Научная статья на тему 'Антропологическая напряженность учебного текста'

Антропологическая напряженность учебного текста Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
73
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антропологическая напряженность учебного текста»

г

ч,

РЕЦЕНЗИИ

)

О. ГАРАНИНА, профессор Московский государственный технический университет гражданской авиации

В деле издания учебников, учебных пособий и курсов лекций по философии педагогическая общественность добилась в последние годы немалых успехов. Появление каждого нового издания вызывает законный интерес у обществоведов, особенно в связи с дискуссиями по содержанию государственных образовательных стандартов второго поколения. В этом смысле не может остаться незамеченным выход в свет «университетского курса», написанного профессорами кафедры философии ИППК факультета дополнительного образования МГУ им. М.В. Ломоносова1.

Гуманитарная перспектива нашего времени, обусловленная отказом от многих идеологических и теоретических установок и тяжестью освоения семантики современной рефлексии, выводит философское образование на новую парадигму мышления. Учебник, созданный профессорами Московского университета, призван внести существенную лепту в формирование этой парадигмы подчеркнутой жизнеценностной направленностью дискурса, реализацией продуктивной попытки изложения философской теории в русле антрополого-гума-нистической проблематики. Русский философ Н. А. Бердяев, размышляя о прожитой жизни, писал: «Всю жизнь меня сопровождала тоска... В «жизни», в самой силе «жизни» есть безумная тоска. То, что называется «жизнью», часто есть лишь обыденность, состоящая из забот. Философия освобождена от скуки «жизни». Я стал философом, пленился «теорией», чтобы отрешиться от невыразимой тоски обыденной жизни»

1 Философия (Университетский курс) /Под общ. ред. проф. С.А. Лебедева. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 528 с.

Антропологическая напряженность учебного текста

(«Самопознание». - М., 1990. -с.49). Каждый человек в отдельные периоды своей «жизни» испытывает подобное душевное состояние. Значит ли это, что каждый может стать философом? Можно было бы ответить утвердительно, если бы не одно маленькое условие. Человек становится философом, если его душа находится в деятельном состоянии, если он глубоко переживает свое существование в мире, а не просто отбывает отведенный ему срок. Человек становится философом, если неравнодушно взирает на мир вокруг себя, пытается понять причины происходящих событий, найти свое место в жизни, создать свой образ бытия.

Авторы учебника не ставят задачу превращения своих читателей в философов. Перед ними стоит не менее сложная и благородная задача - показать своим студентам возможности свободного мышления, объяснить способы решения экзистенциальных проблем, подвигнуть на путь достижения жизненного успеха. Но основное -убедить в том, что главная ценность мира -это человек, его беды и радости, достижение счастья лично для себя и других.

С первых страниц книги сделана принципиальная заявка на гуманистический пафос, антропоориентированность философского дискурса. Глубина анализа достигается путем использования метода альтернатив, диалога, полилога, сравнительного анализа и т.д. Авторы вводят читателя в лабораторию критической рефлексии, неназойливо демонстрируя красоту философской мысли, формируя потребность расширения предметно-профессионального мира до мировоззренчески-методологического

Рецензии

171

уровня его осмысления как важного условия осуществления стратегической деятельности в той или иной области.

В связи с этим тезисом следует сказать об авторском коллективе учебника (руководитель - проф. С.А.Лебедев), в состав которого входят ведущие специалисты-философы университета. Научная зрелость и педагогическое мастерство, большой опыт преподавательской деятельности стали основой создания оригинального учебного текста, в котором дидактическое оттенено творческим, традиционное соседствует с новационным. Личность каждого автора, его научные интересы и пристрастия просвечивают в текстах соответствующих разделов, но от этого учебник только выигрывает, в нем присутствует живая мысль, привлекая к сопереживанию, спору или согласию.

В первом разделе представлены размышления о становлении философии как способе духовного освоения мира, ее соотношении с мифологией, религией, наукой. Пожалуй, ни в одном из вышедших в последнее время учебников мы не найдем столь трепетного поиска ответа на вопросы о сущности философствования, о специфике философского метода. Авторы (В.В.Ильин, С.А.Лебедев) ищут линию демаркации и оснований философского знания, определяя свое отношение к плюрализму концепций, традиционно-обыденным взглядам, но строго следуя концептуальному замыслу, реализующему взгляд на философскую рефлексию как отношение Я и не-Я, развертывающееся в сфере феноменологического содержания. В этом смысле оправдано появление в данном разделе сюжетов о бытии, сознании, науке и научном методе, дающих возможность прояснить центральную тему - предметное поле философии.

Второй раздел книги посвящен анализу сферы идеального - здесь мы найдем ответы на вопросы о тайне сознания, социокультурных механизмах его закрепления и воспроизведения. Четко артикулирована идея косубстанциальности труда, социальности, языка и сознания как методологическая

предпосылка анализа сферы духа. Это тем более отрадно на фоне современного воинствующего мистицизма (речь о разнообразных концепциях «кармических структур», «энергетического поля» и т.п.), мотивы которого зазвучали в «современных» учебниках по философии.

