Научная статья на тему 'АНТОН ДЕ КОМ - ОСНОВОПОЛОЖНИК НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ СУРИНАМА'

АНТОН ДЕ КОМ - ОСНОВОПОЛОЖНИК НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ СУРИНАМА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
73
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛОНИАЛИЗМ / СУРИНАМ / НИДЕРЛАНДЫ / АНТОН ДЕ КОМ / НАЦИОНАЛИЗМ / ФАШИЗМ / НЕЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Агуреев Станислав Александрович, Болтаевский Андрей Андреевич

Авторы статьи показывают становление Антона де Кома в качестве лидера национально-освободительного движения Суринама. Свою работу он строил на принципах сплочения суринамского народа для борьбы с колонизаторами, а его трагическая гибель в нацистском концлагере способствовала созданию образа национального героя. Антона де Кома принято считать одним из создателей современного Суринама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Агуреев Станислав Александрович, Болтаевский Андрей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTON DE KOM - FOUNDER OF THE NATIONAL-LIBERATION MOVEMENT OF SURINAME

The authors of the article, using extensive biographical material, show the formation of Anton de Kom as the leader of the national-liberation movement of Suriname. In his political struggle, Anton de Kom was guided by the principles of uniting the Surinamese people in the fight against the colonialists, and his tragic death in a Nazi concentration camp contributed to the creation of the image of a national hero of the country. Anton de Kom is considered to be one of the creators of modern Suriname.

Текст научной работы на тему «АНТОН ДЕ КОМ - ОСНОВОПОЛОЖНИК НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ СУРИНАМА»

DOI: 10.48137/2074-2975_2021_10_110 УДК 88.1

Антон де Ком -основоположник национально-освободительного движения

Суринама

Станислав АГУРЕЕВ Андрей БОЛТАЕВСКИЙ

Становление Антона де Кома как лидера национально-освободительной борьбы Суринама

Антон де Ком сблизился в Голландии с выходцами из Нидерландской Ост-Индии, привлечённый их антиколониальными лозунгами.

Ещё в 1929 г. будущий национальный герой Индонезии Агус Салим сказал ему: «Подобно борьбе за независимость Индонезии борьба в Вест-Индии также должна осуществляться посред-

ством международного сотрудничества и поддержки» [1].

Будучи патриотом своей родины, он не мог не сблизиться с голландскими коммунистами, бывшими единственной официальной политической силой, выступавшей за представление независимости колониям. На рубеже 20-

АГУРЕЕВ Станислав Александрович - кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России. E-mail: stas.agureev@mail.ru

БОЛТАЕВСКИЙ Андрей Андреевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Российского университета кооперации. E-mail: boltaev83@mail.ru

Ключевые слова: колониализм, Суринам, Нидерланды, Антон де Ком, национализм, фашизм, независимость

1 Lie R. Anton De Kom, Pejuang Suriname yang Terinspirasi Gerakan Kemerdekaan Indonesia // Historia // URL: https://historia.id/politik/articles/anton-de-kom-pejuang-suriname-yang-terinspirasi-gerakan-kemerdekaan-indonesia-DEZ2Y

30-х годов Компартия в Стране тюльпанов переживала период раскола: на её базе действовали фактически три структуры: сталинистская КПГ, троцкистская КПГ - Центральный комитет и Революционная социалистическая партия. Известно, что Антон был лично знаком с одним из лидеров КПГ-ЦК Давидом Вайнкопом, встречаясь с ним на заседании Лиги против империализма и колониального гнёта [2].

С 1929 г. Антон под псевдонимом Адек публиковался в печатном органе КПГ-ЦК «Коммунистическое руководство», привлекая внимание к проблемам освобождения Суринама. В то же время он активно поддерживал контакты и с суринамскими политиками и профсоюзными активистами, в частности Луи Додела и Тео Сандерсом [3]. Уже в это время Антон де Ком попал в поле зрения голландских специальных служб, продолжавших опеку над ним и после его возвращения в Суринам 4 января 1933 г. (Хотя поводом для возвращения выступала тяжёлая болезнь матери, но исследователи видят в этом не только личные, но и политические причины [4].)

