unity of history and the modern time, retrospectives and prospects of research.

Текст научной работы на тему «Антропологический подход: современная педагогическая теория и опыт применения (в контексте исследований А. Е. Фирсовой, Н. М. Борытко)»

В.Г. РЫНДАК (Оренбург)

антропологический подход: современная педагогическая теория и опыт применения (в контексте исследований А.Е. Фирсовой, н.м. Борытко)

Определяются роль и место антропологического подхода в инновационной образовательной практике в историческом контексте и в современной реальности; пути разрешения противоречий; методологическая и методическая системы его продуктивного применения. Подчеркиваются универсальность совокупности принципов (интегратив-ность, рефлексивность, целостность и непрерывность образования, гуманитарность, социокультурное соответствие), отражающих требование строить образование сообразно законам окружающей ребенка природной и социальной среды и его собственной природы; органическое единство истории и современности, ретроспективы и перспективы исследования.

Ключевые слова: антропологический подход, интеграция антропологического, системного и ценностного подходов, педагогическая теория, инновационная образовательная практика.

Обращенность педагогики к антропологическому подходу позволяет по-новому взглянуть на понимание инновационной образовательной практики как в историческом контексте, так и в современной реальности.

Наконец-то антропология освобождается от органичного ее понимания как отрасли естествознания и науки о биологических свойствах человека и естественной истории человечества. Во многих исследованиях, чтобы подчеркнуть центральную роль антропологии в системе наук, добавляются определения ин-тегративная, онтологическая, общая, целостная. То есть антропология рассматривается как синтез наук о человеке; дает научные представления о человеке и его жизни: это комплексное учение о целостности всех аспектов человека, живущего в единой вселенной; учение о человеке, обладающем глубинным источником внутренней силы, способным придать ему целостность.

Напрашивается вывод, что антропология использует педагогику и совершенствует ее. То есть с помощью педагогики антропология обеспечивает качество человека и качество его образования; в результате педагоги-

ческая антропология становится новой педагогикой, а не ее разделом. она позволяет определить меру целостности человека, «человеческого в Человеке», а значит, исследовать не только его естественную и общественную природу, но и его духовный аспект при ведущей роли сознания. При этом целостная культура человека отражает качество и единство его внутренней и внешней культуры: эмоций и чувств, мышления и сознания, здоровья и образа жизни, взаимодействия с самим собой, поведения и деятельности, взаимодействия с окружающими людьми и объектами внешней среды и мира.

В современной теории и практике наблюдается использование научного и общегуманитарного знания о человеке и его жизни -«живого знания», а также признание веры как свободного самоопределения человека по отношению к духовной и нравственной сторонам своей жизни. Именно это стало основой для определения новых ценностей и выхода к сверхчеловеческим ценностям, а именно к авторскому сознанию, интерпретирующего человекознание для нужд воспитания и образования, самовоспитания и самообразования; глубинного понимания специфики чередующихся этапов жизни человека: этапов самобытности, когда активизируются процессы «само» (духовные процессы), и этапов событийности, когда активизируются процессы образования, воспитания, обучения (социальные процессы).

Антропологический подход как подход, направленный на социальный аспект вследствие субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе, позволяет и ученому, и педагогу сознательно следовать ему в своей деятельности, а также его системным, адекватным современности образовательным целям, задачам и создавать условия реализации педагогического процесса. То есть антропологический подход в современной педагогике выступает методом и одновременно инструментарием для формирования целостности человека, его целостной культуры. первичным становится новое антропологическое мышление в контексте теории педагогического человековедения, выступающей методологией для предметов человеческого цикла.

Но антропологический подход все еще сводится «либо к личностно ориентированному образованию, либо к учету этнографических и этнологических факторов» [3, с. 16], что и увеличивает разрыв между тео-

© Рындак В.Г., 2015

рией и практикой. Непонимание педагогом-практиком ученого и наоборот, к сожалению, усугубляется, ибо практикующий педагог нуждается не столько в описании, классификации, сколько в систематизации многообразных педагогических подходов, а ученый - в беспристрастных суждениях, объективных сведениях о состоянии современного образовательного процесса: «Необходима реальная, живая связь всех уровней методологии и практики для более эффективного проектирования, а затем и актуализация педагогического процесса» [3, с. 16].

