Научная статья на тему 'АНТИЦЕРКОВНАЯ ПРОПАГАНДА ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1920-Х ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ)'

АНТИЦЕРКОВНАЯ ПРОПАГАНДА ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1920-Х ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
80
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАДИМИРСКАЯ ГУБЕРНИЯ / 1920-Е ГГ / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / АНТИЦЕРКОВНАЯ ПРОПАГАНДА / СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / АНТИЦЕРКОВНЫЕ ЛЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Котлецов Владимир Викторович

На материалах Владимирской губернии в статье исследуются особенности государственно-церковных отношений во второй половине 1920-х гг., когда религия была объявлена одним из оплотов контрреволюции и реакции. Отмечается, что в рамках исследуемого периода резко обострились отношения между государственной властью и Русской Православной Церковью. Показано, что наиболее понятной для восприятия грамотным населением формой антицерковной работы стала публикация в периодической печати обличительных статей против религии, как таковой, а также против церковной администрации, религиозного образа жизни населения и пр. Автор анализирует статьи и заметки, опубликованные в газетах «Призыв» и «Голос кольчугинца» и представляющие собой характерные образцы публикаций периодической печати Владимирской губернии второй половины 1920-х гг. Проанализировано содержание публикаций, написанных как бывшими священнослужителями, так и корреспондентами исследуемых изданий. Выделены основные направления, формы и результаты антицерковной пропаганды - дискредитация религиозного образа жизни населения, дискредитация церковных праздников, антицерковная агитация среди жителей сёл и деревень губернии, превращение священнослужителей в классовых врагов советского человека. Обоснован вывод о том, что практика антицерковной пропаганды, проводимой местными органами власти во Владимирской губернии, привела к усугублению конфликта между властью и церковью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CHURCH PROPAGANDA IN THE VLADIMIR PROVINCE IN THE SECOND HALF OF THE 1920S. (BY THE MATERIALS OF THE PERIODICAL PRESS)

On the materials of the Vladimir province, the article examines the features of state-church relations in the second half of the 1920s, when religion was declared one of the strongholds of counter-revolution and reaction. It is noted that within the framework of the period under study, relations between the state authorities and the Russian Orthodox Church sharply worsened. It is shown that the most understandable form of anti-church work for the perception of the literate population was the publication in the periodical press of accusatory articles against religion as such, as well as against the church administration, the religious way of life of the population, etc. The author analyzes articles and notes published in the newspapers "Call" and "Voice of Kolchugin" and representing typical examples of publications of the periodical press of the Vladimir province of the second half of the 1920s. The content of publications written by both former clergymen and correspondents of the studied publications is analyzed. The main directions, forms and results of anti-church propaganda are highlighted - discrediting the religious way of life of the population, discrediting church holidays, anti-church agitation among the inhabitants of villages and villages of the province, turning clergy into class enemies of the Soviet people. The conclusion is substantiated that the practice of anti-church propaganda carried out by local authorities in the Vladimir province has led to an aggravation of the conflict between the authorities and the church.

Текст научной работы на тему «АНТИЦЕРКОВНАЯ ПРОПАГАНДА ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1920-Х ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ)»

13. По отчету Центрального комитета: Резолюция XIII съезда РКП(б) // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988). 9-е изд., доп и испр. - В 1б т. - М., 1983. - Т.3.

14. Очередные задачи экономической политики партии в связи с хозяйственными нуждами деревни: Резолюция пленума ЦК РКП(б). 23-30 апреля 1925г. // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988). 9-е изд., доп и испр. В 1б т. - М., 1983. - Т. 3.

15. О партийном строительстве: Резолюция XIV конференции ВКП(б) Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК (1898-1988). 9-е изд., доп и испр. В 1б т. - М., 1983. - Т. 3.

16. Пасс А.А. Неонэп Г.М. Маленкова и кооперативная промышленность в 1953-195б гг. // Вопросы истории. - 2014. - № 8.

References and Sources

1. Lenin V.I. X s"ezd RKP(b). Doklad o zamene razverstki natural'nym nalogom // Poln. sobr. soch. T. 43.

2. Lenin V.I. Interv'yu korrespondentu «Manchester Gardian» A. Ransomu // Poln. sobr. soch. T. 45.

3. Lenin V.I. XI s"ezd RKP(b). Zaklyuchitel'noe slovo po politicheskomu otchetu CK RKP(b) 28 marta 1921g. // Poln. sobr. soch. T. 45.

4. Lenin V.I. VII Moskovskaya gubpartkonferenciya 29-31 oktyabrya 1921 g. Doklad o novoj ekonomicheskoj politike 29 oktyabrya // Poln. sobr. soch. T. 44.

5. Kommunisticheskaya partiya Sovetskogo Soyuza v rezolyuciyah i resheniyah s"ezdov, konferencij i Plenumov CK (1898-1988). 9-e izd., dop i ispr. V 16 t. - M., 1983. - T. 2.

6. Nakaz SNK o provedenii v zhizn' nachal novoj ekonomicheskoj politiki: Dekret SNK ot 9 avgusta 1921g. // SU RSFSR. 1921. № 59. St. 403.

7. O sel'sko-hozyaj stvennoj kooperacii: Dekret VCIK i SNK // SU RSFSR. 1921. № б1. St. 434.

8. Lenin V.I. O grazhdanskom kodekse RSFSR: Pis'mo v Politbyuro CK RKP(b) // Poln. sobr. soch. T.44.

9. Lenin V.I. O mezhdunarodnom i vnutrennem polozhenii sovetskoj respubliki: Rech' na zasedanii kommunisticheskoj frakcii vserossijskogo s"ezda metallistov б marta 1922 g. // Poln. sobr. soch. T. 45.