Так, в одном из правительственных отчётов отмечалось: «Он присылал им (имеется в виду

переписка А. де Кома и суринамских активистов. -Авт.) наставления, которые, по его мнению, должны привести к практическому воплощению независимости Суринама. Кроме того, он предоставлял материал для обсуждения на заседаниях собрания и давал инструкции о том, как обращаться с различными группами населения» [5, blz. 20].

А голландская Центральная разведывательная служба (CID) - предшественница созданной в 1949 г. Службы внутренней безопасности - рассматривала Антона как «опасного коммуниста и яростного революционного агитатора» [6].

Приезд Антона на родину совпал с Великой депрессией, отразившейся на социально-политической ситуации в Суринаме: падение цен на кофе привело к массовой безработице. Именно в этот период, сопровождавшийся «разочарованием и отчаянием» населения, в Парамарибо недоедали 20% мальчиков и 15% девочек [7, blz. 298]. Ситуация осложнялась ещё и потому, что Гаага стремилась сократить бюджетные издержки на ставшую убыточной к этому времени колонию, сосредоточив всё своё внимание на Ост-Индии. Вместо того чтобы поддерживать экономику Суринама, правительство было «охвачено страхом, что колония будет стоить всё больше и больше» [8, blz. 113].

2 Maele P. van.. Suriname negeert het verleden // Trouw // URL: https://www.trouw.nl/home/ suriname-negeert-het-verleden~a48db5c9/

3 Does I. Peace, Memories of Anton de Kom // URL: https://repeatingislands.com/2018/05/07/ ida-does-peace-memories-of-anton-de-kom/

4 Ramsoedh H., Sanches P. 75 jaar Wij slaven van Suriname. De turbulente biografie van een boek // OSO Tijdschrift voor Surinamistiek en het Caraïbisch gebied. 2001. № 1. Blz. 8.

5 Marshall E. K. Ontstaan en ontwikkeling van het Surinaams nationalisme. Natievorming als opgave. Academischh proefschrift. Delft: Eburon, 2003.

6 Klinkers E. Spionnen van het koloniaal bestuur. De angst voor communisme en nationalisme in Suriname // Groniek Historisch Tijdschrift. 2011. № 193. Blz. 278.

7 LierR. A. J. van. Samenleving in een grensgebied. Een sociaal-historische studie van Suriname. s' Gravenhage Martinus Nijhoff, 1949. Blz. 298.

8 Hyles J. R. Guiana and the Shadows of Empire. Colonial and Cultural Negotiations at the Edge of the World. Plymouth [USA]: Lexington Books, 2014.

Колониальные власти основное внимание, как и раньше, уделяли сельскому хозяйству, не замечая перспектив бокситной промышленности. В этих условиях концессии на добычу бокситов оказались в руках североамериканского бизнеса. И хотя Ф. Дентц справедливо рассматривал возникший за рекордно короткий срок (1919-1920 гг.) посёлок на месторождениях бокситов Моенго, как «памятник силе воли и

Сложные социально-экономические условия способствовали росту рабочего движения.

8 июня 1931 г. стало датой образования ориентированного на социалистов Комитета действия во главе с Луи Доделом. 17 июня в Парамарибо прошла первая демонстрация безработных, собравшая около 3 тыс. чел. В этот день активисты Комитета действия представили губернатору А. Рутгерсу петицию с предложением о создании рабочих мест, получившей название «План труда».

Губернатор петицию в целом одоб-рил, наметив на август ряд мер по борьбе с безработицей. Ориенти-

упорства американцев», но реальная действительность, как всегда в таких случаях, была не такой однозначной. Как сообщали очевидцы, американцы в Моенго вели «довольно свободную жизнь», слабо считаясь с местными законами. Неслучайно, что уже в 1924 г. су-ринамский губернатор потребовал передачу управления над боксито-добывающей компанией в руки голландцев (табл.).

