УДК 18 + 572 Иванов Никита Сергеевич
аспирант кафедры философии Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Д.Ф. Устинова
АНТРОПОЭСТЕТИКА В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ
Ivanov Nikita Sergeyevich
PhD student, Philosophy Department, Baltic State Technical University "Voenmeh"
ANTHROPOLOGICAL AESTHETICS IN THE SOCIO-PHILOSOPHICAL DISCOURSE
Аннотация:
Антропоэстетика - одна из областей всестороннего познания человека, предметом которой является отражение красоты человеческого организма в научной литературе и художественном искусстве. В социально-философских аспектах показана концептуальная связь этой науки с понятиями нормы, идеала, эталона, стандарта, с теорией гармонии, определено отношение к закону диалектики о единстве и борьбе противоположностей.
Ключевые слова:
антропоэстетика, теория гармонии, закон единства и борьбы противоположностей.
Summary:
Anthropological aesthetics is one of the areas of comprehensive knowledge about a human, the subject of which is reflection of the beauty of human body in the scientific literature and the fine arts. In the social and philosophical aspects the author shows conceptual relationship of this science with the concepts of norm, ideal, standard, the theory of harmony, correlation with the dialectic law of the unity and conflict of opposites.
Keywords:
anthropological aesthetics, the theory of harmony, dialectic law of the unity and conflict of opposites.
Наука о внешней красоте представителей вида Homo sapiens под названием «антропоэстетика» относится к одной из областей всестороннего познания феномена человека с определенной целостностью своего предмета и различием конкретного содержания. Эстетические особенности присущи только человеческому организму, но они в разном качестве характерны для расовых групп и этнических сообществ. В самом общем виде данное положение укладывается в философский тезис о единстве в многообразии явлений и процессов. В морфологическом строении животных и растений, удивительном разнообразии окрасок и форм в живой природе обнаруживаются многие признаки эстетического характера, однако они воспринимаются как таковые только взглядом человека. Он же является оценщиком своего собственного эстетического облика.
Двигаясь далее в этом направлении, выявим особенности предмета антропоэстетики, которые просматриваются в человеке как социальном существе, в классическом определении - как «продукте общественных отношений». В связи с этим появляется возможность анализа феномена красоты в понятиях нормы, идеала, эталона. Часть из них освещалась в философской литературе как в обобщенном виде, так и в конкретизации на биолого-медицинском материале [1]. Полученная информация предоставляет возможность создания некоего стандарта физической красоты человека, который имеет место в реальной действительности и совершенствуется в практической деятельности.
Понятие нормы. Понятие «норма» используется в самых разных науках, но далеко не всегда его содержание определено с достаточной четкостью. В одних явлениях и процессах границы нормы являются относительно зримыми, в других они размываются согласно правилу распределения вариаций в диапазоне нормы и за ее пределами (закон Гаусса). Биосинтез белков будет нормальным процессом, когда он осуществляется по строго закодированной генетической программе, нарушения его в виде мутационных изменений становятся аномальными событиями, но и при этом незначительные отклонения могут оказаться в пределах допустимой нормы, если они существенно не сказываются на функционировании организма, к примеру мутации в окраске глаз или цвете волос.
В приложении к антропоэстетике понятие нормы мало пригодно в силу чрезвычайно широкого по эстетическим признакам полиморфизма человеческого вида. Однако здесь все-таки выявляются границы определенной нормы, в частности по росту в пределах допустимых 150-180 см длины тела при среднестатистическом показателе для всего человечества в 165 см у мужчин и 156 см у женщин. Высокий рост мужчин всегда привлекал внимание и может расцениваться как желательный эстетический признак. За указанные границы нормальных показателей роста выходят слишком высокорослые (гигантизм) и низкорослые (карликовость) индивиды. В то же время
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 6)
популяции пигмеев в африканских джунглях отличаются очень малым ростом, и этот показатель является для них нормальным в условиях проживания в густом тропическом лесу.
Таким образом, представление о норме в антропоэстетике не имеет какого-то четко определенного содержания: в одних случаях оно более или менее приложимо к характеристике эстетических признаков, но в большинстве своем не может распространяться на человечество в целом.
Понятие идеала. Многие сферы общественной жизни исходят из представлений об идеале, приближение к которому или вообще его осуществление являются мечтой и стимулами человеческой деятельности. В житейском лексиконе во множестве употребляются выражения типа «идеальная вещь», «идеальный муж или жена» и тому подобные изречения. Желаемое может стать реальным, когда в той же семейной жизни проявляются взаимная любовь и согласие, которые не в последнюю очередь определяются эстетической внешностью супругов. Однако и здесь идеал красоты остается в пределах субъективного восприятия: одним нравятся жгучие брюнеты, другим яркие блондинки, третьи отодвигают на второй план идеальные черты внешности или вообще мало ими интересуются.
В общефилософском дискурсе представление об идеале строится на абстрактных моделях в соответствии с принципом гармонии, выраженным в оптимальной целостности, симметрии, согласованном расположении составных частей объекта. Идеальны по своей форме геометрические фигуры в виде круга, квадрата, шара, куба. Малейшие изменения длины или объема исключают их причисление к идеальным.