10. Lenin V.I. XI s"ezd RKP(b). Politicheskij otchet Central'nogo komiteta RKP(b) 27 marta 1922 g. // Poln. sobr. soch. T. 45.

11. Gorinov M.M. Cakunov S.V. Leninskaya koncepciya NEPa: stanovlenie i razvitie // Voprosy istorii. - 1990. - № 4.

12. Lenin V.I. O kooperacii // Poln. sobr. soch. T. 45.

13. Po otchetu Central'nogo komiteta: Rezolyuciya XIII s"ezda RKP(b) // Kommunisticheskaya partiya Sovetskogo Soyuza v rezolyuciyah i resheniyah s"ezdov, konferencij i Plenumov CK (1898-1988). 9-e izd., dop i ispr. - V 16 t. - M., 1983. - T.3.

14. Ocherednye zadachi ekonomicheskoj politiki partii v svyazi s hozyajstvennymi nuzhdami derevni: Rezolyuciya plenuma CK RKP(b). 23-30 aprelya 1925g. // Kommunisticheskaya partiya Sovetskogo Soyuza v rezolyuciyah i resheniyah s"ezdov, konferencij i Plenumov CK (1898-1988). 9-e izd., dop i ispr. V 16 t. - M., 1983. - T. 3.

15. O partijnom stroitel'stve: Rezolyuciya XIV konferencii VKP(b) Kommunisticheskaya partiya Sovetskogo Soyuza v rezolyuciyah i resheniyah s"ezdov, konferencij i Plenumov CK (1898-1988). 9-e izd., dop i ispr. V 1б t. - M., 1983. - T. 3.

16. Pass A.A. Neonep G.M. Malenkova i kooperativnaya promyshlennost' v 1953-195б gg. // Voprosy istorii. - 2014. - № 8.

НИКУЛИН Виктор Васильевич - доктор исторических наук, профессор кафедры конституционного и административного права Тамбовского государственного технического университета

NIKULIN, VLADIMIR V. - Doctor of History, Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law, Tambov State Technical University (viktor.nikulin@mail.ru).

УДК 94(470.314).084.5;342.731 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-5-145-152

КОТЛЕЦОВ В.В.

АНТИЦЕРКОВНАЯ ПРОПАГАНДА ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1920-Х ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ)

Ключевые слова: Владимирская губерния, 1920-е гг., периодическая печать, антицерковная пропаганда, священнослужитель, религиозность населения, антицерковные лекции.

На материалах Владимирской губернии в статье исследуются особенности государственно-церковных отношений во второй половине 1920-х гг., когда религия была объявлена одним из оплотов контрреволюции и реакции. Отмечается, что в рамках исследуемого периода резко обострились отношения между государственной властью и Русской Православной Церковью. Показано, что наиболее понятной для восприятия грамотным населением формой антицерковной работы стала публикация в периодической печати обличительных статей против религии, как таковой, а также против церковной администрации, религиозного образа жизни населения и пр. Автор анализирует статьи и заметки, опубликованные в газетах «Призыв» и «Голос кольчугинца» и представляющие собой характерные образцы публикаций периодической печати Владимирской губернии второй половины 1920-х гг. Проанализировано содержание публикаций, написанных как бывшими священнослужителями, так и корреспондентами исследуемых изданий. Выделены основные направления, формы и результаты антицерковной пропаганды - дискредитация религиозного образа жизни населения, дискредитация церковных праздников, антицерковная агитация среди жителей сёл и деревень губернии, превращение священнослужителей в классовых врагов советского человека. Обоснован вывод о том, что практика антицерковной пропаганды, проводимой местными органами власти во Владимирской губернии, привела к усугублению конфликта между властью и церковью.

KOTLETSOV, V.V.

ANTI-CHURCH PROPAGANDA IN THE VLADIMIR PROVINCE IN THE SECOND HALF OF THE 1920S. (BY THE MATERIALS OF THE PERIODICAL PRESS)

Key words: Vladimir province, 1920s, periodicals, anti-church propaganda, clergyman, religiosity of the population, anti-church lectures.

On the materials of the Vladimir province, the article examines the features of state-church relations in the second half of the 1920s, when religion was declared one of the strongholds of counter-revolution and reaction. It is noted that within the framework of the period under study, relations between the state authorities and the Russian Orthodox Church sharply worsened. It is shown that the most understandable form of anti-church work for the perception of the literate population was the publication in the periodical press

of accusatory articles against religion as such, as well as against the church administration, the religious way of life of the population, etc. The author analyzes articles and notes published in the newspapers "Call" and "Voice of Kolchugin" and representing typical examples of publications of the periodical press of the Vladimir province of the second half of the 1920s. The content of publications written by both former clergymen and correspondents of the studied publications is analyzed. The main directions, forms and results of anti-church propaganda are highlighted - discrediting the religious way of life of the population, discrediting church holidays, anti-church agitation among the inhabitants of villages and villages of the province, turning clergy into class enemies of the Soviet people. The conclusion is substantiated that the practice of anti-church propaganda carried out by local authorities in the Vladimir province has led to an aggravation of the conflict between the authorities and the church.

Тема развития церковно-государственных отношений на современном этапе не теряет своей актуальности. Изучение особенностей взаимоотношений Русской Православной Церкви и местных органов власти с привлечением архивных материалов является важной задачей историков Владимирского края.

Обращаясь к советской политике в отношении религии, следует в первую очередь отметить, что правовая интерпретация Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 20 января (3 февраля) 1918 г. была выражена в последовательном сужении понимания принципа свободы совести. Так, Конституция РСФСР 1918 года провозглашала «свободу религиозной и антирелигиозной пропаганды». Тем самым обеспечивалось последовательное ограничение поля деятельности Русской Православной Церкви.

