Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 26 (381). Философия. Социология. Культурология. Вып. 38. С. 84-88.
УДК 1
ББК 87.5
Н. Н. Исаченко
ФИЛОСОФСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФЕНОМЕНА «СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК»
В статье рассматривается концепт «совершенный человек» в философском дискурсе. Сопоставляя понятия «совершенный человек», «сверхчеловек», «ноосферный человек», озвучивается тезис о том, что «совершенный человек» - это высший тип человека, развивающегося в единстве с миром, на основе духовных ценностей. Делается вывод о том, что глобальные проблемы требуют решения людей, действующих из соображений общечеловеческой выгоды, потому потребность в совершенных людях возрастает.
Ключевые слова: совершенный человек, сверхчеловек, Богочеловек, герой, ноосферный человек.
Идея совершенного человека, сверхчеловека, как перспектива цивилизационного развития, на современном этапе развития общества приобретает особую актуальность и требует всестороннего исследования. Целью исследования является анализ процесса развития концепта «совершенный человек». В течение многих веков эта идея интересовала ученых, философов и формировала в сознании масс синдром ожидания людей со сверхспособностями. Идея совершенства стала идеальным ориентиром, смыслом жизни, мечтой в сознании социума, сформировав образ, наделенный чертами завершенности, цельности, гармоничности, пре-восходности. Единого представления о совершенном человеке нет. На ранних этапах эта идея формировалась под влиянием религиозных взглядов и воплощалась в образах богов. В Древней Греции совершенный человек (мера всех вещей) представлял единство физического, нравственного и умственного совершенства и воплотился в образе героев.
В европейской философии идея «совершенного человека восходит к философии Ф. Ницше, сформировавшего понятие «Ubermensch» в труде «Так говорил Заратустра». Через образ Заратустры мыслитель сформировал сверхчеловеческий тип личности [7]. Философ критиковал моральные установки, ценности, современного ему общества, и предложил путь освобождения от морального закрепощения через восхождение к «сверхчеловеку». Согласно Ф. Ницше, человечество сможет возвыситься до «сверхчеловека», при условии отказа от существующей системы ценностей и от христианских идеалов. Сверхчеловек Ф. Ницше эгоистичен, жесток,
свободен от нравственных ограничений, подвластен страстям, наделён чувством превосходства, дающим ему власть над людьми. По Ф. Ницше, жизнь сверхчеловека представляет постоянную борьбу, в которой утверждается превосходство эгоистического начала над христианским состраданием [7. С. 277].
Образ, созданный мыслителем, вызвал много споров. Положительную оценку открытию Ф. Ницше дал М Хайдеггер, называя «переворотом мышления, ключом к пониманию...его идеи воли к власти» [11]. С. Цвейг, критикуя идею сверхчеловека, высоко оценил его «непреодолимую страсть к правде» и его стремление к свободе [12. С. 30]. Глубокой критике подвергли идею сверхчеловека, сторонники философско-религиозной мысли В. Соловьев, Н. Бердяев, увидев в нем воплощение идею антихриста. Отмечая актуальность проблемы, В. Соловьев увидел в ней опасность, грозящую христианской кулыуре. В своих работах он противопоставил образу, созданному Ф. Ницше, «подлинного сверхчеловека», Богочеловека - Иисуса Христа, победившего смерть [8. С. 273]. Н. Бердяев, признавая наличие сверхчеловеческих качеств, рекомендовал освятить божественным ореолом тех, кто проявляет в себе сверхчеловеческое [1. С. 147]. Полярное им мнение имели русские символисты (Д. Мережковский), приравняв сверхчеловека к высшему нравственному идеалу, они видели в его образе, символ религиозного обновления общества. П. Успенский верил в появление сверхчеловека, утверждая, что человек как космическое существо и «господин вселенной», через идею самопреодоления способен достичь уровня
сверхчеловека [10. С. 145]. В эпоху социализма коммунистическая идеология сформировала новый образ «сверхчеловека», который был воплощен в образе «героя, совершающего фронтовые и трудовые подвиги во имя Родины и своего народа» [4. С. 2087]. В основе ценностной системы героических людей были высшие социалистические ориентиры: долг, честь, патриотизм, героизм [5 .С. 160].
