DOI: 10.48137/2074-2975_2021_9_93 УДК 88.1
Антон де Ком и его роль в политической борьбе Суринама за независимость
Станислав АГУРЕЕВ Андрей БОЛТАЕВСКИЙ
Антон де Ком в современном политическом сознании
Начиная с конца 80-х - начала 90-х годов в нашей стране произошло постепенное затухание интереса к национально-освободительным движениям, что совпало с торжеством рыночной модели хозяйствования.
Напротив, в европейской либеральной парадигме на рубеже тысячелетий произошла концентрация внимания на различных антиколониальных аспектах, отражавших прежде всего принципы мультикультурализма. Сегодня в Старом Свете, без сомнения, самой мультикультурной страной является Королевство Нидерландов, население которого представляют около 180 наций.
Во многом такое разнообразие обусловлено происходящей с 70-х годов массовой миграцией из бывших голландских колоний в Вест-Индии, что привлекло внимание к такой, казалось бы, забытой европейцами теме, как антиколониализм и рабство.
АГУРЕЕВ Станислав Александрович - кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России. E-mail: [email protected] БОЛТАЕВСКИЙ Андрей Андреевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Российского университета кооперации. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: колониализм, Суринам, Нидерланды, Антон де Ком, национализм, независимость.
В 70-е годы группа суринамских студентов размножила найденный в библиотеке Лейденского университета экземпляр самой известной книги Антона де Кома «Мы, рабы Суринама», что означало признание произведения суринамского революционера в новых условиях деколонизации [1, Ьк. 348-352].
В Амстердаме в 2002 г. по проекту Эрвина де Вриса был сооружён национальный памятник рабству, а через четыре года в крупнейшем голландском городе открылся памятник Антону де Кому, «суринамскому революционеру и писателю, симпатизировавшему коммунизму», как гласит «Биографический словарь социализма и рабочего движения в Нидерландах» [2].
Скульптура, изображающая де Кома, вызвала неоднозначную реакцию в голландском обществе, особенно среди выходцев из Вест-Индии: нагота статуи рассматривалась как оскорбление не только конкретного человека, но и всех афросуринамцев, показывая сохраняющуюся «высокомерность голландского колониального мышления» [3].
Критика была обусловлена ещё и тем фактом, что сам Антон де Ком имел облик безупречно одетого джентльмена, которого невозможно представить без фрака и шляпы.
Имя Антона де Кома практически неизвестно отечественному читателю; это вызывает тем большее удивление, так как потомок суринамско-
го раба большую часть жизни был близок к левым движениям, а в годы Второй мировой войны являлся участником движения Сопротивления в Нидерландах, закончив свою жизнь в фашистском концлагере Нойенгамме за две недели до полного разгрома нацизма.
Заметно большее место он занимает в голландской и особенно сури-намской истории [2].
В небольшом южноамериканском государстве внимание к личности де Кома усилилось после «переворота сержантов» 1980 г.
В 1983 г. имя Антона де Кома было присвоено университету Суринама [4], что привело к разногласиям в истеблишменте: звание первого суринамского националиста пытались использовать в своих целях леворадикальные круги.
Так, например, в День освобождения рабов 1 июля 1983 г. манифестанты в Парамарибо несли портреты латиноамериканских лидеров Д. Боуте-ресе, Э. Чегевары и А. де Кома.
Один из голландских авторов пишет: «Де Ком -один из героев Суринама. Будучи символом бескомпромиссного антиколониализма, он занимает столь высокое место в национальном пантеоне, чтобы по праву назвать в его честь единственный университет страны; и всё же неясно, как долго будет сохраняться это наименование, из-за подспуд-
1 Boots A., Woortman R. Anton de Kom: Biografié 1898-1945/1945-2009. Amsterdam: Contact, 2009.
2 Kom C. Gerhard Anton de // Biografisch Woordenboek van het Socialisme en de Arbeidersbeweging in Nederland // URL: https://socialhistory.org/bwsa/biografie/kom
3 Balkenhol M. Tracing Slavery. An Ethnography of Diaspora, Affect, and Cultural Heritage in Amsterdam. Academisch proefschrift. Vrije Universiteit Amsterdam, 2014. P. 18 // URL: https:// research.vu.nl/ws/portalfiles/portal/42136125/complete+dissertation.pdf
4 Bosscher D. Alice Boots en Rob Woortman. «Anton de Kom». Tragische Held // Historisch Nieuwsblad. 2009. № 8 // URL: https://www.historischnieuwsblad.nl/nl/artikel/26016/alice-boots-en-rob-woortman-anton-de-kom.html
ного осознания того, что именно Баутерсе и К° проявили инициативу в этом вопросе» [5].