Представление об идеальной форме во всех случаях определяется симметрией частей в общей композиции объекта, в том числе и по отношению к организму человека. В морфологическом облике человека нет абсолютной двусторонней симметрии в строении, композиционном расположении и функциях органов [2]. Ничтожные отклонения от идеальной нормы ушной раковины, сдвиг носа, изменения в цвете одного глаза заметны даже при невнимательном рассмотрении. То же самое относится к разделению людей на праворуких и леворуких, крайне заметны косоглазие или укороченная конечность. Асимметрия в использовании руки не является эстетическим признаком, чего не скажешь в отношении двух других названных отклонений от нормы. В реальности понятие идеала далеко не соответствует своему абстрактному определению, но может служить исходным для представления об эталоне, в котором уже учитываются допустимые отклонения от идеальной модели.
Понятие эталона. В философской интерпретации понятия идеала и эталона отражаются в категориях абстрактного и конкретного с уточнением второго из них как приближения к реальности. Слово «эталон» используется в составлении ассортиментов товаров в сфере торговли, норм достойного поведения в семье, социальной группе, других общественных организациях. Поэтому эталон есть образец и стимул для подражания. В антропоэстетике эталоном можно считать физическую красоту человека, принятую в данном этническом сообществе в представлении о гармоничной композиции лицевого отдела и телосложения, окраске кожных покровов, форме и цвете волос. Широкое и плоское лицо, узкая глазная щель с эпикантусом, приплюснутый нос признаются эталоном красоты у монголоидной расы. Темный цвет кожи, широкий нос, толстые губы по эталону красоты выделяют негроидную расу. Умеренная ширина лица, относительно узкий и выступающий нос, светлая окраска кожных покровов составляют эталон красоты у европеоидных этнических сообществ.
Теория гармонии и антропоэстетика. Представления о гармоничном строении и форме предметов и явлений в окружающем мире вошли в арсенал философских учений с глубокой древности. Исходя из абстракции количественных отношений между вещами, Пифагор указал на интервал в музыкальных нотах и гармонию музыкальных произведений. В учении о космической «гармонии сфер» он и его ученики развивали идею о заданном творцом упорядоченном и извечном движении небесных светил.
В Новое время идея о предустановленной гармонии была принята в доктрине Лейбница под названием «теодицея», согласно которой движение мировой субстанции управляется высшей мистической «монадой» (абсолютом, богом). Принцип божественной гармонии пытался обосновать Ньютон в законе всемирного тяготения. Идея о предустановленной гармонии была перенесена Х. Вольфом на объяснение адаптивной организации живых существ в идее об изначальной целесообразности, взятой из теологических учений. В прошлом веке она активно пропагандировалась в концепции номогенеза Л.С. Берга и до сих пор сохраняется в так называемом «научном креационизме».
В антропоэстетике принцип изначальной гармонии не следует принимать с абсолютно критической позиции, можно увидеть в нем и рациональный момент, если не упускать из внимания тот факт, что телесная красота дана человеку самой природой в сочетаниях генетического материала, определяющих гармоничность морфологического строения организма. Данное положение
не имеет ничего общего с идеей о предустановленной гармонии. Но как понять, что какой-то определенный человек родится красивым, ведь большинство людей не выделяются этим качеством. Можно сослаться на «игру случая» в счастливом сочетании генов, которая опять-таки ничего не объясняет. Этот логический лабиринт рассуждений используется теми, кто не утруждает себя объективными исследованиями.
Диалектика прекрасного и отклонений от него. Один из основных законов диалектики -«закон единства и борьбы противоположностей» - стал краеугольным камнем философии диалектического материализма, а также других учений неметафизического характера. В объективе данного закона находились философские основания естественных, технических и гуманитарных наук.
В математике он символизировался в формуле «плюс - минус», в физике - в силовых взаимодействиях по принципу «притяжение - отталкивание», в теории эволюции - в противоречии между негативным проявлением мутационной изменчивости и адаптивным действием естественного отбора. Нет недостатка в количестве исследований, посвященных закону о разрешении противоречий в движущих силах научно-технического прогресса и общественного развития.
В антропоэстетике закон борьбы противоположностей неприменим в принятой диалектической интерпретации как закон движения материи путем разрешения противоречий. Категория «прекрасное» является основной в эстетике, альтернативна ей категория «безобразное», не совсем удачно употребляемая в буквальном написании. Оба термина более адекватно применимы в этике для характеристики человеческих отношений.
Основной критерий оценки прекрасного, как в антропоэстетике, так и в этике, заключается в соотношении объективной реальности и субъективного или общественного восприятия. Субъективно-объективное единство в эстетическом сознании составляет основу реалистического искусства, в разных направлениях которого отражено отношение к антропоэстетике. Это отношение заключается в противопоставлении общих понятий эстетики: прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического, но не все они имеют место в антропоэстетике. В ней исключаются понятия о безобразном, низменном и трагическом, так как физическая красота дается человеку от природы, не зависит от его желаний и не имеет прямой связи с негативным поведением в общественной среде.
Концептуальную ткань антропоэстетики составляет видение прекрасного во внешнем облике человека, в восприятии собственной красоты или со стороны, в удовлетворенности ею или наоборот, когда может проявиться трагическое, отраженное в художественной литературе и изобразительном искусстве. В антропоэстетике закон борьбы противоположностей неприменим в его диалектической интерпретации, так как одна противоположность - прекрасное исключает другую - безобразное, первое не может трансформироваться во второе. Между ними нет диалектического взаимодействия противоречий, разрешение которых явилось бы фактором исторического развития антропоэстетики.
Ссылки:
1. Георгиевский А.Б. Занимательная антропология. М., 2014.
2. Корольков А.А., Петленко В.П. Философские проблемы теории нормы в биологии и медицине. М., 1977.