Научная статья на тему 'АНТОН ДЕ КОМ И ЕГО РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ СУРИНАМА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ'

АНТОН ДЕ КОМ И ЕГО РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ СУРИНАМА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
88
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБСТАНОВКА / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КОЛОНИАЛИЗМ / СУРИНАМ / НИДЕРЛАНДЫ / АНТОН ДЕ КОМ / НАЦИОНАЛИЗМ / НЕЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Агуреев Станислав Александрович, Болтаевский Андрей Андреевич

Антон де Ком - один из главных позитивных персонажей в истории Суринама. Его деятельность как революционера тесно связана с историей голландской колонии. Авторы отмечают идеологическую борьбу вокруг его фигуры, в частности, попыткой представить его авантюристом или пацифистом. В действительности ведущей линией его жизни было привлечение внимания в Нидерландах к вопросам национальноосвободительного движения в Суринаме. Антон де Ком заложил основы мирного сосуществования и сотрудничества различных этнорасовых групп Суринама, опередив своё время в рамках национально-освободительной борьбы данной страны Южной Америки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Агуреев Станислав Александрович, Болтаевский Андрей Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTON DE KOM AND HIS ROLE IN SURINAME’S POLITICAL STRUGGLE FOR INDEPENDENCE

Anton de Coma is one of the main positive characters in the history of Suriname. His activities as a revolutionary are closely related to the history of the Dutch colony. The authors note the ideological struggle around his figure, in particular an attempt to present him as an adventurer or pacifist. The leading line of his life was to draw attention to issues in the Netherlands the national liberation movement in Suriname. The paper concludes that Anton de Kom laid the foundations for peaceful coexistence and cooperation of various ethnic and racial groups of Suriname, ahead of his time in the framework of the national liberation struggle of this South American country.

Текст научной работы на тему «АНТОН ДЕ КОМ И ЕГО РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ СУРИНАМА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ»

DOI: 10.48137/2074-2975_2021_9_93 УДК 88.1

Антон де Ком и его роль в политической борьбе Суринама за независимость

Станислав АГУРЕЕВ Андрей БОЛТАЕВСКИЙ

Антон де Ком в современном политическом сознании

Начиная с конца 80-х - начала 90-х годов в нашей стране произошло постепенное затухание интереса к национально-освободительным движениям, что совпало с торжеством рыночной модели хозяйствования.

Напротив, в европейской либеральной парадигме на рубеже тысячелетий произошла концентрация внимания на различных антиколониальных аспектах, отражавших прежде всего принципы мультикультурализма. Сегодня в Старом Свете, без сомнения, самой мультикультурной страной является Королевство Нидерландов, население которого представляют около 180 наций.

Во многом такое разнообразие обусловлено происходящей с 70-х годов массовой миграцией из бывших голландских колоний в Вест-Индии, что привлекло внимание к такой, казалось бы, забытой европейцами теме, как антиколониализм и рабство.

АГУРЕЕВ Станислав Александрович - кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России. E-mail: stas.agureev@mail.ru БОЛТАЕВСКИЙ Андрей Андреевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Российского университета кооперации. E-mail: boltaev83@mail.ru

Ключевые слова: колониализм, Суринам, Нидерланды, Антон де Ком, национализм, независимость.

В 70-е годы группа суринамских студентов размножила найденный в библиотеке Лейденского университета экземпляр самой известной книги Антона де Кома «Мы, рабы Суринама», что означало признание произведения суринамского революционера в новых условиях деколонизации [1, Ьк. 348-352].

В Амстердаме в 2002 г. по проекту Эрвина де Вриса был сооружён национальный памятник рабству, а через четыре года в крупнейшем голландском городе открылся памятник Антону де Кому, «суринамскому революционеру и писателю, симпатизировавшему коммунизму», как гласит «Биографический словарь социализма и рабочего движения в Нидерландах» [2].

Скульптура, изображающая де Кома, вызвала неоднозначную реакцию в голландском обществе, особенно среди выходцев из Вест-Индии: нагота статуи рассматривалась как оскорбление не только конкретного человека, но и всех афросуринамцев, показывая сохраняющуюся «высокомерность голландского колониального мышления» [3].