рованные на креольское население, они предусматривали создание новых рабочих мест в секторе общественных работ и на золотых приисках. Однако нерасторопные действия правительства вызвали недовольство активистов: во главе с Л. Доделом была создана новая организация - Суринамский Фолькс-бонд. (Р. Хайлс оценивает её как «агрессивную и экстремистскую» группу [8, Ьк. 113]. В действительности Фольксбонд стал первой в Нидерландской Гвиане организацией, открыто выступившей под антиколониальными лозунгами.)

Противоположные интересы Нидерландов и жителей колонии при-

Таблица

Бюджет Суринама [7, Ь^. 207]

Годы Доходы Расходы Сальдо

1865-1874 841 729 1 264 721 -422 922

1875-1884 1 097 890 1 417854 -319 964

1885-1894 1 488 187 1 622 599 -172 412

1895-1904 2 411 379 2 683 984 -272 605

1905-1914 3 570 088 4 389 563 -819 475

1915-1924 4 117 713 7156 111 -3 038 398

1925-1934 4 432 903 7 532 466 -3 099 563

1935-1938 4 014 708 6 686 735 -2 671 667

вели к беспорядкам на улицах Парамарибо 28 октября 1931 г., при подавлении которых один человек был убит и два получили ранения. Само имя Антона де Кома, нового «возмутителя спокойствия», вызвало восторженные отзывы среди всех этнических групп страны.

Его жилище в Парамарибо стало местом паломничества сотен обездоленных. Яванцы видели в нём мессию, царственного Густи Амана, легендарного принца-изгнанника XIX в., который прибыл в Суринам, чтобы освободить их [9]; более реалистичные индусы воспринимали его как непосредственного представителя Махатмы Ганди.

Как писал позднее сам Антон, «под деревом мимо моего стола

(именно здесь беседовал Антон со своими гостями. - Авт.) проходит парад страданий. Парии с глубоко впалыми щеками. Голодающие <...> индейцы, лесные негры, креолы, индусы, яванцы» [10, Ьк. 226].

В наибольшей степени влиянию Антона оказались подвержены яванцы. Р. Ван Лиер видит в этом особенности яванского менталитета [7, Ь^. 379], а П. Меел, с которым есть больше оснований соглашаться, усматривает в этом большую обездоленность и бесправность яванцев по сравнению с креолами и даже индусами (здесь также несомненным плюсом были тесные контакты Антона с индонезийцами во время первого голландского этапа его жизни) [11].

Борьба за этническое единство страны

Антон де Ком считал, что освобождение Суринама от колониальной зависимости возможно только при условии единства его этнических групп.

«Мы просто хотим доказать одну вещь: мой цветной брат, ты раб, и ты будешь вечно жить в страданиях и нищете, если не веришь в единство пролетариата <...> Возможно, когда-нибудь нам удастся устранить кастовые барьеры, которые до сих пор разделяли цветных людей. Но для негров, индусов, яванцев и коренного населения необхо-

димо понять, что только солидарность может объединить детей Суринама» [10, Ы2. 234].

Фактически Антон высказывал идеи тех сторонников независимости мультикультурных стран Вест-Индии, которые лаконично сформулировал первый премьер-министр независимого Тринидада и Тобаго Эрик Уильямс: «Разделение рас было политикой колониализма. Интеграция рас должна стать политикой независимости» [ 12].

9 Cosijn-Mitrasing I. S. Between the Est and The West: the wanderings of a Javanese «tribe» (a contribution to the study of diaspora communities) // Lembaran sejarah. 2002. № 2. P. 97.

10 Kom de A.Wij slaven van Suriname. Amsterdam: Contact, 1934.

11 Meel P. Anton de Kom and the formative phase of Surinamese decolonization // New West Indian Guide / Nieuwe West-Indische Gids. 2009. Vol. 83. № 3-4. P. 265.

12 Williams E. History of the People of Trinidad and Tobago. New York: Frederick A. Praeger, 1962. P. 9.

К сожалению, вплоть до настоящего времени оказались безуспешными попытки исследователей обнаружить оригинальную политическую программу А. де Кома [13].

