Научная статья на тему 'Антропологический аспект этногенеза'

Антропологический аспект этногенеза Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
339
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тегако Лидия Ивановна

Проблема этногенеза («этнос» народ, «генезис» происхождение) одна из сложнейших в исторической науке. Исследователи пытаются раскрыть совокупность явлений и процессов, влияющих на формирование того или иного народа, приводящих к появлению его материальной культуры, хозяйственного уклада, языковых особенностей, культурных традиций, а также осознанию своего единства. Антропология представляет данные о генетической близости этносов, их контактах, причем не только культурных, но и родственных, основанных на брачных связях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The anthropological aspect of ethnogenesis

The problem of ethnogenesis is one of the most difficult in the history of science. Researchers are trying to uncover the totality of the phenomena and processes influencing the formation of a people, leading to the appearance of its material culture, economic structure, language peculiarities, cultural traditions, and the realization of their unity. Anthropology is information about the genetic proximity of different ethnic groups, their contacts, not only cultural, but also related based on marriage ties.

Текст научной работы на тему «Антропологический аспект этногенеза»

Антропологический аспект этногенеза

Проблема этногенеза («этнос» - народ, «генезис» - происхождение) - одна из сложнейших в исторической науке. Исследователи пытаются раскрыть совокупность явлений и процессов, влияющих на формирование того или иного народа, приводящих к появлению его материальной культуры, хозяйственного уклада, языковых особенностей, культурных традиций, а также осознанию своего единства. Антропология представляет данные о генетической близости этносов, их контактах, причем не только культурных, но и родственных,

основанных на брачных связях.

Яидия тегако,

завотделом антропологии и экологии Института истории НАН Беларуси, доктор медицинских наук, профессор

Для дифференцированного использования доказательств по проблемам становления человека выделяют биологические и социальные общности людей. Основа биологических группировок - генофонд, определяющий расовые особенности. Биологические общности - популяции и расы - начали формироваться в процессе эволюционного развития человека с момента его появления, еще в допись-менный период. Расовые биологические признаки передаются из поколения в поколение и сохраняют относительную устойчивость во времени. Социальные группировки связаны с общественной деятельностью людей. В процессе исторического развития выделялись род, племя, племенные союзы, этносы и народности, нации.

Социальную эволюцию - развитие общественных отношений, возникновение общественных группировок с их языком

и культурой невозможно проследить, изучая генетические маркеры, которые говорят лишь о биологическом сходстве, поэтому при рассмотрении проблем этногенеза решающее значение имеют социальные аспекты.

Исторические судьбы восточных и западных славян, появление их на исторической арене, происхождение отдельных племен и этносов - вопросы, которые всегда находились в поле пристального внимания антропологов. Основываясь на описаниях физического типа и культуры племен и народов древними историками (Геродотом, Плинием Старшим, Страбо-ном), российские ученые дали первые характеристики ископаемого и современного населения своей страны и соседних народов. В дореволюционное время и первые десятилетия после него антропологические исследования посвящались многим этносам Российского государства, в том числе и белорусам.

Это был период поиска «расово чистого» праиндоевропейского, праславянского и расовых типов других этносов, характеристики которых весьма противоречивы. Так, известный российский антрополог и этнограф Анатолий Богданов впервые поставил под сомнение возможность существования в прошлом чистого пра-славянского или другого этнического типа. Эта точка зрения развивалась и в трудах его коллег. Так, в 1932 г. профессор Института этнологии и антропологии АН СССР Виктор Бунак показал, что в формировании антропологических особенностей древних славян большое значение имели процессы смешения между длинноголовыми светлопигмен-тированными группами и темнопигмен-тированными широкоголовыми. Под руководством ученого в 1955 г. в 13 районах юга Беларуси велись антропологические исследования. Население данных территорий характеризовалось как довольно однородное, относящееся к беломорско-балтийской европеоидной расе. Бунак выделил среди белорусов два местных антропологических типа, или расы третьего порядка. Более низкорослый среднепигментированный полесский тип генетически связан с южными славянскими племенами (рост 166 см, головной указатель 82) и более светлопигментиро-ванный и высокорослый северный, или верхнеднепровский, тип - с балтскими лето-литовскими или балто-славянскими

этнос - СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ, ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШАЯСЯ НА ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ, ОБЛАДАЮЩАЯ ОТНОСИТЕЛЬНО СТАБИЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ КУЛЬТУРЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ И ЯЗЫКА.

НАЦИЯ - БОЛЕЕ ПОЗДНЯЯ ПО ВРЕМЕНИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ. ЭТО ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП ЭТНОСА, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЙ СОБОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ЦЕЛОСТНОСТЬ, КОТОРАЯ СКЛАДЫВАЕТСЯ НА < ОБЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ И МОЖЕТ ВКЛЮЧАТЬ НЕСКОЛЬКО ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП.