Критика была обусловлена ещё и тем фактом, что сам Антон де Ком имел облик безупречно одетого джентльмена, которого невозможно представить без фрака и шляпы.

Имя Антона де Кома практически неизвестно отечественному читателю; это вызывает тем большее удивление, так как потомок суринамско-

го раба большую часть жизни был близок к левым движениям, а в годы Второй мировой войны являлся участником движения Сопротивления в Нидерландах, закончив свою жизнь в фашистском концлагере Нойенгамме за две недели до полного разгрома нацизма.

Заметно большее место он занимает в голландской и особенно сури-намской истории [2].

В небольшом южноамериканском государстве внимание к личности де Кома усилилось после «переворота сержантов» 1980 г.

В 1983 г. имя Антона де Кома было присвоено университету Суринама [4], что привело к разногласиям в истеблишменте: звание первого суринамского националиста пытались использовать в своих целях леворадикальные круги.

Так, например, в День освобождения рабов 1 июля 1983 г. манифестанты в Парамарибо несли портреты латиноамериканских лидеров Д. Боуте-ресе, Э. Чегевары и А. де Кома.

Один из голландских авторов пишет: «Де Ком -один из героев Суринама. Будучи символом бескомпромиссного антиколониализма, он занимает столь высокое место в национальном пантеоне, чтобы по праву назвать в его честь единственный университет страны; и всё же неясно, как долго будет сохраняться это наименование, из-за подспуд-

1 Boots A., Woortman R. Anton de Kom: Biografié 1898-1945/1945-2009. Amsterdam: Contact, 2009.

2 Kom C. Gerhard Anton de // Biografisch Woordenboek van het Socialisme en de Arbeidersbeweging in Nederland // URL: https://socialhistory.org/bwsa/biografie/kom

3 Balkenhol M. Tracing Slavery. An Ethnography of Diaspora, Affect, and Cultural Heritage in Amsterdam. Academisch proefschrift. Vrije Universiteit Amsterdam, 2014. P. 18 // URL: https:// research.vu.nl/ws/portalfiles/portal/42136125/complete+dissertation.pdf

4 Bosscher D. Alice Boots en Rob Woortman. «Anton de Kom». Tragische Held // Historisch Nieuwsblad. 2009. № 8 // URL: https://www.historischnieuwsblad.nl/nl/artikel/26016/alice-boots-en-rob-woortman-anton-de-kom.html

ного осознания того, что именно Баутерсе и К° проявили инициативу в этом вопросе» [5].

В то же время разочарование в независимости, особенно ярко проявившееся по итогам «потерянного десятилетия» (1980-е годы), привело к размыванию отдельных контуров национальной истории.

Так, в находящейся в самом центре Парамарибо резиденции А. де Кома отсутствуют не только оконные рамы, но даже часть входной двери. Престарелый сын суринамского революционера сетует: «До настоящего времени суринамцы не понимают, кто боролся за их независимость. Многие

думают, что мы получили её от Нидерландов в качестве подарка. Вам будет трудно поверить: расположенный напротив дома моего отца магазин хочет сделать на его месте парковку» [6].

Суринамский режиссер-документалист Айда Дус, автор фильма «Мир. Воспоминания об Антоне де Коме», справедливо указывает: «Антон де Ком был исключительным человеком. Его жизнь и борьба остаются источником вдохновения и размышлений. Его международное мышление побудило его, сразу после несправедливости, которую ему оказали белые колониальные власти, сражаться бок о бок со своими белыми и индонезийскими товарищами. Его стремление к свободе в конечном итоге стоило ему собственной свободы и его жизни» [7].

Из колониальной истории Суринама

Не отличающийся ни обширной территорией, ни многочисленным населением Суринам тем не менее представляет собой удивительное мультирасовое общество, связи внутри которого усилились только в последние десятилетия.