В связи с этим А.Е. Фирсова и Н.М. Бо-рытко правомерно актуализируют анализ применения антропологического подхода в современной отечественной педагогической теории и инновационно-образовательной практике и изучают его роль и место в современной реальности, продуктивность применения. При этом следует подчеркнуть, что сложность и многоплановость исследуемой проблемы сопоставимы с важностью и неотложностью ее решения.

Однако, как установлено А.Е. Фирсовой, имеют место противоречия между:

• «поиском современной отечественной педагогикой антропологического фундамента в решении новых ("человекоориентирован-ных") задач и неразработанностью научного понимания антропологического подхода как методологического регулятива современной отечественной педагогической теории и образовательной практики;

• все более увеличивающимся интересом к антропологическому анализу в современной педагогической теории и практике отечественного образования и невыявленностью индикаторов необходимости антропологического подхода для осознанного его применения в исследовании педагогических систем и процессов;

• необходимостью реализации антропологического подхода и неразработанностью технологических принципов его использования в научно-педагогическом исследовании и образовательной практике» [7, с. 5].

Стремление выявить пути разрешения этих противоречий, а также вопросы, связанные с 1) определением ряда задач современной отечественной педагогической теории и инновационной образовательной практики, в которых наиболее продуктивно применение антропологического подхода; 2) уточнением индикаторов продуктивного применения инструментария антропологического подхода в пе-

ОБРАЗОВАНИЯ -

дагогической теории и инновационной образовательной практике; 3) обоснованием принципов применения антропологического подхода, обеспечивающих реализацию его функций в решении задач современной отечественной педагогической теории и инновационной образовательной практики, и ряд других позволили А.Е. Фирсовой теоретически их обосновать и довести до уровня внедрения.

при этом объект исследования характеризуется определенностью, а именно: феномен антропологического подхода сопряжен с современной отечественной педагогической теорией и инновационной образовательной практикой.

Гипотеза базируется на предположениях о том, что понимание востребованности инструментария антропологического подхода в современной педагогической науке и практике образования при решении задач гуманитаризации обеспечит ориентацию на становление целостного человека, обращенность к его правам и свободам, к формированию способности преодолевать социальные риски, брать на себя ответственность за собственную судьбу и судьбу общества и государства; выявление соответствующих индикаторов (указателей) продуктивности применения инструментария антропологического подхода способствует наиболее полной реализации функций исследуемого подхода и его осознанному применению; необходимо руководствоваться принципами деятельности, основанными на закономерностях проявления функций антропологического подхода в соответствующей области его применения: в научно-педагогическом исследовании и образовательной практике [7, с. 6].

То есть выделение описательной, констатирующей и прогностической частей позволяет, с одной стороны, ограничить научно-теоретическую и конструктивно-техническую функции педагогической науки, рассмотреть понимание востребованности применения инструментария антропологического подхода в современной педагогической науке и практике образования при решении задач гуманитаризации; определить пути реализации функций антропологического подхода [Там же, с. 5]. Выстраиваются методологическая и методическая системы продуктивности применения антропологического подхода в научно-педагогическом исследовании и педагогической практике (согласно принципам деятельности) [Там же, с. 6].

А.Е. Фирсова и Н.М. Борытко на основе глубокого анализа теории и практики по ис-

следуемой проблеме убедительно доказывают, что применение антропологического подхода является продуктивным при решении в отечественной педагогической теории и инновационной образовательной практике задач гуманитаризации и ориентации на становление целостного человека, при переходе к постнеклас-сической модели познания, где в центре внимания оказывается сам познающий субъект, становится актуальным самопознание человека, а также его развитие в трех «измерениях» (личность, индивидуальность и субъект). В решении этого класса задач антропологический подход выполняет гносеологическую, прогностическую и нормативно-праксиологическую функции.

первая обеспечивает познание сущности антропологического подхода с последующим переводом его концептуальных положений в практику образования с целью получения нового знания на основе имеющихся фактов и «пробелов» в научном знании; антропологический подход здесь заимствует информацию о человеке для построения антропологически ориентированных технологий обучения на основе соблюдения принципов его применения.

Вторая интерпретирует антропологический подход как знание о теоретической и практической деятельности, как прогноз этой деятельности, приводящей к оптимальным и наиболее продуктивным результатам.

Третья обеспечивает достижение поставленных образовательных/воспитательных задач посредством применения принципов антропологического подхода.