7 апреля 1925 г. умер Патриарх Московский и всея Руси Тихон, и органы советской власти запретили выбирать нового главу РПЦ МП. Местоблюстителем патриаршего престола стал митрополит Сергий (Старгородский), который в июле 1927 г. заявил о лояльности РПЦ к политике партии и правительства. В свою очередь, органы советской власти в это время предпринимали все новые попытки полностью поставить церковь под свой контроль. Однако до 1929 г. власть не проводила тотального наступления на религию с целью её полного уничтожения. Внесение в статью 4 Конституции РСФСР на XIV Всероссийском съезде Советов РСФСР в 1929 г. поправки заменило «свободу религиозной пропаганды» на «свободу религиозных исповеданий». При этом право антицерковной пропаганды за центральными и местными органами власти было сохранено. В феврале 1929 г. в губернии была разослана директива, подписанная секретарём ЦК ВКП (б) Л.М. Кагановичем, «О мерах по усилению антирелигиозной работы». Православное духовенство объявлялось в ней идеологическим противником большевиков. Поэтому изучение данного периода крайне важно для понимания изменений, которые происходили в конфессиональной политике партии большевиков.

Со второй половины 1920-х гг. на территории Владимирской губернии началась вторая волна гонений местных властей на институт Русской Православной Церкви. Данная кампания сопровождалась различными формами, в том числе закрытием храмов и культовых зданий, контролем за проведением обрядов, а также передачей церковного имущества в собственность местных властей для дальнейшей продажи. С повсеместным проведением политики ликвидации безграмотности, губернские органы власти всячески стремились привить населению возможность участия в обсуждении общественных вопросов, в том числе отношения к религии в ходе обострения классовой борьбы. Одной из форм антирелигиозной работы, проводимой в это время, была антицерковная пропаганда на страницах местных газет, направленная на осуждение религиозного образа жизни населения, создание из священников печатных образов врагов социалистического строительства.

В настоящее время появляются исследования, характеризующие региональную специфику развития государственно-церковных отношений в 1920-е гг., в том числе вопросы антицерковной пропаганды. Так, В.И. Захаров рассматривает отношения местных властей к РПЦ на территории Брянской губернии и приходит к выводу, что антирелигиозная пропаганда носила эпизодический характер и обострялась лишь в дни религиозных праздников [1]. Н.С. Майорова, изучая деятельность государственных и церковных органов и их отношения с школьным образованием в Верхнем Поволжье, говорит о проблемах построения светской школы [2]. Т.Н. Коголь рассматривает государственно-церковные отношения в 1917 - 1927 гг. в Западной Сибири, говоря о серьёзной работе властей в сфере антирелигиозной пропаганды [3].

Стоит отметить, что изучению политики властей Владимирской губернии в отношении РПЦ в 1920-е гг. посвящено небольшое количество краеведческих исследований. При этом вопрос восприятия этих отношений в периодической печати рассматривался фрагментарно. Кандидат

исторических наук О.В. Калюжная в своей работе «Антирелигиозная пропаганда во Владимирской губернии 1918 - 1925 гг.» раскрыла картину работы местных властей по антицерковному просвещению в период Гражданской войны и первые годы нэпа [4]. В монографии под редакцией профессора Е.И. Аринина «История религии во Владимирском крае (советский период)», вышедшей в 2018 г., дана общая картина отношений местных властей и церкви в означенный период развития государственности; вопросу пропаганды на страницах прессы уделено недостаточное внимание [5]. Ввиду этого изучение антицерковной пропаганды на страницах периодических изданий в последующий хронологический период (1925 - 1929 гг.) представляется актуальным. В нашей статье изучается антирелигиозная политика властей Владимирской губернии, нашедшая отражение на страницах местной периодической печати в период второй волны гонений на церковь в 1925 - 1929 гг. Также весьма важно определить формы и результаты политики дискредитации религиозного образа жизни населения.

Большое место в освещении вопросов и проблем общественной жизни, в том числе вопросов религиозного содержания, в губернии играли газеты «Призыв» и «Голос кольчугинца», хранящиеся ныне в отделе периодических изданий Владимирской областной научной библиотеки имени М. Горького.

Первая газета с названием «Призыв» вышла во Владимире 2 июля 1920 г. В 1922 г. «Призыв» издавался тиражом 1 500 экземпляров, в 1925 - уже 13 тысяч экземпляров [6]. Согласно Первой Всесоюзной переписи населения 1926 г., во Владимире проживало 39,7 тыс. человек [7]. Газета в четыре страницы, имевшая годовую подписку стоимостью в 6 рублей, выходила ежедневно. Тем самым, каждый третий городской житель имел возможность ежедневно читать «Призыв». Тематика статей была самой разнообразной - от международных новостей о борьбе рабочего класса с буржуазией и плановых показателей работы промышленных предприятий губернии, до различных вопросов повседневной жизни губернского и уездного населения.

К числу наиболее актуальных для местной печати следует отнести публикацию антицерковных материалов. По существу, местные органы власти отвели тогда священникам едва ли не «ведущую роль» в контрреволюционной деятельности, направленной против достижений социалистического строительства. На борьбу с церковью и религией при этом были мобилизованы как профессиональные агитаторы, так и перебежчики. Обличения церкви бывшими священниками были в этом плане особенно показательными. Так, бывший епископ Александр Воецкий подробно описывает весь «гнусный обман и позорное пятно» служения и миссионерства. Испытав на опыте и почерпнув необходимые знания в литературе, отец Александр пришёл к твёрдому убеждению, что «поповские хитросплетения - это мираж для эксплуатации народа». По его мнению, многие священнослужители шли в эти «профессии» ради тунеядства, с целью упрочить своё благосостояние за счёт тёмной, несознательной массы людей. У священников не было особой духовной силы, предающей верующим «благодать». Среди них процветали эгоизм, хитрость и пронырство. В этой связи, сам Александр Воецкий просил советскую власть простить его и дать возможность быть гражданином и верным сыном Советской республики [8, с. 4].