Проникновение европейцев на территорию современного Суринама начинается в первой половине XVII в. Попытки голландцев и французов закрепиться на побережье не увенчались успехом, в том числе из-за враждебности местных индейцев. Гораздо более удачной оказалась экспедиция барбадосского губернатора лорда Ф. Уиллогби, в результате которой страна оказалась под властью англичан. Именно они заложили раз-

витую систему сахарных и табачных плантаций, которые переняли у них получившие эту территорию по Бредскому миру (1667 г.) голландцы (к этому времени в Суринаме было от 40 до 50 плантаций, на которых трудились африканские рабы).

Следующее столетие оказалось золотым веком для страны, активно поставлявшей в Европу сахар, табак, кофе, какао. Вместе с тем тяжёлая участь рабов вместе с географическими условиями приводила к массовому бегству и образованию особой этнической общности маронов (лесных негров).

В XIX в. экономическая ситуация в Суринаме ухудшилась, что было вызвано как развитием собственно-

5 Wie was: Anton de Kom (1898-1945) // URL: https://socialisme.nu/wie-was-anton-de-kom-1898-1945/

6 Maele P. van.. Suriname negeert het verleden // Trouw // URL: https://www.trouw.nl/home/ suriname-negeert-het-verleden~a48db5c9/

7 Does I. Peace, Memories of Anton de Kom // URL: https://repeatingislands.com/2018/05/07/ ida-does-peace-memories-of-anton-de-kom/

го производства сахара в Европе, так и отменой рабства (1863 г.). В поисках дешёвой рабочей силы колонизаторы обратились к контрактным рабочим из Британской Индии и Голландской Явы, что сделало крайне мозаичной этноконфессио-нальную картину страны. При этом изначально голландцы стремились к максимальной сегрегации: это стало одной из причин возникновения в среде африканских рабов пиджина, ставшего позднее суринамским языком (сранан-тонго).

Прибывавшие индийские и яванские контрактные рабочие чаще всего расселялись в изолированных поселениях, сохраняя и поддерживая свою культуру.

Как указывает Р. Хайлс, «единственное реальное этническое смешение, которое имело место, наблюдалась в музыке Парамарибо, которую креолизиро-ванная часть европейской, африканской, карибской и даже более поздней индийской и индонезийской музыки превратила в одну из самых эклектичных и плюралистических модальностей в мире» [8].

Всё это способствовало крайне мозаичной картине взаимоотношений в маленькой голландской колонии.

Итак, одним из важнейших поворотных моментов в суринамской истории стала отмена рабства. Хотя новые плантации в стране не создавались с 1820-х годов, но основанная

на принудительном труде плантационная экономика и в середине XIX в. по-прежнему представляла «лицо Суринама». Практически до последнего момента местные плантаторы выступали яростными противниками эмансипации: так, суринамский адвокат Б. Е. Бельмонте полагал, что рабство не может быть полностью отменено из-за недостаточной цивилизованности негров-рабов [9]. Было и такое заявление местного плантационного сообщества: «Искусственное освобождение людей, цивилизация которых ещё не достигла (требуемого. - Авт.) уровня свободы, является несвоевременным, опасным и неблагоприятным для государства» [10].

О том, каким было положение работавших на плантациях невольниках, говорит признание непосредственного очевидца М.Д.Тинстры:«Для несчастных рабов зачастую смерть предпочтительнее жизни» [11].

Знаковым для голландского аболиционизма стала отмена рабства во Франции в 1848 г. [2], после которого была предельно понятна обречённость и суринамского рабовладения.

В 1853 г. министр колоний Нидерландов С. Ф. Пахуд заявил, что главный вопрос заключается не в том, будет ли осуществлена эмансипация, а в её конкретных условиях [12]. И тем не менее отмена рабства

8 Hyles J. R. Guiana and the Shadows of Empire. Colonial and Cultural Negotiations at the Edge of the World. Plymouth [USA]: Lexington Books, 2014. P. 94.

9 Kuitenbrouwer M. De Nederlandse afschaffing van de slavernij in vergelijkend perspectief // Bijdragen en Mededelingen betreffende de Geschiedenis der Nederlanden, 1978. Deel. 93. Blz. 83.