правомерно утверждение исследователей, что реализация вышеобозначенных функций делает антропологический подход прикладным, т.к. обеспечивает педагогическую науку и практику образования инструментарием для работы: концептуально-теоретическим, содержащим основные теоретические положения подхода; методологическим - для научно-педагогического исследования; процессуалъно-деятелъностным, обеспечивающим эмпирический поиск педагогов, «адаптацию» идей и концепций в качестве методологического (праксеологического) регу-лятива практики образования.

Антропологический анализ научно-педагогических исследований и эффективного педагогического опыта позволил А.Е. Фирсовой выделить индикаторы продуктивного применения данного подхода в отечественной педагогической теории и/или инновационной об-

разовательной практике: признание Человека как наивысшей ценности; обращенность к целостности его феномена; акцентирование внимания на его способности.

осознанное обращение исследователя к антропологическому подходу как методологическому регулятиву в научно-педагогическом исследовании и инновационной образовательной практике позволило обеспечить наиболее полную реализацию его функций при решении задач гуманитаризации педагогики и образования.

принципы, обеспечивающие продуктивность применения антропологического подхода, в исследованиях А.Е. Фирсовой и Н.М. Бо-рытко не надстраиваются искусственно. Достижения педагогической науки и практики позволили авторам выделить их в контексте с закономерностями, например:

• Если исследователь имеет целью изучать феномен наук о человеке разносторонне, то возникает необходимость исследования сближения и связи наук о нем наряду с их дифференциацией, что требует реализации принципа интегративности.

• Если исследование обращено к субъектным свойствам человека - осознанию им собственных действий и поступков, оцениванию и сравниванию результатов, сопоставлению их с другими выводами, а также способности познавать самого себя, то оно приводит к выявлению закономерностей постоянного саморазвития человека, что обеспечит принцип рефлексивности (самонаблюдение, самоанализ, самопознание человеком собственных действий).

• Если исследователь приходит к необходимости исследования человека не фрагментарно, «по частям», то необходимо обращение к человеку как единству физического и психического, телесного и духовного, общественного и индивидуального, т.е. решение педагогических задач с учетом знания смежных наук о человеке, что в контексте принципа целостности человека обеспечивает единство физического и психического, телесного и духовного, общественного и индивидуального.

• В процессуально-деятельностной области продуктивное применение антропологического подхода обеспечивается при соблюдении следующих принципов и закономерностей:

- принцип непрерывности как ведущий принцип развития образования и ценностный фактор каждого индивида, предусматривающий воспитание человека такого типа, кото-

МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

рый в постоянно меняющихся условиях сможет активно жить и действовать, внося максимальный вклад в саморазвитие, самореализацию, развитие общества, его прогрессивное обновление (если педагог в своей профессиональной деятельности осознает потребность в саморазвитии как для себя, так и для ученика, то он приходит к пониманию необходимости обеспечивать образование человеку на протяжении всей жизни);

- принцип гуманитарности, свидетельствующий об обращенности к человеку, его способностям и интересам, всестороннему и гармоничному развитию человека; субъект-субъектном характере взаимоотношений педагога и воспитанника, их ценностно-смысловом равенстве, диалогичности; саморазвитии путем преодоления трудностей, решения индивидом постоянно возникающих задач (если педагог создает возможность для активного и заинтересованного участия обучаемого/воспитанника в педагогическом процессе, обеспечивая его целостный характер, то возникает потребность обратиться к проблеме человека и развития целостного человека);

- принцип социокультурного соответствия (сообразности), определяющий понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; возрастных, индивидуальных особенностей детей, развитие их инициативы и самостоятельности; ребенка как человека культуры, культурного ядра содержания образования как универсальных общечеловеческих, общенациональных и региональных ценностей (если действия учителя построены на понимании формирования человека в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, то это приводит к необходимости строить обучение и воспитание, сообразуясь с природой и культурой, в которой растет обучаемый/воспитанник).

правомерно утверждение авторов, что системный и целостный подходы дают основания рассматривать антропологический подход не изолированно, а во взаимосвязи областей его применения (концептуально-теоретической и процессуально-деятельностной).

Ценностный подход (человек есть абсолютная и наивысшая ценность) авторы согласуют с главной идеей антропологического подхода, выявляют взаимосвязь антропологического подхода с герменевтикой и синергетикой как отраслей (частей) гуманитарного педагогического знания, обретающего в современном мире личностный смысл для каждого человека.