В этом же разделе отрефлексирована эпистемологическая тема. Надо отметить, что данная часть учебника по логике изложения и структурированию учебного материала представляется наиболее продуктивной. Авторам удалось в сравнительно небольшом объеме двух параграфов обозначить все дидактические единицы государственного стандарта по темам «Познание» и «Научное познание», дать анализ сложившихся в философии подходов к решению эпистемологических проблем.

Подробно и развернуто изложен в авторской интерпретации раздел «Философская антропология». К сожалению, в большинстве нынешних учебных пособий ему уделяется не слишком много внимания, а имеющиеся разработки зачастую грешат сведением антропологических проблем к темам «соотношения биологического и социального». Привлекает не только оригинальная трактовка традиционных вопросов - антропогенез, природа и сущность человека, духовность, но и попытка ответа на новые, нетрадиционные. К ним можно отнести анализ «феноменологического человека» (Ф. И. Гиренок) и глубокую характеристику «повседневного человека» (В.С. Барулин). Если «работа» феноменолога интересна в основном для профессионального философа, то сюжет о повседневности вызовет отклик в уме и сердце каждого. Автор главы в присущей ему повествовательно-обстоятельной манере раскрывает глубинные экзистенциальные пласты обыденного существования человека в микро-социальном мире, определяет особенности повседневности как пространства многогранной жизни.

Завершается раздел размышлениями о комплексном исследовании человека. Авто-

172

Высшее образование в России • № 4, 2004

ры (Б. Г. Юдин, В.Г. Борзенков) раскрывают многообразные грани современного научного состояния проблемы с имеющимися противоречиями и парадоксами, показывают реальные возможности актуальных подходов. Речь идет о концепции человеческого потенциала, в которой реализуется понимание человека как непрерывно развивающейся, динамической целостности, стремящейся к реализации глубинных потенций.

Несколько выбивается из общей антро-поориентированной стилистики четвертый раздел - «Социальная онтология». Вероятно, это обусловлено тем, что часть социальной проблематики, согласно новому государственному стандарту, отошла к социологии. Сегодня преподаватели философии ищут рациональные формы организации учебного материала по теме «социальная философия», содержащей минимум дидактических единиц. Отмечая несколько тяжелый язык и изощренный синтаксис тематических дискурсов первой и второй глав, обратим внимание читателей на блестящую по стилистике и органичную по форме изложения учебного материала третью главу, посвященную анализу многозначной и многоуровневой проблемы цивилизации. Не погрешу против истины, если скажу, что подобного анализа нет в современной философской учебной литературе.

Антропологическая напряженность содержания проявляется в четвертой главе этого раздела (А.Н. Кочергин), где четко и конкретно обнажаются болевые точки социального развития, волнующие сегодня каждого человека. Речь здесь идет о глобальных проблемах современности. Именно они заставляют многих людей обращаться к философии, чтобы найти ответы, дающие надежду на будущее.

Особое звучание придано в учебнике теме «Ценностный мир», завершающей книгу. Проблема ценностей достаточно нова для отечественной учебной литературы, поскольку обращение к ней начинается с конца ХХ в., после введения в действие государственного образовательного стандар-

та второго поколения. В рецензируемом учебнике аксиологическая проблематика представлена достаточно объемно, даже, скажем, - голографично. Авторы этой части учебника (Р.Г. Апресян, В.В. Ильин, И.Я. Кантеров, С.Н. Лебедев, А.А. Оганов) решили сложную задачу - им удалось раскрыть содержание духовных ценностей без обычного для обсуждения подобных тем морализаторства. Этот раздел легко читается, и, надо полагать, будет достаточно просто освоен студентами.

Перед нами самобытный и одновременно классический учебник по философии, выделяющийся структурой и уровнем проработки материала. Он может стать хорошим подспорьем для всех интересующихся проблемами современного философского видения мира.

Древнегреческий философ Эпикур писал: «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией: ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души. Кто говорит, что еще не наступило или прошло время для занятий философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени. Поэтому и юноше, и старцу следует заниматься философией: первому для того, чтобы, старея, быть молоду благами вследствие благодарного воспоминания о прошедшем, а второму - для того, чтобы быть одновременно и молодым, и старым вследствие отсутствия страха перед будущим. Поэтому следует размышлять о том, что создает счастье, если действительно, когда оно есть, у нас все есть, а когда его нет, мы все делаем, чтобы его иметь»2. Читая учебник, осознаешь, что философия может дать человеку подлинное счастье -счастье полноты жизни, счастье знания, счастье понимания, - возможность увидеть и понять многообразие жизненных проявлений, уйти от суеты и мелочных забот.

2 Антология мировой философии. М.: Наука, 1969. Т.1. с.354-355.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.