В то же время разочарование в независимости, особенно ярко проявившееся по итогам «потерянного десятилетия» (1980-е годы), привело к размыванию отдельных контуров национальной истории.
Так, в находящейся в самом центре Парамарибо резиденции А. де Кома отсутствуют не только оконные рамы, но даже часть входной двери. Престарелый сын суринамского революционера сетует: «До настоящего времени суринамцы не понимают, кто боролся за их независимость. Многие
думают, что мы получили её от Нидерландов в качестве подарка. Вам будет трудно поверить: расположенный напротив дома моего отца магазин хочет сделать на его месте парковку» [6].
Суринамский режиссер-документалист Айда Дус, автор фильма «Мир. Воспоминания об Антоне де Коме», справедливо указывает: «Антон де Ком был исключительным человеком. Его жизнь и борьба остаются источником вдохновения и размышлений. Его международное мышление побудило его, сразу после несправедливости, которую ему оказали белые колониальные власти, сражаться бок о бок со своими белыми и индонезийскими товарищами. Его стремление к свободе в конечном итоге стоило ему собственной свободы и его жизни» [7].
Из колониальной истории Суринама
Не отличающийся ни обширной территорией, ни многочисленным населением Суринам тем не менее представляет собой удивительное мультирасовое общество, связи внутри которого усилились только в последние десятилетия.
Проникновение европейцев на территорию современного Суринама начинается в первой половине XVII в. Попытки голландцев и французов закрепиться на побережье не увенчались успехом, в том числе из-за враждебности местных индейцев. Гораздо более удачной оказалась экспедиция барбадосского губернатора лорда Ф. Уиллогби, в результате которой страна оказалась под властью англичан. Именно они заложили раз-
витую систему сахарных и табачных плантаций, которые переняли у них получившие эту территорию по Бредскому миру (1667 г.) голландцы (к этому времени в Суринаме было от 40 до 50 плантаций, на которых трудились африканские рабы).
Следующее столетие оказалось золотым веком для страны, активно поставлявшей в Европу сахар, табак, кофе, какао. Вместе с тем тяжёлая участь рабов вместе с географическими условиями приводила к массовому бегству и образованию особой этнической общности маронов (лесных негров).
В XIX в. экономическая ситуация в Суринаме ухудшилась, что было вызвано как развитием собственно-
5 Wie was: Anton de Kom (1898-1945) // URL: https://socialisme.nu/wie-was-anton-de-kom-1898-1945/
6 Maele P. van.. Suriname negeert het verleden // Trouw // URL: https://www.trouw.nl/home/ suriname-negeert-het-verleden~a48db5c9/
7 Does I. Peace, Memories of Anton de Kom // URL: https://repeatingislands.com/2018/05/07/ ida-does-peace-memories-of-anton-de-kom/
го производства сахара в Европе, так и отменой рабства (1863 г.). В поисках дешёвой рабочей силы колонизаторы обратились к контрактным рабочим из Британской Индии и Голландской Явы, что сделало крайне мозаичной этноконфессио-нальную картину страны. При этом изначально голландцы стремились к максимальной сегрегации: это стало одной из причин возникновения в среде африканских рабов пиджина, ставшего позднее суринамским языком (сранан-тонго).
Прибывавшие индийские и яванские контрактные рабочие чаще всего расселялись в изолированных поселениях, сохраняя и поддерживая свою культуру.
Как указывает Р. Хайлс, «единственное реальное этническое смешение, которое имело место, наблюдалась в музыке Парамарибо, которую креолизиро-ванная часть европейской, африканской, карибской и даже более поздней индийской и индонезийской музыки превратила в одну из самых эклектичных и плюралистических модальностей в мире» [8].
Всё это способствовало крайне мозаичной картине взаимоотношений в маленькой голландской колонии.