Огромный массив публикаций был посвящен разоблачениям отдельных священнослужителей. К примеру, Михаил Алесковский в статье «Архиерей лицом к деревне» обличал поведение архиерея (конкретный сан автор статьи не уточняет) Герасима. Автор в доступной для читателя форме обвинял Герасима в стремлении под видом «интереса к советской работе» собрать «пастаппарат» и провести богослужение. Однако данные действия закончились поджогом сарая, где велась служба, после которого никто уже «в церковь не заглянул» [9, с. 3].

Содержание многих статей говорит об успешных попытках местных селькоров дискредитировать перед населением образ священнослужителя и представить его в самом неблаговидном положении. В статье Веры Л-вой «Батюшки ходят, батюшки пьяные» повествуется об обильных «злоключениях священников, которые ходят с дьяками по домам собирать дань (в том числе и самогоном) на совершение молебствований. Автор статьи призывала волостных властей усилить среди молодёжи антирелигиозную работу [10, с. 3].

Стоит отметить тот факт, что газета «Призыв» сообщала и соответствующие международные новости. Публикация ТАСС (указано как автор) критиковала решение Веймарской республики в сентябре 1925 г. о введении преподавания в школах закона Божьего, как противоречащего положениям о «светской школе», обозначенным в конституции [11, с. 1].

Целый пласт статей в «Призыве» призывал повсеместно усилить антирелигиозную работу, к примеру, путем объяснений лекций на тему «А был ли Христос», что и было сделано в день Рождества Христова. Также, на 3 февраля 1925 г. было запланировано чтение лекции П.А. Еремеева «Что идёт на смену религии и почему?». В данной лекции рассматривались вопросы о подавлении человека религией, о природе добродетели, об отношениях науки и религии и др. На лекцию приглашались священники и «богоискатели» [12, с. 4].

Проводить антирелигиозную пропаганду в масштабах страны должна была, прежде всего, специализированная газета «Безбожник». 19 апреля 1925 г. прошёл первый съезд корреспондентов данного издания, на котором Е.М. Ярославский дал общий обзор борьбы с религиозными верованиями за последние 20 лет. Перейдя к средствам антирелигиозной пропаганды, главный редактор «Бежбожника» подчеркнул значение антирелигиозной литературы, кинолекций и собеседований. Работу предлагалось вести на конкретных фактах, избегая всего отвлечённого [13, с. 3]. В русле данной тенденции, к примеру, в статье «Поп на помощь «Безбожнику» анонимный автор описывал историю венчания в селе Марьино Любавской волости Новгородской губернии. При этом он в красках представил историю торга свадебного обоза с попом у церкви по поводу венчания. Поп заломил сумму в 12 рублей, тогда как гости готовы были отдать лишь 6 рублей. Под нажимом толпы поп, в итоге, вынужден был снизить цену до 8 рублей. Своими действиями, как сообщал автор, поп делал доброе дело [14, с. 1].

Особняком в антирелигиозной пропаганде стоял вопрос о колокольном звоне. В газеты систематически поступали жалобы горожан о том, что ежедневный звон мешает работы общественных учреждений, включая школы, училища, магазины (тогда как колокольный звон в сёлах по-прежнему оставался средством сбора сельского населения). Подобную историю в своей статье «Под колокольный звон» описывал П. Тихонравов. В село Спасское, разделённое на две части большим храмом, представители волостной партийной ячейки оправились собирать с местных жителей сельхозналог. Увидев, что все объекты соцстроительства (клуб, читальня) находятся в неудовлетворительно состоянии и не застав на месте председателя волостного схода, товарищи обратились к секретарю собрания. Тот приказал звонить в колокола и собирать народ. Узнав, что поп раньше жил барином, а теперь стал «красным», члены партячейки рассказали, что отныне платить налога «нужно рублей так на 10 меньше» [15, с. 3].

Одной из форм антирелигиозной работы на страницах периодической печати следует определить дискредитацию религиозного образа жизни населения. Большая роль в этом плане придавалась учителям, как основным вдохновителям идейно-политической работы, обеспечивающим идеологическую составляющую в жизни советского человека. Так в статье «Учитель не может быть верующим» некто Н.Г. сообщил, что в Ростове-на-Дону краевая конференция учителей дала наказ делегатам Всесоюзного учительского съезда изменить устав работы с тем, чтобы не приглашать «верующих» [16, с. 1]. Сообщение было весьма лаконичным и не предполагало механизмов определения «верующих» среди учителей.

Некто Антонов в своей статье поставил перед общественностью важный вопрос вовлечения в антирелигиозную работу женщин. Автор отмечал, что «веками угнетённая и, будучи рабыней дома и религии, женщина до сих пор находится во власти религиозного дурмана». В статье также подчеркивалось, что мужчины ещё не имеют должного влияния на женщину в деле антирелигиозного воспитания. Поэтому предлагалось проводить активную работу по линии партии и комсомола с привлечением членов Общества друзей газеты «Безбожник» (ОДГБ). В итоге, Антонов определял, что антицерковная работа и повсеместное распространение газеты «Безбожник» должны были стать одной из важных форм деятельности партийных и комсомольских органов [17, с. 3].

