Научная статья на тему 'Антропологическая революция в иррациональном мире фэнтези'

Антропологическая революция в иррациональном мире фэнтези Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
194
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Толстиков Д. А.

В статье говорится о трансформации человека массовой культуры в «сверхчеловека». Выделяются основные аспекты, выявляющие данный процесс. Определены ключевые положения, посредством которых человек в массовой культуре преодолевает границу между человеком и сверхчеловеком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anthropology revolution in irrational world of fantasy

In the paper is spoken about transformation of a person of masscult in «superman». The basic aspects detecting the given process are selected. The key positions are determined, by means of which a masscult person overcomes boundary between the person and «superman».

Текст научной работы на тему «Антропологическая революция в иррациональном мире фэнтези»

УДК 130.2

Д. А. ТОЛСТИКОВ щ

Омский государственный педагогический университет

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ИРРАЦИОНАЛЬНОМ1 МИРЕ ФЭНТЕЗИ__________________________________________

В статье говорится о трансформации человека массовой культуры в «сверхчеловека». Выделяются основные аспекты, выявляющие данный процесс. Определены ключевые положения, посредством которых человек в массовой культуре преодолевает границу между человеком и сверхчеловеком.

Систематическое восприятие мира фэнтези (под которым мы понимаем жанр фантастики, основой которого является рассказ о выдуманном, несуществующем мире, где иррациональное является реальным, а основа реальности больше идеальна, чем материальна) и его героев (Гарри Поттер, Фродо, Гэндель-фа и т.д.) инициировало антропологическую революцию в массовой культуре. Суть которой состоит в трансформации мировоззрения широкого круга реципиентов, выражающееся в стремлении обладать сверхвозможностями, т.е. желание «человека массы» стать «сверхчеловеком». Данная трансформация уже происходит в «виртуальной виртуальности» сосредоточившей в себе художественный вымысел и образы фантазии [1, с. 27].

На то, что антропологическая революция происходит, указывают следующие факторы:

— одной из главных потребностей человека массы стало желание скорости жизни, скорости восприятия информации. «Человек массы» ощущает данную потребность, но не в полной мере может её удовлетворить, в результате происходит частичное удовлетворение, что порождает фрагментарное восприятие. Подобная ситуация приводит к неудовлетворённости и желанию разрешить эту ситуацию, т. е. заставляет человека занять активную позицию в жизни;

— возросла потребность в восприятии продуктов массовой культуры (фильмы, книги) в которых действует супергерой (воплощённый в художественной реальности «сверхчеловек»). Например: цикл фильмов и книг о Гарри Поттере, «Великолепная четвёрка», «Люди Х», «Сорвиголова», «Человек-паук», «Властелин колец» и др.

Большая популярность образов супергероя говорит о том, что человеку уже стало тесно в окружающем его мире. Образы же супергероев дают возможность свободы от обыденности, так как они не зависят ни от пространств (летают, бегают с невероятной скоростью, путешествуют по параллельным мирам и т. д.), ни от времени (перемещаются по различным эпохам с помощью магии). Отождествление себя с этими образами позволяет человеку преодолевать границы как внутренние, так и внешние, препятствующие его развитию, что и делает человека «сверхчеловеком».

Здесь можно выделить две модели «сверхчеловека», в которые желает воплотиться «человек массы»: модель «воина» (власть над физическими законами — пространством) и модель «мага» (власть над «магическими законами» — пространством и временем). Причём эти две модели постоянно вместе, они

либо действуют заодно, либо противостоят друг другу. Если они действуют за одно то действие протекает по схеме «Я + Я ® — Они», где тело и дух противостоят безличному (Например, в роман «Искатели ветра» А. Пехова). Если модели действуют друг против друга, то схема принимает вид «Я® — Я», где безличное персонифицируется, и здесь уже противостояние идёт как бы с самим собой (Например, в романе «Непобедимый» С. Зайцева);

— кризис массовой культуры, т. е. невозможность «человека массы» оставаться прежним в новых условиях. Фрагментарное восприятие информации создаёт пробелы, которые, оставаясь не заполненными, создают чувство неудовлетворения заставляющего человека искать способы его разрешения. В художественной реальности это выражается в тиражировании супергероев с их сверхспособностями, в объективной реальности аналогом данного процесса может выступать развитие способности скорочтения как процесса заполнения информацией существующих пробелов

— образование «гипержелания» как результата удовлетворения всё новых и новых потребностей современной «эпохи гедонизма». Данная ситуация возникла вследствие превышения предложения «продуктов удовольствия» над реальными возможностями их испробовать «человеком массы». Данное обстоятельство и заставляет его совершенствоваться с целью «попробовать» всё (т.е. новые фильмы, книги, игры, музыка, экстремальные развлечения);

— сосредоточение массовой культуры на производстве продукции направленной на удовлетворения чувственных желаний, всевозможных приспособлений призванных расширить возможности человеческого тела, т. е. приоритет, отдаётся телу;

— повышение активности массового человека, которое вызвано конфликтом между культурными силами (в лице телевидения, книжных корпораций и т. д.) и культурными отношениями (Я — ®Они) в массовой культуре;

— использование воображения как основного канала восприятия. Так как воображение обладает поразительной силой воздействия, ведь «образы воображения могут конденсироваться и усиливаться до полного тождества с реальностью» [2, с. 60];

— восприятие образов супергероев как естественных «жителей» объективной реальности (Например, в фильме «Кто убил кролика Роджера?»);

— антропологическая революция создаёт не только «сверхчеловека», но и культуру «сверхчеловека». Такой культурой можно назвать культуру фэнтези.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (63) 2008

Фэнтези как вид массовой культуры уже достигла планки элитарной культуры, инициировав процесс создания образа нового человека — «сверхчеловека». Поэтому фэнтези можно определить как элитарную культуру, преобразующую «человека массы».