ТЕМА НОМЕРА

Рис. 1. Скульптурный портрет, выполненный Г.В. Лебединской по черепу мужчины эпохи мезолита из деревни Васильевка III Днепропетровской области, Украина

Рис. 2. Скульптурный портрет, выполненный И.В. Чаквиным по черепу мужчины бронзового века из деревни Красноселье Волковысского района, Беларусь

Рис. 3. Древний житель Беларуси (скульптурка, найденная при раскопках)

племенами. Их особенности, по мнению исследователя, «отражают различия племенных групп большой древности».

Российский ученый Георгий Дебец отмечал выраженную широконосость и больший высотный диаметр головы древнего населения Беларуси по сравнению с соседями. Он указывал также на сходство славянских средневековых черепов, найденных на территории Белоруссии, с черепами лето-литовского Люцинского могильника. Ученый пришел к выводу, что формирование племен славянской, балтской и финской языковых систем в данной области происходило в весьма однородной расовой среде. Результаты исследований, дополненные изучением других восточнославянских серий, в 1946 г. были включены российской ученой Татьяной Трофимовой в ее фундаментальную работу «Кривичи, вятичи, славянские племена По-днепровья по данным антропологии», где была отмечена неоднородность восточных славян. Так широколицый европеоидный тип был распространен среди древлян, дреговичей, радимичей, полоцких кривичей. Узколицый европеоидный тип наблюдался у северян, вятичей и некоторых групп кривичей. Мезо-долихокефальный узколицый европеоидный тип локализовался у полян. Трофимова неоднократно подчеркивала, что славяне формировались на разнородной расовой основе и нет никаких оснований для поиска некоего одного праславянского типа.

Как показали дальнейшие исследования, разнородность физических особенностей характерна и для древнего населения Беларуси. Надо отметить, что в наших почвах костные останки сохраняются плохо, и из палеоантропологических находок наиболее древними являются 2 скелета эпохи бронзы. Первый нашли в 1962 г. при раскопках селения середины II тысячелетия близ деревни Красноселье Волковысского района Гродненской области. По причине трагической гибели под пластами обвалившейся шахты мужчину не захоронили по бытовавшему в то время обряду трупосожжения, благодаря чему костные останки сохранились до нашего времени, что позволило воспроизвести скульптурный портрет. Второй скелет обнаружили в 1980 г. при раскопках поселения среднеднепровской культуры в Ветковском районе Гомельской области, однако в связи

10 НАУКА И ИННОВАЦИИ №9(103) Сентябрь 2011

с плохим состоянием черепа пластическая реконструкция не проводилась. Сопоставление костных останков позволило выявить различия в морфологическом типе мужчин бронзового века. В первом случае (Красноселье) это был молодой человек ростом 170-175 см с выраженными европеоидными чертами и мезоморфным черепом. Второй (Ветковский район) обладал брахикранным черепом, более низким ростом (до 160 см) и чертами ослабленной европеоидности. Это свидетельствует о том, что уже в эпоху бронзы население республики было разнородным.

Антропологическое изучение белорусов активизировалось и стало более разносторонним после 1965 г., когда при Институте искусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук БССР началась подготовка специалистов-антропологов. Были получены и обобщены новые палеоантропологические материалы, проведены исследования по дерматоглифике современного населения республики и соседних территорий, изучены одонтологические маркеры современных и древних жителей.

С развитием генетики для исторических реконструкций наряду с фенотипическими показателями, к которым относятся и признаки внешнего сходства, применяются генетические маркеры - отдельные признаки зубной системы, дерматоглифика, группы крови, а в последние десятилетия и ДНК-маркеры. Совершенствуется молекулярная палеонтология, нацеленная на реконструкцию процесса эволюции живых организмов. Этот развивающийся раздел затрагивает многие палеонтологические объекты - от вымерших представителей семейства гоми-нид, например неандертальцев, до мамонтов и динозавров.

Новейшие достижения науки вызывают интерес не только антропологов. Философы, журналисты и даже представители технических профессий делают попытки на основании результатов, полученных биологами и генетиками, по-своему трактовать исторические события. Московские генетики Елена и Олег Балановские, проводя исследования по программе «Геном человека», обобщили данные по генофонду населения Восточной Европы и использовали их в книге «Русский генофонд на Русской равнине».

Выводы авторов, касающиеся комплекса генетических, морфологических, археологических, лингвистических данных и проведенного анализа фамилий, веско обоснованы. В отдельной работе наряду с другими этносами рассмотрен генофонд белорусов. Рис. 4 отражает генетические расстояния между белорусскими популяциями и народами Европы по гаплогруп-пам /-хромосомы.