3 июня 1925 г. Владимирское епархиальное управление и церковный совет Троицкой церкви г. Владимира возбудили ходатайство о разрешении крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери по населённым пунктам Владимирского и Ковровского уездов. Однако, ввиду угрозы распространения сыпного тифа местные власти отказали ВЕУ и церковному совету [18, с. 4]. При этом на страницах «Призыва» церковь обвинили в распространении всевозможных заразных заболеваний. Так, С. Глинский в статье «Церковь и сифилис» писал о причинах распространения «дурной болезни» в селе Дуброво Муромского уезда. Одна из женщин заявила, что вскоре после причащения её ребёнок заболел, ввиду того, что священник причащает всех

одной ложечкой, и не думает о дезинфекции. Общее собрание, заслушав доклад приглашённого фельдшера о причинах сифилиса, призвало священника вытирать ложечку после каждого причащающегося и организовать отдельную очередь для сифилитиков. «И впрямь идут на причастие, как не ведают, что творят; «вкусить от тела и крови Христовой, а возвращаются от причастия сифилитиками», - делал вывод С. Глинский [19, с. 1].

Вторую половину 1920-х гг. в СССР по праву можно назвать временем развития авиации и самолётостроения. Исходя из этого, у антирелигиозных пропагандистов появился повод направить эти кампании в русло доказательства церковного обмана по отношению небесного нахождения Божией благодати. Так, А. Лукачевский в статье «Христос и красный лётчик» рисует карикатурный образ попа, как противника развития авиации. Автор называет Христа - самым замечательным лётчиком, который смог «безаппаратно подняться в небо». В этом отношении «христианский сын божий даже перещеголял исламского пророка Магомета, который поднялся на небо на кобыле, посланной Аллахом». Соответственно, автор статьи призывал в день вознесения «никогда не бывшего Христа» усилить агитацию за воздушный красный флот и вступление в Общество Друзей Воздушного Флота [20, с. 1].

С 1922 г. на Кольчугинском заводе по обработке цветных металлов началось производство нового сплава, получившего название «кольчугалюминий». В 1925 г. прошли первые испытания самолётов в конструкторском бюро А.Н. Туполева, которые продемонстрировали перспективность использования нового материала в самолётостроении. Такую важную новость не мог не заметить «Призыв», придав ей собственную интерпретацию с антирелигиозным контекстом. А. Козлов в статье «Самолёт в Кольчугино Бога не нашёл» описывает обряд так называемого «воздушного крещения» новых членов Авиахима. «В полёте участвовали два старика; один из них улыбается, другой - трусит. Но вот самолёт, оторвавшись с места, начинает подниматься ввысь. Сотни голов задрались в небо. Оркестр играет марш. Через полчаса самолёт сел. Старики, как дети выпрыгивают из кабинок, толпа начинает их качать. Подбегает молодёжь и спрашивает, видели ли они на небе Бога. На что старик ответил: «Был у Бога, да его не нашёл». Как сообщает автор, такое «воздушное крещение» прошёл не один десяток человек [21, с. 4].

Особенно настойчиво местные власти «сопротивлялись» празднованию населением главного христианского праздника - Пасхи. Многие статьи призывали выйти в этот праздничный день на коммунистические воскресники по уборке территории. Однако в сельской местности по-прежнему наблюдалось «пасхальное оживление». Об этом в одноимённой статье писал, к примеру, некто Д.С., отмечавший, что председатель сельсовета деревни Кузьмино Олтушевской волости Вязниковского уезда в пасхальные дни, будучи пьян, ругался с населением, чем многих перепугал. А член сельсовета Семяков в Дмитриевой Слободе Муромского уезда собирал с населения деньги на фейерверки и иллюминацию к пасхальной службе, что могло грозить развитию пожара [22, с.

3].

С апреля 1928 г. в Кольчугинском рабочем посёлке (с 1931 г. - городе Кольчугино) стала выходить газета «Голос кольчугинца», ставшая первым в посёлке общественно-политическим изданием. Четырёхстраничная газета тиражом 2000 экземпляров, ценой 5 копеек выходила ежедневно и распространялась, прежде всего, среди рабочих Кольчугинского металлургического завода. Тематика статей первых номеров была самой разнообразной - от международных новостей о борьбе рабочего класса с буржуазией и плановыми показателями работы цехов завода, до различных вопросов быта жителей посёлка и его окрестностей. Не все авторы подписывали свои статьи, ограничиваясь лишь анонимами «Тутошний», «Свой», «Самовидец», «Пострадавший» и др. Большинство статей, связанных с антирелигиозной пропагандой, вышли в свет в январе, апреле (период празднования главных православных праздников Рождества Христова и Христова Воскресенья (в газете упомянуто как Пасха). В другие месяцы статьи посвящались общей критике религиозного поведения и быта населения, а также критике самих священнослужителей и членов их семей.

Так, В. Шишанов в статье «Все силы безбожников на выполнение промфинплана» отводил церкви первое место во всей контрреволюционной работе: «Задушить социализм, раздавить коммунистическую революцию - вот цели всей контрреволюционной братии. Этой цели прямо служит рождественская сказка о никогда не бывшем в действительности рождения на земле христианского бога». По мнению автора: «Сказки о «рождестве христовом» не только никчёмны

и смешны, но и глубоко вредны, они мешают социалистическому строительству. Они нужны мировой буржуазии и всем классовым врагам для оглупления и затемнения массового сознания трудящихся» [23, с. 3]. Также номер газеты анонсировал проведение в клубе имени Ленина 7 января антирелигиозного вечера с чтением лекции «А был ли Христос?»

Несмотря подобного рода критику, некоторые люди всё же старались помогать церкви. Так, в деревне Кожино «священной поступью» ходила жена партийца Стрельникова и собирала деньги для уплаты церковного налога. Крестьяне смеялись над ней и говорили: «Лучше бы вербовала на заём». Самовидец (как обозначил себя автор статьи) предлагал мужу заняться перевоспитанием своей подруги [24, с. 3]. В селе Белавки попадья Ерёмина занималась спекуляцией, продавая мыло, табак, керосин по завышенным ценам, меняя их на дрова. Данные операции были замечены Завалинским райсельсоветом, однако мер наказания принято не было [25, с. 4].

