DOI: 10.48137/2074-2975_2021_10_110 УДК 88.1
Антон де Ком -основоположник национально-освободительного движения
Суринама
Станислав АГУРЕЕВ Андрей БОЛТАЕВСКИЙ
Становление Антона де Кома как лидера национально-освободительной борьбы Суринама
Антон де Ком сблизился в Голландии с выходцами из Нидерландской Ост-Индии, привлечённый их антиколониальными лозунгами.
Ещё в 1929 г. будущий национальный герой Индонезии Агус Салим сказал ему: «Подобно борьбе за независимость Индонезии борьба в Вест-Индии также должна осуществляться посред-
ством международного сотрудничества и поддержки» [1].
Будучи патриотом своей родины, он не мог не сблизиться с голландскими коммунистами, бывшими единственной официальной политической силой, выступавшей за представление независимости колониям. На рубеже 20-
АГУРЕЕВ Станислав Александрович - кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России. E-mail: [email protected]
БОЛТАЕВСКИЙ Андрей Андреевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Российского университета кооперации. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: колониализм, Суринам, Нидерланды, Антон де Ком, национализм, фашизм, независимость
1 Lie R. Anton De Kom, Pejuang Suriname yang Terinspirasi Gerakan Kemerdekaan Indonesia // Historia // URL: https://historia.id/politik/articles/anton-de-kom-pejuang-suriname-yang-terinspirasi-gerakan-kemerdekaan-indonesia-DEZ2Y
30-х годов Компартия в Стране тюльпанов переживала период раскола: на её базе действовали фактически три структуры: сталинистская КПГ, троцкистская КПГ - Центральный комитет и Революционная социалистическая партия. Известно, что Антон был лично знаком с одним из лидеров КПГ-ЦК Давидом Вайнкопом, встречаясь с ним на заседании Лиги против империализма и колониального гнёта [2].
С 1929 г. Антон под псевдонимом Адек публиковался в печатном органе КПГ-ЦК «Коммунистическое руководство», привлекая внимание к проблемам освобождения Суринама. В то же время он активно поддерживал контакты и с суринамскими политиками и профсоюзными активистами, в частности Луи Додела и Тео Сандерсом [3]. Уже в это время Антон де Ком попал в поле зрения голландских специальных служб, продолжавших опеку над ним и после его возвращения в Суринам 4 января 1933 г. (Хотя поводом для возвращения выступала тяжёлая болезнь матери, но исследователи видят в этом не только личные, но и политические причины [4].)
Так, в одном из правительственных отчётов отмечалось: «Он присылал им (имеется в виду
переписка А. де Кома и суринамских активистов. -Авт.) наставления, которые, по его мнению, должны привести к практическому воплощению независимости Суринама. Кроме того, он предоставлял материал для обсуждения на заседаниях собрания и давал инструкции о том, как обращаться с различными группами населения» [5, blz. 20].
А голландская Центральная разведывательная служба (CID) - предшественница созданной в 1949 г. Службы внутренней безопасности - рассматривала Антона как «опасного коммуниста и яростного революционного агитатора» [6].
Приезд Антона на родину совпал с Великой депрессией, отразившейся на социально-политической ситуации в Суринаме: падение цен на кофе привело к массовой безработице. Именно в этот период, сопровождавшийся «разочарованием и отчаянием» населения, в Парамарибо недоедали 20% мальчиков и 15% девочек [7, blz. 298]. Ситуация осложнялась ещё и потому, что Гаага стремилась сократить бюджетные издержки на ставшую убыточной к этому времени колонию, сосредоточив всё своё внимание на Ост-Индии. Вместо того чтобы поддерживать экономику Суринама, правительство было «охвачено страхом, что колония будет стоить всё больше и больше» [8, blz. 113].
2 Maele P. van.. Suriname negeert het verleden // Trouw // URL: https://www.trouw.nl/home/ suriname-negeert-het-verleden~a48db5c9/
3 Does I. Peace, Memories of Anton de Kom // URL: https://repeatingislands.com/2018/05/07/ ida-does-peace-memories-of-anton-de-kom/
4 Ramsoedh H., Sanches P. 75 jaar Wij slaven van Suriname. De turbulente biografie van een boek // OSO Tijdschrift voor Surinamistiek en het Caraïbisch gebied. 2001. № 1. Blz. 8.