Суринамский социолог Э. Маршалл полагает созвучной идеям Антона программу, озвученную Д. Вайн-копом в палате представителей (второй палате) Нидерландов 21 февраля 1933 г.:

«1. Национальное освобождение. Полное самоопределение и политическая независимость Суринама от Голландии.

2. Высылка всех голландских и иностранных войск. Уничтожение всех привилегий иностранцев, в первую очередь голландских империалистов. Национализация иностранных концессий, предприятий и плантаций.

3. Отмена всех национальных налогов для рабочих и мелких фермеров и винтовочный налог ндюка -лесных негров, которые всегда боролись за свободу в жёсткой битве... [8].

4. Неограниченная свобода организации и печати для рабочих, мелких фермеров, ндюка* и других угнетённых народов.

5. Развитие профсоюзов. Восьмичасовой рабочий день. Запрещение детского труда. Серьёзное повышение заработной платы. Отказ от всех контрактов и принудительного труда. Улучшение гигиенических условий и медицинской помощи.

6. Отделение церкви от государства. Обязательное бесплатное госу-

дарственное образование. Питание и одежда для детей рабочих, мелких фермеров и ндюка.

7. Орошение. Хорошая земля и вода.

8. Содействие экономическому, политическому и культурному росту угнетённых классов и рас. Равные права для женщин.

9. Объединённая организация индейцев, ндюка, креолов, британцев, яванцев, китайских и португальских рабочих. Сотрудничество с голландскими, индонезийскими, советскими и международными работниками» [5, Ьк. 21].

Обеспокоенная ростом влияния Антона де Кома колониальная администрация решила любым способом удалить его из Суринама.

Вот как он сам описывал своё положение: «С момента моего прибытия в Парамарибо, я нахожусь в осаде. Полиция и солдаты мобилизованы. Вокруг моего дома полиция. Меня преследуют на улице. На меня буквально надели намордник. Я никогда ещё не сталкивался с подобным» [14].

1 февраля 1933 г. были официально запрещены любые собрания или сборы в его доме. Полиция разрешила пытавшемуся оспорить данное решение Антону де Кому встретиться с прокурором тет-а-тет, не привлекая своих сторонников. Как выяснилось, это был хитрый ход, когда он был арестован и доставлен в полицейский участок. В результате последовавших беспорядков 7 февраля два человека были убиты и 23 арестованы. Де Ком

13 Hira S. Van Priory tot en met De Kom. De geschiedenis van het verzet in Suriname 1630-1940. Rotterdam: Futile, 1982.

14 De arrestatie van onzen medewerker Adekom // Links Richten. 1933. № 1. Blz. 120.

* Ндюка представляют собой одно из племён лесных негров (маронов), однако здесь под ними понимается всё сообщество суринамских маронов.

был приговорён к 3,5 годам лишения свободы; однако опасаясь его даже за решёткой, власти уже в мае 1933 г. выслали его в Нидерланды. На рост протестного движения правительство ответило репрессиями: в частности, были расширены полномочия полиции, патрульные помимо сабли и дубинки были дополнительно снабжены револьверами, проверялись лица,

оформившие подписку на книгу де Кома «Мы, рабы Суринама», и т. д. Де Ком больше не вернулся на родину, сохранив её образ в своём сердце. Настоящей болью пронизаны заключительные строчки книги «Мы, рабы Суринама»: «Суринам - моя родина. Однажды я надеюсь увидеть тебя снова. В тот день, когда горе не будет сопутствовать тебе» [10, Ьк. 234].

Антифашистская борьба Антона де Кома и гибель в нацистском концлагере

Второй голландский этап жизни Антона, несмотря на всю сложность положения политического ссыльного, оказался не менее ярким, чем первый.