На это указывают следующие моменты:

1. Ввод своего предмета в различные ценностные значения, в результате интерпретации которых получается необычное значение. Например, если допустить, что предметом является магия, то достаточно посмотреть на картины и рисунки художников жанра фэнтези, где изображается извечная борьба добра и зла, порождающая различные нестандартные интерпретации.

2. Овладение новыми идейными феноменами. Например, идея «сверхчеловека» воплощается в образе мага.

3. Формирование новых образов, символов, знаков, метафор, требующих от реципиентов развитого воображения, нестандартного мышления.

4. Создание закрытых сообществ фэндомов, фэн-зинов. Культура фэнтези создала свои специфические общества «фэндомы», неформальные объединения любителей данного жанра. В них входят не только реципиенты (читатели, зрители), но и писатели, критики, художники, издатели, переводчики, режиссеры.

Особо стоит отметить, что в этом обществе образуется такое явление, как «фэнзины», — это своеобразные периодические издания, которые издают поклонники фэнтези. В них они пишут продолжения понравившихся произведений, обсуждают фильмы, книги, печатают интервью с писателями. «Фэнзины» осуществляют двойную функцию. Во-первых, они осуществляют постоянное обращение информационных потоков внутри сообщества, сохраняя цельное знаковое пространство в рамках данной субкультуры. Что содействует сохранению и развитию изолированного культурного общества. Во-вторых, наличие «фэнзинов» является одной из причин замыкания субкультуры «фэндома» в самой себе, что «делает её самодостаточной и сдерживает ее распространение». Но данный минус практически устраняется Интернетом» [3].

5. Создание своеобразного языка, сленга, затрудняющего понимание непосвященных (название магических артефактов, демонов, заклинаний и т.д.).

6. Преобладание субъективной интерпретации обыденных вещей, оформление их в необычные формы, домысливание (часто произведения фэнтези заканчиваются «открытым финалом» предоставляя реципиенту самому его закончить. Например, фильм «Легенда»).

В итоге можно сделать следующие выводы:

— основным качеством, которое стремится развить «человек массы», является скорость, скорость

восприятия информации, скорость мышления, скорость движения — скорость жизни.

— критерием «превращения» «человека массы» в сверхчеловека является его способность преодолевать «границы»;

— «человек массы» стремится стать сверхчеловеком, руководствуясь желанием попробовать как можно больше «продуктов удовольствия»;

— развитие телесных качеств направлено на удовлетворение тех же телесных желаний, т. е. путь к сверхчеловеку выбран массовой культурой через совершенство тела;

— произошла подмена понятий искусственного и естественного, т. е. симулякры иррационального мира фэнтези воспринимаются как естественные, реально существующие [4];

— хотя фэнтези и относится к массовой культуре, но занимает в ней особое положение, позволяющее назвать её «элитарной культурой» массовой культуры;

— иррациональный мир фэнтези стал инициатором антропологической революции, формирующей нового человека — сверхчеловека.

Примечание

’Иррациональный, или поэтический мир — «это мир необычных, нестандартных смыслов ... всё то, где происходят смысловые сдвиги и нарушения логики, — несходное становится сходным, а противоречащее—тождественным». // Павлович Н. В. Словарь поэтических образов. В 2 т. — М.: Эдиториел УРСС, 1999. — Т. 1. - С. XXVII

Библиографический список

1. См.: Помогалова Н. В. Фэнтези и социализация личности: Дис. канд. философ. наук / Н. В. Помогалова — Омск, 2006. — 157 с.

2. Вышеславцев Б. П. Этика преображённого Эроса / Б. П. Вышеславцев— М.: Республика, 1994. — 368 с.

3. См.: Косарева А.Б. Фантастиковедение в поле культурологии // Формирование дисциплинарного пространства культурологии. Материалы научно-методической конференции. 16 января 2001 года. Санкт - Петербург. - Серия “Symposium". - Выпуск 11. -2001. - С. 48-53.

4. См.: Бодрийяр Ж. Америка / Ж. Бодрийяр — СПб.: Владимир Даль, 2000. -209 с.

ТОЛСТИКОВ Дмитрий Александрович, аспирант кафедры философии.

Статья поступила в редакцию 02.11.07 г.

© Д. А. Толстиков

Книжная полка

Осипов, В. Е. Интерсубъективность в познании [Текст]: монография / В. Е. Осипов ; ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. - 135, [1] с.: рис. - Библиогр.: с. 127-136. - ISBN 5-8149-0456-9.

Существуют противоположные взгляды относительно роли интерсубъективности в познании. Темой настоящей работы является рассмотрение одного из понятий, образующих пару противоположностей интерсубъективность - эзотеризм, путем выяснения того, как возможна интерсубъективность и для каких целей она имеет ценность. Монография отражает авторскую позицию, которая не является общепринятой и которую следует рассматривать как одну из составляющих спектра трактовок данной темы. В результате выполненного исследования предложена модель, объясняющая механизм явлений телепатии и интуиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.