5 Marshall E. K. Ontstaan en ontwikkeling van het Surinaams nationalisme. Natievorming als opgave. Academischh proefschrift. Delft: Eburon, 2003.
6 Klinkers E. Spionnen van het koloniaal bestuur. De angst voor communisme en nationalisme in Suriname // Groniek Historisch Tijdschrift. 2011. № 193. Blz. 278.
7 LierR. A. J. van. Samenleving in een grensgebied. Een sociaal-historische studie van Suriname. s' Gravenhage Martinus Nijhoff, 1949. Blz. 298.
8 Hyles J. R. Guiana and the Shadows of Empire. Colonial and Cultural Negotiations at the Edge of the World. Plymouth [USA]: Lexington Books, 2014.
Колониальные власти основное внимание, как и раньше, уделяли сельскому хозяйству, не замечая перспектив бокситной промышленности. В этих условиях концессии на добычу бокситов оказались в руках североамериканского бизнеса. И хотя Ф. Дентц справедливо рассматривал возникший за рекордно короткий срок (1919-1920 гг.) посёлок на месторождениях бокситов Моенго, как «памятник силе воли и
Сложные социально-экономические условия способствовали росту рабочего движения.
8 июня 1931 г. стало датой образования ориентированного на социалистов Комитета действия во главе с Луи Доделом. 17 июня в Парамарибо прошла первая демонстрация безработных, собравшая около 3 тыс. чел. В этот день активисты Комитета действия представили губернатору А. Рутгерсу петицию с предложением о создании рабочих мест, получившей название «План труда».
Губернатор петицию в целом одоб-рил, наметив на август ряд мер по борьбе с безработицей. Ориенти-
упорства американцев», но реальная действительность, как всегда в таких случаях, была не такой однозначной. Как сообщали очевидцы, американцы в Моенго вели «довольно свободную жизнь», слабо считаясь с местными законами. Неслучайно, что уже в 1924 г. су-ринамский губернатор потребовал передачу управления над боксито-добывающей компанией в руки голландцев (табл.).
рованные на креольское население, они предусматривали создание новых рабочих мест в секторе общественных работ и на золотых приисках. Однако нерасторопные действия правительства вызвали недовольство активистов: во главе с Л. Доделом была создана новая организация - Суринамский Фолькс-бонд. (Р. Хайлс оценивает её как «агрессивную и экстремистскую» группу [8, Ьк. 113]. В действительности Фольксбонд стал первой в Нидерландской Гвиане организацией, открыто выступившей под антиколониальными лозунгами.)
Противоположные интересы Нидерландов и жителей колонии при-
Таблица
Бюджет Суринама [7, Ь^. 207]
Годы Доходы Расходы Сальдо
1865-1874 841 729 1 264 721 -422 922
1875-1884 1 097 890 1 417854 -319 964
1885-1894 1 488 187 1 622 599 -172 412
1895-1904 2 411 379 2 683 984 -272 605
1905-1914 3 570 088 4 389 563 -819 475
1915-1924 4 117 713 7156 111 -3 038 398
1925-1934 4 432 903 7 532 466 -3 099 563
1935-1938 4 014 708 6 686 735 -2 671 667
вели к беспорядкам на улицах Парамарибо 28 октября 1931 г., при подавлении которых один человек был убит и два получили ранения. Само имя Антона де Кома, нового «возмутителя спокойствия», вызвало восторженные отзывы среди всех этнических групп страны.
Его жилище в Парамарибо стало местом паломничества сотен обездоленных. Яванцы видели в нём мессию, царственного Густи Амана, легендарного принца-изгнанника XIX в., который прибыл в Суринам, чтобы освободить их [9]; более реалистичные индусы воспринимали его как непосредственного представителя Махатмы Ганди.
Как писал позднее сам Антон, «под деревом мимо моего стола
(именно здесь беседовал Антон со своими гостями. - Авт.) проходит парад страданий. Парии с глубоко впалыми щеками. Голодающие <...> индейцы, лесные негры, креолы, индусы, яванцы» [10, Ьк. 226].
В наибольшей степени влиянию Антона оказались подвержены яванцы. Р. Ван Лиер видит в этом особенности яванского менталитета [7, Ь^. 379], а П. Меел, с которым есть больше оснований соглашаться, усматривает в этом большую обездоленность и бесправность яванцев по сравнению с креолами и даже индусами (здесь также несомненным плюсом были тесные контакты Антона с индонезийцами во время первого голландского этапа его жизни) [11].