В свою очередь, М. Попов уже 17 марта 1929 г. предлагал начать антипасхальную кампанию. Предлагалось не просто ограничиться чтением лекций сотрудниками Союза воинствующих безбожников, но и проводить широкую работу в деревне среди населения, включая женщин и детей. Необходимо было использовать все возможные средства массовой информации, включая газеты и радио, добиться новых подписчиков на безбожную печать, выполнить задания по сбору средств на трактор и т.д. [26, с. 4].

Некто М.Ш. в статье «Кому нужна Пасха?» прямо заявлял, что религиозно настроенные рабочие и крестьяне подвергаются сильному поповскому влиянию и в дни церковных праздников не выходят на работу [27, с. 3]. Так бригада лесорубов-возчиков в окрестностях Ленинграда (в газете печатались новости и из других городов) в дни «крещения» три дня каталась на санях, пила и хулиганила. Праздники Пасхи, приходившиеся на воскресенье, также могли вызвать прогулы рабочих. Так, рабочий ремонтно-механического цеха Тарасов просил у мастера 12 апреля выйти на работу с 2 часов дня, однако вышел лишь на следующий день. Тогда как партсобрание пароэлектрического цеха накануне Пасхи устроило антипасхальный субботник, в котором участвовало 125 человек, собравших 12 тонн чёрного металла и 1,5 тонны электропроводов. Данный подъём производства поддерживался автором статьи Кузнецовым. «Голос» сообщал и о других примерах «антипасхального труда»: рабочие Урицкого завода решили в воскресенье отработать, чтобы ликвидировать заводские прорывы. Подобным примером воспользовалась ударная бригада кабельного цеха, которая организовала штурмовую бригаду, приступившую к работе и не допустившую простоя машинного оборудования. Автор перечислял всех членов бригады и ставил их в пример другим рабочим [28, с. 2].

Некто Перо писал в газете, что правление Алексинского сельсовета не провело в антипасхальную кампанию разъяснительной работы. В результате чего многие жители пошли не в школу, где был проведён антирелигиозный вечер, а в церковь. Автор прямо обвиняет в случившемся бывшего члена церковного совета Барабанова, который пошёл в церковь и принял участие в пении [29, с. 3].

Нередко в «Голосе кольчугинца» публиковались и едкие стишки на антирелигиозную тему: «Звонит батя - нету мочи, Православных он зовёт / Встретить пасху батя хочет/ Затуманить ей народ./ Но теперь народ умнее, / Стал не нужен божий храм, / Школа, клуб ему нужнее/ И не верит он попам [30, с. 3].

Некто Мечь описывал неблаговидное поведение «божественной учительницы» Е.К. Чижовой, которая ходила по кривдинскому приходу, собирая деньги для открытия церкви. Пользуясь антицерковной необразованностью некоторой части крестьян, Чижова сумела собрать 39 рублей, а затем в день Пасхи с «божественным видом на физиономии» отправилась в бавленскую церковь с куличом. Автор статьи предлагал уволить эту «божественную учительницу», так как она не сможет воспитать молодёжь в коммунистическом духе [31, с. 2].

Следующие статьи, вышедшие в июне - ноябре 1929 г., обличали религиозное поведение населения. Большинство этих статей публиковались анонимно. Так, сообщалось, что на хуторе Шерна Коробовщинского сельсовета проживает коммунист Иван Смирнов. В его доме есть большое количество икон, которые висят на стене рядом с портретами советских вождей. Такое совмещение автор статьи считал недопустимым; «Поэтому Смирнову необходимо определиться: кто он - коммунист или церковник» [32, с. 3].

В деревне Бухарино Олисавинского сельсовета проживали братья Пётр и Иван Крайновы. Оба брата - члены партии. У одного из братьев умер ребёнок, которого хоронили по христианскому обычаю. После похорон оба брата совместно с попом заливали горе вином. Соответственно, анонимный автор требовал исключить Крайновых из партии. В деревне Алешки Флорищенского сельсовета продавец Кормилицын, председатель кооператива Самсонов и представитель сельсовета Дугин, будучи членами партии, отпраздновали праздник «Кузьмы-Демьяна» вместе с попами. Их также предлагалось гнать из партии [33, с. 3].

В целом, антицерковная пропаганда на страницах местной прессы во второй половине 1920-х гг. была исключительно активной, включавшей в себя различные формы. Прежде всего, она была направлена на усиление процесса уничтожения религиозного образа жизни городского и сельского населения, а также на прямую (порой очень жёсткую) критику священников и членов их семей, на «разоблачение «пережитков» (хождение в храм, освящение куличей и т.д.). Несмотря на всё это, население стремилось сохранить религиозность, порой подвергая себя существенной опасности, в том числе публичному осуждению, увольнению с работы, исключению из партии и комсомола.

Литература и источники

1. Захаров В.И. Взаимоотношения местных органов государственной власти и церкви на территории Брянской губернии в 1917 - 1929 гг. Дис. ... канд. ист. наук. - Брянск, 2012. - 261 с.

2. Майорова Н.С. Государство, церковь, школа и их взаимоотношения в 1917 - 1929 гг.: на материалах Верхнего Поволжья. Дис. ... канд. ист. наук. - Кострома, 2000. - 318 с.

3. Коголь Т.Н. Русская Православная церковь и государство 1917-1927 гг. (на материалах Западной Сибири). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Томск, 1996. - 21 с.: ил.

4. Калюжная О.В. Антирелигиозная политика в 1918-1925 гг. во Владимирской губернии (по материалам периодической печати). - Владимир; Нижний Новгород: ВЮИ ФСИН России, 2020. - 239 с. : ил.