Подчеркивается главная задача современного педагога - не информировать, а разъяснять информацию и оказывать необходимую индивидуальную личносгно-развиваюшую помощь обучаемому человеку как сложной, самоорганизующейся системе, требующей самореализации, которая состоит в способности системы к самопреобразованию и приобретению новых качеств, человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность, согласно Е.В. Бондаревской, к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей.

Авторы подтверждают интеграцию в антропологическом подходе идей герменевтического, синергетического, культурологического, акмеологического подходов и отмечают целостную представленность антропологического знания, актуализируют метод интеллектуального диалога исследователя с различного рода текстами, методы успешного взаимодействия педагога и воспитанников.

Отмечено, что антропологический подход заявляется в методологической базе исследования крайне редко. В основном авторы (С.В. Белова, Е.А. Глебова, А.С. Думов, Е.Н. Кузнецова, В.К. Пичугина, А.П. Шпак и др.) указывают на такие основные идеи антропологического подхода, как целостный взгляд на человеческую реальность, на человека как наивысшую ценность, предмет собственного бытия, субъекта отношений, способного к самоорганизации, самореализации; на его стремление к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию; человек изучается как субъект деятельности, личность, субъект труда, индивидуальность; в учебно-воспитательном процессе преобладают субъект-субъектные отношения, идеи педагогической помощи и поддержки; идеи о природной и социокультурной обусловленности развития человека. То есть, даже не указав антропологический подход в своем исследовании, авторы обращаются к его идеям, используют категории подхода и методы. наряду с традиционными методами используются рефлексия, биографический метод, сравнительно-исторический, генетический, методы понимания и описания, также присущие антропологическому подходу.

выявлено, что совокупность принципов (интегративности, рефлексивности, целостности) имеет универсальный характер, обусловлена фундаментальными закономерностями как регулятив, основанный на безусловной необходимости следовать определенным зако-

нам для гармонизации своей деятельности, соотнесения ее с реальностью. Данный вывод авторов соотносится с результатами исследований И.А. Колесниковой и Е.В. Титовой.

Научная новизна исследования не вызывает сомнений и заключается в том, что разработана научная концепция реализации антропологического подхода в педагогической теории и практике современного образования, в которой уточнено научное понимание антропологических идей в структуре методологического знания; выделены сущностные характеристики антропологического подхода (структура, функции, категориальный аппарат), обогащающие общие знания по методологии педагогической науки. Это позволило авторам выявить качественно новые закономерности антропологического подхода и обосновать соответствующие им принципы его применения; предложить функции и конкретизировать области применения антропологического подхода; обосновать взаимосвязь антропологического подхода с другими методологическими подходами общенаучного уровня научно-педагогического исследования; выделить индикаторы антропологического подхода в педагогической теории и образовательной практике; определить систему принципов антропологического подхода в соответствии с концептуально-теоретической и процессуально-деятельностной областями, их роль и место в образовательной практике.

Следует отметить, что в диссертационном исследовании А.Е. Фирсовой органично соединены история и современность, ретроспектива и перспектива, теоретические и практические разработки антропологического подхода: в связи с актуализацией гуманитарной парадигмы, одной из важнейших задач которой выступает требование обращения к целостному человеку; переход к постнекласси-ческой модели познания, где в центре внимания оказывается сам познающий субъект, становится актуальным самопознание человека, а также развитие человека в трех его «измерениях»: личность, индивидуальность и субъект, обоснованы уровни его нахождения; в антропологическом подходе выделены две области трактовки: концептуально-теоретическая и процессуально-деятельностная, а также выявлены закономерности и обоснованы принципы его применения; выделенные в исследовании индикаторы применения антропологического подхода позволяют прогнозировать его эффективность. полученные существенные результаты придают выполненному ис-

следованию А.Е. Фирсовой несомненную научную новизну.

Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что:

• доказана перспективность проблемы современной интерпретации антропологического подхода в отечественной педагогической науке и его использования в практике современного образования, что вносит существенный вклад в рассмотрение представлений об изучаемом явлении, расширяющих границы применимости полученных результатов;

• раскрытие в антропологическом подходе двух областей (концептуально-теоретической и процессуально-деятельностной) расширяет границы применимости антропологического подхода в отечественной педагогической теории и практике российского образования;

• применительно к проблематике диссертации наряду с методами теоретического анализа и синтеза (охватить одновременно большое количество данных и проникнуть в их сущность) результативно использован комплекс существующих базовых методов исследования: методы абстрагирования (вычленить сущностные характеристики антропологического подхода из общего изучаемого теоретического материала), конкретизации (обогатить категорию «антропологический подход» новыми признаками и свойствами), генетический метод (выявить специфику и тенденции развития антропологического подхода в современном знании); герменевтический метод (объяснение актуальности данного подхода в педагогике и обоснование понимания феномена антропологического подхода в современном педагогическом знании);

• изложены положения и идеи антропологического подхода, тенденции его развития, индикаторы применения, что дополняет современное методологическое знание и способы его применения в педагогической теории и образовательной практике;

• изучена взаимосвязь антропологического подхода с экзистенциальным, герменевтическим, целостным, системным, культурологическим, ценностным и синергетическим подходами, выявлены их конструктивные идеи, согласующиеся с антропологическим подходом, на этой основе выделены методологические принципы данного подхода; уточнены тенденции развития педагогики в условиях реализации антропологического подхода к образованию и воспитанию, что делает возможным использование его теоретических положений для конструирования технологий обучения;

• проведена модернизация способов анализа научно-педагогических исследований и образовательных инноваций на основе выявленных индикаторов антропологического подхода, что позволило уточнить принципы применения антропологического подхода в научно-педагогическом исследовании, инновационной образовательной практике.

Значение для практики результатов исследования подтверждается тем, что разработано и внедрено современное научное понимание антропологического подхода в теории и практике современного отечественного образования, выделены сущностные характеристики антропологического подхода, которые позволяют исследователям и педагогам-практикам обеспечить аргументированный поиск пути решения задач гуманитарного становления человека в системе образования; определены перспективы практического использования концепции реализации антропологического подхода в системе многоуровневого образования в условиях современного вуза, которая может быть включена в содержание различных разделов педагогических дисциплин бакалавриата, специалитета, магистратуры, а также входить в раздел методологии педагогики для аспирантов; созданы стратегия и тактика применения антропологического подхода в научно-педагогическом исследовании и инновационной образовательной практике; представлены рекомендации для организации более высокого уровня педагогической деятельности на основе антропологического подхода.

Достоверность результатов исследования обеспечивается посредством определения системы принципов реализации антропологического подхода с учетом фактов, приведенных в научно-педагогической литературе, а также известных и проверяемых данных и их согласованностью с опубликованными теоретическими данными по теме диссертации; выделения практических принципов антропологического подхода, базирующихся на анализе результативного опыта педагогов-новаторов по совершенствованию учебно-воспитательного процесса; использования единства общенаучных и конкретных методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования; выработки идей на базе разнообразных источников информации и сравнении авторских данных и данных, полученных ранее по рассматриваемой проблематике; установления соответствия полученных результатов объективным тенденциям развития педагогической теории и практики; использования со-

ОБРАЗОВАНИЯ -

временных методик качественной интерпретации результатов исследования, а также анализа разнообразных источников (философской, педагогической, историко-педагогической, методологической литературы).

К достоинствам данной работы отнесем ее структурную целостность, развернутую аргументацию, последовательность и доказательность представленных выводов.

Несомненно, проведенное А.Е. Фирсовой исследование открывает путь для дальнейшего научного поиска: разработки категориального аппарата антропологического подхода, иерархии и современной интерпретации категорий согласно его применению в теории и практике; обоснования взаимосвязи антропологического подхода с другими подходами в рамках гуманитарной парадигмы образования. полученные результаты открывают новые перспективы сравнительно-сопоставительных исследований концептуальных положений и применения антропологического подхода в отечественной и зарубежной педагогике, а также анализа зарубежного опыта по исследуемой проблеме.

однако требуется уточнение: какие концепции зарубежных и отечественных ученых, выделенные автором, базируются на антропологических идеях? Каким образом антропологические идеи, объединенные представлениями о человеке как высшей ценности, обусловили изменение представлений о сущности обучения и воспитания, их методах и формах в авторской инновационной образовательной практике? Какие идеи педагогической антропологии задали параметры образовательной организации, конкретизировали ценностно-целевую направленность школьного уклада в опыте автора? Какие же несоответствия в применении антропологического подхода в современных реалиях выявлены автором? Научный вклад в решение исследуемой проблемы неоспорим, но требуется уточнение, о каких границах применимости полученных результатов ведет речь А.Е. Фирсова [7, с. 12].