Эволюционисты и футурологи обосновывают идею совершенства человека как «продукта эволюции, превосходящего человеческие возможности в духовном и физическом плане» [6. С. 430]. В их представлении совершенным человеком должны управлять высшие мотивы, стремление к реализации высших потребностей: к обретению знаний, развитию творчества, постижению истины и красоты. С их точки зрения, сверхчеловек - это одна из нереализованных возможностей, лежащих внутри каждой личности, и человек решает сам проявить в себе сверхчеловека или нет.
В последние десятилетия идея совершенства активизировалась. Толчком к появлению различных концепций послужило не только изучение идей Ф. Ницше, но и обращение к трансгуманизму. Трансгуманизм — философская концепция, представители которой (С. Н. Корсаков, Д. Хаксли) предлагают с целью увеличения продолжительности жизни и устранения болезней, страданий, направить достижения науки и техники на улучшение умственных и физических возможностей человека. Сторонники трансгуманизма, постген-деризма (настаивают на устранении тендера), аболиционизма (расширить возможности человека) предлагают разные подходы к совершенствованию людей. Концепт «совершенный» чаще всего соотносят с понятиями «сделанный», «сотворенный». В связи с этим предлагают различные программы по сотворению людей нового типа. Одна из идей воплощается в программе, нацеленной на объединение современных различных научных достижений: евгеники, крионики, генетики, клонирования, для создания человека, наделенного сверхспособностями (умственными и физическими). Другая программа нацелена на создание выносливого сильного, бесстрашного воина. Ученые разных стран работают над созданием гибридов человека и андроида с роботизированным скелетом и искусственным интеллектом, которые будут обладать супер-способностями. В представлении масс идея совершенного че-
ловека получила новый смысл, сформировав новый образ, который соотносится с образом «супергероя», сошедшего с экрана или из американских комиксов, воплотившегося в «супермене», «киборге», «Бэтмене», «Робокопе», обладающих сверхчеловеческими способностями, но не отличающиеся интеллектом и гуманностью.
Итак, в современном научном мире отсутствует единое представление о совершенном человеке, но наш критический довод заключается в том, что озвученные выше программы, концепции сориентированы на создание человека «технического», что может привести к вырождению в человеке всего «человеческого», гуманного. Мы считаем, что современному обществу требуется новый идеал человека, не «сверхчеловек» или «супермен», а высший тип человека, способный к самосовершенствованию, духовному возрождению через гармонизацию с окружающим миром. В связи с этим, считаем целесообразным через призму концепта «совершенный человек» рассмотреть феномен ноосферного человека, который в последние годы приобретает особую актуальность. Научная база этой теории ноосферного человека заложена Н. Федоровым, В. Вернадским, П. Тейяр де Шарденом и др. В. И. Вернадский считал человека планетным явлением, активно участвующим в творении ноосферы, создавая цивилизации вокруг себя. Ноосферой В. И. Вернадский называл сферу, рационально управляемую людьми, в создании которой участвует «коллективный разум людей, .. .творческие идеи личностей, созидательный труд масс, рациональные поступки людей», которые направлены «на формирование духовности» [2. С. 520]. Следовательно, мысли, идеи, творчество и духовная энергия каждого человека участвуют в создании ноосферы. Ноосферный человек представляет собой личность, несущую особую ответственность перед человечеством, воспринимающую себя чувствами и разумом как бессмертную органическую частичку вечной жизни. Обязательной составляющей является поддержание и совершенствование умственного, физического, нравственного, социального здоровья, которое впрямую зависит от состояния природы. Следовательно, императивной целью человека является забота о сохранении биосферы. Ноосферный человек рассматривается как экологический человек, выстраивающий при-родосохраняюшую стратегию на духовно-нравственных началах.
86
Н. Н. Исаченко
Убежденность В. И. Вернадского в том, что мир на планете, ее безопасность, благополучие и счастье людей находится в руках каждого живущего [2. С. 135], была подхвачена современными исследователями. В основе ноосферной концепции В. И. Вернадского лежала мысль о том, что система жизни всего человечества в условиях совершенствования научно-технического прогресса, развития культуры, должна опираться на разум, на раскрытие творческого потенциала, интеллекта, что обеспечивает сохранение биологического разнообразия биосферы для потомков. Теория ноосферного человека нашла отражение в идеях А. Субетто, В. Спартина и других. В России создано несколько ноосфер-ных научных школ под руководством А. И. Субетто, Н. Н. Моисеева и других продолжателей научных идей В. И. Вернадского, расширяющих поле «ноосферной парадигмы». Они обосновывают идею о том, что будущее планеты в руках «образованного общества, управляемого общественным интеллектом» [9], представляющего совместное гармоничное развитие человека и окружающего его мира.