Итак, одним из важнейших поворотных моментов в суринамской истории стала отмена рабства. Хотя новые плантации в стране не создавались с 1820-х годов, но основанная
на принудительном труде плантационная экономика и в середине XIX в. по-прежнему представляла «лицо Суринама». Практически до последнего момента местные плантаторы выступали яростными противниками эмансипации: так, суринамский адвокат Б. Е. Бельмонте полагал, что рабство не может быть полностью отменено из-за недостаточной цивилизованности негров-рабов [9]. Было и такое заявление местного плантационного сообщества: «Искусственное освобождение людей, цивилизация которых ещё не достигла (требуемого. - Авт.) уровня свободы, является несвоевременным, опасным и неблагоприятным для государства» [10].
О том, каким было положение работавших на плантациях невольниках, говорит признание непосредственного очевидца М.Д.Тинстры:«Для несчастных рабов зачастую смерть предпочтительнее жизни» [11].
Знаковым для голландского аболиционизма стала отмена рабства во Франции в 1848 г. [2], после которого была предельно понятна обречённость и суринамского рабовладения.
В 1853 г. министр колоний Нидерландов С. Ф. Пахуд заявил, что главный вопрос заключается не в том, будет ли осуществлена эмансипация, а в её конкретных условиях [12]. И тем не менее отмена рабства
8 Hyles J. R. Guiana and the Shadows of Empire. Colonial and Cultural Negotiations at the Edge of the World. Plymouth [USA]: Lexington Books, 2014. P. 94.
9 Kuitenbrouwer M. De Nederlandse afschaffing van de slavernij in vergelijkend perspectief // Bijdragen en Mededelingen betreffende de Geschiedenis der Nederlanden, 1978. Deel. 93. Blz. 83.
10 Stipriaan A. van.. Suriname and the Abolition of Slavery // Fifty Years Later. Antislavery, Capitalism and Modernityin the Dutch Orbit / ed. G. Oostindie. Pittsburgh. University of Pittsburgh Press, 1996. P. 126.
11 TeenstraM. D. De negerslaven in de kolonie Suriname. Dordrecht: H. Lagerweij, 1842. Blz. 86.
12 Galos H. Les colonies et l'emancipation depuis la revolution de Fevrier // Revue des deux mondes. Vol. 23. № 8-9. P. 92.
в голландских колониях произошла только спустя 10 лет, 1 июля 1863 г. Во многом это было обусловлено крайне незначительным аболиционистским движением в Стране тюльпанов.
Так, созданное в 1842 г. и восстановленное спустя 10 лет общество «Христианских друзей», хотя и имело отделения в Амстердаме, Гааге, Роттердаме, Харлеме, насчитывало крайне ограниченное количество членов: в 1855 г. - 450, в 1857 г. - 670.
Общество ставило следующие цели:
«а) Рабство, как оно существует и в голландских колониях, несовместимо с предписаниями, духом и значением святого Слова Божьего;
б) плодотворная проповедь Евангелия сдерживается поддержанием рабства;
в) действительно благотворное освобождение рабов должно основываться на христианских принципах и сопровождаться христианским образованием;
д) вопрос о компенсации должен быть учтён при отмене рабства» [13].
Камнем преткновения, вызывавшим серьёзные дискуссии в парламенте Нидерландов, был вопрос финансовых компенсаций рабовладельцам. Разумеется, отмена рабства не привела к кардинальным улучшениям положения бывших невольников.
Исследователи отмечают даже увеличение детской смертности после эмансипации [14].
Поскольку плантационный труд ассоциировался с рабством, креолы массово покидали плантации, оседали в городах, становились мелкими фермерами, а также золотодобытчиками.
Именно поэтому столь поздняя отмена рабства обусловила обширную память о нём в суринамском обществе.
Следует отметить, что предки Антона де Кома тоже принадлежали к числу невольников.
Суринам к началу борьбы за независимость
Фамилия де Ком представляет собой пример палиндрома от фамилии их владельца, представителя еврейской общины Мока. Некоторую информацию о семье де Кома даёт сохранившийся до наших дней реестр принадлежавших Моку рабов.
Прадед Антона принадлежал к племени игбо и был продан в рабство в Нигерии и привезён в Суринам в 1836 г., получив христианское имя То-
мас. Известно, что в 1850 г. он проживал совместно с Аземией, служанкой на плантации в Коммевейне, тоже носившей христианское имя Якоба [15].
Отец Антона де Кома, Адольф, первые годы своей жизни тоже являлся невольником.