10 Stipriaan A. van.. Suriname and the Abolition of Slavery // Fifty Years Later. Antislavery, Capitalism and Modernityin the Dutch Orbit / ed. G. Oostindie. Pittsburgh. University of Pittsburgh Press, 1996. P. 126.

11 TeenstraM. D. De negerslaven in de kolonie Suriname. Dordrecht: H. Lagerweij, 1842. Blz. 86.

12 Galos H. Les colonies et l'emancipation depuis la revolution de Fevrier // Revue des deux mondes. Vol. 23. № 8-9. P. 92.

в голландских колониях произошла только спустя 10 лет, 1 июля 1863 г. Во многом это было обусловлено крайне незначительным аболиционистским движением в Стране тюльпанов.

Так, созданное в 1842 г. и восстановленное спустя 10 лет общество «Христианских друзей», хотя и имело отделения в Амстердаме, Гааге, Роттердаме, Харлеме, насчитывало крайне ограниченное количество членов: в 1855 г. - 450, в 1857 г. - 670.

Общество ставило следующие цели:

«а) Рабство, как оно существует и в голландских колониях, несовместимо с предписаниями, духом и значением святого Слова Божьего;

б) плодотворная проповедь Евангелия сдерживается поддержанием рабства;

в) действительно благотворное освобождение рабов должно основываться на христианских принципах и сопровождаться христианским образованием;

д) вопрос о компенсации должен быть учтён при отмене рабства» [13].

Камнем преткновения, вызывавшим серьёзные дискуссии в парламенте Нидерландов, был вопрос финансовых компенсаций рабовладельцам. Разумеется, отмена рабства не привела к кардинальным улучшениям положения бывших невольников.

Исследователи отмечают даже увеличение детской смертности после эмансипации [14].

Поскольку плантационный труд ассоциировался с рабством, креолы массово покидали плантации, оседали в городах, становились мелкими фермерами, а также золотодобытчиками.

Именно поэтому столь поздняя отмена рабства обусловила обширную память о нём в суринамском обществе.

Следует отметить, что предки Антона де Кома тоже принадлежали к числу невольников.

Суринам к началу борьбы за независимость

Фамилия де Ком представляет собой пример палиндрома от фамилии их владельца, представителя еврейской общины Мока. Некоторую информацию о семье де Кома даёт сохранившийся до наших дней реестр принадлежавших Моку рабов.

Прадед Антона принадлежал к племени игбо и был продан в рабство в Нигерии и привезён в Суринам в 1836 г., получив христианское имя То-

мас. Известно, что в 1850 г. он проживал совместно с Аземией, служанкой на плантации в Коммевейне, тоже носившей христианское имя Якоба [15].

Отец Антона де Кома, Адольф, первые годы своей жизни тоже являлся невольником.

Эмансипация рабов стала поворотным пунктом в жизни суринам-ских креолов.

Хотя первая школа для свободных негров была открыта в Сурина-

13 Vinter J. van.. M. De openbare mening in Nederland over de afschaffing der slavernij // New West Indian Guide / Nieuwe West-Indische Gids. 1953. Vol. 34. № 1. P. 72.

14 Everaert H. Changes in fertility and mortality around the abolition of slavery in Suriname // The History of the Family. 2011. Vol. 16. № 3.

15 Kinshasa K. M. From Surinam to the Holocaust: Anton de Kom, a political migrant // The journal of Caribbean history. 2002. Vol. 36. № 1.

ме ещё в 1760 г., но невольники сознательно содержались в невежестве; даже христианские браки считались для них незаконными.

В 1870-1880-е годы, когда метрополия решила прививать колонии «голландский дух», первоочередными задачами этого стали насаждение голландского языка и любви к Нидерландам.

Обязательное образование для детей от 6 до 12 лет было введено в Суринаме в 1876 г., т. е. раньше, чем в метрополии.