Перебиваясь случайными заработками, он активно участвовал в политической жизни Нидерландов, поддерживая манифестации безработных. Но главным его делом в этот момент стало издание книги «Мы, рабы Суринама», в которой он выступает, по определению П. Кневела, в качестве «Мультатули Запада»* (под Западом подразумевается Нидерландская Вест-Индия. - Авт.) [15]. Пронизанная антиколониальным и освободительным духом работа вышла в усечённом цензурой варианте, за что многие потом критиковали автора [16]. Однако критики не поняли основной его задачи:

привлечь внимание к Суринаму и его проблемам в те годы, когда метрополия, казалось, знала только о своих восточных владениях. Разумеется, нельзя принимать эту книгу в качестве исторического труда, это скорее эссе, обвинительный памфлет против самого духа голландского колониализма, обрекшего на страдания и муки смерти десятки тысяч рабов. В этой связи непонятными выглядят попытки ряда авторов доказать спорность применяемых Антоном методов или его некорректное обращение с источниками (на эти действия, целью которых было, с одной стороны, создание негативного образа плантаторов и администрации, а с другой - возвеличивание духа креолов, обращает внимание К. Андринга [17], мнение которо-

15 Knevel P. Wij slaven. Anti-koloniaal meesterwerk van Anton de Kom // Holland. Slavernij in Holland historisch tijdschrift historisch tijdschrift. 2014. № 1. Blz. 11.

16 StipriaanA. van. Suriname and the Abolition of Slavery // Fifty Years Later. Antislavery, Capitalism and Modernitym the Dutch Orbit / ed. G. Oostindie. Pittsburgh. University of Pittsburgh Press. 1996.

17 Andringa K. Anton de Kom, historiographe. La construction d'un passé national pour les esclaves du Surinam // Amnis. Revue de civilisation contemporaine Europes-Amériques [En ligne] // URL: http://journals.openedition.org/amnis/2198

* Писавший под псевдонимом Мультатули (я многое вынес. - лат.), Эдвард Даувес Деккер наиболее известен по роману «Макс Хавелаар, или Кофейные аукционы Нидерландского торгового общества» (1860 г.), в котором критически оценил колониальные порядки в Нидерландской Ост-Индии.

го является спорным и по той причине, что сегодня, спустя много десятилетий после смерти Антона де Кома, полноценная, независящая от голландской суринамская историография ещё находится в стадии формирования [18].

Сама задача и дух книги «Мы, рабы Суринама» вступали в известное противоречие с серьёзной научной литературой.

Гораздо лучше глубинный смысл произведения понял современник Антона де Кома, голландский поэт Эдгар дю Перрон: «По-настоящему стоящая идея: показать историю глазами негров... » [19]. Именно здесь, а вовсе не в научных или литературных изысканиях дю Перрон усматривал главное достоинство: «Я был бы искренне рад, если бы яванец написал книгу о нашей колониальной истории, увиденную с яванской стороны» [20].

Издание книги не принесло достатка Антону де Кому, на попечении которого было четверо детей.

Его дочь Джудит позднее вспоминала: «Мы жили в крайней нищете. Отца обвиняли в том, что он коммунист. Это не только изолировало его от других суринамцев в Нидерландах, но и помешало ему работать. Обвинение в коммунизме было хуже, чем заразная болезнь» [21].

Борец и лидер по натуре, он не смог остаться в стороне от событий Второй мировой войны. После нацистской оккупации Нидерландов (май 1940 г.) он присоединился к движению Сопротивления, тесно сотрудничая с социалистами и коммунистами. Под псевдонимом Мисс Борсбум (такой была девичья фамилия его супруги) он публиковался в издававшейся в Гааге подпольной газете De Vonk*, разоблачая преследования евреев. Антон де Ком стремился соблюдать конспирацию: даже его близкие родственники не знали о его антифашисткой борьбе.

Однако летом 1944 г., когда англоамериканские войска с юга вошли в Нидерланды, казалось, можно было свободно вздохнуть. Тем неожиданнее был последовавший 7 августа арест. Нацисты переводили Антона де Кома из одного лагеря в другой: в Нойен-гамме он вместе с другими заключёнными вынужден был копать противотанковые рвы, стоя по колено в ледяной воде. Заболев туберкулёзом, он умер без врачебной помощи и был похоронен в братской могиле.