Борьба за этническое единство страны
Антон де Ком считал, что освобождение Суринама от колониальной зависимости возможно только при условии единства его этнических групп.
«Мы просто хотим доказать одну вещь: мой цветной брат, ты раб, и ты будешь вечно жить в страданиях и нищете, если не веришь в единство пролетариата <...> Возможно, когда-нибудь нам удастся устранить кастовые барьеры, которые до сих пор разделяли цветных людей. Но для негров, индусов, яванцев и коренного населения необхо-
димо понять, что только солидарность может объединить детей Суринама» [10, Ы2. 234].
Фактически Антон высказывал идеи тех сторонников независимости мультикультурных стран Вест-Индии, которые лаконично сформулировал первый премьер-министр независимого Тринидада и Тобаго Эрик Уильямс: «Разделение рас было политикой колониализма. Интеграция рас должна стать политикой независимости» [ 12].
9 Cosijn-Mitrasing I. S. Between the Est and The West: the wanderings of a Javanese «tribe» (a contribution to the study of diaspora communities) // Lembaran sejarah. 2002. № 2. P. 97.
10 Kom de A.Wij slaven van Suriname. Amsterdam: Contact, 1934.
11 Meel P. Anton de Kom and the formative phase of Surinamese decolonization // New West Indian Guide / Nieuwe West-Indische Gids. 2009. Vol. 83. № 3-4. P. 265.
12 Williams E. History of the People of Trinidad and Tobago. New York: Frederick A. Praeger, 1962. P. 9.
К сожалению, вплоть до настоящего времени оказались безуспешными попытки исследователей обнаружить оригинальную политическую программу А. де Кома [13].
Суринамский социолог Э. Маршалл полагает созвучной идеям Антона программу, озвученную Д. Вайн-копом в палате представителей (второй палате) Нидерландов 21 февраля 1933 г.:
«1. Национальное освобождение. Полное самоопределение и политическая независимость Суринама от Голландии.
2. Высылка всех голландских и иностранных войск. Уничтожение всех привилегий иностранцев, в первую очередь голландских империалистов. Национализация иностранных концессий, предприятий и плантаций.
3. Отмена всех национальных налогов для рабочих и мелких фермеров и винтовочный налог ндюка -лесных негров, которые всегда боролись за свободу в жёсткой битве... [8].
4. Неограниченная свобода организации и печати для рабочих, мелких фермеров, ндюка* и других угнетённых народов.
5. Развитие профсоюзов. Восьмичасовой рабочий день. Запрещение детского труда. Серьёзное повышение заработной платы. Отказ от всех контрактов и принудительного труда. Улучшение гигиенических условий и медицинской помощи.
6. Отделение церкви от государства. Обязательное бесплатное госу-
дарственное образование. Питание и одежда для детей рабочих, мелких фермеров и ндюка.
7. Орошение. Хорошая земля и вода.
8. Содействие экономическому, политическому и культурному росту угнетённых классов и рас. Равные права для женщин.
9. Объединённая организация индейцев, ндюка, креолов, британцев, яванцев, китайских и португальских рабочих. Сотрудничество с голландскими, индонезийскими, советскими и международными работниками» [5, Ьк. 21].
Обеспокоенная ростом влияния Антона де Кома колониальная администрация решила любым способом удалить его из Суринама.
Вот как он сам описывал своё положение: «С момента моего прибытия в Парамарибо, я нахожусь в осаде. Полиция и солдаты мобилизованы. Вокруг моего дома полиция. Меня преследуют на улице. На меня буквально надели намордник. Я никогда ещё не сталкивался с подобным» [14].
1 февраля 1933 г. были официально запрещены любые собрания или сборы в его доме. Полиция разрешила пытавшемуся оспорить данное решение Антону де Кому встретиться с прокурором тет-а-тет, не привлекая своих сторонников. Как выяснилось, это был хитрый ход, когда он был арестован и доставлен в полицейский участок. В результате последовавших беспорядков 7 февраля два человека были убиты и 23 арестованы. Де Ком
13 Hira S. Van Priory tot en met De Kom. De geschiedenis van het verzet in Suriname 1630-1940. Rotterdam: Futile, 1982.
14 De arrestatie van onzen medewerker Adekom // Links Richten. 1933. № 1. Blz. 120.
* Ндюка представляют собой одно из племён лесных негров (маронов), однако здесь под ними понимается всё сообщество суринамских маронов.