В 1912 г. первым учителем-креолом стал Йоханнес Хендрик Нельсон Полане, а в 1935 г. Софи Редмонд добилась статуса первой женщины-креолки, занимавшейся врачебной деятельностью [16].

Несмотря на определённые сдвиги в социальной сфере, социально-бытовые условия в колонии оставляли желать лучшего.

К концу 20-х годов даже в Парамарибо отсутствовало качественное водоснабжение и канализация, а уровень смертности в Суринаме в два раза превышал показатели метрополии [17].

Суринамская система образования вплоть до конца Второй мировой войны была ориентирована главным образом на креолов.

В 1891 г. уроки посещали не более 20% детей-индусов, а так называемые «школы кули» не соответствовали общепринятым стандартам [18].

Фактически работавшие на плантациях в качестве контрактных рабочих индусы и яванцы оказались в той изоляции, в которой до эмансипации пребывали креолы. Вместе с тем уже в начале XX в. наблюдалось зарождение общественной активности среди прибывавших из Азии контрактных рабочих.

В 1908 г. собравшиеся на открытии памятника Д. Б. Лайону* в Парамарибо [5] представители индусской общины заявили: «Мы больше не хотим, чтобы нас считали иностранцами, мы хотим быть теми, кем себя считаем, гражданами Суринама» [19].

Борьба индусов за свои права усиливалась по мере увеличения диаспоры: хотя последний транспорт из Британской Индии прибыл в Суринам в 1916 г., но высокая рождаемость обусловила постепенное повышение числа индусов (в 1910 г. они составляли 22% населения страны, а в 1940 г. - уже 30%) [20]. Это вызвало опасения со стороны креольской массы, воспринимавших себя к этому времени в качестве автохтонного населения.

16 Kortram S. Meer dan arts alleen: De maatschappelijke betekenis van huisarts Sophie Redmond in laat-koloniaal Surinamedissertatie. Proefschrift. Rotterdam: Erasmus Universiteit, 2014.

17 Lampe P.H.J. Enkele opmerkingen over den social-higienischen toestand en de geneeskundige verzorking van Suriname // De West-Indische Gids. 1926. № 1.

18 Hoefte R. In Place of Slavery: A Social History of British Indian and Javanese Laborers in Suriname. Gainesville: University Press of Florida, 1998. Р. 174-175.

19 Fokken M. «To be considered foreigners no longer? Hindustani claims to citizenship in Suriname 1873-1921». Paper presented at the Global Conference on Indian Diaspora, Institute for Social Studies, The Hague, October 5-7, 2017. P. 1 // URL: http://gcids2017.org/wp-content/up-loads/2017/09/Margriet-Fokken-Full-Paper.pdf

20 Speckmann J. De houding van de hindostaanse bevolkingsgroep in Suriname ten opzichte van de Creolen // Bijdragen tot de Taal-, Land-en Volkenkunde. 1963. № 1. Blz. 80.

* Лайон Джордж Барнет - иммиграционный агент, занимавшийся контрактными рабочими, один из лидеров национального движения. Памятник ему был создан на средства индийской общины.

Такова общая панорама жизни колонии в эпоху, которую можно смело назвать временем Антона де Кома.

Родившийся в 1898 г. в Парамарибо Антон де Ком был старшим в семье из шести детей. После окончания римско-католической школы он некоторое время проработал бухгалтером, а в 1921 г. после недолгих странствий по Карибскому региону перебрался в метрополию.

Здесь по финансовым причинам Антон оказался в составе гусарского полка, о чём осталась красноречивая запись в архиве: «Служил примерно, но не добился прогресса» [ 21, Ьк. 67]. Его сослуживцы характеризовали его как «хорошего товарища», который пользовался успехом у женщин благодаря как своему характеру и умению танцевать, так и цвету кожи [21, Ьк. 91]. Последнее обстоятельство не должно вызывать удивления: Антон был единственным темнокожим в гусарском полку, да и в целом Нидерланды в то время ещё не отличались современной гетерогенностью.

