Научная статья на тему 'Феномен "сверхчеловека" в философии'

Феномен "сверхчеловека" в философии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1223
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Толстиков Д. А.

В статье рассматривается история формирования феномена "сверхчеловека" в философии. Проведён сопоставительный анализ различных точек зрения касающихся феномена сверхчеловека. Выявлена структура способностей, которыми обладает модель сверхчеловека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenon of "superman" in philosophy

In the article the history of formation of a phenomenon of "superman" in philosophy is examined. The comparative analysis of the various points of view concerning phenomenon of superman is carried out. The structure of abilities is revealed which has the model of superman.

Текст научной работы на тему «Феномен "сверхчеловека" в философии»

УДК 1302 Д. А. ТОЛСТИКОВ

Омский государственный педагогический университет

ФЕНОМЕН «СВЕРХЧЕЛОВЕКА»

В ФИЛОСОФИИ

В статье рассматривается история формирования феномена «сверхчеловека» в философии. Проведён сопоставительный анализ различных точек зрения касающихся феномена «сверхчеловека». Выявлена структура способностей, которыми обладает модель «сверхчеловека».

На протяжении всей своей истории человек стремился к совершенному телу и духу, стремился стать «сверхчеловеком». Поэтом не случайно, что именно религия становиться одним из первых инициаторов создания «сверхчеловека».

Религия создала схему формирования «нового человека» — «сверхчеловека»: «страдание — смерть — воскрешение». Где страдание есть путь иррациональной трансформации приводящей человека к границе себя — смерти, которую он должен преодолеть, став победителем смерти — «сверхчеловеком» согласно христианской традиции. Здесь возникает вопрос, почему именно смерти? Потому что смерть является «необратимой границей», пересечение которой возможно лишь в одну сторону. Возможность возращения в христианстве связана с Христом, уподобившись которому человек сможет вернуться, то есть только после того, как станет «сверхчеловеком» [1]. Причём необходимо заметить что «клиническую смерть» мы не относим к смерти как «необратимой границе».

В средние века, когда мировоззрение человека было всецело «подчинено» христианству человек должен был стремиться быть, подобным Богу (Христу). Бог же находиться над телом и телесностью, а следовательно над человеком. После второго пришествия Христа человек сможет уподобиться ему и получит «новое тело». Конечной целью такого синтеза является образ «Бога-человека» содержащего иррационально-божественное и рационально-человеческое. Процесс уподобления Богу делает человека героем, главное же отличие Бога от героя в том, что герой смертен. Попытки обессмертить героя предпринимались множество раз в мифологии, но они неизменно приводили к смерти (Геракл, Ахиллес) [2].

Рассмотрим, как протекал процесс формирования «сверхчеловека» в философии. Проанализируем идею «сверхчеловека» в хронологическом порядке. По мнению Шри Ауробиндо каждый человек это «сверхчеловек», который силой духа может изменить тело. «Сверхчеловек» это «тот, кто смог подняться над этой материальной видимостью, разрушил меру человеческого разума и овладел собственной универсальной ... силой, божественной любовью, радостью и божественным знанием» [3, с. 11]. Чтобы стать «сверхчеловеком» необходимо выйти за пределы ума, войти в сферу супраментального (сверхмысленное) сознания. В результате на человека нисходит суп-раментальная сила трансформирующая человека и его жизнь. Тело же должно стать храмом, в который войдёт сверхсознание. Человек обретает бессмертное тело, становиться подобным богу. Шри Ауробиндо

считает, что «сверхчеловек» это человек, который был трансформирован «вселенской Энергией» в гения способного овладеть сверхспособностями. «Гений является попыткой вселенской Энергии так убыстрить и интенсифицировать наши интеллектуальные силы, чтобы они были подготовлены к тем более влиятельным, непосредственным и мгновенным способностям, которые составляют игру сверхинтеллекта или божественного ума» [4, с. 4]. Шри Ауробиндо приходит к выводу, что одному человеку не совершить прорыв к «сверхчеловеку», в его философии для этого необходима ашрама, это стадии, которой необходимо пройти на пути к «сверхчеловеку». Шри Ауробиндо, как и Ф. Ницше, считает что человек есть лишь промежуточная стадия на пути к «сверхчеловеку»: «Эволюция не завершена; разум не есть последнее слово, мыслящее животное не есть высший идеал Природы. Также как человек произошел от животного, так и от человека произойдет сверхчеловек» [3, с.13].