Ноосферный человек в нашем представлении, это и есть совершенный человек, личность, осознавшая свое предназначение, сумевшая оценить свои возможности, радикально изменить свое сознание. Совершенный человек - личность, нацеленная на достижение гармонии с природой, обществом, способная духовно и физически преображаться сама, преобразовывать свое бытие, окружающий мир, «воспринимая его глазами Бога» [3. С. 85-93]. Он должен развить свое сознание, которое будет на порядок превосходить сознание обычного человека, с целью овладения современными научно- техническими знаниями, и новейшими информационными технологиями. Мы солидарны с Ф. Ницше в том, что уровня «сверхчеловека» могут достигать единицы, а уровня совершенства может достичь каждый. Стремиться к этому нужно, так как каждый рациональный
человек способен раскрыть в себе духовные и физические возможности, «направить на самосовершенствование, на преобразование окружающей действительности, что должно стать целью его существования. Личность, обращенная к идее совершенного человека, «благоговеет перед жизнью», нацеливает себя на «стопроцентную реализацию заложенных в ней возможностей и способностей, а порой на преодоление себя, считая воплощение данной цели своим долгом» [4. С. 2089]. Идеал совершенства с онтологической точки зрения воспринимается как сущность бытия человека, осознающего себя частью вселенной, оберегающего и сохраняющего ее, ориентированного на воплощение определенных высших идей, образов. В аксиологическом осмыслении совершенный человек - это высший тип человека, задающий «рациональную меру» сознанию, регулярно совершенствующий себя, развивающийся в единстве с миром, на основе высших духовных ценностей, сохраняя их для грядущих поколений.
Специфика идей совершенства тесно связана с ценностным осмыслением человеком собственного бытия и всего существующего миропорядка. В современном мире наряду с угрозой развязывания третьей мировой войны, обостряются экологические, морально-этические проблемы, особую тревогу вызывает резкое снижение нравственности, культуры, что способствует деградации человечества и может привести к гибели. Потребность современного общества в совершенных людях наиболее возрастает в связи с тем, что многие проблемы современного мира, обретающие глобальный характер, требуют незамедлительного решения людей, рационально действующих исключительно из соображений общечеловеческой выгоды. Проблема совершенного человека в философском дискурсе носит общекультурный характер, является философским концептом и не утрачивает своей актуальности в современном обществе.
Список литературы
1. Бердяев, Н. А Смысл истории /Н. А Бердяев. - М.: Мысль, 1990. - 177 с.
2. Вернадский, В. И. Несколько слов о ноосфере /В. И. Вернадский // Философские мысли натуралиста. - М. : Наука, 1988. - 520 с.
3. Дмитревская, И. В. Богочеловек Вл. Соловьева - Ноосферный человек. «Прекрасный человек» А. П. Чехова / И. В. Дмитревская // Соловьевские чтения. 2008. Вып. 20. - С. 85-93.
4. Исаченко, Н. Н. Идея сверхчеловека в философском дискурсе /Н. Н. Исаченко // Фундаментальные исследования - Пенза: ИД «Академия естествознания». - 2014, № 11. - Ч. 9. - С. 2086-2089.
5. Исаченко, Н. Н. Рессентимент в структуре общественного сознания: монография / H.H. Исаченко. - Тюмень: Тюм. ГНГУ, 2013.-160 с.
6. Маслоу, А. Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Г. Маслоу // пер. А. М. Татлы-баевой / под ред. Н. Н. Акулиной. - СПб. : Евразия, 1997. - 430 с.
7. Ницше, Ф. Сочинение: в 2 т. Т. 2 / Ф. Ницше // пер. К. А. Свасьян. - М.: Мысль, 1990. -829 с.
8. Соловьев, В. С. Оправдание добра/В. С. Соловьев / отв. ред. О. А. Платонов. -М.: Институт русской цивилизации, Алгоритм, 2012. -С. 273.
9. Субетго, А. И. Ноосферная научная школа в России: итоги и перспективы. URL : http:// bookz.ru/authors/aleksandr-subetto. (дата обращения 10.04.2015).