был приговорён к 3,5 годам лишения свободы; однако опасаясь его даже за решёткой, власти уже в мае 1933 г. выслали его в Нидерланды. На рост протестного движения правительство ответило репрессиями: в частности, были расширены полномочия полиции, патрульные помимо сабли и дубинки были дополнительно снабжены револьверами, проверялись лица,
оформившие подписку на книгу де Кома «Мы, рабы Суринама», и т. д. Де Ком больше не вернулся на родину, сохранив её образ в своём сердце. Настоящей болью пронизаны заключительные строчки книги «Мы, рабы Суринама»: «Суринам - моя родина. Однажды я надеюсь увидеть тебя снова. В тот день, когда горе не будет сопутствовать тебе» [10, Ьк. 234].
Антифашистская борьба Антона де Кома и гибель в нацистском концлагере
Второй голландский этап жизни Антона, несмотря на всю сложность положения политического ссыльного, оказался не менее ярким, чем первый.
Перебиваясь случайными заработками, он активно участвовал в политической жизни Нидерландов, поддерживая манифестации безработных. Но главным его делом в этот момент стало издание книги «Мы, рабы Суринама», в которой он выступает, по определению П. Кневела, в качестве «Мультатули Запада»* (под Западом подразумевается Нидерландская Вест-Индия. - Авт.) [15]. Пронизанная антиколониальным и освободительным духом работа вышла в усечённом цензурой варианте, за что многие потом критиковали автора [16]. Однако критики не поняли основной его задачи:
привлечь внимание к Суринаму и его проблемам в те годы, когда метрополия, казалось, знала только о своих восточных владениях. Разумеется, нельзя принимать эту книгу в качестве исторического труда, это скорее эссе, обвинительный памфлет против самого духа голландского колониализма, обрекшего на страдания и муки смерти десятки тысяч рабов. В этой связи непонятными выглядят попытки ряда авторов доказать спорность применяемых Антоном методов или его некорректное обращение с источниками (на эти действия, целью которых было, с одной стороны, создание негативного образа плантаторов и администрации, а с другой - возвеличивание духа креолов, обращает внимание К. Андринга [17], мнение которо-
15 Knevel P. Wij slaven. Anti-koloniaal meesterwerk van Anton de Kom // Holland. Slavernij in Holland historisch tijdschrift historisch tijdschrift. 2014. № 1. Blz. 11.
16 StipriaanA. van. Suriname and the Abolition of Slavery // Fifty Years Later. Antislavery, Capitalism and Modernitym the Dutch Orbit / ed. G. Oostindie. Pittsburgh. University of Pittsburgh Press. 1996.
17 Andringa K. Anton de Kom, historiographe. La construction d'un passé national pour les esclaves du Surinam // Amnis. Revue de civilisation contemporaine Europes-Amériques [En ligne] // URL: http://journals.openedition.org/amnis/2198
* Писавший под псевдонимом Мультатули (я многое вынес. - лат.), Эдвард Даувес Деккер наиболее известен по роману «Макс Хавелаар, или Кофейные аукционы Нидерландского торгового общества» (1860 г.), в котором критически оценил колониальные порядки в Нидерландской Ост-Индии.
го является спорным и по той причине, что сегодня, спустя много десятилетий после смерти Антона де Кома, полноценная, независящая от голландской суринамская историография ещё находится в стадии формирования [18].
Сама задача и дух книги «Мы, рабы Суринама» вступали в известное противоречие с серьёзной научной литературой.
Гораздо лучше глубинный смысл произведения понял современник Антона де Кома, голландский поэт Эдгар дю Перрон: «По-настоящему стоящая идея: показать историю глазами негров... » [19]. Именно здесь, а вовсе не в научных или литературных изысканиях дю Перрон усматривал главное достоинство: «Я был бы искренне рад, если бы яванец написал книгу о нашей колониальной истории, увиденную с яванской стороны» [20].
Издание книги не принесло достатка Антону де Кому, на попечении которого было четверо детей.
Его дочь Джудит позднее вспоминала: «Мы жили в крайней нищете. Отца обвиняли в том, что он коммунист. Это не только изолировало его от других суринамцев в Нидерландах, но и помешало ему работать. Обвинение в коммунизме было хуже, чем заразная болезнь» [21].