Итак, в философии Шри Ауробиндо можно выделить три элемента, свойственных «сверхчеловеку»: наличие «сверхспособностей», управление «сверхспособностями», изменение тела посредством духа. Причём все это направленно на совершенствование интеллектуальных способностей человека.

Сверхъестественное основание модели «сверхчеловека» проявляется в идее «богочеловека» Вл. Соловьева. Философ использует два термина «богочеловек» и «сверхчеловек». «Богочеловек» это тот, кто заслужил это право, став «богочеловеком» через откровение. Откровение можно рассматривать как особого рода знание, преображающее человека. «Сверхчеловек» же Вл. Соловьева — это то, кто стал бессмертным и блаженным [5, с. 626 - 636]. Иисус является подобным примером, «первенцем», прошедшим по пути страдания, смерти и воскрешения. Вера в Иисуса даёт человеку надежду стать подобным ему. Бессмертие и божественность человека у Вл. Соловьева связано с бессмертием его души. Философ считает, что сочетание разумного начала запада в соединении с истиной хранящейся в православной церкви будет способствовать рождению духовного человека.

Вл. Соловьев выделяет два типа «сверхчеловека» — Христа и Антихриста. Деятельность Антихриста направлена на замещение места Христа, но из-за своей природы он не может встать на путь, ведущий к «сверхчеловеку» [5, с. 626 - 636]. Приставка «сверх» означает развитие способностей, которые заключены в человеке изначально, но чтобы обрести власть над ними необходимо поверить в Христа. Душа человека уже обладает бессмертием, тело же станет бессмерт-

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)

ным лишь после второго пришествия Христа.

В итоге можно сказать что «сверхчеловек» Шри Ауробиндо в отличие от «богочеловека» Вл. Соловьева заключает божественное как в сознании, так и в теле. «Сверхчеловек» Шри Ауробиндо это новый, эволю-ционированный вид человека. Общим элементом в учении философов является то, что через божественность человек получает новые интеллектуальные возможности.

Отсюда можно вывести два аспекта, которыми обладает «сверхчеловек» — «бесконечность тела» и «бесконечность духа». Данные аспекты позволяют построить схему качественного изменения «сверхчеловека»: бесконечность — бессмертие — божественность — сверхспособности. В фэнтези остаётся последний элемент. Следовательно, фэнтези атеистично, то есть оно не сводимо к религиозной парадигме, так как божественное предел для совершенствования человека, человек не может быть Богом. Итак, «богочеловек» это божественность духа в человеке, а «чело-векобог» — божественность тела. Отсюда следует, что «сверхспособности» у них разные. К первому случаю можно отнести интеллектуальные способности, ко второму физические способности.

Интересна модель «сверхчеловека», представленная в философии Ф. Ницше. В своём труде «Так говорил Заратустра» философ рассматривает «сверхчеловека» как человека нового вида. «Сверхчеловек» Ф. Ницше это своеобразный противник Христа, отрицающий Бога, провозглашающий его смерть, претендующий на его место. Заратустра проповедует о земном, о настоящем, отрицая небесное, иллюзорное будущее. Место Бога должно быть занято и его займёт «сверхчеловек», который является, по сути, антихристом. «Сверхчеловек» Ф. Ницше это человек, который вырвался из не подлинного бытия и теперь изучает мир с чистого листа, переоценивая ценности старого мира. Ф. Ницше отвергает христианские ценности, меняя их на языческие: власть, силу, красоту [6, с. 5 — 237]. Это как раз те ценности, которые имеют наивысший почёт в современном обществе. Получается, что «сверхчеловек» снова совершает выбор между божественным и демоническим, но теперь он в отличие от «осевого времени» выбирает «демоническое».

«Сверхчеловек» Ф. Ницше сам определяет свой путь. Первый этап на этом пути заключается в желании человека измениться и в этом ему должна помочь воля, помогающая в преодолении трудностей. Философ устами Заратустры призывает человека стать «сверхчеловеком», пробудиться, найти силы занять активную позицию в жизни: «Человек есть нечто, что должно превзойти. Что сделали вы, чтобы превзойти его? Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека» [6, с. 8]? Для того чтобы стать «сверхчеловеком» необходимо, чтобы воля приказала своей личности подняться на новую ступень развития: «Пусть же ваша воля говорит: да будет сверхчеловек смыслом земли» [6, с. 8]! Человек лишь промежуточная стадия в своей цепи эволюции, процесс рождения ещё не закончен: «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью» [6, с. 9]. Путь «сверхчеловека» это постоянное преодоление себя. Необходимо преодолевать препятствия, приносить в жертву свои идеалы, принципы, всего себя целиком, что бы достичь цели: «Я люблю тех, кто не ищет за звездами основания, чтобы погибнуть и сделаться жертвою, а

приносит себя в жертву земле, чтобы земля некогда стала землею сверхчеловека» [6, с. 10].