Его товарищ по заключению вспоминал: «О, этот суринамец! Он был хороший человек, тихим, замкнутым. Но когда он говорил, он был полон энтузиазма по поводу своей страны, Суринама, и книги "Мы, рабы Суринама". Этот человек не го-

18 Oostindie G. De onvoltooid.e dekolonisatie en de geschedschrijving van Suriname // Leidschrift. Historisch Tijdchrift. 1990. № 2. Blz. 20.

19 Braak M., Perron du E. Briefwisseling 1930-1940. Deel 3. Amsterdam: G.A. van Oorschot, 1965. 493 Blz. 16 // URL: https://www.dbnl.org/tekst/braa002brie03_01/colofon.php

20 Perron du E. De smalle mens. Amsterdam: Querido's Uitgeverij, 1934. Blz. 282 // URL: https:// www.dbnl.org/tekst/du_p001smal01_01/colofon.php

21 Zwaap R. Een surinaamse messias // De Groene Amsterdammer. 1998. № 36. Blz. 31-32.

* В годы Второй мировой войны в Нидерландах издавались сразу две подпольные газеты под названием De Vonk: одну выпускала коммунистическая группа, другую редактировали члены Международного социалистического движения. Антон де Ком сотрудничал с обоими изданиями.

ворил ни о чём другом. Он был полон любви к своей стране и своему народу» [22].

Долгое время родственники Антона де Кома ничего не знали о его судьбе: только в 1960 г. его останки были найдены и перезахоронены на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

национальном кладбище в Лоенене. Общепринятая дата его смерти 24 апреля 1945 г., однако существует и другая датировка - 29 апреля: всего несколько дней спустя, 4 мая 1945 г. Нойенгамме был освобождён англоамериканскими войсками [23].

Антон де Ком в исторической памяти народов Суринама

Антифашистская борьба Антона де Кома была оценена потомками: в 1982 г. он был посмертно награждён Мемориальным крестом Сопротивления.

Несмотря на все усилия, колониальным властям не удалось подавить освободительное движение в Суринаме. Уже в годы Второй мировой войны в колонии набирает силу лозунг «Хозяева в собственном доме», отражавший в первую очередь националистические чаяния креолов [24]. Обратной стороной данного процесса стали разногласия между креолами и индусами.

Так, Симон Санчес, готовивший осенью 1947 г. антиголландский путч и мечтавший заменить статую королевы Вильгельмины на статую Антона де Кома, обвинял колониальные власти в покровительстве индусам. Заговор был раскрыт, и Санчес был выслан в Нидерланды, частич-

но повторив спустя 14 лет судьбу Антона де Кома.

Но в гораздо большей степени ан-тогонизм между индусами и креолами проявился после Второй мировой войны в соседней Гайане, дважды -в 1962 и 2015 г. - приводивший к кровавым беспорядкам.

Антрологог Л. Депре приводит любопытное мнение одного из афрогайанцев: «Я очень боюсь, что кули захватят всю страну. Они объединяются, чтобы отобрать всё, что есть у нас» [25].

Несмотря на гораздо меньшие разногласия, индо-суринамцы подсознательно опасались взрыва креольского национализма: так, в преддверии провозглашения независимости наблюдалась массовая миграция индийской диаспоры в Нидерланды (только в 1974 г. в метрополию прибыло 20 тыс. индо-су-ринамцев [ 26]). Именно взаимное

22 Wie was: Anton de Kom (1898-1945) // URL: https://socialisme.nu/wie-was-anton-de-kom-1898-1945/

23 Verzetsstrijder // Anton de Kom // URL: http://www.antondekom.humanities.uva.nl/ verzetsstrijder/

24 Suriname en de Nederlandse Antillen in de Verenigde Naties. № 41. s'Gravenhage: Staatsdrukkerij-en uitgeversbedrijf, 1956. Blz. 122.

25 Despres L. A. Cultural Pluralism and Naationalist Politics in British Guiana. Chicago: Rand Mc Nlly @ Company, 1967. Blz. 93.