Борец и лидер по натуре, он не смог остаться в стороне от событий Второй мировой войны. После нацистской оккупации Нидерландов (май 1940 г.) он присоединился к движению Сопротивления, тесно сотрудничая с социалистами и коммунистами. Под псевдонимом Мисс Борсбум (такой была девичья фамилия его супруги) он публиковался в издававшейся в Гааге подпольной газете De Vonk*, разоблачая преследования евреев. Антон де Ком стремился соблюдать конспирацию: даже его близкие родственники не знали о его антифашисткой борьбе.
Однако летом 1944 г., когда англоамериканские войска с юга вошли в Нидерланды, казалось, можно было свободно вздохнуть. Тем неожиданнее был последовавший 7 августа арест. Нацисты переводили Антона де Кома из одного лагеря в другой: в Нойен-гамме он вместе с другими заключёнными вынужден был копать противотанковые рвы, стоя по колено в ледяной воде. Заболев туберкулёзом, он умер без врачебной помощи и был похоронен в братской могиле.
Его товарищ по заключению вспоминал: «О, этот суринамец! Он был хороший человек, тихим, замкнутым. Но когда он говорил, он был полон энтузиазма по поводу своей страны, Суринама, и книги "Мы, рабы Суринама". Этот человек не го-
18 Oostindie G. De onvoltooid.e dekolonisatie en de geschedschrijving van Suriname // Leidschrift. Historisch Tijdchrift. 1990. № 2. Blz. 20.
19 Braak M., Perron du E. Briefwisseling 1930-1940. Deel 3. Amsterdam: G.A. van Oorschot, 1965. 493 Blz. 16 // URL: https://www.dbnl.org/tekst/braa002brie03_01/colofon.php
20 Perron du E. De smalle mens. Amsterdam: Querido's Uitgeverij, 1934. Blz. 282 // URL: https:// www.dbnl.org/tekst/du_p001smal01_01/colofon.php
21 Zwaap R. Een surinaamse messias // De Groene Amsterdammer. 1998. № 36. Blz. 31-32.
* В годы Второй мировой войны в Нидерландах издавались сразу две подпольные газеты под названием De Vonk: одну выпускала коммунистическая группа, другую редактировали члены Международного социалистического движения. Антон де Ком сотрудничал с обоими изданиями.
ворил ни о чём другом. Он был полон любви к своей стране и своему народу» [22].
Долгое время родственники Антона де Кома ничего не знали о его судьбе: только в 1960 г. его останки были найдены и перезахоронены на
национальном кладбище в Лоенене. Общепринятая дата его смерти 24 апреля 1945 г., однако существует и другая датировка - 29 апреля: всего несколько дней спустя, 4 мая 1945 г. Нойенгамме был освобождён англоамериканскими войсками [23].
Антон де Ком в исторической памяти народов Суринама
Антифашистская борьба Антона де Кома была оценена потомками: в 1982 г. он был посмертно награждён Мемориальным крестом Сопротивления.
Несмотря на все усилия, колониальным властям не удалось подавить освободительное движение в Суринаме. Уже в годы Второй мировой войны в колонии набирает силу лозунг «Хозяева в собственном доме», отражавший в первую очередь националистические чаяния креолов [24]. Обратной стороной данного процесса стали разногласия между креолами и индусами.
Так, Симон Санчес, готовивший осенью 1947 г. антиголландский путч и мечтавший заменить статую королевы Вильгельмины на статую Антона де Кома, обвинял колониальные власти в покровительстве индусам. Заговор был раскрыт, и Санчес был выслан в Нидерланды, частич-
но повторив спустя 14 лет судьбу Антона де Кома.
Но в гораздо большей степени ан-тогонизм между индусами и креолами проявился после Второй мировой войны в соседней Гайане, дважды -в 1962 и 2015 г. - приводивший к кровавым беспорядкам.
Антрологог Л. Депре приводит любопытное мнение одного из афрогайанцев: «Я очень боюсь, что кули захватят всю страну. Они объединяются, чтобы отобрать всё, что есть у нас» [25].