Ю.Успенский, П. Д. Новая модель вселенной / П. Д Успенский — СПб.: Издательство Черны-шова, 1993.-560 с.
П.Хайдеггер, М. Вечное возвращение равного. URL : http: yandex, ru, rutracker.org.(flara обращения 10.04.2015).
12.Цвейг, С. Ницше. Борьба с безумием / С. Цвейг // Пер. С.И. Бернштейна. - Таллин: Периодика, ГНТ МП «Элмика», 1990. - 63 с.
Сведения об авторе
Исаченко Надежда Николаевна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных наук Тюменского государственного нефтегазового университета.
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. No. 26 (381). Philosophy. Sociology. Culturology. Issue 38. Pp. 84-88.
PHILOSOPHICAL INTERPRETATION OF THE PHENOMENON OF THE PERFECT MAN
Nadezhda N. Isachenko
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Humanitarian Sciences, Tyumen State Oil and Gas University, [email protected]
The article discusses the concept of "perfect man" in philosophical discourse. Comparing the concept of "perfect man", "Superman", "noosphere man," voiced the idea that the "perfect man" is the highest type of human being, in unity with the developing world, based on spiritual values. The conclusion is that global problems require solutions of people acting for reasons of universal benefits, because the need for committed individuals increases.
Keywords: perfect man, the Superman, the God-man, the hero, the noosphere.
References
1. Berdyaev, N.A. Smysl istorii [The meaning of history] Moscow, Nauka, 1990, 177p. (In Russ.).
2. Vernadsky, V.I. Neskol'ko slov o noosfere [A few words about the noosphere] Filosofskie mysli naturalista [ Philosophical thoughts naturalist] Moscow, Nauka, 1988, 520 p. (In Russ.).
3. Dmitrevsky, I.V. Bogochelovek VI. Solov'eva-Noosfernyi chelovek. «Prekrasnyi chelovek» A. P. CHehova [Godman VI. Solovyov - Noospheric people. "Beautiful People" by Anton Chekhov] Solov'evskie chtenija, 2008, Vyp. 20, 85-93pp. (In Russ.).
4. Isachenko N.N. Ideja sverhcheloveka v filosofskom diskurse [Idea of superman in the philosophical discourse ] /Fundamental issledovaniya.- Penza: ID "Academy of Natural Science», 2014, №11, CH.9, 2086-2089 pp. (In Russ.).
88
H. H. Исаченко
5. Isachenko, N.N. Ressentiment v strukture obshestvennogo soznanija: monografija [ Ressentiment in the structure of public consciousness: a monograph] Tyumen', Tyum GNGU, 2013,160p. (In Russ.).
6. Maslow A.G. Dal'nie predely chelovecheskoi psihiki [Long-distance limits of the human mind] lane. per. A. M. Tatlybaevoi / pod red. N. N. Akulinoi. SPb, Evrazija, 1997, 430 p. (In Russ.).
7. Nietzsche, F. Sochinenie: v 2 t. [ Composition: 2 t.] T. 2,lane. KA Karen Swassjan, Moscow, Thought, 1990, 829p. (In Russ.).
8. Soloviev, V.S . Opravdanie dobra [Justification of the Good] hole. Ed. OA Platonov. - Moscow: Institute of Russian civilization, Algorithm, 2012, 273p. (In Russ.).
9. Subetto A.I. Noosfernaja nauchnaja shkola v Rossii: itogi i perspektivy [Noospheric scientific school in Russia: results and prospects]. Available at: http://bookz.ru/authors/aleksandr-subetto. (files accessed 04.10.2015(In Russ.).
10. Uspenskiy, PD . Novaja model' vselennoi [The new model of the universe] Sankt Petersburg, Izdatel'stvo Chernyshova, 1993, 560 p. (In Russ.).
11. Heidegger, M. Vechnoe vozvrashenie ravnogo[ Eternal return equal.] Available at: http: yandex. ru, rutracker.org. (files accessed 04.10.2015). (In Russ.).
12. Zweig, S. Nicshe. Bor'ba s bezumiem [Nietzsche. Fighting madness] Trans. SI Bernstein, Tallinn: Periodika, GNT MP «Yelmika», 1990, 63p. (In Russ.).
Статья публикуется впервые, согласна на обработку персональных данных и размещение статьи в открытых источниках.