Эмансипация рабов стала поворотным пунктом в жизни суринам-ских креолов.
Хотя первая школа для свободных негров была открыта в Сурина-
13 Vinter J. van.. M. De openbare mening in Nederland over de afschaffing der slavernij // New West Indian Guide / Nieuwe West-Indische Gids. 1953. Vol. 34. № 1. P. 72.
14 Everaert H. Changes in fertility and mortality around the abolition of slavery in Suriname // The History of the Family. 2011. Vol. 16. № 3.
15 Kinshasa K. M. From Surinam to the Holocaust: Anton de Kom, a political migrant // The journal of Caribbean history. 2002. Vol. 36. № 1.
ме ещё в 1760 г., но невольники сознательно содержались в невежестве; даже христианские браки считались для них незаконными.
В 1870-1880-е годы, когда метрополия решила прививать колонии «голландский дух», первоочередными задачами этого стали насаждение голландского языка и любви к Нидерландам.
Обязательное образование для детей от 6 до 12 лет было введено в Суринаме в 1876 г., т. е. раньше, чем в метрополии.
В 1912 г. первым учителем-креолом стал Йоханнес Хендрик Нельсон Полане, а в 1935 г. Софи Редмонд добилась статуса первой женщины-креолки, занимавшейся врачебной деятельностью [16].
Несмотря на определённые сдвиги в социальной сфере, социально-бытовые условия в колонии оставляли желать лучшего.
К концу 20-х годов даже в Парамарибо отсутствовало качественное водоснабжение и канализация, а уровень смертности в Суринаме в два раза превышал показатели метрополии [17].
Суринамская система образования вплоть до конца Второй мировой войны была ориентирована главным образом на креолов.
В 1891 г. уроки посещали не более 20% детей-индусов, а так называемые «школы кули» не соответствовали общепринятым стандартам [18].
Фактически работавшие на плантациях в качестве контрактных рабочих индусы и яванцы оказались в той изоляции, в которой до эмансипации пребывали креолы. Вместе с тем уже в начале XX в. наблюдалось зарождение общественной активности среди прибывавших из Азии контрактных рабочих.
В 1908 г. собравшиеся на открытии памятника Д. Б. Лайону* в Парамарибо [5] представители индусской общины заявили: «Мы больше не хотим, чтобы нас считали иностранцами, мы хотим быть теми, кем себя считаем, гражданами Суринама» [19].
Борьба индусов за свои права усиливалась по мере увеличения диаспоры: хотя последний транспорт из Британской Индии прибыл в Суринам в 1916 г., но высокая рождаемость обусловила постепенное повышение числа индусов (в 1910 г. они составляли 22% населения страны, а в 1940 г. - уже 30%) [20]. Это вызвало опасения со стороны креольской массы, воспринимавших себя к этому времени в качестве автохтонного населения.
16 Kortram S. Meer dan arts alleen: De maatschappelijke betekenis van huisarts Sophie Redmond in laat-koloniaal Surinamedissertatie. Proefschrift. Rotterdam: Erasmus Universiteit, 2014.
17 Lampe P.H.J. Enkele opmerkingen over den social-higienischen toestand en de geneeskundige verzorking van Suriname // De West-Indische Gids. 1926. № 1.
18 Hoefte R. In Place of Slavery: A Social History of British Indian and Javanese Laborers in Suriname. Gainesville: University Press of Florida, 1998. Р. 174-175.
19 Fokken M. «To be considered foreigners no longer? Hindustani claims to citizenship in Suriname 1873-1921». Paper presented at the Global Conference on Indian Diaspora, Institute for Social Studies, The Hague, October 5-7, 2017. P. 1 // URL: http://gcids2017.org/wp-content/up-loads/2017/09/Margriet-Fokken-Full-Paper.pdf
20 Speckmann J. De houding van de hindostaanse bevolkingsgroep in Suriname ten opzichte van de Creolen // Bijdragen tot de Taal-, Land-en Volkenkunde. 1963. № 1. Blz. 80.
* Лайон Джордж Барнет - иммиграционный агент, занимавшийся контрактными рабочими, один из лидеров национального движения. Памятник ему был создан на средства индийской общины.
Такова общая панорама жизни колонии в эпоху, которую можно смело назвать временем Антона де Кома.