Несмотря на гораздо меньшие разногласия, индо-суринамцы подсознательно опасались взрыва креольского национализма: так, в преддверии провозглашения независимости наблюдалась массовая миграция индийской диаспоры в Нидерланды (только в 1974 г. в метрополию прибыло 20 тыс. индо-су-ринамцев [ 26]). Именно взаимное
22 Wie was: Anton de Kom (1898-1945) // URL: https://socialisme.nu/wie-was-anton-de-kom-1898-1945/
23 Verzetsstrijder // Anton de Kom // URL: http://www.antondekom.humanities.uva.nl/ verzetsstrijder/
24 Suriname en de Nederlandse Antillen in de Verenigde Naties. № 41. s'Gravenhage: Staatsdrukkerij-en uitgeversbedrijf, 1956. Blz. 122.
25 Despres L. A. Cultural Pluralism and Naationalist Politics in British Guiana. Chicago: Rand Mc Nlly @ Company, 1967. Blz. 93.
26 Государственный архив Российской Федерации. ТАСС при Совете Министров СССР. Ф. 4459. Оп. 43. Д. 16167. Л. 15.
недоверие этнорасовых групп не позволяло ускорить деколонизацию в 50-60-е годы, так как поддерживаемая индо-суринамцами Прогрессивная реформистская партия выступала против предоставления независимости Суринаму ещё в начале 1974 г., т. е. всего за полтора года до обретения страной суверенитета.
В жизни Антона де Кома сплелись два, казалось бы, противоречивых фактора, ставших позднее неотъемлемой частью национально-освободительного движения по всему миру: национализм, проявлявшийся в стремлении добиться
суверенитета своей родины, и интернационализм, в основе которого были классовый подход и пролетарская солидарность. При этом Антона нельзя упрекнуть в экстремизме: его главным методом была ненасильственная борьба (не случайно в этой связи уже упоминавшееся его сравнение индо-суринамцами с Махатмой Ганди). В то же время нельзя согласиться с современными попытками представить Антона как пацифиста, а не революционера [27].
Г. Остинди справедливо пишет: «Там, где есть рабство, колониализм, всегда есть сопротивление» [28].
Работа «Мы, рабы Суринама» выдержала 12 изданий на голландском, переведена на французский, немецкий и испанский языки.
Имя Антона де Кома, называемого при жизни «чёрным мессией», по выражению С. Б. Брилева, «самого именитого суринамца в европейском Сопротивлении» [29], стало подлинным символом сопротивления рабству и колониализму во всех его формах, на двух континентах - в Старом и Новом Свете.
Библиография • References
Брилев С. Б. Забытый фронт. Суринам. Владения Нидерландов в Новом Свете в период Второй мировой войны // Латинская Америка. 2020. № 9. С. 90-104. [Brilev S. B. Zabytiy front. Suriname. Vladenya Niderlandov v Novom Svete v period
Vtoroy Mirovoy Voiny//Latinskaya Amerika. 2020. № 9. S. 90-104] Государственный архив Российской Федерации. ТАСС при Совете Министров
СССР. Ф. 4459. Оп. 43. Д. 16167. Л.15. [Gosudarstvenniy Arhiv Rossiyskoy Federacii. TАSS pri Sovete Ministrov SSSR.
F. 4459. Op. 43. D. 16167. L. 15] Aleid T. Anton de Kom. Achter de schil van de Zwarte Messias // De Volksraant. 2009. 4 December.
Andringa K. Anton de Kom, historiographe. La construction d'un passé national pour les esclaves du Surinam // Amnis. Revue de civilisation contemporaine Europes-Amériques [En ligne] // URL: http://journals.openedition.org/amnis/2198 Braak M., Perron du E. Briefwisseling 1930-1940. Deel 3. Amsterdam: G.A. van Oorschot, 1965. 493 - 493 blz. // URL: https://www.dbnl.org/tekst/ braa002brie03_01/colofon.php
27 Aleid Т. Anton de Kom. Achter de schil van de Zwarte Messias // De Volksraant. 2009. 4 December.
28 Oostindie G. Wij slaven van Suriname en het intellectuele eigendom van het koloniale verleden // Wandelaar Onder De Palmen; Opstellen over Koloniale En Postkoloniale Literatuur Opgedragen Aan Bert Paasman / ed. Michiel Van Kempen. Leiden: KITLV, 2004. Blz. 498.
29 Брилев С. Б. Забытый фронт. Суринам. Владения Нидерландов в Новом Свете в период Второй мировой войны // Латинская Америка. 2020. № 9. С. 99.