В последние годы данные по вариациям ДНК-маркеров у белорусов в сравнении с другими народами получены отечественными генетиками под руководством члена-корреспондента НАН Беларуси Олега Давыденко. Они подтверждают разнообразные миграционные процессы и контакты в Европе начиная с древних времен.

На основании антропогенетических исследований можно утверждать, что автох-тонность (автохтонами называют первобытных жителей страны, которые утверждались в стране с незапамятных времен, а не переселялись в нее из какой-либо другой, то есть аборигены), о которой говорится в скороспешных выводах современных авторов, не была присуща ни одному из народов, населяющих Европу. К сожалению, сегодня широкий интерес к истории и генетическим данным для раскрытия тайн этносов зачастую трансформируется в пренебрежение к другим

Рис. 4. Историческая динамика трансформации среднеевропейцев в этносы Европы по В.В. Седову (5 000 г. до н.э. - рубеж I тыс. н.э.)

народам, и периодически в прессе встречается искаженная информация, носящая шовинистический характер. В Беларуси также появились достаточно объемистые работы, претендующие совершить переворот не только в исторической науке, но и в генетике и антропологии. К таковым можно отнести книги Вадима Деружин-ского «Тайны белорусской истории» и «Предыстория белорусов». У Деружин-ского можно найти описание процесса фальсификации российской истории по заказу Екатерины II, в результате которого якобы была изготовлена фальшивка, превратившая славяноязычных финнов и тюрков в славян. Привлекает внимание факт непрофессионального использования автором данных генетики, узкое представление им понятия генофонда. Рассматривая первые сведения о распределении гаплогрупп, полученные в Лаборатории популяционной генетики Международного генетического центра РАМН, Деружинский приходит к выводу, что белорусы - прямые потомки индоевропейцев и ариев. Об этом свидетельствует, по его мнению, распределение гаплогруппы Й1э /-хромосомы, а также то, что «у белорусов, мазуров, сербов в народной кухне многочисленные блюда из овса, которые готовили только древние индоевропейцы». Интересно также утверждение автора о тюркской примеси, которая, по его мнению, присуща только русским. Однако исторические факты свидетельствуют о том, что, не говоря уже о более древних периодах, во время княжения Витовта (1386-1430 гг.) на территории нашей страны, а также в Литве и Польше были поселены татары. Специальным вердиктом Витовт разрешил татарским дружинникам брать в жены местных женщин, которые оставались в христианской вере и после смерти хоронились отдельно от мужей по христианскому обычаю. Примечательно, что в деревне Орда Клецкого района этот обычай прослеживался вплоть до 1967 г. Нужно отметить, что первые татарские поселенцы принадлежали к разным племенным группам и, возможно, различались в антропологическом отношении. По предположениям исследователей, на территории Великого княжества Литовского в XVI в. расселялись 200 тыс. татар, в

1959 г. на территории Беларуси проживало 7208 татар. У них сохранялись некоторые традиции и обряды, а также тюркские элементы в антропо- и топонимике. В свете сказанного противоречивым является и утверждение Деружинского о том, что «белорусская нация является огромной плавильной машиной, превращающей мигрантов в белорусов». Автор подсчитал, что это происходит за 3-4 поколения, а с момента поселения татар прошло не менее шести столетий.

Столь же противоречивы и многие моменты книги «Предыстория белорусов». Основная ее идея, как и у российских шовинистов, состоит в том, что белорусы вовсе не славяне, а балты, лишь пользующиеся славянским языком, и что научные попытки показать роль балтского субстрата в культурном своеобразии белорусского этноса жестоко преследовались. Вышеизложенные результаты антропологических исследований доказывают, что население Европы антропологически разнородное, хотя и относится в большинстве своем к европеоидной расе.

Если антропология выделяет морфологические типы и гаплотипы, то археология характеризует взаимодействовавшие этносы по их хозяйственно-культурной деятельности. В работах известнейшего российского археолога профессора Валентина Седова концепция балтского субстрата в этногенезе белорусов веско аргументирована комплексными данными. Он показал, что предками славян белорусского ареала были в равной мере и пришлые носители славянского языка, и местное население, обитавшее здесь около 2 тыс. лет до славянского расселения и принадлежащее к балтской языковой группе.

Согласно результатам комплексных антропологических, археологических, лингвистических исследований можно сделать вывод о том, что складывающаяся с самого начала заселения Европы разнородность ее населения подтверждается. Дальнейшее же историческое развитие происходило на основе взаимодействия племен и народов, вследствие чего ни один европейский этнос нельзя считать автохтонным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.