26 Государственный архив Российской Федерации. ТАСС при Совете Министров СССР. Ф. 4459. Оп. 43. Д. 16167. Л. 15.

недоверие этнорасовых групп не позволяло ускорить деколонизацию в 50-60-е годы, так как поддерживаемая индо-суринамцами Прогрессивная реформистская партия выступала против предоставления независимости Суринаму ещё в начале 1974 г., т. е. всего за полтора года до обретения страной суверенитета.

В жизни Антона де Кома сплелись два, казалось бы, противоречивых фактора, ставших позднее неотъемлемой частью национально-освободительного движения по всему миру: национализм, проявлявшийся в стремлении добиться

суверенитета своей родины, и интернационализм, в основе которого были классовый подход и пролетарская солидарность. При этом Антона нельзя упрекнуть в экстремизме: его главным методом была ненасильственная борьба (не случайно в этой связи уже упоминавшееся его сравнение индо-суринамцами с Махатмой Ганди). В то же время нельзя согласиться с современными попытками представить Антона как пацифиста, а не революционера [27].

Г. Остинди справедливо пишет: «Там, где есть рабство, колониализм, всегда есть сопротивление» [28].

Работа «Мы, рабы Суринама» выдержала 12 изданий на голландском, переведена на французский, немецкий и испанский языки.

Имя Антона де Кома, называемого при жизни «чёрным мессией», по выражению С. Б. Брилева, «самого именитого суринамца в европейском Сопротивлении» [29], стало подлинным символом сопротивления рабству и колониализму во всех его формах, на двух континентах - в Старом и Новом Свете.

Библиография • References

Брилев С. Б. Забытый фронт. Суринам. Владения Нидерландов в Новом Свете в период Второй мировой войны // Латинская Америка. 2020. № 9. С. 90-104. [Brilev S. B. Zabytiy front. Suriname. Vladenya Niderlandov v Novom Svete v period

Vtoroy Mirovoy Voiny//Latinskaya Amerika. 2020. № 9. S. 90-104] Государственный архив Российской Федерации. ТАСС при Совете Министров

СССР. Ф. 4459. Оп. 43. Д. 16167. Л.15. [Gosudarstvenniy Arhiv Rossiyskoy Federacii. TАSS pri Sovete Ministrov SSSR.

F. 4459. Op. 43. D. 16167. L. 15] Aleid T. Anton de Kom. Achter de schil van de Zwarte Messias // De Volksraant. 2009. 4 December.

Andringa K. Anton de Kom, historiographe. La construction d'un passé national pour les esclaves du Surinam // Amnis. Revue de civilisation contemporaine Europes-Amériques [En ligne] // URL: http://journals.openedition.org/amnis/2198 Braak M., Perron du E. Briefwisseling 1930-1940. Deel 3. Amsterdam: G.A. van Oorschot, 1965. 493 - 493 blz. // URL: https://www.dbnl.org/tekst/ braa002brie03_01/colofon.php

27 Aleid Т. Anton de Kom. Achter de schil van de Zwarte Messias // De Volksraant. 2009. 4 December.

28 Oostindie G. Wij slaven van Suriname en het intellectuele eigendom van het koloniale verleden // Wandelaar Onder De Palmen; Opstellen over Koloniale En Postkoloniale Literatuur Opgedragen Aan Bert Paasman / ed. Michiel Van Kempen. Leiden: KITLV, 2004. Blz. 498.

29 Брилев С. Б. Забытый фронт. Суринам. Владения Нидерландов в Новом Свете в период Второй мировой войны // Латинская Америка. 2020. № 9. С. 99.

Cosjn-Mitrasing I. S. Between the Est and The West: the wanderings of a Javanese «tribe» (a contribution to the study of diaspora communities) // Lembaran sejarah. 2002. № 2. Р. 88-103.

De arrestatie van onzen medewerker Adekom // Links Richten. 1933. № 1.

Despres L. A. Cultural Pluralism and Naationalist Politics in British Guiana. Chicago: Rand Mc Nlly @ Company, 1967. - 310 blz.