На втором этапе уже непосредственно решается вопрос: «Ищет ли «сверхчеловек» Ф. Ницше путь от «человекобога» («сверхчеловек — удовольствия») к «богочеловеку» («сверхчеловек — знания»)»? Мы считаем, что ищет. Приставка «сверх» Ф. Ницше это больше духовная, нежели телесная бесконечность. Духовное включает в себя творческие, интеллектуальные способности человека. В фэнтези всегда прослеживается связь духовного и материального, но чаще духовная сила становиться силой физической, тогда образ героя принимает образ «воина» если же происходит наоборот, то герой принимает образ «мага» как мудреца владеющего знаниями. Следовательно, путь к «сверхчеловеку» лежит через духовную бесконечность, основание которой познание. Познание это способ приобретения знания об окружающем мире, значит путь «сверхчеловека» это «путь знания». «Я люблю того, кто живет для познания и кто хочет познавать для того, чтобы когда-нибудь жил сверхчеловек» [6, с. 10]. Человек, который учится, уже идёт по пути «сверхчеловека», но не каждый «путь знания» ведёт к «сверхчеловеку».

Ф. Ницше считает, что человеку, чтобы стать «сверхчеловеком» необходимо, образ «сверхчеловека» сделать смыслом своего бытия [6, с. 14]. Если человек смог создать Бога, то сможет создать и «сверхчеловека». Каждый из людей может стать предком «сверхчеловека». Человек должен преодолеть в себе человека, чтобы стать «сверхчеловеком», он «есть мост, а не цепь» поэтому необходимо не уничтожать в себе человека, а способствовать, чтобы человек не останавливался в своём развитии [6, с. 142]. Итак, «сверхчеловек» Ф. Ницше — это не вождь и не воин, а гений.

«Сверхчеловек» Ф. Ницше не мог появиться, пока был Бог, так как он ограничивал пределы познания человека. Перед Богом все люди были равны, а смерть Бога принесла человеку свободу, равенство пропало. В связи с этим человек переосмыслил «феномен причины» — от понимания его как внешнего основания возникновения «причинности» к пониманию его как внутреннего преодоления границы. Перед человеком становится главный вопрос: «Как превзойти человека» [6, с. 206 — 207]? «Сверхчеловек» — это тот, кто, став свободным, сумел сам создать себя, овладеть своими «сверхспособностями».

Можно сказать, что основная идея «сверхчеловека» Ф. Ницше — это борьба с Богом за знание. Человек однажды уже попробовал с древа познания, за что и был наказан. Смерть же Бога освобождает человека от наказания. Человек, ставший свободным, освободился прежде всего от границ, установленных обществом и самим собой. Но в результате, получив свободу, человек одновременно потерял духовный символ совершенства и ринулся в физические удовольствия, стремясь там найти ему замену. Как это не парадоксально, но, «пробуя» удовольствия, человек совершенствует себя — посредством различных физических упражнений (фитнеса, йоги, бодибилдинга), косметики трансформируя физическое тело. «Духовное тело» также не осталось в стороне от этого процесса. Участвуя в различных интеллектуальных шоу, человек испытывает интеллектуальное удовольствие. Таким образом, удовольствия поощряет человека развиваться, двигаться вперёд.

Движение — это жизнь. Следовательно, несмотря на тавтологию, если человек «живёт жизнь», то «сверхчеловек» живёт «сверхжизнь». «Сверхжизнь» —

понятие, которое анализирует П. Тейяр де Шарден в своей философии. «Сверхжизнь» возникла, когда ткань универсума научилась мыслить. «Сверхжизнь» образует новую оболочку Земли — ноосферу. Философ пишет, ноосфера есть «гармонизированная общность сознаний, эквивалентная своего рода сверхсознанию. Земля не только покрывается мириадами крупинок мысли, но окутывается единой мыслящей оболочкой, образующей функционально одну обширную крупинку мысли в космическом масштабе. Множество индивидуальных мышлений группируется и усиливается в акте одного единодушного мышления» [7, с. 199]. В контексте данной мысли можно определить «сверхчеловека» как «жителя» новой оболочки Земли, который только в её рамках может стать «сверхчеловеком».