В дальнейшем он сменил немало профессий: бухгалтер в банке, торговый представитель в кофейной компании и т. д. [22]. Казалось, что его жизнь будет жизнью простого мигранта, ищущего лучшей доли. Однако кругозор мышления Антона выходил далеко за рамки привычного существования мигранта.

В Стране тюльпанов он увлекается поэзией, выступает за права темнокожих и рассказывает об эпохе рабства и работорговли в различных молодёжных кружках и объединениях. О том, насколько доходчивыми были слова Антона, свидетельствует то, что спустя несколько десятилетий их участники помнили речи «чёрного джентльмена» о рабах, маронах и прекрасных пейзажах» Суринама [23].

В конечном итоге практически неизвестная для голландцев жизнь далёкой западной колонии побудила Антона начать писать свой самый известный труд «Мы, рабы Суринама». Одновременно он вспоминал, как на уроках в суринамских школах ученики узнавали о знаменитых голландцах де Рюйтере, Клавдии Цивилисе и других героях далёкой им метрополии.

Позднее на страницах своей книги Антон говорил: «Нет лучшего способа воспитать чувство неполноценности народа, чем то историческое образование, в котором упоминаются и восхваляются только сыновья другого народа. Прошло много времени, прежде чем я освободился от мнения, что негр должен всегда и безоговорочно уступать любому белому человеку. Вот почему эта книга стремится вызвать у сури-намцев чувство собственного достоинства и, кроме того, продемонстрировать неверность идеи о благих намерениях голландцев во времена рабства» [24].

21 Oostindie G., Maduro E. In het land van de overheerser II: Antillianen en Surinamers in Ned-erland, 1634/1667-1954. Dordrecht: Foris Publication, 1986.

22 Oostindie G. Kom Cornelis Gerhard Anton de (1898-1945) // Biografisch Woordenboek van Nederland // URL:http://resources.huygens.knaw.nl/bwn1880-2000/lemmata/bwn5/kom

23 Knevel P. Wij slaven. Anti-koloniaal meesterwerk van Anton de Kom // Holland. Slavernij in Holland historisch tijdschrift historisch tijdschrift. 2014. № 1. Blz. 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 Kom A. de. Wij slaven van Suriname. Amsterdam: Contact, 1934.

Однако следует отметить и позитивный момент идентичности сури-намской и голландской систем образования: многие суринамцы гордились тем, что качество образования в колонии не уступало метрополии [25].

Но прежде, чем написать историю своей страны, необходимо было изучить различные источники. Антон обращается к подшивкам «Вест-Индского гида», листает «Описание Гвианы, сделанное в 1770 г.» Я. Харцинком. Но особое его внимание привлекли две работы. Автором первой из них - «Повествования о пятилетней экспедиции против восставших негров Суринама» - стал шотландский авантюрист Д. Стедмен, помимо традиционных величественных пейзажей далёкой Гвианы нарисовавший картину тяжёлой участи невольников. Прилагаемые к книге гравюры стали в глазах де Кома настоящим обвинительным актом рабовладельцам, дополнившим фрагменты его собственной памяти.

Не менее важной стала и работа голландского аболициониста Ж. Воль-берса «История Суринама». Будучи сыном художника, он под влиянием «Хижины дяди Тома» становится одним из

самых ярких обличителей голландской системы рабовладения.

В своём памфлете «Рабство в Суринаме, или Те же зверства, о которых говорится в "Хижине дяди Тома", также существуют в наших западноин-дийских колониях!» он писал: «Стоит ли удивляться, что те несчастные, которые были незаконно лишены свободы и на которых тяжёлым бременем ложится иго рабства, не оставляют попыток вернуть себе свободу?» [26]

А чего стоили приводимые Вольберсом слова суринамского губернатора в 1811-1816 гг. Пинсона Бонхэма [6]: «Я прожил в Вест-Индии 21 год и везде слышал, что самым суровым наказанием для негра была продажа на суринамские плантации. Я никогда не был в колонии, где с рабами обращаются так плохо, кормят так скверно и дают такую грубую одежду и тем не менее где они вынуждены выполнять такую непосильную работу» [27].