Родившийся в 1898 г. в Парамарибо Антон де Ком был старшим в семье из шести детей. После окончания римско-католической школы он некоторое время проработал бухгалтером, а в 1921 г. после недолгих странствий по Карибскому региону перебрался в метрополию.
Здесь по финансовым причинам Антон оказался в составе гусарского полка, о чём осталась красноречивая запись в архиве: «Служил примерно, но не добился прогресса» [ 21, Ьк. 67]. Его сослуживцы характеризовали его как «хорошего товарища», который пользовался успехом у женщин благодаря как своему характеру и умению танцевать, так и цвету кожи [21, Ьк. 91]. Последнее обстоятельство не должно вызывать удивления: Антон был единственным темнокожим в гусарском полку, да и в целом Нидерланды в то время ещё не отличались современной гетерогенностью.
В дальнейшем он сменил немало профессий: бухгалтер в банке, торговый представитель в кофейной компании и т. д. [22]. Казалось, что его жизнь будет жизнью простого мигранта, ищущего лучшей доли. Однако кругозор мышления Антона выходил далеко за рамки привычного существования мигранта.
В Стране тюльпанов он увлекается поэзией, выступает за права темнокожих и рассказывает об эпохе рабства и работорговли в различных молодёжных кружках и объединениях. О том, насколько доходчивыми были слова Антона, свидетельствует то, что спустя несколько десятилетий их участники помнили речи «чёрного джентльмена» о рабах, маронах и прекрасных пейзажах» Суринама [23].
В конечном итоге практически неизвестная для голландцев жизнь далёкой западной колонии побудила Антона начать писать свой самый известный труд «Мы, рабы Суринама». Одновременно он вспоминал, как на уроках в суринамских школах ученики узнавали о знаменитых голландцах де Рюйтере, Клавдии Цивилисе и других героях далёкой им метрополии.
Позднее на страницах своей книги Антон говорил: «Нет лучшего способа воспитать чувство неполноценности народа, чем то историческое образование, в котором упоминаются и восхваляются только сыновья другого народа. Прошло много времени, прежде чем я освободился от мнения, что негр должен всегда и безоговорочно уступать любому белому человеку. Вот почему эта книга стремится вызвать у сури-намцев чувство собственного достоинства и, кроме того, продемонстрировать неверность идеи о благих намерениях голландцев во времена рабства» [24].
21 Oostindie G., Maduro E. In het land van de overheerser II: Antillianen en Surinamers in Ned-erland, 1634/1667-1954. Dordrecht: Foris Publication, 1986.
22 Oostindie G. Kom Cornelis Gerhard Anton de (1898-1945) // Biografisch Woordenboek van Nederland // URL:http://resources.huygens.knaw.nl/bwn1880-2000/lemmata/bwn5/kom
23 Knevel P. Wij slaven. Anti-koloniaal meesterwerk van Anton de Kom // Holland. Slavernij in Holland historisch tijdschrift historisch tijdschrift. 2014. № 1. Blz. 12.
24 Kom A. de. Wij slaven van Suriname. Amsterdam: Contact, 1934.
Однако следует отметить и позитивный момент идентичности сури-намской и голландской систем образования: многие суринамцы гордились тем, что качество образования в колонии не уступало метрополии [25].
Но прежде, чем написать историю своей страны, необходимо было изучить различные источники. Антон обращается к подшивкам «Вест-Индского гида», листает «Описание Гвианы, сделанное в 1770 г.» Я. Харцинком. Но особое его внимание привлекли две работы. Автором первой из них - «Повествования о пятилетней экспедиции против восставших негров Суринама» - стал шотландский авантюрист Д. Стедмен, помимо традиционных величественных пейзажей далёкой Гвианы нарисовавший картину тяжёлой участи невольников. Прилагаемые к книге гравюры стали в глазах де Кома настоящим обвинительным актом рабовладельцам, дополнившим фрагменты его собственной памяти.
Не менее важной стала и работа голландского аболициониста Ж. Воль-берса «История Суринама». Будучи сыном художника, он под влиянием «Хижины дяди Тома» становится одним из
самых ярких обличителей голландской системы рабовладения.