Философ считает, что путь к «сверхчеловеку» — это не путь одного, это путь многих. «Выход для мира, двери для будущего, вход в сверхчеловечество открываются не для нескольких привилегированных лиц, не для одного избранного народа! Они откроются лишь под напором всех вместе и в том направлении, в котором все месте могут соединиться и завершить себя в духовном обновлении Земли» [7, с. 194]. Философ убирает «индивидуальное тело» человека, заменяя его на «общее тело» человечества, то есть «сверхчеловеком» можно стать лишь благодаря коллективному усилию. Образуется своеобразное «сверхсознание». «Сверхсознание» «сверхчеловека» и его «сверхжизнь» является итогом количественного соединения мыслящих душ, способствующих качественному переходу к «сверхразуму». «Сверхразум» — это более развитый ярус сознания, на который переходит «сверхчеловек». Получается, что «сверхчеловек» П. Тейяра де Шардена представляет собой чистый тип «сверхчеловека», который формируется благодаря коллективному усилию человечества.

Сравнивая «сверхчеловека» П. Тейяра де Шардена и Вл. Соловьева, можно отметить, что если у русского философа «сверхчеловек» уже находится в мире, то у французского ему ещё предстоит быть, это как бы следующая стадия развития. И в данном аспекте он близок к «сверхчеловеку» Ф. Ницше.

Что же касается «богочеловека» Вл. Соловьева, то его можно определить как промежуточное состояние на пути к Иисусу — «сверхчеловеку», то есть философ считает что стать «сверхчеловеком» можно лишь в лоне христианства. Ф. Ницше же отрицает возможность рождения человека из христианства. П. Тейяр де Шарден отводит Иисусу роль завершающего элемента эволюции, который препятствует личности ассимилироваться в энергии массового мышления ноосферы. Хотя Иисус, наоборот, способствует переходу человека к «сверхчеловеку», что он и демонстрирует, наделяя апостолов (после своего воскрешения) «сверхспособностями» [1].

Подводя итог этому историко-философскому экскурсу, можно сказать, что «сверхчеловек» всё же превосходит любую религиозную модель (имеющую моральные границы), потому что он по своей природе превосходит всеобщий разум, в рамках которого формируются истины религии.

Библиографический список

1. Новый Завет // Библия — Минск : PICORP, 1996. — 1221 с.

2. Грейвс Р. Мифы Древней Греции / Р. Грейвс. — Екатеринбург : У-Фактория, 2005. — 1008 с.

3. Ауробиндо Ш. Мысли и афоризмы. — С. 11.\\ URL: \\ www.koob.ru

4. Ауробиндо Ш. Синтез йоги. — С. 4. \\ URL:\\ www. koob.ru

5. Соловьёв Вл. Сочинения : в 2 т. / Вл. Соловьёв. — М. : Мысль, 1990. - Т. 2. - С. 626 -634.

6. Ницше Ф. Сочинения : в 2 т. / Ф. Ницше. — М. : Мысль, 1990. - Т. 2 - С. 5 - 237.

7. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. - М., 1987. - С. 194, 199.

ТОЛСТИКОВ Дмитрий Александрович, аспирант кафедры философии.

Дата поступления статьи в редакцию: 27.05.2008 г.

© Толстиков Д.А.

Книжная полка

Замиралова, Т. А. Культура семейных отношений [Текст] : конспект лекций для вузов по специальности «Социальная работа» для дистанц. формы обучения / Т. А. Замиралова, Л. А. Прядко ; ОмГТУ. — Омск, 2008. — 68 с. — Библиогр.: с. 61-67.

Пособие содержит конспекты лекций по всем разделам дисциплины «Культура семейных отношений», контрольные вопросы по каждой теме и библиографический список. Структура и содержание лекций соответствуют Гос. стандарту высшего профессионального образования специальности «Социальная работа». Для студентов специальности «Социальная работа» дистанционной и заочной формы обучения.

По вопросам приобретения - (3812) 65-23-69.

E mail: libdirector@ omgtu.ru

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.