И всё же, как говорил Антон де Ком, «лучше, чем в книгах по истории, созданных белыми, плохое обращение с нашими отцами записано в наших собственных сердцах» [24]. Примечательно, что один из рецензентов на изданную в 2017 г. «Историю Суринама», журналист Х. Буддинга, заметил: «Это отличная книга с оговоркой, что история, вероятно, выглядела бы совершенно иначе, если бы была написана самими жителями страны».

Именно это было важнейшим отличием Антона де Кома от указанных авторов - он обладал глубоким знанием тех людей, о которых писал.

25 Kempen M. Een geschiedenis van de Surinaamse literatuur. Deel 4. De geschreven literatuur van 1923 tot 1975. Paramaribo: Uitgeverj Okopipi, 2002. Blz. 114 // URL: http://www.dbnl.org/ tekst/kemp009gesc04_01/colofon.htm

26 Wolbers J. De slavernij in Suriname, Of Dezelfde gruwelen der slavernij, die in de «Negerhut» geschetst zijn, bestaan ook in onze West-Indische kolonien! Amsterdam: H. de Hooghde Hoogh, 1853 // URL: http://www.gutenberg.org/files/31060/31060-h/31060-h.htm

27 Wolbers J. Geschiedenis van Suriname (facsimile van de eerste uitgave, Amsterdam 1861). Amsterdam S. Emmerling, 1970. Blz. 567 // URL: http://www.dbnl.org/tekst/wolb002gesc01_01/ colofon.htm

Действительно, как верно отметил П. Меел, шотландец-авантюрист Д. Стедмен был «внимательным, но временным гостем», а Вольберс «трудолюбивым обличителем, никогда не ступавшим на землю Суринама» [28].

Становление де Кома как лидера антиколониальной борьбы было бы невозможным без глубокого идейного развития, что получило отражение во многих его работах.

Библиография • References

Balkenhol M. Tracing Slavery. An Ethnography of Diaspora, Affect, and Cultural Heritage in Amsterdam. Academisch proefschrift. Vrije Universiteit Amsterdam, 2014. - 268 p. // URL: https://research.vu.nl/ws/portalfiles/portal/42136125/ complete+dissertation.pdf

Boots А, WoortmanR. Anton de Kom: Biografie 1898-1945/1945-2009. Amsterdam: Contact, 2009. - 546 blz.

Bosscher D. Alice Boots en Rob Woortman. «Anton de Kom». Tragische Held // Historisch Nieuwsblad. 2009. № 8 // URL: https://www.historischnieuwsblad.nl/ nl/artikel/26016/alice-boots-en-rob-woortman-anton-de-kom.html

Does I. Peace, Memories of Anton de Kom // URL: https://repeatingislands. com/2018/05/07/ida-does-peace-memories-of-anton-de-kom/

Everaert H. Changes in fertility and mortality around the abolition of slavery in Suriname // The History of the Family. 2011. Vol. 16. № 3. Р. 235-249.

Fokken M. «To be considered foreigners no longer? Hindustani claims to citizenship in Suriname 1873-1921». Рaper presented at the Global Conference on Indian Diaspora, Institute for Social Studies, The Hague, October 5-7, 2017. - 18 р. // URL: http://gcids2017.org/wp-content/uploads/2017/09/Margriet-Fokken-Full-Paper.pdf

Galos H. Les colonies et l'emancipation depuis la revolution de Fevrier // Revue des deux mondes. Vol. 23. № 8-9. Р. 741-772.

Hoefte R. In Place of Slavery: A Social History of British Indian and Javanese Laborers in Suriname. Gainesville: University Press of Florida, 1998. - 275 р.

Hyles J. R. Guiana and the Shadows of Empire. Colonial and Cultural Negotiations at the Edge of the World. Plymouth [USA]: Lexington Books, 2014. - 185 р.