В своём памфлете «Рабство в Суринаме, или Те же зверства, о которых говорится в "Хижине дяди Тома", также существуют в наших западноин-дийских колониях!» он писал: «Стоит ли удивляться, что те несчастные, которые были незаконно лишены свободы и на которых тяжёлым бременем ложится иго рабства, не оставляют попыток вернуть себе свободу?» [26]
А чего стоили приводимые Вольберсом слова суринамского губернатора в 1811-1816 гг. Пинсона Бонхэма [6]: «Я прожил в Вест-Индии 21 год и везде слышал, что самым суровым наказанием для негра была продажа на суринамские плантации. Я никогда не был в колонии, где с рабами обращаются так плохо, кормят так скверно и дают такую грубую одежду и тем не менее где они вынуждены выполнять такую непосильную работу» [27].
И всё же, как говорил Антон де Ком, «лучше, чем в книгах по истории, созданных белыми, плохое обращение с нашими отцами записано в наших собственных сердцах» [24]. Примечательно, что один из рецензентов на изданную в 2017 г. «Историю Суринама», журналист Х. Буддинга, заметил: «Это отличная книга с оговоркой, что история, вероятно, выглядела бы совершенно иначе, если бы была написана самими жителями страны».
Именно это было важнейшим отличием Антона де Кома от указанных авторов - он обладал глубоким знанием тех людей, о которых писал.
25 Kempen M. Een geschiedenis van de Surinaamse literatuur. Deel 4. De geschreven literatuur van 1923 tot 1975. Paramaribo: Uitgeverj Okopipi, 2002. Blz. 114 // URL: http://www.dbnl.org/ tekst/kemp009gesc04_01/colofon.htm
26 Wolbers J. De slavernij in Suriname, Of Dezelfde gruwelen der slavernij, die in de «Negerhut» geschetst zijn, bestaan ook in onze West-Indische kolonien! Amsterdam: H. de Hooghde Hoogh, 1853 // URL: http://www.gutenberg.org/files/31060/31060-h/31060-h.htm
27 Wolbers J. Geschiedenis van Suriname (facsimile van de eerste uitgave, Amsterdam 1861). Amsterdam S. Emmerling, 1970. Blz. 567 // URL: http://www.dbnl.org/tekst/wolb002gesc01_01/ colofon.htm
Действительно, как верно отметил П. Меел, шотландец-авантюрист Д. Стедмен был «внимательным, но временным гостем», а Вольберс «трудолюбивым обличителем, никогда не ступавшим на землю Суринама» [28].
Становление де Кома как лидера антиколониальной борьбы было бы невозможным без глубокого идейного развития, что получило отражение во многих его работах.
Библиография • References
Balkenhol M. Tracing Slavery. An Ethnography of Diaspora, Affect, and Cultural Heritage in Amsterdam. Academisch proefschrift. Vrije Universiteit Amsterdam, 2014. - 268 p. // URL: https://research.vu.nl/ws/portalfiles/portal/42136125/ complete+dissertation.pdf
Boots А, WoortmanR. Anton de Kom: Biografie 1898-1945/1945-2009. Amsterdam: Contact, 2009. - 546 blz.
Bosscher D. Alice Boots en Rob Woortman. «Anton de Kom». Tragische Held // Historisch Nieuwsblad. 2009. № 8 // URL: https://www.historischnieuwsblad.nl/ nl/artikel/26016/alice-boots-en-rob-woortman-anton-de-kom.html
Does I. Peace, Memories of Anton de Kom // URL: https://repeatingislands. com/2018/05/07/ida-does-peace-memories-of-anton-de-kom/
Everaert H. Changes in fertility and mortality around the abolition of slavery in Suriname // The History of the Family. 2011. Vol. 16. № 3. Р. 235-249.
Fokken M. «To be considered foreigners no longer? Hindustani claims to citizenship in Suriname 1873-1921». Рaper presented at the Global Conference on Indian Diaspora, Institute for Social Studies, The Hague, October 5-7, 2017. - 18 р. // URL: http://gcids2017.org/wp-content/uploads/2017/09/Margriet-Fokken-Full-Paper.pdf
Galos H. Les colonies et l'emancipation depuis la revolution de Fevrier // Revue des deux mondes. Vol. 23. № 8-9. Р. 741-772.
Hoefte R. In Place of Slavery: A Social History of British Indian and Javanese Laborers in Suriname. Gainesville: University Press of Florida, 1998. - 275 р.
Hyles J. R. Guiana and the Shadows of Empire. Colonial and Cultural Negotiations at the Edge of the World. Plymouth [USA]: Lexington Books, 2014. - 185 р.