5. История религий во Владимирском крае (советский период): монография / Е. И. Аринин, Арсенина О.В., иеромонах Варфоломей (С.Н. Минин) [и др.]; редкол.: Е.И. Аринин (отв. ред.), Л. А. Февралева (науч. ред.). - Владимир: Шерлок-Пресс, 2018. - 199 с. : ил. ; 20 см.

6. Артюх Д. Старейшее владимирское издание «Призыв» ликвидируют // Режим доступа: https://zebra-tv.ru/novosti/biznes/stareyshee-vladimirskoe-izdanie-prizyv-likvidiruyut

7. Перепись 2010 года: моментальная фотография области, // Владимирские ведомости, Владимир: 26 марта 2013 // Режим доступа: http://book3 3.ru/uncategorized

8. Воецкий А. Бывший поп разоблачает церковный обман // Призыв. - 1925. - 7 января.

9. Алесковский М. Архиерей лицом к деревне // Призыв. - 1925. - 17 мая.

10. Л-ваВ. Батюшки ходят, батюшки пьяные (по заметкам селькоров) // Призыв. - 1925. - 8 августа.

11. ТАСС. В Германии вводят религиозные школы // Призыв. - 1925. - 20 сентября.

12. Н.В. Лекция т. Еремеева П.А. // Призыв. - 1925. - 31 января.

13. Съезд корреспондентов «Безбожника» // Призыв. - 1925. - 23 апреля.

14. Поп на помощь «Безбожнику» // Призыв. - 1925. - 20 октября.

15. Тихонравов П. Под колокольный звон // Призыв. - 1925. - 13 августа.

16. Н.Г. Учитель не может быть верующим // Призыв. - 1925. - 11 января.

17. Антонов, Женщина и религия // Призыв. - 1925. - 18 июля.

18. Запрещение крестных ходов // Призыв. - 1925. - 30 мая.

19. Глинский С. Церковь и сифилис // Призыв. - 1925. - 8 апреля.

20. Лукачевский А. Христос и красный лётчик // Призыв. - 1925. - 28 мая.

21. Козлов А. Самолёт в Кольчугино Бога не нашёл // Призыв. - 1925. - 4 октября.

22. Д.С. Пасхальное оживление // Призыв. - 1925. - 26 апреля.

23. Шишанов В. Все силы безбожников на выполнение промфинплана // Голос кольчугинца. - 1929. - 7 января.

24. Религию ещё не забыли // Голос кольчугинца. - 1929. - 24 ноября.

25. Пострадавший, Попадья-спекулянтка // Голос кольчугинца. - 1929. - 7 января.

26. Попов М. Начать подготовку к антипасхальной кампании // Голос кольчугинца. - 1929. - 17 марта.

27. М.Ш. Кому нужна Пасха // Голос кольчугинца. - 1929. - 12 апреля.

28. Кузнецов. Вместо Пасхи - на субботник// Голос кольчугинца. - 1929. - 14 апреля.

29. Перо. Вместо школы - пошли в церковь // Голос кольчугинца. - 1929. - 26 апреля.

30. Тихомиров. Бьём по пасхальным прогулам, // Голос кольчугинца. - 1929. - 14 апреля.

31. Мечь. Божественная учительница // Голос кольчугинца. - 1929. - 21 апреля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Коммунист или церковник// Голос кольчугинца. - 1929. - 10 июня.

33. Коммунисты пьянствуют с попом // Голос кольчугинца. - 1929. - 18 августа.

References and Sources

1. Zaharov V.I. Vzaimootnosheniya mestnyh organov gosudarstvennoj vlasti i cerkvi na territorii Bryanskoj gubernii v 1917 - 1929 gg. Dis. ... kand. ist. nauk. - Bryansk, 2012. - 261 s.

2. Majorova N.S. Gosudarstvo, cerkov', shkola i ih vzaimootnosheniya v 1917 - 1929 gg.: na materialah Verhnego Povolzh'ya. Dis. ... kand. ist. nauk. - Kostroma, 2000. - 318 s.

3. Kogol' T.N. Russkaya Pravoslavnaya cerkov' i gosudarstvo 1917-1927 gg. (na materialah Zapadnoj Sibiri). Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. - Tomsk, 1996. - 21 s.: il.

4. Kalyuzhnaya O.V. Antireligioznaya politika v 1918-1925 gg. vo Vladimirskoj gubernii (po materialam periodicheskoj pechati). - Vladimir; Nizhnij Novgorod: VYUI FSIN Rossii, 2020. - 239 s. : il.

5. Istoriya religij vo Vladimirskom krae (sovetskij period): monografiya / E. I. Arinin, Arsenina O.V., ieromonah Varfolomej (S.N. Minin) [i dr.]; redkol.: E.I. Arinin (otv. red.), L. A. Fevraleva (nauch. red.). - Vladimir: SHerlok-Press, 2018. - 199 s. : il. ; 20 sm.