ответы на поставленные вопросы дадут возможность целенаправленно реализовать антропологический подход ученым и практикам в научно-педагогической деятельности, предвидя, сглаживая острые углы и самоопределяясь в поиске и нахождении индивидуальных смыслов в его использовании.

Антропологический подход в XXI в. интенсивно набирает темп в своем историческом развитии, воспроизводит образ человеческий во времени и пространстве культуры, Чело-

века цельного и самоценного, реализующего «внутренние потенции ребенка, его саморазвитие и личностное становление» [5, с. 47]. В связи с этим исследование А.Е. Фирсовой приобретает актуальность.

список литературы

1. Борытко Н.М. Субъектное становление человека в телекоммуникационном пространстве // Интернет-журнал «Эйдос». 2004. URL : http://www. eidos.ru/journal.

2. Крупник С.А. Методологические подходы к предмету педагогики. URL : http://www.portalus.ru/ modules/skhola/rus_readmephp?subaction=showfull& id=119149883&archive=&start_from=&ucat=&.

3. Попов Л.Н. Систематизация методологических принципов (подходов) педагогики // Педагогическое образование в России. 2012. №1.

4. Рындак В.Г. Учитель Сухомлинский: уроки на завтра. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008.

5. Рындак В.Г. Школа с веком наравне // Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010.

6. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М. : ТЦ «Сфера», 2005.

7. Фирсова А.Е. Применение антропологического подхода в современной отечественной педагогической теории и инновационной образовательной практике: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2015.

* * *

1. Borytko N.M. Subektnoe stanovlenie chelo-veka v telekommunikacionnom prostranstve // Internet-zhurnal «Jejdos». 2004. URL : http://www.eidos.ru/ journal.

2. Krupnik S.A. Metodologicheskie podhody k predmetu pedagogiki. URL : http://www.portalus.ru/ modules/skhola/rus_readmephp?subaction=showfull& id=119149883&archive=&start_from=&ucat=&.

3. Popov L.N. Sistematizacija metodologicheskih principov (podhodov) pedagogiki // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2012. №1.

4. Ryndak V.G. Uchitel' Suhomlinskij: uroki na zavtra. Orenburg: Izd-vo OGPU, 2008.

5. Ryndak V.G. Shkola s vekom naravne // Orenburg: Izd-vo OGPU, 2010.

6. Stepanov E.N., Luzina L.M. Pedagogu o sovremennyh podhodah i koncepcijah vospitanija. M. : TC «Sfera», 2005.

7. Firsova A.E. Primenenie antropologicheskogo podhoda v sovremennoj otechestvennoj pedago-gicheskoj teorii i innovacionnoj obrazovatel'noj praktike: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2015.

Anthropologic approach: modern pedagogic theory and experience (in the context of research carried out by A.E. Firsova, N.M. Borytko)

There is determined the role and place of the anthropologic approach in the innovative educational experience in the historic context and in the modern reality; ways of contradictions resolution; methodological and methodical systems of its productivity. There is emphasized the universal character of the principles of integrity, reflexivity, completeness and continuity of education, humanities character, sociocultural correspondence, that reflect the requirement to build education in accordance with the laws of the child's natural and social environment and the origins; the unity of history and the modern time, retrospectives and prospects of research.

Key words: anthropologic approach, integration of the anthropologic, system and value approaches, pedagogic theory, innovative educational experience.

(Статья поступила в редакцию 2.02.2015)

л.л. Бойко (пятигорск), С.в. куликовА (волгоград)

исследование идеологических основ российского образования: история и современность

Описаны основные направления в исследовании идеологических основ российского образования: дефинитивный анализ категорий «идеологизация образования» и «идеология образования»; изучение состояния отечественного образования как объекта влияния идеологии; определение предпосылок, выделение, характеристика и описание процесса реализации идеологических концепций образования в дореволюционный период.

Ключевые слова: идеология, идеологизация образования, идеологические основы образования.

В условиях инновационного развития российского социума наиболее популярными выступают образовательные сюжеты, затрагивающие вопросы формирования гражданско-

© Бойко Л.Л., Куликова С.В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.