Kempen M. Een geschiedenis van de Surinaamse literatuur. Deel 4. De geschreven literatuur van 1923 tot 1975. Paramaribo: Uitgeverij Okopipi, 2002. - 568 blz. // URL: http://www.dbnl.org/tekst/kemp009gesc04_01/colofon.htm
Kinshasa K. M. From Surinam to the Holocaust: Anton de Kom, a political migrant // The journal of Caribbean history. 2002. Vol. 36. № 1. Р. 33-68.
Knevel P. Wij slaven. Anti-koloniaal meesterwerk van Anton de Kom // Holland. Slavernij in Holland historisch tijdschrift historisch tijdschrift. 2014. № 1. Blz. 11-22.
Kom C. Gerhard Anton de // Biografisch Woordenboek van het Socialisme en de Arbeidersbeweging in Nederland // URL: https://socialhistory.org/bwsa/biografie/ kom
Kom A. de. Wij slaven van Suriname. Amsterdam: Contact, 1934. - 234 blz.
Kortram S. Meer dan arts alleen: De maatschappelijke betekenis van huisarts Sophie Redmond in laat-koloniaal Surinamedissertatie. Proefschrift. Rotterdam: Erasmus Universiteit, 2014. - 430 blz.
28 Meel P. Anton de Kom and the formative phase of Surinamese decolonization // New West Indian Guide / Nieuwe West-Indische Gids. 2009. Vol. 83. № 3-4. P. 254.
Kuitenbrouwer М. De Nederlandse afschaffing van de slavernij in vergelijkend perspectief // Bijdragen en Mededelingen betreffende de Geschiedenis der Nederlanden, 1978. Deel. 93. Blz. 69-99.
Lampe P.H.J. Enkele opmerkingen over den social-higienischen toestand en de geneeskundige verzorking van Suriname // De West-Indische Gids. 1926. № 1. Blz. 249-276.
Maele P. van.. Suriname negeert het verleden // Trouw // URL: https://www.trouw. nl/home/suriname-negeert-het-verleden~a48db5c9/
Meel P. Anton de Kom and the formative phase of Surinamese decolonization // New West Indian Guide / Nieuwe West-Indische Gids. 2009. Vol. 83. № 3-4. Р. 249-280.
Oostindie G. Kom Cornelis Gerhard Anton de (1898-1945) // Biografisch Woordenboek van Nederland // URL:http://resources.huygens.knaw.nl/bwn1880-2000/ lemmata/bwn5/kom
Oostindie G., Maduro E. In het land van de overheerser II: Antillianen en Surinamers in Nederland, 1634/1667-1954. Dordrecht: Foris Publication, 1986. - 254 blz.
Speckmann J. De houding van de hindostaanse bevolkingsgroep in Suriname ten opzichte van de Creolen // Bijdragen tot de Taal-, Land-en Volkenkunde. 1963. № 1. Blz. 76-92.
Stipriaan A. van. Suriname and the Abolition of Slavery // Fifty Years Later. Antislavery, Capitalism and Modernityin the Dutch Orbit / ed. G. Oostindie. Pittsburgh. University of Pittsburgh Press, 1996. - 272 р.
Teenstra M. D. De negerslaven in de kolonie Suriname. Dordrecht: H. Lagerweij, 1842. - 380 blz.
Vinter J. van. M. De openbare mening in Nederland over de afschaffing der slavernij // New West Indian Guide / Nieuwe West-Indische Gids. 1953. Vol. 34. № 1. Р. 61-90.
Wie was: Anton de Kom (1898-1945) // URL: https://socialisme.nu/wie-was-anton-de-kom-1898-1945/
Wolbers J. De slavernij in Suriname, Of Dezelfde gruwelen der slavernij, die in de «Negerhut» geschetst zijn, bestaan ook in onze West-Indische koloniën! Amsterdam: H. de Hooghde Hoogh, 1853 // URL: http://www.gutenberg.org/files/31060/31060-h/31060-h.htm
Wolbers J. Geschiedenis van Suriname (facsimile van de eerste uitgave, Amsterdam1861). Amsterdam S. Emmerling, 1970. - 849 blz. // URL: http://www. dbnl.org/tekst/wolb002gesc01_01/colofon.htm
Статья поступила в редакцию 6 сентября 2021 г.