6. Artyuh D. Starejshee vladimirskoe izdanie «Prizyv» likvidiruyut // Rezhim dostupa: https://zebra-tv.ru/novosti/biznes/stareyshee-vladimirskoe-izdanie-prizyv-likvidiruyut

7. Perepis' 2010 goda: momental'naya fotografiya oblasti, // Vladimirskie vedomosti, Vladimir: 26 marta 2013 // Rezhim dostupa: http://book33 .ru/uncategorized

8. Voeckij A. Byvshij pop razoblachaet cerkovnyj obman // Prizyv. - 1925. - 7 yanvarya.

9. Aleskovskij M. Arhierej licom k derevne // Prizyv. - 1925. - 17 maya.

10. L-va V. Batyushki hodyat, batyushki p'yanye (po zametkam sel'korov) // Prizyv. - 1925. - 8 avgusta.

11. TASS. V Germanii vvodyat religioznye shkoly // Prizyv. - 1925. - 20 sentyabrya.

12. N.V. Lekciya t. Eremeeva P.A. // Prizyv. - 1925. - 31 yanvarya.

13. S"ezd korrespondentov «Bezbozhnika» // Prizyv. - 1925. - 23 aprelya.

14. Pop na pomoshch' «Bezbozhniku» // Prizyv. - 1925. - 20 oktyabrya.

15. Tihonravov P. Pod kolokol'nyj zvon // Prizyv. - 1925. - 13 avgusta.

16. N.G. Uchitel' ne mozhet byt' veruyushchim // Prizyv. - 1925. - 11 yanvarya.

17. Antonov, ZHenshchina i religiya // Prizyv. - 1925. - 18 iyulya.

18. Zapreshchenie krestnyh hodov // Prizyv. - 1925. - 30 maya.

19. Glinskij S. Cerkov' i sifilis // Prizyv. - 1925. - 8 aprelya.

20. Lukachevskij A. Hristos i krasnyj lyotchik // Prizyv. - 1925. - 28 maya.

21. Kozlov A. Samolyot v Kol'chugino Boga ne nashyol // Prizyv. - 1925. - 4 oktyabrya.

22. D.S. Paskhal'noe ozhivlenie // Prizyv. - 1925. - 26 aprelya.

23. SHishanov V. Vse sily bezbozhnikov na vypolnenie promfinplana // Golos kol'chuginca. - 1929. - 7 yanvarya.

24. Religiyu eshchyo ne zabyli // Golos kol'chuginca. - 1929. - 24 noyabrya.

25. Postradavshij, Popad'ya-spekulyantka // Golos kol'chuginca. - 1929. - 7 yanvarya.

26. Popov M. Nachat' podgotovku k antipaskhal'noj kampanii // Golos kol'chuginca. - 1929. - 17 marta.

27. M.SH. Komu nuzhna Paskha // Golos kol'chuginca. - 1929. - 12 aprelya.

28. Kuznecov. Vmesto Paskhi - na subbotnik// Golos kol'chuginca. - 1929. - 14 aprelya.

29. Pero. Vmesto shkoly - poshli v cerkov' // Golos kol'chuginca. - 1929. - 26 aprelya.

30. Tihomirov. B'yom po paskhal'nym progulam, // Golos kol'chuginca. - 1929. - 14 aprelya.

31. Mech'. Bozhestvennaya uchitel'nica // Golos kol'chuginca. - 1929. - 21 aprelya.

32. Kommunist ili cerkovnik// Golos kol'chuginca. - 1929. - 10 iyunya.

33. Kommunisty p'yanstvuyut s popom // Golos kol'chuginca. - 1929. - 18 avgusta.

КОТЛЕЦОВ ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ - старший преподаватель кафедры истории, археологии и краеведения Гуманитарного института Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (kotletsov1993@yandex.ru)

KOTLETSOV, VLADIMIR V. - Senior Lecturer, Department of History, Archeology and Local Lore, Humanitarian Institute of Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs (kotletsov1993@yandex.ru).

УДК 94(470.67) «1941/1945» DOI: 10.24412/2308-264X-2022-5-152-158

РЫБАК И. В., ГАЛЯС И.А. СЕВАСТОПОЛЬ НАКАНУНЕ И В ПЕРВЫЕ ДНИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: К ВОПРОСУ О БОЕГОТОВНОСТИ БАЗЫ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Крым, Севастопольский оборонительный район, Черноморский флот, военно-морская база.

В статье рассмотрена проблема готовности военных частей Красной Армии и Черноморского флота в Севастополе к отражению нападения Германии. Охарактеризован боевой потенциал, освещены особенности работы, осуществленной накануне войны - в 1940-1941 гг. - в целях укрепления оборонной инфраструктуры города. В контексте сравнительной характеристики планов и сил противоборствующих сторон, проанализировано качество подготовки флота и расположенных в городе воинских частей к ведению военных действий на территории Севастопольского оборонительного района. Отмечено, что, несмотря на утверждения целого ряда авторов о неготовности советских вооруженных сил к началу войны, благодаря грамотным действиям наркома ВМФ СССР Н.Г. Кузнецова Черноморский флот находился в состоянии постоянной боевой готовности, успешно отражал налеты вражеской авиации и, в свою очередь, наносил ответные удары по Констанце, Сулине, нефтепромышленному району Плоешти.

RYBAK, I.V., GALYAS, I.A.

SEVASTOPOL ON THE EVE AND IN THE FIRST DAYS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR: TO THE QUESTION OF

THE BLACK SEA FLEET BASE COMBAT READINESS

Key words: Great Patriotic War, Crimea, Sevastopol defensive region, Black Sea Fleet, naval base.

The article deals with the problem of the readiness of the military units of the Red Army and the Black Sea Fleet in Sevastopol to repulse the German attack. The combat potential is characterized, the features of the work carried out on the eve of the war - in 19401941 are highlighted. - in order to strengthen the defense infrastructure of the city. In the context of a comparative description of the plans and forces of the warring parties, the quality of the preparation of the fleet and military units located in the city for conducting military operations on the territory of the Sevastopol defensive region is analyzed. It is noted that, despite the statements of a number of authors about the unpreparedness of the Soviet armed forces for the start of the war, thanks to the competent actions of the People's Commissar of the Navy of the USSR N.G. Kuznetsov, the Black Sea Fleet was in a state of constant combat readiness, successfully repulsed enemy air raids and, in turn, struck back at Constanta, Sulina, and the Ploiesti oil-industrial region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.