Cosjn-Mitrasing I. S. Between the Est and The West: the wanderings of a Javanese «tribe» (a contribution to the study of diaspora communities) // Lembaran sejarah. 2002. № 2. Р. 88-103.
De arrestatie van onzen medewerker Adekom // Links Richten. 1933. № 1.
Despres L. A. Cultural Pluralism and Naationalist Politics in British Guiana. Chicago: Rand Mc Nlly @ Company, 1967. - 310 blz.
Does I. Peace, Memories of Anton de Kom // URL: https://repeatingislands. com/2018/05/07/ida-does-peace-memories-of-anton-de-kom/
Hira S. Van Priory tot en met De Kom. De geschiedenis van het verzet in Suriname 1630-1940. Rotterdam: Futile, 1982. - 360 blz.
Hyles J. R. Guiana and the Shadows of Empire. Colonial and Cultural Negotiations at the Edge of the World. Plymouth [USA]: Lexington Books, 2014. - 185 blz.
Klinkers E. Spionnen van het koloniaal bestuur. De angst voor communisme en nationalisme in Suriname // Groniek Historisch Tijdschrift. 2011. № 193. Blz. 275-290.
Knevel P. Wij slaven. Anti-koloniaal meesterwerk van Anton de Kom // Holland. Slavernij in Holland historisch tijdschrift historisch tijdschrift. 2014. № 1. Blz. 11-22.
Kom de A.Wij slaven van Suriname. Amsterdam: Contact, 1934. - 234 blz.
Lie R. Anton De Kom, Pejuang Suriname yang Terinspirasi Gerakan Kemerdekaan Indonesia // Historia // URL: https://historia.id/politik/articles/anton-de-kom-pejuang-suriname-yang-terinspirasi-gerakan-kemerdekaan-indonesia-DEZ2Y
Lier R. A. J. van Samenleving in een grensgebied. Een sociaal-historische studie van Suriname. s' Gravenhage Martinus Nijhoff, 1949. - 425 blz.
Maele P. van.. Suriname negeert het verleden // Trouw // URL: https://www.trouw. nl/home/suriname-negeert-het-verleden~a48db5c9/
Marshall E.K. Ontstaan en ontwikkeling van het Surinaams nationalisme. Natievorming als opgave. Academischh proefschrift. Delft: Eburon, 2003. - 363 blz.
Meel P. Anton de Kom and the formative phase of Surinamese decolonization // New West Indian Guide / Nieuwe West-Indische Gids. 2009. Vol. 83. № 3-4. Р. 249-280.
Oostindie G. De onvoltooid.e dekolonisatie en de geschedschrijving van Suriname // Leidschrift. Historisch Tijdchrift. 1990. № 2. Blz. 5-26.
Oostindie G. Wij slaven van Suriname en het intellectuele eigendom van het koloniale verleden // Wandelaar Onder De Palmen; Opstellen over Koloniale En Postkoloniale Literatuur Opgedragen Aan Bert Paasman / ed. Michiel Van Kempen. Leiden: KITLV, 2004. Blz. 495-506.
Perron du E. De smalle mens. Amsterdam: Querido's Uitgeverij, 1934. - 285 blz. // URL: https://www.dbnl.org/tekst/du_p001smal01_01/colofon.php
Ramsoedh H, Sanches P. 75 jaar Wij slaven van Suriname. De turbulente biografie van een boek // OSO Tijdschrift voor Surinamistiek en het Caraïbisch gebied. 2001. № 1. Blz. 6-18.
Stipriaan A. van. Suriname and the Abolition of Slavery // Fifty Years Later. Antislavery, Capitalism and Modernityin the Dutch Orbit / ed. G. Oostindie. Pittsburgh. University of Pittsburgh Press. 1996. - 272 p.
Suriname en de Nederlandse Antillen in de Verenigde Naties. № 41. s'Gravenhage: Staatsdrukkerij-en uitgeversbedrijf, 1956. - 171 blz.
Verzetsstrijder // Anton de Kom // URL: http://www.antondekom.humanities.uva. nl/verzetsstrijder/
Wie was: Anton de Kom (1898-1945) // URL: https://socialisme.nu/wie-was-anton-de-kom-1898-1945/
Williams E. History of the People of Trinidad and Tobago. New York: Frederick A. Praeger, 1962. - 292 р.
Zwaap R. Een surinaamse messias // De Groene Amsterdammer. 1998. № 36.
Статья поступила в редакцию 6 сентября 2021 г.