Does I. Peace, Memories of Anton de Kom // URL: https://repeatingislands. com/2018/05/07/ida-does-peace-memories-of-anton-de-kom/

Hira S. Van Priory tot en met De Kom. De geschiedenis van het verzet in Suriname 1630-1940. Rotterdam: Futile, 1982. - 360 blz.

Hyles J. R. Guiana and the Shadows of Empire. Colonial and Cultural Negotiations at the Edge of the World. Plymouth [USA]: Lexington Books, 2014. - 185 blz.

Klinkers E. Spionnen van het koloniaal bestuur. De angst voor communisme en nationalisme in Suriname // Groniek Historisch Tijdschrift. 2011. № 193. Blz. 275-290.

Knevel P. Wij slaven. Anti-koloniaal meesterwerk van Anton de Kom // Holland. Slavernij in Holland historisch tijdschrift historisch tijdschrift. 2014. № 1. Blz. 11-22.

Kom de A.Wij slaven van Suriname. Amsterdam: Contact, 1934. - 234 blz.

Lie R. Anton De Kom, Pejuang Suriname yang Terinspirasi Gerakan Kemerdekaan Indonesia // Historia // URL: https://historia.id/politik/articles/anton-de-kom-pejuang-suriname-yang-terinspirasi-gerakan-kemerdekaan-indonesia-DEZ2Y

Lier R. A. J. van Samenleving in een grensgebied. Een sociaal-historische studie van Suriname. s' Gravenhage Martinus Nijhoff, 1949. - 425 blz.

Maele P. van.. Suriname negeert het verleden // Trouw // URL: https://www.trouw. nl/home/suriname-negeert-het-verleden~a48db5c9/

Marshall E.K. Ontstaan en ontwikkeling van het Surinaams nationalisme. Natievorming als opgave. Academischh proefschrift. Delft: Eburon, 2003. - 363 blz.

Meel P. Anton de Kom and the formative phase of Surinamese decolonization // New West Indian Guide / Nieuwe West-Indische Gids. 2009. Vol. 83. № 3-4. Р. 249-280.

Oostindie G. De onvoltooid.e dekolonisatie en de geschedschrijving van Suriname // Leidschrift. Historisch Tijdchrift. 1990. № 2. Blz. 5-26.

Oostindie G. Wij slaven van Suriname en het intellectuele eigendom van het koloniale verleden // Wandelaar Onder De Palmen; Opstellen over Koloniale En Postkoloniale Literatuur Opgedragen Aan Bert Paasman / ed. Michiel Van Kempen. Leiden: KITLV, 2004. Blz. 495-506.

Perron du E. De smalle mens. Amsterdam: Querido's Uitgeverij, 1934. - 285 blz. // URL: https://www.dbnl.org/tekst/du_p001smal01_01/colofon.php

Ramsoedh H, Sanches P. 75 jaar Wij slaven van Suriname. De turbulente biografie van een boek // OSO Tijdschrift voor Surinamistiek en het Caraïbisch gebied. 2001. № 1. Blz. 6-18.

Stipriaan A. van. Suriname and the Abolition of Slavery // Fifty Years Later. Antislavery, Capitalism and Modernityin the Dutch Orbit / ed. G. Oostindie. Pittsburgh. University of Pittsburgh Press. 1996. - 272 p.

Suriname en de Nederlandse Antillen in de Verenigde Naties. № 41. s'Gravenhage: Staatsdrukkerij-en uitgeversbedrijf, 1956. - 171 blz.

Verzetsstrijder // Anton de Kom // URL: http://www.antondekom.humanities.uva. nl/verzetsstrijder/

Wie was: Anton de Kom (1898-1945) // URL: https://socialisme.nu/wie-was-anton-de-kom-1898-1945/

Williams E. History of the People of Trinidad and Tobago. New York: Frederick A. Praeger, 1962. - 292 р.

Zwaap R. Een surinaamse messias // De Groene Amsterdammer. 1998. № 36.

Статья поступила в редакцию 6 сентября 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.