Kempen M. Een geschiedenis van de Surinaamse literatuur. Deel 4. De geschreven literatuur van 1923 tot 1975. Paramaribo: Uitgeverij Okopipi, 2002. - 568 blz. // URL: http://www.dbnl.org/tekst/kemp009gesc04_01/colofon.htm

Kinshasa K. M. From Surinam to the Holocaust: Anton de Kom, a political migrant // The journal of Caribbean history. 2002. Vol. 36. № 1. Р. 33-68.

Knevel P. Wij slaven. Anti-koloniaal meesterwerk van Anton de Kom // Holland. Slavernij in Holland historisch tijdschrift historisch tijdschrift. 2014. № 1. Blz. 11-22.

Kom C. Gerhard Anton de // Biografisch Woordenboek van het Socialisme en de Arbeidersbeweging in Nederland // URL: https://socialhistory.org/bwsa/biografie/ kom

Kom A. de. Wij slaven van Suriname. Amsterdam: Contact, 1934. - 234 blz.

Kortram S. Meer dan arts alleen: De maatschappelijke betekenis van huisarts Sophie Redmond in laat-koloniaal Surinamedissertatie. Proefschrift. Rotterdam: Erasmus Universiteit, 2014. - 430 blz.

28 Meel P. Anton de Kom and the formative phase of Surinamese decolonization // New West Indian Guide / Nieuwe West-Indische Gids. 2009. Vol. 83. № 3-4. P. 254.

Kuitenbrouwer М. De Nederlandse afschaffing van de slavernij in vergelijkend perspectief // Bijdragen en Mededelingen betreffende de Geschiedenis der Nederlanden, 1978. Deel. 93. Blz. 69-99.

Lampe P.H.J. Enkele opmerkingen over den social-higienischen toestand en de geneeskundige verzorking van Suriname // De West-Indische Gids. 1926. № 1. Blz. 249-276.

Maele P. van.. Suriname negeert het verleden // Trouw // URL: https://www.trouw. nl/home/suriname-negeert-het-verleden~a48db5c9/

Meel P. Anton de Kom and the formative phase of Surinamese decolonization // New West Indian Guide / Nieuwe West-Indische Gids. 2009. Vol. 83. № 3-4. Р. 249-280.

Oostindie G. Kom Cornelis Gerhard Anton de (1898-1945) // Biografisch Woordenboek van Nederland // URL:http://resources.huygens.knaw.nl/bwn1880-2000/ lemmata/bwn5/kom

Oostindie G., Maduro E. In het land van de overheerser II: Antillianen en Surinamers in Nederland, 1634/1667-1954. Dordrecht: Foris Publication, 1986. - 254 blz.

Speckmann J. De houding van de hindostaanse bevolkingsgroep in Suriname ten opzichte van de Creolen // Bijdragen tot de Taal-, Land-en Volkenkunde. 1963. № 1. Blz. 76-92.

Stipriaan A. van. Suriname and the Abolition of Slavery // Fifty Years Later. Antislavery, Capitalism and Modernityin the Dutch Orbit / ed. G. Oostindie. Pittsburgh. University of Pittsburgh Press, 1996. - 272 р.

Teenstra M. D. De negerslaven in de kolonie Suriname. Dordrecht: H. Lagerweij, 1842. - 380 blz.

Vinter J. van. M. De openbare mening in Nederland over de afschaffing der slavernij // New West Indian Guide / Nieuwe West-Indische Gids. 1953. Vol. 34. № 1. Р. 61-90.

Wie was: Anton de Kom (1898-1945) // URL: https://socialisme.nu/wie-was-anton-de-kom-1898-1945/

Wolbers J. De slavernij in Suriname, Of Dezelfde gruwelen der slavernij, die in de «Negerhut» geschetst zijn, bestaan ook in onze West-Indische koloniën! Amsterdam: H. de Hooghde Hoogh, 1853 // URL: http://www.gutenberg.org/files/31060/31060-h/31060-h.htm

Wolbers J. Geschiedenis van Suriname (facsimile van de eerste uitgave, Amsterdam1861). Amsterdam S. Emmerling, 1970. - 849 blz. // URL: http://www. dbnl.org/tekst/wolb002gesc01_01/colofon.htm

Статья поступила в редакцию 6 сентября 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.